Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАБИНЕТА С.Ю. ВИТТЕ И УТРАЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАБИНЕТА С.Ю. ВИТТЕ И УТРАЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАБИНЕТА С.Ю. ВИТТЕ / ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ 17 ОКТЯБРЯ 1905 ГОДА И 23 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА / ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ / АГРАРНЫЙ ВОПРОС / GOVERNMENTAL CONSTITUTIONALISM / THE LEGISLATIVE PROGRAM OF THE CABINET OF S.YU. WITTE / THE FIRST STATE DUMA / CONSTITUTIONAL ACTS OF OCTOBER 17 / 1905 AND APRIL 23 / 1906 / ALIENATION OF PRIVATE LAND OWNERSHIP / LAND ISSUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гоголевский Александр Владимирович

Статья посвящена рассмотрению предназначенной для Первой Государственной думы законодательной программы кабинета С.Ю. Витте и ее влиянию на развитие правительственного конституционализма в период созыва первого народного представительства. Сформулирован вывод о вероятности прохождения программы в Думе при условии поддержки правительством конституционных актов 17 октября 1905 года и 23 апреля 1906 года. Дана оценка готовности С.Ю. Витте к созидательной законотворческой работе с Первой Думой. Прослежен противоречивый характер правительственного конституционализма, заключавшийся в отвержении им принципа отчуждения частного землевладения как коренного условия соглашения с народным представительством, сформированного на основании декабрьского избирательного закона 1905 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гоголевский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISLATIVE PROGRAM OF THE CABINET OF S. YU. WITTE AND THE LOST OPPORTUNITIES OF GOVERNMENT CONSTITUTIONALISM

The article is devoted to the consideration of the legislative program of the cabinet of S.Yu. Witte intended for the First State Duma and its influence on the development of governmental constitutionalism during the convocation of the first national government. The conclusion is made about the probability of passing the program in the Duma, provided that the government supports constitutional acts of October 17, 1905 and April 23, 1906. The assessment of S.Yu. Witte’s readiness to creative legislative work with the First Duma is given in the article. The contradictory nature of government constitutionalism which consisted of the rejection of the principle of alienation of private land ownership as the fundamental condition for the agreement with the national representation, formed on the basis of the December election law of 1905 is traced.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАБИНЕТА С.Ю. ВИТТЕ И УТРАЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА»

Статья / Article

УДК / UDC 342.41

Законодательная программа кабинета С.Ю. Витте и утраченные возможности правительственного конституционализма

А. В. Гоголевский

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена рассмотрению предназначенной для Первой Государственной думы законодательной программы кабинета С.Ю. Витте и ее влиянию на развитие правительственного конституционализма в период созыва первого народного представительства.

Сформулирован вывод о вероятности прохождения программы в Думе при условии поддержки правительством конституционных актов 17 октября 1905 года и 23 апреля 1906 года. Дана оценка готовности С.Ю. Витте к созидательной законотворческой работе с Первой Думой.

Прослежен противоречивый характер правительственного конституционализма, заключавшийся в отвержении им принципа отчуждения частного землевладения как коренного условия соглашения с народным представительством, сформированного на основании декабрьского избирательного закона 1905 года.

Ключевые слова: правительственный конституционализм, законодательная программа кабинета С.Ю. Витте, Первая Государственная дума, конституционные акты 17 октября 1905 года и 23 апреля 1906 года, отчуждение частного землевладения, аграрный вопрос

Для цитирования: Гоголевский А.В. Законодательная программа кабинета С.Ю. Витте и утраченные возможности правительственного конституционализма // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 4 (62). С. 41-47.

The legislative program of the Cabinet of S. Yu. Witte and the lost opportunities of government constitutionalism

Aleksandr V. Gogolevskii

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

© Гоголевский А.В., 2020

The article is devoted to the consideration of the legislative program of the cabinet of S.Yu. Witte intended for the First State Duma and its influence on the development of governmental constitutionalism during the convocation of the first national government. The conclusion is made about the probability of passing the program in the Duma, provided that the government supports constitutional acts of October 17, 1905 and April 23, 1906. The assessment of S.Yu. Witte's readiness to creative legislative work with the First Duma is given in the article. The contradictory nature of government constitutionalism which consisted of the rejection of the principle of alienation of private land ownership as the fundamental condition for the agreement with the national representation, formed on the basis of the December election law of 1905 is traced.

Key words: governmental constitutionalism, the legislative program of the cabinet of S.Yu. Witte, the First State Duma, constitutional acts of October 17, 1905 and April 23, 1906, alienation of private land ownership, the land issue.

For citation: Gogolevskii, A.V. (2020) Zakonodatel'naya programma kabineta S.Yu. Vitte i utrachenny'e vozmozhnosti pravitel'stvennogo konstitucionalizma [The legislative program of the Cabinet of S. Yu. Witte and the lost opportunities of government constitutionalism]. Leningradskii yuridicheskii zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 4(62). рр. 4147. (In Russian).

Введение

Предназначенные для рассмотрения первой Государственной думой законопроекты кабинета С.Ю. Витте не получили сколько-нибудь развернутого освещения в научной литературе. Между тем, в них легко видеть важное свидетельство развития правительственного конституционализма, русло которого определяли как колебания двора, так и динамика общественно-политической борьбы в период созыва первого русского парламента.

Манифест 17 октября 1905 года установил в России законодательную ветвь власти. Акты 20 февраля и 23 апреля 1906 года существенно ограничили полномочия Государственной Думы. Тем не менее, после ее избрания ни один закон не мог вступить в силу без одобрения его депутатами. Следовательно, правительству С.Ю. Витте пришлось немедленно приступить к подготовке законодательных предложений для Первой Думы, независимо от исхода развернувшейся в начале 1906 года избирательной кампании.

Законодательные предложения кабинета С.Ю. Витте для первой Государственной думы

Разумеется, в число первоочередных выдвинулся аграрный вопрос, поскольку погромы помещичьих имений на рубеже 1905/1906 годов охватили много губерний, вызвав повальное бегство помещиков из деревни. С.Ю. Витте немедленно занялся разработкой неотложных мер для преодоления крестьянского малоземелья. Его позиция неоднократно затрагивалась в историко-правовой литературе. [2, с. 274-278] Несомненно, предпринятые властью попытки отчуждения частновладельческих земель (проект А.А. Кауфмана - Н.Н. Кутлера) носили сугубо конъюнктурный характер. С.Ю. Витте не принадлежал к числу сторонников секуляризации. Однако, обладая выдающимся государственным умом, готов был пренебречь принципами для блага Отечества. Именно С.Ю. Витте, будучи убежденным монархистом, инициировал Манифест 17 октября 1905 года, изменивший облик русской государственности. Как вспоминал министр народного просвещения И.И. Толстой, глава кабинета на первых заседаниях Совета Министров поддержал идею отчуждения части помещичьего землевладения, отвергая принцип неприкосновенности собственности. Как заявлял С.Ю. Витте, «все прикосновенно для общей пользы», а, следовательно, важно рассмотреть полезно или вредно для России лишение помещиков части их владений [4, с. 213-214]. Но как только армия подавила аграрные выступления, С.Ю. Витте тотчас переменил свою позицию. Благо, нашелся и отличный повод: резолюция, начертанная Николаем II на полях высочайшего доклада С.Ю. Витте от 10 января 1906 года: «Частная собственность должна оставаться неприкосновенной» [1, с. 78]. Конечно, царская воля никогда не останавливала С.Ю. Витте, если он пребывал в полной уверенности в собственной правоте. Но не в этот раз. Поскольку крестьян силой привели в повиновение, глава кабинета не счел нужным отстаивать чрезвычайные меры для их успокоения, пожертвовав уволенным от должности главноуправляющим землеустройством и земледелием Н.Н. Кутле-ром. В собственных записках С.Ю. Витте тщательно обошел стороной подрывавший частное землевладение законопроект, сосредоточившись совсем на иной законодательной новелле. 25 августа 1912 года С.Ю. Витте следующим образом очертил законодательную программу, с которой правительство намеревалось идти в Первую Думу: «В основание преобразования мое министерство полагало поставить индивидуальную

собственность крестьян с дарованием им одинаковых с прочими сословиями ... гражданских прав, причем предполагалось переход из общинного владения в индивидуальное совершать без всякого принуждения и постепенно» [3, c. 484]. Однако, взяв на вооружение не предусматривавший отчуждения проект, правительство С.Ю. Витте попало в законодательный тупик, выйти из которого, пребывая в правовом поле, оказалось весьма непросто. Первая Дума встала в непримиримую оппозицию к власти и не собиралась рассматривать аграрные законопроекты, не предусматривавшие отчуждения частных имений. По впечатлениям И.И. Толстого, итоги выборов настолько потрясли С.Ю. Витте, что он сразу заявил о неотвратимости роспуска Думы, не пригодной для законотворческой работы с правительством [4, c. 271]. Но в искренности первого порыва С.Ю. Витте приходится сомневаться. Для внимательного наблюдателя исход выборов в Первую Думу не составлял тайны уже к марту 1906 года. Тем не менее, кабинет С.Ю. Витте к этому времени не покладая рук готовил пакет законодательных инициатив для первого народного представительства. Более того, прошение об отставке, направленное С.Ю. Витте Николаю Второму 14 апреля 1906 года, содержало прямое признание возможности сговориться с депутатами на законодательной почве. Согласно ему, С.Ю. Витте вовсе не исключал вероятности собственного присутствия в Думе, но только без интриговавшего против него министра внутренних дел П.Н. Дурново, имевшего репутацию убежденного консерватора. С.Ю. Витте в прошении указывал на аграрный вопрос как на основной для Думы, разъясняя полную непригодность П.Н. Дурново, как принципиального противника отчуждения помещичьего землевладения, для конструктивного взаимодействия с депутатами. Сам же С.Ю. Витте, видимо, рассчитывал добиться компромисса с народными избранниками. Иначе как расценить следующие строки прошения: «По некоторым важным вопросам государственной жизни, как, например: крестьянскому .. ни в Совете Министров, ни в влиятельных сферах нет единства ... я не могу разделять взгляды крайних консерваторов, ставшие в последнее время политическим credo министра внутренних дел» [3, c. 501]. Вероятно, глава правительства считал возможным привлечь на свою сторону депутатов, проявив готовность не отвергать, а рассмотреть внесенные в Думу законопроекты по аграрному вопросу, в том числе и предусматривавшие отчуждение помещичьих земель. Обращаясь к Нико-

лаю II, С.Ю. Витте настаивал на достижении соглашения как одном из вариантов политики правительства по отношении к Думе, условие которого он усматривал в «устранении почвы для нападок против отдельных министров и главы кабинета» [3, с. 502]. Так завуалировано С.Ю Витте подталкивал царя к отставке П.Н. Дурново, поскольку появление С.Ю. Витте вместе с П.Н. Дурново в Думе поставило бы их обоих, как отмечалось в прошении, «в трудное положение». Глава кабинета открестился также от действий П.Н. Дурново и осуществлявшейся им политики с целью подавления революции, которые, по словам С.Ю. Витте, вызвали общественное возмущение и содействовали победе оппозиции на выборах в Думу [3, с. 500]. Товарищ министра внутренних дел В.И. Гурко не сомневался в том, что С.Ю. Витте намеревался сговориться с Думой, полагая возможным добиться от Николая Второго увольнения П.Н. Дурново [4, с. 443].

Именно достижения соглашения с Первой Думой и предполагала законодательная программа кабинета С.Ю. Витте, отличавшаяся тщательностью и проработанностью. О ее содержании повествует составленная в правительстве и представленная царю «Программа вопросов, выносимых на рассмотрение Государственной думы» [5, с. 449-467]. Согласно ей законодательные предложения для Думы группировались по следующим разделам:

1. По крестьянскому делу. Речь шла о двух актах - «Проекте основных положений для изменения законодательства о крестьянах» и «Законопроекте о землеустройстве». В них предусматривались такие меры, как владение надельными землями на правах личной собственности, предоставление права выхода из общинного землепользования, упразднение сословного управления для крестьян, расширение крестьянского землевладения за счет казенных земель.

2. По министерству внутренних дел. Предполагалось представить депутатам проект Устава о паспортах, предусматривавший отмену обязательного вида на жительство и право каждого лица, достигшего 17 лет, получить бессрочный паспорт, обязательный для предъявления в Петербурге, Москве и Варшаве.

3. По министерству юстиции - проекты преобразования местного суда и об изменении действующих правил относительно гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.

4. По министерству финансов предлагалось два законопроекта: о подоходном налоге и о налоге с наследства, предусматривавших введение подоходного налога с прогрессивной ставкой, а также прогрессивные ставки обложения по делам наследства.

5. По рабочему законодательству - восемь законопроектов, регулировавших права рабочих на забастовки, страхование по болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости.

Заключение

Законодательной программе кабинета С.Ю. Витте не суждено было стать предметом рассмотрения первого русского парламента. 22 апреля 1906 года состоялось увольнение С.Ю. Витте с должности Председателя Совета Министров, и программа осталась лишь законотворческим памятником. Невозможно судить, сговорился ли бы С.Ю. Витте с Первой Думой по аграрному вопросу, и как бы сложилась ее судьба при его премьерстве. Вместе с тем, при безликом премьере И.Л. Горемыкине конфликт правительства с Первой Думой едва не разрешился созданием ответственного перед ней кадетского министерства. Следовательно, нельзя исключать способности С.Ю. Витте добиться компромисса с депутатами на почве частичного признания кабинетом принципа отчуждения помещичьих земель. Тем не менее, очевидно, что, оставаясь на почве актов 17 октября 1905 года и 23 апреля 1906 года, правительственный конституционализм не мог последовательно развиваться без признания принципа отчуждения частного землевладения и достижения соглашения по аграрному вопросу с Государственной Думой, сформированной по декабрьскому избирательному закону 1905 года. Для того, чтобы настоять на исключении отчуждения земель помещиков и провести разработанный кабинетом С.Ю. Витте аграрный законопроект через Думу, глава правительства П.А. Столыпин в 1907 году пошел на нарушение конституционных актов 17 октября 1905 года и 23 апреля 1906 года, изменив избирательный закон царским указом. Предпринятая П.А. Столыпиным мера существенно поколебала доверие к правительственному конституционализму в различных общественно-политических кругах. Как представляется, с отставкой С.Ю. Витте правительственный конституционализм утратил возможность последовательного развития рука об руку с народным представительством, обеспечивая эволюцию самодержавия в парламентскую монархию.

Список литературы

1. Аграрный вопрос в Совете Министров (1906 г.). М., 1924. 177 с.

2. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 438 с.

3. Из архива С.Ю. Витте. Воспоминания. Том 2. Рукописные заметки. СПб., 2003. 646 с.

4. Мемуары графа И.И. Толстого. М.: Индрик, 2002. 464 с.

5. Совет Министров Российской империи. 1905-1906 гг. Документы и материалы. Л.: Наука, 1990. 477 с.

References

1. Agrarnyj vopros v Sovete Ministrov (1906 g.) [Agrarian question in the Council of Ministers (1906)]. Moscow. 1924. 177 p. (In Russian).

2. Anan'ich B.V., Ganelin, R.SH. (2000). Sergej Yul'evich Vitte i ego vremya [Sergey Yulievich Witte and his time]. St. Peterburg. Dmitrij Bulanin. 438 p. (In Russian).

3. Iz arkhiva S.YU. Vitte. Vospominaniya. Tom 2. Rukopisnye zametki [From the archive of S.Yu. Witte. Memoirs. Volume 2. Handwritten notes]. St. Peterburg. (2003). 646 p. (In Russian).

4. Memuary grafa I.I. Tolstogo [Memoirs of Count I.I. Tolstoy]. (2002). Moscow. Indrik. 464 p. (In Russian).

5. Sovet Ministrov Rossijskoj imperii. 1905-1906 gg. Dokumenty i materialy [Council of Ministers of the Russian Empire. 1905-1906 Documents and materials]. (1990). Leningrad. Nauka. 477 p. (In Russian).

Об авторе

Александр Владимирович Гоголевский, доктор исторических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: a.gogolevskiy@lengu.ru

About the author

Aleksandr V. Gogolevskii, Dr. Sci. (Hist.), Full Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: a.gogolevskiy@lengu.ru

Поступила в редакцию: 10.09.2020 Received: 10 September 2020

Принята к публикации: 30.11.2020 Accepted: 30 November 2020

Опубликована: 29.12.2020 Published: 29 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.