Радиация и риск. 2015. Том 24. № 1
Материалы Российской научной комиссии по радиологической защите
МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОМИССИИ ПО РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российской научной комиссии по радиологической защите по докладам М.И. Балонова «Проблемы и успехи реабилитации территории после ядерной аварии: Чернобыль и Фукусима» и С.М. Шинкарева «Дозы облучения населения Японии в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» по материалам доклада МАГАТЭ»
Российская научная комиссия по радиологической защите на заседании 16 марта 2015 г. рассмотрела доклады проф., д.б.н. М.И. Балонова «Проблемы и успехи реабилитации территории после ядерной аварии: Чернобыль и Фукусима» и д.т.н. С.М. Шинкарева «Дозы облучения населения Японии в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» по материалам доклада МАГАТЭ» и отмечает следующее.
В докладе М.И. Балонова проведено сопоставление программ реабилитации населённых пунктов (НП) Брянской области после чернобыльской аварии 1986 г. и префектуры Фукусима Японии после аварии на АЭС «Фукусима-1» 2011 г. Территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению в Брянской и других областях России, в несколько раз больше пострадавшей территории Японии. Масштабные меры реабилитации территории проводились в России, главным образом в Брянской области, и включали дезактивацию НП и систему контрмер длительного действия в сельском и лесном хозяйствах. В докладе впервые в отечественной аудитории представлено описание и результаты кампании дезактивации НП Брянской области, проведённой летом 1989 г. силами гражданской обороны РСФСР при радиологической поддержке Института радиационной гигиены (Санкт-Петербург). Предотвращённая коллективная эффективная доза населения оценена в 350 чел.-Зв.
Обращают на себя внимание сравнительные особенности национального радиологического регулирования в послеаварийных ситуациях. В Японии радиационная защита населения после фукусимской аварии была переведена в ситуацию существующего облучения уже через 6 месяцев после аварии. С сентября 2011 г. защита населения и реабилитация территории строится на современных международных принципах применительно к ситуации существующего облучения, хотя и с некоторыми национальными особенностями. В России через почти 30 лет после чернобыльской аварии и через 60 лет после кыштымской аварии отсутствует регулирование в ситуации долгосрочного облучения населения. С одной стороны, аварийная ситуация в явной форме не отменена, а с другой - применяются радиологические критерии (предел годовой дозы у населения 1 мЗв и производные величины) для планового использования источников ионизирующего излучения. Лишь справочное приложение 5 к НРБ-99/2009 содержит такие критерии, но в необязательной форме.
В результате в трёх сотнях сёл Брянской области пределы дозы до сих пор не соблюдаются, что является постоянным нарушением федерального закона от 09.01.1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 19.07.2011 г.). С учётом этого юридического парадокса и наличия последовательной международной системы защиты населения в по-слеаварийной ситуации существующего облучения, во многом созданной МКРЗ и МАГАТЭ для решения постчернобыльских проблем с учётом опыта НКРЗ СССР, предлагается рекомендовать к введению в отечественное радиологическое регулирование соответствующих правовых понятий, требований и санитарных правил.
Радиация и риск. 2015. Том 24. № 1
Материалы Российской научной комиссии по радиологической защите
Авария на АЭС «Фукусима-1», происшедшая 11 марта 2011 г., отнесена к максимальному 7-му уровню по международной шкале ядерных событий ИНЕС, так же, как и авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Однако имеются существенные различия как по характеру развития аварии, так и по радиационным последствиям для населения. В отличие от аварии на ЧАЭС эвакуация населения из 20-км зоны вокруг АЭС «Фукусима-1» была проведена в течение суток как предупредительная мера. Оценки средних значений эффективных доз за первый год после аварии внешнего и внутреннего (от инкорпорированных радиоизотопов цезия) облучения жителей в НП, расположенных в Фукусимской и соседних префектурах, варьируют в диапазоне
134 137
до 10 мЗв. Результаты измерения содержания Об+ Об в организме жителей префектуры Фукусима (свыше 100 000 жителей) в период январь 2012 г. - февраль 2013 г. показывают, что в предположении однократного ингаляционного поступления радиоцезия в марте 2011 г. оценки ожидаемой эффективной дозы для 99,9% обследованного населения составляют менее 1 мЗв. Отмечается, что после аварии на Чернобыльской АЭС основным путём поступления населению 1311 было потребление коровьего молока, в то время как для условий аварии на АЭС «Фукусима-1» основное поступление населению 1311 было обусловлено ингаляционным путём. Максимальные дозы облучения щитовидной железы у отдельных жителей Японии могут достигать нескольких сотен мГр, что более чем на два порядка ниже, чем максимальные дозы облучения щитовидной железы у жителей Белоруссии, России и Украины после аварии на ЧАЭС.
11
Вклад короткоживущих изотопов йода ( I, I) в дозу облучения щитовидной железы для населения после аварии на ЧАЭС оценивается в диапазоне около 1-2% от дозы облучения щитовидной железы от 1311, а аналогичный вклад в дозу облучения щитовидной железы для населения после аварии на АЭС «Фукусима-1» может достигать 30-40%, при его наиболее вероятной оценке - до 15%.
Учитывая результаты обсуждения, РНКРЗ приняла решение:
1. Принять к сведению информацию о представленных материалах по реабилитации территорий после радиационных аварий на ЧАЭС и АЭС «Фукусима-1» и по оценкам доз облучения населения Японии, содержащимся в публикациях, использованных для подготовки докладов НКДАР ООН и МАГАТЭ о последствиях аварии на АЭС «Фукусима-1».
2. Рекомендовать лицам, принимающим решения о введении контрмер в случае радиационной аварии, и структурам, обеспечивающим поддержку принятия таких решений (МЧС России, Минздраву России, Госкорпорации «Росатом», Минобороны России), изучить опыт ликвидации аварии на АЭС «Фукусима-1». Необходимо обратить внимание, что своевременное и эффективное принятие контрмер на ранней стадии развития аварии по предотвращению (снижению) поступления радиоактивных изотопов йода в организм жителей Японии по перорально-му пути поступления позволило существенно снизить фактические дозы облучения щитовидной железы у населения после аварии на АЭС «Фукусима-1 ». При этом максимальные дозы облучения щитовидной железы у жителей Японии оказались в 100-1000 раз ниже, чем у жителей Белоруссии, России и Украины после аварии на ЧАЭС.
3. В связи с несовершенством отечественного регулирования защиты населения в по-слеаварийных ситуациях рекомендовать Роспотребнадзору способствовать введению в отечественное радиологическое регулирование (ФЗ от 09.01.1996 г. № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.), НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010) правовых понятий защиты в ситуации существующего облучения, соответствующих санитарных требований и правил. Основы такой системы созданы МКРЗ и МАГАТЭ для решения постчернобыльских проблем с учётом опыта НКРЗ СССР.
Председатель РНКРЗ, член-корреспондент РАН