Научная статья на тему 'Заготовительная деятельность как фактор развити предпринимательства на селе'

Заготовительная деятельность как фактор развити предпринимательства на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Н. Ф.

Заготовительная деятельность как фактор развития предпринимательства на селе Макаренко Н.Ф. Заготовительная деятельность как фактор развития предпринимательства на селе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stock Activity as a Village Factor of Enterpreneurship Development Makarenko_N._F. The article runs Tomsk region experiment in stock activity of forest wild production and conditions for entrepreneurship activity raise. The author investigates the data of the territory potential resources, economic stock development efficiency.

Текст научной работы на тему «Заготовительная деятельность как фактор развити предпринимательства на селе»

Литература

1. Яковец Ю.В., Гамбурцев А.Г. Цикличность как всеобщее свойство природы // Вестн. РАН. 1996. Т. 66. № 8.

2. Мануковский А.О. О некоторых аспектах структурных кризизисов в экономике капитализма // Мировая экономика и международные

отношения. 1984. № 2.

3. Бельчук А.И. Структурные кризисы современного капитализма // Там же. 1981. № 12.

4. Куманин Г. Структурные кризисы в экономике капитализма: некоторые спорные вопросы // Там же. 1982. № 9.

5. Примаков Е. Место освободившихся стран в мировой экономике // Там же. № 3.

6. Historical Statistic of the U.S.Colonial Times to 1970. Wash., 1975.

7. Statistical Abstract of the U.S. Wash., 1996.

8. Gross Domestic Product by industry, 1987-1999 / Bureau of Economic Analysis Industry Accounts Data [Электронный ресурс] http:// www.stst.go.jp.english1 .files/grog.html

9. The world almanac and book of facts. N.Y., 2004.

10. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

Н.Ф. Макаренко

ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

Сибирский университет потребительской кооперации

Одно из условий успешного проведения реформы местного самоуправления заключается в повышении заинтересованности муниципальных образований в саморазвитии территорий и самозанятости населения. Органы местного самоуправления должны использовать механизмы и технологии, повышающие отдачу бюджетных средств, привлечение инвестиционных ресурсов, рост деловой и социальной активности населения. И здесь дело, как говорится, «за малым».

Основная задача местной власти заключается в формировании соответствующей территориальной инфраструктуры, которая в свою очередь создает условия для экономического роста территории. Опыт современной России свидетельствует о значительном недоиспользовании потенциала местного самоуправления. Это характерно для многих регионов, в том числе и для нашей области. Хотя нами накоплен определенный положительный опыт по созданию условий для роста экономики и доходов населения на селе. Смена модели экономического развития страны болезненно отразилась на многих отраслях экономики. Особенно пострадало село и аграрный сектор, что отрицательно сказалось на уровне жизни селян. В этой обстановке областная власть стала предметно работать над поиском путей развития села, создания условий занятости для населения. Один из путей традиционный - оказывается поддержка агропромышленному производству, создаются условия для развития мелкотоварного крестьянского, фермерского хозяйства. Здесь, как и во многих регионах, в области действуют программы бюджетной поддержки сельского хозяйства (закупки семян, агротехники, ГСМ, племенного скотоводства и т.д.). Создана законодательная база (приняты областные законы) для развития: личного подсобного хозяйства, кредитных сельских кооперативов.

Следующее направление деятельности - поддержка предпринимательства на селе. С 2003 г. за счет средств фонда развития областного бюджета в крупных сельских районах создаются муниципальные центры поддержки предпринимательства, в которых можно получить консультацию для «стартующего бизнеса», финансовую льготную поддержку для предпринимательских проектов, заключить договор на ведение налоговой отчетности. За 2003-2004 гг. на сельскую инфраструктуру предпринимательства затрачено 1.6 млн р., что позволило создать центры поддержки предпринимательства в 10 районах области. Система предпринимательских центров активно взаимодействует с Федеральной государственной службой занятости, обучая безработных граждан основам предпринимательской деятельности. В соответствии с распоряжением губернатора № 783 от 15.12.2004 г. в Томской области создается единая информационная система - «Бизнес-карта малого предпринимательства», что позволит получать достоверную картину об уровне развития предпринимательства в сельской местности, его инвестиционном потенциале, интересах и проблемах. В целом эти действия способствуют улучшению экономической ситуации, росту деловой активности сельского предпринимательства, росту доходов населения. По расчетам экономистов в структуре денежных доходов в 2004 г. в нашей области доля доходов от предпринимательской деятельности возросла на 4.3 %, что опережает рост доходов от заработной платы на предприятиях почти на 15 %.

Большое количество рабочих мест создано в сфере бытовых услуг. Причем в эту нишу пришли люди и организации, для которых ранее бытовое обслуживание не было профильной деятельностью. К примеру, Томским облпотребсоюзом за последние годы создано 163 пункта по оказанию бытовых услуг, ко-

Н.Ф. Макаренко. Заготовительная деятельность как фактор развития.

торыми в 2004 г. оказано услуг населению на 4.5 млн р.

Следующим важныш направлением деятельности, которое мы стали и «культивировать» и поддерживать. стало развитие заготовительной деятельности недревесной продукции лесов (дикоросов) и ры-бозаготовки. Пятилетний опыт этой работы, на наш взгляд, принес нам неплохие результаты. С чего мы начинали? Прежде всего с помощью ученых и специ-алистов-экологов проанализировали природные ресурсы. Разведанный ресурсный потенциал нашей территории составляет: по ежегодным запасам гриба -до 86 тыс. т, ягоды (брусники, клюквы, голубики, черники) - до 25 тыс. т, кедрового ореха - более 27 тыс. т. Ежегодные объемы заготовок речной и озерной рыбы могут составлять до 7 тыс. т. В целом, если говорить о стоимостной оценке, то потенциальная стоимость дикорастущего сырья даже без переработки составляет не менее 350 млн дол. То есть ежегодный возобновляемый природный капитал только по этим видам ресурсов составляет 11 тыс. р. на одного жителя области. Учитывая, что заготовкой дикоросов занимается сельское население, то теоретически каждый трудоспособный житель, проживающий на селе, может иметь дополнительный доход до 50-60 тыс. р. за заготовительный сезон.

Но для этого надо иметь систему заготовок, правила игры, разветвленную инфраструктуру заготовительных пунктов, производство по первичной переработке, хранению, сбытовую сеть и т.д. На создание этой системы ушло более 3 лет конкретной работы.

Каковы результаты работы заготовительной отрасли? Заготовками дикоросов в области занимаются около 30 коммерческих организаций, хотя доминируют на рынке всего семь фирм, имеющих более 90 % объемов заготовок. Ведущими компаниями за 2000-2004 гг. в заготовки вложено около 260 млн р., направленных на создание материально-технической базы. В области создано 154 стационарныгс и 231 передвижной заготовительный пункт. Оборудовано 147 морозильнык установок, 114 стационарныгс и 190 мобильныгс сушилок, 387 варочныгс агрегатов. Стоимость фондов составляет в сумме около 400 млн р. Практически вся материальная база дислоцируется в сельских районах, что обеспечило создание около 3 тыс. новык рабочих мест на постоянной и временной основе с длительным периодом деятельности.

Несмотря на рискованность заготовительного бизнеса, объемы заготовок увеличиваются ежегодно на 25-30 %. В 2004 г. объем денежных средств, направленных на закупку дикорастущего сыфья, составил 373.4 млн р., по сравнению с 2000 г. увеличился более чем в 5 раз.

На закупку рыбы у населения компаниями направлено 61.9 млн р.

Заготовлено всего 2 630 т речной и озерной рыбы, при этом доля организаций (рыбозаводов, располо-

женный по р. Оби) составляет всего 18 %. В целом в заготовительном сезоне сбором дикоросов занимается около 150 тыс. сельского населения. Средний доход на сборщика составляет 3 000 р. Это неплохой дополнительный заработок. Анализируя данные по районам, можно отметить, что население Асиновского района заработало в 2004 г. на дикоросах - 52 млн р., Верхнекетского - 23, Каргасокского - 24, Колпашев-ского - 35, Молчановского - 29 млн р. Это солидные средства, которые «влились» в экономику муниципальных образований, доходы населения стимулировали товарооборот сельских магазинов. Другая сторона этого процесса - бюджетная эффективность заготовительной деятельности. Безусловно, пока в региональный бюджет поступают не столь значимые объемы от уплаты налогов. Однако и здесь налицо неплохая динамика. Если в 2000 г. заготовительными компаниями уплачено 11.1 млн р. налогов, то в 2004 г. объем налогов составил 44.6 млн р., т.е. в 4 раза больше.

На рынке, по сути, неограниченный спрос на все виды заготавливаемой дикорастущей продукции. 17 % продукции реализуется в пределах СФО, 40 % - в других регионах (преимущественно в Центральной России), доля экспорта составляет 32 %. При этом основные экспортные поставки осуществляются в Италию (21 %), Германию (20 %), Китай (14 %), Нидерланды (12 %). Основные мероприятия по развитию заготовительной деятельности явились составной частью областной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденной Государственной думой Томской области в 2000 г Выполнение мероприятий программы и проблемы развития заготовительной отрасли рассматривались на коллегии администрации при губернаторе области, на Совете территорий с участием глав муниципальных образований. В ряде районов действовали подпрограммы, обеспечивающие выполнение организационный: мероприятий на уровне муниципальных образований. В администрации области создан Координационный совет по промысловой и заготовительной деятельности во главе с заместителем главы администрации. Государственной думой Томской области приняты «Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования». В 2005 г в плане работы администрации области намечен ряд мероприятий по повышению эффективности заготовительной деятельности. Прорабатывается в этой отрасли создание биотехнологического кластера, где предприятия пищевой промышленности и предприятия по переработке дикорастущего сырья создают корневой бизнес. Остальные участники процесса обеспечивают вспомогательную роль на всех этапах продвижения продукции от заготовки сыфья до реализации продукции потребителям. Научные учреждения будут участвовать в разработках новых видов продукции и

подготовки кадров. На первом этапе администрация области берет на себя координирующую роль, формирует Совет по развитию кластера, поддерживает инвестиционную составляющую проекта. Кластер будет представлен в виде областной целевой программы.

В основе корневого бизнеса планируется развивать производство пищевых добавок, премиксов, продуктов функционального питания на базе томской компании «Артлайф», а также построить завод по выпуску натуральных соков из овощей и дикорастущих ягод. Сейчас одна из наших компаний занимается проработкой проектной документации, бизнес-плана, ведутся переговоры с китайскими партнерами по поставке сепараторов и другого необходимого оборудования. Цена этого инвестиционного проекта составляет около 60 млн р. Имеются предложения по созданию кластера в рыбохозяйственном комплексе. По сути, для его создания в области есть все необходимые вспомогательные элементы: рыбодобывающие и заготовительные структуры, первичная переработка рыбы, сбытовые, снабженческие организации. Однако нужны серьезные инвестиции для построения корневого бизнеса - завода по глубокой переработке рыбы. В целом все предложения по развитию заготовительной деятельности сведены в разрабатываемые областные программы «Дикоросы», «Рыба», «Лекарственно-техническое сырье». Работа над этими программами ведется в течение года большой группой экономистов, ученых, руководителей ведущих компаний. В настоящее время основные разделы программы разработаны и переданы для заключения специа-листам-экспертам. Ведется подготовительная работа к организованному проведению заготовительной компании 2005 г. По прогнозам экологов, урожайность грибов, дикорастущих ягод превысит прошлогодний уровень на 15-20 %, по кедровым орехам, в соответствии с цикличностью урожая этой культуры, ожидается в пределах 1500-2 000 т, по сути, это на уровне прошлого года. Заготовительные компании занимаются технологическим оснащением приемной и перерабатывающей базы, расширяют географию своего присутствия, в том числе за пределами области. В этом году компаниями будет открыто более 20 заготовительных пунктов в Канском, Балахтинском и Ермаковс-ком районах Красноярского кр.; в Волчихинском и Рубцовском районах Алтайского кр.; в Болотнинс-ком, Сузунском и Маслянинском районах Новосибирской обл., Анжерском и Мариинском районах Кемеровской обл. В Томской области расширение географии будет происходить за счет освоения отдаленных северных районов. Учитывая бездорожье в этих местах, заготовка будет вестись с использованием речных судов, которые оборудованы морозиль-

ными установками. На сегодня оборудовано 9 таких плавучих заготпунктов.

Отметим проблемы, решение которых является ключевым для развития заготовительной деятельности.

1. Одним из механизмов увеличения бюджетных доходов муниципальных образований должно стать закрепление промысловых зон, в том числе водных объектов, расположенных в пределах территории муниципального образования, в сфере управления и экономических интересов поселений. Однако для этого необходимо принятие соответствующих документов на федеральном уровне.

2. Вторая проблема федерального уровня заключается в том, что сегодня необычайно усложнена процедура лицензирования экспортных поставок дикоросов. Лицензию можно получить только в Москве, при этом на каждый вид ресурсов (на каждый вид грибов) необходимо получить отдельную лицензию. Оформление лицензии длится от 2 до 3 месяцев. Думается, что все эти полномочия можно передать на региональный уровень, либо делегировать Федеральному округу.

3. Главной проблемой регионального уровня является наработка механизмов по сочетанию интересов муниципальных территорий и заготовительных компаний, при этом мы полагаем, что решение вопросов, не урегулированных законодательством, можно обеспечить через соглашения о сотрудничестве или социальном партнерстве между поселениями и заготовительными компаниями. Т акая практика работы появляется, дает свои результаты, но нужно ее совершенствовать и внедрять повсеместно.

4. Бюджеты муниципальных образований сразу могут получить прямую выгоду, если заготовительные компании зарегистрируют свои филиалы и поставят на налоговый учет на территориях сельских поселений.

5. Учитывая возрастающую долю доходов населения от заготовительной деятельности муниципальным образованиям, необходимо разработать порядок учета доходов граждан от данного вида деятельности. Это будет способствовать в определенной степени экономии бюджетных средств, направляемых на различные субсидии гражданам.

6. На наш взгляд, создалась обстановка для координации и кооперации в развитии заготовительной деятельности в рамках сибирских регионов. По инициативе Томской области Координационный совет МАСС своим решением № 3 от 25 марта 2005 г. создал рабочую группу по снятию проблем и административных барьеров в заготовительной деятельности на территории межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.