Научная статья на тему 'Задачи принятия решений в условиях стратегического партнерства'

Задачи принятия решений в условиях стратегического партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ИНИЦИАЦИИ ПРОЕКТА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / TASKS OF PROJECT INITIATION / DECISION MAKING / STRATEGIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрахим Ияд Ахмад, Грошев В. Н.

Рассмотрены аспекты задач принятия решений о стратегическом партнерстве применительно к стадии инициации проекта. Предложена классификация задач инициации проекта и даны математические формулировки трех классов задач. Приведен содержательной пример.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрахим Ияд Ахмад, Грошев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es sind die Aspekte der Aufgaben der Beschlüssenannahme über der strategischen Partnerschaft in Bezug auf die Stufe der Projekterregung untersucht. Es ist die Einordnung der Aufgaben der Projekterregung angeboten und es sind die matematischen Abfassungen der drei Klassen der Aufgaben gegeben, und es ist das inhaltsreiche Beispiel aufgeführt.Sont examinés les aspects des problèmes de ladoption des solutions sur des partenaires stratégiques appliqués au stade de linitiation du projet. Est proposée la classification des problèmes de linitiation du projet et sont données les formules de trois groupes des problèmes; est cité un exemple de contenu.The tasks of making decisions about strategic partnership concerning the stage of project initiation are studied. The classification of the tasks for project initiation is proposed; mathematical formulations of three types of tasks are made; the vivid example is given.

Текст научной работы на тему «Задачи принятия решений в условиях стратегического партнерства»

УДК 658

ЗАДАЧИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Ибрахим Ияд Ахмад, В.Н. Грошев

Кафедра «Конструирование радиоэлектронных и микропроцессорных систем» ТГТУ

Представлена членом редколлегии профессором Ю.Л. Муромцевым

Ключевые слова и фразы: задачи инициации проекта; принятие решения; стратегическое партнерство.

Аннотация: Рассмотрены аспекты задач принятия решений о стратегическом партнерстве применительно к стадии инициации проекта. Предложена классификация задач инициации проекта и даны математические формулировки трех классов задач. Приведен содержательной пример.

В настоящее время стратегическое партнерство в России и за рубежом является актуальной проблемой. Сегодня связи между организациями внутри страны и с зарубежными партнерами основываются на взаимных потребностях и предполагают взаимовыгодные связи, доступ к современным технологиям, базам ресурсов, повышение производительности.

Выработка и принятие решения о стратегическом партнерстве (СП) применительно к наукоемкой продукции представляет собой сложную задачу, которую следует рассматривать с позиций масштабного проекта в области высоких технологий. Основными этапами (фазами) жизненного цикла такого проекта являются: инициация, концепция, постановка задачи, формирование команды, определение, проектирование и т.д. [1, 2].

Вместе с тем, по сравнению с этапами, относящимися к «средним» фазам жизненного цикла проекта (проектирование, разработка, производство), для выполнения которых предложено большое число математических методов (функциональное моделирование, методы всеобщего управления качеством, критического пути и др.), при выполнении начальных этапов в основном используются методы экспертных оценок, мозгового штурма, принцип последовательного разбиения, тройственная оценка, список первой десятки и некоторые другие, представляющие собой скорее рекомендации (руководство по проведению совещаний, установление целей, ключевые факторы успеха и т.п.) [3 - 8]. Особенно это относится к этапу инициации проекта, который в научной литературе освещен недостаточно. Поэтому рассмотрение данных аспектов важно для стратегического партнерства на этапе инициации проекта и является актуальной задачей.

Под инициацией будем понимать начальную стадию жизненного цикла проекта, в результате выполнения которой принимается решение о запуске проекта в производство или о его неперспективности, а выполнение данной стадии будем рассматривать как решение задачи инициации проекта (ЗИП).

Следует заметить, что решение о нецелесообразности конкретного стратегического партнерства может приниматься и в результате выполнения других этапов жизненного цикла.

Стороны, участвующие в принятии решения о стратегическом партнерстве, будем называть организацией, применительно к которой решается задача инициации проекта, а другую - потенциальным партнером .

В зависимости от стороны инициатора стратегического партнерства возможны три класса задач инициации проекта.

К задачам инициации проекта первого класса (ЗИП1) будем относить задачи, в которых инициатором выступает сама организация, в задачах второго класса (ЗИП2) организация рассматривает предложение от потенциального партнера, задачи третьего класса (ЗИПЗ) имеют место, когда они возникают непосредственно (непреднамеренно) в ходе переговоров (встречи) двух руководителей (организации и потенциального партнера).

Задача первого класса формулируется следующим образом. В организации имеется одна или несколько проблемных ситуаций, которые могут быть разрешены в условиях стратегического партнерства. Например, внедрение научных разработок, совместное производство высокотехнологичной продукции, расширение рынка сбыта, привлечение партнера для участия в тендере и т.п. Известны требования к кандидатурам потенциальных партнеров. Требуется принять решение, для каких потенциальных партнеров подготовить предложения (в виде первичных документов) о стратегическом партнерстве.

Для математической постановки ЗИП1 введем следующие обозначения:

О = {#!,...,Пп} - множество проблемных ситуаций в организации;

К = {^1,., Кт} - множество кандидатур для стратегического партнерства; 10 ={л0,-, } - информация о партнерах в текущий момент времени; 1 во - ин-

формация о внешнем окружении; Q - критерий, характеризующий цели стратегического партнерства для решения проблемной ситуации; § = (О1,...,О1) - массив ограничений, которым должен удовлетворять партнер для достижения целей организации; ^ =(Ко,Я\,...,Я^) - варианты результата решения ЗИП1; Ко - подмножество К, элементы которого удовлетворяют ограничениям §; К - принимаемое решение из ^1; К"я - подмножество К, соответствующее Я .

Таким образом, необходимо выбрать решение Я из множества Я1, при этом Кя должно доставлять экстремум критерию Q с учетом информации 1 о и 1во, кроме того Кя должно удовлетворять необходимым ограничениям §, т.е. Кя Е Ко . Математически ЗИП1 может быть записана следующим образом

п

КR = argcxtr Q (К,o 11, ?B0)/КG *ф

КеКДеО

п( KR (R) £ KG /1, ?B0). (1)

Задача второго класса заключается в следующем. Организация наряду с проблемами имеет ряд сильных сторон и возможностей. Для их реализации она получает предложение о стратегическом партнерстве от одного или нескольких потенциальных партнеров. Надо выработать решение о целесообразности запуска проекта по стратегическому партнерству. В случае одного потенциального партнера \К\ = 1 и |1о | = 1, изменяется множество вариантов результатов решения (обозначим его ^2) и вводится ограничение на срок выработки решения А/, т.е. Д/ <Д/доп. Математически ЗИП2 может быть записана следующим образом

(R е R2 )п [(G (К), i = 1, / /1(К), ?во VК * ф] п(а/(R) < А/доп.). (2)

Здесь О,(К), О,- - значение 1-го ограничивающего параметра для партнера К; 1(К - информация о К, Д(Я) - время, затраченное на Я . Следует заметить, что

в (2) Я не содержит варианта об окончательном отклонении предложения.

В задачах третьего класса обе стороны рассматриваются как инициаторы партнерства. Эти задачи отличаются от первых двух жестко установленными сроками принятия решения, т. е. практически решаются в реальном времени (за время 5/ □ Д/доп в (2)). Математически ЗИПЗ записывается в виде

(Яе Я3/К *ф)п(о, (К)е ДО,, , = 1,///(К)/1во) п(д/(Я)) < 5/. (3)

В каждом классе задач можно выделить подклассы, учитывающие различные особенности используемых множеств и значений §, Я, 10, Q.

В качестве примера рассмотрим решение ЗИП1. Организация - научный коллектив кафедры технического вуза, разработавший новый прибор для оперативного неразрушающего контроля свойств материалов. Множество проблемных ситуаций О включает: П1 - малый спрос на прибор в регионе; П2 - недостаточно средств для выпуска партии приборов; П3 - недостаточно средств для аттестации и сертификации; П4 - отсутствие службы маркетинга. Рассматриваются следующие кандидатуры для СП: К1 - европейская фирма, выпускающая стационарные высокоточные установки контроля свойств веществ; К2 - европейская фирма, выпускающая приборы контроля свойств материалов с использованием других методов; К3 - российский завод, специализирующийся на выпуске электронных средств. Имеющаяся информация 10, 1во приведена в табл. 1.

Для критерия используется вектор Q = (д1, д2, д3), здесь д1 - размеры рынка сбыта; д2 - объем привлекаемых средств для выпуска приборов; д3 - затраты на использование прибора.

Таблица 1

Ki Информация (10,1во)

K1 Технические характеристики стационарной высокоточной установки. Стоимость установки. Инструкция по эксплуатации. Недостатки для использования в технологическом процессе (большое время одного измерения, высокая стоимость) Имеется один действующий образец на предприятии города

К2 Технические характеристики прибора. Нет сведений об использовании приборов в регионе

К3 Предприятие формирует план выполнения опытно конструкторских работ и выпуска новой продукции. Предприятие испытывает трудности с выпуском конкурентоспособной продукции

Внешнее окруже- ние В каждом регионе число потребителей приборов ограничено числом предприятий, выпускающих строительные и теплозащитные материалы, а также исследовательскими организациями и вузами

Массив ограничений § включает следующие: О1 - достоверность информации о партнерах; О2 - уверенность в выполнении партнером принимаемых им обязательств (если соглашение о СП будет достигнуто); О3 - отсутствие негативных сведений о партнере (финансовая несостоятельность, низкое качество продукции, старое оборудование и т.д.).

Возможные варианты решения: Я0 - отказаться от СП с фирмами К1, К2, К3 ;

Я1 - собрать дополнительную информацию Д/0 , , = 1, 2, 3 о партнерах; Яj - выбрать одного из партнеров для ведения переговоров.

Таким образом, для данного множества потенциальных партнеров К = {К1, К2, К3} на основе информации 10 = (101 103); 1во при имеющихся проблемах

О = {П1, П2, П3, П4} и ограничениях § = {О1, О2, О3} требуется выбрать решение Я е {Я0, Я1, Я^}, соответствующее критерию Q = д2, д3).

Список литературы

1 Айзерман, М.А. Выбор вариантов: основы теории / М.А. Айзерман, Ф.Т. Алексеров. - М.: Наука, 1990. - 240 с.

2 Арчибальд, Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами: пер. с англ. / Р. Арчибальд. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 464 с.

3 Бешелев, С.Д. Экспертные оценки / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - М.: Наука,1973. 160 с.

4 Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глубкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глубкина. - М.: Радио и связь, 1999. - 600 с.

5 Таха Хэмди, А. Введение и исследование операций: пер. с англ. / Хэмди А. Таха. - М: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 912 с.

6 Муромцев, Д. Ю. Принятие решений с использованием байесовского подхода и экспертных оценок / Д.Ю. Муромцев, Л.П. Орлова, А.И. Козлов // Вестник ТГТУ. - Тамбов, 2003. Т. 9. № 1. С.15-24.

7 Чейз, Р.Б. Производственный и операционный менеджмент: пер. с англ. / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 704 с.

8 Черемных, С.В. Структурный анализ систем. 1ЕЕГ-технологии / С.В. Че-ремных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. - М.: Финансы и статика, 2001. - 208 с.

Decision Making in Terms of Strategic Partnership

Ibrakhim Iad Akhmad, V.N. Groshev

Department «Designing of Radio-electronic and Microprocessor Systems » TSTU

Key words and phrases: tasks of project initiation; decision making; strategic partnership.

Abstract: The tasks of making decisions about strategic partnership concerning the stage of project initiation are studied. The classification of the tasks for project initiation is proposed; mathematical formulations of three types of tasks are made; the vivid example is given.

Aufgaben der Beschlissenannahme unter den Bedingungen der strategischen Partnerschaft

Zusammenfassung: Es sind die Aspekte der Aufgaben der

Beschlussenannahme uber der strategischen Partnerschaft in Bezug auf die Stufe der Projekterregung untersucht. Es ist die Einordnung der Aufgaben der Projekterregung angeboten und es sind die matematischen Abfassungen der drei Klassen der Aufgaben gegeben, und es ist das inhaltsreiche Beispiel aufgefuhrt.

Problemes de l’adoption des solutions dans les conditions de l’existence des partenaires strategiques

Resume: Sont examines les aspects des problemes de l’adoption des solutions sur des partenaires strategiques appliques au stade de l’initiation du projet. Est proposee la classification des problemes de l’initiation du projet et sont donnees les formules de trois groupes des problemes; est cite un exemple de contenu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.