БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. www.2gis.ru
2. Строительные нормы и правила. СНиП 23-01-99 Строительная климатология. М. : ФГУП ЦПП, 2006. 87 с. [Текст] ISBN 5-88111-111-7.
3. http://irkutsk-meteo.ru/
4. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Информация об авторах
Селех Евгений Васильевич, студент, тел.: 89247080270, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Судникович Вера Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения», тел.: 89025610609, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Selekh E.V., undergraduate, tel.: 89247080270, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Sudnikovich V.G., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Department engineering services and life-support systems, tel.: 89025610609, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 656.142
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЗАДЕРЖЕК ПЕШЕХОДОВ ПРИ ЖЕСТКОМ
РЕЖИМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Н.А. Слободчикова
В качестве критерия оптимизации организации движения на отдельном пересечении или критерия оценки качества проекта планировки пересечения большое распространение получила величина средней задержки регулирования. В статье рассмотрены и проанализированы основные методики расчета задержек пешеходов при жестком режиме регулирования светофорной сигнализации.
Ключевые слова: задержки пешеходов, организация движения пешеходов.
GUIDELINE METHODOLOGIES OF CALCULATING PEDESTRIAN DELAYS DUE HARD AND FAST TRAFFIC CONTROL
N.A. Slobodchikova
As an optimization criterion of traffic control in a single interchange or criteria for evaluating quality of project of intersection layout there was widespread use of value of average delay due traffic control. In the article examined and analyzed the main methodologies of calculating pedestrian delays due hard and fast traffic signal priority.
Key words: pedestrian delays, pedestrian guiding traffic.
Метод Претти (Pretty's method 1979 г.) [3].
Формула для определения задержки при пересечении однорядного транспортного потока на регулируемом перекрестке основана на непрерывном прибытии пешеходов:
d = 2C (c - w)2, (1)
где dj - средняя задержка пешеходов при пересечении однорядного транспортного потока, чел-ч/ч; Р - интенсивность, чел/ч; С - длительность цикла, с; w - длительность разрешающего (пешеходного) сигнала, с.
При пересечении двухрядного транспортного потока на перекрестке и при условии 0.5C^2w
d2=Pd(0.75C-w)2, (2)
где d2 - средняя задержка при пересечении двухрядного транспортного потока, чел-ч/ч; Pd - интенсивность, чел/ч.
При наличии полностью пешеходной фазы:
P + P
di&2 (C -w)2. (3)
dp =v—; = 7 , (5)
Метод Роддина (Roddin's Method 1981 г.) [3] основан на предположении о случайном прибытии пешеходов и ТС постоянной длительности цикла, полном подчинении светофорной сигнализации:
D = F(R - A) (4)
[2(G - R - A)]'
где D - средняя задержка пешеходов, с; F - доля пешеходов, которые прибывают на запрещающий сигнал и ожидают разрешающий сигнал; R - длительность красного сигнала, с; А - длительность желтого или мигающего зеленого сигнала, с; G - длительность зеленого сигнала, с.
Позднее Браун и Роддин модифицировали это уравнение [3, 4]:
(R + A)2 = 0,5(C - g )2 2C C
где dp- средняя задержка пешехода при движении через регулируемый пешеходный переход, с; С - длительность цикла регулирования, с; g - длительность разрешающего сигнала, с; R - длительность красного сигнала, с; А - длительность мигающего запрещающего сигнала, с.
Это уравнение получило широкое распространение. Однако данное уравнение не учитывает долю пешеходов, которые пересекают проезжую часть на запрещающий сигнал, в связи с чем Браун и Родин предложили следующую модификацию уравнения:
dr = F±RR+AL, (6)
p 2C
где F - доля пешеходов, подчиняющихся светофорной сигнализации.
Эта формула предполагает, что пешеходы, которые пересекают проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, не испытывают задержки.
В результате проведенных исследований [8] Вирклер обнаружил, что количество пешеходов, пересекающих проезжую часть на запрещающий мигающий сигнал, составляет 69 %. Он модифицировал модель пешеходной задержки, полученную Брауном и Род-дином (6):
= [C -(G + 0.69A)]2 2C '
где D - средняя задержка пешеходов, с; С - длина цикла регулирования, с; G - длительность разрешающего сигнала, с; А - длительность мигающего запрещающего сигнала.
Вирклер сравнил значения, полученные по этому уравнению, со значениями фактически измеренной задержки на 18 переходах в Брисбане (Австралия) и нашел, что уравнение предсказало задержку приблизительно на 1 % выше, чем наблюдаемые значения.
В основе рассмотренных выше моделей лежит длительность цикла регулирования и его элементов. При моделировании задержек с использованием вызывных устройств необходимо учитывать вероятностный характер пешеходных потоков [1, 2].
Метод Данна и Претти (Dunn and Pretty's Method 1984 г.) [3]. Авторы предложили следующее выражение пешеходной задержки для регулируемого пешеходного перехода с вызывным устройством «Pelican» рис. 1:
ё = + ^05) - при ширине проезжей части 7,5 м (две полосы движения),
(8)
d _ (g +15)--при ширине проезжей части 15 м (4 полосы движения),
(9)
2( % + 20)
где ё - средняя задержка пешеходов, с; % - длительность зеленого сигнала для транспортных средств, с.
Выражения в знаменателе представляют собой длину цикла, в случае полного подчинения светофорной сигнализации.
Рис. 1. Схема светофорной сигнализации регулируемого пешеходного перехода с вызывным устройством «Pelican»
Метод Гриффита (Griffiths et al.'s Method 1984 г.) [3]. Данный метод основан на исследованиях в области моделирования работы пешеходного перехода Pelican, шириной до 10 м. Было обнаружено увеличение пешеходной задержки при увеличении интенсивности транспортного и пешеходного потоков. Увеличение длительности зеленого сигнала для ТС с 20 до 40 с. привело к резкому возрастанию пешеходной задержки при интенсивности движения более 1000 авт/ч в обоих направлениях. На рис. 2 и 3 представлены результаты этих исследований.
Формула расчета задержек пешеходов для дороги с двумя полосами движения с интенсивностью движения ТС ниже 1500 авт/ч
dr _Г60_
p I11 1100
+
4 ^ dT
Д100 11) jjy2
(10)
При интенсивности движения транспортных средств свыше 1500 авт/ч
dP _
(11)
где ёр - общая задержка пешеходов, с; V - интенсивность транспортных средств, авт/ч; /л - интенсивность пешеходов, пеш/ч;
v
Рис. 2. Зависимость средней задержки пешеходов от интенсивности движения ТС на пешеходном переходе «PeHcan». Длительность разрешающего сигнала для транспортных средств — фиксированная и составляет 20 с
Рис. 3. Зависимость средней задержки пешеходов от интенсивности движения ТС на пешеходном переходе «PeИcan»
Практически все модели задержек пешеходов предполагают полное подчинение светофорной сигнализации, исключение составляет формула Вирклера (7). Формула Вирклера основана на исследованиях, проведенных в Австралии, и не может быть применима для практических расчетов в нашей стране, поэтому, несмотря на то, что формула Брауна и Роддина была разработана в 80-х годах прошлого столетия, до сих пор не получено более точной методики расчета задержек пешеходов на регулируемых пересечениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брайловский Н.О., Грановский Б.И. Моделирование транспортных систем. М. : Транспорт, 1978. 125 с.
2. Математическое моделирование и оценка условий движения автомобилей и пешеходов / В.М. Кисляков, В.В. Филиппов, И.А. Школяренко М. : Транспорт, 1979. 200 с.
3. http://www.tfhrc.gov/safety/pedbike/pubs/98-107/contents
4. Mark R. Virkler Signal Coordination Benefits for Pedestrians Transportation Research Record 1636.
Информация об авторе
Слободчикова Н.А., кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги», тел.: (3952) 67-14-17, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Slobodchikova N.A., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Thoroughfares Department, tel.: (3952) 67-14-17, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 628.212.2
ВАРИАНТЫ ОТВОДА ПОВЕРХНОСНОГО СТОКА С ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЛОЩАДКИ
В.Г. Судникович, А.С. Кудрявцев
Проведен сравнительный анализ систем водоотведения поверхностных вод промышленного предприятия. Приведен качественный состав поверхностного стока.
Ключевые слова: дождевые, талые сточные воды, трубопроводы «КОРСИС», очистка поверхностных сточных вод.
VARIANTS OF DERIVATION OF LAND DRAINAGE FROM INDUSTRIAL SITE
V.G. Sudnikovich, A.S. Kudryavtsev
Comparison study of derivation of land drainage from industrial site was performed here. Qualitative composition of land drainage provided in the article.
Key words: rainwater, snowmelt disposal, «KORSIS» wasteline, sewage disposal.
Важнейшей частью благоустройства любой территории является создание системы организованного отвода дождевых и талых вод.
Из практики расчета и проектирования систем отведения поверхностного стока с территорий промышленных площадок известно, что организация отвода поверхностных вод решается в процессе вертикальной планировки площадки промышленного предприятия.
В настоящей работе рассмотрены варианты проектных решений организации централизованного отвода поверхностного стока с территории промышленного предприятия второй группы для климатических условий города Иркутска.
Для определения расчетного расхода были приняты следующие постоянные значения: коэффициент, учитывающий заполнение свободной емкости сети в момент возникновения напорного режима, - 0,7; период однократного превышения расчетной интенсивности дождя - 1 год; показатели степени п и у - 0,6 и 1,54 соответственно; среднее количество дождей за год - 90 и интенсивность дождя - 70 л/с на 1 га, про-