ны ближайшего развития» при обучении ребенка Л.С. Выготского (2005), оригинальная научно-педагогическая концепция эвристического обучения А.В. Хуторского (2003), концепция построения этапа предварительной подготовки в спортивных играх Ю.М. Макарова (1993), в которой акцентируется необходимость специального формирования психического компонента в структуре подготовленности занимающихся.
ВЫВОДЫ
1. Результаты исследования дают основание сделать заключение о перспективности направленного педагогического воздействия на формирование в органичном единстве моторного и психического компонентов, специальных качеств мышления и развития творческих способностей юных игровиков на начальном этапе подготовки.
2. На основе проведенного исследования выявлена необходимость внесения корректировок в действующую поурочную программу ДЮСШ и СДЮШОР по перераспределению времени по видам подготовки и включении в нее отдельного раздела психологической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -М. : Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2005. - 512 с.
2. Макаров, Ю.М. Этап предварительной подготовки в спортивных играх / Ю.М. Макаров ; ФОК «Спортивные игры», ВГИФК. - Великие Луки : [б.и.], 1993. - 120с.
3. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Осипенко ; Смоленская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Смоленск, 2006. - 137 с.
4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ
С.Л. Мамонтов, Г.Е. Журавский
Целью профессионального отбора является определение пригодности человека к работе по избранной специальности путем выявления лиц, которые по своим индивидуальным качествам соответствуют требованиям конкретной профессии. Для достижения этой цели предусматривается оценка специальных данных, уровня общеобразовательной подготовки, состояния здоровья кандидатов и их способностей к конкретной профессии.
В настоящее время интенсивно разрабатываются организационные и методические основы профессионального отбора. Совершенствуются общеобразовательный и социальный его виды, отбор по медицинским показателям; начинает все шире использоваться психофизиологический отбор. В условиях быстрого научно-технического прогресса резко возросли требования к психофизиологическим показателям различных специалистов, как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных Силах. Поэтому дальнейшее развитие профессио-
нального психофизиологического отбора приобретает большое общегосударственное значение.
Отечественный и зарубежный опыт использования профотбора свидетельствует о его высокой производственной, экономической и военной целесообразности. Он позволяет уменьшить отсев и сократить финансовые затраты на подготовку специалистов на 30-40%.
Основными задачами профессионального отбора специалистов подводного плавания и спортсменов-подводников являются:
- определение годности кандидатов к службе в качестве легководолаза ВМФ по состоянию здоровья;
- выявление степени пригодности к обучению плаванию под водой в легководолазном снаряжении;
- долгосрочный прогноз эффективности деятельности под водой.
Психофизиологическими основами профессионального отбора являются
представления о природе и структуре профессиональных способностей. Не существует способностей вообще, есть способности к той или иной деятельности. Любая работа сложна и многообразна и предъявляет требования к различным психическим и физическим качествам личности. Вот почему способность к определенному виду деятельности нельзя выявить с помощью одной характеристики человека. Это всегда комплекс взаимосвязанных качеств, степень выраженности которых у разных людей неодинакова.
Существую различные представления о природе профессиональных способностей. С одной точки зрения способности - это биологические детерминированные свойства личности, которые наследственно обусловлены и не изменяются в процессе жизни человека. С другой - способности всецело определяются средой и воспитанием, то есть, обусловлены только социально. Природные задатки не только составляют первичную основу способностей, которые оказывают существенное влияние на характер процессов восприятия и переработки информации, а также на поведение человека, но и благоприятствуют их развитию.
Выражением наследственно обусловленных качеств могут быть типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Наука располагает убедительными данными о роли и влиянии основных нервных процессов на поведение человека, сущность его обучения и деятельности, а также на развитие тех или иных способностей.
В процессе онтогенеза под влиянием социальных факторов и факторов внешней среды изменяются свойства личности индивидуума. Развитие приспособительных реакций организма в ответ на изменение условий существования тесно взаимосвязано с регуляторной функцией центральной нервной системы и ее пластичностью, за счет которых обеспечивается адекватное энергетическое и информационное взаимодействие организма и среды. Таким образом, учение И.П.Павлова о формировании условно-рефлекторных связей, типах высшей нервной деятельности, взаимодействии сигнальных систем действительности является естественнонаучной основой профессионального психофизиологического отбора.
Таким образом, представления о природе профессиональных способностей, динамической структуры личности, закономерностях формирования условно-рефлекторных связей и учение о типах высшей нервной деятельности
являются физиологической основой профессионального психофизиологического отбора.
Ведущий принцип профессионального отбора - комплексность, которая определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способностей. Отбор легководолазов должен базироваться на всестороннем изучении личности кандидатов, а решение об их профессиональной пригодности должно выноситься с учетом совокупности физических, физиологических, психических, моральных характеристик, а также состояния здоровья и мотивации.
Принцип этапности отбора обусловлен целесообразностью решения его задач в строго определенной последовательности, что в значительной степени уменьшает объем необходимых исследований и облегчает определение профессиональной пригодности. Выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития и др.), психофизиологический (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии) этапы отбора, а также заключительный или контрольный (оценка эффективности, как отдельных этапов отбора, так и всех мероприятий в целом).
Принцип динамичности отбора предполагает необходимость оценки способностей человека к конкретной работе с позиций их развития и изменения в процессе воспитания, обучения, тренировки, работы по специальности. Динамическое (пролонгированное) наблюдение за подводными пловцами позволяет накапливать информацию о профессиональной пригодности их как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях. Эти сведения необходимы для уточнения прогноза успешности обучения и работы по специальности, а также при выборе вида деятельности.
Дифференцированность отбора - один из важнейших его принципов, в соответствии с которым определяется целесообразность разработки мероприятий профессионального отбора на конкретные специальности. Показаниями к проведению отбора являются экстремальные условия и сложность деятельности: высокие требования, предъявляемые профессией к человеку; зависимость успешности обучения по специальности от состояния профессионально значимых качеств личности; выраженные различия в эффективности работы специалистов и т.д. Дифференцированное прогнозирование предполагает разработку мероприятий по отбору не на одну, а на группу специальностей, объединенных по критерию общности основных элементов структуры деятельности профессионально значимых качеств личности.
В соответствии с принципом изменчивости критериев отбора предусматривается их уточнение при накоплении данных об эффективности прогноза успешности обучения и работы по специальности.
Принцип активности отбора предполагает использование результатов комплексного обследования кандидатов для рационального устройства и компоновки пультов управления (антропометрические данные), индикаторов (результаты исследования чувствительности анализаторов); для разработки физиологически обоснованных методов обучения, формирования и тренировки необходимых навыков и профессионально важных качеств личности (данные психофизиологического обследования); для обоснования и использования не-
специфических средств мобилизации и расширения физиологических резервов организма (физическая подготовка, закаливание и др.).
Организация и методика исследования профессиональных способностей включают:
- разработку и практическую проверку критериев прогноза профессиональной пригодности;
- определение организационных форм проведения психофизиологического обследования;
- анализ особенностей деятельности подводных пловцов с целью выявления требований, предъявляемых профессией к качествам личности;
- выбор методических приемов исследования профессионально значимых качеств и их соответствия требованиям прогностической информативности, надежности и др.
Основы медицинского отбора и освидетельствования подводных пловцов связаны с особенностями труда, с воздействием на организм человека целого ряда факторов внешней среды. При определенных экстремальных условиях возникает необходимость привлечения к данному виду деятельности лиц с отличным состоянием здоровья, хорошо физически развитых, выносливых и дисциплинированных.
Медицинский отбор подводных пловцов производится в соответствии с действующими приказами и положениями (инструкциями) по отбору военных специалистов. Дополнительные требования и ограничения, предъявляемые к водолазам различных категорий, представлены в Положении о медицинском отборе и освидетельствовании водолазов ВМФ. Для водолазов глубоководников важными показателями являются: возраст - до 35 лет; хорошее физическое развитие; рост - в пределах 170-186 см; соответствие массы тела росту; отсутствие признаков органных повреждений и функциональных расстройств нервной системы; высокая эмоциональная устойчивость; характерологические черты сильного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятельности; полноценная сердечно-сосудистая система; пульс в покое - 50-70 уд./мин; максимальное артериальное давление - 125-100 мм рт. ст.; минимальное - в пределах 80-55 мм рт. ст.; отсутствие каких-либо признаков нарушения венозного кровообращения; отсутствие патологии органов дыхания; ЖЕЛ - не менее 4000 см 3; время задержки дыхания на выдохе - не менее 30 с; высокие функциональные резервы по результатам определения показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем при проведении функциональных проб с дозированной физической нагрузкой; отсутствие заболеваний органов системы пищеварения; нормальный прикус; полноценный опорно-двигательный аппарат; отсутствие обширных рубцов мягких тканей и нарушений подвижности конечностей; полноценная функция пальцев кистей; нормальная барофункция обоих ушей и придаточных полостей носа; нормальная речь с ясным и четким произношением слов; острота зрения - не ниже 0,8 на каждый глаз; отсутствие в анамнезе частых острых респираторных заболеваний, предрасположенности к гнойно-воспалительным заболеваниям кожи и подкожной клетчатки, вяло текущих инфекций.
При отборе кандидатов следует отдавать предпочтение лицам, окончившим морские школы, прошедшим курс водолазной подготовки, а также юношам, систематически занимающимся спортом и имеющим спортивные разря-
ды по подводному и спортивному плаванию, бегу на средние и длинные дистанции, лыжам, гребле и др. Неумение плавать не считается противопоказанием к обучению специальности водолаза.
Отбор проводит комиссия, к работе в которой обязательно привлекаются: врач-физиолог (председатель), терапевт, хирург, окулист, стоматолог, невропатолог, отоларинголог, дерматолог и водолазный специалист. Большое значение имеют показатели функциональных нагрузочных проб сердечнососудистой и дыхательной систем, дающих возможность объективной количественной оценки приспособительных физиологических возможностей организма обследуемого к гипоксии. Установлена высокая корреляция чувствительности организма к дефициту кислорода и воздействию самых различных неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе специфических для подводного погружения (гипероксия, декомпрессионное газообразование, наркотическое действие индифферентных газов и т.п.).
На фоне хорошего физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы первостепенное значение в успешности профессиональной деятельности подводных пловцов имеют их психофизиологические качества и физическая подготовленность. Для деятельности подводников следует отбирать спортсменов I разряда, занимающихся многоборьями (подводным многоборьем, современным и морским пятиборьем, офицерским четырехборьем и др.), т.е. теми видами, в которых есть плавание и стрельба.
Ориентиром при профессиональном отборе для ускоренного обучения плаванию под водой в легководолазном снаряжении может служить модель подводного пловца, включающая две группы тестов.
Первая группа - физическое развитие и функциональное состояние организма:
рост - 175 ± 8 см;
вес - 73 ± 6 кГ;
ЖЕЛ - 5700 ± 500 см 3;
окружность грудной клетки - 96 ± 6 см;
становая сила относительно собственного веса - 2,1 ± 0,2;
сила кисти - 54 ± 6 кГ;
жизненный показатель - 78 ± 8 см 3/кГ;
показатель Кетле - 420 ± 25 г/см;
индекс Эрисмана - 10 ± 4 см;
индекс Гарвардского «степ - теста» - 90 ± 6.
Вторая группа - физическая подготовленность, в которую входят упражнения, определяющие основные физические качества: кросс 3000 м - 12,00 ± 0,20 (мин, с); бег 100 м - 14,8 ± 0,7 с;
подъем переворотом - 6 ± 3 раз и упражнения, определяющие необходимые прикладные навыки и специальные качества: плавание 100 м вольным стилем - 80 ± 15 с; плавание 100 м в ластах - 70 ± 10 с;
плавание 400 м в комплекте № 1 с плавательной доской в руках - 400 ±
60 с.
Чем короче сроки обучения подводному плаванию, тем выше требования профессионального отбора по тестам физического развития и физической
подготовленности. Кроме приведенных выше тестов при отборе учитываются медицинские и психологические показатели.
Как показало итоговое тестирование у отобранных таким образом военнослужащих без особых осложнений за отведенное программой время формируется твердый навык в подводном плавании.
МЕСТО ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРЖАНТА КУРСАНТСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
А. В. Марков
Актуальность. Требования к личности сержанта курсантского подразделения как к учителю и воспитателю подчиненных в современных условиях постоянно возрастают. Это обуславливается объективной потребностью субъектов военно-педагогического процесса в непрерывном и адресном воздействии на курсантов в учебное и вне учебное время. Последнее возможно только при условии качественного выполнения офицерами учебных подразделений и сержантами функций педагога. Однако далеко не всякий сержант обладает необходимыми для этого способностями и личностным авторитетом. Тем самым возникает противоречие между необходимостью в целостном психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования будущих офицеров и отсутствием лидерских качеств у всех сержантов как воспитателей.
Проблемная ситуация. Изучение практики деятельности курсовых офицеров показывает, что основу воспитания лидерских качеств у курсантов составляет их собственный служебный опыт. В связи с тем, что этот опыт зачастую обладает определенной уникальностью, возникает риск культивирования негативных элементов в курсантской среде с последующим переносом данного опыта в войсковую практику. Отсюда необходимо формировать у самих курсовых офицеров ясные установки в этой области на основе современных принципов теории управления и воинской этики. Для таких людей необходим высокий уровень инициативы, активности, волевых качеств, организаторских способностей, заинтересованности в достижении групповых целей и, наконец, они должны обладать достаточной общительностью и личной привлекательностью. В то же время до сих пор непонятно - нужны ли личности специфические (уникальные) качества лидера (сила и подвижность нервных процессов, способность к сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности и целый ряд других качеств)? Проведенные исследования показывают, что одних черт недостаточно для достижения ведущего влияния, необходимы другие, дополнительные факторы.
Таким образом, ни черты личности, ни особенности поведения и ситуации, в которых приходится действовать лидеру, сами по себе не выявляют системные источники и механизмы феномена лидера и лидерства. Как представляется, лидером может стать человек способный к «подстройке» своей личности или конструктивному самоопределению в интересах достижения целей совместной деятельности. Тем самым лидерские качества, лидерское поведение могут быть развиты и улучшены посредством обучения и воспитания.
С чего же начинать в этой области? По всей видимости с изменения структуры военного образования.