Научная статья на тему 'Законность и справедливость как основное условие осуществления правоприменительной практики правоохранительными органами России'

Законность и справедливость как основное условие осуществления правоприменительной практики правоохранительными органами России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НОРМАПРАВА / LEGALITY / JUSTICE / LAWENFORCEMENT BODIES / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / LEGISLATION / SENSE OF JUSTICE / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Самур Абдулжабарович

в этой статье раскрывается проблема соотношения и реализации принципов аконности и справедливости как основного условия, способствующего осуществлению правоприменительной практики правоохранительных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Самур Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITY AND JUSTICEAS THE BASIC CONDITION OF REALIZATION OF THE LAWENFORCEMENT PRACTICE BY THE LAWENFORCEMENT BODIESOF RUSSIA

This article deals with the problem of a ratio and realization of principles of legality and justice as the basic conditions promoting realization of law enforcement practice of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Законность и справедливость как основное условие осуществления правоприменительной практики правоохранительными органами России»

W340.131 a.A. JUNUSOV, S.A. JUNUSOV

EEK 67.042

ro56 LEGALITY AND JUSTICE AS THE BASIC CONDITION OF REALIZATION OF THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE BY THE LAW ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA

Аннотация: в этой статье раскрывается проблема соотношения и реализации принципов законности и справедливости как основного условия, способствующего осуществлению правоприменительной практики правоо хранительных органов.

Ключевые слова: законность, справедливость, пра-воохранительныеорганы, правоприменительнаяпрак-тика, законодательство, правосознание, норма права.

АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ*, САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ**

ЗАКОННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

Annotation: This article deals with the problem of a ratio and realization of principles of legality and justice as the basic conditions promoting realization of law enforcement practice of law enforcement bodies.

Keywords: legality, justice, law enforcement bodies, law enforcement practice, legislation, sense of justice, rule of law.

Проблема законности, справедливости и правопорядка - одна из центральных в общей теории права и административного права. Эти правовые категории являются важными факторами, влияющими на состояние функционирования правоохранительной системы России. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Четкий и жесткий правопорядок выступает единственно возможным фактором реализации задач уголовно-исполнительной системы России.

Еще В.И. Ленин писал в своем историческом письме от 20 мая 1922 г. «О “двойном” подчинении и законности», что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик1 . Исходя из этого на территории России все граждане должны быть равны перед законом и правом, невзирая на их социальное положение.

Право неразрывно связано с законностью и справедливостью, однако эти общественные явления не тождественны. Нам представляется, что совокупность законов, норм права - это не законность, а предпосылка, условие ее существования. Законность представляет собой явление, качественно отличное от норм права, явление общественной жизни, сущность которого в общих чертах заключается в требовании, обращенном ко всем субъектам общественных отношений, согласовывать свою деятельность с существующими нормами права.

В последнее время проводится большая работа по обновлению и кодификации законода-

* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права (Академия ФСИН России);

** адъюнкт факультетаподготовкинаучно-педагогическихкадров (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@yandex.ru.

Управление

Управление

тельства в уголовно-исполнительной сфере, совершенствованию правового регулирования общественных отношений. В осуществлении разработанного курса реформирования Федеральной службы исполнения наказаний видное место отводится праву и законности как эффективным средствам проведения и закрепления правовой политики Российской Федерации.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания соотношения правоприменения и законности, при котором они выступают как политико-правовые явления, характеризующие процесс совершенствования административного и уголовно-исполнительного права, государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства. «Законность - это прежде всего обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц» 2, -считает академик В.Н. Кудрявцев

Таким образом, соглашаясь с профессором Л.А. Морозовой, можно констатировать, что государственная власть в лице сотрудников, служащих в полиции, уголовно-исполнительной системе, «нередко уклоняется от своего основного назначения - служить человеку, обеспечивать его безопасность, охранять и защищать права и свободы. Это в известной степени девальвирует Конституцию, объявившую человека высшей ценностью»3.

Содержание законности и правоприменительной практики в административной деятельности следует рассматривать с учетом требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексноеполитико-пра-вовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти (особенно сотрудниковМВД России и ФСИН России), права и государства1.

Основное предназначение законности и правоприменительной практики - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях, касающихся уголовно-исполнительной системы России.

Сфера приложения справедливости, законности и правоприменения не исчерпывается ее воздействием на процесс реализации правовых норм.

В административных правоотношениях законность оказывает воздействие на всю систему (механизм) правового регулирования, административной деятельности, обеспечивая его реальность и эффективность. Режим законности и правоприменения - необходимоеусловие существования правопорядка, которыйхарактеризуетобщественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности.

Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отношению к отраслевой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти5.

Профессор В.С. Афанасьев определяет законность как принцип, метод и режим соответствия поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права, выраженным в законах, основанных на них подзаконных нормативных актах и других источниках права6. Академик РАН В.Н. Кудрявцев рассматривает законность как обеспечение и защиту прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц, создание механизма проведения норм права в жизнь7.

Современное понимание законности сформулировал известный ученый-правовед В.Н. Бу-тылин: «Понятие законности неотделимо от реальности правозглашенных в Конституции России прав и свобод человека, воплотивших естественноправовые принципы и ценности». На наш взгляд, такой подход является наиболее усовершенствованным и методологичным.

Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в административной деятельности в условиях глубоких социальноправовых преобразований, осуществляемых в стране, представляется проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексногопод-хода и междисциплинарных исследований. В ее решении можно выделить как политические, экономические, юридические, нравственные, так и личностные аспекты. Именно наука должна помочь ответить на вопросы: в чем коренятся причины нарушений отдельными сотрудниками ФСИН России и МВД России законности, какие внешние и внутренние факторы оказыва-

ют наиболее сильное влияние на формирование противоречащего требованиям законности поведения, какие качества личности типичны для нарушителей и каковы пути и средства предупреждения нарушений?

Если рассматривать законность как общественно-политический феномен, то, видимо, и нарушение ее можно оценивать как негативное социально-политическое явление, выделяя политико-правовые противоречия, выступающие в качестве общих причин. Основным таким противоречием, на наш взгляд, является несоответствие предъявляемых политико-правовых требований и установок по строжайшему соблюдению законности ее реальному состоянию в учреждениях и органах, исполняющих наказания, сложившейся порочной практике игнорирования принципов законности, уровню общей и профессиональной культуры сотрудников, стилю и методам предупреждения и профилактики правонарушений.

Недостаток культуры работников снижает авторитет тех органов, которые они представляют. В частности, профессиональная деятельность сотрудникауголовно-исполнительной системы разворачивается, как правило, на виду у граждан. По поступку одного сотрудника они часто судят обо всей системе. Как представитель государственной власти сотрудник ФСИН России должен добросовестно выполнять служебные обязанности, следить за своим внешним видом, культурой речи и поведения, формой обращения с гражданами.

Как отмечалось директором ФСИН России

А.А. Реймером 9 февраля на расширенной коллегии, посвященной подведению итогов работы УИС в 2011 г. и постановке задач на 2012 г., в 2011 г. сотрудниками подразделений собственной безопасности выявлено 584 факта неслужебных связей (2010 г. - 475). В отношении 425 сотрудников УИС (2010 г. - 372) возбужденно 416 уголовных дел (2010 г. - 356), из них 261 - коррупционной направленности (2010 г. - 192). На 29 % возросло число сотрудников уволенных по отрицательным мотивам (351 против 272).

К сожалению, сегодня приходится признавать тот факт, что речь отчасти идет не о защите сотрудниками правоохранительных органов прав и свобод человека и гражданина, а наоборот, граждане озабочены тем, как им защититься от некоторых работников правоохранительных структур в условиях кризиса или бездействия публичных органов власти.

В правовой культуре определенной части работников уголовно-исполнительной системы,

в их профессиональном правосознании произошли труднообратимые изменения. Сложившаяся система привела к девальвации, обесцениванию тех общественных ценностей, на страже которых стоит закон. Честь, достоинство, интересы, конституционные права граждан просто не принимаются во внимание в ходе борьбы с преступностью. Известно, что от пренебрежения к закону, выражающему волю народа, до пренебрежения к судьбам, правам и интересам людей - небольшая дистанция. Правовое бескультурье; недопустимое в демократическом обществе, не просто негативный социальный феномен. Не будет преувеличением считать его общественно опасным явлением, особенно если речь идет о руководителе, должностном лице, рядом с которым работают и на которого равняются десятки и сотни граждан.

Состояние законности в уголовно-исполнительной системе на сегодняшний день свидетельствует о том, что эффективно решать проблему ее обеспечения только за счет политико-правовых средств (совершенствование качества законодательства, усиление требовательности к его соблюдению, увеличение числа «грозных» приказов, а также директивных призывов и лозунгов) невозможно. Разработка правовых основ - это лишь одно условие укрепления законности, другое - это точное и неукоснительное выполнение требований нормативных актов. Иначе говоря, для обеспечения законности недостаточно издания хороших законов, нужно, чтобы они выполнялись теми, кому адресованы. Любой закон живет и действует, когда люди понимают и могут его выполнять. Между тем, что должно быть и что делается реально, лежит вся воля людей8. Изучать нужно не только объективные, общественно-правовые механизмы совершенствования законности, но и субъективные, психологические аспекты ее реализации.

В данном случае было бы уместным вспомнить слова М.Т. Цицерона о том, что противоза-коние совершается двумя способами, то есть либо насилием, либо обманом, при этом обман кажется свойственным жалкой лисице, а насилие - льву, но и то и другое совершенно чуждо человеку, хотя обман более ненавистен. Из всех видов несправедливости наиболее преступна несправедливость со стороны тех, кто, прибегая к обману, старается казаться честными людьми9.

Об опасности нарушения закона органом власти (сотрудниками правоохранительных органов) весьма образно сказал Р. Йеринг: «Никакая несправедливость, выпадающая на долю

Управление

Управление

человека, как бы она велика ни была, далеко не может... сравниться с той, которую совершает установленная... власть, когда она сама нарушает право, ибо в этом случае страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого). Йеринг называет это юридическим убийством10. Это непосредственно относится и к деятельности такого государственно-правоприменительного аппарата , как правоохранительные органы. Для этого они находятся в наиболее благоприятных условиях.

Чтобы одолеть наступление криминала, надо изменить социально-экономический курс, который проводится в интересах новых собственников, работодателей, от которых страдают труженики, миллионы граждан, создающих богатства страны. Государство обязано обеспечивать безопасность всех без исключения россиян, равенство граждан перед законом как основу реализации принципа законности в правоприменительной деятельности государственных органов.

Подводя итог, можно отметить, что единство законности и справедливости в правоприменительной деятельности обеспечивается правосознанием, высокой общей и профессиональной культуройлиц, применяющих и исполняющих правовые предписания, поэтому указанные две стороны единства законности и справедливости отражают как формально-юри-

дическое, так и материально-фактическое равенство субъективных юридических прав и обязанностей должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность.

Целесообразный способ применения норм права - это эффективность, своевременность и справедливость11 .

Надлежащая реализация принципов и требований справедливости и законности создает в правоприменении соответствующий закону правовой режим его осуществления, выступающий как объективированный результат совокупного действия всех элементов правового регулирования этой деятельности: правосознания, системы правовых норм и различных способов их реализации. Законность и справедливость как органическое единство предписаний закона и фактической деятельности наиболее точно отражают социально-политическую и организационно-правовую сущность выполнения правоохранительными органами своей социальной роли и назначения.

Таким образом, законность в правоприменительной деятельности государства предполагает такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается реальное осуществление предписаний закона, в результате чего участники этих отношений в полном объеме пользуются предоставленными им правами и надлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности.

1 См.: Теория государствам права / под ред. П.С. Ромашкина. М., 1962. С. 363.

2 КудрявцевВ.Н. Законность: содержание и современное состояние// Журн рос. права. 1998. № 1. С. 7.

3 Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности М., 1998. С. 167.

4 См.: Теория государстваи права: учеб. для юрид. вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского

В. Д. Перевалова М., 1999. С. 436.

5 См.: Теория государстваи права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 594-595.

6 См.: Афанасьев В. С. Обеспечение законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел): дис. ... д-ра юрид. наук в форме научногодоклада. М., 1993. С. 10.

7 См.: Кудрявцев В.Н. Указ* соч.

8 См.: Проблемы юридическойпсихологии// Психолог журн. 1986. № 1. С. 31.

9 См.: ЦицеронМ.Т. О старости, о дружбе об обязанностях. М., 1993. С. 69.

10 Цит. по: Радько Т. Н., Казаков В.Н. Законность и ее грани // Современное право. 2003. № 3. С. 46.

11 См.: РабиновичП.М. Упрочениезаконности- закономерностьсоциализма Львов, 1975. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.