К ВОПРОСУ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ
Ахметжанова Л., аспирантка кафедры финансов и цен Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова
Электроэнергетика представляет собой важнейшую часть народнохозяйственного комплекса любого государства. Уровень развития энергетического комплекса непосредственно характеризует потенциал воспроизводящей системы страны и степень экономической безопасности государства в целом. Инфраструктурные ограничения на рост экономики в первую очередь связаны с электроэнергетикой. Поэтому чрезвычайно важно определить перспективные шаги и проблемы на пути инвестиций в электроэнергетику.
Ключевые слова: электроэнергетика, народнохозяйственный комплекс, инфраструктура, инвестиции.
THE QUESTION OF INVESTMENT IN ELECTRICITY
Akhmetzhanova L., Department of Finance and Prices, the post-graduate student, Plekhanov Russian Academy of Economics
The electroenergy industry represents the major part economic of any state. The level of development ofpower complex characterises potential of the reproducing system of country and degree of safety of the state on the whole. Infrastructural limits on growth ekonomic above all things are related to the electroenergy. Therefore it is extraordinarily important to define perspective steps and problems on the way of investments to electroenergy.
Keywords: electric power, economic complex, the infrastructure investment.
Потребности современной быстроразвивающейся промышленности в электроэнергии существенно превышают технологически возможные темпы прироста мощности энергосистем. Давно известен базовый принцип развития промышленности - развитие энергетики должно существенно (на 7-10 процентов) опережать развитие промышленности с тем, чтобы обеспечить резервы для поддержки промышленного роста. Таким образом, возможности роста экономики государства непосредственно зависят от состояния энергетического комплекса страны. Кризис 2008 г. заставил корпорации пересмотреть свои инвестиционные программы, что, в свою очередь, отразилось на объемах производства и занятости населения. По данным института экономики переходного периода, в России при росте ВВП за 1999-2008 гг. в 1,94 раза добыча первичных топливных ресурсов увеличилась на 31,6% и выработка электроэнергии - на 25,8%. Таким образом, топливоемкость ВВП в этот период в среднем за год снижалась на 3,8%, а электроемкость - на 4,3%. Несмотря на позитивные тенденции последних лет, уровень потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВВП в России остается существенно выше показателей других стран, включая даже экономики с холодным климатом.
Суровые климатические условия не могут являться веским основанием для роста ВВП, что доказывает примеры Канады и стран Скандинавии. Более весомыми факторами являются структура экономики, нарастающая технологическая отсталость энергоемких производств и жилищно-коммунального хозяйства, низкая эффективность использования ресурсов и мер по энергосбережению.1
В ноябре правительство РФ утвердило новую энергетическую стратегию РФ, расширив ее горизонты до 2030 г. В стратегии обозначен курс на реализацию технологического потенциала энергосбережения и избавление от зависимости от энергетического сектора.
Электроэнергия, отпущенная в 2008 г. различным категориям потребителей по цене 1419 руб. за тысячу кВт.ч. не может не вызывать расточительства, поэтому призывы к ее экономии и переходу к энергосберегающим технологиям, безусловно, своевременны.
Российская экономика обладает гигантским потенциалом в сфере энергосбережения. По мнению президента Института энергетики и финансов Л. Григорьева примерно 45% электроэнергии можно сэкономить, перейдя на обычные коммерческие технологии, но для этого необходимы инвестиции в 350 млрд. долл.2
На текущий момент одни из ключевых областей неэффективного использования энергии - тепловое хозяйство и сектор ЖКХ. В некоторых регионах (Московская область) до 40% полезно отпускаемой электроэнергии проходит через коммунальные энергоснабжающие организации, сетевое хозяйство которых принадлежит муниципалитетам. Доля муниципальных организаций в теплоснабжении территорий существенно выше - до 80% во многих регионах (Владимирская, Липецкая области). До 10% полезного отпуска электроэнергии приходится на блок-станции, принадлежащие круп-
ным потребителям электроэнергии, в структуре собственности которых государство может быть не представлено совсем (АМО «ЗиЛ», АО «Магнитогорский металлургический комбинат» и др.).
Мероприятия по энергосбережению необходимы в силу того, что прогнозируемый спрос на электроэнергию с учетом энергосбережения к 2010 г. оценивается величиной порядка 930 млрд. кВт/ч. На конец 2009 г. выработано 149 млрд. кВт/ч, что на 700 млн. больше запланированного объема.
Экономии электроэнергии будет способствовать и повышение Федеральной службой по тарифам среднеотпускных тарифов на электроэнергию в размере 3,6% (без учета ОАО «Дальневосточная генерирующая компания») на 2010 год.
Заявленного производства электроэнергии в 1800?2210 млрд. кВт/ч. к 2030 г. должно хватить на удовлетворение спроса со стороны потребителей, но установленная мощность электростанций России к 2010 г. оценивается в 232 млн. кВт, в том числе АЭС — 25 млн. кВт, ГЭС и ГАЭС — около 50 млн. кВт, а ТЭС — порядка 157 млн. кВт. Для производства такого количества электроэнергии необходимо как введение новых, так и обновление имеющихся основных фондов.
За этот период предстоит модернизировать действующие генерирующие мощности и построить новые - в объеме (в среднем) 10 тыс.МВт. в год с ежегодными инвестициями порядка 10 млрд. долл., включая сетевое строительство. Задача и масштабная, и трудно решаемая, так как, с одной стороны, приведенные цифры соответствуют умеренному прогнозу роста электропотребления в стране, а, с другой стороны, реальные инвестиции и объемы ввода новых объектов последних лет на порядок меньше.
Коэффициенты обновления основных фондов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды изменились от 1,9 в 2004 г. до 3,0 в 2007 г., достигнув максимума в 2008 г. - 3,6. Это чрезвычайно мало для экономики, претендующей на соперничество с развитыми странами мира. В 2008 г. коэффициент обновления основных средств в РФ составлял в среднем 4,4. В сфере добычи полезных ископаемых - 7,0; в сфере обрабатывающих производств - 7,1; в оптовой и розничной торговле - 9,6; финансовой деятельности 10,1. Намечаемые вводы генерирующих мощностей на электростанциях с учетом замены оборудования, выработавшего свой ресурс, в период 1999-2010 годов составят около 50 млн. кВт. Обновление основных производственных фондов электростанций будет осуществляться прежде всего за счет технического перевооружения и реконструкции оборудования, стоимость которых на 30% ниже стоимости нового строительства.
Ликвидация основных фондов (коэффициент выбытия) в среднем по стране составляет 1,0. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 0,3, в сфере добычи полезных ископаемых - 1,1; обрабатывающих производств - 1,5; оптовой и розничной торговле - 1,0; финансовой деятельности - 1,5. При этом степень износа основных фондов на конец 2008 г. по полному кру-
1 Изряднова О.И. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности<Ьир://’№’№’№ле^и/ги/котте^агп/оЬ-energosberezhenii-i-povyshenii-energeticheskoi-effektivnosti.html>
2 Привалов А. Документ на 350 млрд.//Эксперт Online, 7 декабря 2009 г.
гу организаций составляла в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды 51,9%; в сфере добычи полезных ископаемых -52,3%; по обрабатывающим производствам - 44,8%, оптовой и розничной торговле - 32,7%, финансовой деятельности
- 31,1%.
Инвестиции в основной капитал в 2008 г. составили в производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,7% от общей суммы, в добычу полезных ископаемых - 14,1%; в обрабатывающие производства - 15,6%, в оптовую и розничную торговлю -3,1%; финансовую деятельность - 1,0%.
На развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, автономной энергетики и энергосбережения потребуются крупные инвестиции в размере 2,4?2,8 трлн. долларов в ценах 2007 г. из которых большая часть будет направлена в регионы, поскольку основу энергетики субъектов Российской Федерации составляют региональные АО-энерго. При этом в муниципальных образованиях ТЭЦ, являющиеся зачастую единственным источником энергоснабжения, построены 30-40 лет назад, выработали проектный ресурс основного оборудования, имеют низкие КПД и несовершенны в экологическом отношении.
В крупных городах (Москва, Челябинск) наряду с современными работают ТЭЦ, себестоимость выработки на которых в два и более раза превышает среднюю по региону. Именно эти объекты должны в ближайшее время стать приложением инициативы и капитала первичных инвесторов. Государственным и муниципальным органам есть чем заинтересовать последних. ТЭЦ как правило расположены в центрах тепловых и электрических нагрузок и имеют, следовательно, гарантированные рынки сбыта. В сочетании с налоговыми льготами, которые государство может предоставить инвестору в первые годы эксплуатации электростанции, получаем достаточно высокую степень привлекательности инвестирования в «проблемные» энергообъекты. Вопрос вовлечения «первичных» инвесторов в электроэнергетику стратегически важен для государства ещё и потому, что возникновение негосударственных собственников серьезных энергообъектов создаст условия для постепенного, эволюционного перехода к конкуренции производителей электрической и тепловой энергии на региональном уровне.
В инвестиционных программах энергетиков существует возможность использования синергического эффекта, повышающего отдачу и эффективность инвестиций. Так сумма десятилетней инвестиционной программы нефтяной компании «ЛУКойл» в ЮФО в 30 млрд. рублей представляется крайне высокой для приведения стандартов электроэнергетических активов в соответствующий вид. На стандартизацию может пойти определенная незначительная сумма инвестпрограммы, основная же часть средств будет направлена на использование попутного нефтяного газа (ПНГ) в энергетике. Как раз решение данной задачи, о необходимости которой неоднократно заявляли высшие руководители государства, может потребовать существенного объема финансирования, так как ПНГ необходимо доводить до определенной кондиции. В результате инвестиций в -использование ПНГ «ЛУКойл» сможет добиться в перспективе такого синергетического эффекта.
Инвестиции же в масштабные проекты, такие, как строительство Эвенкийской ГЭС с заявленной мощностью в 12 ГВт и инвестициями в 600 млрд. руб. под большим вопросом. В районе строительства ГЭС потребностей в мощности 12 ГВт не существует. Поэтому либо от этой станции необходимо строительство высоковольтной ЛЭП, либо формировать промышленно-энергетический кластер в данном районе.
Но район Эвенкии не относится к благоприятным для постоянной жизни людей, создания промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Помимо существенного удорожания капитальных затрат на строительство самой электростанции и ЛЭП, это означает, что энергия ГЭС должна передаваться за пределы округа, включенного в состав Красноярского края. Однако опыта реализации подобных проектов сверхдальней переброски электроэнергии у российских энергетиков нет. К тому же значительная часть энергии будет потеряна в сетях, что снизит экономическую эффективность ГЭС. В настоящий момент установленная мощность всех станций «Русгидро» (с учетом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) составляет около 20 ГВт. Таким образом, мощность Эвенкийской ГЭС составляет больше половины текущей установленной мощности станций «Русгидро». Кроме того, величина инвестиций в 600млрд. руб. в 2,5 раза превышает текущую капитализацию «Русгид-ро», за те же деньги в стране можно построить несколько тысяч
комплексов малой генерации (малые электростанции собственных нужд промышленных предприятий, малые ТЭЦ уровня микрорайонов, микроГЭС, альтернативные источники энергии типа ветроэнергетики, биоэнергетики и прочее - то есть те источники электроэнергии, строительство которых вполне могут себе позволить малые инвесторы уровня города, промышленного или сельскохозяйственного предприятия), которые будут выдавать втрое большую мощность при той же себестоимости, что и Эвенскийская ГЭС.
При массовом использовании малых и средних электростанций генерация в энергосистеме из сосредоточенной становится существенно распределенной. Вместо нескольких сотен очень крупных электростанций возникнут сотни тысяч малых, что существенно снизит требования к горячим резервам в энергосистеме и повысит надежность электроснабжения в целом. При распределенной генерации возникновение серьезных последствий для потребителей от аварии на единичной снижается до минимума. Подобные технологии помогут сократить потребление электроэнергии на 10-15 процентов для каждого частного потребителя.
Но кроме инвестиций непосредственно в производственные активы, для развития энергетики в России темпами, соответствующим темпам роста развитых государств, необходимо преодоление трех серьезных сдерживающих фактора:
- недостаточное оснащение научно-технической базы и ограниченные технологические возможности отечественной электротехнической промышленности по выпуску новых типов оборудования;
- отсутствие технических регламентов и стандартов и их взаимной гармонизации;
- отсутствие государственного стимулирования по практическому применению энергоэффективных технологий SmartGrid в энергетике.
Очевидно, что для преодоления всех этих факторов необходимо сформировать четкую государственную политику. Модернизация энергетики с целью создания эффективной энергосистемы нового поколения, построенной на принципах SmartGrid, позволит:
- модернизировать устаревшую и крайне изношенную инфраструктуру;
- придать мощный импульс развитию смежных с энергетикой отраслей (металлургии, строительной отрасли и других);
- создать условия для развития всех без исключения отраслей российской промышленности после выхода мировой экономики из кризиса;
- создать конкурентоспособную на мировом рынке отрасль, способную приносить в российский бюджет твердую валюту за счет реализации дорогостоящих проектов за рубежом, прежде всего на рынках развивающихся стран и стран СНГ;
- существенно повысить энергетическую безопасность нашей страны.
Литература:
1. Изряднова О.И. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективностиИир://’^^^е^га/ги/котте^агп/оЬ-energosberezhemi-i-povyshenii-energeticheskoi-effektivnosti.html
2. Привалов А. Документ на 350 млрд.//Эксперт Online, 7 декабря 2009 г.
3. Глушко С. Энергетика нового поколения как критерий модернизации экономики//Энергетика и промышленность России. 2009. № 23-24 (139-140).
4. Перспективы развития электроэнергетики России//Эксперт
РА