Научная статья на тему 'Загадка личности беллетриста "Гражданина" Ивана Богданова'

Загадка личности беллетриста "Гражданина" Ивана Богданова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / И. БОГДАНОВ / В. И. БОГДАНОВ / Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / В. С. КАРЦОВ / «ГРАЖДАНИН» / «ИСКРА» / «БОБОК» / «ПОЛПИСЬМА “ОДНОГО ЛИЦА”» / PERSONAL IDENTIFICATION / I. BOGDANOV / V. I. BOGDANOV / F. M. DOSTOEVSKY / V. S. KARTSOV / THE CITIZEN / THE SPARK / “BOBOK” / “A HALF-LETTER FROM ‘A CERTAIN PERSON’”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Отливанчик Александр Владимирович

Целью исследования является установление личности Ивана Богданова беллетриста и художественного обозревателя еженедельного журнала «Гражданин» в 1872-1876 годах. Актуальность исследования определяется необходимостью уточнения персонального состава сотрудников «Гражданина» в период редакторства в этом издании Ф. М. Достоевского (1873-1874), а также необходимостью реконструкции с опорой на архивные и иные источники биографий малоизвестных авторов «Гражданина». Личность Ивана Богданова устанавливается на основании эпистолярных источников, отметок записной тетради Ф. М. Достоевского 1872-1875 годов, мемуаров владельца «Гражданина» князя В. П. Мещерского и данных ряда справочных изданий конца XIX начала XX века. Проведенное исследование позволяет твердо отождествить названного сотрудника «Гражданина» с Иваном Ивановичем Богдановым (нач. 1840-х нач. 1880-х годов), младшим братом известного поэта-сатирика В. И. Богданова, постоянного сотрудника «Искры». На основании выявленных биографических сведений об Иване Богданове впервые ставится вопрос о нем как одном из прототипов «Молчаливого наблюдателя» («Одного лица») собирательного персонажа, героя рассказа Ф. М. Достоевского «Бобок» и его фельетона «Полписьма “одного лица”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN BOGDANOV, A MYSTERIOUS BELLETRIST OF THE CITIZEN WEEKLY

The aim of the article is to establish the identity of Ivan Bogdanov, a belletrist and art columnist who worked for The Citizen weekly magazine between 1872 and 1876, using epistolary sources, notes from Fyodor Dostoevsky’s notebook of 1872-1875, memoirs of Prince Vladimir Meshchersky, who published The Citizen, and data from a number of reference publications from the late XIX and the early XX centuries. This research is a contribution to making a comprehensive list of The Citizen staff members during Dostoevsky’s editorship, as well as to reconstructing the biographies of unrenowned contributors to the magazine with the help of archival and other sources. The study enabled us to firmly establish that The Citizen's columnist Ivan Ivanovich Bogdanov (born in the early 1840s, died in the early 1880s) was a younger brother of a famous satirist and a poet Vasiliy Ivanovich Bogdanov, who was permanently employed by The Spark magazine. The revealed biographical information gives us reasons to suggest, for the first time, that Ivan Bogdanov was one of the prototypes of a “silent observer” (a “certain person”), a collective character of Dostoevsky’s short story “Bobok” and his satirical sketch “A Half-Letter from ‘a Certain Person’”.

Текст научной работы на тему «Загадка личности беллетриста "Гражданина" Ивана Богданова»

Т. 42. № 1. С. 25-31 Литературоведение 2020

Б01: 10.15393/исЬ7.аП.2020.428 УДК 070(091)

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ОТЛИВАНЧИК

специалист ШеЪ-лаборатории Института филологии Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) AlexOt@yandex.ru

ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ БЕЛЛЕТРИСТА «ГРАЖДАНИНА» ИВАНА БОГДАНОВА*

Целью исследования является установление личности Ивана Богданова - беллетриста и художественного обозревателя еженедельного журнала «Гражданин» в 1872-1876 годах. Актуальность исследования определяется необходимостью уточнения персонального состава сотрудников «Гражданина» в период редакторства в этом издании Ф. М. Достоевского (1873-1874), а также необходимостью реконструкции с опорой на архивные и иные источники биографий малоизвестных авторов «Гражданина». Личность Ивана Богданова устанавливается на основании эпистолярных источников, отметок записной тетради Ф. М. Достоевского 1872-1875 годов, мемуаров владельца «Гражданина» князя В. П. Мещерского и данных ряда справочных изданий конца XIX - начала XX века. Проведенное исследование позволяет твердо отождествить названного сотрудника «Гражданина» с Иваном Ивановичем Богдановым (нач. 1840-х - нач. 1880-х годов), младшим братом известного поэта-сатирика В. И. Богданова, постоянного сотрудника «Искры». На основании выявленных биографических сведений об Иване Богданове впервые ставится вопрос о нем как одном из прототипов «Молчаливого наблюдателя» («Одного лица») - собирательного персонажа, героя рассказа Ф. М. Достоевского «Бобок» и его фельетона «Полписьма "одного лица"».

Ключевые слова: установление личности, И. Богданов, В. И. Богданов, Ф. М. Достоевский, В. С. Карцов, «Гражданин», «Искра», «Бобок», «Полписьма "одного лица"»

Для цитирования: Отливанчик А. В. Загадка личности беллетриста «Гражданина» Ивана Богданова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 1. С. 25-31. Б01: 10.15393/исЬ2.аг12020.428

ВВЕДЕНИЕ

В газете-журнале «Гражданин» за все время редакторства Ф. М. Достоевского авторская подпись И. Богдановъ встречается всего три раза: в № 7, 8 и 15 за 1874 год под главами повести «История моего детства (Воспоминания дворового)». Окончание повести появилось в № 16, выпущенном уже преемником Достоевского по редакторству «Гражданина» В. Ф. Пуцыковичем. В «Подробном обозначении содержания 52 №№ "Гражданина" за 1874 год» автор повести «История моего детства» фигурирует как Ив. Богда-новъ, что позволяет «расшифровать» его имя как Иван.

В архивах сохранились три письма Ивана Богданова к Достоевскому; все три связаны с сотрудничеством корреспондента великого романиста в «Гражданине». В отделе рукописей Российской государственной библиотеки (далее - РГБ) находится письмо И. Богданова редактору «Гражданина» от 4 февраля 1873 года, в рукописной отделе Института русской литературы (далее - ИРЛИ) РАН - его письма Достоевскому от 11 апреля 1874 года и 1 апреля 1875 года. Письмо Богданова от 4 февраля 1873 года свидетельствует о принадлежности этому автору очерка «В вокзале», помещенного в № 14 «Гражданина» за тот же год под псевдонимом И. Печеневъ1. Под тем же псевдонимом в «Гражданине» не-

сколько позже появились рассказ «Сапоги (Из недавнего прошлого)» (1873. № 42) и три юморески под общим заголовком «С натуры (Из записной книжки наблюдателя)» (1873. № 48). Принадлежность этих произведений перу Ивана Богданова бесспорна.

Богданов трижды упоминается в записной тетради, которую Достоевский вел в период редактирования «Гражданина». Среди недатированных отметок тетради, по содержанию относящихся к первым неделям редакторства писателя, есть запись «Иметь в виду Богданова»2. Под датой «1-е март<а>» 1873 года Достоевский отметил в своей тетради: «Получены две статьи: Богданова о выставке и одной дамы по женскому вопросу», а в позднейших мартовских записях упомянул: «Богданову отдана», имея в виду

какую-то его рукопись3.

***

Беллетрист Иван Богданов принадлежит к довольно значительной плеяде малоизвестных сотрудников «Гражданина». В справочных изданиях по жизни и творчеству Достоевского, включая и «Указатель имен» (с приведением кратких сведений об упомянутых персоналиях) в Полном собрании сочинений писателя в 30 томах, об Иване Богданове помещена лишь предельно сжатая информация с очевидными лакунами:

© Отливанчик А. В., 2020

нигде не указаны даже годы его жизни, точные или хотя бы приблизительные4. Единственная подробная словарная статья об И. Богданове, беллетристе «Гражданина», принадлежит В. А. Викторовичу - она входит в состав опубликованного в 2011 году фрагмента «Словаря авторов "Гражданина"». Но и эта статья основана лишь на источниках, имеющих непосредственное отношение к «Гражданину» (публикации И. Богданова в журнале, его письма к Достоевскому, отметки записной тетради Достоевского 1872-1875 годов, мемуары издателя «Гражданина» В. П. Мещерского) (см.: [2: 52-54]). Чем занимался И. Богданов в течение своей жизни, кроме эпизодического сотрудничества в «Гражданине», остается, по-видимому, загадкой для исследователей.

В «Моих воспоминаниях» В. П. Мещерского, действительно, есть небольшой пассаж об И. Богданове. Но он не проливает свет на личность беллетриста «Гражданина» и содержит фактические неточности: «...въ маленькомъ разсказЪ "Сапоги" оказался громадный комическш талантъ. Мы добыли автора, скромненькаго чинушку, жившаго на ОхтЬ, и начали съ нимъ возиться. Но, по странной игрЪ случая, такъ дальше этого раз-сказа его творчество не пошло, и то, что онъ сталъ писать послЪ, къ его и къ нашему горю не стоило ни гроша»5. Согласно адресу, указанному самим И. Богдановым в письме Достоевскому от 4 февраля 1873 года, он жил не на Охте, а на Васильевском острове («8я литя, домъ № 7й кв. № 27й»6). Васильевский остров - это часть Петербурга, противоположная Охте. Согласно же «Всеобщей адресной книге С.-Петербурга» 1867-1868 годов литератор Иван Богданов жил на Васильевском острове и в эти годы, то есть лет за пять до начала сотрудничества с «Гражданином» (правда, по другому адресу: 11-я линия Васильевского острова, д. 30, кв. 14)7. Не вдаваясь в оценку художественных достоинств произведений И. Богданова, помещенных в «Гражданине» после выхода там рассказа «Сапоги» (15 октября 1873 года), отметим, что Богданов печатался в этом издании как прозаик и журналист и в 1874, и в 1875 году (в комплектах «Гражданина» за эти годы есть тексты за его полной подписью), и даже в 1876 году (судим по характерному криптониму, поставленному под публикацией типичной для И. Богданова тематики8). Печатал ли В. П. Мещерский в своем журнале то, что, по его же словам, «не стоило ни гроша», или же мемуариста здесь подвела память, -собственно, не так важно. Установить личность И. Богданова воспоминания Мещерского (единственный, по нашим сведениям, мемуарный источник с упоминанием этого беллетриста) не помогают.

Еще одна загадка, связанная с И. Богдановым, автором «Гражданина», - это его отчество. В первоисточниках оно нигде не указано. Ни са-

мим И. Богдановым (в его письмах редактору), ни Ф. М. Достоевским, ни В. П. Мещерским (последний к моменту написания мемуаров позабыл даже фамилию и имя своего бывшего сотрудника). Неизвестен (из достоверных источников) даже инициал отчества И. Богданова. На архивной обложке письма И. Богданова Достоевскому от 4 февраля 1873 года отчество отправителя письма обозначено сотрудником Отдела рукописей РГБ предположительно: «Иван [Иванович?]»9 В большинстве справочных достоевсковедческих изданий отчество Иванович (либо инициал отчества И.) приписывается И. Богданову уже без оговорок, хотя, к сожалению, и без каких-либо обоснований (см.: [1: 108], [2: 52-53], [6: 476], [7: 19], [11: 339]10). Исключение из правила составляют публикация Т. В. Гармашевой и Б. Н. Капелюш «Рукописи и переписка Ф. М. Достоевского», где Иван Богданов указан без отчества (и без его инициала) (см.: [4: 73]), и работа Л. П. Гроссмана «Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах», содержащая неверные инициалы: «Д. И. Богданов» [5: 208]. Заметим, что мы никогда не указывали ни отчества И. Богданова, ни его инициала, сознательно избегая этого (см., напр.: [12: 123]).

Рассмотрим, однако, предположение архивистов РГБ (поддержанное в дальнейшем до-стоевистами) об отчестве, которое мог носить Иван Богданов, корреспондент Достоевского. Литератор Иван Иванович Богданов с подходящими годами жизни (известными, впрочем, лишь приблизительно) в самом деле существовал. Проживал он во взрослый период своей жизни в С.-Петербурге. Это малоизвестная личность, упомянутая лишь в очень немногих справочниках. Гораздо более известен брат литератора И. И. Богданова: это Василий Богданов, видный поэт-«искровец», автор слов небезызвестной «Дубинушки», переводчик на русский язык «Марсельезы», медик, атеист (и пропагандист атеизма) - в общем, человек бесконечно далекий от «Гражданина». Младший брат В. И. Богданова Иван, по нашим сведениям, упомянут лишь в следующих справочных изданиях: «Крити-ко-биографическом словаре русских писателей и ученых» под редакцией С. А. Венгерова (в нем весьма небезынтересная заметка об И. И. Богданове В. С. Карцова11), справочнике «Источники Словаря русских писателей», составленном С. А. Венгеровым же (И. И. Богданов там просто назван12), «Большой энциклопедии» под редакцией С. Н. Южакова (заметка об И. И. Богданове представляет собой сокращенную компиляцию из «Критико-биографического словаря» С. А. Венгерова13) и «Словаре псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И. Ф. Масанова.

Компилятивная заметка об И. И. Богданове в энциклопедии С. Н. Южакова как источник

информации не имеет самостоятельного значения, поэтому рассмотрим остальные справочные материалы. Наибольшей ценностью (и вообще, и для решения специальной задачи нашего исследования) обладает заметка В. С. Карцова в словаре С. А. Венгерова, поэтому позволим себе привести ее текст полностью:

«Богдановъ, Иванъ Ивановичъ, юмористъ, братъ В. И. Богданова. Род<ился> въ начале 1840-хъ гг., образоваше получилъ въ Импер<аторской> академш художествъ, но курса не окончилъ. Съ конца шестиде-сятыхъ гг. принялъ деятельное учаспе въ "Искре", где помЪщалъ юмористичесюе очерки, и "Петербургск<омъ> Листке", где, кроме того, велъ одно время художественный отдЪлъ. Часть написаннаго Б<огдановымъ> собрана имъ въ книге "Очерки, разсказы и сценки<">14 (Спб. 1874).

Постоянно больной, хромой отъ природы и "съ пристраспемъ" къ спиртнымъ напиткамъ, Б<огдановъ> терп^лъ вечно нужду. Его знакомые разсказывали намъ, что у него были и более крупныя вещи, которыя онъ долженъ былъ сбывать апраксинскимъ книгопродав-цамъ, получая, напримЪръ, за повесть въ пять печатныхъ листовъ - десять руб. Каковы эти романы и повести, были ли они изданы, и подъ какими псевдонимами -намъ не удалось узнать.

Последовательно пройдя все скорбныя ступени столичной нищеты, Б<огдановъ> опустился, наконецъ, до ночлежныхъ пр1ютовъ. Литературная работа и знакомства, при этомъ, конечно, были заброшены. Этимъ и объясняется то, что когда Б<огдановъ>, въ начале вось-мидесятыхъ гг., умеръ въ больнице для чернорабочихъ, то не только нигде не появилось некрологовъ, но и о самой смерти знакомые узнали значительно позже.

Разсказы и очерки Б<огданова> не отличаются особенной талантливостью, но читаются легко, написаны литературно, местами типичны и свидетельствуютъ о несомненной наблюдательности»15.

Фактический материал заметки В. С. Карцова нас (во всяком случае поначалу) заставил скорее насторожиться, чем признать возможным четко идентифицировать И. Богданова из «Гражданина» как Ивана Ивановича Богданова, младшего брата Василия. В заметке, как видим, не только не упоминается сотрудничество Богданова-младшего в «Гражданине» (издании небезызвестном!), но отмечено его деятельное участие в «Искре» и «Петербургском листке» - изданиях-антагонистах «Гражданина». И если радикальные идейные расхождения между родными братьями, конечно, случаются, и не так уж редко, то совмещение беллетристом и журналистом «Гражданина» с «Искрой» как площадок для печатных выступлений выглядит уже несколько странно. Не совсем естественным показалось такое совмещение в свое время и С. А. Венгерову: в его труде «Источники Словаря русских писателей» И. Богданов из «Гражданина» упомянут (это, отметим, единственный случай его упоминания в справочном издании, не считая позднейших достоев-сковедческих работ) отдельно от Ивана Ивановича Богданова из «Искры» и «Петербургского листка», то есть как другое лицо16.

«Источники Словаря...» С. А. Венгерова не содержат подробных сведений о литераторах, названных в них, - следовательно, в нашем исследовании, к сожалению, не могут пригодиться. В словаре И. Ф. Масанова псевдоним И. Богданова из «Гражданина» И. Печеневъ (Ив. Печеневъ) не зафиксирован. Иван Иванович Богданов, брат Василия Ивановича, в «Словаре псевдонимов» упоминается, но ему там атрибутируются другие псевдонимы: Ив. Богд-в и Б-в (см.: [10: 72]). Названы в «Словаре псевдонимов» и издания, где печатался И. И. Богданов, но среди этих изданий нет «Гражданина» - есть лишь уже известная нам «Искра» и, кроме нее, сатирико-юмористиче-ский журнал «Будильник» (см.: [8: 135], [9: 381]).

Наши затруднения и недоумения, казалось бы, мог разрешить один архивный источник. В биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» (М., 1989. Т. 1.) в статье И. Г. Ям-польского о В. И. Богданове (статьи о его младшем брате в словаре нет) среди архивных источников по биографии знаменитого «искровца» значится рукописная статья А. И. Никольского «о жизненном и творч<еском> пути братьев В. И. и И. И. Богдановых», рукопись которой хранится в ИРЛИ (Р. I. Оп. 2. Д. 88) [14: 299]17. Заказав в свое время эту единицу архивного хранения и ознакомившись с ней, мы, однако, лишь убедились в том, что в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» при указании архивных источников по В. И. Богданову допущена неточность. Названный архивный документ в действительности представляет собой переплетенный фрагмент сборника «Забытый смех» (М., 1914; составитель А. В. Амфитеатров); этот фрагмент включает в себя с. 357-375 сборника, на которых помещены перепечатки ряда стихов В. И. Богданова с предисловием А. В. Амфитеатрова. Фрагменту сборника «Забытый смех» в переплете предшествуют пять листов, на которых рукой А. И. Никольского (имеется его подпись) переписаны с минимальными изменениями уже известные нам компилятивные заметки о В. И. и И. И. Богдановых из «Большой энциклопедии» С. Н. Южакова18.

Может показаться, что наше исследование зашло в тупик. Особенно ввиду того очевидного факта, что Богданов - весьма широко распространенная русская фамилия; еще более распространено имя Иван... Следовательно, нет оснований исключать версию, согласно которой в «Гражданине» Ф. М. Достоевского сотрудничал тезка и однофамилец беллетриста-«искровца» (родного брата гораздо более знаменитого «искровца»).

Тем не менее выйти из наметившегося «тупика» помогают некоторые указания приведенной выше биографической заметки В. С. Карцо-ва об И. И. Богданове. По сведениям биографа, Иван Богданов-«искровец» был воспитанником петербургской Академии художеств. В № 22

«Гражданина» за 1875 год за полной подписью И. Богданова был помещен журналистский обзор «Годичная выставка художественных произведений в Императорской академии художеств» (написанный, отметим, с хорошим знанием дела). Перу И. Богданова принадлежат и другие публикации еженедельника «Гражданин» по вопросам искусства, и автор этих текстов предстает довольно тонким ценителем и достаточно профессиональным критиком произведений живописи и скульптуры. Таковы его заметка «Несколько слов о конкурсных проектах памятника Пушкину» (1874. № 16; подпись - инициалы И. Б.), его обзор «Последние художественные новости» (1874. № 19; подпись - И. Б.), сходные по названию обзоры «Художественные новости» (1875. № 15-16; подпись - Ив. Богдановъ) и «Художе-ственные новости нынешнего года» (1876. № 11; подпись - Ив. Б-въ). Припомним в этом контексте и некую статью «Богданова о выставке», принятую в 1873 году к рассмотрению Ф. М. Достоевским и, судя по всему, отклоненную. Статьи И. Богданова в «Гражданине» по вопросам искусства уже достаточно веско указывают на личность их автора, хотя формально это веское указание не решает вопрос окончательно.

Но еще более интересно другое указание В. С. Карцова. Сборник «Очерки, рассказы и сцены» 1874 года издания, принадлежащий Ивану Богданову - брату Василия, сохранился в библиотеках. Он, отметим, был переиздан с небольшими дополнениями в 1875 году. Оба издания имеют на титуле авторскую фамилию с двумя инициалами: «И. И. Богдановъ». Ознакомление с содержанием обоих выпусков книги разрешает наконец загадку личности беллетриста «Гражданина». Сборники И. И. Богданова 1874 и 1875 годов содержат юмористический рассказ «Сапоги (Из недавнего прошлого)», повесть «История моего детства (Воспоминание дворового)», очерк «В вокзале», рассказы «Мировой суд (Провинциальный жанр)» и «Место на железной дороге (Картинка современных нравов)» (два последних произведения впервые появились в «Гражданине» редакции В. Ф. Пуцыковича, в № 24 и 45 1874 года), а также рассказ «Большой генерал», представлявшийся И. Богдановым в «Гражданин» (судя по его письму Достоевскому от 11 апреля 1874 года19), но отклоненный редакцией.

Закономерный вопрос о более чем странной «всеядности» и неразборчивости И. И. Богданова, легко сочетавшего сотрудничество в «Искре» и в «Гражданине», разрешается, в сущности, достаточно просто, если вспомнить указание В. С. Карцова на постоянную нужду и нищету этого «литературного поденщика», обусловленную не в последнюю очередь его сильным «пристрастием к спиртным напиткам». И. И. Богданов просто печатался там, где платили.

Личность беллетриста и художественного обозревателя «Гражданина» И. И. Богданова резко своеобразна и трагична. Мягкий добродушный юмор, незаурядная житейская наблюдательность, тонкое чувство прекрасного и, наконец, собственное художественное мастерство (И. И. Богданов выступал как художник в той же «Искре»; в 1872 году в Петербурге вышел литографированный альбом его карикатур «Полусвет и тени») - и наряду с этим причастность петербургскому социальному дну, ночлежки и беспробудное пьянство. Эта трагическая двойственность облика И. И. Богданова сама собой вызывает в памяти нечто хорошо нам знакомое по начальным главам «Дневника писателя» Достоевского 1873 года. Припомним:

«Мелькает тоже рядом <...> с цинизмом красного носа, огорченного запаха <. > и разорванных сапогов, мелькает какая-то скрытая жажда нежности, чего-то идеального, вера в какую-то красоту, зензухт20 по чему-то утраченному, что выходит в нем смешно»21.

Это вымышленный Достоевским автор «Полписьма "одного лица"», и он же - герой-рассказчик чуть более раннего рассказа «Бобок». Оба произведения были написаны Достоевским как раз в начальный период знакомства романиста с И. И. Богдановым (судим по недвусмысленным хронологическим указаниям в записной тетради Достоевского 1872-1875 годов и в письме И. И. Богданова Достоевскому от 4 февраля 1873 года22). В плане авторских указаний на пагубную страсть «Одного лица» к пьянству наиболее характерен, по нашему мнению, текст чернового автографа «Полписьма "одного лица"», кое в чем более полный, чем опубликованный текст этого фельетона Достоевского. В черновом автографе читаем:

«Человек огорченный и ежедневно себя "огорчающий". < .. > человека, от которого отбивает "огорченным" запахом, я как-то не могу считать сотрудником " Гражданина". Предрассудок, каюсь, и даже, может быть, ставлю себя сам как редактора в положение

23

затруднительное»23.

По первоначальному сюжету фельетона, как видим, автор «Полписьма.» приходил к Достоевскому в редакцию нетрезвым или с сильного похмелья. Возможно, это только художественный вымысел романиста. Но вряд ли стоит исключать обратное - то, что такая художественная деталь могла иметь реальную фактическую основу. Среди авторов «Гражданина» Достоевского, по нашим сведениям, лишь двое страдали тяжелой, безнадежно запущенной формой алкоголизма: это беллетристы А. А. Шклярев-ский24 и И. И. Богданов. Однако с А. А. Шклярев-ским Достоевский, по свидетельству корректора «Гражданина» В. В. Тимофеевой, познакомился лишь летом 1873 года25 («Бобок» и «Полписьма "одного лица"» были написаны значительно раньше).

Как уже отмечалось В. А. Тунимановым и Г. Я. Галаган, «Одно лицо» - собирательный художественный образ (см.: [3: 416], [13: 407]). Известны основные прототипы «Одного лица». «Создавая "литературную" биографию героя, Достоевский опирался на "физиологические" очерки И. И. Панаева, главным образом на "Литературную тлю" (1843) и "Петербургского фельетониста" (1841)» [13: 407]; кроме литературных прообразов, был у «Одного лица» и реальный прототип - публицист В. П. Буренин (см.: [3: 416]). По нашему мнению, этот перечень прототипов героя неполон, и он может быть дополнен именем Ивана Богданова. Конечно, не все черты «спившегося литератора-неудачника» в двух главах «Дневника писателя» 1873 года восходят к И. И. Богданову; иные имеют свой источник в совсем других прототипах. Тако -вы, напр., стремление «Одного лица» «поучать и давать наставления» журналистам и редакторам, его мания «забрасывать» редакции своими письмами, а также его отказ от «малейшего гонорария» (И. И. Богданов писал, конечно, за деньги). Другие черты героя И. И. Богданову подходят. Мы имеем в виду не только и не столько общие указания на творческие неудачи «Одного лица» (или, возможно, на его непрактичность - неумение «пристроить» свои произведения): «Написал повесть - не напечатали. Написал фельетон - отказали. Этих фельетонов я много по разным редакциям носил, везде отказыва-ли»26. В рассказе «Бобок» есть и гораздо более конкретные указания: «Перевожу больше книгопродавцам с французского. Пишу и объявления купцам <...>. "Искусство нравиться дамам" по заказу книгопродавца составил. Вот этаких

книжек я штук шесть в моей жизни пустил (жирный шрифт наш. - А. О.)»27. Вспомним работу И. И. Богданова на «апраксинских книгопродав-цов» и его псевдонимные книжки, написанные для книготорговцев за символическую плату.

Обратим внимание и на имя героя «Бобка» и «Полписьма.». Мы привыкли знать этого литературного персонажа только под его псевдонимами: «Одно лицо» и «Молчаливый наблюдатель». А ведь у героя есть и имя, и даже отчество. Имя нарочито условное в своей «типичности»: Иван Иваныч. «Семен Ардальоно-вич третьего дня мне как раз: - Да будешь ли ты, Иван Иваныч, когда-нибудь трезв, скажи на ми-лость?»28. Случайно или нет, «Одно лицо» - полный тезка беллетриста-неудачника Ивана Богданова, эпизодического сотрудника «Гражданина», «огорченного и ежедневно себя "огорчающего"».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование позволило установить личность одного из небесталанных, но малоизвестных сотрудников газеты-журнала «Гражданин» 1870-х годов - беллетриста и художественного обозревателя Ивана Богданова. Изучение обстоятельств жизни И. И. Богданова, его журналистской деятельности, а также истории его взаимоотношений с редактором «Гражданина» Ф. М. Достоевским позволило дополнить творческую историю двух глав «Дневника писателя» Достоевского 1873 года: «Бобок» и «Полписьма "одного лица"».

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает признательность Т. В. Паню-ковой за помощь в поисковой работе.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Редакционный архив газеты-журнала "Гражданин" (1872-1879 гг.)» № 17-04-00619-ОГН.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: РГБ. Ф. 93.11.1.105. Л. 1.

2 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. С. 259.

3 Там же. С. 260.

4 См.: Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 29. Кн. 2. Л.: Наука, 1986. С. 330. См. также: [1: 108].

5 Мещерскш В. П. Мои воспоминатя. Ч. II. СПб., 1898. С. 177.

6 РГБ. Ф. 93.11.1.105. Л. 1.

7 См.: Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, съ Васильевскимъ островомъ, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою: въ 5 отд. СПб., 1867-1868. Отд. III. С. 51.

8 См.: Ив. Б-въ [Богдановъ И.] Художественный новости нынЬшняго года // Гражданинъ. 1876. № 11. С. 298-301.

9 РГБ. Ф. 93.II.1.105.

10 См. также: Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 29. Кн. 1. Л.: Наука, 1986. С. 558; Т. 29. Кн. 2. С. 330; Т. 30. Кн. 2. Л.: Наука, 1990. С. 162, 402.

11 См.: Карцовъ В. Богдановъ, Иванъ Ивановичъ // Критико-бюграфическш словарь русскихъ писателей и ученыхъ (Отъ начала русской образованности до нашихъ дней) / Подъ ред. С. А. Венгерова. Т. IV. СПб., 1895. С. 119.

12 См.: Источники Словаря русскихъ писателей / Собралъ С. А. Венгеровъ. Т. I. СПб., 1900. С. 285.

13 См.: Богдановъ, Иванъ Ивановичъ // Большая Энциклопед1я: Словарь общедоступныхъ свЬденш по всЬмъ отраслямъ знашя / Подъ ред. С. Н. Южакова: Въ 22 т. Т. 3. СПб., 1902. С. 369-370.

14 Так в подлиннике. Точное название сборника: «Очерки, разсказы и сцены».

15 Карцовъ В. Указ. соч. С. 119.

16 См.: Источники Словаря русскихъ писателей. Т. I. С. 285.

17 Архивная справка сделана В. Н. Гудкиным-Васильевым.

18 См.: ИРЛИ. Р. I.2.88. Л. 1-5.

19 См.: ИРЛИ. № 29648. Л. 1 об.

20 Sehnsucht - тоска (нем.).

21 Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 21. С. 308.

22 Отметка «Иметь в виду Богданова» в записной тетради 1872-1875 годов, как уже упоминалось, сделана в первые недели редакторства писателя в «Гражданине», т. е., вероятно, в январе 1873 года. Из письма И. И. Богданова Достоевскому от 4 февраля 1873 года видно, что к моменту его написания Достоевский успел просмотреть этюд Богданова «Плотники» и вернуть его автору, после чего беллетрист подготовил для «Гражданина» очерк «В вокзале». Рассказ Достоевского «Бобок» был опубликован в «Гражданине» 5 февраля 1873 года, фельетон «Полписьма "одного лица"» - 5 марта.

23 Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 21. С. 307.

24 См.: Соколов А. А. Из моих воспоминаний (Фрагмент) // Шкляревский А. Что побудило к убийству? (Рассказы следователя). М., 1993. С. 291-292.

25 См.: Тимофеева В. В. Год работы с знаменитым писателем // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 176-177.

26 Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 21. С. 42.

27 Там же.

28 Там же. С. 41.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов С . В . Ф. М. Достоевский и его окружение: Энциклопедический словарь: В 2 т. Т. I. СПб.: Алетейя, 2001. 573 с.

2. Викторович В . А . Окружение Достоевского (из словаря авторов «Гражданина») // Достоевский и современность: Материалы XXV Международных Старорусских чтений 2010 года. Великий Новгород, 2011. С. 49-59.

3. Галаган Г. Я. «Полписьма "одного лица"» <комментарий> // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. С. 414-421.

4. Гармашева Т. В ., Капелюш Б . Н . Рукописи и переписка Ф. М. Достоевского // Бюллетени рукописного отдела Пушкинского Дома. Вып. VII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 5-130.

5. Гроссман Л . П . Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах. М.; Л.: Academia, 1935. 382 с.

6. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: В 3 т. Т. II. СПб.: Академический проект, 1994. 587 с.

7. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: В 3 т. Т. III. СПб.: Академический проект, 1995. 614 с.

8. Масанов И . Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. I. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956. 442 с.

9. Масанов И . Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. III. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1958. 415 с.

10. Масанов И . Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. IV. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960. 558 с.

11. Описание рукописей Ф. М. Достоевского / Под ред. д-ра филол. наук В. С. Нечаевой. М., 1957. 588 с.

12. Отливанчик А . В . Ф. М. Достоевский и редакция журнала «Гражданин» после апреля 1874 г.: по документальным источникам // Достоевский и современность: Материалы XXXII Международных Старорусских чтений 2017 года. Великий Новгород, 2018. С. 120-128.

13. Туниманов В . А . «Бобок» <комментарий> // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. С. 402-411.

14. Ямпольский И . Г. Богданов Василий Иванович // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 298-299.

Поступила в редакцию 02.12.2019

Alexander V. Otlivanchik, Web-Laboratory Specialist, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

AlexOt@yandex. ru

IVAN BOGDANOV, A MYSTERIOUS BELLETRIST OF THE CITIZEN WEEKLY

The aim of the article is to establish the identity of Ivan Bogdanov, a belletrist and art columnist who worked for The Citizen weekly magazine between 1872 and 1876, using epistolary sources, notes from Fyodor Dostoevsky's notebook of 1872-1875, memoirs of Prince Vladimir Meshchersky, who published The Citizen, and data from a number of reference publications from the late XIX and the early XX centuries. This research is a contribution to making a comprehensive list of The Citizen staff members during Dostoevsky's editorship, as well as to reconstructing the biographies of unrenowned contributors to the magazine with the help of archival and other sources. The study enabled us to firmly establish that The Citizen's columnist Ivan Ivanovich Bogdanov (born in the early 1840s, died in the early 1880s) was a younger brother of a famous satirist and a poet Vasiliy Ivanovich Bogdanov, who was permanently employed by The Spark magazine. The revealed biographical information gives us reasons to suggest, for the first time, that Ivan Bogdanov was one of the prototypes of a "silent observer" (a "certain person"), a collective character of Dostoevsky's short story "Bobok" and his satirical sketch "A Half-Letter from 'a Certain Person'".

Keywords: personal identification, I. Bogdanov, V. I. Bogdanov, F. M. Dostoevsky, V. S. Kartsov, The Citizen, The Spark, "Bobok", "A Half-Letter from 'a Certain Person'"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACKNOWLEDGMENTS The author expresses his gratitude to T. V. Panyukova for her assistance with information search.

* The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research as part of the research project No 17-04-00619-OGN "The editorial archive of the newspaper-magazine Grazhdanin (The Citizen) (1872-1879)". Cite this article as: Otlivanchik A. V. Ivan Bogdanov, a mysterious belletrist of The Citizen weekly. Proceedings o/Petrozavodsk State University. 2020. Vol. 42. No 1. P. 25-31. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.428

REFERENCES

1. Belov S. V. F. M. Dostoevsky and his surrounding: Encyclopedic dictionary: In 2 vols. Vol. 1. St. Petersburg, 2001. 573 p. (In Russ.)

2. Viktorovich V. A. Dostoevsky's surrounding (from the dictionary of The Citizen's authors). Dostoevsky and modernity: Proceedings o/the XXV International Staraya Russa Readings, 2010. Veliky Novgorod, 2011. P. 49-59. (In Russ.)

3. Galagan G. Ya. "A Half-Letter from 'a Certain Person" <comments>. Dostoevsky F. M. The complete works: In 30 vols. Vol. 21. Leningrad, 1980. P. 414-421. (In Russ.)

4. Garmasheva T. V., Kapelyush B. N. F. M. Dostoevsky's manuscripts and correspondence. Bulletins o/ the Manuscript Department o/the RAS Pushkin House. Issue 7. Moscow, Leningrad, 1957. P. 5-130. (In Russ.)

5. Grossman L. P. Life and works of F. M. Dostoevsky: Biography in dates and documents. Moscow, Leningrad, 1935. 382 p. (In Russ.)

6. The chronicle of Dostoevsky's life and works: In 3 vols. Vol. 2. St. Petersburg, 1994. 587 p. (In Russ.)

7. The chronicle of Dostoevsky's life and works: In 3 vols. Vol. 3. St. Petersburg, 1995. 614 p. (In Russ.)

8. Masanov I. F. A dictionary of pseudonyms of Russian writers, scientists and public figures: In 4 vols. Vol. 1. Moscow, 1956. 442 p. (In Russ.)

9. Masanov I. F. A dictionary of pseudonyms of Russian writers, scientists and public figures: In 4 vols. Vol. 3. Moscow, 1958. 415 p. (In Russ.)

10. Masanov I. F. A dictionary of pseudonyms of Russian writers, scientists and public figures: In 4 vols. Vol. 4. Moscow, 1960. 558 p. (In Russ.)

11. The description of F. M. Dostoevsky's manuscripts. Moscow, 1957. 588 p. (In Russ.)

12. Otlivanchik A. V. F. M. Dostoevsky and the editorial office of The Citizen magazine after April of 1874: study of documentary sources. Dostoyevsky and modernity: Proceedings o/the XXXII International Staraya Russa Readings, 2017. Veliky Novgorod, 2018. P. 120-128. (In Russ.)

13. Tunimanov V. A. "Bobok" <comments>. Dostoevsky F. M. The complete works: In 30 vols. Vol. 21. Leningrad, 1980. P. 402-411 (In Russ.)

14. Yampolskiy I. G. Bogdanov Vasiliy Ivanovich. Russian writers. 1800-1917: Biographical dictionary. Vol. 1. Moscow, 1989. P. 298-299. (In Russ.)

Received: 2 December, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.