Научная статья на тему 'Законодательная практика новгородского княжества по обеспечению устойчивого положения местной церковной организации в период феодальной раздробленности на Руси'

Законодательная практика новгородского княжества по обеспечению устойчивого положения местной церковной организации в период феодальной раздробленности на Руси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Древнерусское государство / право / христианство / Церковь / юрисдикция / Новгородское княжество / грамота / old Russian state / law / Christianity / the Church / the jurisdiction / the Principality of Novgorod / diploma

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов

Начало периода феодальной раздробленности на Руси неминуемо привело к разобщенности некогда политически консолидированного государственного тела Древней Руси на удельные княжества, которые, в свою очередь, усилили сепаратистские тенденции в целях увеличения объема личных суверенных прав местного удельного властителя в пределах подвластной ему административно-территориальной единицы «земли Русской». Данные децентрализованные процессы происходили при непосредственном участии местных иерархов церковных организации, которые фактически и сакрально-идеологически обосновывали возможность удельной легитимации политических амбиций удельных светских лидеров. Особая общественно-политическая ситуация сложилась в Новгородском княжестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative practice of the Novgorod Principality to ensure the stable position of the local Church organization in the period of feudal fragmentation in Russia

The beginning of the period of feudal fragmentation in Russia inevitably led to the disunity of the once politically consolidated state body of Ancient Russia into separate principalities, which in turn, strengthened separatist tendencies in order to increase the volume of personal sovereign rights of the local specific ruler within the administrative-territorial unit of the «Russian land» subject to him. These decentralized processes took place under the direct participation of local hierarchs of Church organizations, which actually and sacral-ideologically justified the possibility of specific legitimation of the political ambitions of specific secular leaders. A special socio-political situation in this issue has developed in the Novgorod Principality.

Текст научной работы на тему «Законодательная практика новгородского княжества по обеспечению устойчивого положения местной церковной организации в период феодальной раздробленности на Руси»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67.3

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10362

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА НОВГОРОДСКОГО КНЯЖЕСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ПОЛОЖЕНИЯ МЕСТНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

Руслан Маратович АХМЕДОВ, доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. Начало периода феодальной раздробленности на Руси неминуемо привело к разобщенности некогда политически консолидированного государственного тела Древней Руси на удельные княжества, которые, в свою очередь, усилили сепаратистские тенденции в целях увеличения объема личных суверенных прав местного удельного властителя в пределах подвластной ему административно-территориальной единицы «земли Русской». Данные децентрализованные процессы происходили при непосредственном участии местных иерархов церковных организации, которые фактически и сакрально-идеологически обосновывали возможность удельной легитимации политических амбиций удельных светских лидеров. Особая общественно-политическая ситуация сложилась в Новгородском княжестве.

Ключевые слова: Древнерусское государство, право, христианство, Церковь, юрисдикция, Новгородское княжество, грамота.

Annotation. The beginning of the period of feudal fragmentation in Russia inevitably led to the disunity of the once politically consolidated state body of Ancient Russia into separate principalities, which in turn, strengthened separatist tendencies in order to increase the volume of personal sovereign rights of the local specific ruler within the administrative-territorial unit of the «Russian land» subject to him. These decentralized processes took place under the direct participation of local hierarchs of Church organizations, which actually and sacral-ideologically justified the possibility of specific legitimation of the political ambitions of specific secular leaders. A special socio-political situation in this issue has developed in the Novgorod Principality.

Keywords: old Russian state, law, Christianity, the Church, the jurisdiction, the Principality of Novgorod, diploma.

■ I ентробежные политические силы в кон-I I солидации древнерусской общности в -1—Щ-едином государственном теле в конце XI в. столкнулись с обратной тенденций — ростом конфронтационных течений, основная цель которых усиление суверенных прав у местных

феодалов путем децентрализации политической власти. Причем при обосновании своих деструктивных замыслов местные феодалы стали опираться на сакральное обоснование своих прерогатив и полномочий, поддерживаемых устами и ритуальной практикой местных владык, входя-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

щих, в свою очередь, в единую систему организационно-функционального канонического построения Русской митрополии. По мере усиления децентрализационных тенденций структурная иерархичность единой политической власти все больше расшатывалась, приводя к усилению политических амбиций светских лидеров отдельных княжеств.

Поэтому, чтобы обеспечить себе легальность полномочий в реализации политических целей и рассчитывая на конфессионально-идеологическое обоснование своих прав (привилегий и компетенций) главами местных церковных организаций, удельные князья «земли Русской» стали проявлять личную законодательную инициативу, направленную на регламентацию государственно-конфессиональных отношений в пределах административно-территориальных единиц личных княжеств. В совокупности данная законотворческая инициатива удельных русских князей вылилась в комплекс светских уставных, жалованных, судных грамот, которые, опираясь на законоположения специальных церковных великокняжеских уставов, представляли собой акты частного применения в пределах удельных земель, в первую очередь, по вопросам материального обеспечения и регламентации церковной юрисдикции местных конфессиональных учреждений.

Серьезную законодательную работу в данном направлении осуществило Новгородское княжество, где в борьбе за политическую власть между социальными группами был установлен республиканский строй в период феодальной раздробленности на Руси. Республиканская государственность Новгородской земли оказала влияние на объем компетенции у основных институтов княжества, их юридической регламентации.

Необходимо сразу оговориться, что политическим руководством республиканского княжества были вече, бояре и владыка, стоявший во главе их. Князь выполнял функции, оговоренные «рядом» с представителями из числа «лучших новгородских людей», в составе которых также был владыка. Поэтому полномочий и компетенций у каждой из сторон было ровно столько, сколько отображено в условиях договора. Отсюда и те нормы, которые содержатся в памятниках новгородского права, основное юридическое предназначение которых защита и укрепление боярского и церковного имуще -ственного положения, политико-экономических интересов.

В качестве существенных памятников права Новгородской земли, оказавших влияние на развитие общерусской правовой системы в вопросах регламентации государственно-конфессиональных отношений, выступает «Уставная грамота новгородского князя Святослава Ольгови-ча церкви св. Софии в Новгороде 1136/37 г. о поступлениях епископии из «Онега» и с заволоч-ских владений Новгорода с дополнительными установлениями XIII в. о десятине с приладожс-ких и поволжских земель».

Данное юридическое свидетельство дошло до наших дней в трех списках, датируемых XIV в., концом XV — XVI вв. и концом XVII — XVIII вв.

Как отмечает Я.Н. Щапов, характерно то, что во всех них грамота следует после Устава князя Владимира. Данное содержательное оформление документа породило среди исследователей научную дискуссию на предмет юридической самостоятельности рассматриваемого памятника права, его уникальности и оригинальности. Существенным вопросом стало понимание того, не является ли грамота своеобразным дополнением к Уставу Владимира или продолжением его, при этом образуя сложный юридических памятник прошлой эпохи1.

Говоря о юридической регламентации условий государственно-конфессиональных взаимоотношений в Новгородском княжестве, необходимо отметить, что в данном документе существенной оригинальной формой было определено материальное обеспечение деятельности местной церковной организации в лице святой Софии и ее структурных филиалов, расположенных в Новгородской земле.

В качестве нововведения для отечественной юридической практики стало установление фиксированной суммы ежегодной судебной десятины в виде 100 гривен от «вир и продаж» в пользу владыки от доходов князя (ст. 3), что породило в исследовательской среде различные умозаключения на предмет о целесообразности установления фиксированной суммы отчислений и ее вероятные последствия2.

Отдельной нормой в грамоте Святослава содержатся положения, определяющие порядок законодательного закрепления иммунных прав-привилегий местной церковной организации в вопросах владения недвижимым имуществом перед интересами светской власти. Поэтому закономерным результатом подобной законотворческой практики новгородского князя стало неминуемое усиление не только имущественного, но и политического влияния местного владыки

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

(архиепископа) на общественно-политическое и социально-экономическое развитие княжества.

Наиболее наглядно данная ситуация проявила себя в противостоянии, возникшем между Москвой и Новгородом в XV в., где ключевым конфликтным вопросом сторон стала именно позиция об объемах личных суверенных удельных прав и иммунных компетенций у местного владыки олигархической знати.

Отдельный исследовательский интерес представляет свидетельство совместного решения силами гражданских, государственных, конфессиональных институтов новгородского княжества насущных социально-экономических проблем, которые описаны в «Уставе князя Ярослава о мостях» 60-х годов XIII в.3. В нем также достаточно полно регламентированы юридические действия всех участников общественно-политической жизни Новгородского княжества в реализации соответствующего государственного проекта.

Очередной памятник права Новгородской земли, Устав князя Всеволода «О церковных судах, людях и мерилах торговых», раскрывает исследовательскому взору объем властных соотношений основных государственных органов Новгородской республики — архиепископа, князя, выборных представителей городской верхушки.

В связи с этим Я.Н. Щапов называет данный памятник права конституцией купеческой организации, существовавшей в Новгороде4.

Рассматриваемый памятник права содержит основные правовые положения, юридический дух которых направлен на защиту интересов церковной организации в материальном обеспечении, объеме церковной юрисдикции. Устанавливает ответственность за нарушения в вопросах сохранения чистоты православной веры: «по-творы, чародейства, волхования, ведовство, зе-леиничество, еретичество». Регламентирует се-мейно-брачные отношения в качестве меры морально-нравственного императива. Причем в заключительной части документа усматривается отсылочная норма на греческий Номоканон как на руководящий документ в организации порядка церковно-управленческой деятельности местного владыки, что непосредственно указывает на частичное реципирование византийских канонических норм местным законодателем в организации и регламентации деятельности местной русской церковной организации.

К историческому юридическому наследию Новгородской законодательной инициативы относится и «Рукописание князя Всеволода»,

которое дошло до нашего времени в единственном экземпляре. «Рукописание», также закрепляет сложившееся материальное обеспечение местной церковной организации (ст. 2), в том числе монопольное право на взвешивание воска, сбора торговых пошлин (ст. 20). «Рукописание» содержит нормы, характеризующие особенности взаимоотношений светской и духовной власти (ст. 14) в XIII в., а также отношения духовных лиц с корпорацией «пошлых» купцов, обосновавшихся при церковной организации5.

Характеризуя сущностное содержание рассматриваемого памятника права, необходимо отметить, что данный документ впервые содержит запись светской власти об обязательном проведении ежедневных ритуальных служб в церковных учреждениях за жалование (ст. 4). Определяется персональный состав служителей церкви (ст. 5), порядок проведения престольного праздника Рождества Ивана Предтечи и распределение связанных в связи с этим расходов (ст. 15). Причем в ст. 9 особо оговаривается то, что купеческими старостами в церкви Ивана могут быть только «пошлые» купцы, являвшиеся одновременно гарантами сохранения и поддержания прав церкви Ивана на Петрятине дворище (ст. 19).

Наиболее объемно кодификационная законотворческая инициатива Новгородского княжества выражена в памятнике права общерусского значения, который получил наименование Новгородская Судная грамота. Необходимо сразу оговориться, что в исследовательской среде существуют различные мнения о времени происхождения данного памятника права. Большинство исследователей связывают время составления Новгородской Судной грамоты с судебной реформой 1385 г. в Новгороде, когда новгородцы высказались против права митрополита судить их в своей резиденции в Москве и производить периодически суд в Новгороде6. Однако до нашего времени дошла редакция памятника права 1471 г., которая и была введена в научный оборот.

Содержательно-текстологическая часть рассматриваемого юридического памятника убедительно сохраняет тенденцию на закрепление и развитие ранее отмеченных в предыдущих памятниках права Новгородской земли законодательных преференций и преимуществ для местной церковной организации. Поэтому не случайно новгородские купеческие корпорации, зная изнутри общественно-политическую ситуацию в княжестве, в поиске покровителя объединя-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

лись вокруг патрональных храмов, тем самым способствуя усилению социально-экономического, политического статуса иерарха Новгородской церковной организации в решении текущих внутренних и внешних задач в развитии княжества. Сама по себе данная система отношений была уникальна в своем роде. Более подобного главенства и влияния удельного владыки церковной организации на общественно-политическую жизнь и социально-экономическое развитие удельного княжества в качестве административно-территориальной единицы Древнерусского государства в истории государства и права на Руси не имеется.

Таким образом, представленные юридические памятники Новгородской земли являются свидетельствами сложившихся взаимоотношений между наиболее представительными социальными группами, в условиях которых местные духовные лица занимали далеко не последнее место во внутренней управленческой иерархии княжеством. Особенно это касается владыки (архиепископа).

Наглядно закрепленная прерогатива церковной власти в данных юридических документах по отношению к светской в научной среде вызвала неоднозначные мнения. Сложилось предположение, что некоторые памятники права, якобы, являлись образцом фальсификаций, преследующих обоснование политических целей, возникших в ходе борьбы республиканских органов Новгорода с князьями. Например, Устав князя Всеволода7.

Однако данные предположения ни в коем случае не умаляют те юридические положения, которые нашли свое правовое воплощение в текстах рассмотренных памятников права. И это побуждает исследователя истории отечественного государства и права более подробно еще раз проанализировать условия, особенности политико-правовых реалий, рассматриваемых исторических событий и фактов как в масштабах общерусского, так и местного, удельно-княжеско-

го значения, в том числе и в вопросах регламентации государственно-конфессиональных взаимоотношений.

1 Щапов Я.Н. Княжеский уставы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М.: Наука, 1972. С. 150—156.

2 Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. Т. I. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. С. 228.

3 Там же. С. 233—248.

4 Древнерусские княжеские уставы XII—XV веков / Под-гот. Я.Н. Щапов. М., 1976. С. 158.

5 Российское законодательство Х—ХХ веков ... С. 262.

6 Там же. С. 301.

7 Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 172.

Библиографический список

1. Ахмедов P.M. Особенности государственно-церковной инкорпорации Новгородского княжества в состав формируемого централизованного Русского государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2019. № 5.1.

2. Ахмедов P.M. Право убежища (jus asyli) и печалование патриархов как акты милосердия Древней Церкви / / История гос-ва и права. 2019. № 3.

3. Ахмедов P.M. Роль и значение Десятинной церкви в устройстве Древнерусского государства // История гос-ва и права. 2019. № 10.

4. Ахмедов P.M. Эволюция государственно-церковных отношений в Древней Руси в условиях рецепции византийской концепции «симфонии священства и царства» // История гос-ва и права. 2010. № 17.

5. Древнерусские княжеские уставы XII— XV веков / Подгот. Я.Н. Щапов. М., 1976.

6. Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. Т. I. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984.

7. Щапов Я.Н. Княжеский уставы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М.: Наука, 1972.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.