Научная статья на тему 'Средства и последовательность обучения технике плавания под водой'

Средства и последовательность обучения технике плавания под водой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства и последовательность обучения технике плавания под водой»

СРЕДСТВА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ ПОД ВОДОЙ

Г.Е. Журавский, С.Л. Мамонтов

Подводное плавание является не только элементом военнопрофессиональной подготовки легководолазов, но и фундаментальным средством физической и психологической подготовки. Продолжительное плавание в легководолазном снаряжении используется для овладения важными профессиональными навыками и умениями, повышения устойчивости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов водной среды и воспитания общей и специальной выносливости.

Упражнения подводного плавания выполняются в специфической среде, которая способствует формированию и совершенствованию пространственно -го ориентирования и тонкой двигательной координации, устойчивости к кислородному голоданию и дыханию в условиях избыточного давления, развитию смелости и решительности, инициативы и находчивости, выдержки и самообладания, устойчивости внимания и способности к его широкому распределению и переключению.

Нами была разработана и апробирована на курсантах ВИФК в течение 2002 -2005 г.г. технология обучения подводному плаванию, которая состоит из теоретического и практического курсов. На теоретических занятиях изучаются физические и психофизиологические особенности плавания под водой, устройство и правила эксплуатации легководолазного снаряжения, правила погружения под воду и меры безопасности при его выполнении.

Практический курс проводится после изучения и сдачи зачета по теории и включает в себя: обучение технике плавания и ныряния в ластах и комплектах № 1, 2 и 3, определение основных неисправностей снаряжения и выполнение текущего ремонта, оказание первой помощи утопающему.

Основными видами учебных занятий по подводному плаванию являются лекционные, семинарские и практические.

Лекционные и семинарские занятия проводятся в составе подразделения. На них раскрываются наиболее сложные теоретические положения подводного плавания. Основное внимание на этих занятиях уделяется физическому и физиологическому обоснованию подводного плавания, практическому овладению подводным снаряжением, оборудованием и приборами.

На практических занятиях изучается и совершенствуется техника плавания и ныряния в легководолазных комплектах, формируются физические и психологические качества. Основными средствами практических занятий по обучению подводному плаванию являются упражнения в плавании и элементы военно-профессиональной деятельности, выполняемой под водой.

Обучение элементам и упражнениям подводного плавания включает в себя ознакомление, разучивание и совершенствование.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом движении или упражнении.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков плавания под водой. В зависимости от подготовленности обучаемых и сложности упражнений применяются различные способы на суше и в воде.

Совершенствование направлено на закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений. Совершенствование в выполнении упражнений подводного плавания, развитие физических и специальных качеств обеспечиваются постоянной физической тренировкой.

Практические занятия по обучению подводному плаванию проводятся в течение двух часов и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части (10-15 мин.) кроме общих организационных вопросов рассматривается техника всех видов подводного плавания и сигналы связи с подводным пловцом; изучаются упражнения в задержке дыхания и выравнивания давления в полости среднего уха; производится рабочая проверка аппарата и дыхание из аппарата на суше, его подгонка, одевание снаряжения и т.д.

В основной части (65-85 мин.) решаются задачи по изучению и совершенствованию техники плавания и ныряния в ластах и в комплектах № 1, 2, 3, поворотов, ориентирования под водой и выполнению военнопрофессиональных специальных работ легководолаза. Наряду с этим выполняются упражнения, направленные на развитие выносливости, скорости и психических качеств.

В заключительной части (5-10 мин.) проверяется наличие личного состава и подводятся итоги занятия. Места занятия, инвентарь и снаряжение приводятся в исходное положение.

Обучение плаванию под водой проводится как индивидуальным, так и групповым методами. В результате проведения педагогического эксперимента установлено, что на одного преподавателя не должно приходиться более десяти обучаемых.

Обучение технике плавания складывается из освоения специальных упражнений на суше и под водой. Условно процесс обучения можно разделить на четыре этапа:

Первый этап - обучение плаванию в ластах и в комплекте № 1. Он включает в себя:

На суше:

1. Движение ног при плавании способами «кроль» и «дельфин» без ласт и в ластах (сидя в упоре сзади или лежа лицом вниз и вверх).

2. Дыхание через трубку на месте и в движении.

3. Подгонку ласт, полумаски и дыхательной трубки.

В воде:

1. Движение ног с ластами «кролем», «дельфином» с опорой руками о дно или бортик бассейна.

2. Плавание одними ногами в ластах с доской в руках «кролем» и «дельфином» (п *100-200 м).

3. Плавание одними ногами в ластах без доски, руки при этом располагаются вдоль тела или вытягиваются вперед (п * 200-1000 м).

4. Дыхание через трубку, удаление воды из дыхательной трубки и из-под полумаски (стоя на мелком месте).

5. Плавание в комплекте № 1 одними ногами способами «кроль», «дельфин» с доской в руках и без нее на дистанции 3000-6000 м.

6. Плавание в комплекте № 1 с грузом и оружием.

7. Плавание в комплекте № 1 на скорость (п * 25 * 50 * 100 * 200 м) и выносливость (до 1000 м).

На первых занятиях с ластами очень быстро устают голеностопные суставы, поэтому важно не давать сразу больших нагрузок, а увеличивать их постепенно. Если кто-то из пловцов постоянно натирает ластами ноги, рекомендуется смазывать их жирным кремом, вазелином или надевать носки. С первых занятий необходимо выработать у пловцов правильную современную технику плавания в ластах.

Второй этап - обучение нырянию в ластах и комплекте № 1. Он включает в себя:

На суше:

1. Задержку дыхания на вдохе и выдохе в сочетании с ходьбой и бегом.

2. Выравнивание давления в полости среднего уха с помощью глотательных движений или выдоха через зажатый пальцами нос.

3. Задержку дыхания после гипервентиляции до 120-180 с.

4. Изучение сигналов связи.

В воде:

1. Задержку дыхания с погружением под воду на мелком месте на 30-60

с.

2. Погружение под воду на глубину 5 м с выравниванием давления в полости среднего уха.

3. Выравнивание давления в подмасочном пространстве при погружении с маской.

4. Ныряние в длину в комплекте № 1 на 25-50 м способами «кроль» и «дельфин».

5. Ныряние в глубину на 10-15 м способами «кроль», «дельфин».

Третий этап - обучение подводному плаванию. Он включает в себя:

На суше:

1. Подготовку легководолазного снаряжения для спусков под воду.

2. Изучение способов подгонки, последовательности одевания и снятия снаряжения.

3. Изучение основных сигналов для связи с подводным пловцом.

4. Рабочую проверку легководолазного снаряжения на герметичность, наличие давления в баллонах, исправность работы дыхательного автомата и др.

5. Одевание легководолазного снаряжения для спуска под воду (теплозащитная одежда, гидрокомбинезон, поясной груз, сигнальный или контрольный конец, дыхательный аппарат, нож, глубиномер, часы, ласты, полумаска и другое снаряжение).

В воде:

1. Спуск пловца под воду на мелком месте. Овладение дыханием стоя, сидя, лежа на груди и на спине, на месте и в движении.

2. Удаление воды из подмасочного пространства и дыхательного аппарата.

3. Плавание под водой способами «кроль», «дельфин» с увеличением глубины погружения. Выравнивание давления в полости уха и подмасочном пространстве.

4. Плавание и переключение дыхания с аппарата на дыхание через труб-

ку.

5. Выключение из аппарата под водой, снятие его и свободное всплытие.

6. Включение в аппарат и одевание его под водой.

7. Дыхание двух и более пловцов из одного аппарата, стоящих на мелком месте, и плавание с различной скоростью с изменением глубины.

8. Плавание под водой способами «кроль», «дельфин» на скорость (п *50 -100 м) и выносливость (1-2 км).

9. Повороты под водой кругом, налево, направо, вверх и вниз.

10. Плавание с грузом и оружием на скорость и выносливость.

11. Транспортировка грузов под водой.

12. Прыжки с 12-метровой вышки в легководолазном снаряжении.

13. Плавание под водой с вращением вокруг продольной оси.

14. Отработку приемов рукопашного боя под водой.

Четвертый этап - обучение подводному ориентированию. Он включает в

себя:

На суше:

1. Изучение назначения, устройства и правил эксплуатации приборов для ориентирования под водой; способов определения курсов, девиаций, течений и поправок на них; техники производства подводного поиска и других навигационных вопросов.

2. Тренировку в определении компасных курсов на различные предметы.

Под водой:

1. Тарировку лага путем неоднократного проплывания точно вымеренного расстояния.

2. Плавание в комплекте № 1 по прямой, с переменой направления, по замкнутому треугольнику (четырехугольнику), по ориентирам и по компасу.

3. Плавание с аппаратом прямыми и обратными курсами на различные расстояния.

4. Плавание под водой ломаными курсами.

5. Плавание под водой по компасу с изменением направления, глубины и длины курсов.

6. Выполнение подводных работ.

7. Отработку изготовок для стрельбы под водой.

В результате применения предложенного метода сроки подготовки легководолаза сокращаются на 40% без ухудшения качества (сдача контрольных нормативов). Это позволяет рекомендовать разработанную технологию для внедрения в практику подготовки легководолазов в других учебных заведениях МО РФ.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

С.А. Иванов

Особенности овладения профессиональной деятельностью опосредованы, прежде всего, самосознанием субъекта. Структура и специфика отношения человека к самому себе и к собственному Я оказывают регулирующие влияние практически на все аспекты его поведения.

Проблема взаимосвязи самосознания субъекта и его отношения к собст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.