А. В. Горегляд
Задание «Рисунок интерьера» для студентов театральной мастерской
Рассмотрены задачи выполнения задания «Интерьер» и необходимость этого задания в работе театрального художника. Ключевые слова: рисунок интерьера; объемно-пространственное видение; техника рисования; эскиз театральной композиции.
А. V. Goreglyad Painting «The Drawing of an Interior» by Students of Theatre Workshop
The author considers the aims of painting "The Interior" and its necessity in a theatre artist's work.
Key words: drawing of an interior; spatial three, dimensional vision; technique of drawing; sketching theatre composition.
В своих методических работах мне приходилось обращаться к теме рисунка интерьера. Это связано в первую очередь с тем, что опыт постановки задач и поиск путей их решений именно в этом задании показался мне особенно интересным для студентов с разным уровнем базовой подготовки.
Развивая объемно-пространственное видение, работа над рисунком интерьера позволяет не только отточить технику рисования, обращая внимание на основополагающие законы, но и выявляет сильные стороны студента, прививает вниматель-
ное отношение к деталям, обостряет композиционное чутье, делает его более осознанным.
Студенты театральной мастерской обращаются к теме рисунка интерьера, начиная с третьего курса. Это задание помогает им с большим пониманием подойти к работе над созданием эскиза театральной композиции, приближает к осознанию пространства сцены. Как правило, рисунок выполняется в залах музея слепков Академии художеств. Анфилады музейных залов, выполненные в сдержанной цветовой гамме и наполненные великолепными копиями шедевров скульптур и барельефов, идеально подходят для тех задач, которые рассматривались выше, и позволяют предоставить студенту большой выбор композиционных решений, ограниченных лишь узкими рамками заданного формата.
Известно, что многие годы учебное задание рисунка интерьера успешно проводится на архитектурном факультете Академии художеств. Этот опыт оказал неоценимую помощь в подходе к аналогичному заданию для студентов живописного факультета и помог выделить как общность, так и особенность предлагаемых задач, определить их специфику применимо к студентам театральной мастерской.
Важным этапом перед началом работы над рисунком является серьезная эскизная подготовка, выбор места и острого композиционного решения. На третьем курсе особенно важно верно поставить задачу перед учащимся, так как от этого во многом зависит дальнейший ход работы, ее последовательное, грамотное ведение: выполнение эскиза в материале, которым предстоит исполнить основную работу, подготовительного рисунка в размер основного с последующим переносом его на главный лист. Размер работы должен быть строго фиксирован и обязателен для всех. Как правило, это стандартный лист размером 70-50 см. Это дисциплинирует и учит работать в заданном формате, закрепляет профессиональные навыки.
Первое задание, помимо перечисленных выше задач, ставит своей целью совершенствование техники наложения материала, учит работать и мыслить светом, что лучше достигается, когда
рисунок исполняется белым или светлым карандашом по черному или темному листу. Такая техника исполнения помогает обратить серьезное внимание на возможности эстетического решения листа, напоминает о рисунке как о самостоятельном виде изобразительного искусства, закрепляет полученные ранее навыки и приоткрывает перед учащимся новые технические возможности. В начале работы важно верно гармонизировать цвет листа бумаги и рисующего материала. Чтобы быть максимально точным в пропорциях и деталях, целесообразно сделать быстрый предварительный рисунок на отдельном листе простым карандашом в размер основного рисунка. При исполнении задания важно следить за корректным использованием материала, не допускать увлечения ретушированием больших форм и деталей изображения.
После выполнения рисунка интерьера на III курсе, перед студентами IV курса ставится сложнейшая задача введения в рисунок цвета. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что данный случай не является попыткой дублирования живописного решения. История искусств знает яркие примеры, когда великие мастера прошлого использовали цвет как важнейшую составляющую рисунка, но это в первую очередь говорило о серьезном к нему отношении, поиску максимальной эстетической выразительности, одним из которых являлся путь соприкосновения с живописью. История рисунка интерьера также богата именами художников, которые избрали его объектом изображения. В основном это парадные дворцовые интерьеры, исполненные в технике акварели. В нашем случае мы, как правило, ограничиваемся цветными карандашами и цветом листа бумаги, создающим общий тон рисунка, являющимся своеобразным камертоном для общего строя работы. Поэтому подбор цвета и тона листа является началом работы и предшествует эскизной подготовке. Особое внимание следует уделить тому, чтобы эскиз выполнялся теми материалами, которые будут использоваться в основной работе. Здесь важным и необходимым видится использование в работе минимального количества материала с целью достижения максимального цветового и тонального эффекта. Излишняя
пестрота может нарушить структуру рисунка, увести в сторону от поставленных задач.
Отдельно хотелось бы остановиться на различии в подходах к данному заданию на факультетах архитектуры и в мастерской театральной живописи. Для будущих архитекторов доминантным является подход к решению объема пространства, а объект в заданном пространстве является вторичным. Для художника-декоратора приоритетным является объект. Размещение объекта, различные точки его восприятия, стороннее восприятие освещенности предмета в пространстве - это то, что поможет будущему театральному художнику правильно расставить акценты в своей работе применимо к будущей профессии. Это, безусловно, не исключает внимательный подход к архитектурной составляющей рисунка, построению перспективы пространства, его детализации. Таким образом, сравнительный опыт оказывает неоценимую помощь в выработке методики ведения задания.
Изучение выверенных классических пропорций и деталей интерьеров залов музея, заполненных точными копиями шедевров скульптуры мирового значения, позволяет прикоснуться к незыблемым постулатам академической школы изобразительного искусства, которые легли в ее основу, помогает молодым художникам сделать серьезный шаг на пути постижения мастерства.