УДК 1/159.9 ББК 88
ЗАИКАНИЕ КАК РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КРАХАЛЕВ,
аспирант кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета
Научная специальность 19.00.10 — коррекционная психология
E-m ail: Valeriykrakhalev@gm ail. com
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются особенности эмоционально-личностной сферы при заикании, а также их виды. Ключевые слова: заикание, виды, стресс, эффективность.
Annotation. The article concerns the peculiarities of emotionally personal scope of stuttering, as well as their types. Keywords: stuttering, stress, efficiency.
ПОНЯТИЕ ЗАИКАНИЯ
Заикание — это заболевание, как правило, с хроническим течением, проявляющееся в физических и психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях и к значительной потере трудоспособности [6].
До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. Выделяют следующие факторы: 1) возрастной; 2) неврологический; 3) индивидуальные особенности речевого онтогенеза; 4) особенности профиля функциональных асимметрий; 5) наличие психической травматизации; 6) генетический; 7) половой деморфизм.
Также заикание может сопровождать некоторые психоневрологические заболевания такие как, например, шизофрения.
Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.
В настоящее время единой методики и критериев оценки тяжести заикания не существует. Одним из способов оценки степени тяжести заикания является наблюдение за возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, выделяют легкую степень заикания — судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. При средней степени речевого дефекта — запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической
формах речи. При тяжелой степени — судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной.
Существуют также и более формализованные оценки степени тяжести, такие как: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся.
Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых «трудных звуков» в словах, составляющих высказывание и т.д. [3; 8].
ВИДЫ ЗАИКАНИЯ
Выделяют две основные формы заикания — невротическую и неврозоподобную.
При невротической форме заикание возникает в возрасте двух — шести лет и его возникновению предшествуют либо сильный испуг, либо длительная трав-матизация ребенка.
Раннее психофизическое развитие таких детей не имеет отклонений от нормы. Однако, в речевом онтогенезе у них прослеживаются определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи. Также темп речи часто ускорен. Из этого следует, что артику-ляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем
в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.
Характерологическими особенностями таких детей являются повышенная впечатлительность, тревожность, обидчивость, колебания настроения, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость.
Течение заболевания может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Чаще всего заикание переходит в хроническую форму течения.
Степень влияния заикания на жизнь ребенка увеличивается по мере его взросления. К 10—12 годам жизни происходит осознание своего дефекта, что ведет за собой боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д. и как следствие формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.
Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте трех — четырех лет. В своем психофизиологическом развитии дети с неврозоподоб-ной формой заикания находятся на нижней границе нормы. У представителей данной группы отмечаются повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро отвлекаются, чрезмерно суетливы, непоседливы, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как цере-брастенический синдром.
Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к трем годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи.
Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера.
У всех детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.
В тех случаях, когда дети с неврозоподобной формой заикания получают своевременную и достаточно длительную регулярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме не оказывается логопедическая помощь, неврозоподобная форма заикания имеет склонность к прогредиентному течению. В то же время, наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи [3].
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе органическое.
Е. Пишон выделяет две формы органического заикания: первая — по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований [2].
Таким образом, заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. Оно проявляется в нарушении темпоритмиче-ской организации, обусловленном судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание носит полиэтиологический характер и возникает при сочетании различных социальных и биологических факторов.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАИКАНИЯ
Как уже указывалось выше, этиология заикания носит комплексный характер, т.е. возникновение данного заболевания нельзя связать только с одной какой-либо причиной. Однако, все причины возникновения заикания можно условно разделить на две группы: неврологические (т.е. нарушения нервной системы) и психологические (т.е. патогенные воздействия социума) [1].
Психологические причины формирования заикания. Психологическое нарушение с преимущественным поражением речи называется логоневроз. Логоневроз отвечает трем критериям психогенных расстройств (К. Ясперс, 1913): 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание психической травмы отражается в картине заболевания; 3) по мере того как удлиняется период после психической травмы, психогенное расстройство постепенно ликвидируется (время лечит).
Основной психологический механизм формирования заикания — это возникновение логофобии (навязчивый страх речи) после психотравмирующей ситуа-
ции, т.е. возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу. Такое ожидание приводит к возникновению страха речи, при котором происходит парализация механизма звукопроизнесения.
Неврологические основы формирования заикания. На данный момент не существует ни одной концепции в полной мере, отвечающей на вопрос о механизмах формирования заикания.
В данном подпункте мы будем говорить только о нейропсихологических концепциях, исследующих вопрос формирования заикания.
Одной из первых гипотез была выдвинута в классических работах Вернике и Брока, которые связывали заикание у больных с нарушениями в коре головного мозга. Однако, эта теория не несла под собой достаточного основания и была отвергнута по прошествии лет. Во второй половине XIX в. было обозначено ведущее направление по разработке теорий возникновения заикания в рамках исследования фактора асимметрии мозга.
Так, одна из самых первых концепций была предложена Ортоном и Трэвисом, которые говорили о том, что в основе заикания лежит отсутствие доминантности левого полушария по речевой функции, что приводит к снижению слаженности в работе речевых центров. Данная гипотеза имела как сторонников, так и противников. Так В.М. Шкловский в своей монографии «Заикание» приводит ряд исследований, которые доказывают необоснованность данной позиции [6].
В зарубежной нейропсихологии считается, что есть по крайней мере два различных способа, из-за которых речь может пострадать от большей активности правого полушария у людей, которые заикаются.
Во-первых, деятельность правого полушария может «перекинуться» и начать мешать хрупким моторным механизмам речи людей, которые страдают от заикания. Если активность процессов, происходящих в правом полушарии, перетекает в хрупкие моторные механизмы речи, то эти механизмы будут более склонны испытывать кратковременные сбои.
Во-вторых, деятельность в правом полушарии может привлечь ресурсы от механизмов левого полушария, которые контролируют речь и язык в нормальных условиях. Избыток деятельности правого полушария, связанный с триггерной ситуацией, может отвлечь ресурсы от важных и сложных задач контроля речи. Это накладывает дополнительную нагрузку на механизмы речи, оставляя их с меньшим количеством ресурсов, чтобы делать свою работу [7, с. 203—215; 8; 9].
На данный момент не выявлено единого механизма формирования заикания у детей. На основании этиологического компонента все причины возникновения заикания условно делят на психические и неврологические. На протяжении последних лет идут активные исследования неврологических механизмов формирования заикания, однако на данный момент не существует единой гипотезы, которая бы полностью объяснила процесс формирования данного заболевания.
КОГНИТИВНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Для эмоциональной сферы подростков характерны: эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности; противоречивость чувств; возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания; сильно развитое чувство принадлежности к группе; предъявление высоких требований к дружбе.
В данный период происходит процесс интеллектуализации процессов памяти и восприятия. При оценке памяти отмечается развитие смысловой памяти на основании механической, запоминание материала становится в большей степени осмысленным.
Изменения происходят и в других сферах психического функционирования: постепенно формируется умение сдерживать себя, развивается саморегуляция, внимание становится избирательным и зависимым от направленности деятельности. Кроме того, идет активное развитие как письменной, так и устной речи.
Таким образом, в пубертатный период ведущей в психической деятельности подростка становится функция мышления. Происходит развитие процессов регуляции и рефлексии. Эмоциональная сфера в большей степени становится ориентирована на процесс межличностного взаимодействия.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПРИ ЗАИКАНИИ
Особенности эмоциональной сферы и формирования личности отмечаются у заикающихся уже в раннем и дошкольнои возрасте.
В своем исследовании Г.А. Волкова отмечает у заикающихся дошкольников двух лет нарушения общительности, трудности вступления в контакт, сужение круга общения, пассивность, избирательность и неустойчивость в общении. Для них характерна впечатлительность, эмоциональная лабильность. Эмоциональная сфера более сохранна у детей с функциональным заиканием и девочек, чем у детей с органическим заиканием и мальчиков. Исследования поведения заикающихся дошкольников в конфликтных ситуациях, проведенные Г.Л. Волковой, показали, что у пятилетних детей негативизм встречается в семь раз чаще, чем конструктивные реакции.
У 6-летних детей ситуация остается в основном схожей с пятилетними. Меняется способ выражения негативизма: 5-летние дети склонны больше реагировать на конфликт непослушанием, упрямством; 6-летние — более открыто выказывают свое недовольство.
У 7-летних детей превалируют реакции негативизма, протеста, агрессии, которые сопровождаются аффективными переживаниями. Эмоциональные реакции у заикающихся детей не отличаются от реакций не заикающихся, но аффективный фон в конфликтных ситуациях у них очень высок. У детей с заиканием по сравнению с нормально говорящими аффективные реакции в ответ на фрустрацию возникают гораздо чаще. Они поддерживаются речевыми расстройством, которое обостряется в конфликтных ситуациях.
Аффективные состояния искажают самооценку ребенка, не дают заикающимся детям воспринимать и правильно реагировать на конфликт и его участников. У детей возникает противоречие между желанием разрешить конфликт и имеющимися возможностями.
Описанные особенности являются источниками и показателями формирования дисгармоничной личности.
В подростковом возрасте у заикающихся наблюдается усиление общеневротических нарушений, болезненных реакций личности, вплоть до развития депрессивных реакций.
Для заикающихся подростков характерны опасения произвести на слушателей неблагоприятное впечатление, обратить внимание на свой дефект, боязнь не суметь выразить мысль. Отмечается усиление замкнутости, развитие чувства неполноценности, депрессивного настроения, избегание ситуаций, требующих речевых контактов.
Кроме того, Е.Ю. Рау отмечает наличие полюсных свойств в поведении у заикающихся подростков, не-
смотря на большую индивидуальную вариабельность личностного реагирования на речевой дефект. С одной стороны, у них наблюдается неуверенность в себе, чувство малой ценности, с другой — завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, высокое честолюбие, которое может рассматриваться как компенсаторное в связи с недостаточным признанием успехов. При этом нередко развиваются неадекватные формы поведения в классе: отчужденность, избегание возможных речевых контактов как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочное время.
М.И. Буянов также указывает на отсутствие у заикающихся подростков какой-либо единой, свойственной всей группе, особенности личности.
По его наблюдениям, у подростков с заиканием выявляется широкий спектр личностных особенностей — от обычных, свойственных подросткам без нарушений речевого развития, или акцентуированных черт, до грубых психопатологических изменений.
Заикание чаще всего сопровождается у человека особенностями личности различной степени выраженности. Наиболее общими из которых являются опасения произвести на слушателей неблагоприятное впечатление, обратить внимание на свой дефект, боязнь не суметь выразить мысль, усиление замкнутости, развитие чувства неполноценности, депрессивного настроения, избегание ситуаций, требующих речевых контактов.
На данный момент не существует полного структурированного списка когнитивных особенностей у детей и подростков с заиканием, поэтому в данном подпункте мы будем приводить отдельные сведения, представленные в разных источниках.
Так, в своих описаниях неврозоподобной формы заикания Л.И. Белякова говорит о том, что этот вид заикания по своим проявлениям имеет огромное сходство по симптоматике с неврозами. И отмечает повышенную утомляемость и истощаемость таких детей, неустойчивость их внимания и при этом расторможенностью в поведении, а также замедленное речевое развитие по сравнению с детьми, не страдающими заиканием, и быстро развивающейся эмболофразией. Кроме того, авторы в своей книге говорят о том, что данная форма заикания отягощается также выраженными психомоторными нарушениями, проявляющимися в большей степени в динамическом праксисе. Также большая часть заикающихся этой группы имеют выраженные трудности в восприятии и удержании темпо-ритмических структур. При хронизации у подростков возрастают трудности адап-
тации, кроме того, происходит снижение уровня памяти, внимания и психосоматического тонуса [3].
В книге «Преодоление рецидивов заикания» Е.Е. Шевцова пишет о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недоразвитие поведения и навыков коммуникативного общения. Выполнение действий по подражанию у заикающихся детей менее продуктивно, чем у здоровых детей, также, как и восприятие на слух [5].
Т.В. Круцко пишет о том, что развитие заикания отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка; в особенности на такие высшие психические функции, которые имеют тесную связь с социальными коммуникативными навыками: речь, мышление, высшие уровни познавательной деятельности. Также она отмечает наличие нарушений внимания, памяти, мышления, поведения, эмоционально-волевой и двигательной сфер [12].
Е.В. Алексеева и соавторы говорят о важности исследования мышления у заикающихся. Они отмечают у больных отставание по уровню развития наглядно-образного мышления, что проявляется у них в трудностях осуществления таких мыслительных операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение четвертого лишнего и умозаключение по аналогии [5].
По данным М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюко-вой, у детей с заиканием наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несущественным признакам; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; не сформированы многие обобщающие понятия. Однако, дети, пользуясь оказываемой им помощью, могут перенести способы решения на аналогичные задания. Задержка развития логического мышления сочетается у детей с заиканием с низким уровнем сформированности познавательных интересов [4].
В.М. Шкловский в своей монографии «Заикание» описывает результаты обследования 130 испытуемых при помощи стандартизированной нейропсихологиче-ской методики высших психических функций и отмечает, что наиболее сильные нарушения наблюдались в сфере орального праксиса. Кроме того, автор также описывает отклонения от нормы в выполнении проб на реципрокную координацию движений, узнавание портретов, динамический праксис, узнавание и вос-
произведение мелодий и ритмических структур и на оптико-пространственный праксис [6].
Таким образом, можно говорить, что нейропсихо-логическая симптоматика при заикании носят диффузный характер, а также относительно легкий характер и преимущественно относятся к структурам третьего блока мозга: лобным отделам головного мозга. По результатам исследований можно судить о том, что наличие заикания разного генеза в момент активного становления высших психических функций оказывает видимое влияние на процессы формирования психики в целом.
Заикание чаще всего сопровождается у человека особенностями личности различной степени выраженности. Наиболее общими из которых являются опасения произвести на слушателей неблагоприятное впечатление, обратить внимание на свой дефект, боязнь не суметь выразить мысль, усиление замкнутости, развитие чувства неполноценности, депрессивного настроения, избегание ситуаций, требующих речевых контактов.
Кроме того, при заикании также отмечается наличие нейропсихологической симптоматики легкой степени выраженности, чаще всего диффузного характера, которая относится преимущественно к структурам третьего блока мозга: префронтальные отделы мозга и теменно-височно-затылочные отделы.
Таким образом, заикание — это системное заболевание, при котором различные особенности развития будут наблюдаться как в эмоционально-личностной сфере подростка, так и при анализе его когнитивных функций. И их систематизация позволят повысить эффективность работы с данным заболеванием при комплексном подходе к нему.
Литература
1. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. М., 1983.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учеб. пособие. М., 1998.
3. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология. 2000. № 5.
4. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2006.
5. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. М., 2005.
6. Шкловский В.М. Заикание: Моногр. М., 1994.
7. Blumgart E., Tran Y., & Craig A. An investigation into the personal financial costs associated with stuttering // Journal of Fluency Disorders, 2010, 35.
8. «Living and Learning with a Child Who Stutters» by Lise Cloutier-Steele // NC Press, 1995.
9. What is Stammering / Stuttering? The Starfish Project David Designs 2013 // URL://http://www.starfish-project.co.uk/what-is-stammering-stuttering.htm
References
1. Asatiani N.M. Zaikanie u vzroslykh / Pod red. N.A. Vlasovoi, K.P. Bekker. M., 1983.
2. Beliakova L.I., Diakova E.A. Zaikanie: Ucheb. posobie. M., 1998.
3. Lukashevich I.P., Machinskaia R.I., Fridman T.V., Shklovskii V.M. Kompleksnyi analiz patogeneticheskikh
mekhanizmov i etiologii sindroma zaikaniia // Defektolo-giia. 2000. № 5.
4. Smirnova L.N. Logopediia pri zaikanii. Zaniatiia s detmi 5—7 let v detskom sadu: Posobie dlia logopedov, vospitatelei i roditelei. M., 2006.
5. Shevtsova E.E. Preodolenie retsidivov zaikaniia. M., 2005.
6. Shklovskii V.M. Zaikanie: Monogr. M., 1994.
7. Blumgart E., Tran Y, & Craig A. An investigation into the personal financial costs associated with stuttering // Journal of Fluency Disorders, 2010, 35.
8. «Living and Learning with a Child Who Stutters» by Lise Cloutier-Steele // NC Press, 1995.
9. What is Stammering / Stuttering? The Starfish Project David Designs 2013 // URL://http://www.starfishpro-ject.co.uk/what-is-stammering-stuttering.htm
В разделе «Экономические науки» в статье авторов — профессора кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктора экономических наук, профессора Татьяны Николаевны Агаповойи заместителя — начальника отдела ФКУ НПО «Специальная Техника и Связь» МВД России, адъюнкта заочной формы обучения Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Данила Вячеславовича Михайлова «Анализ динамики преступлений коррупционной направленности в России» (стр. 267) допущены технические ошибки. Считать подписи легенд в графиках на страницах 270—274 в соответствии с наименованиями указанных рисунков.
На странице 270, рис. 2 «Динамика количества присвоения и растраты в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество присвоения и растраты в России;
• черная сплошная линия с точкой — в том числе коррупционные присвоение и растрата;
• пунктирная линия — прогнозное количество присвоения и растраты в России;
• серая сплошная линия — эмпирическое количество присвоения и растраты в России.
На странице 271, рис. 3 «Динамика количества преступлений, связанных с контрабандой в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество контрабанды в России;
• черная сплошная линия с точкой — в том числе коррупционная контрабанда;
• серая сплошная линия — эмпирическое количество контрабанды в России.
На странице 272, рис. 4 «Динамика количества преступлений, связанных с легализацией денежных средств в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество легализации денежных средств в России;
• черная сплошная линия с точкой — в том числе коррупционная легализация денежных средств;
• серая сплошная линия — эмпирическое количество легализации денежных средств в России.
На странице 272, рис. 5 «Динамика преступлений, связанных с коммерческим подкупом в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество коммерческого подкупа в России;
• черная сплошная линия с точкой — в том числе коррупционный коммерческий подкуп;
• пунктирная линия — прогнозное количество коммерческого подкупа в России;
• серая сплошная линия — эмпирическое количество коммерческого подкупа в России.
На странице 273, рис. 6 «Динамика количества преступлений против государственной власти в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество преступлений против государственной власти в России;
• пунктирная линия — прогнозное количество преступлений против государственной власти в России.
На странице 274, рис. 7 «Динамика взяточничества в России» правильной легендой считать:
• черная сплошная линия — фактическое количество взяточничества в России;
• пунктирная линия — прогнозное количество взяточничества в России;
• серая сплошная линия — эмпирическое количество взяточничества в России.