УДК 340.154
С.К. ИВАНОВ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVII-XVIII ВЕКАХ
Ключевые слова: миграция, пропускной режим, документы, удостоверяющие личность, возникновение паспортной системы.
Дан анализ становления и развития системы контроля за миграционными процессами в Российской империи в XVII-XVIII вв. Исследованы основные нормативные акты, регулировавшие миграционную политику государства и особенности перемещения по стране различных сословных, этнических и социальных групп населения.
S.K. IVANOV LEGAL ADJUSTMENT OF THE CONTROL SYSTEM FOR THE MIGRATORY PROCESSES IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE 17-18 CENTURIES
Key words: migration, passing system, documents identifying the person's mankind, origin of the passport system.
The article is devoted to the analysis of becoming and development of the control system for the migratory processes in the Russia Empire of the 17-18 centuries. The main normative acts regulated the migratory state politics and the specialities of the migration about the country of various class, ethnical and social groups of people have been researched.
Система тотального контроля за передвижением населения начала складываться в России на рубеже XVII-XVIII вв. По мнению большинства исследователей, занимавшихся изучением данного вопроса, ее основы были заложены в 1714-1724 гг. [2, 4, 7, 9]. Первоначально объектом миграционного контроля были в основном иностранцы. В связи с значительным отставанием в развитии от западноевропейских государств привлечение иностранных специалистов для решения экономических, военных, научных и иных целей было давней традицией в Российском государстве, но «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий» [6, с. 12].
Если в XV-XVII вв. приглашались в основном специалисты в области архитектуры, фортификации, оружейного дела, военнослужащие, механики и корабельщики, то в XVIII в. миграционный поток из-за рубежа становится массовым, что потребовало соответствующего правового оформления. Рядом указов иностранные мигранты получили вместе с российским подданством довольно широкие права и привилегии. В этот период «осуществляя непосредственное руководство создаваемой миграционной системой, царствующая особа позаботилась об обеспечении переселенцев, существенно дополнив ... законодательные акты законами о льготах и привилегиях для них, реестрами свободных и удобных для поселения земель» [1, с. 158]. Мигранты освобождались от обязательной гражданской службы, уплаты налога вне зависимости от численности населения в колонии и рода деятельности; не несли воинскую повинность; обладали свободой вероисповедания; им выдавались из казны ссуды на десять лет для обзаведения хозяйством. Но уже к 20-м годам XVII в. с введением политики протекционизма в торговле и промышленности пребывание иностранцев в России начинает жестко регламентироваться указами «об иноземцах».
В начале XVIII в. начинает складываться отечественная паспортная система. Первоначально указом императора в 1714 г. воеводам и губернаторам запрещалось пропускать через провинции и губернии людей без паспортов [9, с. 18]. Во-
инским уставом 1715 г. караульным предписывалось у проезжающих спрашивать и проверять паспорта, а беспаспортных задерживать до установления личности.
Указ от 30 октября 1719 г. «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут» предписывал: «...кто...где ни будет на пути едущий или идущий пойман, а пашпорта или проезжева или прохожева письма иметь не будет: такие люди потому же за недобрых или за прямых воров будут признаваться, и поведено будет ими разыскивать.» [20].
Вскоре последовавшая «Инструкция полевых и гарнизонных команд офицерам, отправленных для сыску беглых драгун, солдат, матросов и рекрут и для искоренения воров и разбойников и пристанодержателей их» повторила требование указа от 30 октября 1719 г. о запрете отлучаться с места жительства без паспортов, проезжих и прохожих писем, выдаваемых местным начальством [21]. Изданный в этом же году указ предписывал, чтобы в Петербурге «никто из жителей без поручных записей не держал у себя дома плотников, каменщиков и прочих мастеровых и всяких пришлых людей, дабы от них много воровства, татьбы и убийств» [25, с. 3].
К нарушителям паспортного режима применялись суровые меры; хозяев, не сообщившим в полицию о своих постояльцах или принятых на работу, наказывали на площадях кнутом, заключали в тюрьму, конфисковывали имущество и ссылали на галеры и т.д.
Важное значение в выстраивании системы учета населения имел подписанный 6 июня 1724 г. Петром I «Плакат», с которым справедливо связывают установление паспортной системы и для податного сельского населения. Жители, вблизи сёл которых расквартированы войска, обязаны были иметь индивидуальное свидетельство, удостоверяющее личность. Делалось это в первую очередь для предупреждения дезертирства из войск, что и было одной из причин развития паспортной системы того времени.
«Плакат» установил обязательность паспорта и для облегчения розыска крепостных и дезертиров. Все лица, не имевшие паспортов или имевшие просроченные паспорта, считались беглыми, их задерживали и отсылали в действующую армию [3, с. 57].
Этим же указом для податных сословий вводилось два вида документов, удостоверяющих личность: «покормежные» и «пропускные» письма. Первые выдавались крестьянам на отъезд для «прокормления себя работой» в пределах уезда, не далее 30 верст от своего двора. За пределами своего уезда или далее 30 верст от двора крестьян с покормежными паспортами предписывалось задерживать как беглых и возвращать на прежнее место жительства [22].
«Пропускные» письма выдавались крестьянам для поисков работы за пределами своего уезда. Крестьянин с письменным разрешением от своего владельца, а в случае его отсутствия, управляющего или приходского священника, являлся к главе уезда - земскому комиссару. Полученное у крестьянина письмо земский комиссар, проверив на подлинность и взяв сбор в сумме 2 коп., оставлял у себя, взамен выдавая «пропускное» письмо, заверенное подписью и печатью командира полка, дислоцирующегося в данном уезде. В пропускном письме указывался срок, на который отпущен крестьянин, его «рост, лицо и особые приметы», «дабы кто другой воровски получа оное не волгался».
Брать с собой жен и детей запрещалось. Крестьяне, уходившие с семьями или с просроченными пропусками, считались беглыми. Лица пропустившие их на заставах, бравшие на работу или пускавшие на ночлег, подлежали наказанию. «Отпускные» и «пропускные» письма выдавались на срок не более трех лет. Позже такие документы стали именоваться «покормежными письмами».
В связи с привлечением большого количества крепостных крестьян на строительство Санкт-Петербурга, крепостей, портов и других объектов и массовыми рекрутскими наборами правительство вынуждено было разрешить отпуск на заработки государственных и дворцовых крестьян. Однако численность отпускаемых была строго ограничена, так как отсутствие работника не освобождало волость от уплаты его доли податей.
Отпускаемый на заработки крестьянин должен был сначала получить у старосты соответствующую справку, а затем явиться в уездное казначейство, где ему выдавали отпускной паспорт. Срок его действия не превышал трех лет. Первоначально такие паспорта представляли собой листок гербовой бумаги, на котором писарем вносились фамилия, имя, отчество владельца, его приметы и срок действия документа. Впоследствии появились «печатные пашпорта», изготовленные типографским способом.
Некоторые отличия в порядке получения паспортов сохранялись для лиц торгового сословия, но в 1744 г. Сенатским указом было установлено общее правило, по которому лицам торгового сословия и крестьянам выдавались одинаковые печатные паспорта.
В марте 1744 г. вышел указ Сената «О даче ямщикам и купцам по желанию их паспортов из тех мест, где они ведомы», согласно которому «для работы и промыслу в дальних уездах выдавать паспорта печатные ямщикам из Ямской канцелярии и от ямских управителей, а купцам из магистратов, где их нет, из ратушей». Указ устанавливал, что за пределы уезда без печатных паспортов представителей данной категории населения пропускать запрещается [16].
К концу XVIII в. действие паспортной системы было распространено на все сословия, включая и дворянство. Дворяне, не состоявшие на службе, и чиновники, уволенные в связи с «упразднением мест», поступали в ведение Герольдии, в которой должны были получить паспорта «для жительства до определения к месту». Дворянам, уезжающим в отпуск с места службы, выдавались отпускные паспорта, в которых указывались место проведения и срок отпуска, а в соответствии с указом Сената от 18 августа 1798 г., указывались должность и место службы дворянина. Прибыв к месту проведения отпуска, чиновник обязан был предъявить паспорт местной полиции. Местная полиция и прокурор обязаны были следить за тем, чтобы чиновники своевременно возвращались к месту службы [12, 19].
В 1798 г. вводятся паспорта для купцов, отъезжающих по коммерческим делам.
В первой четверти XVIII в. в целях борьбы с преступностью, нищенством и бродяжничеством, а также для выявления беглых и дезертиров в городах издается серия указов, запрещающих городским обывателям принимать на постой и работу лиц «не имеющих о себе явного свидетельства или поручных записей». Обо всех лицах, которым предоставлялось жилье или работа, горожане обязаны были информировать полицию [13, 14]. К середине XVIII в. паспорта окончательно заменили «поручные записи» и превратились в основной документ, позволяющий жить и работать в городах пришлому населению.
На основании указа Сената от 26 апреля 1762 г. с городских обывателей стали взиматься пошлины на содержание городской полиции «за всех пускаемых в дома и принимаемых в услужение и работу» [17]. Устав цехов 1799 г. внес дополнения в паспортный режим городов России. Городским обывателям, записанным в цех, стали выдаваться свидетельства, которые вместо паспортов служили основанием для проживания в городах. Свидетельства выдавались цеховыми управами лицам, записанным в цех, на тот срок, за который ими были уп-
лачены подати, временным членам цехов - только на срок, указанный в паспорте, с которым они прибыли в город. «Свидетельства цеховыми даваемые» были печатными, «прописи в них ясные, с ясным же приложением печати, а для предотвращения подлога имели известные цеховой управе и полиции тайные знаки». Записанный в цех обязан был в тот же день предъявить свидетельство надзирателю квартала, в котором он намеревается жить, чтобы в случае утраты свидетельства его не считали за беглого. Трудоустроиться на казенные работы (заводы, мануфактуры, морские и речные суда) можно было только при наличии пропускных или покормежных паспортов [15, 23, 24]. «Фабриканты и заводчики требовали предъявления паспорта при найме на работу даже в том случае, если нанимавшийся крестьянин жил в соседней деревне» [8, с. 28, 71, 82]. Все беспаспортные, работавшие на заводах и мануфактурах, при очередной ревизии закрепощались и приписывались к ним [5, с. 63].
Особые режимы проживания и передвижения по стране были установлены для цыган (государство пыталось заставить их жить оседло), евреев (им было запрещено проживание во внутренних губерниях Российской империи) и публично наказанных преступников (которым запрещено было проживать в столичных и губернских городах). 4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а в 1763 г. - Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают».
В 70-х годах XVIII в. окончательно оформляется особый пропускной режим, вводимый на отдельных территориях, в связи с эпидемиями и эпизоотиями. Впервые об этом упоминается в Воинском уставе 1715 г, а более подробно регламентируется серией указов 1771-1773 гг. во время эпидемии моровой язвы. Указами предусматривалось создание карантинных застав на границе с зараженными районами.
Лицам, прошедшим шестинедельный карантин, для проезда вглубь страны выдавались письменные аттестаты. Ввозимые товары, прошедшие карантин, опечатывались на подводах, количество которых указывалось в аттестате. При въезде в ближайший от карантинной заставы город аттестаты предъявлялись местным полицейским органам, которые, проверив подлинность свидетельства и сохранность печатей на подводах, выдавали новые аттестаты с разрешением ехать «кто куда похочет», а подводы распечатывались. Лица, нарушившие карантинный режим, арестовывались, а их имущество и товар сжигались. Командам речных и морских судов, пришедшим из эпидемиологически неблагоприятных регионов, под угрозой смертной казни запрещалось покидать корабль до окончания карантинного срока [11, 18].
По мнению Т.Б. Николаевой, как представляется совершенно обоснованному, в первой половине XVIII в. в России были заложены основы российского законодательства о паспортах, а к концу века сформировалась достаточно стройная паспортная система, в основе которой лежал принцип сословного деления. Она позволяла весьма успешно осуществлять контроль за миграционными потоками населения на территории государства. Законодательство, регламентирующее учет населения и паспортный режим, стало юридической основой системы миграционного контроля Российской империи [10, с. 21].
Литература и источники
1. Абдулатипов Р.Г. Россия: В чем суть твоего бытия? / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова. М.: Республика, 1994.
2. Андреевский И.Е. Полицейское право: в 2 т. / И.Е. Андреевский. СПб., 1893. Т. 1.
3. Белявский Н.Н. Полицейское право / Н.Н. Белявский. Юрьев, 1904.
4. Бортвинов М.М. Бродяжничество по русскому праву / М.М. Бортвинов. СПб., 1905.
5. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI-начало XX в.) / Я.Е. Водарский. М.: Просвещение, 1973. С. 63.
6. Воробьева ОД Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России»/ ОД Воробьева. М., 2001.
7. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право / В.Ф. Дерюжинский. СПб., 1911.
8. Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий класс в России / В.Я. Лаверьчев. М., 1972.
9. Мулукаев Р.С. Полиция в России (1Х - начала XX в.) / Р.С. Мулукаев. Н. Новгород: НВШ МВД РФ, 1993,
286 с.
10.Николаева Т.Б. Паспортная система России: формирование и механизм функционирования во второй половине XVII-начале X1X в. (Историко-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Т.Б. Николаева. Н. Новгород, 2003. С. 21.
11.ПСЗ-1. T. XIX. № 13552, 13799, 13954.
12.ПСЗ-1. T. XIX. № 13635.
13.ПСЗ-1. Т. V. № 2862, № 3203, 3212;
14.ПСЗ-1. Т. VI. № 4047.
15.ПСЗ-1. Т. XI, № 8836.
16.ПСЗ-1. Т. XII. № 8889.
17.ПСЗ-1. Т. XV, 11521.
18.ПСЗ-1. Т. XXI, № 15176 (п. 51-52).
19.ПСЗ-1. Т. XXV. № 18574.
20.ПСЗ-1.Т. V. № 3445.
21.ПСЗ-1.Т. V. № 3477 (п. 8).
22.ПСЗ-1.Т. VIII, № 4533 (п. 12).
23.Т. XXI, № 15176 (п. 10).
24.Т. XXV, № 19187 (п. 5-8).
25.Труды комиссии по пересмотру устава о паспортах. СПб., 1861. С. 3.
ИВАНОВ СТАНИСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата юридических наук кафедры теории и истории государства и права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
IVANOV STANISLAV KONSTANTINOVICH - competitor of scientific degree of Juridical Sciences candidate of Theory and History of State and Rights department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.