Научная статья на тему 'ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСТРАДИЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВЬЕТНАМА'

ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСТРАДИЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРАДИЦИЯ / ЗАПРОС / ЗАДЕРЖАНИЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / АРЕСТОВАННЫЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгуен Вьет Хонг

В статье рассматриваются процессуальные особенности задержания лица, находящегося на территории Социалистической Республики Вьетнам, подозреваемого или осужденного за совершение преступления на территории иностранного государства, аспекты передачи его для уголовного преследования компетентным органам иностранного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETENTION OF PERSONS FOR THE PURPOSE OF THEIR FOLLOWING EXTRADITION IN ACCORDANCE WITH THE CRIMINAL PROCEDURAL LEGISLATION OF VIETNAM

The article examines the procedural features of the detention of a person who is on the territory of the Socialist Republic of Vietnam, suspected or convicted of committing a crime on the territory of a foreign state, aspects of transferring him for criminal prosecution to the competent authorities of a foreign state.

Текст научной работы на тему «ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСТРАДИЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВЬЕТНАМА»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-138-140

ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСТРАДИЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВЬЕТНАМА

НГУЕН Вьет Хонг, преподаватель Юридического факультета Академии народной безопасности Вьетнама nguyenvhong90@gmail.com

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Рецензент: В.В. Шишов, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация. В статье рассматриваются процессуальные особенности задержания лица, находящегося на территории Социалистической Республики Вьетнам, подозреваемого или осужденного за совершение преступления на территории иностранного государства, аспекты передачи его для уголовного преследования компетентным органам иностранного государства.

Ключевые слова: экстрадиция, запрос, задержание, подозреваемый, арестованный, международное сотрудничество, взаимная правовая помощь, уголовное судопроизводство.

Annotation. The article examines the procedural features of the detention of a person who is on the territory of the Socialist Republic of Vietnam, suspected or convicted of committing a crime on the territory of a foreign state, aspects of transferring him for criminal prosecution to the competent authorities of a foreign state.

Keywords: extradition, request, detention, suspect, arrested person, international cooperation, mutual legal assistance, criminal proceedings.

Современная преступность зачастую выходит за рамки границ отдельного государ-'^»«'•Ства, приобретает трансграничный характер. Во многих случаях вьетнамские граждане после совершения преступлений пытаются скрыться от уголовного преследования за границей. В этих случаях компетентные государственные органы Вьетнама не могут самостоятельно задержать их и обеспечить их возвращение на территорию Вьетнама с целью привлечения к уголовной ответственности. Данная ситуация также характерна для граждан и других государств.

Таким образом, в соответствии с политикой оказания взаимной правовой помощи действия компетентных правоохранительных органов по выдаче лиц для уголовного преследования согласовываются между государствами на основании

договора, что благотворно сказывается на эффективности борьбы с преступностью как на национальном, так и на международном уровнях.

Экстрадиция предусмотрена в главе 36 Уголовного кодекса Вьетнама 2015 г., при этом под экстрадицией понимается форма международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве, при которой компетентные органы одного государства обращаются к компетентным органам другого государства с запросом о выдаче лица, подозреваемого в совершении преступления или осужденного по уголовному делу, в отношении которого вынесен приговор, вступивший в законную силу, с целью привлечения к уголовной ответственности.

Экстрадиция применяется только в отношении физических лиц. С целью реализации дана также выдачу лиц без гражданства. Вопрос о

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

гражданстве лица, подлежащего экстрадиции, обычно определяется соглашением государств во время принятия решения о выдаче.

Как правило, государства обычно соглашаются с тем, что если они не выдают своих собственных граждан для уголовного преследования иностранному государству, оно проводит собственное расследование на основе представленных доказательств, после чего принимает решение об уголовном преследовании лица. В этом соглашении воплощены международные принципы аи .]М1саге, аи dedere (судебного преследования или выдачи).

Кроме того, в ст. 33 Закона Вьетнама «О взаимной правовой помощи» 2007 г. предусмотрены следующие субъекты, подлежащие выдачи компетентными органами Вьетнама:

1)лицо, совершившее преступление, за которое Уголовным кодексом Вьетнама предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на один год или более, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, или в отношении которого уголовное дело рассмотрено в суде иностранного государства и назначено наказание, по которому срок отбывания наказания составляет не менее шести месяцев;

2) преступные действия лица, запрашиваемого о выдаче, не обязательно должны относиться той или иной группе преступлений, предусмотренных законодательством Вьетнама;

3) в случае если деяние лица, подлежащего экстрадиции, произошло за пределами территории запрашивающей страны, экстрадиция может быть произведена только при условии, что данное деяние предусмотрено Уголовным кодексом Вьетнама.

Арест лица, запрашиваемого о выдаче, допустим и до момента поступления официального запроса об экстрадиции. В данном случае основанием задержания лица будет являться пресечение его побега. При этом компетентный орган иностранного государства должен направить соответствующую информацию в Министерство общественной безопасности Вьетнама, откуда немедленно направляется запрос об аресте непосредственному исполнителю для выполнения запроса о срочном аресте в соответствии с порядком, предусмотренным УПК Вьетнама.

Запрос на арест со стороны иностранного компетентного органа должен сопровождаться уведомлением, подтверждающим подачу запроса об экстрадиции, и должен содержать подробное описание преступления, связанного с экст-

радицией, краткое изложение обстоятельств дела, время и место совершения преступления, а также иную, связанную с экстрадицией информацию.

Если в течение двух месяцев с момента ареста компетентный орган иностранного государства не направит официальный запрос о выдаче лица, подразделение Министерства общественной безопасности Вьетнама должно немедленно уведомить исполнителя запроса об аресте лица о необходимости его реабилитации, выраженной в компенсации за ограничение свободы вследствие ареста. В случаях, когда для проведения процедуры экстрадиции требуется больше времени, этот срок может быть продлен дважды, каждый раз не более чем на два месяца.

Арест и содержание под стражей лиц, запрашиваемых в рамках уголовного судопроизводства, предусмотрены ст. 503 УПК Вьетнама 2015 г., согласно которой:

1. Задержание лиц, ходатайствующих о выдаче для временного задержания или исполнения решения о выдаче, соответствует ст. 113 УП К Вьетнама.

2. Срок содержания под стражей для рассмотрения запроса о выдаче для последующего уголовного преследования не должен превышать срока, указанного в ордере на арест компетентного органа запрашивающей страны, или срока исполнения приговора о лишении свободы, указанного в приговоре суда государства, запрашивающего экстрадицию.

При необходимости Народный суд провинции или Верховный народный суд может направить письменный запрос в компетентный орган запрашивающей страны о выдаче приказа или решения о временном задержании. Такой запрос направляется через Министерство общественной безопасности.

Поскольку экстрадиция является формой сотрудничества между странами в области оказания взаимной правовой помощи, требуется определить лиц, обладающих правом отдавать приказ или принимать решение об аресте подозреваемых и обвиняемых для последующего их содержания под стражей. В число таких лиц входят:

1) руководители и заместители руководителей следственных органов всех уровней. В этом случае ордер на арест до исполнения должен быть утвержден прокуратурой того же уровня;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

2) начальник и заместители начальника Народной прокуратуры, начальник и заместители начальника военной прокуратуры всех уровней;

3) председатели судов, заместители председателей народных судов, председатели судов и заместители председателей военных судов всех уровней.

При задержании лиц непосредственные исполнители решения об аресте обязаны уведомить лицо о задержании, разъяснить его права, обязанности, порядок задержания, передать копии процессуальных решений, принятых в отношении задержанного.

В случае задержания лица по месту его проживания необходимо обеспечение данной процедуры свидетелями, которыми выступают представители общины, района, городских властей и другие лица.

В случае задержания лица по месту его работы или учебы свидетелями могут выступать представители организации, где этот человек работает или учится. При задержании лица в других местах необходимо обеспечение присутствия представители властей коммуны, приходов или поселков, на территории которых производятся задержания.

После задержания лица и доставления в следственный орган или орган, которому поручено провести ряд следственных действий, оно должно быть допрошено в течение 12 часов, после чего принимается решение о его аресте или освобождении.

В случае ареста разыскиваемого лица, после получения его показаний, следственный орган, принимающий арестованного, должен немедленно уведомить орган, объявивший ро-

зыск лица, о необходимости его принятия для последующего уголовного преследования. Отметим, что арест лиц не может производиться в ночное время, т.е. в период с 22:00 до 06:00 следующего дня.

В течение 24 часов с момента доставления задержанного или арестованного следственный орган должен уведомить о задержании лица:

1) членов семьи задержанного, арестованного;

2) представителей коммуны, прихода или города, в котором проживает этот человек;

3) агентство или организацию, где задержанное или арестованное лицо работает или учится.

Если задержанные или арестованные являются иностранными гражданами, требуется уведомить дипломатическое представительство соответствующего государства, расположенное на территории Вьетнама. В исключительных случаях, когда такое уведомление может воспрепятствовать задержанию иных соучастников преступления, иным образом негативно отразиться на ходе и результатах расследования, уведомление не реализуется.

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама № 101/2015/QH13 от 27.11.2015 г.

2. Уголовный кодекс Вьетнама 2015 г.

3. Закон Вьетнама «О взаимной правовой помощи» от 2007 г.

4. Постановление Вьетнама «Об организации расследования уголовных дел» от 2014 г.

5. Tap the tac gia (2008), Giao trinh Luat To tung hinh su, Dai hoc Luat Ha Noi.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.