11.24. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РФ1
Дранаева Анна Александровна, аспирант Российского университета дружбы народов
a. dranaeva@gmail. com
Русинов Александр Александрович, аспирант Российского университета дружбы народов
Аннотация: в статье обосновывается значимость
государственного регулирования тарифной политики в электроэнергетике. Авторами проводится анализ реформы отрасли, осуществленной в 2008 году, и основ объявленной модернизации. Также выявляются проблемы развития электроэнергетики и даются подходы к совершенствованию государственной политики в части модернизации отрасли.
Ключевые слова: электроэнергетика, модернизация, тарифная политика, проблемы, энергоносители, генерирующие компании, государственное
регулирование.
PROBLEMS OF MODERNIZATION RUSSIAN POWER
Dranaeva Anna Aleksandrovna, PhD student Peoples' Friendship University of Russia
[email protected] Rusinov Aleksandr Aleksandrovich, PhD student Peoples' Friendship University of Russia
Annotation: in article the importance of regulation of tariff policy locates in power industry. Authors carry out the analysis of reform of the branch which has been carried out in 2008, and bases of the declared modernization. Problems of development of power industry also come to light and approaches to improvement of a state policy regarding branch modernization are given.
Keywords: power industry, modernization, tariff policy, problems, energy carriers, generation companies, state regulation.
Модернизация электроэнергетики РФ является актуальной проблемой по причине роста тарифов на электроэнергию, происходящего на протяжении последних лет. В случае сохранения такой тенденции, в ближайшем времени тарифы на электроэнергию в России достигнут и даже превзойдут, тарифы Соединенных Штатов и стран ЕС, при этом цена на энергоносители в РФ для электростанций значительно ниже, чем в указанных государствах. Также важно учитывать, что затраты на энергоносители в целом в структуре себестоимости продукции в России в среднем в 1,7 раза превышают аналогичные показатели в Китае, в 7 раз - в Соединенных Штатах, в 12 раз - в странах ЕС [8]. И это одна из главных причин неконкурентоспособности нашей экономики.
Помимо этого, происходит негативная деформация структуры тарифов в сторону резкого увеличения сетевой составляющей.
4,10%
3,50% 3,50% 3300/о 1
1
: I :
2006 2007 2008 2009
4,5%
4,0%
3,5%
3,0%
2,5%
2,0%
1,5%
1,0%
0,5%
0,0%
Рисунок 1 - Динамика доли затрат на электроэнергию в стоимости промышленной продукции в 2006-2009 гг., в %
Источник: [3]
В целом можно констатировать, что после распада СССР существенно снизились экономическая эффективность функционирования, темпы развития электроэнергетики в России и прогнозы, на которых базировалась реформа РАО ЕЭС, завершенная в 2008 году, не оправдались. Модернизация электроэнергетики осуществлялась без научного обоснования и проведения экспериментов по подтверждению правильности принимаемых решений. Все это привело к нежелательным результатам: росту тарифов на электроэнергию (табл. 1)
Таблица 1
Динамика средних цен приобретения электроэнергии в 2000-2009 гг. (рублей за 1000 кВт/ч)
Источник: Росстат
Безусловно, во многом проблемы в отрасли обуславливаются значительным износом основных фондов, который по объектам электроэнергетики в России - более 50%, что является самым высоким показателем в промышленности в целом [1], и что доказывается данными, приведенными в таблице 2, а также данными по возрастной структуре турбинного оборудования ТЭС России по состоянию на Ol.01.2010 г. представленной на рисунке 2. Преобладают агрегаты, продолжительность эксплуатации которых превышает 30 лет. Доля суммарной установленной мощности турбоагрегатов моложе 30 лет составляет 37,8% [4]. До сих пор работают агрегаты старше 60 и даже 70 лет. Отражением этого является рост расходов топлива на производимую электроэнергию, увеличение потерь в сетях и низким КПД в целом.
Таблица 2
Динамика степени износа основных фондов в Российской Федерации в 2004-2009 гг., %
Все основные фонды добыча полезных
ископаемых__________
обрабатывающие производства________
2004
43,5
54.8
47.8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды___________________
Источник: Росстат.
55,6
2005
45.2
53.3
2006
46.3
53.3
47,1 46,8
52,2 51,4
2007
46,2
53,4
46,0
52,7
2008
45,3
50,9
45,6
51,2
2009
45,3
49.6
45.7
50,7
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-02-00258а «Разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по структурной модернизации электроэнергетики Российской Федерации на базе анализа современного состояния и выявления проблем развития отрасли в результате реализации рыночных реформ и финансово-экономического кризиса»
Бизнес в законе 6’2012
Рисунок 2. Возрастная структура генерирующих мощностей ТЭС России, ед.
Источник: [4]
Наряду с износом основных фондов, причинами снижения экономической эффективности
функционирования электроэнергетики являются:
- устаревшие энергетические технологии, используемые в тепловой энергетике страны, особенно при генерации электроэнергии на газовых электростанциях, и в электросетях низкого напряжения;
- использование морально устаревшего оборудования на электростанциях и в электрических сетях (его доля превышает 50% всего установленного);
- несовершенство системы управления развитием отрасли в условиях образования многочисленных распределительных компаний, одной из целей функционирования которой была бы минимизация затрат на развитие и функционирование электроэнергетики, что обеспечивалось прежней - централизованной системой управления отрасли;
- низкий инновационный потенциал отрасли и
сокращение научно-технического потенциала отрасли -большинство руководителей образованных
распределительных компаний заинтересованы в получении быстрой коммерческой сверхприбыли, за счет «накручивания» тарифов, а не во внедрении инновационных технологий, которые бы обеспечивали снижение издержек, соответственно, себестоимости и, как следствие, возможным стало бы понижение тарифов на электроэнергию;
- существенное сокращение строительного потенциала;
- низкий инновационный потенциал и сокращение научно-технического и производственного потенциалов в смежных отраслях - энергомашиностроения и электромашиностроения, обеспечивающих эффективное функционирование отрасли;
- отсутствие единой идеологии системного характера применения новых технологических решений в сетях;
большой временной лаг перехода от фундаментальных исследований и разработок к коммерческим технологиям и опытным образцам;
- большая доля (более 70%) закупаемого импортного оборудования, которое, с одной стороны, дает возможность применения современных технологий для улучшения параметров электроэнергетического комплекса РФ, а с другой стороны создает угрозу потери технологической независимости;
- отсутствие квалифицированных кадров для реализации инновационных проектов;
- необходимость радикального изменения принципов замещения оборудования, выбывающего по выработке ресурса и определения его реального остаточного ресурса в зависимости от технического состояния и условий
эксплуатации каждой единицы оборудования в прошлых и прогнозируемых будущих периодах;
- использование в строительстве объектов электроэнергетической отрасли новых строительных материалов и технологий, что теоретически должно привести к удешевлению процесса строительства, но фактически происходит удорожание, так как плохо сочетаемые современные и устаревшие материалы и технологии строительства применяются совместно, что резко снижает эффективность применения новых материалов [7].
Между тепловыми генерирующими компаниями, образовавшимися в итоге реформы электроэнергетики, и государством возникли серьезные противоречия относительно уровня тарифов. Как известно, модернизация требует развития экономики в условиях подъема жизненного уровня населения, чему, безусловно, не способствует, чрезмерный рост тарифов на электроэнергию, тем более, что данное явление больше всего отражается на населении, а также мелком и среднем бизнесе, особенно производящем, инновационную продукцию, производство которой в большинстве своем является весьма энергоемким. Компромиссным решением данного вопроса является экономическое обоснование тарифов, которое предполагало бы анализ себестоимости продукции предприятий.
Нормативно - методическую и информационную основы для модернизации электроэнергетики составляют следующие документы: [5,9], где определено, что
модернизация электроэнергетики - основа энергетической безопасности страны, одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Однако, очевидна проблемная ситуация с тарифообразованием в электроэнергетике и очевиден перекос, причиной которого является то, что на сетевые компании сейчас приходится до 65-70% от всех расходов потребителей на электричество. Во всем мире, наоборот, 65% в тарифе — это тепловая электрогенерация. Причем если обратить внимание на финансовую отчетность сбытовых компаний, их рентабельность значительно превосходит рентабельность генерирующих компаний, при том, что они сами никуда не инвестируют, они вообще ничем не рискуют. Пример существующего дисбаланса - стоимость электроэнергии в одном из регионов России, где ее оптовая цена составляет 1,6 рубля за 1 кВт/ч, а потребители платят по 4,5 рубля за 1 кВт/ч. Маржа съедается инфраструктурными организациями за пределами рынка. Российское правительство, уже потребовало от энергетиков ограничить ежегодный рост 15%.
Для решения вышеуказанных проблем и достижения целей модернизации электроэнергетики необходимо:
- проведение модернизация электроэнергетики страны на основе внедрения передовых инновационных технологий производства, передачи и распределения электроэнергии. Модернизация электроэнергетики должна включать не только вывод из эксплуатации старого, физически и морально устаревшего оборудования, реконструкцию низкоэффективного оборудования и замену низкоэффективных технологий на современные, но и создание принципиально нового перспективного оборудования и новых «прорывных» энерготехнологий [2];
- технологическое единство электроэнергетики;
- обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение
своих обязательств перед субъектами электроэнергетики [10];
- свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
- соблюдение баланса экономических интересов
поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;
- использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;
- обеспечение недискриминационных и стабильных
условий для осуществления предпринимательской
деятельности в сфере электроэнергетики;
содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения,
электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;
- развитие фундаментальных исследований в области электроэнергетики, основанное на тесной связи академической науки с предприятиями реального сектора, с возможностью последующей коммерциализации созданных совместно инновационных разработок;
- научных работ по созданию новых (в том числе прорывных) технологий, обеспечивающих приоритетное развитие отечественной электроэнергетики;
- создание единой системы эффективного управления развитием и функционированием электроэнергетики РФ, промежуточным звеном которой является создание крупных интегрированных структур.
Список литературы:
1. Богачкова, Л.Ю., Налбандян, М.О. Государственное регулирование цен в современной российской электроэнергетике [Текст] :[монография] / Л.Ю. Богачкова, М.О. Налбандян ; ВолГУ. - Волгоград :Изд-во ВолГУ, 2006. -104 с.
2. Волков Э.П. О концепции модернизации электроэнергетики// Электрические станции, № 9, 2010.- С.5-16.
3. Материалы доклада генерального директора Института проблем естественных монополий Ю.Саакяна, представленного на Московском международном энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке», 2010 г. URL: http://www.mief-tek.com/
4. Научно - исследовательский отчет, выполненный ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского» для Министерства энергетики РФ «Разработка программы модернизации электроэнергетики Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/12683.html
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по модернизации и энергоэффективности в ТЭК от 29 марта
2010 года
6. Портал ОАО «Мосэнергосбыт» http://www.mosenergosbyt.ru/ portal/ page/ portal/site /personal /tarif/mo
7. Светлицкий С.Ю. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: «Стратегические подходы к структурной модернизации в электроэнергетике России»,
2011 г.
8. Стенограмма заседания «Меркурий-клуба» при Торгово-
промышленной палате РФ на тему «Проблемы развития электроэнергетики в свете задач модернизации России» от 18.03.2011г. Электронный доступ: http://www.fomm-
ip.ru/it1 .aspx?s=859&p=36063
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р
10. Юдина Л. На пути к объединению // Мировая энергетика, 2009. №4. С.48-56.
Reference list:
1. Bogachkova, LY, Nalbandian, MO State regulation of prices in the modern Russian power: [monograph] / LY Bogachkova, MO Nalbandian, the Volga. - Volgograd: Publishing House of the Volga, 2006. - 104 p.;
2. Volkov E.P. On the concept of modernizing the power / / Electric Station, № 9, 2010. - P.5-16.;
3. Materials of Director General's report of the Institute of Natural Monopolies Yu.Saakyana presented at the Moscow International Energy Forum "Fuel and Energy Complex of Russia in the XXI century", 2010 URL: http://www.mief-tek.com/;
4. Scientific - research report by JSC "Energy Institute. GM Krzyzanowski "for the Ministry of Energy," Development of a program of modernizing the energy of the Russian Federation for the period up to 2020. "Electronic resource. Access mode: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/12683.html;
5. The list of presidential assignments of the Russian Federation on the modernization and energy efficiency in the energy sector from March 29, 2010;
6. Web of "Mosenergosbyt» http://www.mosenergosbyt.ru/ portal / page / portal / site / personal / tarif / mo;
7. Svetlitsky SY Dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences: "Strategic approaches to structural modernization in the Russian power", 2011;
8. Transcript, "Mercury Club" at the Chamber of Commerce of the
Russian Federation on "Problems of development of electric power in the light of the problems of modernization of Russia" from 03/18/2011. Web: http://www.fomm-
ip.ru/it1 .aspx?s=859&p=36063;
9. The Energy Strategy of Russia until 2030 approved by the Russian Federation Government from 11/13/2009 № 1715-p;
10. Yudin L. Towards unification / / World Energy, 2009. Number 4. P.48-56.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Дранаевой А.А., Русинова А.А. «Проблемы модернизации электроэнергетики РФ»
Статья А. А. Дранаевой, А. А. Русинова посвящена актуальной и дискуссионной теме - проблемам модернизации электроэнергетики РФ. В статье обуславливается значимость государственного регулирования тарифов на электроэнергию, связанная с растущей динамикой доли затрат на электроэнергию в стоимости промышленной продукции, производимой в РФ.
Авторы верно акцентируют внимание на основных проблемах, препятствующих текущей объявленной модернизации отрасли, заключающихся в износе основных фондов, устаревшие энергетические технологии, несовершенство системы управления развитием отрасли, низкий инновационный потенциал отрасли и сокращение научно-технического потенциала отрасли, отсутствие квалифицированных кадров для реализации инновационных проектов и дают общие рекомендации по их решению.
Текст статьи выстроен в соответствии с обозначенными целями и задачами, и позволяет судить о проделанной авторами значительной работе, но, без сомнения, они обозначили лишь некоторые из большого комплекса проблем, стоящих перед электроэнергетикой РФ. Отмеченные недостатки не меняют общее положительное мнение о проведенном исследовании и рецензируемой статье.
Считаем, что статью Дранаевой А. А., Русинова А. А. «Проблемы модернизации электроэнергетики РФ» выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах ВАК.
Заместитель директора
Института мировой экономики и бизнеса
Российского университета дружбы народов,
д.э.н., профессор
Чурсин А. А.