Научная статья на тему 'Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты'

Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2765
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ТЕКСТА / ФУНКЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА / ТЕМА / NEWSPAPER STYLE / STRONG POSITION OF THE TEXT / FUNCTIONS OF THE HEADLINE / SUBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пушкарева И. А.

В работе рассматриваются информативная и оценочная функции газетных заголовков и их стилистические особенности. Анализ проводится на материале городских газет «Кузнецкий рабочий» и «Новокузнецк». Заглавия газетных материалов сгруппированы тематически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пушкарева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEADLINE IN INFORMATIVE AND EVALUATIVE SPACE OF A CITY NEWSPAPER

Informative, evaluative functions and stylistic features of newspaper headlines are examined in this article. Newspapers «The Kuznetsky rabochy» and «The Novokuznetsk» are materials for analysis. Headlines of newspaper materials are groped thematically.

Текст научной работы на тему «Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты»

УДК 81'38; 801.6; 808

И. А. Пушкарева

ЗАГОЛОВОК В ИНФОРМАЦИОННО-ОЦЕНОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ

В работе рассматриваются информативная и оценочная функции газетных заголовков и их стилистические особенности. Анализ проводится на материале городских газет «Кузнецкий рабочий» и «Новокузнецк». Заглавия газетных материалов сгруппированы тематически.

Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, сильная позиция текста, функции газетного заголовка, тема.

Важнейшими коммуникативными программами публицистического текста являются объективнологическая, оценочная и прагматическая [1, с. 84]. В воплощении этих программ особая роль принадлежит заголовку, находящемуся в сильной позиции текста. Заголовок выполняет номинативную, информативную и рекламную функции [2, с. 81-83]. И. С. Стам, характеризуя соотношение логического и эмоционального в газетном заголовке, отмечает: «В обыденном сознании читателя заголовок выступает как сигнал, вызывающий определенную реакцию, прежде всего: “читать или не читать”» [3, с. 25]. «Газетные заголовки должны быть привлекательными (рекламная функция) и в то же время давать представление о содержании текста» [4, с. 60]. Говоря об изменениях в языке современных СМИ, Л. Р. Дускаева подчеркивает: «Стилистика материализации воздействующей функции становится более разнообразной, раскованной, индивидуализированной» [5, с. 666].

Итак, заголовок газетно-публицистического текста привлекает внимание читателя, ориентирует его в информационном пространстве издания, приобщает к отраженной в нем оценочной программе. Рассмотрим подробнее эти функции заголовка на материале двух городских газет - «Кузнецкий рабочий» и «Новокузнецк». «Кузнецкий рабочий» является старейшей городской газетой (издается с 1930 г.; первое название - «Большевистская сталь»). Газета «Новокузнецк» начала издаваться в 2005 г. В ходе анализа было предпринято сопоставление номеров газет, вышедших в один день. Такой подход позволил обнаружить тематические, смысловые, стилистические инварианты и в то же время своеобразие каждого издания в освещении жизни города и страны, выборе стилистических средств.

Выявление тематики публикаций позволяет приблизиться к системному характеру «эмпирической философии» газеты (о концепции журналистики как эмпирической философии см. [6]). На официальном сайте газеты «Кузнецкий рабочий» www.kuzrab.ru названы основные тематические разделы газеты: Политика. Экономика. Здравоохранение. Образование. Экология. Городское хозяйство. Спорт. Культура. История. К 80-летию га-

зеты. Разное. Тематические разделы газеты «Новокузнецк» называются на первой странице каждого номера: События и комментарии. Политика. Город и горожане. Образование. Здравоохранение. Наука. Экономика. Культура. Спорт. В ходе исследования было рассмотрено 103 озаглавленных текста, опубликованных 16 февраля и 25 марта 2010 г. (66 % текстов представлено в газете «Кузнецкий рабочий», 34 % - в газете «Новокузнецк»; в материал исследования не включены рекламные тексты) (далее в статье используются условные обозначения: КР - «Кузнецкий рабочий», Н - «Новокузнецк»). Представим тематическую характеристику газетных материалов в виде таблицы, расположив тематические группы по убыванию частотности соответствующих им текстов.

Тематический раздел Общее количество текстов, % Количество текстов (%) в номерах от

16.02.2010 г. 25.03.2010 г.

КР Н КР Н КР Н

Право 4 11.6 1 5.8 3 5.8

Хозяйственнобытовая сфера 7.8 2.9 2.9 1 4.9 1.9

Культура 8.7 2 2.9 1 5.8 1

Спорт 7.8 2 2 1 5.8 1

История 5.8 2.9 2.9 1 2.9 1.9

Образование, наука 4.8 3.9 - 2.8 4.9 1

Профессиональная сфера, производство 5.8 2.9 1 4.8 2.9

Экономика 5.8 2.9 5.8 1.9 - 1

Здоровье 5.8 1 - - 5.8 1

Социальная сфера 5.8 - 1.9 - 3.9 -

Нравствен- ность 4.8 1 - 1 4.8 -

Политика 1 - 1 - - -

В газетах представлено 79 названий рубрик (73 % - КР, 27 % - Н). Из них 67 % - это названия рубрик, отражающие тематику материала (около 47 % использовано в КР).

Рассмотрим информативную и оценочную функции газетных заголовков, а также их выразительные особенности, учитывая связь заголовка с определенной тематической группой текстов.

Тематический раздел «Право» не назван в перечнях редакции, хотя в рассмотренном материале занимает лидирующее положение, которое можно объяснить уверенностью журналистов и их читателей в том, что человек должен жить в правовом государстве. Стабильная частотность материалов, связанных с правовыми аспектами, характерна для газеты «Новокузнецк».

Особое внимание в заглавиях газетных публикаций уделено правам потребителя (КР: «Уроки потребителя»; Н: «Результат неутешителен...», «Прибыль любой ценой?», «Плата за молчание: Money for nothing?») и правам собственников жилья (КР: «Мусор - не средство обогащения»; Н: «Без учета интересов собственников», «Об управдомах и счетах», «А Васька слушает да ест.»), дана информация, которая поможет читателям в разных ситуациях (КР: «Оформляем заслуженный отдых»; Н: «Загранпаспорт для ребенка», «Льготников разделят»), затронуты темы уголовных правонарушений (КР: «Девушка и прапорщик»; Н: «Не та мать, что родила.», «Задержали около почты», «Квартирный обман», «Мина в холодильнике»). Тематические пересечения наблюдаются в материалах о правах потребителей и собственников жилья.

Большая часть заголовков выполняет информативно-оценочную функцию. Актуализирован пейоративный полюс оценки. Так, комментарий Анны Векшиной «Квартирный обман» рассказывает о восстановлении справедливости - возвращении квартиры ветерану Великой Отечественной войны Гаю Константиновичу Григорьеву. Фактуальный тематический заголовок привлекает внимание читателя языковой игрой, которая используется в метонимическом выражении (термины «фактуальный заголовок» и «концептуальный заголовок» используются по аналогии с названиями видов фактуаль-ной и концептуальной информации И. Р. Г альпери-на [7]). Удачный заголовок эксплицирует злободневную тему квартирных афер, порождающих драматические истории. В другом комментарии («Не та мать, что родила.») Анна Векшина рассматривает обстоятельства, в результате которых погиб двухмесячный ребенок, а против его матери было возбуждено уголовное дело. Концептуальный заголовок по структуре равен предложению и завершается апосиопезой. Автор использует прием редукции пословицы, передающей народное отношение к образу матери: мать оберегает, лелеет, бережно воспитывает. При соотнесении с текстом мы понимаем, что если бы люди следовали народной мудрости, не было бы трагедии - гибели новорожденной девочки. В письме Д. Н. Старикова «Прибыль любой ценой?» затрагиваются правовые аспекты SMS-мошенничества: читатель говорит об

ответственности операторов связи и службы 1Т-безопасности. Заголовок, оформленный с помощью эллиптического вопросительного предложения, носит проблемный характер. Его можно отнести к концептуальным заглавиям, что подчеркивает не только риторический вопрос, но и устойчивое метафорическое выражение любой ценой, свидетельствующее об интересе автора к нравственной составляющей поступков. Заметка «Мусор - не средство обогащения» связана с правовыми аспектами утилизации мусора. Заголовок соответствует по структуре предложению с составным именным сказуемым, выраженным существительным (с нулевой связкой). Экспрессию заглавию придает отрицательная частица, выражающая в контексте несогласие и протест. В заголовке «Задержали около почты» сочетаются неодобрительная и одобрительная оценка - звучат темы преступления и справедливого наказания. Фактуаль-ный заголовок по структуре выражен неопределенно-личным предложением. Акцент сделан на перфективной функции глагола.

Меньшая часть заголовков выполняет информативную функцию, не передавая при этом оценку. В таких заголовках информация конкретизирована с помощью имен (КР: «Загранпаспорт для ребенка», «Уроки потребителя», «Девушка и прапорщик») и глаголов («Льготниковразделят», «Оформляем заслуженный отдых»).

В заголовках могут сочетаться фактуальное и концептуальное начала. Например, как в рассмотренном заголовке «Мусор - не средство обогащения» или в названии комментария Александра Денисова «Девушка и прапорщик». С одной стороны, комментарий содержит рассказ «о превышении работником милиции должностных полномочий с применением насилия». С другой стороны, этот заголовок соотносится с проблемой отношений людей в погонах с теми, кого они должны охранять и защищать.

Тематическая группа «Хозяйственно-бытовая

сфера» включает материалы, связанные как с городским хозяйством, так и с бытовой стороной жизни отдельных людей. Стабильность в обращении к хозяйственно-бытовым вопросам проявилась в рассмотренных номерах «Кузнецкого рабочего» (редакция этой газеты обозначила на официальном сайте раздел «Городское хозяйство»).

Как ключевая звучит тема транспорта (КР: «“Газели” и “газоны ” газуют на газонах», «Осталось дождаться тепла.», «Переправы закрываются», «Сверим часы и графики»; Н: «Дорогу парковкам!», «Будущее за спутниковой навигацией»). Внимание к теме транспортного сообщения связано, на наш взгляд, не только с современными условиями жизни, но и с национальными традициями.

В рассматриваемых газетах представлено обсуждение одного и того же вопроса, что свидетельствует о его актуальности. Комментарий Сергея Бабикова «“Газели” и “газоны” газуют на газонах» посвящен проблеме безопасности и комфорта жизни горожан. Развернутый заголовок, соответствующий по структуре предложению, носит фактографический характер, но метонимически указывает на проблему превращения дворов в стоянки для автомобилей. В заголовке используются экспрессивные средства: предложение приближено к тавтограмме, использованы разговорные названия автомобилей (причем с антономасией: речь идет не только об автомобилях названных марок), что позволило автору создать парономазию и языковую игру (омонимы подчеркивают острый характер проблемы). Концептуальный заголовок комментария Егора Киприна «Дорогу парковкам!» экспрессивно насыщен, поскольку представляет собой эллипсис, выраженный восклицательным предложением. Усиливает экспрессию метафорическое использование существительного дорогу, которое передает авторскую позицию.

Заголовки, отражающие хозяйственно-бытовую сторону жизни, содержат советы (об оптимальном выборе стальной двери, разумном расходовании средств, ведении дачного хозяйства: КР: «Надежно, как за стальной дверью», «Если нет теплички, рассаду можно вырастить на грядке»; Н: «Курение вредит вашему кошельку»), сообщают о «сбоях» в работе городского хозяйства. Так, информационная корреспонденция Анны Лихановой «Если под вами провалится пол.», содержащая элементы журналистского расследования, имеет яркий фактуальный заголовок, соответствующий по структуре придаточному условному с апосиопезой в конце. Такой заголовок создает впечатляющий образ и позволяет каждому представить нечеловеческие условия жизни. Марина Тёмная посвятила заметку «Пережили “конец света”» перебоям в подаче электроэнергии. Чтобы привлечь внимание к материалу, журналист использует языковую игру не только в заголовке, но, возможно, и в подборе псевдонима. Отметим, что самыми развернутыми являются заголовки, соответствующие тематической группе хозяйственно-бытовых советов. В данном случае в заглавие выносится законченная мысль, что концентрирует внимание читателя на содержании. В этой же группе использованы разговорные средства, усиливающие контакт с адресатом. Например, материал «Если нет теплички, рассаду можно вырастить на грядке» построен как «вопрос читателей - ответ специалиста». Фактографический заголовок представляет собой усеченную цитату из рассуждения специалиста-садо-вода. Заголовок соответствует по структуре сложноподчиненному предложению, что подчеркивает

характер обстоятельного ответа. Доброжелательный тон создается введением разговорного существительного тепличка.

Оценочное пространство заглавий из тематического раздела «Хозяйственно-бытовая сфера» выражено слабее, чем в разделе «Право». Можно выделить средства, создающие два полюса: пейоративный («конец света», провалится пол, вредит) и мелиоративный (пережили, надежно, дорогу, дождаться тепла, будущее). В отличие от раздела «Право», нет доминирования пейоративного полюса. Показателен пример с тематическим пересечением, когда в заголовках переданы одобрительные акценты («Дорогу парковкам!») и неодобрительные («“Газели ” и “газоны ” газуют на газонах»), связанные с анализом одной проблемы.

Заглавия тематического раздела «Культура» представлены в таком же количестве, как и в материалах о хозяйственно-бытовых вопросах. Чаще к теме культуры обращаются журналисты газеты «Кузнецкий рабочий», хотя это тематическое направление обозначено в обеих газетах.

Отметим совпадение в названии рубрик: «Традиция» (КР) и «Традиции» (Н). Это совпадение не случайно: названия рубрик указывают на ключевое понятие, связанное с культурой. Внимание к традициям является концептуально значимым. Так, о верности народным традициям рассказывают художественно-публицистические репортажи Александра Кириллова «Праздник былинного блина» (КР) и Ольги Ветровой «Стенка на стенку» (Н). А. Кириллов повествует о том, как «в воскресенье на Кузнецкой крепости проводили зиму». Развернутый тематический заголовок экспрессивно окрашен благодаря парономазии и использованию эпитета, отсылающего читателя к традициям народной культуры. Образ блина придает заголовку фактографический характер и в контексте интерпретируется как метонимия, отражающая верность культурным традициям. Культурно-исторические экскурсы рассказывают читателям о глубоких корнях народных традиций, причем дух архаики передается не только самой информацией, но и экспрессивной лексикой: «Совсем уж в стародавние времена медведя называли “ком ”. Провожая зиму, славяне не только сами блины вкушали, но и приносили их к берлоге особо почитаемого зверя, который в скорости должен был очнуться от зимней спячки». О. Ветрова сообщает в репортаже о том, что в парке Гагарина «помериться силой, как в стародавние времена, собрались около 50 человек» (заметим, что отсылка к давним традициям вновь, как и в репортаже А. Кириллова, передается оборотом в стародавние времена). Фактуальный заголовок репортажа повторяет название военно-патриотического фестиваля, отражая при этом его дух.

Газетные материалы передают атмосферу насыщенной культурной жизни города. Например, лаконичная заметка «Одним абзацем» (КР) посвящена культуре общения читателей с библиотекой: в Го -голевке (городской библиотеке им. Н. В. Гоголя) прошла акция «Прощеная неделя», в ходе которой «165 читателей-должников вернули около пятисот книг...». Особое место в представлении темы «Культура» принадлежит отзывам.

Отзыв Татьяны Тюриной «Ранний Поздеев и другие» (КР) посвящен выставке сибирских художников. Тематический заголовок является фактографическим и включает имя только одного художника. Определение ранний в сочетании с именем собственным отсылает читателя к теме творчества, творческой эволюции. Заголовок до чтения текста (если читатель не знаком с творчеством Андрея Поздеева) производит впечатление благодаря языковой игре; после чтения текста читатель понимает концептуальную мотивацию журналиста: Т. Тюрина характеризует работы А. Поздеева как «особую гордость сибирских музеев и картинных галерей». Отзыв-анонс Григория Саббакина «Маленькие оперы для больших и взрослых» (КР) рассказывает об одноименном концерте, в котором будут представлены солисты Большого театра и «Новой оперы». Обзор кинематографических новинок, выполненный Григорием Саббакиным, назван «К слову, о сказках» (КР). В заголовке сочетаются фактуаль-ное и концептуальное начала: автор подчеркивает любовь современных режиссеров и зрителей к ирреальным сюжетам. Заголовок относится к тексту индуктивно, «выхватывая» лишь часть информации. Ненавязчивый авторский акцент подчеркнут вводной конструкцией. В фактуальном заглавии отзыва «Из оргий праведников» (КР) используется название рок-группы «Оргия праведников». А вот концептуальный заголовок отзыва о концерте других рок-музыкантов (Царёва, групп «Фьюжн», «Автопилот») передает настроение автора - «Весна и ностальгия» (КР).

Важно, что журналисты рассказывают не только о новостях культурной жизни, но и напоминают о прошлом. Так, мини-отзыв Глеба Соколухина посвящен «Песне о друге» (муз. А. Петрова, сл. Г. Поженяна, исп. Эдуард Хиль) и назван строчкой из песни «Друг всегда с тобой». Заметка «Как выпью, тоже пою...» (КР) знакомит читателя с комическими эпизодами из жизни Ф. И. Шаляпина.

Заголовки текстов, связанных с темой культуры, разнообразны, содержат лексику, указывающую на соответствующую сферу (былинный, оперы, арена), и практически не содержат эксплицитную оценку. Мелиоративная оценка передается контекстом, создающим эмотивный смысл радости от многообразия проявлений культурной жизни.

Тематический раздел «Спорт» более полно представлен в «Кузнецком рабочем», хотя данная тема заявлена в двух изданиях. Энергия и динамизм, ассоциирующиеся со спортом, отражаются в заголовках спортивных материалов, насыщенных профессионализмами, глаголами, экспрессивными конструкциями: «Все решило пенальти» (КР), «Шайбы летали, словно пули» (КР), «Открываем сезон дома» (КР), «Кубок разыграют без нас» (КР), «Взялся - пиши!» (КР), «Игра друзей» (КР), «Эдди Чемберс потерял память. Ищет!» (КР), «В статусе фаворитов» (Н). Так, репортаж Данила Чарского рассказывает о победе «Металлурга-Куз -басса» на Кубке Иртыша - 2010. Фактуальный заголовок «Все решило пенальти» по структуре равен предложению. Экспрессивность заголовку придает определительное местоимение все, выступающее в роли дополнения, и семантика глагола решили, выполняющего перфективную функцию. Фактуаль-ный заголовок репортажа Дениса Платова «Шайбы летали, словно пули» также по структуре равен предложению. Средством создания экспрессии в заголовке является яркое сравнение, передающее характер действия, обозначенного глаголом-метафорой летали в имперфективной функции. В заметке «Золотая “доска”» (Н) используется факту-альный тематический заголовок. Информация в заголовке подвергается семантической компрессии благодаря метонимии: мы узнаем, что «новокузнечанин Степан Артемьев стал победителем областного чемпионата по сноуборду».

Отметим в целом преобладание фактуальных заголовков, хотя встречаются и концептуальные («“Не ошибается тот, кто ничего не делает ”» (КР)). В заголовках представлены оба оценочных полюса: пейоративный полюс связан с бездействием, неучастием (ничего не делает, разыграют без нас), мелиоративный полюс - с самоотдачей и победой (шайбы летали, золотая, фавориты).

Тематический раздел «История» также раскрыт в большем количестве текстов в газете «Куз -нецкий рабочий», обозначившей название раздела как программное. Особое место среди публикаций на историческую тему занимают материалы, приуроченные ко Дню Победы. В обеих газетах встречается рубрика «К 65-летию Победы». Очерк Марины Герман рассказывает об участнице войны Ирине Иосифовне Ястребовой. Концептуальный заголовок «Жизнь без промаха» (Н) основан на языковой игре: автор использует информацию о том, что в годы войны 17-летняя Ирина стала снайпером. Интервью Дмитрия Воронько «Дорога до Кузнецка через Любек» (КР) посвящено бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей Михаилу Иовичу Безкоровайному. Заголовок носит фактуальный характер и в то же время ха-

рактеризует трудные дороги-судьбы времен Великой Отечественной войны. Информационный отчет «Отметить достойно!» (Н) рассказывает о заседании совета старейшин и посвящен подготовке к празднованию 65-летия Победы. Инфинитивный заголовок является концептуальным. Оценка выражена эпитетом достойно. Экспрессия создается инфинитивной (призывной) формой и использованием восклицательного предложения. Заметка Саввы Михайлова «Позитивный образ городского сообщества» (КР) рассказывает об инициативе общества краеведов «Серебряный ключ» и самой газеты изменить качество наружной рекламы и социальном проекте «Герои Великой Победы». Концептуальный заголовок открыто выражает оценку, соединяя тему исторической памяти и социального благополучия. Фактуальный заголовок заметки «Часовых переоденут» (КР) соответствует по структуре неопределенно-личному предложению, распространенному дополнением. Заметка рассказывает о новой форме школьников-часовых Поста № 1. Заметка-объявление «Поколение победителей» (Н) сообщает о фотоконкурсе. Концепту аль-ный заголовок выражает уважение к участникам Великой Отечественной войны.

Исторические материалы газеты отражают и другие страницы прошлого страны, подчеркивая нравственную значимость категории памяти. Статья Юрия Алябьева призвана напомнить читателю о другой войне - войне с Финляндией. Заголовок статьи «70 лет тому назад, или Трудная победа» (Н) представлен пояснительной конструкцией, содержащей эмоционально-экспрессивный эпитет, передающий концепцию автора. Заметка Анны Сницкой «Чтоб никто не забыл» (КР) посвящена советским воинам, служившим в Афганистане, и приурочена ко дню начала вывода войск из Афганистана (15 февраля). Заголовок, соответствующий по структуре придаточному цели, интертекстуально связан с лозунгом-клятвой «Никто не забыт. Ничто не забыто» и является концептуальным.

В «Кузнецком рабочем» встречаются публикации, приуроченные к 80-летию газеты. Юбилею газеты посвящена статья-воспоминание Александра Монанникова, внештатного корреспондента с 1973 г., «Так держать и так держаться!». В экспрессивном инфинитивном заголовке переосмыслено значение устойчивого выражения-пожелания «Так держать!» («сохранять выбранное направление и стиль жизни»). Переосмысление создается с помощью приема прагматически обусловленной тавтологии, который актуализирует залоговую корреляцию и обозначает тему влияния газеты на умы и сердца новокузнечан: держать - «воздействовать на читателя», держаться - «сохранять выбранный курс». Заметка-поздравление В. Шалунова «Номер

за номером» выражает благодарность читателя газете. Фактуальный заголовок передает концепцию тесной взаимосвязи многих поколений горожан с «Кузнецким рабочим».

В заглавиях тематического раздела «История» актуализирована мелиоративная оценка (не забыл, достойно, так держать, позитивный, без промаха, победители), что связано с созидательной идеей исторической памяти.

Одинаковым количеством текстов представлены тематические группы «Образование и наука», «Профессиональная сфера и производство», «Экономика». Рассмотрим тематическую группу «Образование и наука». Вопросам среднего образования посвящены материалы «Знания без преград» (КР), «Одним абзацем» (КР), «Репетиция по математике» (Н). Концептуальным и оценочным является заголовок корреспонденции Е. Казьминой «Знания без преград». Языковая метафора без преград помогает автору передать идею ценности знаний для каждого человека (в корреспонденции речь идет об открытии Центра дистанционного обучения детей-инвалидов). Информация о высшей школе представлена в текстах «Моя альма-матер» (КР), «“Мы должны работать на перспективу ”» (КР). Оба заголовка передают мелиоративную оценку, создают положительно окрашенный образ Сибирского государственного индустриального университета. В перифразе оценка выражена Михаилом Тодышевым, окончившим вуз 30 лет назад. Во втором примере в заголовке используется высказывание ректора СибГИУ С. П. Молчанова.

О новом в мировой науке рассказывают заметки из газеты «Новокузнецк» «Запах книг», «Аккумулятор из водорослей» (они представляют рубрику «Что? Где? Когда?»). О событиях в научной жизни города сообщают материалы «Научный Новокузнецк» (Н) и «Детская практическая» (КР). Заметка «Научный Новокузнецк» рассказывает о XI Днях науки, гостями которых стали ученые из Томского и Кемеровского госуниверситетов. Тематический заголовок сочетает фактуальное и концептуальное начала. Концептуальное звучание заголовок приобретает благодаря определению научный, становящемуся в контексте оценочным эпитетом. Краткий отчет Екатерины Жиновой «Детская практическая» посвящен VI детской практической конференции. Фактуальный заголовок представляет собой усечение официального названия конференции, благодаря этому усиливается контакт с читателем. В тематической группе «Образование и наука», как и в тематической группе «История», актуализирована мелиоративная оценка, что связано с выражением мысли о непреходящей ценности знаний, о трудном, но достойном пути к ним.

Тематическая группа «Профессиональная сфера. Производство» в основном представлена текстами, посвященными увлеченным своей профессией людям, с чем связано доминирование мелиоративной оценки. Заметка «Одним абзацем» (КР) дает краткую информацию о победителях конкурса «Лучший врач года» - враче скорой помощи Александре Борисовиче Муллове и враче-гинекологе Ирине Викторовне Голотвиной. Эта информация отражена и в газете «Новокузнецк» (также на первой странице): заметка называется «Врачи года». На наш взгляд, последний заголовок в большей степени актуализирует информацию. В концептуальных заголовках очерков «“В армии я не служу, но армии служу!”» (КР) и «“Себя уважаю за смелость”» (КР) используются высказывания героев очерков - Юрия Павловича Алябьева и Елены Геннадьевны Спиридоновой. В лиде Ольга Волкова характеризует Ю. П. Алябьева так: «Боевой, настоящий полковник, много лет отдавший армии, прошедший через огонь Афганистана и радиацию Чернобыльской катастрофы». Заголовок равен по структуре предложению. Смысловая актуализация в нем основана на языковой игре. Е. Г. Спиридонова - преподаватель химии лицея № 111, победитель конкурса «Учитель года-2010». Высказывание героини очерка выражает ее творческое кредо. Такой же прием в организации заголовка очерка использует и журналист Галина Ганеева в газете «Новокузнецк». Для концептуального заглавия выбрана характеристика творческого кредо героини очерка - директора Новокузнецкого театра драмы Марины Евса. В заголовке используется не только прямая речь, но и само имя собственное: «Марина Евса: “Я осваиваю ступень за ступенью и вижу смысл в движении вперед”».

Профессиональное кредо героев очерков передается в заголовках не только с помощью цитирования, но и с помощью формулировок самого журналиста. Например, в очерке о старшем инспекторе по делам несовершеннолетних Надежде Петровне Сурковой журналист Лолита Фёдорова использует заголовок «Чужой судьбы не бывает» (Н). Эта фраза построена в генеритивном регистре и приобретает общечеловеческое звучание.

Заголовки тематических групп «Экономика» и «Здоровье» свидетельствуют о том, что городские газеты информируют читателей об экономическом положении в стране и регионе, дают советы о здоровом образе жизни, подчеркивая социальную окраску освещаемых проблем. Так, тематическое пересечение наблюдается в заметках двух газет об акции «Белая ромашка», в ходе которой проводится флюорографическое обследование людей без определенного места жизни и употребляющих наркотики. Фактуальный заголо-

вок «Отведал каши - сделал снимок» (КР) по структуре равен бессоюзному предложению с разговорной окраской. Он создает конкретизированный образ и отражает доброжелательный эмоциональный тон. Фактуальный заголовок «Все на осмотр!» (Н) является экспрессивным, поскольку содержит определительное местоимение все и выражен восклицательным эллиптическим предложением. В заголовках тематических групп «Экономика» и «Здоровье» актуализированы оба оценочных полюса.

Социально-нравственная проблематика отражается в материалах разной тематики и становится центральной в текстах, связанных с темами самоубийства, усыновления, общения, жестокости и милосердия... Заголовки актуализируют два оценочных полюса: пейоративный (КР: «Что их манит под колеса?», «Живой костер») и мелиоративный (КР: «Обрели новую семью», «С гордостью за нашу историю», «Обниму в подарок», «Жизнь плюс кошка - удивительное»). В системе заголовков в подтексте ощущается стремление решить проблемы, найти выход, установить гуманный социально-нравственный порядок.

В рассмотренном материале единственный текст посвящен теме «Политика». Это «острое» интервью Сергея Бабикова «Тут у нас один стрелец шибко грамотный, стервец.» (КР), освещающее расследование нарушений во время выборов в горсовет, из-за которых были признаны недействительными результаты голосования (согласно этим результатам, победил представитель КПРФ). Интертекстуальный заголовок отсылает нас к сказу Леонида Филатова, что создает ироничное звучание: возникает образ тоталитарной власти, «разбирающейся» с инакомыслящими.

Таким образом, в представлении большинства тем («Хозяйственно-бытовая сфера», «Спорт», «Экономика», «Здоровье», «Социальная сфера», «Нравственность») обе городские газеты актуализируют как мелиоративный, так и пейоративный полюсы оценки. Это свидетельствует о том, что журналисты рассматривают проблемы аналитически, многоаспектно. Пейоративная оценка преобладает в заголовках тематического раздела «Право». Здесь проявляется критический взгляд журналистов, умение соотносить факты со шкалой нормативной оценки (о видах оценки см. [8, с. 75-76]). Однако такой подход не является деструктивным: за отрицанием стоит утверждение норм жизни в правовом государстве. Ирония как завуалированная форма оценки используется в заголовке, представляющем политические вопросы (исследователи отмечают усиление роли иронии в современном публицистическом тексте [5, с. 667]). Мелиоративная оценка преобладает в заголовках материалов,

посвященных культуре, истории, образованию, на- тельных средств фактуальных и концептуальных

уке, профессиональной сфере. Психологическая, заголовков городских газет позволяет журналис-

этическая, эстетическая, телеологическая оценка в там донести до читателя и многопланово предста-

заголовках материалов указанной тематики отра- вить «эмпирическую философию» современного

жает идеалы современника. Разнообразие вырази- горожанина и гражданина.

Список литературы

1. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1990. 172 с.

2. Нефедова Т. П. Функции газетных заголовков с краткими прилагательными // Вопросы стилистики: межвузов. науч. сб. Саратов, 1977. Вып. 13. С. 78-89.

3. Стам И. С. Газетный заголовок: соотношение логического и эмоционального в свете социальной психологии (на материале советских центральных газет) // Вопросы стилистики: межвузов. науч. сб. Саратов, 1982. Вып. 18. С. 24-39.

4. Сальникова О. Г. Как рождаются заголовки // Русская речь. 1983. № 6. С. 60- 62.

5. Дускаева Л. Р. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. С. 664-675.

6. Халина Н. В., Уразова Л. Н., Волошко Е. В. Журналистика как эмпирическая философия (к обоснованию теоретико-научного статуса литературно-публицистической деятельности) // Человек - коммуникация - текст / под ред А. А. Чувакина. Вып. 3. Барнаул, 1999. С. 19-28.

7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 138 с.

8. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 341 с.

Пушкарева И. А., кандидат филологических наук, доцент.

Кузбасская государственная педагогическая академия.

Пр. Пионерский, 13, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654007.

E-mail: PIA11@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 12.07.2010.

I. A. Pushkareva

THE HEADLINE IN INFORMATIVE AND EVALUATIVE SPACE OF A CITY NEWSPAPER

Informative, evaluative functions and stylistic features of newspaper headlines are examined in this article. Newspapers «The Kuznetsky rabochy» and «The Novokuznetsk» are materials for analysis. Headlines of newspaper materials are groped thematically.

Key words: newspaper style, strong position of the text, functions of the headline, subject.

Kuzbass State Pedagogical Academy.

Pr. Pionerskiy, 13, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, 654007.

E-mail: PIA11@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.