Научная статья на тему 'Чернобыль-Фукусима-1'

Чернобыль-Фукусима-1 Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1151
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиационная обстановка / радиационная безопасность / радиационная авария / доза облучения / радиометрический и дозиметрический контроль / Radiation conditions / radiation safety / Radiation accident / irradiation dose / radiometric and radiation control

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сканцев Виктор Иванович

В статье проведен анализ некоторых действий органов государственной власти Российской Федерации в связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» и обозначены проблемы, требующие решения в системе МЧС России в случае необходимости ликвидации последствий радиационных аварий и организации обеспечения радиационной безопасности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article gives analysis of some actions of the Russian Federation governing bodies in connection with the accident on the Japanese atomic power station «Fukushima-1» and designates the problems demanding decisions in the system of Emercom of Russia in case of possible necessity of liquidation the nuclear accidents consequences and organisation of maintenance of radiation safety of the population.

Текст научной работы на тему «Чернобыль-Фукусима-1»

УДК 621.039

Чернобыль-Фукусима-1

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

В.И. Сканцев

Аннотация

В статье проведен анализ некоторых действий органов государственной власти Российской Федерации в связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» и обозначены проблемы, требующие решения в системе МЧС России в случае необходимости ликвидации последствий радиационных аварий и организации обеспечения радиационной безопасности населения.

Ключевые слова: радиационная обстановка; радиационная безопасность; радиационная авария; доза облучения; радиометрический и дозиметрический контроль.

Chernobyl-Fukusima-1

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

V. Skantsev

Abstract

Article gives analysis of some actions of the Russian Federation governing bodies in connection with the accident on the Japanese atomic power station «Fukushima-1» and designates the problems demanding decisions in the system of Emercom of Russia in case of possible necessity of liquidation the nuclear accidents consequences and organisation of maintenance of radiation safety of the population.

Key words: radiation conditions; radiation safety; radiation accident; irradiation dose; radiometric and radiation control.

Масштабы радиационных аварий

В настоящее время общепризнанным является утверждение специалистов о том, что атомная энергетика представляет собой одну из наиболее «чистых» отраслей производства. Риск смертельных поражений от выбросов АЭС при нормальной их работе в 400 раз меньше, чем от выбросов вредных веществ, источниками которых являются ТЭС [1]. Вместе с тем мы имеем дело с очень опасной областью и промышленностью. Количество атомных электростанций в мире растет, и, следовательно, растут риски радиационных

аварий, последствия которых могут быть весьма опасными. За последние 30 лет эксплуатации атомных электростанций в мире случилось три крупные ядерные катастрофы — в 1957 г. в Уиндскейле, Великобритания; в 1979 г. на АЭС в Три Майл Айленде, США; в 1986 г. на Чернобыльской АЭС, СССР. Произошло восемь серьезных аварий, в том числе с расплавлением активной зоны и повреждениями защитной оболочки ядерной установки, возникло более 30 крупных пожаров. И вот через 25 лет после чернобыльской катастрофы — катастрофа на японской АЭС «Фукусима-1».

Международным агентством по атомной энергетике (МАГАТЭ) разработана международная шкала событий на АЭС. В соответствии с этой шкалой аварии на АЭС подразделяются по характеру и масштабам последствий, а некоторые — и по причинам, их вызвавшим. Градация аварий на АЭС осуществляется по 7 уровням — глобальная, тяжелая с риском для окружающей среды, в пределах АЭС, серьезное происшествие, происшествие средней тяжести, незначительное происшествие (табл.).

Радиоактивное загрязнение вследствие аварии ядерных реакторов различного типа имеет характерные особенности. В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов в развитии радиационной обстановки при аварии ядерных реакторов выделяют, как правило, два основных периода: «йодовой опасности», продолжительностью до 2 месяцев, и «цезиевой опасности», который продолжается многие годы [2].

В «йодовом периоде», если не принять своевременных контрмер, формируется основная часть поглощенной дозы внешнего и внутреннего облучения населения, причем основные проблемы внутреннего облучения (это главная составляющая поглощенной дозы) связаны с ингаляционным поступлением йода-131 в щитовидную железу при прохождении радиоактивного облака, а в последующем с молоком и листовыми овощами — главными «поставщиками» радионуклида йода внутрь организма.

«Цезиевый период», наступающий по прошествии 10 периодов полураспада йода-131, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду.

Изложенное подтверждает, что проблема обеспечения радиационной безопасности при авариях на АЭС является весьма актуальной и для своего решения требует осуществления соответствующих мер по защите персонала, населения и окружающей среды. При этом, как показывает анализ проведенных контрмер при чернобыльской аварии и изучение полученных населением доз облучения, проведение контрмер особенно эффективно в первые часы и сутки после аварии [3].

Авария на атомной электростанции «Фукусима-1»

Авария произошла в канун 25-летия чернобыльской аварии, и МАГАТЭ отнесла ее к 6-му уровню опасности по международной шкале аварий, в дальнейшем уровень опасности был поднят до 7-го уровня.

С появлением информации об аварии на АЭС «Фукусима-1» госкорпорация «Росатом» и Росгидромет выполнили прогноз возможных последствий аварии

для российской территории Дальневосточного региона в случае возможного трансграничного переноса радиоактивного облака. Расчеты, выполненные «Росатомом» и Росгидрометом, показали, что даже при наихудших погодных условиях, при существующих в этом регионе мира господствующих направлениях ветра и самых невероятных разрушениях реактора радиоактивное загрязнение территории России не угрожает и, следовательно, ничто не угрожает безопасности населения. Однако следует отметить, что в данном случае территориальные подсистемы РСЧС дальневосточного региона были переведены в режим повышенной готовности. При таком режиме функционирования РСЧС: усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливаются наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на территориях;

осуществляется прогнозирование возможности возникновения чрезвычайной ситуации радиационного характера и ее масштабов;

при необходимости вводится круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления РСЧС на стационарных пунктах управления;

уточняются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера;

принимаются меры по информированию населения о складывающейся ситуации и при необходимости — меры по защите населения и окружающей среды.

Также могут приниматься и другие меры превентивного характера.

Усиление наблюдения и контроля за обстановкой и состоянием окружающей среды осуществляется путем учащения снятия показаний с использованием подвижных (переносных) средств радиационного контроля, увеличения частоты взятия и обработки проб воздуха, почвы, воды.

Многоразовое снятие показаний уровня радиации с использованием переносных дозиметрических приборов практически начало осуществляться органами РСЧС Дальневосточного региона буквально на вторые сутки после получения известий об аварии на АЭС «Фукусима-1». Однако увеличение частоты взятия и обработки проб воздуха, почвы, воды было введено как минимум через неделю (по данным средств массовой информации). А это значит, что в случае неблагоприятного развития аварийной ситуации (прежде всего — изменения направления ветра) контрмеры для снижения внутреннего облучения населения могли быть проведены с запозданием.

Кроме того, анализ порядка использования дозиметрических приборов подразделениями МЧС показывает, что на снабжении этих подразделений находится в основном устаревшая дозиметрическая аппаратура. Вместе с тем, как показывают исследования, важнейшим и необходимым условием успешного

Международная шкала событий на АЭС (МАГАТЭ)

Таблица

Уровень аварии Наименование Критерий Пример

7 Глобальная авария Выброс в окружающую среду большой части радиоактивных продуктов, накопленной в активной зоне, в результате которого будут превышены дозовые пределы для запроектных аварий. Возможны острые лучевые поражения. Длительное воздействие на здоровье населения, проживающего на большой территории, включающей более чем одну страну. Длительное воздействие на окружающую среду Чернобыль, СССР, 1986 г.

6 Тяжелая авария Выброс в окружающую среду большой части радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне, в результате которого дозовые пределы для проектных аварий* будут превышены, а для запроектных - нет. Для ослабления серьезного влияния на здоровье населения необходимо введение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения в случае аварий в зоне радиусом 25 км, включающих эвакуацию населения Уиндскейл, Великобритания, 1957 г., Фукусима, Япония, 2011 г.

5 Авария с риском для окружающей среды Выброс в окружающую среду такого количества продуктов деления, которое приведет к незначительному повышению дозовых пределов для проектных аварий** и радиационно- эквивалентных выбросу порядка ТБк йода-131. Разрушение большой части активной зоны, вызванное механическим воздействием или плавлением с повышением максимального проектного предела повреждения твэлов. В некоторых случаях требуется частичное введение планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии (местная йодная профилактика и/или частичная эвакуация) для уменьшения влияния облучения на здоровье населения Три Майл Айленд, США, 1979 г.

4 Авария в пределах АЭС Выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду в количестве, превышающем значения для уровня 3, который привел к переоблучению части персонала, но в результате которого не будут превышены дозовые пределы для населения**. Однако требуется контроль продуктов питания населения Сант-Лаурент, Франция, 1980 г.

3 Серьезное происшествие Выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов выше допустимого суточного, но не превышающего 5-кратного допустимого суточного выброса газообразных летучих радиоактивных продуктов и аэрозолей и/или 1/10 годового допустимого сброса со сборными водами. Высокие уровни радиации и/или большие загрязнения поверхностей на АЭС, обусловленные отказом оборудования или ошибками эксплуатации. События, в результате которых происходит значительное переоблучение работающих (персонала) (доза >50 мЗв, >5бэр). При рассматриваемом выбросе не требуется принимать защитных мер за пределами площадки. Происшествия, при которых дальнейшие отказы в системах безопасности могут привести к авариям или ситуациям, при которых системы безопасности не будут способны предотвратить аварию, если произойдет исходное событие Ванделлос, Испания, 1989 г.

2 Происшествие средней тяжести Отказы оборудования или отклонения от нормальной эксплуатации, которые хотя и не влияют непосредственно на безопасность станции, но способны привести к значительной переоценке мер безопасности

1 Незначительное происшествие Функциональные отклонения или отклонения в управлении, которые не представляют какого-либо риска, но указывают на недостатки в обеспечении безопасности. Эти отклонения могут возникнуть из-за отказа оборудования, ошибки персонала или недостатков руководства по эксплуатации. Такие события должны отличаться от отклонений без превышения пределов безопасной эксплуатации, при которых управление станцией осуществляется в соответствии с установленными требованиями. Эти отклонения, как правило, считаются «ниже уровня шкалы»

0 Ниже уровня шкалы Не влияет на безопасность

* Под дозовым пределом для запроектных аварий понимают непревышение дозы внешнего облучения людей 0,1 Зв за первый год после аварии и дозы внутреннего облучения щитовидной железы детей 0,3 Зв за счет ингаляции на расстоянии 25 км от станции.

** При проектных авариях доза на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами не должна превышать 0,1 Зв на все тело за 1-й год после аварии и 0,3 Зв на щитовидную железу ребенка за счет ингаляции.

проведения контрмер в случае радиационной аварии является дозиметрическое обеспечение. К сожалению, в МЧС России до настоящего времени не разработано концептуально-техническое обоснование развития системы средств радиационной разведки и контроля, и поэтому нет единой политики в обеспечении ими аварийно-спасательных формирований в случае ликвидации радиационных аварий.

С развитием промышленного производства, концентрирующего в себе огромные запасы энергии и опасных для здоровья человека и окружающей среды различного рода веществ и материалов, все более явно видна прямая зависимость уровня безопасности общества от его осведомленности о возможных опасностях и психологической подготовленности к адекватному реагированию на складывающуюся аварийную обстановку. При этом, как показывают результаты мониторинга социально-психологической ситуации на радиоактивно загрязненных территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, проведенного в 2006 году, неблагоприятные психологические последствия чернобыльской аварии существуют в большей степени не как результат реальной радиационной опасности, а как следствие субъективного представления человека о радиации. Следует отметить, что большую роль в формировании стресса играют дефицит информации о радиации и ее воздействии на человека, а также неадекватная, несвоевременно представленная информация, информация из неавторитетного, сомнительного источника, всевозможные слухи и домыслы. Более всего населением востребована информация о влиянии радиации на здоровье и об экологической ситуации [4].

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что информация о возможном вредном воздействии на здоровье населения и окружающую среду должна распространяться активно и открыто. По своему содержанию она должна быть исчерпывающей, корректной, ясной, последовательной, вызывающей доверие.

В настоящее время используется широкий круг информационных мероприятий — семинаров, совещаний, «круглых столов», дистанционное консультирование населения, оперативное информирование населения через систему «ОКСИОН» и т. д. Следует отметить, что информирование населения Дальневосточного региона о возможных последствиях аварии на японской АЭС и деятельности РСЧС, особенно населения о. Сахалин, нужно было начинать практически с момента получения данных об аварии от средств массовой информации. К сожалению, доведение информации до населения было

сделано с некоторым опозданием, что привело к определенным негативным явлениям, вплоть до отъезда населения из Дальневосточного региона в центральные регионы России.

Надо сказать, что информирование населения — дело чрезвычайно сложное в связи с развившимся в настоящее время недоверием населения к официальной информации, которое обусловлено как экономическим спадом, так и повышенным тревожным восприятием путаных сведений о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. Люди зачастую склонны верить средствам массовой информации, страдающим стремлением как можно быстрее высказать некомпетентные суждения сенсационного характера. Кроме того, человек устроен так, что мы воспринимаем только то, что хотим воспринимать, остальные сведения проходят мимо. Все это в полной мере было продемонстрировано на территориях Дальневосточного региона, особенно в первые дни после аварии на «Фукусиме-1».

Полагаю, что из приведенных выше соображений может быть высказано предложение о том, что здесь важно не столько информирование, сколько системное обучение и просвещение людей. Просвещение и обучение населения культуре жизнедеятельности в «атомном веке», когда формируется человек, способный воспринимать атомную промышленность, атомную энергетику как достижение и непременный элемент современной цивилизации, является важнейшей государственной задачей. И МЧС России этому вопросу должно уделять самое пристальное внимание.

Литература

1. Безопасность. Экология. Радиация // Информационный бюллетень. Обнинск: ФЭИ, 1992. Вып. 2._

2. Владимиров В. А., Измалков В. И., Измалков А. В. Радиационная и химическая безопасность населения / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005.

3. Пристер Б. С., Алексахин Р. М. Радиационная защита населения — уроки Кыштымской и Чернобыльской аварий // Ядерное общество России. 2007. № 4-6.

4. Система дистанционного консультирования населения территорий России и Беларуси, подвергшихся загрязнению радионуклидами вследствие аварии на ЧАЭС / Под общ. ред. Т. А. Марченко // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Дубна: МЧС России, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2007.

Сведения об авторе

Сканцев Виктор Иванович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (495) 449-99-64.

E-mail: emercom-sv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.