Научная статья на тему 'Задачи модернизации образования в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях'

Задачи модернизации образования в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ / ANALYSIS OF THE LEADING PROBLEMS OF MODERNIZATION / AVAILABILITY / QUALITY AND EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SERVICES IN RURAL UNGRADED SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Валерий Владимирович, Никульшин Сергей Маевич

В работе предложен анализ задач модернизации, стоящих перед малокомплектными общеобразовательными учреждениями ведущим типом школ Российской Федерации, а также возможности их решения в условиях развития региональных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Валерий Владимирович, Никульшин Сергей Маевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF TEACHERS FOR REALIZATION OF CHALLENGES OF MODERNIZATION TASKS OF EDUCATION IN RURAL UNGRADED COMPREHENSIVE SCHOOLS

The article analyzes the conceptual basis for organization of additional professional education of teachers in rural ungraded schools leading type in the Russian Federation. It also shows the ways of their solution in the context of development of regional educational systems.

Текст научной работы на тему «Задачи модернизации образования в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

УДК 371.2

В. В. Обухов, С. М. Никульшин

ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В работе предложен анализ задач модернизации, стоящих перед малокомплектными общеобразовательными учреждениями - ведущим типом школ Российской Федерации, а также возможности их решения в условиях развития региональных образовательных систем.

Ключевые слова: анализ ведущих задач модернизации, доступность, качество, эффективность образовательных услуг в сельской малокомплектной школе.

Образование как один из значимых общественных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества. На повестке дня стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития. Для нашей страны такая модель должна предусмотреть как пути преодоления кризиса классической образовательной модели, так и кризиса идеологизированной советской модели образования. Идеи построения такой модели должны формироваться на основе позитивных философских представлений

о будущем образования, из знаний о современном состоянии общества и человека, перспективных задачах общественного развития. Все эти процессы связаны с понятием модернизации.

Понятие модернизации образования рассматривали различные исследователи, в частности: Ф. Ф. Габышева [1, с. 40], Б. А. Куган [2, с. 128129], Г. П. Степанова [3, с. 237], С. В. Филонов [4, с. 261], Л. В. Хазова [5, с. 267] и др., что позволяет выстроить некоторые общие теоретические аспекты структурных изменений образовательного процесса.

Становление культуро-, социо- и личностно ориентированного образования, которое должно прийти на смену современной технически ориентированной высшей школе в XXI в., представляет собой одну из наиболее острых общенациональных проблем. Это усиливает противоречия между возрастающими требованиями к общественному интеллекту и нравственности человека, что проявляется в конечном итоге в системе требований к уровню профессионализма, общей культуры, нравственности членов общества, получающих образование, и особенно высшее, и фактическим уровнем качества их образования и развития.

В рамках нормативно-правового обеспечения Министерство образования России приказом от 11.02.2002 № 393 приняло распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В документе впервые определялась роль образования в развитии российского общества:

1) как механизма перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития;

2) как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, человеческого капитала.

При этом подчеркивалось, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Но при этом необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция определяла основные задачи модернизации образования в рамках определенных тенденций мирового развития: ускорение темпов развития общества; расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу; значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и то-

лерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда; глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В разделе 1.4. «Цели и основные задачи модернизации образования» главной задачей российской образовательной политики определялось обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования, с точки зрения авторов Концепции, - создание механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели должны были решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные между собой задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Рассмотрим их подробнее. Задача обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования связана с созданием правовых и экономических условий для бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных

законодательством Российской Федерации; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Кроме того, в рамках ведущих приоритетов определена необходимость укомплектования современной учебно-материальной базы с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы. Решая задачу сохранения здоровья школьников в рамках повышения доступности образования, авторами Концепции предложено осуществлять обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

К числу приоритетов относятся и вопросы социально-педагогической и психолого-педагогичес-кой помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических), а также бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Уже к 2000 г. были сформулированы задачи изменения сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях (ООУ) и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена; создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Одновременно предполагалось отрабатывать модели инклюзивного образования, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами асоциального характера, меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением.

Направления реализации задачи повышения качества общего образования были связаны с пересмотром структуры и содержания общего образования; разработкой и введением в действие государственных образовательных стандартов общего образования; оптимизацией учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и созданием в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; обеспечением дифференциации и индивидуализации образования; разработкой нормативно-правовой базы для развития новых типов общеобразовательных учреждений; обеспечением государствен-

ной поддержки школ для одаренных детей; созданием эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения и др.

Формирование эффективных экономических отношений в образовании было направлено на введение прозрачных межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования, переход на нормативно-подушевое финансирование, новую систему оплаты труда.

Соответственно, можно констатировать, что основными задачами модернизации сельской школы России являются следующие:

1. В рамках решения задачи обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования: разработка, апробация и реализация эффективных вариативных образовательных услуг на базе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС ОО) и соответствующих учебных планов; технологизация учебно-воспитательного процесса при его психолого-педагоги-ческом сопровождении.

2. В рамках решения задачи создания условий для повышения качества общего образования: обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

3. В рамках решения задачи формирования эффективных экономических отношений в образовании: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.

Особое внимание привлекает малокомплектная сельская школа как ведущая модель образовательного учреждения села.

Для более точного определения задач модернизации образования в малокомплектной школе (МКШ) необходимо было сформировать кластерную группу данного вида ООУ, что обусловливает необходимость обращения к известным определениям малокомплектной сельской школы.

М. П. Гурьянова в докторской диссертации дает следующие характеристики МКШ: «К сельским малочисленным образовательным учреждениям относятся общеобразовательные учреждения с небольшим числом учащихся, без параллельных классов, функционирующие в небольших сельских

1 Для нас выделение такого параметра кажется излишним.

населенных пунктах с целью осуществления конституционного права граждан на образование.

Малокомплектная сельская школа - общеобразовательное учреждение, имеющее один-два класса в параллели, функционирующее с целью обеспечения доступности общего образования гражданам независимо от их места жительства» [7, с. 51].

На территории Белгородской области под малокомплектной сельской школой понимается ООУ, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте с численностью населения до 3 тысяч человек1 с общей наполняемостью: начальные общеобразовательные учреждения - до 10 человек; основные общеобразовательные учреждения - до 40 человек; средние общеобразовательные учреждения - до 100 человек [8].

Воронежская модель [8] представляет сельскую МКШ как общеобразовательное учреждение, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте с численностью населения до 3 тысяч человек со средней наполняемостью классов не более 6 человек в общеобразовательном учреждении начального общего образования; 8 человек в общеобразовательном учреждении основного общего образования; 10 человек в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования. При этом численность обучающихся может достигать до 24 человек в начальных общеобразовательных учреждениях, 64 - в основных общеобразовательных учреждениях, 84 - в средних общеобразовательных учреждениях [8].

В Томской области под малокомплектной сельской школой понимается ООУ, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте с численностью населения до 2 тысяч человек со средней наполняемостью классов не более 10 человек, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами [9].

При анализе промежуточных результатов модернизации МКШ (на примере Томской области) можно констатировать некоторые тенденции:

- при теоретическом понимании значимости задачи формирования нового содержания образования и даже практическом использовании новых технологий образования в образовательных учреждениях сохраняется традиционная конструкция учебных планов, консервируются традиционные учебные программы;

- МКШ недостаточно концентрируют внимание на результатах обучения и воспитания;

- в процессе создания широкого спектра вариативности образования наблюдается тенденция сни-

жения качества базового образования в среднем зачисления в начальное звено образовательного уч-

звене данных типов образовательных учреждений реждения ввиду отсутствия доступности дошколь-

(при их наличии); ного образования в сельской местности.

- территориальная отдаленность, малокомплек- Эти и другие тенденции автоматически снижа-

тность школ значительно повышают уровень фи- ют качество образования и определяют необходи-

нансовых затрат, гарантирующих качественное и мость активизации деятельности по модернизации

доступное образование; структуры и содержания образования в малокомп-

- усугубляется ситуация неравенства стартовых лектных сельских школах, технологизации образо-

условий для детей дошкольного возраста на момент вательного процесса.

Список литературы

1. Габышева Ф. В. Теория и практика модернизации системы среднего образования Республики Саха (Якутия): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 324 с.

2. Куган Б. А. Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 366 с.

3. Степанов О. В. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: дис. ... канд. соц. наук. Ростов-н/Д., 1995. 194 с.

4. Филонов В. С. Социально-философские основания модернизационных процессов в России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2003. 20 с.

5. Хазова Л. В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 1998. 294 с.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-40.

7. Гурьянова М. П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М.: АСОПиР, 2001. 92 с.

8. 1^1.: http://www.edu.gov.ru

9. 1^1.: http://www.edu.tomsk.ru

Обухов В. В., профессор, ректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: rector@tspu.edu.ru

Никульшин С. М., проректор.

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ул. Пирогова, 10, Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: ckaschko@udu.tomsk.gov.ru

Материал поступил в редакцию 08.09.2010.

V V Obukhov, S. M. Nikulshin

THE CONCEPT OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF TEACHERS FOR REALIZATION OF CHALLENGES OF MODERNIZATION TASKS OF EDUCATION IN RURAL UNGRADED COMPREHENSIVE SCHOOLS

The article analyzes the conceptual basis for organization of additional professional education of teachers in rural ungraded schools - leading type in the Russian Federation. It also shows the ways of their solution in the context of development of regional educational systems.

Key words: analysis of the leading problems of modernization, availability, quality and efficiency of educational services in rural ungraded schools.

Obukhov V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: rector@tspu.ru

Nikulshin S. M.

Tomsk Regional Institute of Professional Development of Teachers.

Ul. Pirogova, 10, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: ckaschko@udu.tomsk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.