УДК 1
Пермякова Н.В.
Заикание у детей: причины и профилактика
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы заикания и его причин, а также профилактике заикания в детском возрасте.
■ Ключевые слова: заикание, логофобия, профилактика, дети «группы риска».
Заикание - давно известная патология речи. Оно относится к одному из мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником.
Над решением проблемы заикания человечество бьется не одно столетие, однако и сегодня в ней остается еще много неясного. Но это касается в основном, вопроса понимания самой сущности заикания, тогда как практика его преодоления насчитывает существенные достижения, которые помогают людям полностью избавиться от этого недуга или значительно улучшить и облегчить свою речь [5, с. 4].
Заикание относится к расстройствам развития и имеет генетическую основу. Стало известным, что лица мужского пола подвержены заиканию в гораздо большей степени, чем девочки и женщины. Заикание представляет собой речевое расстройство в виде нарушения плавности речи вследствие запинок судорожного характера - полные речевые заторы или остановки речи, повторы слов либо частей слов, растягивание произнесения слов. Частота новых случаев заикания на протяжении жизни оценивается в 4-5%, а его распространенность тяготеет в среднем к 1%. Начало заикания обычно происходит в возрасте от 2 до 5 лет, когда у детей идет развитие речи и языковых навыков. Переход в стойкую форму заикания развивается с большей вероятностью, если заикание берет свое начало в сравнительно более старшем детском возрасте [3].
До настоящего времени причины, и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоорди-национным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение кото-
рых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими [1].
Большинство авторов, таких как Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева и др. разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии. Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать «срыв» речи - заикание [1].
Феномен заикания до сих пор привлекает пристальное внимание исследователей со всего мира и из разных областей науки, на базе чего разрабатываются теоретические модели механизмов этого расстройства речи. Какие-то модели выдержали испытание временем, другие - стали достоянием истории; наконец, появляются новые теоретические разработки [3].
С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют две его формы -невротическую и неврозоподобную.
Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшейся у ребенка некоторой ос-лабленности нервной системы. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна и т. п. В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическим симптомами - постепенно появляются переживания по поводу имеющегося речевого расстройства, страх перед речью, стремление скрыть свой дефект от окружающих и т. п. Для такого заикания характерно волнообразное течение с периодическим усилением и ослаблением симптомов. Стоит отметить, что при таком заикании
не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга, что говорит о функциональном характере нарушения [5, с. 5].
Неврозоподобное заикание, похоже на невротическое, но только по внешним признакам. В его основе лежат совсем иные причины. У детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем возрасте, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь, например, появляется лишь в трехлетнем или даже еще более позднем возрасте). Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое [5, с. 6].
Возникающие при заикании трудности не проходят бесследно для формирования личности ребенка. У части детей и подростков с случае резко выраженного дефекта возникает страх речи - логофобия, провоцируемый опасением появления новых запинок [4, с. 212].
Какие факторы способствуют возникновению заикания? [4, с. 213]. Причины возникновения заикания различны.
Причины невротического заикания условно принято подразделять на две большие группы - на предрасполагающие и производящие.
Предрасполагающие причины - это причины «отдаленные», действующие на организм ребенка задолго до появления заикания, поэтому его наступление родители обычно никак с ним не связывают. Предрасполагающую роль в происхождении заикания могут сыграть следующие неблагоприятные для развития речи ребенка факторы.
Отягощенная наследственность - наличие у родителей ребенка или его близких родственников заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний.
Осложненное протекание беременности и родов у матери, не приводящее, однако, к органическому поражению головного мозга ребенка.
Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на нервную систему.
Отставание ребенка в речевом развитии - такое отставание может значительно осложнить непростой период овладения им фразовой речью.
Перегрузка речевым материалом - слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений» перед другими людьми.
Нервозная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, что заставляет ребенка находиться в постоянном нервном напряжении.
Наличие у ребенка ускоренной речи, - речь в ускоренном темпе, обычно протекающая с запинками и спотыканием, предрасполагает к появлению заикания.
Нередко названные причины могут так или иначе сочетаться между собой, что еще более усиливает их предрасполагающую роль [5, с. 8].
Производящие причины уже непосредственно вызывают заикание. Это причины «ближайшие», играющие роль непосредственного толчка, приводящего к появлению заикания, поэтому они, как правило, и учитываются родителями. «Срыв» в работе нервной системы, по И.П. Павлову, может быть обусловлен следующими причинами:
- действием сверхсильного раздражителя, приводящим к перенапряжению возбудительного процесса;
- перенапряжением тормозного процесса;
- одновременным действием двух противоположных раздражителей, что приводит к так называемой сшибке возбудительного и тормозного процессов.
Во всех этих случаях нарушается необходимое для нормальной работы нервной системы равновесие между возбудительным и тормозным процессами, что и приводит к возникновению невроза [5, с. 8].
Рассмотрим, описанные выше причины, подробнее.
Действие сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни нередко называют «испугом». Заикание при подобных обстоятельствах возникает в основном у детей с ослабленной нервной системой, то есть у тех, в отношении которых предрасполагающие причины заикания ранее уже подействовали. Испуг или какой-либо стресс играет в этих случаях лишь роль «последней капли». Такой «каплей» может оказаться, например, сильная гроза, громкий окрик, резкий стук двери, неожиданно раздавшийся лай собаки.
Перенапряжение тормозного процесса, которое также приводит к нарушению нормального взаимодействия между основными нервными процессами, происходит в тех случаях, когда ребенок вынужден что-то «держать на тормозах», более или менее длительное время скрывая свои переживания от окружающих. Примером тому может быть довольно распространенная ситуация, когда ребенок является «кумиром семьи» и привыкает к тому, что все делается только для него и что ему все позволено. И вдруг в какой-то момент он встречает категорический отказ в выполнении своего желания [5, с. 11].
Одновременное действие двух противоположных раздражителей, которое, согласно И.П. Павлова о происхождении неврозов, приводит к так называемой «сшибке» основных нервных процессов. Примером может служить отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых, когда один из них побуждает ребенка к какому-то действию, а другой запрещает это же самое действие, то есть, когда одновременно присутствуют два противоположных раздражителя.
Отдельно хочется отметить и другие ближайшие причины происхождения невротического заикания, наиболее часто встречающиеся. Так, к этому может привести переучивание с левой руки на правую, особенно проводимое слишком резко и в принудительной форме. У одних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, у других - заикание [5, с. 12].
Подражание речи заикающихся - распространенный диагноз у детей. К такому подражанию более всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети. Оно может быть активным и пассивным. Поэтому заикающимся взрослым желательно сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления у них речи. Подражание может быть и в отношении заикающегося сверстника.
В заключении разговора о причинах возникновения невротического заикания следует отметить, что общим правилом является в происхождение заикания, обе группы (предрасполагающие и производящие) взаимодействуют. Действие предрасполагающих причин предшествует действию производящих.
Происхождение неврозоподобного (органического) заикания в отличие от невротического не связано со столь большим многообразием причин. В его основе чаще всего лежать внутриутробное поражение центральной нервной системы (головного мозга) ребенка или родовая травма. А это значит, что для возникновения заикания не требуется каких-то особых провоцирующих факторов в виде отрицательных внешних воздействий. Заикание развивается постепенно и без видимых причин, нередко буквально с появлением первых слов [5, с. 13].
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, психические явления, такие как, особое качество внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем, разное отношение к нему (настороженное, боязливое) могут в разной степени или проявляться кратковременно, или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в дальнейшем уже психологические особенности заикающихся детей [2, с. 369].
Предупредить появление у ребенка заикания значительно легче, чем его преодолеть. Само слово «профилактика» в буквальном переводе с греческого языка означает «стою на страже, принимаю меры предосторожности».
В вопросе профилактики заикания прежде всего необходимо обратить внимание на детей так называемой группы риска, которые особенно подвержены возможности его возникновения.
1. Дети с неблагоприятной в отношении заикания наследственностью.
2. Дети с неблагополучным ранним анамнезом.
3. Дети с неустойчивой нервной системой и «тревожным» характером, что выражается в нарушении сна, аппетита, в повышенной ранимости, плаксивости, в особенно сильной привязанности ребенка к матери, в истерической реакции на помещение его в детское учреждение и т. п.
4. Дети с ранним речевым развитием и повышенной речевой активностью.
5. Дети с задержкой речевого развития, у которых первые слова появляются после года, а фразовая речь -после трех лет.
6. Дети, воспитывающиеся в условиях двуязычия, которое резко затрудняет весь процесс овладения ребенком речью в период ее становления.
Профилактика любого речевого расстройства предполагает устранение из жизни тех причин, которые приводят к появлению это расстройства [5, с. 74].
Ввиду того что причины невротического и невро-зоподобного заикания несколько различны, то и меры профилактики соответственно разделяются, хотя полностью их разграничить невозможно.
Профилактику в целом нужно начинать с заботы о состоянии здоровья будущих родителей ребенка, чтобы по возможности исключить наследственность. Далее важно обеспечить благоприятные условия для протекания беременности и родов у матери. После рождения ребенка для сохранения его нервной системы в здоровом состоянии очень важно организовать правильный режим всей его жизни.
В среднем и старшем дошкольном возрасте необходимо обратить внимание на тщательный отбор для ребенка телевизионных передач. Очень важны и правильные взаимоотношения со старшими или младшими братьями и сестрами - здесь недопустимы постоянные ссоры и споры.
Так обстоит дело с предупреждением действия предрасполагающих причин заикания, ослабляющих нервную систему ребенка.
Предупреждение возникновения производящих причин возможно способами устранения из жизни ребенка следующего:
- разного рода стрессовые ситуации;
- затяжные неблагополучные ситуации;
- отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых;
- длительное общение с заикающимися взрослыми или сверстниками;
- резкое переучивание левшей;
- усиленное стимулирование речевого развития ребенка;
- наличия у детей укоренной речи [5, с. 78].
Далее, хотелось бы, коротко сказать о профилактике неврозоподобного заикания. Профилактические мероприятия сводятся к следующему.
1. Если ранний анамнез ребенка оказался неблагополучным, что необходимо безотлагательно на первом году жизни провести назначенное врачами медикаментозное лечение.
2. При первых признаках отставания ребенка в речевом развитии нужно проконсультироваться у специалистов и немедленно начать принимать необходимые меры.
3. Очень важно развивать двигательную сферы ребенка, поскольку предрасположенные к неврозоподоб-ному заиканию дети отличаются моторной неловкостью. С ними нужно проводить различные упражнения на координацию движений и на их переключение.
4. Особое внимание следует обратить на развитие тонкой ручной моторики, то есть на воспитание свободных и ловких движений пальцев рук.
5. Отдельное внимание следует уделить развитию артикуляторной моторики ребенка, то есть позаботиться о том, чтобы он мог свободно выполнять артикуля-торными органами те движения, которые необходимы для правильного артикулирования звуков. Это важно потому, что у детей с неврозоподобным заиканием очень часто страдает и звукопроизношение [5, с. 82].
Естественно, что в вопросах профилактики невроз-оподобного заикания остаются в силе и все те рекомендации, которые касаются профилактики невротического заикания.
В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, вклю-
чающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Потому что, такое сложное расстройство не может быть преодолено за счет каких-то отдельных приемов. И в заключении нужно сказать, что наиболее благоприятным отношение в семье заикающихся детей должно быть сотрудничество и поддержка. Обучение родителей этим видам взаимоотношений может стать дополнительной педагогической задачей логопеда и психолога с целью повышения эффективности коррекционно-развиваю-щей работы и правильного формирования личности заикающихся детей [2, с. 373].
Литература
1. Кузнецова С.П. Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте» / С.П. Кузнецова // Образование и воспитание. 2017. №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.rU/th/4/ агЛ№е/74/ (дата обращения: 22.04.2023).
2. Логопатопсихология: учеб. пособ. для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2011. - 462 с.
3. Новикова И.А. Современные теории развития заикания / И.А. Новикова, К.Ю. Кривонкин // PsyJournals/ru портал психологических изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2022_n3/ №тЬэта_Кг№опкт (дата обращения: 22.04.2023).
4. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособ. для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических вузов / под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2011. - 240 с.
5. Парамонова Л.Г. О заикании / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-пресс, 2021. - 96 с.