= УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС =
РОСТОКИНСКИЙ Александр Владимирович,
доктор юридических наук, профессор департамента права института экономики, управления и права ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет», e-mail: [email protected]
ДАНЕЛЯН Сергей Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент департамента права института экономики, управления и права ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет», e-mail: [email protected]
ЗАКАТ СУБКУЛЬТУРЫ ИЛИ ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛИ СКИНХЕДЫ
£ Аннотация. В настоящей статье анализируются основные этапы становления и разви-X тия субкультуры скинхедов в России и сопутствующих им криминогенных явлений. Даётся g характеристика факторов быстрого распространения и востребованности данной субкульту-х ры среди молодежи в начале 90-х лет ХХ века и общественные предпосылки упадка в 2010-х л годах. Рассматриваются общие черты и особенности трансформации общественного движе-g ния в субкультуру в Англии прошлого века и в современной России, расколов движения и х роста криминальной активности его участников как результатов обострения конкуренции л между различными группами приверженцев и попыток взаимодействия с органами власти и g их представителями.
х Ключевые слова: Субкультура. Скинхеды. Общественное движение. Панк. Национа-X лизм. Государственная поддержка.
ROSTOKINSKIY Alexander Vladimirovich,
the doctor of jurisprudence, professor of department of the right of institute of economy, management and the right of GAOU IN "The Moscow city pedagogical university"
DANELYAN Sergei Vladimirovich,
Candidate of Law Sciences, the associate professor of department of the right of institute of economy, management and the right of GAOU IN "The Moscow city pedagogical university"
THE DECLINE OF THE SUBCULTURE OR WHY SKINHEADS
DISAPPEARED
$ Annotation. This article analyzes the main stages of the formation and development of the л subculture of skinheads in Russia and related criminogenic phenomena. The characteristics of the g factors of the rapid spread and demand of this subculture among young people in the early 90s of x the twentieth century and the social prerequisites of decline in the 2010s are given. The general S features and peculiarities of the transformation of the social movement into a subculture in England I of the last century and in modern Russia, the splits of the movement and the growth of criminal ac-X tivity of its participants as the results of increased competition between different groups of adherer ents and attempts to interact with authorities and their representatives are considered. I Key words: Subculture. Skinheads. social movements. Punk. Nationalism. Governmental sup-X port.
Зарождение и угасание субкультуры, осо- современной российской картине мира, слож-бенно, оставившей важный след в нейшая проблема, требующая самостоятельных
фундаментальных исследований. Настоящая статья представляет собой попытку ответа на частые вопросы студентов и коллег-криминологов, стоило ли тратить в своё время столько сил и средств на изучение русских скинов, от которых остались лишь архивные уголовные дела, кладбищенские обелиски и городские легенды. Полагаю, что затраты были не напрасны, хотя бы потому, что анализ общих принципов и особенностей эволюции делинквентской субкультуры позволяет многое понять в становлении всего современного российского общества, его самосознания и самоопределения. Субкультуры, которые возникают, развиваются и отмирают как сами общественные движения, становятся их историческим продолжением.
Отрицание советской квазиимперской системы ценностей, поражение в «холодной войне», резкое снижение жизненного уровня представителей советского мидл-класса, поколения «отцов», воспринятое многими у нас как национальное унижение, сформировали во многом уникальный запрос общества на контркультурность, протестный потенциал и практику демонстративного подавления конкурентов, оппонентов, всех «чужих».
Параллельно протекавшие процессы становления в России нового этно-национального государства (порядка 80% русского населения) в начале 90-х гг. ХХ века, разрастание системного кризиса в условиях невиданной прежде информационной открытости способствовали взаимной интеграции русского национализма и европейских субкультурных форм и институтов, таких как панк-рок, «01!», фан-бригады «ультрас», идеология White Power и др. Такие формы оказались более привлекательными прежде, всего для молодежи, из-за новизны, показной брутально-сти, декларируемого «братства белых наций», готовности к насилию «за идеалы».
Яркий образ дополняли бритая «кожаная» голова (skin head), стиль «стритфайтинг» (уличная драка) в одежде и символика «для посвященных» (руны, коловраты, флаг Конфедерации южных штатов и т.п.), как вызов всему гопническому, фривольному или богемному, традиционному для прежних нон-конформистских субкультур.
Анализ её последующих трансформаций позволяет выделить четыре этапа, стадии, характеризующих основные изменения положения субкультуры в обществе:
1) Период зарождения с множеством кружков, центров консолидации неофитов, активным взаимодействием между ними по формированию общих базовых принципов, «канона». В 1994-1998 годы в России возникают и первые крупные группировки скинхедов: «Белые бульдоги», «Скинле-
гион», как некий русский филиал британского «Blood&Honour», «Национальный фронт», «Объединенные бригады -88» и другие. Первоначальная интеграция происходила вокруг музыкальных клубов. «Если смотреть на историю группы «CWT» — заявляют ветераны движения, мы первые заявляли, что нас не интересует политика, мы хотели играть всё и для всех. По поводу песни «Бойцовский клуб» («Это наш бойцовский клуб, где уважают белых, ненавидят хачей») многие заблуждаются: в ней объясняется положение вещей, которое было [на начало 2000-х]... Когда писалась песня, ...95% фанов считали себя правыми, чуть ли не каждый второй считал себя скином, и... речь шла о White Power-идеях» [9].
2) Период бурного роста численности, распространения субкультурных стандартов, норм и эталонов, возникновение общественного движения с неизбеженым упрощением «канона», превалированием внешней атрибутики. Подобно английским mods 70-х гг., в России к концу ХХ века складывалась не без участия глянцевых журналов, своеобразная скин-мода, в основном эксплуатирующая их внешний брутальный антураж, брендовые марки одежды, языческую символику как элементы декора аксессуаров. У членов подростковых дворовых и фанатских банд появилось выражение «косить под скинов». Этот период был одновременно отмечен ростом агрессивности конфликтности, отражающих обострение конкурентной борьбы за ресурсы. В Москве к началу 2000- х, по разным оценкам насчитывалось до 10 тысяч активных участников скин- и наци-организаций типа «Славянского союза» или НСО Д. Румянцева — его наиболее радикального крыла, в котором началась карьера М. Марцинкевича (Тесака) [7]. К этому времени относятся наиболее известные массовые акции российских скинов, такие как погромы на Царицынском рынке (2001), массовые беспорядки в г. Красноар-мейске и на Манежной площади (2003) — зримой реакцией на которые со стороны государства стало принятие закона о противодействии экстремизму [1].
3) период расцвета, осмысления и становления нескольких конкурирующих центров, заявляющих права на идейное руководство — с одной стороны, и артикуляцию, политические притязания движения в целом — с другой. Наиболее значимым стало, конечно, возникновение движения «антифа». Этот раскол по масштабам и взаимного ожесточения участников практически повторил
историю британских скинов середины 80-х гг. ХХ века, когда результатом уличных столкновений «старых» с «новыми» стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой -«ред-скинз», «красных скинов» («старых», «олдовых»). У нас же, с конца ХХ века антифашисты начали поднимать тему корней скинхед-культуры. По сути скинхеды — это бритые панки, oi — это тот же стрит-панк» [4]. Ответом стали нападения наци-скинов на клубы, концерты и отдельных активистов «скинс-антифа», с ответными акциями последних. Если в начале это были просто драки на кулаках, то в 2009-2010 годах уже широко использовались ножи и арматура против ножей и арматуры, травматические пистолеты, а при нападениях на активистов — и боевое оружие. Одно из самых крупных столкновений произошло в районе м. Павелецкая в конце 201 0 года, когда несколько бригад ультра-правых устроили нападение на концерт антифашистской рэп-группы «Moscow Death Brigade», но получили серьёзный отпор, некоторые и тяжелые ранения.
Другим важным фактором раскола, стали попытки ряда руководителей движения установить контакты с представителями власти, курирующими молодежные объединения, такие как «Наши», «Местные» и некоторые другие. Отчасти движение было встречным, поскольку имелись и примеры активного участия украинских скинхедов на стороне оппозиции в волнениях 2004-2005 гг. («Первый Майдан»), и вырождения отдельных российских скин-групп в банды террористов, таких как «Mad crowd» Мельника- Боровикова (2002-2003 г.), известная серией демонстративных убийств, или «СПАС» Королёва-Тихомирова, устроивших в августе 2006 г. взрыв на Черкизовском рынке в Москве.
Специфическими социальными проектами по массовой пропаганде наци-идеологии и практик стали в середине 2000-х гг. образование «Боевого отряда русских националистов» (БОРНа) И. Горячева [3] и «Реструкта» Тесака, осужденного за нападение на собрание московских либералов в клубе «Билингва» (2007). После убийства членами БОРНа адвоката С. Маркелова с журналисткой А. Бабуровой (январь 2009 г.) и ряда активистов «антифа» организация прекратила существование. Массовой поддержки у более старших граждан подобные White Power-и-деи не нашли, что и показали массовые протест-ные выступления тех лет в Кондопоге, Волжском, и наиболее крупное — на Манежной площади в Москве (декабрь 2010 г.), где организованным ядром бунта выступили футбольные фанаты.
Население, уровень благосостояния которого постепенно возрастал, хотя и разделяло в целом ксенофобские настроения, но не было готово идти за повзрослевшими «вождями». К 2011 году количество всех националистов, выходящих на ноябрьский «Русский марш», достигло максимума и перестало расти, а потом — начало падать. Граждане, в основном, связывали возможность решения своих проблем с активностью государства и органов власти, неких интегрированных с ними структур, а не с оппозиционными группировками.
С другой стороны, произошла постепенная переориентация дворовых группировок подростков на другие движения и образцы, среди которых наиболее громко заявила о себе АУЕ (запрещенная решением суда в России организация) первые массовые акции сторонников которой отмечаются именно с 2010 года. Скин-субкультура как молодежное явление потеряла для современных подростков ту значимость, какую она имела на рубеже XX-XXI вв. и в последующие годы. Если нет некоего условного MTV, которое все вокруг смотрят, то не может быть и какого-то общего андерграунда, который противостоит «официозу». Каждый включает себе Apple Music или открывает паблик «ВКонтакте», где составляет свою личную музыкальную картину мира как угодно. Больше не нужно идти на концерт или в клуб, на матч под защитой членов своей бригады или «моба». К тому же, «сейчас усилился госконтроль над всем, — говорит бывший участник фан-движения. После драк болельщиков ЦСКА и Спартака к людям через неделю приходили с делами, и сажали под домашний арест. Точно так же, если ты по субкультурам подрался с кем-то, не факт, что ты за это не ответишь. И все боятся. Сейчас на любой сводке с дерби — уже... никаких упоминаний о драках. Люди [на матчах] сидят и не высовываются» [9].
4) Под влиянием данных общественных изменений и активных действий структур Департамента МВД по противодействию экстремизму и борьбе с терроризмом (Центр «Э»), образованных в конце 2008 года, ужесточения законодательства, начался период спада активности приверженцев рассматриваемой субкультуры. Его характеризует угасание протестной и иной массовой активности. Так, последние групповые выступления «антифа» были отмечены в ходе протестов в Химках (лето 2010 г.) и на массовых митингах в Москве (зима 2011-2012 гг).
Другой характеристикой периода упадка становится начавшийся несколько ранее процесс образования ветеранских клубов («олдовых ски-
нов»), различных религиозных и околорелигиозных сообществ, тематических объединений, таких как: «околофутбольщики», панк-музыканты, родоверы, наёмники-боевики («титушки»), модераторы и администраторы специализированных Интернет-изданий, форумов и т.д.
Очевидно, что наиболее пассионарная часть бывших активных членов бригад и банд, которая в случае нужды и тянет за собой остальную инертную массу, группируется именно в Интернет- и обычных клубах по интересам, политических партиях, кружках, обществах и прочих «союзах» и «инициативах». Некие пассионарии отметились в качестве ситуационных агитаторов в ходе массовых выступлений 2012-2013 гг в Бирюлево и в г. Пугачеве, впрочем, никак существенно не повлияв на действия участников протестов. Тогда как, российский «околофутбол» достаточно громко заявил о себе — хотя и не без государственной поддержки — во время Чемпионата мира во Франции 2016 года [5].
Вообще современный образ движения формирует вовсе не молодежь, а люди более зрелого возраста. Они задают некий канон, иногда создают что-то вроде кодекса или свода заповедей, управляют общими фондами, представляют сообщество в отношениях с другими субъектами, если не прямо, то как «серые кардиналы». Тот, кто имеет влияние на лидеров этих структур, тот и влияет на всех членов. Когда они выходят на улицы или выборы, то потянут за собой и остальных сочувствующих. Это организация, которую нельзя никак победить, потому что нет никакой организации, есть просто паблик в Интернете, который ведут разные лица посменно. Даже, не всегда понятно, кто из них являются администраторами.
Новый раскол в уже угасающем скин-движении был связан с украинскими событиями 2014 года, когда одна часть наиболее активных наци
— поддержала самопровозглашенные республики и даже вступила в их вооруженные формирования, или подконтрольные российским организациям частные военные компании, а другие
— выступили на стороне официальных властей Украины, в том числе вступили в её вооруженные силы. В. Ширинкин, лидер фанатской ска-кор-группы «Clockwork Times» говорит, что внутри старых «скиновских движух» уже пошли другие деления, другие расколы, начиная от религии (православие или язычество), заканчивая тем же самым Донбассом. И среди фашистов и антифа-ш истов есть деление на тех, кто поддерживает Донецк и Луганск, и тех, кто за так называемую «антитеррористическую операцию» [9].
Эти расколы происходили на фоне усилившегося в 2015-2018 гг. внешнего противодей-
ствия со стороны государства и давления тех общественных структур, которые позиционируются как прогосударственные (патриотические). С одной стороны, имеет место усиление уголовного преследования за экстремизм, включая проявления сетевой активности, введения в уголовный закон специальных норм об ответственности за непризнание суверенитета над Крымом, реабилитацию нацизма, оскорбление ветеранов или Дней воинской славы и памятных дат и др [2]. С другой стороны, рост общественных формирований, претендующих на эксклюзивные права формировать т. н. патриотическую, фактически, легально-националистическую, охранительную повестку дня привел к неизбежным конфликтам с прежними клубами и сообществами [6]. Такими последствиями стали разгром ДПНИ и проектов «Реструкта» с осуждением их лидеров, принуждением к эмиграции ряда активистов в 2015-2020
В настоящее время скин-субкультура не исчезла, хотя и потеряла актуальность и значение для общества. Но сама субкультура выиграла от того, что прошла романтика партизанщины и пропал накал страстей. Она стала новой нормальностью: до карантинных мероприятий 2020 года постоянно проводились различные панк-концерты, фестивали. Конечно, их могли запретить органы местной власти, пресечь полиция, но на это в основном влияли общественных настроения. Но зато исчезли опасения, что концерт или фестиваль завершаться столкновениями вооруженных банд, посетители и участники избавлены от лишних проблем.
Таким образом, движение скинхедов, в силу ряда причин успешно привнесенное из стран западной Европы, прошло в нашей стране стадии становления и трансформации в делинквентскую субкультуру, с возникновением особенных моды, коммуникаций, иерархий, традиций и ритуалов. Период расцвета, отмеченный десятилетием массовых акций и ростом криминальной активности, сопровождался также чередой расколов и попытками трансформации субкультуры в ультраправое политическое движение. Он завершился периодом упадка и дробления объединений последователей на всё более малые и аморфные группы, клубы и сообщества, включая сетевые.
Несмотря на то, что сама скин-субкультура стала более узкой по кругу последователей, ее идеи, практики становятся более широкими. Во многом в настоящее время это подпитывается официальной пропагандой, которая инициирует распространение национал-патриотических настроений в молодежной среде, культивирует в общественном сознании ксенофобию и имперские амбиции.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. ФЗ от 8 декабря 2020 г.): Справочная система «Гарант»: http://ivo.garant. ru/#/document/12127578/paragraph/11340:0
[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г.): Справочная система «Гарант»: https:// base.garant.ru/10108000/
[3] Вскрытие БОРНа. «Лента.ру» изучила историю одной из самых агрессивных ультраправых группировок России // Лента.ш: Архив публикаций: 17.02.2014: http://lenta.ru/ articles/2014/02/17/born/
[4] Дмитриенко Д. На антифашиста завели дело о возбуждении ненависти к «скинхедам». Владимирские следователи сочли экстремизмом демонстрацию фильма, содержащего «негативные оценки сторонников националистических взглядов». Ведомости: Архив публикаций. 20.08.2012: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2012/08/20/skr_moskvich_pokazavshij_vo_ vladimire_antifashistskij
[5] Евро-2016: «красная черта» для России // InoPressa: Архив публикаций 15.07.2016: http:// www.inopressa.ru/article/15Jun2016/inotheme/rus_ euro.html
[6] Кашин О. «Антимайдан» - упрощенная и удешевленная версия БОРНа // Кашин: 20.01.2015 г.: http://kashin.guru/2015/01/20/born/
[7] Кузьменко В. Русский фарш. Как появились и куда идут российские националисты // Лента.ш: Архив публикаций: 20.04.2016: https:// lenta.ru/articles/2016/04/20/nationalism/
[8] Ростокинский А.В., Толпекин К.А. О некоторых криминогенных факторах в обществе постмодерна // Образование и право. - 2020. - №12. -С.315-319
[9] Сидоров Д. Мы были скинами. Куда ушли бритоголовые и злая музыка, которой они жили // Лента.ш: Архив публикаций: 9.09.2017: https:// lenta.ru/articles/2017/09/09/unity_359/
Spisok literatury:
[1] Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 "On Countering Extremist Activities" (as amended by the Federal Law of December 8, 2020): Reference system "Guarantor": http://ivo.garant.ru/ #/docu-ment/12127578/paragraph/11340: 0
[2] Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ dated June 13, 1996 (as amended by the Federal Law of July 1, 2021): Reference system "Garant": https://base.garant.ru/10108000/
[3] BORN opening. "Лента.ру" studied the history of one of the most aggressive ultra-right groups in Russia// Лента.ш: Publication archive: 17.02.2014: http://lenta.ru/articles/2014/02/17/born/
[4] D. Dmitrienko. An anti-fascist case was opened to incite hatred of "skinheads." Vladimir investigators considered extremism a demonstration of a film containing "negative assessments of supporters of nationalist views "/Vedomosti: Archive of publications. 20.08.2012: https://www.vedomosti. ru/politics/articles/2012/08/20/skr_moskvich_poka-zavshij_vo_vladimire_antifashistskij
[5] Euro 2016: "red line" for Russia//InoPressa: Archive of publications 15.07.2016: http://www.ino-pressa.ru/article/15Jun2016/inotheme/rus_euro.html
[6] Kashin O. "Anti-Maidan" - a simplified and cheaper version of BORN//Kashin: 20.01.2015: http ://kashin.guru/2015/01/20/born/
[7] Kuzmenko V. Russian minced meat. How Russian nationalists appeared and where they go// Лента.ш: Publication archive: 20.04.2016: https:// lenta.ru/articles/2016/04/20/nationalism/
[8] Rostokinsky A.V., Tolpekin K.A. On some criminogenic factors in postmodern society//Educa-tion and law. - 2020. - №12. - S.315-319
[9] Sidorov D. We were skins. Where did the skinheads and the evil music they lived go// Лента. ru: Publication archive: 9.09.2017: https://lenta.ru/ articles/2017/09/09/unity_359