Научная статья на тему '«Заговор против цивилизации»: антибольшевистские фобии в оформлении британского правого радикализма'

«Заговор против цивилизации»: антибольшевистские фобии в оформлении британского правого радикализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
241
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / "ТЕОРИИ ЗАГОВОРА" / "CONSPIRACY THEORIES" / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / POLITICAL MYTH / ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / RIGHT-WING RADICALISM / ТРЕТИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ / THE THIRD INTERNATIONAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садовский Владимир Алексеевич

В статье на материале архивных документов и политической публицистики рассматривается роль циркулировавших в Великобритании в начале 1920-х годов страхов перед большевизмом в конструировании политических мифов конспирологического характера, повлиявших на формирование первых в стране праворадикальных политических групп. Автор демонстрирует влияние уже существовавших антисемитских и антимасонских «теорий заговора» на восприятие правыми идеологами идей коммунистической мировой революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Plot against Civilization»: Anti-Bolshevist Phobias in Formation of British Right-wing Radicalism

The article based on archive documents and political publications of the time focuses on the role of anti-Bolshevist phobias in 1920-s Great Britain in constructing the conspiracy political myths which later influenced the formation of the first radical right-wing groups in that country. The Author demonstrates the influence of then existing anti-Semitic and anti-Masonic «conspiracy theories» on right-wing thinkers' views on the ideas of communist «world revolution».

Текст научной работы на тему ««Заговор против цивилизации»: антибольшевистские фобии в оформлении британского правого радикализма»

«ЗАГОВОР ПРОТИВ ЦИВИЛИЗАЦИИ»: АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ФОБИИ В ОФОРМЛЕНИИ БРИТАНСКОГО ПРАВОГО РАДИКАЛИЗМА

В.А. Садовский

В статье на материале архивных документов и политической публицистики рассматривается роль циркулировавших в Великобритании в начале 1920-х годов страхов перед большевизмом в конструировании политических мифов конспирологического характера, повлиявших на формирование первых в стране праворадикальных политических групп. Автор демонстрирует влияние уже существовавших антисемитских и антимасонских «теорий заговора» на восприятие правыми идеологами идей коммунистической мировой революции.

Ключевые слова: Великобритания, «теории заговора», политический миф, правый радикализм, Третий интернационал.

понятие «правая идеология» неизменно ассоциировалось с консерватизмом и Консервативной партией. Устоявшаяся традиция мировоззрения тори не требовала активного использования тех или иных мобилизующих политических идеологем для привлечения избирателей. Классический консерватизм построен скорее не на конструировании собственной мифологии, а на скептическом подходе к преобразованиям, предлагаемым другими идеологиями1. Однако параллельно все более активному участию Соединенного Королевства в континентальной политике, все сильнее становилась и значимость положения в европейских странах для британских политических и общественных деятелей. Одним из самых серьезных потрясений, повлиявших на развитие как левых, так и правых сил, стал захват власти в России большевиками, образование Коминтерна и провозглашенный им курс на мировую революцию. События такого масштаба требовали незамедлительного

© Садовский В.А., 2010

На протяжении долгого времени в Великобритании

осмысления и четко выраженной реакции. Стремясь найти ответ на причины происходящего и определить степень угрозы для собственной страны, некоторые приверженцы консервативного лагеря начали склоняться к «теории заговора» как универсальному объяснению этой новой ситуации.

К концу второго десятилетия ХХ в. относится возникновение первых в Великобритании групп радикально-консервативного толка, настроенных резко негативно по отношению к революционным выступлениям в России и в целом на континенте. На некоторое время достаточно широкие круги не только общества, но и правящей элиты были дезориентированы относительно событий октября 1917 г. в России. В 1918 г. официальный представитель Нидерландов в Петрограде М. Одендайк (Oudendyke), представлявший также и интересы Великобритании после разрыва Советским правительством дипломатических отношений с Лондоном, направил доклад на имя министра иностранных дел Соединенного Королевства лорда Бальфура об опасности, которую большевизм представляет для всего мира. В послании четко говорилось о том, что приход Ленина к власти есть дело рук евреев. К сожалению, не располагая оригинальным текстом этого документа, здесь приходится ссылаться на книгу одного из активных деятелей ультраправого направления 30-х годов Арчибальда Рамзея «Безымянная война». Там несколько раз упоминается данный доклад, причем особо отмечается, что «...английское правительство придало ему настолько серьезное значение, что они его включили в "Белую книгу" о большевизме, выпущенную в апреле 1919 г. В ней написано следующее: "Я считаю, что незамедлительное подавление большевизма является самым важным вопросом, который сейчас стоит перед миром, не исключая даже войну, которая бушует до сих пор. И если большевизм не будет уничтожен в зародыше, он начнет распространяться по Европе, да и по всему миру, в том или ином обличье, т. к. он организован евреями, у которых нет своей страны и которые стараются разрушить существующий строй в странах, где они живут. Единственный способ убрать опасность - это всем странам принять совместные меры"»2. В данном случае крайне важно указать на один из важнейших источников формирования в сознании правых связки «евреи - большевики - внутренние враги». Действительно активное участие в революции евреев, проживавших на территории Российской империи, давало правым радикалам в руки весьма мощный политический козырь.

В 1917 г. образуется кружок «Орден Алой розы» (Order of the Red Rose), ключевой фигурой в котором был Уильям Сандерсон. Группировка интеллектуалов позиционировала себя как организа-

цию патриотического и традиционалистского толка, что на практике выливалось в антисемитизм и демагогический антикапитализм. Интересно, что Сандерсон был ранее причастен к деятельности масонов, отразив неким образом при создании своей организации их семантику тайного ордена3. Однако эта группировка не оказала сама по себе большого влияния на развитие антисемитизма. По сути, ее деятельность носила клубный характер, не подразумевающий активных агитационных действий. Не удивительно, что вскоре деятельность организация тихо сошла на нет, дав, тем не менее, импульс к развертыванию более активных сил. Сам Сандер-сон продолжал писать на протяжении всего десятилетия, несколько сместив, однако, акценты в своей публицистике в сторону освещения проблем воспитания «правильной» национальной элиты. В 1927 г. вышла главная его книга «Искусство управлять государством» («Statecraft»), целиком посвященная попыткам выработать для английской нации собственную политическую философию в рамках «радикального консерватизма»4.

Один из участников собраний, Джордж Мадж (George Mudge) вошел в число основателей организации «The Britons». Сам Мадж был лектором Лондонского медицинского училища (London Medical School) и принимал активнейшее участие в деятельности его «Евгенического общества». Теперь же, в июле 1919 г., была образована эта организация во главе с президентом Г. Бимишем и вице-президентом Дж. Кларком5. «Бритты» были объединением крайне антисемитского толка. По сути дела это и была их главная цель. В основном их деятельность была нацелена на публикацию антисемитской литературы и популяризацию в широких кругах подобных взглядов. Так, именно их усилиями в 1922 г. вышел отдельной книгой английский перевод «Протоколов сионских мудрецов» и целый ряд другой подобной континентальной агитации начала века. При этом стоит отметить, что лондонская газета «The Times» впервые подняла степень обсуждения «Протоколов» в Британии до общенационального уровня в 1920 г., опубликовав на своих страницах довольно пространную статью об этом доку-менте6. Однако должного эффекта на общественность в 1922 г. «Протоколы» уже оказать не могли. В трех статьях Филипа Грейв-са, стамбульского корреспондента этой же газеты, в номерах за 16, 17 и 18 августа была доказана текстуальная связь «Протоколов» с анонимной французской книгой 1864 г., обозначенной на тот момент как «Женевские диалоги Макиавелли и Монтескье». Плагиат был очевиден даже неспециалисту, и версия Грейвса, согласно которой «Протоколы» были созданы царской охранкой, стала об-щепризнанной7.

Неста Вебстер (1876-1960) была дочерью директора банка «Барклиз» (Barclay's). Не получив исторического образования, она тем не менее с энтузиазмом принялась за изучение Французской революции 1789-1794 гг., находя данные в основном в мемуарах французских иммигрантов того периода и популярных брошюрах антимасонского характера, в изобилии выходивших во Франции в последней трети XIX в.8 Первые книги, написанные самой Вебстер - «Шевалье Буффлер» и «Французская революция - изучение демократии», вышедшие соответственно в 1916 и 1919 гг., несмотря на жесткую критику специалистов, имели значительный успех и несколько раз переиздавались9. Последующие произведения данного автора, в том числе и рассматриваемая в настоящей работе книга «Всемирная революция. Заговор против цивилизации», являются дополнениями и обобщениями основной конспи-рологической линии, сформированной еще в начальный период писательской карьеры. Идея о глобальном заговоре «иллюминат-ского масонства» против христианских государств в силу своего универсального мифологического характера была с легкостью расширена и перенесена на современные события.

Книга Н. Уэбстер «Всемирная революция. Заговор против цивилизации», изданная в Лондоне в 1921 г., по своему внутреннему устройству в целом сравнима с «Протоколами». Тут, правда, используется хронологическая форма изложения «фактов», но с самого начала проводится линия на демонстрацию тайного агрессивного характера мирового масонства и его ключевую роль в европейских событиях начиная с Великой французской революции10. В формулировке роли масонов как манипуляторов общественным сознанием Уэбстер практически совпадает с автором «Протоколов», говоря о демагогии лозунгов монтаньяров, «...чьими истинными намерениями были не Свобода, Равенство и Братство, но Хаос, Диктатура посвященных, Братоубийственная война!»11 Такое мнение практически полностью совпадает с оценкой идеологии якобинцев в «Протоколах сионских мудрецов»: «Слова либерального, в сущности, нашего масонского пароля - "свобода, равенство, братство", - когда мы воцаримся, мы заменим словами не пароля уже, а лишь идейности: "право свободы, долг равенства, идеал братства" - скажем мы и... и поймаем козла за рога... De facto мы уже стерли всякое правление, кроме нашего, хотя de jure таковых еще много. Ныне, если какие-либо государства поднимают протест против нас, то это для формы и по нашему усмотрению и распоряжению, ибо их антисемитизм нам нужен для управления нашими меньшими братьями»12.

С другой стороны, при схожем характере обвинений и аргументации, состав самих «обвиняемых» в этих двух произведениях

не одинаков. Если в «Протоколах» акцент делается на ключевой роли «международного еврейства», а масонство выглядит лишь некоей подсобной организацией для манипулирования гоями, то во «Всемирной революции» Н. Уэбстер именно французским масонам из ложи «Великий Восток» и баварским иллюминатам Вейсгаупта придан характер главных заговорщиков. Антисемитский аспект в книге явно присутствует, но он существенно слабее выражен, чем в «Протоколах». Более того, обвиняя континентальное масонство в подрывной деятельности, Уэбстер в то же самое время защищает свое английское масонство! «Так, в момент передачи данной книги в печать мне указали, что в прессе говорится о моих нападках на английское масонство. Источником подобных утверждений является злокозненность их авторов, поскольку я всегда отличала английское масонство от континентального, считая его добропорядочной ассоциацией, не только противостоящей различным подрывным доктринам, но и служащей надежной опорой закона, порядка и религии»13.

Опираясь в своих выводах в основном на клерикальные антимасонские сочинения середины XIX в., Вебстер считает, что первоначальная программа Вейсгаупта лежит в основе идеологии и всех позднейших организаций революционного или социалистического толка. Не вдаваясь глубоко в рассмотрение истории идеологии западноевропейских тайных обществ XVIII в. - тему, явно выходящую за рамки данного исследования, следует привести цитату из рассматриваемого источника, демонстрирующую подход автора к конспирологическому взгляду на природу революций. «Цивилизация, считал Вейсгаупт вслед за Руссо, это ошибка: она развивалась в неверном направлении, и отсюда - все беды человечества... Человек должен сбросить с себя все то, что дала ему цивилизация, и возвратиться к первозданной простоте кочевого быта, не задумываясь об одежде, еде и постоянном жилище»14. А также «...поскольку единственное реальное препятствие на пути совершенствования человечества заключалось в условностях, порожденных неправильными условиями человеческого существования, изменение последних неизбежно возродило бы в человеке свойственные ему добродетели... Необходимо поэтому устранить из его сознания страх перед будущим, несущим возмездие за совершенные проступки, и заменить все эти суеверия религией Разума. За избавлением от бремени религии должно было последовать устранение всех существующих социальных связей. Как отдельные семьи, так и государства прекращали свое существование, чтобы превратить человечество в одну прекрасную семью»15.

Заявляя о ключевой роли тайных обществ в подготовке и проведении Французской революции, Неста Вебстер пытается компа-

ративным путем доказать на уровне текстуальных заимствований тесную связь между иллюминизмом, карбонариями, «Протоколами сионских мудрецов» и высказываниями большевистских вождей. Причем, так как версия о составлении «Протоколов» в среде иллюмизированного масонства не была использована ни антисемитами, ни филосемитами, автором делается вывод, что «либо "Протоколы" являются подлинными и именно тем, чем они кажутся, либо просемитские силы заинтересованы в том, чтобы скрыть деятельность тайных обществ в целом»16. Так как в привлеченных материалах по истории тайных обществ XVIII и первой половины XIX в. практически нет свидетельств участия евреев, то Вебстер делает упор на возможную принадлежность «сионских мудрецов» к высшим степеням ложи «Великий Восток».

С другой стороны, здесь же большое внимание уделяется рассмотрению связей иллюминатов с пангерманизмом. Противореча своим первоначальным утверждениям об интернациональной и нигилистической роли теории Вейсгаупта, в заключительной части книги Вебстер подчеркивает если не слияние, то сотрудничество немецких спецслужб. «Эта революционная машина, ныне угрожающая миру во всем мире, хотя и управлялась в прошлом людьми всех наций - французами, итальянцами, евреями, русскими, а в ряде случаев и англичанами, - была создана в основном руками немцев и до сих пор контролируется ими при помощи их еврейских союзников... Интернационализм Вейсгаупта и его ученика Клоотса верно служит немецкому делу, а еврейский агитатор - это муха цеце, которая разносит заразу большевизма из своего рассадника - Германии»17.

Очевидно, что подобные воззрения во многом были обусловлены временем написания книги: в 1921 г. еще не прошли антигерманские настроения военного времени, а нестабильная обстановка и массовое недовольство Версальской системой в побежденных центральноевропейских державах только способствовала популярности в обществе лозунгов жесткой политики в отношении «агрессоров и вдохновителей большевиков». В настоящее время, по мнению Вебстер, центр заговора сместился в Москву, но все ключевые фигуры и связи международного революционного движения остались прежними. Дестабилизируя обстановку в Германии, левые препятствуют разоружению ее армии, давая повод Веймарскому правительству заявлять о необходимости сохранения вооруженных сил для поддержания порядка в стране. Вместе с тем подготовка мировой коммунистической революции будет на руку международному финансовому капиталу, способному в случае победы под маской социализма установить режим жесточайшей государ-

ственно-капиталистической диктатуры (как это, с ее точки зрения, случилось в России)18.

Другим наглядным примером подобного конспирологического подхода в отношении событий в России являются листовки и прокламации, обращенные к британским рабочим, включая и активистов тред-юнионов. Часть такой пропаганды по линии англо-американского лендерсекретариата Коминтерна была перенаправлена в Москву и в настоящее время доступна в Российском государственном архиве социально-политической истории (ГАСПИ). При этом любопытно, что данные материалы сотрудниками ИККИ были охарактеризованы как «образцы белогвардейских прокламаций, распространяемых английским правительством под фирмой всевозможных лиг и обществ»19. В одной из таких агиток - брошюре «The Plot Against Trade Unions» уже в первых строках утверждалось, что «существует заговор, направленный на уничтожение существующей системы и подчинение тред-юнионов иностранной революционной организации. Эта организация... известна как "Красный Рабочий Интернационал" ... и контролируется русскими евреями, со штаб-квартирой в Москве. Целью этой организации есть низвержение всякой власти и всех религий, порабощение рабочих, одним словом, ее цель - уничтожение цивилизации»20. В подтверждение этих шокирующих слов далее по тексту указывалось на еврейское происхождение председателя Коминтерна Зиновьева, а также заявлялось, что он, как и другие большевики, были и остаются агентами Германии, нанятыми с целью устроить революцию в России и таким образом приблизить крах Великобритании и ее союзников21.

Исходя из этого, авторы прокламации обвиняли руководителей профсоюзов и политиков-лейбористов в недостатке бдительности, граничащей с соучастием в заговоре. Натравливая рабочих на капиталистов, поощряя классовую борьбу, они играли на руку заговорщикам, готовым уничтожить и тех и других и установить свою жесточайшую диктатуру. В конце текста подчеркивался поистине глобальный характер заговора и вездесущность предателей: «В каждом значимом тред-юнионе в нашей стране имеется кучка предателей тред-юнионизма, поклявшихся его уничтожить. Из-за своей приверженности Красному Интернационалу они душой и телом отдались в руки банды иностранных заговорщиков, врагов Бога и человека. Эти чужеземные заговорщики - агенты германского правительства и германских еврейских финансистов, финансирующих их и нанявших их для осуществления своих целей. Это гигантская интернациональная капиталистическая интрига»22.

Таким образом, в период первой половины 1920-х годов можно проследить явное желание политических деятелей и сторонников крайнего правого фланга придать деятельности своих оппонентов конспирологический характер. Нередко в таких случаях использовались традиционные увязки теории заговора с антисемитскими и, что было характерно только для этой эпохи, антинемецкими лозунгами. Взятие власти в России большевиками и образование Третьего интернационала послужили своеобразным «триггером» - толчком к появлению и реанимации многочисленных политических фобий, на основе которых пошел процесс выделения и оформления британских правых радикалов и их идеологических конструкций.

Примечания

7

1 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 164-165.

2 Рамзей А. Безымянная война. М., 1999. С. 34.

3 Webber G.C. The Ideology of the British Right, 1918-1939. L.; Sydney, 1986. P. 28, 143.

4 Sanderson W. Statecraft. L., 1927. P. XI.

5 Thurlow R. Fascism in Britain: A History, 1918-1985. Oxford; N. Y., 1987. P. 31-33.

6 The Times. 1920. 8 august. Бен-Итто Х. Ложь которая не хочет умирать. М., 2001 С. 105.

8 Gilman R.M. Behind World Revolution: the Strange Career of Nesta H. Webster. N. Y., 1982. P. 26.

9 Ibid. P. 27.

10 Webster N.H. World Revolution: The Plot against Civilization. L.: Constable and Company Ltd, 1921. P. 16.

11 Ibid. P. 17.

12 Протоколы собраний сионских мудрецов // Нилус С. Близ грядущий Антихрист и царство Диавола на Земле. Сергиев Посад, 1992. С. 87.

13 Webster N.H. Op. cit. P. 14.

14 Вебстер Н. Всемирная революция. Заговор против цивилизации. Киев: Серж, 2001. С. 7.

15 Там же. С. 8.

16 Там же. С. 272.

17 Там же. С. 275.

18 Там же С. 280-281.

19 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 100. Д. 1081. Л. 4. (P. 1). Примечательно, что в данном конкретном случае брошюра, на полях которой была сделана данная надпись, является анонимной. Отсутствуют также указания на место и дату выхода,

однако в связи с тем, что в тексте отсутствуют какие-либо упоминания о так называемом «Письме Зиновьева», можно говорить о 1921-1924 гг.

20 Ibid.

21 Ibid. P. 2. «Its president is a Russian Jew called Zinovieff. He is a traitor to his country, was throughout the War a paid Agent of the German Government, and was employed by it to create a Revolution in Russia, and by this means to achieve the defeat of Great Britain and her Allies. He and his Colleagues were appointed Members of the Soviet Government of Russia by the German General Staff in 1917. They were than, and are now, the Agents of Germany».

22 Ibid. P. 7. «In every important Trade Union in this country there is a small body of traitors to Trade Unionism who are sworn to destroy it. By their adherence to the Red International they have surrended themselves body and soul to a gang of Foreign Conspirators, who are the enemies of God and man. These Foreign Conspirators are agents of the German Government and of German Jew financers who have subsided them and employed them for their own ends. It is a gigantic International Capitalist intrigue».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.