Актуальные проблемы истории государства и права ^^
ЗАКОННОСТЬ КАК ФОРМА ЕДИНООБРАЗНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917-1991)
В.Н. Галузо,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки Научная специальность:12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обосновано суждение о том, что право в советской России не являлось эффективным регулятором общественных отношений (ввиду огосударствления «должности прокурора» и формирования советской прокуратуры, а также отсутствия систематизации законодательства).
Ключевые слова: советская Россия, «Российская Республика», «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», «Союз Советских Социалистических Республик», систематизация советского законодательства, законность, революционная законность, социалистическая законность, «должность прокурора», советская прокуратура, «забвение права».
LEGITIMACY AS A FORM OF UNIFORM ENFORCEMENT OF THE LEGISLATION IN SOVIET RUSSIA (1917-1991)
V.N. Galuzo,
candidate of jurisprudence, senior research associate of scientific research institute of science and education, scientific specialty
Annotation. This article is justified proposition that the right to Soviet Russia was not an effective regulator of social relations (due to nationalization «as prosecutor» and the formation of the Soviet prosecutor's office, as well as the lack of systematization of legislation).
Keywords: Soviet Russia, «Russian Republic», «The Russian Socialist Federative Soviet Republic», «The Union of Soviet Socialist Republics», ordering Soviet law, the legality, the legitimacy of the revolutionary, socialist legality, «a prosecutor», soviet prosecutors, «Oblivion law».
Для всякого государства обеспечение единообразного исполнения законодательства является условием его существования.
В этом отношении не является исключением и советская Россия (1917-1991). В указанный период для наименования государства использовалось несколько терминов [«Российская Республика» — 26 октября 1917 г. — 10 июля 1918 г.; «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» (аббревиатура «РСцФСР») — 10 июля 1918 г. — 30 декабря 1922 г.; «Союз Советских Социалистических Республик» (аббревиатура «СССР» — 30 декабря 1922 г. — 12 декабря 1991 г.]1.
Фактическое отсутствие систематизации советского законодательства препятствовало его единообразному исполнению2. Вероятно, в этой связи на разных периодах развития советского государства менялось представление о законности, как одной из форм обеспечения исполнения законодательства: от революционной законности к социалистической (советской) законности3.
В подтверждение приводим постановление 3-го Съезда Советов СССР «По вопросам советского строительства» от 20 мая 1925 г.4, включавшем раздел IV «О твердом проведении революционной законности», принятом по докладу М.И. Калинина.
Актуальные проблемы истории государства и права
Несколько положений из этого нормативного правового акта представляются принципиально важными: «3-й Съезд Советов Союза ССР признает одной из важнейших задач обеспечение правильного проведения в жизнь советских законов и укрепление начал советской революционной законности. Эта задача требует двоякого рода мероприятий: по борьбе с нарушениями революционной законности, с административным произволом, взяточничеством, грубым и невнимательным отношением к гражданам и вообще со всякого рода фактами злоупотребления власти».
На сложность решения данной проблемы обращал внимание П. Стучка: «когда мы в ноябре 1917 года свергли буржуазный строй, то мы буквально сожгли все законы прошлого мира, признали все права прошлого времени принципиально отмененными, а все-таки и после этого говорим о праве, о советском праве, о пролетарском правосознании и т.п.»5. Первоначально было сформулировано следующее определение «вечной категории права»: «Право — это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованною силою его (т.-е. этого класса)»6. По этому же поводу высказывался и Е.Б. Пашуканис: «Государственная машина действительно реализует себя как безличная «общая воля», как «власть права» и т.д.»7.
Известный советский государственный деятель отмечал, что «революционная законность является одним из важнейших средств учреждения пролетарской диктатуры, защиты интересов рабочих и трудящихся крестьян и борьбы с классовыми врагами трудящихся»8, а поэтому необходимо проведение «твердой революционной законности»9.
Принципиально важное уточнение относительно революционной законности было сформулировано Е. Пашуканисом: «Борьба за революционную законность не исчерпывается областью репрессий, ее надо понимать гораздо шире — внесение строгого порядка в работу всех советских органов, определения их компетентности, их структуры, их взаимоотношений, устранение безответственности — это тоже борьба за революционную законность. Она охватывает не только деятельность судов, прокуратуры, администрации, но и упорядочение самого внешнего законодательства, улучшение качества нашей законодательной техники»10.
В наименьшей мере право как регулятор общественных отношений использовалось при фактическом осуществлении верховной власти И.В. Джугашвили (Сталиным), которым в качестве «помощника» «правильного марксистко-ленинского понимания задач революционной законности»11 был избран А.Я. Вышинский, с 1934 г. по 1939 г. являв-
шийся Прокурором СССР (высшим представителем «должности прокурора» в советской России)12. Именно А.Я. Вышинский, которому впоследствии было присвоено почетное звание «академик», обеспечивал так называемую легитимность массовых репрессий, при этом используя различные приемы («разложение буржуазной законности»13, «поднятием соблюдения советских законов на большую принципиальную высоту»14 и т.д.). Практическая деятельность Прокурора СССР закреплялась в ведомственных нормативных правовых актах, перечень некоторых из них приведен в одном Сборни-ке15. Соискатель приводит несколько приказов из этого Сборника16: приказ Прокурора СССР «Об усилении надзора за революционной законностью» № 292 от 11 мая 1935 г., приказ Прокурора СССР «О практических мероприятиях по реализации приказа Прокурора СССР от 11 мая 1935 г. № 292 «Об усилении надзора за революционной законностью» № 357 от 13 июня 1935 г.
Исследование «сущности революционной законности на различных этапах переходного периода пролетарского государства от капитализма к коммунизму» позволило С.Н. Островскому сформулировать следующее определение «революционной законности в период н.э.п.»: «под революционной законностью мы понимаем соблюдение органами власти, гражданами Союза ССР и другими проживающими на его территории лицами законов Рабоче-Крестьянского Правительства, строжайшее соответствие законам прав населения и в особенности трудящегося — в целях сохранения союза рабочего класса с крестьянством и укрепления пролетарского государства»17.
По мнению А.П. Угроватова, «революционная законность» была порождена Октябрьской революцией и гражданской войной18. В результате «в стране сложилась административно-командная система с целым набором чрезвычайных методов, позволившая на короткий период закрепить власть большевиков. Но положение их власти было неустойчиво. Требовалось менять экономическую политику и правовую практику»19. Провозглашение в 1921 г. новой экономической политики (нэп) повлекло возникновение «нэповской законности», которая по утверждению А.П. Угроватова «прошла три этапа: 1) 1921-1922/23 гг. переходный этап от «военного коммунизма» к основам НЭП; 2) 1922/23 гг. — 1927 гг. этап укрепления законности вширь и вглубь в условиях закрепления основ НЭП; 3) 1927-1929 гг. этап деформации нэповской законности»20.
Подводя итоги исследования А.П. Угроватов заключает: «На рубеже 20-30-х годов НЭП, фактически была свернута. Вместе с ней трансформировалась нэповская законность. Ни она сама, ни
Актуальные проблемы истории государства и права
политическая система страны, ни советское правоведение не оказались способными защитить страну от чрезвычайщины. Ломалась правовая система, сделавшая плодотворной НЭП, а вместе с ней рушились гарантии прав человека, ширился простор для произвола и беззакония, возрастала опасность массовых репрессий, что и случилось в 30-е годы. Вместо нэповской на свет появилась социалистическая законность. Последняя из революционной законности позаимствовала чрезвычайные (целесообразные) меры и методы их осуществления, а из нэповской — правовые формы и процедуры, а также некоторые структуры правоохранительных органов. Нэповская законность была гораздо больше нацелена на защиту интересов и прав граждан. Социалистическая — максимально оберегала идеологическую доктрину, потребности тоталитарного государства и партийной элиты, находящейся у власти, вместо свободного развития каждого человека. В силу этого социалистическая законность обеспечить устойчивость нового общества не могла»21. По существу верные положения о «нэповской законности» и ее «трансформации» в социалистическую законность получили развитие в последующих научных публикациях поименованного автора22.
Причину широкого распространения «революционной законности», правда, опосредованно и по другому поводу, фактически устанавливает Д.А. Ва-нюков: «Второй решающей силой в «красной смуте» было огромное количество деклассированных людей, оторвавшихся от своих корней в ходе Первой мировой войны, революционных вихрей и кровавых событий Гражданской войны. Марксисты называли подобных индивидов «люмпен-пролетариатом». ... Это определение может служить ключом к пониманию и «революционного» периода 1917-1929 гг., и
23
последующего этапа «сталинских пятилеток»23.
Иной подход к революционной законности и ее «правопреемнице» социалистической законности представлен В.М. Курициным: «Таким образом, общее направление исторического развития здесь таково: централизация надзора за законностью в общесоюзном масштабе по мере решения национального вопроса, укрепления Союза ССР, развития общесоюзной экономики и общесоюзного законодательства. . Эта система с честью выдержала испытание временем и доказала свою способность обеспечить социалистическую законность и охрану прав и свобод граждан»24. По существу аналогичны суждения о социалистической законности Н.Л. Гранат относительно деятельности органов внутренних дел и сформулированных ею в виде одного из выводов: «мероприятия партии и правительства в области борьбы с преступностью получают безусловную поддержку и отклик среди населения,
вселяют уверенность в улучшении положения дел в указанной сфере общественной деятельности»25. Особенность суждения О.А. Колтунова (в отличие от суждений В.М. Курицына, Н.Л. Гранат) состоит лишь в том, что поименованный автор определение понятия «революционная законность» представляет в виде одного «основного положения, выносимого на защиту»: «1. Революционная законность — принцип строгого осуществления (исполнения, соблюдения, применения) правовых норм органами государственной власти и управления, общественными объединениями и должностными лицами в их правовой деятельности (правотворчества, правоисполнения, правоприменения) в условиях революционных преобразований государственной и общественной жизни при переходе от одного типа государства к другому»26.
Анализ «развития законности в советскую эпоху» позволил автору одной научной работы выделить два последовательно сменяющих друг друга этапов в ее развитии: этапа «революционной законности» (1917-1930) и этапа «социалистической законности» (1930-1991)27. Далее, в этой же публикации определена «специфика обозначенных этапов», которая заключается в следующем: «концепция «революционной законности» оправдала возможность отступления от юридических установлений по мотивам «революционной целесообразности», допуская «прямое насилие». Доктрина «социалистической законности», напротив, характеризуется наличием всех «внешних» цивилизованных атрибутов (суда, прокуратуры, организаций общественного порядка и др.). Однако центральное звено «социалистической законности» по-прежнему составляет высшее революционное право»28.
Автор одного научного исследования опериру-
29
ет термином «конституционная законность»29, который оказался востребованным впоследствии и в соответствующих теоретических разработках, и в законодательстве Российской Федерации.
Кстати, неспособность государственных органов, в том числе и прокуратуры, обеспечить единообразное исполнение советского законодательства явилось причиной, выражаясь словами «бывшего сотрудника Аппарата Президента СССР», «крушения СССР», «развала и ликвидации СССР»30. По мнению ведущих специалистов в сфере политической науки «Советский Союз оказался в свое время совершенно неготовым к новому сетевому противостоянию с Западом»31.
Это же констатирует и видный российской ученый-правовед В.Д. Чурсин: «Марксистские теории, особенно правовые, стали тормозом на пути социального переустройства жизни всего населения Рос-
сии»32.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
Изложенное позволяет нам следующим образом оценить состояние законности в советской России. Ввиду отсутствия систематизации законодательства не представлялось возможным представителям «должности прокурора» (управомоченным должностным лицам советской прокуратуры) обеспечить его единообразное исполнение, что, в конце концов, привело к гибели одной из могущественнейших империй — Союза Советских Социалистических Республик.
Иначе говоря, имеется основание для суждения
0 том, что в советской России право не являлось эффективным регулятором общественных отношений. Именно поэтому для наименования этапа исторического развития права в советской России (19171991) нами предложен термин «Забвение права»33.
1 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
2 См.: Опубликование нормативных актов: Монография / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юридическая литература, 1978; Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства: Монография / Под ред. А.Н. Мишутина. М.: Юридическая литература, 19 Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства: Монография / Под ред. А.Н. Мишутина. М.: Юридическая литература, 1969; Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов: Сборник нормативных правовых актов / Сост. С.Н. Дорош. М.: ЛЕГАТ, 1996; 180. Проблемы совершенствования советского законодательства: Сборник / Гл. ред. И.Н. Кузнецов. М.: ВНИИ советского законодательства, 1987; Проблемы совершенствования советского законодательства: Сборник. Труды 36 / Гл. ред. И.Н. Кузнецов. М.: ВНИИ советского законодательства, 1987; Проблемы совершенствования советского законодательства: Сборник. Труды 37 / Гл. ред. И.Н. Кузнецов. М.: ВНИИ советского законодательства, 1987; Проблемы совершенствования советского законодательства: Сборник. Труды 38 / Гл. ред. И.Н. Кузнецов. М.: ВНИИ советского законодательства, 1987; Проблемы совершенствования советского законодательства: Сборник. Труды 39 / Гл. ред. И.Н. Кузнецов. М.: ВНИИ советского законодательства, 1987.
3 См.: ГА РФ (ЧЗ-1). Ф. Р-8131. Оп. 12. Д. 12.
4 См.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. 27 мая; СЗ РКП СССР. 1925. № 35 (отдел первый). Ст. 247.
5 Стучка П. Революционная роль права и государства. Общее учение о праве и о государстве. М.: Государственное издательство, 1921. С. 8.
6 Там же. С. 9.
7 Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. Издание третье. М.: Издательство Коммунистической Академии, 1929. С. 96.
8 См.: Калинин М.И. О революционной законности. М.: Советское законодательство, 1932. С. 6.
9 См.: Калинин М.И. О социалистической законности. М.: Известия, 1959. С. 115.
10 Пашуканис Е. Пролетарское государство и построение бесклассового общества. М.: Партийное издательство, 1932. С. 38.
11 См.: Вышинский А.Я. Революционная законность на современном этапе. К XV годовщине Октябрьской революции. М.: Советское законодательство, 1939. С. 10.
12 См.: ГА РФ (ЧЗ-1). Ф. Р-8131. Оп. 12. Д. 10.
13 Вышинский А.Я. Революционная законность и задачи советской защиты. М.: Редакционно-издательский сектор Мособли-
сполкома, 1934. С. 10-20.
14 См.: Организация прокуратуры. Права и обязанности районного прокурора. Выпуск I / Под ред. А.Я. Вышинского. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С. 3-4.
15 См.: Сборник приказов Прокуратуры Союза ССР, действующих на 1 декабря 1938 г. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.Я. Вышинского. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1939.
16 Там же. С. 5-7.
17 См.: ГА РФ (ЧЗ-1). Ф. Р-9474. Оп. 1. Д. 21. Л. 14.
18 Угроватов А.П. НЭП и законность (1921-1929 гг.): Монография. Новосибирск, 1997. С. 103.
19 Там же. С. 103.
20 Там же. С. 103.
21 Там же. С. 105.
22 См.: Угроватов А.П. Частная промышленность Сибири и трудовое законодательство в 20-е годы (практика исполнения): Монография. Новосибирск, 1998. С. 115-117; он же: Красный бандитизм в Сибири (1921-1929 гг.): Монография. Новосибирск: ЮКЭА, 1999. С. 202-207.
23 Ванюков Д.А. Становление советского государства. М.: Мир книги, 2007. С. 232.
24 Курицын В.М. Становление социалистической законности. М.: Наука, 1982. С. 191.
25 Гранат Н.Л. Социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1985. С. 57.
26 Колтунов О.А. Революционная законность и особенности ее обеспечения в деятельности российской милиции в первые годы советской власти (1917-1925 годы) (историко-правовое исследование): Диссертация ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 9.
27 См.: Чечулина А.А. Правовая законность: общетеоретический анализ: Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 13.
28 Там же. С. 13.
29 См.: Антонов В.В. Кризис конституционной законности в современном империалистическом государстве: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Л.: ЛГУ 1955.
30 См. об этом: Станкевич З.А. История крушения СССР (политико-правовые аспекты): Монография. М.: Издательство МГУ, 2001.
31 См.: Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью: Монография. М.: Научный эксперт, 2009. С. 17.
32 Чурсин В.Д. Цикличность в праве (вопросы методологии): Монография. Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 1998. С. 253.
33 Данное суждение обосновано в иных наших публикациях (см.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-право-вое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 3-4, 22-23, 263-264; он же: Должность прокурора в России (1825-1917) (историко-правовое исследование): Монография. М.: Изд-во СГУ 2011. С. 5-6, 179-182).