Научная статья на тему 'О семантико-стилистическом воплощении образа города в газетном тексте краеведческого характера (тема «Достоевский в Кузнецке» в городской газете «Кузнецкий рабочий»)'

О семантико-стилистическом воплощении образа города в газетном тексте краеведческого характера (тема «Достоевский в Кузнецке» в городской газете «Кузнецкий рабочий») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА / КРАЕВЕДЕНИЕ / РЕГУЛЯТИВНОЕ СРЕДСТВО / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / NEWSPAPER TEXT / CITY NEWSPAPER / LOCAL HISTORY / REGULATIVE MEANS / PROPER NAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пушкарева Ирина Алексеевна

Статья посвящена особенностям современного газетно-публицистического стиля. На материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» рассмотрен образ города, который создаётся в публикациях на тему «Достоевский в Кузнецке». В ходе семанти-ко-стилистического анализа охарактеризованы средства и приёмы актуализации ключевых смыслов, связанных с образом города. Особое внимание уделено такому регулятивному средству, как имя собственное. Выявлена роль приёма параллельного изображения в репрезентации образа города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On semantic and stylistic realization of city image in city text of local history character (theme ''Dostoevsky in Kuznetsk'' in city newspaper ''Kuznetsky Rabochy'')

Local history and culture is one of the most important components of the cultural space. Not only special investigations, but also regional media discourse has local historical direction. The graphic example of it is the oldest newspaper of Novokuznetsk ''Kuznetsky Rabochy''. Due to the image created on the city newspaper's pages we can see the city in the unity of the past, present and future, not only as a physical space, but also as a spiritual one. Local historical materials of ''Kuznetsky Rabochy'' reproduce a few key topics; of course, there is a theme ''Dostoevsky in Kuznetsk'' among them. The image of the city is created by appeals and different onyms. Regulative strength of proper names is predetermined by their graphical aspect: words written with a capital initial letter are more noticeable to the reader than the lowercase ones. Journalists actively use the communicative aspect of proper names. On the stage of perception onyms help to find their own reader who understands the importance of a designated reference to a referent. On stages of understanding and interpretation proper names enter the semantic structure of a text; it is shown by their inclusion in emotionally and expressively saturated contexts and in semantic lexical paradigms. The device of parallel representation (first of all, of the past and present of the city) is characteristic for realization of the image of the city in the city newspaper. Sometimes the representation is supplemented with the third plan of hypothetical future, in correspondence with the importance of prospectivity in the temporal organization of a text for the public. A special occasion is parallel representation of the real and imaginary, when journalists break myths townspeople have. Emotional, expressive and conceptual load of contexts that create the image of the city is underlined by use of such regulative means as tropes and stylistic figures, valuation vocabulary, words-intensives, particles, explanatory constructions. Regulative means perform the functions of intensification, specification, assessment and in this way ensure the feedback from the reader. The semantic and stylistic features of newspaper materials reproduce the thought about Dostoevsky's stay in Kuznetsk as about the city's touch to the high, about the possibility to enrich the spiritual space; this possibility, in the opinion of the city newspaper authors, is founded on memory. In the view of ''Kuznetsky Rabochy'' journalists seeking a worthy future for the city means researching its native history, respecting memory about its especially important pages, which the love story of the great writer and M.D. Isaeva refers to.

Текст научной работы на тему «О семантико-стилистическом воплощении образа города в газетном тексте краеведческого характера (тема «Достоевский в Кузнецке» в городской газете «Кузнецкий рабочий»)»

УДК 8138; 801.6; 808

И.А. Пушкарева

О СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ ОБРАЗА ГОРОДА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (ТЕМА «ДОСТОЕВСКИЙ В КУЗНЕЦКЕ» В ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЕ «КУЗНЕЦКИЙ РАБОЧИЙ»)

Статья посвящена особенностям современного газетно-публицистического стиля.

На материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» рассмотрен образ города, который создаётся в публикациях на тему «Достоевский в Кузнецке». В ходе семанти-ко-стилистического анализа охарактеризованы средства и приёмы актуализации ключевых смыслов, связанных с образом города. Особое внимание уделено такому регулятивному средству, как имя собственное. Выявлена роль приёма параллельного изображения в репрезентации образа города.

Ключевые слова: газетно-публицистический текст, городская газета, краеведение, регулятивное средство, имя собственное.

Городская газета, реализуя традиционные для публицистики функции информирования, воздействия, выражения социальной оценки (см. о них: [1. С. 84], [2. С. 313]), ориентируется на создание образа малой родины, в чём существенную роль играют материалы краеведческого характера. По словам Д. С. Лихачёва, «краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности», «теория краеведения должна быть предметом изучения в гуманитарных и педагогических вузах» [3. С. 228-229]. И.П. Басалаева обосновывает выделение концепта «Кузнецк Достоевского» и необходимость его изучения [4]. «Кузнецкой коллизии» в судьбе Ф.М. Достоевского посвящены специальные исследования (например, [5], [6]). Старейшая городская газета «Кузнецкий рабочий» также рассказывает об истории любви Ф.М. Достоевского и М.Д. Исаевой. Актуальным представляется вопрос о специфике семантикостилистического воплощения образа города в контексте материалов газеты «Кузнецкий рабочий» на тему «Достоевский в Кузнецке» (для анализа с официального сайта газеты http://kuzrab.ru/ были отобраны тексты за 20022012 гг.). Изучение города становится этапом «родиноведения» (термин И.М. Гревса): «Надобно изучить его [города] биографию, познать его именно как своеобразную коллективную личность - и эта биография даст превосходно конкретизированную часть биографии данной страны и народа... Необходимо уразуметь процессы, какими эта душа слагалась, на какой почве, из какой цепи влияний и смены обстоятельств, - и к чему в конце концов привело город его прошлое» (цит. по: [3. С. 142]). Например, результаты исследования концепта «город Томск» как «доминанты регионального самосознания» отражены в работах И.И. Бабенко, Л.И. Ермоленкиной, И.В. Никиенко (см.: [7]).

Краеведческие материалы городской газеты насыщены таким регулятивным средством, как имя собственное. Согласно характеристике Н. С. Болот-новой с помощью регулятивных средств «выполняется та или иная психоло-

гическая операция в интерпретационной деятельности читателя» [8. С. 167]. Регулятивная сила онимов в тексте предопределена уже их графическим обликом: слова, написанные с прописной буквы, заметны для адресата в большей степени, чем оформленные строчными буквами. Журналисты активно используют коммуникативный потенциал имён собственных. На этапе восприятия текста онимы помогают найти своего читателя, которому важна обозначенная отсылка к референту. На этапах понимания и интерпретации имена собственные входят в смысловую структуру текста, что проявляется в их включённости в контексты, насыщенные эмоционально-экспрессивно и концептуально, и в смысловые лексические парадигмы (далее - СЛП) - регулятивные структуры, основанные на актуализированных в тексте парадигматических связях лексических единиц (см. о них: [8. С. 191]). В материалах «Кузнецкого рабочего», раскрывающих тему «Достоевский в Кузнецке», мы встречаем различные виды имён собственных. (В статье используется ономастическая терминология Н.В. Подольской [9].)

Важными знаками, создающими образ города, в материалах на тему «Достоевский в Кузнецке» становятся антропонимы, среди которых выделим две группы. Во-первых, антропонимы, называющие горожан, определённым образом включённых «в орбиту» великого писателя (М.Д. Исаева, Н.Б. Вер-гунов, Е.И. Тюменцев и др.); к этой группе примыкают имена возможных прототипов и соответствующие им поэтонимы и идеонимы, а именно биб-лионимы - названия письменных произведений (в рассмотренном материале это агионим, называющий сибирского святого Зосиму (Верховского), и соответствующие поэтоним и библионим): Старец Зосима позже стал основным прототипом героя романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», также старца Зосимы. Известно, какое воздействие на души читающих россиян оказал в XIX в. роман «Братья Карамазовы» и как поразил их образ старца Зосимы. От общения с этим литературным героем просветлялись души не только персонажей романа, но и всех, кто его читал. Таким образом, без ложной скромности можно утверждать, что наш сибирский святой Зосима (Верховский) посредством литературного таланта Достоевского стал духовным наставником множества российских грамотных людей, читавших роман. И этот факт, несомненно, также имеет право на широкую известность и особую гордость (статья В. Валиулина «Новокузнецком привыкну гордиться...», 03.12.2009). Во-вторых, антропонимы, называющие специалистов, представителей творческой интеллигенции, общественности, которые занимаются краеведением. Такие антропонимы сопровождаются приложением или другой конструкцией, содержащей характеристику деятельности человека, и часто соседствуют с идеонимами (названиями работ, изданий, конференций, выставок, обществ и т.п.). Регулятивная сила онимов первой группы нацелена на удовлетворение познавательного интереса читателя, что способствует воспитанию патриотизма: любовь и уважение к малой родине вырастают из погружения в её историю, насыщенную событиями, зачастую имеющими отнюдь не местного значения резонанс. Регулятивная сила они-мов второй группы особенно значима для выражения в газете идей краеведения и связана не только с ориентацией на читателя, знакомого с данной информацией. Сопровождающая оним характеристика вида деятельности наце-

лена и на адресата, который готов преодолеть состояние энтропии в вопросах краеведения.

В материалах, раскрывающих тему «Достоевский в Кузнецке», неоднократно упоминаются А. С. Шадрина (новокузнецкий историк, профессиональный музейщик, она занимается исследованием русской истории и культуры и принадлежит к тем людям, что особо не нуждаются в представлении; автор книги о пребывании Достоевского в Кузнецке: [5]), Е.Д. Трухан (директор музея Достоевского, автор многих материалов; К слову, ряд материалов Елены Трухан, также посвященных юбилею Достоевского, опубликованы в московском журнале “Мир музея”, в барнаульском сборнике статей о писателе. - В. Немиров, 16.02.2012), профессор С.Д. Тивяков (президент краеведческого объединения «Серебряный ключ»), И.П. Басалаева (Рещи-кова) (историк, преподаватель НФИ КемГУ).

Особое внимание уделено «Кузнецким рабочим» творческому осмыслению темы «Достоевский в Кузнецке» художницей А.Ф. Фомченко и поэтессой Л. А. Никоновой. Авторы материалов конкретизируют характеристику деятельности талантливых новокузнечанок, усиливают оценочную составляющую текста. Так, в отзыве Е. Трухан «Затейливой рукой и добрым сердцем» (02.02.2012) о выставке, посвящённой памяти новокузнецкой художницы Альбертины Фёдоровны Фомченко, мы читаем: Музейное собрание пополнилось авторскими работами: в фонд вошло 6 живописных полотен и 4 предмета декоративно-прикладного искусства А. Ф. Фомченко, посвящённые теме «Достоевский в Кузнецке». В свою очередь, благодаря искренней поддержке музейщиков Фомченко обнаружила новые грани собственного таланта: оказалось, она может писать исторические портреты и портреты современников, стать первооткрывателем темы «Достоевский» в лаковой миниатюре, создать и оформить в палехском стиле старинный рождественский театр-вертеп.

Журналисты удивляются поэтическому прозрению члена Союза писателей России Л.А. Никоновой, ушедшей из жизни в 2012 г. и ещё в 1987 г. написавшей удивительной стихотворение: У нашей замечательной поэтессы Любови Никоновой есть стихотворение «Достоевский и Исаева в Кузнецке. 1857 год», а в нём такие строчки: «Они обвенчаны. Обвенчаны. Она выходит на крыльцо... Взгляните в скорбное лицо Судьбу свою понявшей женщины: Взор заслонила боль растущая, Вдохнуть всей грудью не даёт. Решилось: жизнь её грядущая К его созданьям перейдёт». Стихотворение написано в 1987 году, когда мало кто из достоевсковедов решался так высоко поднимать роль Марии Дмитриевны Исаевой в жизни Достоевского. Сейчас же оценка её, как «матери» героинь Достоевского, находит всё больше приверженцев (аналитическая корреспонденция В. Валиулина «Достойные есть». 09.09.2010). Кратко упоминается в городской газете также скульптор

А.П. Брагин : 11 ноября 2001 года в Музее Достоевского в рамках празднования юбилея писателя состоялось открытие бюста Ф.М. Достоевского, выполненного новокузнецким скульптором А.И. Брагиным (хроника А. Шпрингера «День в истории города». 10.11.2011).

Антропонимы, включённые в материалы о кузнецких днях великого писателя, представляют не только наших современников. Читатели «Кузнецко-

го рабочего» имеют возможность вспомнить или получить новую информацию об И.С. Конюхове и В.Ф. Булгакове. И.С. Конюхов, согласно характеристикам газеты, купец, Горожанин с заглавной буквы», автор «Кузнецкой летописи», в которой описывается жизнь наших великих земляков - святых старцев Василиска Сибирского и Зосимы (Верховского). В.Ф. Булгаков, по словам В. Валиулина (очерк «Три ступени к Толстому». 20.11.2010), уроженец маленького сибирского городка Кузнецка. В отзыве-анонсе Е. Трухан о выставке в музее Достоевского «“Обыск брачный № 17” как разрешение “грозного чувства”» (14.02.2012) читаем: Впервые на выставке «Кузнецкий венец» музей Достоевского экспонирует подлинный экземпляр газеты «Сибирская жизнь» за 1904 год, где была опубликована знаменитая статья «Ф.М. Достоевский в Кузнецке». Её автор - Валентин Булгаков, последний секретарь Л.Н. Толстого. Собранные, обработанные и введённые им в научно-исследовательский оборот воспоминания кузнечан на сегодняшний день были и остаются ценным документальным и мемуарным источником о венчании Достоевского. В развёртывании текстов важны смысловые лексические парадигмы онимов. Так, В. Валиулин (20.11.2010) актуализирует СЛП антропонимов со связью пересечения В. Ф. Булгаков - М.Д. Исаева, Ф.М. Достоевский - Л.Н. Толстой: Имя Валентина Фёдоровича так же свято для интеллигенции нашего города, как и имя Марии Дмитриевны Исаевой. М.Д. Исаева была первой женой Фёдора Михайловича Достоевского, В. Ф. Булгаков - последним секретарем Льва Николаевича Толстого. Через них драгоценные для мировой культуры образы притянулись к Кузнецку, стали нашим культурным, а ещё более того - духовным достоянием. Есть в этом, думается, некий Высший Промысел. Когда-нибудь мы, возможно, поймём, какой именно.

В материалах о кузнецких днях писателя Новокузнецк, с одной стороны, предстаёт перед нами как один из городов, причастных к судьбе гения, с другой стороны, он по-своему уникален. Различные топонимы (ойконимы (ас-тионимы), эргонимы, урбанонимы: хоронимы, агоронимы, годонимы, эккле-зионимы, ойкодомонимы) наряду с апеллятивами участвуют в создании пространственно-временного образа города. Например: Не случайно сегодня улица носит имя Достоевского (М. Шамова. 29.03.2008); Литературоведы считают, что наш город - единственный из всех сибирских городов, который был отмечен для писателя радостью (А. Ночка. 13.11.2010). Благодаря образу, созданному на страницах городской газеты, город предстаёт перед нами в единстве прошлого, настоящего и будущего, как пространство не только физическое, но и духовное.

Для воплощения образа Кузнецка - Новокузнецка в городской газете характерен приём параллельного изображения, прежде всего прошлого и настоящего города. Иногда изображение дополняется третьим планом - гипотетического будущего, в соответствии со значимостью для публицистики проспективности во временной организации текста. Особый случай - параллельное изображение истинного и мнимого, когда журналисты развенчивают существующие в сознании горожан мифы. Например, в параллельное изображение истинного и мнимого включены экклезионимы: В ней [в Одигит-риевской церкви], а вовсе не в Спасо-Преображенском соборе, писатель

обвенчался с Марией Исаевой, своей Музой и первой женой (А. Ночка. 13.11.2010). Параллели нередко имеют не только фактическое, но и эмоционально-экспрессивное, символическое значение. Естественно, что в установлении параллелей участвуют различные урбанонимы, например: Но сохранились другие осколки старины - дом на улице Большой, ныне Достоевского, где жили Исаевы и куда приезжал писатель и где сейчас располагается литературно-мемориальный музей (годонимы; Н. Каменева. 23.11.2006); Добавлю к этому мысль, неоднократно высказывавшуюся многими краеведами: бывшая Базарная, а ныне Советская площадь (оба названия, как видно, устарели) вполне может, а возможно, и должна стать площадью Достоевского (агоронимы; В. Валиулин. 11.11.2010); Это ведь историческое Подгорье, некогда весьма фешенебельный район моего старинного города, не в пример нынешней славе Форштадта (хоронимы; И. Басалаева. 01.12.2011).

Сопоставление прошлого и настоящего, настоящего и будущего, прошлого и будущего реализуется не только с помощью онимов. Например, используется высказывание с оппозицией сегодня - когда-то (тогда): Сегодня улица Достоевского, с располагающимися вдоль неё небольшими деревянными домиками, более напоминает деревенскую, а когда-то это была центральная улица Кузнецка. В Х1Х столетии здесь проживали самые знатные горожане, находился ряд административных учреждений. Тогда она именовалась Большой (М. Шамова. 29.03.2008). В отчёте В. Валиулина «Год Достоевского в Новокузнецке» (11.11.2010) мы встречаем параллельное изображение гипотетического будущего и прошлого, что создаёт проспективность изложения: президент «Серебряного ключа» Сергей Дмитриевич Тивяков предложил создать в Топольниках тропу Достоевского, где он гулял, когда приезжал в Кузнецк. Выделение такого пространственного образа, как тропа, свидетельствует о сакрализации образа Достоевского в памяти потомков.

Концептуально важно параллельное изображение, связанное с образом церкви. В него включаются такие разнородные по смысловой нагрузке образы, как церковь (прошлое) и тюрьма (настоящее): В Градо-Кузнецкой Оди-гитриевской церкви Достоевский венчался с Исаевой. Этого храма сейчас на карте города нет. Он был разрушен уже к началу 30-х годов прошлого века (Н. Каменева. 23.11.2006); Церковь же, где венчался Достоевский, не сохранилась. Она была сожжена и разрушена в декабре 1919 года. (Сегодня тюрьма, которая стоит на месте Одигитриевской церкви, часто является ориентиром для желающих посетить музей.) (М. Шамова. 23.09.2008); Он не был здесь в ссылке и в Кузнецкой тюрьме никогда не сидел. Скажу больше: той тюрьмы (на кольце у Советской площади), которой некоторые приписывают эту честь, в середине XIXвека и не было вовсе. Зато примерно на этом месте тогда стояла Одигитриевская церковь, первый каменный храм Кузнецка (А. Ночка. 13.11.2010). (На официальном сайте центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя приведена следующая информация: «В декабре 1919 г. Одигитриевский храм разграбили и сожгли красные партизаны, после чего пустующее здание в начале 1930-х гг. снесли, построив на его месте объездную дорогу, а на месте церковного сада - массивное кирпичное здание тюрьмы».) В некоторых материалах, посвящённых месту Одигитриев-ской церкви в культурном пространстве города, изображение дополняется

третьим планом - гипотетического будущего: Речь идёт о переносе кузнецкой тюрьмы (СИЗО-2) в иное место и восстановлении на этом месте церкви Божией Матери Одигитриевской, в которой венчались Ф.М. Достоевский и М.Д. Исаева (В. Валиулин. 18.12.2010).

Гармоничное параллельное изображение связано с образом музея, который находится на той улице, где некогда жила Исаева: Литературномемориальный музей Ф.М. Достоевского занимает два помещения. По одну сторону улочки дом, в котором жила Мария Исаева и двадцать два дня пробыл Фёдор Михайлович, где и расположена постоянная экспозиция, отразившая «кузнецкую коллизию» писателя. По другую сторону - бывший купеческий дом, в котором работники музея организуют литературнохудожественные выставки, в основном посвящённые поэтам Серебряного века, но и не только им (Т. Тюрина. 17.06.2003). Музей контрастно выделяется в окружающем его пространстве, которое оценивается экспрессивнонеодобрительно: Почему в таком диком состоянии находится пространство вокруг музея Достоевского? (И. Басалаева. 01.12.2011); Только видно, что музей и улица живут отдельной жизнью. Музей разительно выбивается из той унылой атмосферы, в которую оказался погружён. Скудное освещение, грязные подворотни, многомерные помойки, стаи бездомных собак... Созерцание улицы навевает самые грустные чувства и переживания. Да что созерцание... (М. Шамова. 29.03.2008).

В экспрессивно-неодобрительном описании не столько пространства вокруг музея, сколько небрежения к памяти использован символически нагруженный образ мусорной кучи: Эта мусорная куча близ музея ещё несколько раз «всплывала» в выступлениях краеведов, превратившись в конце заседания едва ли не в символ отношения города к своей культурной святыне. Кто-то сказал даже, что она и есть признак того, что образ Достоевского в городе присутствует, так как ситуация с музеем и мусорной кучей возле него - это и есть самая настоящая «достоевщина» (В. Валиулин. 11.11.2010). Символическое звучание обретает и образ пути к музею, который одновременно является образом метафизического пути к Достоевскому: Разбитый спуск к пешеходному переходу, длинная стена тюрьмы (что называется, без архитектурных излишеств), за ней специфический мирок слободки с полуаварий-ными домами, потом пустырь, по правую руку некая промзона, далее сочная помойка с привольно раскинувшимся в радиусе тридцати метров содержимым, - а вот после этого уже и музей, с неожиданным простором в маленьком ухоженном дворике. На обратном пути во всём этом маргинальном пейзаже поневоле обнаруживаешь присутствие метафизической достоевщин-ки. Всё как в романах Достоевского, по принципу катарсиса: через низ, грязь, вину, страдание - через перекрёсток и площадь - вверх, к храму, к свету. Однако же премьера В.В. Путина в его новокузнецкий визит в 2009 году сюда на всякий случай не повезли (И. Басалаева. 01.12.2011).

Проблемы, которые есть у музея, на самом деле являются проблемами всех горожан, не умеющих чтить память. Музей в городской газете осознаётся как особое пространство - пространство памяти, воплощённой в образносюжетной экспозиции и различных мероприятиях: Покидая пространство образно-сюжетной экспозиции, воодушевлённые и переполненные эмоциями,

иногда озадаченные, посетители гадали: с кем же всё-таки встретились они в эту загадочную ночь - с сотрудниками музея или профессиональными актерами? (Е. Трухан. 24.11.2011). Прикосновение к этому пространству возможно только при эмоциональном отклике посетителей музея. Причём, в соответствии с духом публицистики, в газете выражено неоднозначное отношение к экспозиции музея: Совершенно справедливо (забегая вперёд, скажу) заметила по этому поводу самый заслуженный краевед Новокузнецка историк Альбина Степановна Шадрина, что дело не в мусоре вокруг музея, а в его главной экспозиции. И рассказала о том, как однажды известный кинорежиссёр, побывавший в доме-музее М.Д. Исаевой, сказал ей шёпотом: «Мне было в нём страшно». Да и автору этих слов экскурсовод однажды говорила, что дети-экскурсанты нередко боятся входить в музей, в прихожей которого «сидит» чучело Марии Дмитриевны. Эта спорная экспозиция действует в доме-музее уже 14 лет и, вместо радости познания духа любви двух великих людей (Исаевой и Достоевского), вызывает совсем другие эмоции (В. Валиулин. 11.11.2011). Но даже это высказывание, выражающее дискуссионный подход, основано на уверенности в том, что музей является пространством духовной деятельности человека, чтящего память о прошлом и прикасающегося к нему. В пространстве музея прошлое оживает, и об этом свидетельствуют не только сообщения о многочисленных театрализованных представлениях, но и, например, такое метонимическое употребление антропонима: Белоснежную шапку надел и Фёдор Михайлович Достоевский во дворе литературно-мемориального музея его имени (А. Ночка. 13.11.2010).

Эмоционально-экспрессивная и концептуальная нагрузка контекстов, создающих образ города, подчёркивается использованием таких регулятивных средств, как тропы и стилистические фигуры, оценочная лексика, слова-интенсивы, частицы, пояснительные конструкции (ср. с описанием категории акцентности: [10]). Эти средства выполняют функции усиления, уточнения, оценки, обеспечивая тем самым обратную связь автора с адресатом. Например, метафора из материала Н. Каменевой (23.11.2006): Кузнецк стал определяющей путевой вехой в творчестве Достоевского (веха - перен. Важный момент, этап в развитии чего-нибудь [11. С. 72]); антитеза из материала В. Валиулина (09.09.2010): <...> не откуда-нибудь, а из Кузнецка вывез он свою страдающую музу <...>. Многочисленны контексты, в которых используются названные регулятивные средства и реализуются указанные функции: Здесь, в Кузнецке, писатель сделал ей предложение руки и сердца <...> (М. Шамова. «Будет ли на нашей улице праздник?». 29.03.2008); Напомним читателям, что около месяца назад краеведы обратились к главе города

В. Г. Смолего с предложением провести в Новокузнецке Год Достоевского в 2011 году, когда будет отмечаться 190-летие со дня рождения великого русского писателя. Новокузнецк имеет на это особое право, поскольку именно у нас в Кузнецке 6 февраля 1857 года Фёдор Михайлович венчался с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей местной жительницей по целому ряду драматических обстоятельств (В. Валиулин. «Краеведы начинают действовать». 18.12.2010); И только после Кузнецка, обвенчавшего его с музой, становится он великим писателем (В. Валиулин. «Достойные есть». 09.09.2010); Но память о том, что одно из самых счастливых событий в жизни великого

писателя случилось не где-нибудь, а здесь, в Кузнецке, осталась (А. Ночка. «Каждому своё». 04.02.2012).

Как видим, оценка связана с мелиоративной характеристикой важной роли кузнецких событий в судьбе Достоевского. Однако встречаются контексты, где образ Кузнецка сопряжён с пейоративной оценкой, что свидетельствует как о стремлении журналистов к многоаспектному и правдивому отражению действительности (Говорят, что в ранней повести «Дядюшкин сон» Достоевский описал свои кузнецкие впечатления - они, как бы это мягко сказать, не очень светлые. - Хроника В. Немирова «Сквозь призму юбилейных дат». 28.01.2012), так и об использовании приёма контраста, который позволяет усилить мелиоративную оценку (Здесь он обрёл свою самую большую любовь, Музу и вдохновительницу, отсюда, из сибирской затхлой глуши, тянутся нити понимания характеров его мятущихся, страдающих и бесноватых героев <... >. - Отчёт В. Валиулина «Год Достоевского в Новокузнецке». 11.11.2010).

Осмысляя роль Кузнецка в судьбе Достоевского, журналисты часто используют астионим Кузнецк и образованные от него имена прилагательные, размышляя же о роли Достоевского в судьбе города, они в основном сопола-гают в контекстах антропоним, именующий великого писателя, и апеллятив город. Хотя употребляется и топоним, как, например, в экспрессивном контексте из отзыва С. Зыряновой «Вечер посвятили роману классика» (18.11.2004): Как известно, Ф.М. Достоевский недолго пробыл в Кузнецке, всего 22 дня в три приезда. Но эти 22 дня навечно вписались в летопись Кузнецка. Какие смысловые нюансы способны передать контексты, в которых соположены антропоним Достоевский и апеллятив город? Причастность к судьбе великого человека - это дар и ответственность, подчёркнутые различными эмоционально-экспрессивными средствами. Например, в заметке Е. Фукс «Жена писателя» (30.04.2005), посвящённой выходу книги праправнука М.Д. Исаевой Анатолия Донова «Мария Констант, жена Ф.М. Достоевского», концептуально нагружена метафора город был включён в орбиту Достоевского. Орбита - «путь движения небесного тела» [11. С. 417]. Соответственно, образ Достоевского интерпретируется как точка отсчёта и ориентир, феномен значительного масштаба в летописи города.

Подчёркивая важную роль пребывания Достоевского в судьбе города, авторы материалов также используют различные регулятивные средства, при этом возрастает роль оценочных средств в сравнении с материалами, раскрывающими вопрос о роли кузнецкого периода в судьбе писателя. Отметим среди оценочных средств слова-интенсивы: Мы знаем, что одна из самых значительных ценностей нашего города - это причастность его к судьбе великого писателя Ф.М. Достоевского (статья М. Шамовой «Достойное место в культурном сообществе». 04.03.2010); А Достоевский должен стать главным именем в старой части города (отчёт В. Валиулина «Год Достоевского в Новокузнецке». 11.11.2010); Мы, имея мирового значения раритет <...> (Там же). Неоднократно употребляется возвышенный эпитет святой: Краеведческая общественность Новокузнецка решила положить конец такому отношению как к теме: «Достоевский и Исаева в Кузнецке», так и к самому месту их кузнецкой жизни, святым для всех почитателей русского

гения и его Музы (Там же); К нему вернула краеведов историк Ирина Петровна Басалаева (Рещикова), которая сказала: «Нужно сделать так, чтобы святой образ Достоевского стал частью образа города» (Там же).

Полюс неодобрительной оценки связан с культурным беспамятством. Этот полюс ярко представлен, например, в контексте, где экспрессия создаётся с помощью фигур асидетона и градации, а эмоциональное повторение частицы не позволяет за отрицанием увидеть план должного: Не помнить об этом, не гордиться этим, не привлекать образы Достоевского и Исаевой в культурное пространство нашего города - странно, недостойно и, возможно, даже преступно перед теми, кто придёт на смену нам, нынешним горожанам. К сожалению, чаще не помним, не гордимся, не привлекаем (Там же).

Как уже было отмечено, для публицистики важна проспективность, поэтому авторы материалов обозначают план гипотетического будущего, связанный с представлением о том, как должен развиваться город, причастный к судьбе Достоевского: Тем более что поводы для перемены отношения сейчас самые подходящие: в будущем году грядет 190-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, а через одиннадцать лет, соответственно, 200-летие. И если взяться всем вместе - учёным, общественности, чиновникам и меценатам, можно за оставшийся год произвести такие перемены в пространстве Кузнецка, что и сами потом ахнем (Там же); Кузнецкая история Достоевского оказалась вне времени и, несомненно, является маяком, который (в особенности сейчас!) способен указать путь к тому многому в нашем культурном самосознании, которое ещё не достигнуто (М. Шамова. «Достойное место в культурном сообществе». 04.03.2010). Характерное употребление развёрнутой метафоры «маяк, который способен указать путь» в приведённом примере позволяет говорить о пребывании Достоевского в Кузнецке как о прикосновении города и горожан к высокому, о возможности обогащения духовного пространства, которая, согласно позиции авторов городской газеты, основана на памяти. Стремиться к достойному будущему города для журналистов «Кузнецкого рабочего» - значит изучать историю родного города, чтить память об особенно значимых её страницах, к которым относится и история любви великого писателя и М. Д. Исаевой.

Рассмотрев семантико-стилистические особенности воплощения образа города в материалах городской газеты, раскрывающих тему «Достоевский в Кузнецке», подчеркнём, что прошлое оживает под пером журналистов «Кузнецкого рабочего», связывается с настоящим и будущим. Стереоскопическое воплощение образа города создаётся с помощью приёма параллельного изображения разных временных и модальных планов. В стилистике текстов о Достоевском в Кузнецке отметим роль такого регулятивного средства, как имя собственное, которое помогает читателю ориентироваться в информационном пространстве газеты и не только соотносится с фактической составляющей материалов, но и структурирует смысловое развёртывание текста. Ярким проявлением включённости антропонимов, топонимов и других имён собственных в смысловое пространство текста становятся смысловые лексические парадигмы, компонентом которых является оним. На значимость образа города, воплощённого с помощью апеллятивов и онимов, указывают эмоционально-экспрессивно и концептуально нагруженные контексты, в ко-

торых осмысливаются роль «кузнецкой коллизии» в судьбе Достоевского и роль великого писателя в судьбе города.

Литература

1. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронносопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с.

2. Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 312-315.

3. ЛихачёвД.С. Раздумья. М.: Дет. лит., 1991. 318 с.

4. Басалаева И.П. «Концепт “Кузнецк Достоевского”» // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2011. С. 99-104.

5. Кушникова М.М., Тогулев В.В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Достоевского в документах сибирских архивов. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1996. 472 с.

6. Шадрина А.С. Двадцать два дня из жизни Ф.М. Достоевского (г. Кузнецк, 18561857 гг.). Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. 155 с.

7. Актуальный срез региональной картины мира: культурные концепты и неомифологемы / О.В. Орлова, О.В. Фельде и др. / под науч. ред. О.В. Орловой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. унта, 2011. 224 с.

8. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. 384 с.

9. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. А.В. Суперанская. М.: Наука, 1988. 192 с.

10. Иванова Т.Б. Категория акцентности (функциональная семантико-стилистическая) // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 120-126.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 10-е изд., стер. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Сов. энцикл., 1973. 846 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.