Научная статья на тему '"ЗАКОН СВЯЩЕНСТВА": ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО НА РУССКОЕ ПАСТЫРСТВО'

"ЗАКОН СВЯЩЕНСТВА": ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО НА РУССКОЕ ПАСТЫРСТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ / ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / БОГОСЛОВИЕ СВЯЩЕНСТВА / РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черный Алексей Иванович

В статье раскрываются взгляды митр. Филарета (Дроздова) на приходское духовенство его эпохи. В силу того что он принадлежал к одной из известных священнических династий Коломны и принимал активнейшее участие в жизни Московской епархии, святитель приобрел глубокое понимание приходской жизни. При этом, если его усилия в сфере духовного образования уже неоднократно становились предметом исследования, то образ священника по материалам письменного наследия Московского митрополита до сих пор не был реконструирован. Автор статьи анализирует его попытки направить систему духовных школ на нужды приходского служения, деятельность по улучшению материального обеспечения священников, взгляды на пастырское служение, а также богословское осмысление священства. Автор приходит к выводу, что в мысли святителя Филарета приходской священник становится ключевой фигурой в жизни Церкви и всей православной империи. Служители храма оказываются теми, кто призван сохранять Предание Церкви и преподавать божественное освящение всему творению. Также именно священник, по мысли митр. Филарета, призван поддерживать иерархические основы общественной жизни. Бытие священника в неразрывной связи с епископом и через него со всей церковной полнотой противопоставляется в мысли святителя религиозным лидерам раскольников, которые предстают как противоположность православному священству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ЗАКОН СВЯЩЕНСТВА": ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО НА РУССКОЕ ПАСТЫРСТВО»

Черный Алексей Иванович, священник

PhD, канд. богословия, науч. сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ РФ, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 lexschwarz@gmail.com

«Закон священства»: взгляды святителя Филарета Московского на русское пастырство*

Аннотация: В статье раскрываются взгляды митр. Филарета (Дроздова) на приходское духовенство его эпохи. В силу того что он принадлежал к одной из известных священнических династий Коломны и принимал активнейшее участие в жизни Московской епархии, святитель приобрел глубокое понимание приходской жизни. При этом, если его усилия в сфере духовного образования уже неоднократно становились предметом исследования, то образ священника по материалам письменного наследия Московского митрополита до сих пор не был реконструирован. Автор статьи анализирует его попытки направить систему духовных школ на нужды приходского служения, деятельность по улучшению материального обеспечения священников, взгляды на пастырское служение, а также богословское осмысление священства. Автор приходит к выводу, что в мысли святителя Филарета приходской священник становится ключевой фигурой в жизни Церкви и всей православной империи. Служители храма оказываются теми, кто призван сохранять Предание Церкви и преподавать божественное освящение всему творению. Также именно священник, по мысли митр. Филарета, призван поддерживать иерархические основы общественной жизни. Бытие священника в неразрывной связи с епископом и через него со всей церковной полнотой противопоставляется в мысли святителя религиозным лидерам раскольников, которые предстают как противоположность православному священству.

Ключевые слова: свт. Филарет Московский, пастырское богословие, экклезиология, приходское духовенство, синодальный период, богословие священства, раскол

* Исследование проведено за счет гранта РФФИ (№ 21-011-44119) «Богословская мысль в контексте модернизации: митрополит Филарет (Дроздов) и имперские институты его времени» в 2021 г.

Priest Alexei Chernyi

PhD, Candidate of Theology, Research fellow, Center for the History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University, Russia, 127051, Moscow, Likhov per., 6-1

lexschwarz@gmail.com

"The Law of the Priesthood": St. Philaret of Moscow's Views on the Russian Priesthood*

Abstract: The article examines the views of Saint Philaret (Drozdov) on the parish clergy of his era. Since St. Philaret came from a well-known priestly dynasty from Kolomna and took an active part in the life of the Moscow diocese, he acquired a deep understanding of parish life. Nonetheless, while St. Philaret's efforts in the field of spiritual education have repeatedly been the subject of research, an image of the priest based on the written legacy of the Moscow metropolitan has yet to be reconstructed. This author of the article analyzes St. Philaret's attempts to direct the system of theological schools towards the needs of parish ministry, his efforts to improve material support for priests, his views on pastoral ministry, as well as his theological understanding of the priesthood. The author reaches the conclusion that, in the thought of St. Philaret, the parish priest becomes a key figure in the life of the Church and of the whole Orthodox Empire. Ministers of the Church are those who have a vocation to preserve Church Tradition and to transmit divine sanctification to all of creation. It is also the priest who, according to Metropolitan Philaret, is called on to support the hierarchical foundations of public life. To St. Philaret, through an indissoluble connection with his bishop and through him with the fullness of the Church, the priest is juxtaposed to schismatic religious leaders, who are viewed as the antithesis of the Orthodox priesthood.

Keywords: St. Philaret of Moscow, pastoral theology, ecclesiology, parish clergy, synodal period, priesthood theology, schism

* The study was funded by the RFBR grant (No. 21-011-44119) "Theological Thought in the Context of Modernization: Metropolitan Filaret (Drozdov) and the Imperial Institutions of His Time" in 2021.

Вклад митрополита Московского Филарета (Дроздова) в развитие церковной и общественной жизни Российской империи трудно переоценить. Однако, если принять во внимание необычайно широкий спектр вопросов, которые святитель должен был ежедневно решать, занимая высокие посты в церковной иерархии, может легко создаться неверное впечатление о нем как о церковном чиновнике, оторванном от реальной жизни верующих людей. Действительно, будучи членом Синода, представителем высшей церковной иерархии, близким ко двору и аристократическим кругам, одним из первых интеллектуалов своего времени, обладая невероятной работоспособностью, свт. Филарет ежедневно принимал участие в организации церковной жизни на самом высоком уровне, и среди современников он имел немало противников. Его обвиняли во властности, авторитарности1, в том, что московское духовенство, которое он как «тщеславный церковный чиновник»2 якобы держал «в железных тисках»3, «трепетало его деспотизма»4. В то же время сохранились воспоминания о нем как о чутком и терпеливом пастыре, способном уделить внимание всем обращавшимся к нему как по долгу подчиненных, так и за помощью или пастырским советом5. В этом смысле большой интерес представляет его деятельность в качестве правящего

1 Майорова О. Е. Митрополит московский Филарет в общественном сознании конца XIX века // Лотмановский сборник / сост. Е. В. Пермяков. М., 1997. № 2. С. 622, 625-626.

2 Там же. С. 630.

3 Уманец С. Мозаика. Из старых записных книжек // Исторический вестник. 1912. № 12. С. 1055-1056.

4 Герцен А. И. Былое и думы // Собрание сочинений: в 30 т. М., 1956. Т. 8. С. 23.

5 Среди почитателей святителя его авторитет сравнивался с царским (см.: Майорова О. Е. Митрополит московский Филарет... С. 626). Достаточно вспомнить, что Сушков называл его «святым старцем» (см.: Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. М., 1868. С. 193, 270 и др.).

архиерея Тверской, Ярославской, а с 3 июля 1821 г. Московской кафедры. Святитель Филарет был очень любим народом, насколько мог часто посещал храмы своей епархии и совершал богослужения и проповедовал. Известно, что еще при жизни его называли «патриархом без патриаршества»6. Такой эпитет, помимо прочего, указывает на то, что он воспринимался современниками как первый пастырь России, несущий попечение не только о приходских священниках своей епархии, но и о всем российском духовенстве. Его представление о духовенстве своего времени тем более значимо, если учесть тот факт, что будущий святитель родился в семье потомственного священника, а род Дроздовых - одна из крупнейших священнических династий Коломны7. Все это позволяет утверждать, что святитель обладал не только колоссальным опытом архипастырского служения, но и глубоким пониманием приходской жизни.

В данной статье будет предпринята попытка на основании анализа трудов свт. Филарета реконструировать его взгляды на приходское духовенство.

I.

Прежде всего хорошо известна и изучена деятельность святителя в области подготовки священников. Преимущественно духовно-академическими и научно-богословскими трудами отмечены первые годы его церковного служения. Начиная с 1809 г. молодой иеромонах Филарет получает послушания инспектора Петербургской семинарии и ректора Александровского уездного училища. Именно здесь начинается его восхождение: еще до возведения в епископское достоинство он становится ректором столич-

6 Муравьев А. Н. Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета // ПО. 1868. № 1. С. 5; Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова, 1782-1867), митрополита Московского и Коломенского. М., 2009. Т. 1. С. 3; Майорова О. Е. Митрополит московский Филарет. С. 623-624; Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета. С. 208.

7 Маркова Н. А. Династии приходского духовенства. Коломенская округа, XVIII - начало XIX века. М., 2013.

ной академии и достигает таких успехов, что уже спустя год после назначения удостаивается от Александра I ордена Святого равноапостольного князя Владимира. В высочайшем рескрипте император среди прочих его заслуг отмечает «деятельность в образовании достойных служителей олтаря Господня»8. Эту деятельность святитель не прекращал на протяжении всей жизни, однако основной ее можно считать именно в ранние годы. В частности, именно Филарет, без сомнения, является ключевым действующим лицом в осуществлении реформы духовных школ в 1808-1814 гг., главной целью которой была организация воспитания и образования будущих пастырей9. К этой цели он последовательно стремится в дальнейшем на разных должностях: пополняет библиотечные фонды, публикует научно-богословские и учебные работы, кропотливо совершенствует систему подготовки священников и стремится целиком сориентировать духовную школу на нужды пастырского служения на приходах10.

По большей части на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии и члена Комиссии духовных училищ архимандрит Филарет ведет учебно-методическую работу по усовершенствованию образовательной системы. Однако показательно, что и здесь он стремится создать условия для воспитания сердец будущих пастырей через приобщение к святоотеческому наследию. Так, в своем «Обозрении богословских наук», рекомендуя книгу

8 Письма к родным . С. 177.

9 Сухова Н. Ю. «Воспитание юношества, Церкви посвященного»: Духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и святитель Филарет // ФА. 2011. Вып. 7. С. 162.

10 См.: Всеподданнейшее представление митрополита Филарета, с приложением рукописи, озаглавленной: «о средствах против недостатка в достойных священниках». (1826 г., 23 ноября.) [№ 177] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 177; О напечатании составленного ректором С.-Петербургской духовной академии, архимандритом Филаретом «Обозрения богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» [№ 45] // Мнения и отзывы. Т. 1. С. 122151; Мнения митр. Филарета относительно образования духовного юношества и устройства приходского сельского духовенства (1828 г., 23 января) [№ 189] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 216-238.

«О должностях пресвитеров приходских»11 в качестве учебника пастырского богословия, святитель указывает на необходимость домашнего чтения кандидатами в священство творений святых Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Тихона Воронежского, посвященных священническому служению12. Также немаловажно, что он собственным примером стремился повысить уровень преподавания. По словам архим. Фотия (Спасского), ректор «привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления в уме от учений своих, всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение»13.

Из этих слов становится ясно, какое влияние святитель оказывал на души, сердца и умы будущих священников не только путем административных усилий, но и собственной личностью.

В то же время, с самых первых лет служения архимандрит, а с 1817 г. епископ Филарет вынужден был постоянно решать массу вопросов, связанных с приходским служением священников. Эта деятельность хорошо задокументирована в его «Мнениях и отзывах», чаще всего она выражается в форме административных решений или рекомендаций, касающихся финансового обеспечения бедных из духовного звания14, престарелых священников и

11 В частности в обозрении богословских наук: О напечатании составленного ректором с.-петербургской духовной академии, архимандритом Филаретом «Обозрения богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах». С. 144.

12 Там же.

13 Автобиография архимандрита Фотия (Спасского) (1792-1838) / сост. В. В. Улыбин, Ю. Е. Кондаков. СПб., 2015. С. 65-66.

14 Мнение архиеп. московского Филарета по вопросу о средствах к пособию престарелым заштатным священно- и церковнослужителям, вдовам их и сиротам (1823 г., 10 июля) [№ 161] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 91-95; Святитель прямо пишет о том, что «бедность заштатнаго духовенства часто представляется чрезмерно угнетающею» (Там же). См. также: Сперанский С. В. Московское Филаретовское епархиальное женское училище. Историческое изложение его судьбы в пятидесятилетний период 1832-1882 гг. М., 1883; Якименко В. В. Из истории возникновения первых московских епархиальных училищ // Вестник РГГУ 2012. С. 116-126.

вдов15, оптимизации работы епархиальных судов, ослабления для нуждающегося духовенства налогового бремени16 и т. п. В этих документах пастырское служение предстает преимущественно как должность, совокупность обязанностей духовного лица, занимающего «священническое место»17, на которое оно может быть назначено в случае соответствия определенному набору критериев.

Впервые о пастырстве как о духовном окормлении речь у Филарета - тогда молодого епископа - заходит в проповеди в неделю сыропустную 1822 г. в день памяти Алексия, Митрополита Московского. Он обличает священнослужителей, не имеющих и не стремящихся стяжать «познание о внутреннем состоянии овец, им вверенных»18. Обозначая такое познание в качестве важнейшей задачи для всех пастырей, он противопоставляет его примерам ложного или неполноценного пастырства. Среди таковых он упоминает механическое воспроизведение древнего уставного благочестия19, заботу только о литургическом и гомилетическом искусстве, строгое осуществление пастырской власти, сведение священнической должности к совершению таинств и т. д. Признавая ценность каждой из этих сторон пастырского служения в отдельности, святитель подчеркивает, что только в совокупности они способны сделать служение священника полноценным и спасительным для паствы, - но только при условии знания ее внутреннего состояния20.

15 См.: Составленный архиеп. московским Филаретом проект положения о призрении бедных духовного звания (1823 г., 12 августа) [№ 162] // Мнения и отзывы. Т. 2. C. 95-107.

16 Там же. С. 32-37.

17 Мнение присутствовавшего в спб. Консистории, архимандрита Филарета, по сообщению правления спб. духовной академии о том, что на место ключаря казанского собора Стефана Голмского желает поступить бакалавр Герасим Павский [№ 58] // Мнения и отзывы. Т. 1. С. 193; Мнение митр. Филарета по вопросу о деятельнейшем со стороны епархиальных начальств надзоре за священнослужителями (1828 г., 16 февраля) [№ 190] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 240-241.

18 Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную (1822 г.) [№ 22] // Слова и речи. Т. 2. Отд. 1. С. 44.

19 «Свиряние на свирели, предками настроенной» (Там же).

20 Там же.

Показательно, что искажение пастырского призвания среди священнослужителей свт. Филарет связывает с присущим им «слабым понятием о своем звании»21. Это еще раз убеждает нас в том, что налаживание приходской жизни для него неразрывно связано с совершенствованием системы подготовки священников, ее ориентацией на потребности приходов и раскрытием для учащихся сущности священства.

Причины недостатка достойных священников были изложены им в «Всеподданнейшем представлении... О средствах против недостатка в достойных священниках»22 от 23 ноября 1826 г. Среди причин такого недостатка святитель также называет воспитание в духовных школах, которое было и остается «недовольно приспособленным к потребностям церковного служения»23. С другой стороны, на тот момент на приходах служило «еще великое число священников, получивших только домашнее, причетническое образование»24 или не закончивших образование в семинарии. Кроме того, в священники поставляются кандидаты прежде достижения 30-летнего возраста; размеры епархий не позволяют епископам осуществлять должный контроль над своими приходами; бюрократически перегруженное и медленное делопроизводство не позволяет наказывать и исправлять недостойных священников; «бедность и стесненное состояние» многих священников не способствует пастырским усилиям25. Свт. Филарет предлагает конкретные средства к исправлению всех этих недостатков и в дальнейшем много трудов полагает на то, чтобы изыскать средства и постановить, чтобы «во священники посвящались как из людей испытанных в доброй нравственности, так и с достаточными познаниями, и предпочтительно из семинаристов, дабы надежнее могли руководить вверенную им паству и назидать в христианских добродетелях»26.

21 Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную //

Слова и речи. Т. 2. Отд. 1. С. 44.

22 Всеподданнейшее представление // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 177.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

II.

Не будет преувеличением сказать, что в мысли святителя Филарета приходской священник становится ключевой фигурой в жизни Церкви и всей православной империи. Известно, что одной из центральных идей в его богословии является идея о «Церкви-храме», в земном явлении которой «обнаруживает себя в полной мере та Божественная сила, которая исходила через тело Господа и исцеляше вся (Лк 6. 19), и все, в храме являемое, есть риза Христова, "истканная Церковью" для нашего исцеления и спасения и делающая возможным "прикосновение" к Божеству»27.

И именно в храме «Дух Святой освящает служителей слова и таинств, чем и обеспечивается истинность Предания, хранимого в Церкви»28. Церковнослужители должны хранить святыню алтаря и таинств, приближаться к которым могут лишь освященные29. Через священство Христос утверждает Церковь, однако, только сохраняя неповрежденной связь с Церковью, священник способен остаться причастным церковному освящению30. Этот богослов-

27 Хондзинский П., прот. Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021. С. 110.

28 Там же.

29 «Чтобы к святому престолу не прикасался никто, кроме священнослужителей, чтобы жертвенник, когда на нем находятся святые дары, был чтим и неприкосновенен, подобно престолу, чтобы между горним местом и престолом не было хождения, кроме должностного по чину служения, чтобы мирские только по надобности были допускаемы к жертвеннику и в предолтарие, а не в алтарь и к самому престолу, чтобы в алтаре, особенно вблизи престола, не было вещей, алтарю не принадлежащих» (Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду с испрашиванием распоряжения к утверждению церковного благочиния (1856 г., 10 сентября) [№ 444] // Мнения и отзывы. Т. 4. С. 131).

30 «Христос и Его спасительная благодать есть вечно незыблемое основание истинныя Церкви. На сем основании созидали и продолжают созидать ее Апостолы, пастыри, учители словом учения, силою молитвы, таинствами веры, подвигами жизни. Сим образом создана Церковь» (Он же. Слово по освящении храма Святителя Митрофана, в Хотькове монастыре (1833 г., 29 июня) [№ 100] // Слова и речи. Т. 3. С. 226); «Благодарите, братия, Бога, что в единении со святою Его Цер-ковию вы обрели... [таинства] и все, к освящению и спасению благо-

ский взгляд на служителей Церкви определяет неотъемлемые черты образа православного священника, которые последовательно осмысляются и характеризуются свт. Филаретом как в проповедях, так и в мнениях и отзывах.

Прежде всего он подчеркивает роль служителей храма в качестве хранителей церковного Предания. Отсюда их задача - бережно хранить преемство, обеспечивающее их связь с источником благодатных даров, которые хранит Церковь. Понимаемое в таком смысле апостольское преемство обеспечивается посредством связи священника с правящим епископом, которая, по свт. Филарету, и делает священство церковным31.

Священник воспринимает благодать от архиерея и только за счет этого сам способен к передаче благодати32. Например, в слове по освящении храма Святителя Николая в Толмачах 25 ноября 1834 г. митр. Филарет прямо говорит: «...заимственная благодать священства не может быть без преподаятельной благодати Архиерейства»33, поскольку она «без Архиерейства есть то же, что ветвь без корня»34. В свою очередь миряне имеют доступ к благодати только через священство, преподающее церковные таинства и наоборот: отвергающий священство лишает себя освящения35. В 1854 г. в проповеди на освящение храма Воздвижения Креста Господня в Преображенском Богаделенном доме свт. Филарет ут-

потребное, из чистого источника апостольской благодати проистекающее. Всех сих благодатных даров лишены те, которые, уклонясь от общения церковного, лишили себя священства или избрали себе священников, убежавших от законного священноначалия и тем же бегством удалившихся и от благодати священства» (Беседа на освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы, при Преображенском Богаделенном Доме (1857 г., 2 июня) [№ 337] // Слова и речи. Т. 5. С. 418).

31 Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах. Го-ворено ноября (1834 г., 25 ноября) [№ 113] // Слова и речи. Т. 3. С. 292.

32 Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия. 1833 г. [№101] // Слова и речи. Т. 3. С. 235.

33 Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах. С. 291, 292.

34 Там же.

35 Слово по освящении храма Святителя и Чудотворца Николая, в городе Бронницах (1847 г., 8 июля) [№ 215] // Слова и речи. Т. 4. С. 498.

верждает, что «быть без священника есть наказание, посылаемое от Бога на неверных в служении Ему»36. Таким образом, святитель теснейшим образом связывает Церковь и священство, не мысля одно без другого. Также, например, критику священства он воспринимает как критику Церкви, служителями которой являются священники37. И именно священник, по мысли свт. Филарета, призван, собственным примером утверждая христианские нравы38, обеспечивать общественное благоденствие, научать почитанию царя и поддерживать иерархические основы общественной жиз-ни39. Так, принимая участие в подготовке к освобождению крестьян, он писал:

Всегдашняя обязанность священников есть, между прочим, поучать прихожан, чтобы они соблюдали верность к государю и повиновение начальствам, от него поставленным, чтобы неуклонно и добросовестно исполняли законные повинности и платили определенные подати и наложенные или условленные оброки; чтобы, если находят себя

36 Беседа по освящении храма Воздвижения Креста Господня в Преображенском Богаделенном доме (1854 г., 19 декабря) [№ 303] // Слова и речи. Т. 5. С. 290-291.

37 Донесение митр. Филарета Свят. Синоду о сочинениях Фон-Визина, признаваемых вредными для веры и народной нравственности (1846 г.,

29 ноября) [№ 51] // Мнения и отзывы. Т. Доп. СПб., 1887. С. 166.

38 Мнения митр. Филарета относительно образования духовного юношества и устройства приходского сельского духовенства (1828 г., 23 января) [№ 189] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 216.

39 «На чем основано правило: <...> "Царя чтите"? Не потому ли Священник проповедует почтение к Царю, что надеется от него покровительства своему служению? <...> Благо и благословение Царю, покровителю Олтаря; но не боится Олтарь падения и без сего покровительства. Прав Священник, проповедующий почтение к Царю: но не по праву только взаимности, а по чистой обязанности, если бы то случилось и без надежды взаимности» (Слово в день Тезоименитства Благоверного Государя, Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Александра Николаевича. Говорено в Успенском соборе (1832 г.,

30 августа) [№ 95] // Слова и речи. Т. 3. С. 203). Звание священника, по свт. Филарету, «требует примерной чистоты совести, честности и повиновения церковным правилам и государственным законам» (Мнение митр. Филарета о сводных раскольнических браках и о мерах к сближению рогожских и пермских раскольников с православной церковью (1848 г., 29 марта) [№ 64] // Мнения и отзывы. Т. Доп. С. 230).

неправильно отягощенными кем-либо или чем-либо, искали защиты и облегчения, каждый по своей нужде, законным путем, не распространяя беспокойства в обществе, и с терпением ожидали от начальства исправительных распоряжений и действий правосудия40.

Богословское осмысление ставит священника в совершенно особое положение, которым объясняются те высокие требования и строгость, которую святитель Филарет всякий раз проявляет, разбирая дела духовенства своей епархии41. Статус служителя храма и необходимость быть духовным и нравственным примером для мирян объясняет необходимость понимать священство как служение пожизненное, даже с учетом того, что православное богословие не разделяет западное учение о неизгладимом характере священства. Об этом, в частности, идет речь в одном из писем 1860 г. обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толсто-му42, в котором святитель высказывается о возможности добровольного снятия священного сана вдовыми священниками. По его мнению, отказывающийся от сана по собственному произволу нарушает «законы священства»43, поскольку демонстрирует приоритет мирских дел над духовными, отвергает благодать таинства и становится соблазном для тех, кого он по церковному поручению и в силу присяги обязан был наставлять44. Поэтому «те, с которых снимается священнослужительский сан, не должны пользоваться равными правами с людьми, совершенно невинными»45.

40 Мнение митр. Филарета об обязанностях приходского духовенства при предстоящей перемене отношений крестьян к помещикам (1860 г., 29 ноября) [№ 560] // Мнения и отзывы. Т. 4. С. 566).

41 См., например: Мнение митр. Филарета по вопросу о деятельнейшем со стороны епархиальных начальств надзоре за священнослужителями (1828 г., 16 февраля) [№ 190] // Мнения и отзывы. Т. 2. С. 240241.

42 Письмо митр. Филарета к обер-прокурору Свят. Синода, графу А. П. Толстому, с запиской «вдовство духовенства» (1860 г., 10 апреля) [№ 548] // Мнения и отзывы. Т. 4. С. 517-518.

43 Там же.

44 Там же. Ссылаясь на 7-е правило IV Вселенского Собора, свт. Филарет даже утверждает, что такой человек оказывается «близок к тому, чтобы предану быть анафеме» (Там же).

45 Там же. С. 526.

III.

Отдельного рассмотрения требуют взгляды свт. Филарета на пастырское окормление со стороны священника. Здесь можно проследить определенное развитие, что позволяет говорить о постепенном формировании взглядов святителя по мере его собственного становления как пастыря. Как уже упоминалось, в ранние годы мы не находим у него суждений о душепопечении, за исключением отдельных проповедей. Однако, начиная с 1840-х гг. эта тема начинает появляться заметно чаще. Так, в проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1842 г. святитель говорит о послушании воле Божией, которую каждый человек способен узнать, прислушиваясь к своей совести, голосу Церкви, Священному Писанию и примеру святых46. Но здесь же он впервые размышляет об «особых руководителях» в духовной жизни:

Для успеха в духовном послушании, поколику можешь, поколику внутренно чувствуешь особенную нужду, избери себе особенного наставника, сведущего и опытного в сей науке, благословенного на сие служение, которого слово сильно жизнию, светло молитвою, охранено от заблуждения смирением. Покори ему свою волю ради Бога: и воля Бога небесного сойдет к тебе на землю, и твое простое земное послушание будет достигать до неба, по реченному к истинным и законным наставникам от Дающего пастырей и учителей: «слушаяй вас, Мене слушает» (Лк 10. 16)47.

Этот призыв святитель дает с большой осторожностью, подчеркивает свободный выбор мирянами наставника и добровольный характер послушания ему48. В дальнейшем митр. Филарет неоднократно возвращается к этой теме. В 1854 г., в день памяти свт. Алексия, в Чудовом монастыре он повторяет необходимость руководствоваться в духовной жизни голосом совести, разума, благочестивого чувства49. В то же время слова апостола «пови-

46 Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (1842 г.) // Слова и речи. Т. 1. С. 169.

47 Там же.

48 Там же.

49 Слово на память Святителя Алексия (Говорено в Чудовом монастыре) (1854 г., 12 февраля) [№ 292] // Слова и речи. Т. 5. С. 247.

нуйтеся наставником вашим» (Евр 8. 17) он осмысляет как «спасительное правило жизни и закон церковного благоустройства»50. И хотя святитель, толкуя слова апостола, в первую очередь подчеркивает, что священник - «проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных»51, здесь уже прямо заходит речь о необходимости духовного руководства со стороны священника:

Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни. Только невнимательный к себе или самонадеянный может сказать, что для сего ему довольно самого себя, и что он не имеет нужды в наставнике или советнике52.

Из этих слов следует, что без руководства духовная жизнь невозможна. Однако в отношении священника святитель Филарет не рассматривает его в качестве благодатного дара, которым обладает любой священник в силу совершенного над ним таинства Хиротонии. Руководство духовной жизнью прихожан он относит к «особенным, чрезвычайным дарам благодати»53, которые «Дух Святый раздает, якоже хощет, и они не были никогда предметом общего требования»54. Тем самым он разделяет, с одной стороны, практику духовного наставничества - старчества, характерную по меньшей мере для некоторых монашеских кругов55, а с другой - отпущение грехов у исповедующего священника-духовника. В то же время в этой проповеди очевидным образом ставится задача приходскому священнику быть руководителем в борьбе со страстями («в подвиге против греха»56): для этого он призывает приходских священников стремиться «снискать духовное

50 Слово на память Святителя Алексия // Слова и речи. Т. 5. С. 245.

51 Там же. С. 246.

52 Там же.

53 Там же. С. 247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 Там же.

55 См. пример Оптиной пустыни: Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. М., 2009. С. 52-61.

56 Слово на память Святителя Алексия // Слова и речи. Т. 5. С. 246.

просвещение»57, чтобы быть способными «руководить к духовной жизни других»58.

У святителя Филарета мы находим и конкретные рекомендации священникам относительно душепопечения в различных пастырских ситуациях59. Поражают глубиной пастырского чувства многочисленные мнения, написанные в ответ на обращения к нему как к архипастырю. Владыка дает подробные рекомендации о том, как местному протоиерею увещевать купца, желающего вступить в третий брак60, в деталях инструктирует, как тюремному священнику следует общаться с заключенными и ведомыми на казнь61, и т. д. В трудах святителя неоднократно повторяется мысль о том, что священник, несмотря ни на какие обстоятельства и даже прямые обязанности, должен оставаться пастырем и всю свою деятельность ориентировать на пастырское служение62. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует упомянутое выше письмо графу Толстому. В нем свт. Филарет подтверждает необходимость для священника учить своих прихожан послушанию законному начальству, предупреждать народные волнения63

57 Слово на память Святителя Алексия // Слова и речи. Т. 5. С. 292.

58 Там же.

59 Там же.

60 Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 109. № 1556.

61 Например, описывая взаимодействие священника с осужденным, свт. Филарет подчеркивает необходимость глубоко личного пастырского контакта с преступником: «Религия и святыня ее дарованы Богом человеку для глубокого действия на душу и сердце, а не для поверхностных зрелищных впечатлений, которых действие неглубоко и непрочно» (Письмо митр. Филарета к обер-прокурору Свят. Синода, графу Н. А. Протасову, с приложением правил об обязанностях священника при исполнении уголовных приговоров (1846 г., 18 декабря) [№ 52] // Мнения и отзывы. Т. Доп. С. 169). См. также: Донесение митр. Филарета Свят. Синоду о духовном назидании преступников, ссылаемых в Сибирь (1840 г., 18 ноября) [№ 255] // Мнения и отзывы. Т. 3. С. 30.

62 Например: Письмо митр. Филарета к обер-прокурору Свят. Синода о чтении в приходских церквах казенных селений священниками или диаконами постановлений о выборах волостных и сельских начальников (1839 г., 2 мая) [№ 11] // Мнения и отзывы. Т. Доп. С. 40-43.

63 Священники «должны исполнять свою обыкновенную обязанность - учить прихожан сколько благочестию, столько же и добрым делам, как в нравственном, так и в гражданском отношении» (Там же).

и способствовать осуществлению реформ64. Однако, с его точки зрения, возможности священника в данной сфере очень ограничены, поскольку он может действовать только «в свойственном ему характере»65. Иными словами, в любой ситуации священник должен следить за тем, чтобы не терпели ущерба доверительные отношения с прихожанами, необходимые для пастырского душе-попечения.

Схожую аргументацию святитель использует, когда называет именно женатое духовенство отвечающим пастырским задачам на приходе. Опыт семейной жизни необходим священнику для того, чтобы прихожане могли доверять ему свои «семейные немощи, часто требующие особенной скромности»66. Здесь важно подчеркнуть гармоничное сочетание административных и пастырских усилий: в административных действиях святителя неизменно реа-лизовывалось пастырское попечение.

IV.

Важно отметить, что многие черты православного священства осмысляются святителем Филаретом в связи с теми или иными вопросами и донесениями, касающимися раскольнических сообществ. Религиозные лидеры раскольников предстают в его трудах полной противоположностью образу православного священника.

В отличие от священника, который, как было показано выше, теснейшим образом связан с Церковью и священноначалием, раскольнический лидер, по мнению святителя, стремится к независи-

64 Мнение митр. Филарета «об обязанностях приходского духовенства при предстоящей перемене отношений крестьян к помещикам» (1860 г., 29 ноября) [№ 560] // Там же. Т. 4. С. 566.

65 Там же.

66 Письмо митрополита Филарета к протопресвитеру В. Б. Бажанову с мнением о записке, изображавшей состояние православной церкви в России в неблагоприятном виде (октябрь 1856 г.) [№ 448] // Мнения и отзывы. Т. 4. С. 143; Заметки митр. Филарета на некоторые места сочинения ректора казанской духовной академии, архим. Иоанна, «О монашестве епископов» (1863 г., 24 марта) [№ 702] // Мнения и отзывы. Т. 5. Ч. 1. С. 416.

мости67, не терпит подчиненности и не несет ответственности за свои действия68. Свт. Филарет предостерегает христиан от независимых, не связанных с Церковью и местным епископом «мнимых ревнителей исповедания, которых никто не послал, никто не посвятил, у которых нет ни святителя, ни святыни. которые "не дверьми входят, но прелазят инуде"»69.

В проповеди на освящении храма Иерусалимской иконы Божи-ей Матери в Бронницах в 1846 г. он сравнивает их с самаритянами, оставившими ветхозаветный храм и его священство:

Где нашли они старую веру без священноначалия и без освященных храмов?.. Истинно старая вера (православие. - А. Ч.) от начала христианства имела и имеет непрерывное священноначалие и освященные храмы. Знаю старый пример удаления от святого храма и от поставленного Богом священноначалия, с мыслью о старой вере <...> Самарянам не захотелось ходить в Иерусалимский храм и повиноваться тамошнему священноначалию <...> некоторые священники отбежали к ним из Иерусалимскаго храма, и открылось новое неблагословенное богослужение70.

Иными словами, в рамках богословия «Церкви-храма», занимающего одно из центральных мест в наследии святителя, раскольники оказываются теми, кто «удаляется от святыни Церкви»71, оставляют храм и соблазняют к этому христиан, разрушая иерар-

67 См., например: Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Н. А. Протасову, с заключением по прошению старообрядцев г. Спасска о дозволении одному из приходских священников исправлять для них требы в тамошней старообрядческой часовне, без присоединения к православию (1840, 31 июля) [№ 252] // Мнения и отзывы. Т. 3. С. 22.

68 Донесение Свят. Синоду митр. Филарета о крестьянах волоколамского уезда, московской губернии, уклонившихся в раскол (1861 г., 24 октября) [№ 628] // Мнения и отзывы. Т. 5. Ч. 1. С. 156.

69 Слово по освящении храма Святителя и Чудотворца Николая. // Слова и речи. Т. 4. С. 498.

70 См.: Слово на освящение храма Пресвятыя Богородицы, в честь иконы Ея Иерусалимския, в городе Бронницах (1846 г., 3 февраля) [№ 202] // Слова и речи. Т. 4. С. 432.

71 Там же.

хический порядок. Также и православный священник, не оказывающий послушания церковному священноначалию, с точки зрения святителя, «изменяет Церкви и отпадает от законной власти»72.

Он отмечает, что антииерархические тенденции и стремление к независимости разрушают не только ключевые принципы существования Церкви, но и подрывают основы монархии73. Высказываясь против легализации раскольнических приходов, он обличает эти сообщества за то, что в них ключевую роль играют «самозванные попечители или старшины»74. С его точки зрения, это свидетельствует о том, что в них над иерархическими превалируют демократические принципы, что противоречит монархическому строю75 и подталкивает православных людей к уклонению от послушания законной власти76. Именно поэтому, например, беглый священник, по митр. Филарету, совершает преступление как против Церкви, так и против государства77.

В области пастырского душепопечения святитель также четко различает методы православных и раскольнических духовников. Как было показано выше, в духовной жизни православной паствы он важную роль отводит христианской совести, «голосу

72 Мнение митрополита Филарета по вопросу: можно ли дать раскольникам священников, которые были бы под ведомством только гражданского начальства (1848 г., 29 марта) [№ 311] // Мнения и отзывы. Т. 3. С. 251.

73 См. Письмо митр. Филарета к исправлявшему должность обер-прокурора Свят. Синода, А. И. Карасевскому, о двухдневном уклонении раскольников рогожского кладбища от верноподданической присяги и некоторых других поступках их, требующих внимания и предусмотрительности (1855 г., 7 марта) [№ 404] // Мнения и отзывы. Т. 4. С. 10.

74 Филарет (Дроздов), свт. Две записки о раскольническом и единоверческом духовенстве (29.3.1848, 30.12.1864) // РА. 1889. Кн. 2. № 6. С. 295.

75 Там же.

76 Мнение митрополита Филарета по вопросу, можно ли дать раскольникам священников, которые были бы под ведомством только гражданского начальства, за малые вины судимы были самими раскольниками, а за большие отсылаемы были к православному епархиальному начальству (1849 г., 10 октября) [№ 323] // Мнения и отзывы. Т. 3. С. 291.

77 Мнение митр. Филарета о сводных раскольнических браках и о мерах к сближению рогожских и пермских раскольников с православной церковью (1848 г., 29 марта) [№ 64] // Мнения и отзывы. Т. Доп. С. 230.

Церкви», руководству Священным Писанием и примером святых, в то время как подчинение руководству со стороны священника, хотя и является необходимым, может быть только добровольным и рассматривается им как советование в силу особого дара благодати, а не как отношения господства и подчинения. Православный священник, по святителю Филарету, в любой ситуации призван соблюдать пастырский, бережный характер своих действий. В письме обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Ахматову от 1862 г. святитель замечает, что священник может оказывать лишь нравственное влияние на прихожан, которое может возыметь действие в силу личного расположения последних78. Напротив, как неоднократно упоминает свт. Филарет, раскольнических духовников отличает стремление к господственной власти над духовными детьми. Она носит подавляющий характер и часто может сопровождаться угрозами проклятия, отлучения и других наказаний за не-послушание79. Возвращаясь к пастырству самого святителя, необходимо еще раз подчеркнуть, что административная деятельность, которая оказывается неотъемлемой частью пастырского служения, не может быть в данном случае названа господственной, поскольку не подавляет волю пасомого путем угроз. Напротив, раскольники целенаправленно отказывались от административной власти, подразумевающей институциональную зависимость, и подменяли ее властью господственной и деспотической.

Заключение

Таким образом, для святителя Филарета приходской священник - ключевая фигура в жизни Церкви, общества и государства. Этим обусловлена та планомерная работа по улучшению быта и

78 Письмо митр. Филарета к обер-прокурору Свят. Синода, А. П. Ахматову, с мнением по делу о народных училищах для первоначального образования (1862 г., 10 сентября) [№ 670] // Мнения и отзывы. Т. 5. Ч. 1. С. 313.

79 Записка митр. Филарета о священнике Александре Арсеньеве (1849 г., 10 октября) [№ 324] // Мнения и отзывы. Т. 3. С. 299; Письмо митр. Филарета к министру внутренних дел, Д. Г. Бибикову, с отзывом о поступках раскольников (1853 г., 12 сентября) [№ 385] // Там же. С. 538.

качеств представителей духовного сословия, которую святитель вел на протяжении всей жизни. В области пастырской подготовки он стремился сделать акцент на внутренней жизни будущих священников и в целом на ориентации духовных школ на нужды приходского служения. При этом, если в его ранних текстах священническое служение предстает преимущественно как совокупность обязанностей духовного лица, то в дальнейшем мы можем говорить о формировании богословского осмысления церковного священства. В рамках богословия «Церкви-храма» свт. Филарет теснейшим образом связывает Церковь и священство: священнослужители оказываются теми, кто призван сохранять Предание Церкви и преподавать божественное освящение всему творению, а также поддерживать иерархические основы общественной жизни.

Как человек и как пастырь святитель сформировался в эпоху Александровского царствования80. В то же время в сфере пастырского душепопечения можно говорить о постепенном развитии его взглядов. Признавая необходимость для мирян руководствоваться в духовной жизни голосом совести, разума, благочестивого чувства, он четко обозначает необходимость для мирян внешнего руководства со стороны священника, а для пастырей - обязанность стяжать «познание о внутреннем состоянии овец, им вверенных» и становиться руководителями в борьбе со страстями. Нахождение священника в неразрывной связи с епископом и через него со всей полнотой Церкви противопоставляется в трудах святителя религиозному лидерству у раскольников, которые предстают противоположностью православному священству и олицетворяют отрицательный образ священника. Раскольнического лидера отличают отсутствие образования, стремление к административной и канонической независимости, к свободе от всякой ответственности, а в области пастырского служения - деспотический стиль осуществления духовной власти.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о реакции Церкви на изменения в российском обществе, в результате которых су-

80 Бежанидзе Г. В. Святитель Филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I // ФА. 2011. Вып. 7. С. 113-139; Яковлев А. И. Выбор вех: Идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра I // Там же. С. 75-112.

щественным образом меняются и условия, в коих осуществлялось пастырское служение. Выявление этих изменений требует отдельного исследования, однако, по выражению свт. Игнатия (Брянча-нинова), в ходе расширения и возвышения России, усиления в ней дворянского сословия, в ходе ее модернизации и европеизации «по духу европейской цивилизации православное духовенство. стеснилось в круге своих действий»81. В новых условиях требовался новый подход к христианскому просвещению и окормлению паствы, а значит, и трансформация корпорации клириков и системы подготовки священнослужителей. Труды свт. Филарета (Дроздова) демонстрируют, что именно ему принадлежит ключевая роль в реализации этих церковных задач.

Список литературы

1. Автобиография архимандрита Фотия (Спасского) (1792-1838) / сост. В. В. Улыбин, Ю. Е. Кондаков. СПб., 2015.

2. Бежанидзе. Г. В. Святитель Филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I // ФА. 2011. Вып. 7. С. 113-139.

3. Герцен А. И. Былое и думы // Собрание сочинений: в 30 т. М., 1956. Т. 8.

4. Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. М., 2009.

5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. М., 2014.

6. Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова, 17821867), митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. М., 2009.

7. Майорова О. Е. Митрополит московский Филарет в общественном сознании конца XIX века // Лотмановский сборник / сост. Е. В. Пермяков. М., 1997. № 2. С. 615-638.

8. Маркова Н. А. Династии приходского духовенства. Коломенская округа, XVIII - начало XIX века. М., 2013.

9. Мнения и отзывы - Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государ-ственным вопросам: в 5 т. СПб., 1885-1888.

81 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. М., 2014. Т. 4. С. 433.

10. Муравьев А. Н. Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета // ПО. 1868. № 1. С. 1-20.

11. Письма к родным - Письма митрополита Московского Филарета к родным: 1800-1866 гг. М., 1882.

12. Резолюции - Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: в 5 т. М., 1903-1916

13. Слова и речи - Филарет (Дроздов), свт. Сочинения: Слова и речи: в 5 т. М., 1873-1885.

14. Сперанский С. В. Московское Филаретовское епархиальное женское училище: Историческое изложение его судьбы в пятидесятилетний период 1832-1882 гг. М., 1883.

15. Сухова Н. Ю. «Воспитание юношества, Церкви посвященного»: Духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и святитель Филарет // ФА.

2011. Вып. 7. С. 139-162.

16. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. М., 1868.

17. Уманец С. Мозаика. Из старых записных книжек // Исторический вестник. 1912. № 12. С. 1013-1067.

18. Филарет (Дроздов), свт. Две записки о раскольническом и единоверческом духовенстве (29.3.1848, 30.12.1864) // РА. 1889. Кн. 2. № 6. С. 292-303. '

19. Хондзинский П., прот. Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021.

20. Хондзинский П., прот. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи: Историко-богословское исследование. 2-е изд. М.,

2012.

21. Якименко В. В. Из истории возникновения первых московских епархиальных училищ // Вестник РГГУ 2012. С. 116-126.

22. Яковлев А. И. Выбор вех: Идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра I // ФА. 2011. Вып. 7. С. 75-112.

Выходные данные публикации

Черный А., иер. «Закон священства»: Взгляды святителя Филарета Московского на русское пастырство // Филаретовский альманах. 2022. Вып. 18. С. 109-130.

Chernyi, A. (2022) "«Zakon sviashchenstva»: Vzgliady sviatitelia Filareta Moskovskogo na russkoe pastyrstvo" ["The Law of the Priesthood": St. Philaret of Moscow's Views on the Russian Priesthood]. Filaretovskii al'manakh, 18, pp. 109-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.