УДК 338.45:620.9 А.В. АБАЕВ
ББК 65.305.142 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-СТРУКТУР В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Рассмотрено взаимодействие государства и бизнес-структур в процессе модернизации электроэнергетики. Определено положение отрасли в экономической системе страны. Описано текущее состояние электроэнергетики. Выявлены основные проблемы энергопроизводства. Дана краткая характеристика государственных программ модернизации и выявлены объемы инвестирования, необходимые для их реализации. Поставлены основные задачи, решение которых обеспечит эффективное взаимодействие государства и бизнес-структур в процессе модернизации электроэнергетики.
Ключевые слова: электроэнергетика, модернизация, инвестиции.
A.V. ABAEV
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
TASKS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS STRUCTURES IN MODERNIZATION OF POWER INDUSTRY
The article describes an interaction between the state and business structures in the process of modernization of the power industry. The place of the industry in the economic system of the country is determined and the current state of the power industry and the basic problems of electricity generation are described. The paper gives a brief description of governmental modernization programs and identifies the volume of investment which is necessary to implement these programs. The author sets the main tasks which solution will ensure the effective interaction between the state and business structures in the process of modernization of the power industry.
Keywords: power industry, modernization, investments.
Электроэнергетика является одной из важнейших составляющих экономической системы как страны в целом, так и административных регионов в частности. Состояние, темпы роста данной отрасли оказывают влияние непосредственно на потребителей энергоресурсов, трудовую занятость, уровень жизни населения, доходную и расходную части региональных бюджетов и т.д. В свою очередь, потребляемое количество электроэнергии жестко связано с экономической ситуацией в стране. Так, производство валового внутреннего продукта (ВВП) в 2000 г. было снижено на 36% по сравнению с 1990 г., соответственно и потребление электроэнергии пропорционально уменьши-
лось [3]. Однако повышение производства ВВП в последующие годы вызвало также пропорциональный рост энергопотребления (рис.).
На сегодняшний день затраты на энергоносители в структуре себестоимости продукции различных отраслей России в среднем в 1,7 раза превышают аналогичные показатели в Китае, 7 раз — в США и 12 раз — в странах Европейского союза [2]. Поэтому отсутствие в ряде регионов России технической возможности для получения электроэнергии сильно ограничивает развитие экономики. Эта проблема является главным барьером на пути реформирования отрасли.
© А.В. Абаев, 2012
Энергоемкие производства имеют значительную долю в структуре российского ВВП. Это такие отрасли, как химические производства, цветная и черная металлургия, производство кокса и др. В связи с этим особую роль приобретают энергосберегающие технологии, однако современный уровень развития и применения данных технологий не удовлетворителен. Наряду с технологическим и физическим износом всех основных фондов электроэнергетики общее состояние данной инфраструктурной составляющей экономического роста не утешительно.
На сегодняшний день отрасль электроэнергетики — это множество (свыше 500) независимых хозяйствующих субъектов с децентрализованной технической и экономической политикой. Реформирование электроэнергетики практически завершено, и уже можно говорить об его результатах. Экономические показатели работы отрасли за последние годы следующие: с 1991 г. более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии в сетях на ее транспорт; более чем в 1,5 раза выросла удельная численность персонала в электроэнергетике; более чем в 2,5 раза снизилась эффективность использования капитальных вложений [1]; в 5 раз сократился ввод новых и замещающих генерирующих мощностей.
В последние годы существенно выросли тарифы на электрическую энергию, прибли-
зившись к тарифам США и других стран, притом, что цена на природный газ для тепловых электростанций в России значительно ниже. Тарифы на электроэнергию для промышленного потребителя уже превышают уровень США в 1,67 раза. Данная ситуация вызвана применением метода индексации тарифов под прогнозные показатели инфляции и введение тарифов в действие с начала календарного года без осуществления подробного анализа затрат компаний на производство электроэнергии. Также проблемной для многих промышленных предприятий остается ситуация с перекрестным субсидированием. В данных условиях приходится констатировать, что намечается дальнейшее повышение цен на электроэнергию.
После распада СССР экономическая эффективность функционирования и темпы развития российской электроэнергетики существенно снизились. В тепловой энергетике используются отсталые технологии, особенно при генерации электроэнергии на газовых и угольных электростанциях, применяется устаревшее энергооборудование, доля которого превышает 40% от общего парка. Отсутствует оптимальная система управления отраслью в условиях образования многочисленных собственников электроэнергетических объектов, т.е. нет системы, способной обеспечивать минимальные затраты на развитие и функционирование электроэнергетики,
■ — — ■ Потребление электроэнергии ВВП (в ценах 2008 г.)
Потребление электроэнергии и производство ВВП в 1990—2011 гг. в Российской Федерации (составлено по данным Федеральной службы государственной статистики РФ)
которые гарантировались прежней централизованной системой управления отраслью. Произошло резкое сокращение научнотехнического потенциала электроэнергетики. Также за последние годы существенно снизился потенциал строительно-монтажного комплекса, обслуживающего отрасль. Серьезной проблемой является то, что около 45% установленных мощностей турбин тепловых электростанций (ТЭС) оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК) имеют парковый ресурс менее 10% до его продления или вывода (2-3 года службы в среднем). За последние годы на 10% упало количество капитальных и средних ремонтов ТЭС, ГЭС и сетевого хозяйства, ежегодно около 10 ГВт мощностей не проходит полноценного технического обслуживания и ремонта. Таким образом, на сегодняшний день имеется колоссальный износ генерирующих объектов и электрических сетей, уже давно назрела необходимость модернизации электроэнергетики как отрасли.
На 2012 г. разрабатывается «Программа модернизации электроэнергетики России на период до 2030 г.», в рамках которой определены следующие цели:
1. Замена технологий и оборудования для производства, транспорта и распределения электроэнергии на наиболее передовые технологии и оборудование, соответствующие мировому уровню.
2. Разработка новых технологий, в том числе и «прорывных», для всех секторов электроэнергетической отрасли.
3. Подготовка и реализация демонстрационных проектов по созданным новым технологиям.
4. Оптимальная интеграция систем с распределенной генерацией электроэнергии в структуру Единой энергетической системы (ЕЭС) России.
5. Создание эффективной системы управления функционированием и развитием ЕЭС России и электроэнергетики страны, т.е. системы, способной сокращать производственные затраты и оптимизировать, соответственно, тарифы на электроэнергию [1].
Главным условием успешной реализации данной программы названо использование серийного оборудования и типовых проектов как средства сокращения сроков модернизации и уменьшения финансовых затрат на ее
выполнение. В настоящее время действует подготовленная по заказу Минэнерго «Программа модернизации электроэнергетики России до 2020 г.», подвергшаяся резкой критике со стороны крупнейших генерирующих компаний. Основные претензии генераторов относятся к финансированию будущих инвестиций. Проект программы предполагает, что в тепловую энергетику в 2011-2020 гг. должно быть вложено 4 трлн р., общие инвестиции в энергетику (генерация и сети) достигнут 11,25 трлн р.
В проекте программы предполагается, что из 4 трлн р. общих инвестиций в тепловую энергетику около 1,1 трлн р. должно быть профинансировано за счет амортизации, 1,4 трлн р. — за счет прибыли генерирующих компаний, свыше 1,5 трлн р. придется привлечь в виде кредитов. Разработчики документа признают, что показатели кредитной устойчивости будут последовательно ухудшаться практически во всех секторах, в том числе в тепловой генерации, отношение долга к EBITDA в секторе должно возрасти до 2 и более. Если же удерживать этот показатель на уровне 1, то недофинансирование программы в целом по отрасли составит 1,3 трлн р., а по сектору ТЭС — 475 млрд р.
Из расчетной стоимости модернизации 200-300 евро/кВт общие затраты на техническое перевооружение станций конкретно в 2012 г. могут составить от 32 до 48 млрд евро. Расходы на замену устаревших агрегатов составят 15-25% от стоимости модернизации. Данный объем инвестирования, необходимый для модернизации электроэнергетики, должен быть осуществлен за счет государственных средств, а также, если не в большей мере, вложений частных инвесторов. Это обусловлено формой организации энергокомпаний, в которых на сегодня значительна доля участия частных лиц. Стоит отметить, что в государственном бюджете РФ 2012 г. инвестиции на модернизацию данной отрасли в таком объеме не предусмотрены.
В этой ситуации возникает целый ряд проблем взаимодействия государства и бизнес-структур, которые нуждаются в скорейшем решении. От того, насколько быстро будет налажено эффективное взаимодействие государства и бизнеса в данном
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
вопросе, зависит экономическое положение как страны, так и регионов. Речь должна идти об открытом, последовательном и конструктивном сотрудничестве, для осуществления которого должны быть решены следующие задачи:
1. Формирование стабильной политикоправовой основы, создание на федеральном уровне базовых условий для выполнения партнерства и обеспечения гарантиями частных инвесторов.
2. Создание системы справедливого распределения рисков между государством и частными инвесторами. Опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство должно принимать на себя рыночный риск в рамках определенных базовых условий, но, если частный инвестор несет большую часть рисков по проекту, то государство должно иметь ограниченное
право вмешиваться в выполнение проектов модернизации, либо выполнять исключительно функцию контроля.
3. Создание структуры вознаграждения.
4. Разработка механизмов возврата инвестиций в модернизацию.
5. Построение реальных финансовых моделей, удовлетворяющих как государство, так и частных инвесторов.
6. Формирование системы прозрачного и эффективного распределения государственных заказов (на сегодня в российской экономической модели практически отсутствует их нормативно определенный рынок).
Системное решение перечисленных задач позволит разработать оптимальные схемы сотрудничества государства и бизнеса, реализация которых обеспечит привлечение инвестиций, необходимых для развития энергетики как отрасли.
Список использованной литературы
1. Молодюк В.В., Баринов В.А., Исамухамедов Я.Ш. Разработка программы модернизации электроэнергетики России на период до 2030 г. // Энергетик. 2011. № 2. С. 6-10.
2. URL: http://minenergo.gov.ru/.
3. URL: http://www.gks.ru.
Referenses
1. Molodyuk V.V., Barinov V.A., Isamukhamedov Ya.Sh. Razrabotka programmy modernizatsii elektroenerge-tiki Rossii na period do 2030 g. // Energetik. 2011. № 2. S. 6-10.
2. URL: http://minenergo.gov.ru/.
3. URL: http://www.gks.ru.