УДК 343.121 ББК 67.410.2
00! 10.24411 /2312-0444-2020-10098
ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Саида Джавидовна ФЕРЗИЛАЕВА,
магистрант кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.09 — уголовный процесс
Научный руководитель: Д.Я. Бегова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается такая мера уголовно-процессуального принуждения, как задержание, предусмотренная главой 12 УПК РФ.
Статья посвящена анализу сущности задержания, рассмотрены основания, условия, сроки и процессуальный порядок задержания.
Ключевые слова: задержание, подозреваемый, момент фактического задержания, сроки, основания, протокол, основания освобождения.
Annotation. This article considers such a measure of criminal procedural coercion as detention, provided for in Chapter 12 of the Criminal procedure code of the Russian Federation.
The article is devoted to the analysis of the essence of detention, the grounds, conditions, terms and procedural order of detention are considered.
Keywords: detention, suspect, time of actual detention, terms, grounds, protocol, grounds for release.
Одним из самых распространенных действий органов предварительного расследования является задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. В действующем уголовно-процессуальном законе этой мере государственного принуждения посвящена глава 12, в которой раскрываются цели, условия, основания, процессуальный порядок производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения.
В статье 5 УПК РФ дается определение данного понятия:
«задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления».
Таким образом, сущность задержания состоит в кратковременном лишении лица, подозреваемого в совершении преступления, свободы, которое, в силу своей неотложности, не требует для его применения судебного решения.
Задержание как процессуальная деятельность во всех случаях осуществляется только при условии предусмотренных законом оснований (ст. 91 УПК РФ).
Достаточно узко понимает основания задержания И.А. Ретюнских. По мнению ученого, «основаниями задержания подозреваемого являются фактические данные (доказательства), подтверждающие его причастность к совершению преступления» [1; 2].
Выделяются два подхода в определении сущности оснований задержания: в первом случае под основаниями рассматриваются обстоятельства, перечисленные в законе; во втором — фактические данные (сведения) о наличии обстоятельств, указанных в законе.
Согласно выше перечисленному задержание подозреваемого в совершении преступления может осуществляться только по основаниям и в порядке, предусмотренных ст. 92 УПК РФ. Дознаватель, следователь, закрепляя свое решение посредством составления протокола задержания подозреваемого, серьезно ограничивают одно из основополагающих прав гражданина — право на неприкосновенность личности.
№ 2/2020
В научной литературе выделяют три этапа задержания
1. Момент фактического задержания.
2. Доставление подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.
3. Процессуальное оформление задержания путем составления протокола.
Первый этап «момент фактического зззадер-жания» разъясняется в п. 15 ст. 5 УПК РФ: это «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свсво-боды передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления».
По мнению вместе О.И. Цоколовой, задержание подозреваемого является процессуальным действием с того момента, когда лицо доставлено к следователю (в орган дознания). Именно с этого момента начинается фактическое лишение свободы передвижения, именно с этого момента исчисляется срок срокзадержания и это время указывается в протоколе задержания [3]. Физическое же удержание лица до этого момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого, оно представляет собой процессуальную деятельность, направленную на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться.
Таким образом, момент фактического задержания — это время, когда лицо оказалось в руках сотрудника, который разъясняет ему основания задержания и его права, т.е. лицо лишается конституционного права на свободу.
Момент задержания — это официальное объявление должностного лица гражданину о его задержании по подозрению в совершении преступления. С момента фактического задержания начинает исчисляться срок задержания (час, с которого начинается исчисление времени и даже минуты).
Задержание подозреваемого уголовно-процессуальным законом не отнесено к следственным действиям, и в соответствии с требованиями ст. 83 УПК Р РФ не относится к доказательствам. Протокол задержания сохраняет свое доказательственное значение лишь как документ, удостоверяющий обстоятельства уголовно-процессуального задержания (время, место, основания, иные обстоятельства), и его можно отнести к допустимым доказательствам, т.е. к иным документам, поскольку изложенные в нем сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Протокол задержания должен соответствовать требованиям ст. 166 УПК РФ.
В соответствии со ст. 184 УПК РФ задержанные подвергаются личному обыску. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола в присутствии понятых и специалистов того же пола. Суть этого следственного действия заключается в принудительном обследовании одежды, обуви и тела обыскиваемого с целью нахождения и изъятия спрятанных предметов и документов, имеющих значение для дела.
По общему правилу, личный обыск производится при наличии оснований и по судебному решению (части 1, 3 ст. 182 УПК РФ). Личный обыск относится к следственным действиям; принято считать, что его производство недопустимо до возбуждения уголовного дела, так как следственные действия осуществляются на этапе предварительного расследования и обеспечиваются возможностью применения мер принуждения.
В УПК РФ отсутствует прямое указание на возможность производства личного обыска в стадии возбуждения уголовного дела (как это имеет место применительно, например, к осмотру места происшествия); на практике задержанных подвергают личному досмотру в соответствии с требованиями ст. 27.7 КоАП РФ.
Как известно, в ч. 1 ст. 179 УПК РФ освидетельствование названо в числе следственных действий, производство которых возможно в стадии возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, и преследуют цель быстрейшей фиксации следов, иных свойств и признаков преступления.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством срок задержания исчисляется в часах и составляет 48 часов. По постановлению судьи этот срок может быть продлен еще на 72 часа. В результате максимальный срок задержания — 120 часов, или 5 суток.
Срок, отводимый на процессуальное задержание, должен исчисляться лишь с того момента, с которого лицо, уполномоченное принимать решение о задержании, получает возможность проверять наличие требуемых для этого оснований, а именно, с момента доставления.
Возможность фиксации объяснений задержанного в протоколе задержания является одной из гарантий незамедлительной реализации его права давать объяснения, не дожидаясь допроса, который может быть отложен на срок до 24 часов с момента фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК РФ).
№ 2/2020
Подозреваемый имеет право не давать объяснения и показания, не отвечать на вопросы, ответы на которые могут быть позже использованы против него как доказательство причастности к совершению преступления.
При этом подозреваемому обеспечивается право на защиту. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
Часть 1 ст. 95 УПК РФ указывает, что порядок и условия содержания подозреваемого под стражей определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (с изм. и доп.).
Часть 1 ст. 96 УПК РФ сохранила требование «обязательного уведомления не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии — других родственников)», а также предоставила возможность такого уведомления самому подозреваемому.
Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).
С момента доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, но не позднее трех часов, ему предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления родственников и близких лиц.
Помимо оснований задержания, Закон содержит основания отмены уголовно-процессуального задержании. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подле-
жит освобождению в случаях, перечисленных в ст. 94 УПК РФ
Статус задержанного лица после освобождения зависит от того, сохранилось ли подозрение как материальное основание для признания его подозреваемым либо оно опровергнуто.
Так, ч. 3 ст. 94 УПК РФ предусматривает, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Таким образом, подозреваемый — это участник уголовного судопроизводства, находящийся на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования. Пребывание лица в статусе подозреваемого означает, что государство в лице органов дознания или предварительного следствия уже имеет по отношению к нему определенные уголовно-правовые претензии.
Библиографический список
1. Ретюнских ИА. Об основаниях задержания лица, подозреваемого в совершении преступления // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2016. № 1/4
2. Ретюнских ИА. Процессуальные проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления. Екатеринбург, 2001. С. 79.
3. Цоколова О.И. Теория и практика задержания, ареста и содержания под стражей в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 417 с.
№ 2/2020