Научная статья на тему 'Задачи совершенствования нормативной базы в области организации движения пешеходов с ограниченными возможностями'

Задачи совершенствования нормативной базы в области организации движения пешеходов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕШЕХОДЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ / DISABLED PEDESTRIANS / PEDESTRIANS TRAFFIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Слободчикова Н. А.

В статье рассмотрены основные проблемы в области организации дорожного движения пешеходов с ограниченными возможностями, проанализировано состояние российских нормативных документов в области проектирования транспортной инфраструктуры городов. Выявлены недостатки существующих нормативных документов с точки зрения обеспечения комфортных условий движения людей с ограниченными возможностями, проанализирован опыт других стран, а также выносятся предложения по развитию нормативной базы Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Слободчикова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT PROBLEMS OF REGULATORY SYSTEM IN THE FIELD OF DISABLED PEDESTRIANS TRAFFIC MANAGEMENT

The article examines the crucial points of disabled pedestrians traffic management, analyses the condition of the Russian regulatory documents regarding designing of city transport infrastructure. The author reveals disadvantages of existing regulatory documents from the point of view of providing comfortable conditions for individuals with disabilities; considers foreign countries experience and submits proposals for regulatory system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Задачи совершенствования нормативной базы в области организации движения пешеходов с ограниченными возможностями»

10. Тарнопольский А.В. Возможности применения вихревых теплогенераторов в технологических процессах // Пром. энерг. 2007.

11. Федоткин И.М., Гулый И.С. Кавитация, кавитационная техника и технология, их использование в промышленности (Теоретические основы производства избыточной энергии, расчет и конструирование кавитационных теплогенераторов). Ч. 2. К : АО "ОКО", 2000.

12. Фоминский Л.П., Сверхединичные теплогенераторы против Римского клуба. Черкассы, 2003.

13. http://ecokom.ru

14. http://terion.info

Информация об авторах

Макотрина Людмила Викторовна, кандидат химических наук, доцент кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-51-40, 89148933483, е-mail: maklv@istu.edu

Селех Евгений Васильевич, студент гр. ВВ-08-1, Иркутский государственный технический университет, тел.: 89149434962, е-mail: ewgen-irk@mail.ru

Information about the authors

Makotrina L.V., Candidate of Chemistry, associate professor, Engineering Communications and Life-Support Systems Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 4051-40, 89148933483, e-mail:maklv@istu.edu

Selekh E.V., student, VV-08-1 group, Irkutsk State Technical University, тел.: 89149434962, е-mail: ewgen-irk@mail.ru

УДК 656.142

ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Н.А. Слободчикова

В статье рассмотрены основные проблемы в области организации дорожного движения пешеходов с ограниченными возможностями, проанализировано состояние российских нормативных документов в области проектирования транспортной инфраструктуры городов. Выявлены недостатки существующих нормативных документов с точки зрения обеспечения комфортных условий движения людей с ограниченными возможностями, проанализирован опыт других стран, а также выносятся предложения по развитию нормативной базы Российской Федерации

Ключевые слова: пешеходы с ограниченными возможностями; организация движения пешеходов.

IMPROVEMENT PROBLEMS OF REGULATORY SYSTEM IN THE FIELD OF DISABLED PEDESTRIANS TRAFFIC MANAGEMENT

N.A. Slobodchikova

The article examines the crucial points of disabled pedestrians traffic management, analyses the condition of the Russian regulatory documents regarding designing of city transport in-

frastructure. The author reveals disadvantages of existing regulatory documents from the point of view of providing comfortable conditions for individuáis with disabilities; considers foreign countries experience and submits proposals for regulatory system of the Russian Federation.

Key words: disabledpedestrians, pedestrians traffic management.

Как свидетельствуют данные из Всемирного доклада об инвалидности (2011 г.), около 15 % населения в мире имеет какие-либо формы инвалидности [1], из них 2 - 4 % испытывают значительные трудности передвижения в повседневной жизни. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10 %.

На уровне практической деятельности и в быту инвалиды и другие маломобильные категории граждан (пожилые люди, пешеходы с детскими колясками) ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами. Городская среда слабо приспособлена для людей с ограниченными возможностями и не только с технической точки зрения, но и на уровне процедур и регламентов функционирования соответствующих служб. Одна из основных проблем - отсутствие доступности к объектам улично-дорожной сети (УДС), которая значительно затрудняет и часто делает невозможным свободное передвижение пешеходов с ограниченными возможностями.

Несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках принятия мер социальной поддержки, реализации областных, государственных социальных программ по социальной адаптации и реабилитации инвалидов, в настоящее время в большинстве городов нашей страны нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы.

В настоящее время учет потребностей маломобильных групп населения при проектировании и строительстве зданий и сооружений регламентируется СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Требования действующего СНиП 35-01-2001 [3] распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда и т. д. Данный документ не дает рекомендаций по обустройству пешеходных дорожек, тротуаров, остановок общественного транспорта и т. п. СНиП 2.07.01-89 дает лишь общие рекомендации по устройству пешеходных дорожек в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением и регламентирует ширину пешеходной части тротуара табл. 1 [2].

Таблица 1

Ширина

пешеходной

Категория дорог и улиц части тротуара, м

Магистральные дороги: скоростного движения -

регулируемого движения -

Магистральные улицы: общегородского значения: 4,5

непрерывного движения

регулируемого движения 3,0

районного значения: 2,25

транспортно-пешеходные

Окончание табл. 1

пешеходно-транспортные 3,0

Улицы и дороги местного значения: улицы в жилой застройке 1,5

улицы и дороги научно-производственных, 1,5

промышленных и коммунально-складских районов 1,5

парковые дороги -

Проезды: основные 1,0

второстепенные 0,75

Пешеходные улицы: основные По проекту

второстепенные То же

СНиП 2.07.01-89 не регламентирует устройство пандусов для съезда инвалидного кресла или детской коляски; использование звуковых сигналов для незрячих пешеходов; уклоны тротуаров и т. д.

Учитывая вышесказанное, представляется интересным опыт других стран. Например, в США в 1990 г. разработан специальный документ «The Americans with Disabilities Act (ADA)» [6], предметом которого является пешеходное движение и передвижения инвалидов. Этот документ юридически защищает гражданские права людей с ограниченными возможностями и формулирует основные требования к организации передвижений инвалидов, обеспечивая полный доступ ко всем бъектам общественной инфраструктуры на всей территории США. Все разрабатываемые программы, руководства и другие нормативные документы по организации движения пешеходов, улучшению благоустройства и дизайна улиц учитывают требования ADA и содержат критерии обеспечения безопасности и удобства движения пешеходов с ограниченными возможностями. К таким критериям относят:

1. «Pedestrian Access Routes (RAR)» Доступность пешеходных путей (дорожек) движения. В любом общественном месте должен быть хотя бы один путь движения для инвалидного кресла или детской коляски, который обеспечит связь между внешними элементами обустройства прилегающей территории (автомобильные парковки, зоны отдыха и ожидания, тротуары и пешеходные переходы, автобусные остановки и т. п.) с элементами обустройства внутренней части зданий (рис. 1) [5].

2. Минимальная ширина тротуара должна обеспечивать свободное движение инвалидного кресла. Например, Florida Department of Transportation [4] предлагает назначать минимальную ширину тротуара 1,5 м.

3. Обеспечение доступности пешеходных сигналов Accessible Pedestrian Signals (APS) (доступное расположение кнопки вызова зеленого сигнала светофора, тактильные указатели, звуковые указатели и т. д.).

4. Применение текстурной разметки на тротуарах, пешеходных переходах и др. путях движения пешеходов для обеспечения безопасности и удобства движения незрячих пешеходов (рис. 2, 3).

5. Пешеходные переходы должны иметь искусственное освещение.

6. Продольный и поперечный уклоны тротуаров должны быть минимальны, чтобы обеспечить удобство движения на инвалидном кресле и костылях (рис. 4, 5).

Рис. 1. Доступность пешеходных путей движения «Pedestrian Access Routes (RAR)»

Рис. 2. Пример применения текстурной разметки на островках безопасности

Рис. 3. Текстурная разметка

Рис. 4. Устройство тротуаров с минимальными уклонами на перекрестках

юфытия на 0,1 м

Рис. 5. Устройство тротуаров и пандусов с минимальными уклонами

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования российских норм и руководств в области организации движения пешеходов с ограниченными возможностями. И, прежде всего, необходимо изучение следующих важнейших вопросов:

1. Выявление препятствий и барьеров, ограничивающих доступность.

2. Разработка процедур расчета геометрических параметров объектов УДС, используемых пешеходами с ограниченными возможностями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Резюме «Всемирный доклад об инвалидности». Всемирная организация здравоохранения, 2011 г. - С. 28.

2. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

3. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

4. Florida Pedestrian Planning and Design Handbook. - Florida Department of Transportation. University of North Carolina Highway Safety Research Center. USA. 1999. P. 141

5. Pedestrian & Streetscape Guide. - Georgia Department of Transportation. USA. 2003

P. 222.

6. The Americans with Disabilities Act of 1990.

Информация об авторе

Слободчикова Н.А., кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 67-14-17, e-mail: Skulbedenko@yandex.ru

Information about the author

Slobodchikova N.A., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Thoroughfares Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 67-14-17, e-mail: Skulbedenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.