Научная статья на тему 'Загрязнение почв и воздуха отходами производства'

Загрязнение почв и воздуха отходами производства Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
397
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПОЧВА / ВОЗДУХ / ОХРАНА ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Оконешникова А.В., Сокорутова Л.В., Ларионова А.Г., Григорьева Л.И.

В статье говорится о том, как загрязняется почва и воздух отходами производства на примере территории РФ, в частности на территории Республики Саха (Якутия), о некоторых мерах по улучшению экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Оконешникова А.В., Сокорутова Л.В., Ларионова А.Г., Григорьева Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOIL AND AIR POLLUTION BY WASTE OF PRODUCTION

The article discusses how soil and air are polluted by industrial wastes on the example of the territory of the Russian Federation, in particular on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia), on some measures to improve the ecology.

Текст научной работы на тему «Загрязнение почв и воздуха отходами производства»

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ И ВОЗДУХА ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Оконешникова А.В.

кандидат педагогических наук, доцент ПИ СВФУ

Сокорутова Л.В. кандидат педагогических наук, доцент ПИ СВФУ,

Ларионова А.Г.

кандидат педагогических наук, доцент ПИ СВФУ,

Григорьева Л.И.

кандидат педагогических наук, доцент ПИ СВФУ

SOIL AND AIR POLLUTION BY WASTE OF PRODUCTION

Okoneshnikova A. V.

Candidate of Pedagogical Sciences. assistant professor Department of primary education

Pedagogical institute North Eastern Federal University

Cokorutova L. V.

Candidate of Pedagogic Sciences, assistant professor of department of the Department of Primary

Education Pedagogical institute North Eastern Federal University

Larionova A. G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education

Pedagogical institute North Eastern Federal University

Grigoryeva L.I.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education

Pedagogical institute North Eastern Federal University

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о том, как загрязняется почва и воздух отходами производства на примере территории РФ, в частности на территории Республики Саха (Якутия), о некоторых мерах по улучшению экологии. ABSTRACT

The article discusses how soil and air are polluted by industrial wastes on the example of the territory of the Russian Federation, in particular on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia), on some measures to improve the ecology.

Ключевые слова: Экология, почва, воздух, охрана природы Keywords: Ecology, soil, air, natureprotection

Сохранение экологии - первейшая ценность для человек. Об этом написано достаточно много. За основу мы взяли книгу Б.Б. Прохорова «Экология человека» [М., 2008], в целом же мы ориентируемся на СМИ, так как их данные намного оперативнее и соответствуют действительности, сведения же книг имеют обыкновение устаревать.

Почва представляет собой важнейший компонент биосферы Земли, определяющий многие процессы. Ее важное значение состоит в накоплении органического вещества, химических элементов, а также энергии.

Почва представляет собой, как отмечает акад. И.А. Шилов, довольно сложную систему, включающую твердую (минеральные частицы), жидкую (почвенная влага) и газообразную фазу [6, а 24] Если это звено биосферы будет разрушено, то ее функционирование нарушится. Поэтому важно изучение биохимического значения почвы, ее современного состояния и изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека в природе.

Почва - образование, обладающее рядом свойств,которое сформировалось в результате преобразования поверхностных слоев. Почвенный покров - важнейшее образование природы. Особое свойство почвы - его плодородие, оно связано с запасом питательных веществ в ней и с ее водным, воздушным и тепловым режимами. Почва обеспечивает потребность растений в питании. Плодородие почвы зависит также от количества накопленной в ней солнечной энергии. Большая часть органического вещества возвращается в почву и воду. Почва принадлежит к саморегулирующейся биологической системе. Живые организмы, растения и животные фиксируют солнечную энергию в форме фито- и зоомассы.

С 1976 г. началось нормирование химических веществ в почве.

Загрязнение почвы определяется ПДК (предельно допустимой концентрацией) загрязняющего вещества в верхнем пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на среду и здоровье человека. [5, с. 250]

8С!Е1ЧСЕ8 ОБ ЕиЯОРЕ # 21 (21), 2017 | РЕЭАОООК'АЬ 8С1ЕЫСЕ8

При разработке ПДК химических веществ в почве учитывается их устойчивость, механизмы миграции из почвы в контактирующие с ней среды (вода, воздух, растения). Устанавливаются нормативы. Они здесь не приводятся, при необходимости читатель может обратиться к книге Б.Б. Прохорова. [4, с. 251]

Общая площадь пахотных земель оценивается различными исследователями по-разному: от 25 до 32 млн. кв. км. Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется сейчас. Преобразования ландшафтов в города и поселения людей,сельско-хозяйственные угодья и промышленные комплексы охватило уже более 20% территории суши. [6, с.446] Но вместе с тем количество пашни на душу населения сокращается, например, в г. Якутске. Сейчас много пишут о выделении дальневосточного гектара, но самое интересное в том, что земли на всех желающих не хватит.

Воздействие человека на почву - составная часть его влияния наприроду. При этом не только усиливается взаимодействие человека с землей, но и меняется их взаимодействие. Проблема «почва -человек» осложняется урбанизацией, все большим промышленным использованием земель, ростом потребностей в питании. По воле человека изменяются характер почвы, факторы почвообразования -рельеф, микроклимат, появляются новые реки, пруды и т.д. Под влиянием промышленных и сельскохозяйственных загрязнений изменяются свойства почвы и почвообразовательные процессы, плодородие, снижается ценность сельскохозяйственной продукции и т.д.

Изменения окружающей среды и условия существования живых существ могут влиять на человека прямо или через сельхозресурсы, через воду или другие вещества. Они могут воздействовать на человека, ухудшая физические свойства предметов, условия отдыха на природе.

Расточительное потребление электроэнергии приводит к экологическим проблемам. В будущем, чтобы избежать проблем с загрязнением окружающей среды, каждая специальность, изучаемая в вузе, должна сопровождаться чтением экологической дисциплины. Нет такой профессии, где бы на сегодняшний момент не содержала экологического вопроса. Напр., строитель должен знать экологически чистые строительные материалы, горняк и геолог - щадящие способы добычи полезных ископаемых. [3, с. 21] На Аляске владельцы горнорудных компаний сразу на месте вскрытий почвы после добычи полезных ископаемых из своего питомника велят высадить лес-молодняк, чтобы воссоздать его.

Вспомним об истреблении целых видов животных: бизонов, слонов, видов и подвидов птиц. Исчезло более ста видов млекопитающих, некоторые из которых люди пытаются восстановить в настоящее время.

Почву загрязняют нефтепродукты, небрежное хранениеминеральных удобрений и т.д. Еженедельно в СМИ появляются материалы о

29_

небрежном отношении человека к природе, напр., в «Якутске вечернем» появилась информация о том, что в результате несвоевременной вывозки вскрышного грунта с карьера оказалось перекрыто русло речки Бэстээх в Хангаласском улусе Якутии [4 августа 2017 г.«Речка Бэстээх кормила и поила все село»]. И таких случаев бывает достаточно много.Необходимо воспитание всего населения в духе любви к природе, в внимательном отношении к ней могло бы свести такие случаи к нулю. Нужно также усилить контроль за соблюдением экологических законов.

Необходима рациональная эксплуатация почвы, особенно ее верхнего, плодородного слоя. Под влиянием деятельности людей возникает ускоренная эрозия, когда почвы разрушаются в 100-1000 раз быстрее, чем в естественных условиях. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов в ней, ухудшают ее плодородие. Загрязнение почв связано с загрязнением атмосферы и воды. В почву попадают различные твердые и жидкие отходы промышленного производства, сельского хозяйства и бытовых отходов. Основными, загрязняющими почву веществами являются металлы и их соединения, радиоактивные вещества, удобрения и пестициды.

Главными источниками загрязнения являются жилые дома и предприятия. Преобладает бытовой и строительный мусор, пищевые отходы, фекалии, отходы отопительных систем, предметы домашнего обихода; мусор общественных учреждений -больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др. Вместе с фекалиями в почву попадают бактерии, вредные микроорганизмы, через продукты питания попадающие к человеку. В фекальных остатках могут содержаться такие представители патогенной микрофлоры, как возбудители тифа, дизентерии, туберкулеза, полиомиелита и т.д. Быстрота гибели в почве разных микроорганизмов неодинакова. Некоторые болезнетворные бактерии могут

длительное время сохраняться (до 12! лет) и даже размножаться. К ним относятся возбудители столбняка, газовой гангрены, сибирской язвы, ботулизма и другие микробы. Надо приветствовать раздельный сбор мусора, еще не привившийся повсеместно (это мы наблюдали только в Пулково Ленинградской области). Считаем, что в г. Якутске неблагополучно с переработкой мусора. Достаточно взглянуть на 17-й квартал, не нужны никакие теоретические изыскания: нос чует запах свалок даже из проезжающего автобуса. Но недавно заработала компания по раздельному сбору мусора.

Промышленные предприятия. В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы, напр., в отходах металлургической промышленности обычно присутствуют соли цветных и тяжелых металлов.

Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Население привыкло собирать грибы и ягоды возле дорог, свалок, где, наоборот, высок уровень концентрации вредных веществ.

Свинец выбрасывается выхлопными газами автомобилей, оседает на растениях, проникает в почву. Он слабо растворяется. По данным А. А. Ку-гаевского, на территории города Якутска ежегодно оседает порядка десяти тонн сажи, и этим мы дышим. Все городские туманы - это выбросы автотранспорта. Летом этих выбросов еще больше, только туманов нет. [3, с.25] Сажи очень много в п. Сангар Республики Саха (Якутия), где добывается каменный уголь.

Наблюдается тенденция к росту количества свинца в растениях. Это можно сопоставить со увеличивающимся потреблением горючего. Люди, живущие в городе около магистралей с интенсивным движением, подвергаются риску аккумулировать в своем организме всего за несколько лет большое количество свинца, которое превышает допустимые пределы. Он включается в различные клеточные ферменты, которые они уже не могут выполнять свои функции. В начале отравления отмечаются повышенная активность, бессонница, затем утомляемость, депрессии. Поздними симптомами отравления являются расстройства функции нервной системы и поражение головного мозга.

За последние десятилетия внедрялись и экологически грязные технологии. При этом недостаточно внимания уделялось условиям, в которых будет жить человек, т.е. каким воздухом он будет дышатъ, какую воду будет пить, чем будет питаться, на какой земле жить.

Из последних материалов приведем пример загрязнения воздуха и почвы гор. Покровска Республики Саха (Якутска) базальтовой крошкой (отходами базальтового завода и ощутимым запахом фенола). По данным общественного экологического совета, завод выбрасывает в окружающую среду до 800 т загрязняющих веществ, из них 600 т в виде газа и жидкости. Исследования будут продолжены. Об этом было сообщено в СМИ.

Покровск находится около 80 км от г. Якутска, столицы Республики Саха (Якутия), который вскоре должен стать его спутником.

По данным проф. Д.Д. Саввинова, доктора биологических наук, очень вредна пыль в г. Якутске, поэтому он советует высаживать березы, которые смогут уменьшить вредность пыли, оздоровить атмосферу. Позитивно, что в

предвыборных программах кандидатов в мэры г. Якутска (2017 г.) наличествуют пункты по борьбе с пылью.

В школе необходима систематическая работа по экологическому образованию, поэтому в каждой школе необходим развернутый план работы, который предусматривает объединение усилий биологов, экологов, всех учителей-предметников по обучению и воспитанию. По верному замечанию Л.П. Симоновой, мы должны учитывать, что дети могут очень многое при умелом педагогическом руководстве, напр., подкармливать зимующих птиц, правильно собирать грибы и ягоды, лекарственные травы, сажать и ухаживать за саженцами, домашними животными. [5, с. 136-155] Это практикуется в Павловской средней школе Мегино-Кангалас-ского улуса РС (Я).

В заключение следует заметить, человечеству нужно осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большой угрозой для его будущего, что за ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возро-дитъкультуру и восстановить памятники архитектуры - лишь бы были деньги, а возродить разрушенную природу невозможно. Потребуются столетия, чтобы приостановить ее дальнейшее разрушение и отодвинуть приближение экологической катастрофы в мире.

Какие меры нужны? Необходимо придумать экологически чистые продукты, больше использовать природные удобрения, автомобили перевести на газовое или электрическое топливо, благоустраивать города и села, объявлять конкурсы, гранты и т.д. Каждый человек должен беречь природу, но и государство обязано приложить все усилия для того, чтобы экология не ухудшалась.

Литература

1. Воронцов А.И. Охрана природы /А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский, И.Д. Никодимов. - М.: Агропромиздат, 1989.

2. Никитин Д.П. Окружающая среда и человек/ Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Open. Открытый университет. № 2(7) апрель-июнь 2012.

4. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. - М.: «Академия, 2008. - 320 с.

5. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия», 2000.-160 с.

6. Шилов И.А. Экология: учебник.- 7-е изд. -М.: Юрайт, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.