Научная статья на тему 'Задачи кинообслуживания населения Куйбышевской области в начале Великой Отечественной войны (1941г. )'

Задачи кинообслуживания населения Куйбышевской области в начале Великой Отечественной войны (1941г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КИНООБСЛУЖИВАНИЕ / КИНОСЕТЬ / КИНОУСТАНОВКИ / КИНОПЕРЕДВИЖКИ / WORLD WAR II / CINEMA ENTERTAINMENT / MOVIE THEATER CHAIN / FILM PROJECTOR / PORTABLE FILM PROJECTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заводчиков В. В.

В статье исследуются задачи кинообслуживания населения Куйбышевской области и их реализация в начале Великой Отечественной войны. Проанализированы факторы, определявшие развитие городской и сельской киносети, причины, препятствовавшие улучшению кинообслуживания населения в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи кинообслуживания населения Куйбышевской области в начале Великой Отечественной войны (1941г. )»

Заводчиков В.В. ©

Соискатель, кафедра отечественной истории и археологии,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

ЗАДАЧИ КИНООБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941г.)

Аннотация

В статье исследуются задачи кинообслуживания населения Куйбышевской области и их реализация в начале Великой Отечественной войны. Проанализированы факторы, определявшие развитие городской и сельской киносети, причины, препятствовавшие улучшению кинообслуживания населения в рассматриваемый период.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; кинообслуживание; киносеть; киноустановки; кинопередвижки.

Key words: World War II; cinema entertainment; movie theater chain; film projector; portable film projector.

Кино в нашей стране прошло более чем столетний путь развития. Изучение исторического опыта развития отечественной кинематографии имеет сегодня как научную, так и практическую значимость. “О пользе киноискусства для общества, ...о мощной, убедительной силе кино”, а также его современных проблемах шла речь на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии (21 ноября 2011 г.) [1]. В этой связи представляет интерес исследование вопросов, связанных с кинообслуживанием населения страны, в том числе и на региональном уровне, в сложнейший для нашего народа период - годы Великой Отечественной войны.

С самого начала Великой Отечественной войны кино имело решающее значение в воспитании у людей патриотизма, готовности выстоять и победить врага. Поэтому главной задачей кинообслуживания населения стала духовная мобилизация народа на сопротивление и разгром фашистских захватчиков.

На решение задач военного периода было направлено кинообслуживание населения Куйбышевской области. Проблемам перестройки работы кино в условиях военного времени было посвящено проводимое Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР Поволжское межобластное совещание по кинофикации и прокату, которое состоялось 14 октября 1941 г. в г. Куйбышеве (ныне г.Самара) [2]. В совещании участвовали представители Татарской (ныне Республика Татарстан), Мордовской (ныне Республика Мордовия), Чувашской (ныне Чувашская Республика) и Марийской (ныне Республика Марий Эл) АССР, Сталинградской (ныне Волгоградская), Саратовской, Чкаловской (ныне Оренбургская), Горьковской (ныне Нижегородская) и Куйбышевской (ныне Самарская) областей. Совещание наметило ряд мероприятий для лучшего обслуживания массового зрителя в суровое военное время [3].

Война внесла большие изменения в работу всей киносети области. Если в предвоенный период 1941 года в области насчитывалось 234 киноустановки [4, 21], то с началом войны число их заметно сократилось. Часть киноустановок бездействовало. Это

© Заводчиков В.В., 2012 г.

было связано с тем, что не хватало электроэнергии, во многих районных центрах прекратили работу электростанции, не хватало киноматериалов и запасных частей для киноаппаратуры.

Некоторые кинотеатры использовались для военных нужд. В селах зачастую, вследствие занятости большинства помещений под зернохранилища, для организации киносеансов не было необходимых условий и демонстрация кинокартин срывалась. Существовали большие трудности с транспортом для перевозки кинопередвижек. В армию были призваны опытные квалифицированные киномеханики, которые были заменены учениками и прошедшими краткосрочную подготовку на централизованных курсах киномеханиками. Это сказывалось на качестве кинообслуживания, поскольку новые кадры не обладали необходимым опытом и квалификацией.

Киносеть испытывала острый дефицит горючего. Так, в июле 1941 года для областной киносети совсем не было выделено бензина, а из ресурсов области было отпущено лишь 800 кг керосина и 500 кг нефти. Не было выделено бензина для сельской киносети в октябре и ноябре 1941 г., вследствие чего простаивали большинство звуковых кинопередвижек и стационарных киноустановок [5]. По всем киноустановкам в 1941 г. было 252 случая сверхнормативного износа, что привело к убыткам в сумме 20 тыс. рублей [6].

Это обусловливало необходимость серьезной перестройки работы Куйбышевского областного управления кинофикации. В частности, изменения были внесены в запланированные показатели развития кинообслуживания населения. Первоначальный план областного Управления кинофикации на третий квартал 1941г. от 23 июня 1941 г., составленный без учета военного времени, был значительно скорректирован. В новом, уточненном плане от 25 июля 1941 г. в третьем квартале 1941г. было предусмотрено сокращение киносети, в основном за счет стационарных киноустановок, учитывая, что местные электростанции из-за отсутствия горючего прекратили свою работу. Наряду с сокращением звуковой киносети планом было предусмотрено увеличение числа немых кинопередвижек до 70 единиц. Если первоначально было запланировано 270 киноустановок, то скорректированный план был составлен на 152 киноустановки.

Реализация этого плана свидетельствовала о его реальности и достижимости. По итогам третьего квартала 1941г. план развития киносети области, несмотря на трудности военного времени, был выполнен как по числу зрителей (100,5%), так и по валовому доходу (101,9%) (таблица) [7].

Таблица. Показатели кинообслуживания населения Куйбышевской области в

третьем квартале 1941 г.

Киносеть

Число Число зрителей % Валовый доход %

киноустановок (тыс чел.) выпол- (тыс.руб.) выпол-

нения нения

План Факт План Факт План Факт

Городская 14 14 981,7 1072,4 109,2 1763,0 1873,1 104,2

киносеть

Сельская киносеть 138 122 468,1 384,4 82,1 443,0 410,8 92,7

Итого 152 136 1449,8 1456,8 100,5 2206,0 2247,9 101,9

Однако по сельской киносети эти показатели были недовыполненными. В силу отмеченных выше причин эффективность работы звуковых и немых кинопередвижек была низкой. Так, вместо 70 немых кинопередвижек, которые должны были работать по плану третьего квартала, фактически в среднем работало 52 кинопередвижки (57 - в июле, 49 - в августе, 51 - в сентябре). Звуковые кинопередвижки в среднем в третьем квартале работали лишь 14 дней в месяц, а немые - 16 дней.

При этом, несмотря на трудности военного времени, многие киномеханики, благодаря самоотверженному труду, перевыполняли плановые задания. Так, киномеханик немой кинопередвижки Ново-Девического межрайонного отдела (МРО) Управления кинофикации Шугуров выполнил годовой план к 1 сентября 1941г. За 8 месяцев он продемонстрировал 261 сеанс для 11075 взрослых зрителей и 111 сеансов для 7240 детей, выручив за это время 10851рублей. Перевыполнили плановые задания третьего квартала по всем показателям такие киномеханики как Суслов (Ульяновский МРО), Волков (Мелекесский МРО), Власов (Ново-Девический МРО) и другие.

В начале войны в значительной мере сократилось кинообслуживание профсоюзной и ведомственной киносетью (за исключением ведомственных киноустановок г.Чапаевска, клубов завода им. В. Володарского, завода им. В.В.Куйбышева, суконных фабрик Барышского района), так как большинство клубов было занято под военные нужды. Если за второй квартал 1941 г. ведомственными киноустановками было обслужено 541,8 тыс. зрителей, то за июль и август 1941 г. - лишь 242,9 тыс. зрителей [8].

Серьезные трудности по кинообслуживанию были связаны со значительно возросшей численностью населения, в связи с его эвакуацией. Так, численность населения Куйбышевской области за годы войны выросла за счет эвакуированного населения с 624 тыс. до 1205 тыс. человек. Основной поток эвакуированных размещался в городской местности [9, 99]. В результате, например, киносеть г.Куйбышева оказалась не в состоянии удовлетворить запросы значительно возросшего населения города. Это усложняло решение задач по обеспечению необходимого уровня кинообслуживания городского населения [10].

Для г.Куйбышева их реализация имела особое значение, обусловленное тем, что согласно решению Государственного Комитета Обороны от 15 октября 1941г. город стал по сути “запасной столицей”, в которую должны были эвакуироваться иностранные дипломатические миссии [11, 28]. 20 октября 1941 г. в Куйбышев прибыл в эвакуацию дипломатический корпус, который состоял из 13 посольств и 6 миссий. Он оставался в Куйбышеве до августа 1943 г. [12, 70,83].

Нахождение в г.Куйбышеве части Союзного Правительства и дипломатического корпуса обусловливало необходимость улучшения работы куйбышевских городских кинотеатров. Ситуация усложнялась тем, что с началом войны они полностью или частично использовались для других целей. Это нарушало их работу и требовало соответствующего административного решения. Поэтому Куйбышевский Обком ВКП(б) обязал Исполком Куйбышевского Городского Совета депутатов трудящихся “закрепить все здания кинотеатров за кинотеатрами и не занимать их временно или постоянно под другие цели”.

Кинотеатры г.Куйбышева были переведены на полуторасменную и двухсменную работу. Исполком Куйбышевского Областного Совета депутатов трудящихся принял решение “Об улучшении обслуживания зрителей в кинотеатрах г.Куйбышева”, согласно которому до 15 декабря 1941г. ставились задачи перевода кинотеатров “Художественный”, ”Молот”, “Смена”, “Фурор” на полный хозрасчет с самостоятельным балансом, увеличения штата этих кинотеатров на 18 человек с месячным фондом зарплаты 5839 рублей, выделения Управлением кинофикации за счет экономии средств по эксплуатации киносети дополнительно 25 тыс. рублей на оборудование кинотеатра “Художественный”, организации концертного обслуживания зрителей в фойе городских кинотеатров.

Во избежание срывов поставок посылок с фильмами железнодорожным транспортом и сокращения связанного с этим простоев кинотеатров были увеличены сроки поставок этих посылок на 2-3 дня по сравнению с мирным временем. Составлялось расписание показа кинофильмов по киноустановкам с обязательным соблюдением установленных сроков, согласованное с руководителями киноустановок. В первоочередном порядке кинофильмы демонстрировались в военных организациях. Наряду с обычным платным показом художественных и хроникально-документальных фильмов были поставлены задачи кинообслуживания частей Красной Армии, госпиталей, пропаганды учебно-оборонных фильмов.

Принятые меры способствовали улучшению кинообслуживания населения. За 10 месяцев 1941 г. областная киносеть обслужила 5763,2 тыс. взрослых зрителей и 1746,4 детей, в том числе сельской киносетью было обслужено 1709,5 тыс. взрослых зрителей и 561,4 тыс. детей [13]. Учитывая возросшую роль кино как важного средства политической агитации и пропаганды, многие кинотеатры сумели перестроить свою работу. Так, в г.Куйбышеве кинообслуживание в 1941 г. по сравнению с предвоенным 1940 г. увеличилось на 232,5 тыс. зрителей. Куйбышевские кинотеатры в течение 1941 г. обслужили 3235,9 тыс. зрителей, в том числе 816,8 тыс. детей [14].

С начала войны было введено в практику бесплатное кинообслуживание воинских частей. С этой целью в городских кинотеатрах на киносеансы пропускались большие группы красноармейцев, для них устраивались специальные киносеансы, организовывались выезды кинопередвижек в расположения воинских частей. За первые пять военных месяцев только кинотеатрами г. Куйбышева и киносетью Молотовского МРО Управления кинофикации было обслужено 34727 бойцов Красной Армии. [15].

Была поставлена задача расширения практики показа инструктивных кинофильмов. Эти фильмы привлекали большую зрительскую аудиторию. С начала войны и до 1 января 1942 г. на площадях, в парках и в агитационных пунктах Куйбышева учебноинструктивные фильмы (“Как бороться с зажигательными бомбами”, “Как защищаться от отравляющих веществ”, “Светомаскировка”, “Воздушная тревога” и др.) просмотрели 31400 человек [16]. В целом по области только с июля по сентябрь 1941 г. на бесплатных

киносеансах для бойцов Красной Армии и на киносеансах учебно-инструктивных фильмов присутствовало 41757 зрителей [17].

Одной из важнейших задач кинообслуживания населения области в 1941 г. было усиление агитационно-массовой и пропагандистской работы со зрителями перед киносеансами. Большое внимание уделялось антифашистской пропаганде. С этой целью в фойе кинотеатров до начала сеансов организовывались концертные выступления, состоящие в основном из произведений, разоблачающих фашизм и пропагандирующих мужество и самоотверженность советского народа в борьбе с врагом. Организовывались тематические беседы о событиях на фронте, лекции, доклады на международные темы. Систематически проводилась культурно-массовая работа с детским зрителем. С интересом дети участвовали в групповых чтениях газет с боевыми эпизодами фронтовых событий, а также в постановках литературно-музыкальных композиций. Особый интерес у детей вызывали выступления участников военных событий с рассказами о боевых действиях.

Большое внимание уделялось наглядной агитации. В фойе всех кинотеатров вывешивались географические карты, лозунги, фотовитрины, сатирические антифашистские плакаты, сводки Информбюро, газеты, “Окна ТАСС”. Так, в кинотеатре “Художественный” были организованы выставки: “Отечественная война 1812 года”, “Ленин и Сталин в художественном изображении”, а также выставка по противовоздушной и противохимической обороне с необходимыми консультациями по оборонной тематике. В кинотеатре “Молот” были проведены выставки - “Отечественная война 1812 года” и “Борьба народов в Отечественной войне” [18].

В сельской киносети проводилась аналогичная работа. К сожалению, она не имела повсеместного характера, и уровень ее организации был ниже, чем в городской киносети. И, тем не менее, уже в самом начале войны было немало примеров успешной работы сельских и районных клубов по агитационной работе со зрителями. Так, в Камышлинском районном клубе (заведующий клубом Н. Губайдулин) вся работа была перестроена с учетом задач военного времени. В первые военные месяцы здесь демонстрировались патриотические кинофильмы “Великое зарево”, “Гибель орла”, “Великий гражданин”, “Чапаев”, “Щорс”. В проводимых перед сеансами докладах и лекциях отражались международное положение и фронтовые события.

Перед началом показа фильмов со зрителями организовывались громкие читки газетного материала о героизме и мужестве советских воинов, защищавших родную землю, о зверствах фашистов на оккупированных территориях. Проводились литературные вечера, посвященные героям гражданской войны. Лозунги и плакаты, вывешенные в клубе, рассказывали о жизни народа в суровых условиях военного времени. Организовывались витрины, где систематически вывешивались сообщения Советского Информбюро и вырезки из газет с описанием боевых эпизодов на фронтах Великой Отечественной войны [19, 294]. Такая работа способствовала росту посещаемости киносеансов и находила живой отклик у зрителей. Так, например, в клубе села Дубовый Умет перед сеансом фильма “Суворов” в сентябре 1941 г. 150 зрителей с большой заинтересованностью участвовали в беседе о великом русском полководце, которую провел преподаватель средней школы Володарский [20].

При этом большое значение для организации кинообслуживания населения имела задача более тщательного подбора кинофильмов. Уже в самом начале войны на экранах куйбышевских кинотеатров демонстрировался выпущенный Куйбышевской студией кинохроники киножурнал “За советскую Родину”. В киножурнале были показаны

патриотические митинги трудящихся по поводу вероломного нападения фашистской Германии. Кинооператоры засняли на пленку митинги на станкостроительном заводе, в депо г. Чкалов (ныне г. Оренбург), на волжском пароходе “Власть Советов”, в одном из райвоенкоматов г. Куйбышева. Копии этого киножурнала были посланы в города и села Куйбышевской, Чкаловской, Пензенской областей и Мордовской АССР [21].

Большое внимание уделялось показу фронтовой кинохроники. Так, в июле 1941 г. в верхнем зале кинотеатра “Молот” был организован показ программ, составленных из военных выпусков “Союзкиножурнала” (№№ 66, 67, 68, 69) и короткометражных фильмов: “Подруги, на фронт”, “Чапаев с нами”, “Все силы на разгром врага” и др. Эти программы пользовались большим успехом у зрителей. В последующем новые выпуски “Союзкиножурнала” демонстрировались во всех кинотеатрах области, что позволило значительно увеличить кинообслуживание зрителей по просмотру этих киножурналов.

С 19 августа 1941 г. на экранах куйбышевских кинотеатров началась демонстрация сборников короткометражных фильмов “Победа за нами” [22]. В этих фильмах художественный вымысел переплетался со строгой документальностью хроники, запечатлевшей боевые эпизоды войны. Эти боевые киносборники содержали примеры героизма советских людей, их любви к родине и непоколебимой уверенности в разгроме врага. Так, например, в первый сборник короткометражек, объединенных общим названием “Встреча с Максимом”, были включены фильмы “Беседа с летчиком”, “Сон в руку” и “Трое в одной воронке”. В сборник № 2 вошли короткометражные фильмы “Встреча”, “У старой няни”, “Один из многих”, “Сто за одного” и “Случай на телеграфе” [23].

Киносборник № 3 вышел на экраны областной киносети в сентябре 1941 г. Он содержал лаконичные по форме и глубокие по содержанию киноновеллы ”Мужество” и “Антон Рыбкин”, объединенные общей темой патриотизма и мужества советских людей. Третий сюжет этого сборника имел хроникальный характер. Он рассказывал об английских зенитчиках, защищавших свою столицу от налетов фашистской авиации, демонстрировал технику зенитной защиты, дисциплину и высокий боевой дух английских солдат [24].

Эти и последующие выпуски боевых киносборников пользовались неизменным зрительским успехом. Только в куйбышевских кинотеатрах на их просмотре в 1941 г. присутствовало 293830 человек [25].

Подъему народного патриотизма, укреплению воли к победе в значительной мере способствовали демонстрировавшиеся в этот период кинофильмы антифашистской, оборонной тематики, исторические и патриотические фильмы на темы героической борьбы народа за свою независимость. Большой популярностью у зрителей пользовались такие довоенные фильмы, как ”Александр Невский”, “Минин и Пожарский”, “Суворов”, “Богдан Хмельницкий”, “Щорс”, “Чапаев”, “Человек с ружьем”, “Танкисты”, “Поколение победителей”, “За Советскую Родину”, “Истребители”, “Огненные годы”, “Профессор Мамлок”, “Семья Оппенгейм”, “Болотные солдаты”, “Шел солдат с фронта” и другие. Для детей демонстрировались кинокартины “Мужество”, “Эскадрилья № 5”, “Если завтра война”, “Салават Юлаев” и другие [26].

В ноябре 1941 г. в кинотеатре “Молот” был проведен кинофестиваль военнооборонных фильмов, которые посмотрели 72149 человек. Помимо кинотеатров демонстрация кинофильмов осуществлялась с помощью сети кинопередвижек, обслуживавших работников куйбышевских предприятий и учреждений. К сожалению,

отсутствие на многих предприятиях (особенно в Безымянском промышленном районе) помещений, приспособленных для демонстрации фильмов, ограничивало возможности более широкого применения этой формы кинообслуживания [27].

Использование различных форм и методов работы по решению сложных задач кинообслуживания населения области в начале войны способствовала осознанию народом наступившей опасности, жизненной необходимости защиты Отечества, усилению морального духа, укреплению решимости выстоять и победить врага.

Литература

1.Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/17167/.

2.Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.186.

3.Волжская коммуна. 1941 г. 19 октября.

4.Неумывакин В. Важнейшее средство воспитания // Блокнот агитатора. - 1967. - № 13. -С. 21-24.

5.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.189-190, 193.

6.СОГАСПИ.Ф.656. ОП.33. Д.25. Л.98.

7.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.190-191.

8.Там же. Л.190-192.

9.Репинецкий А.И. Демографическая ситуация в тыловых районах России в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. (на материалах Поволжья) // КЛИО. - 2010. - №50. С.98-101.

10.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.194.

11.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2008. - 292 с.

12.Годы и события. Хроника: к 150-летию Самарской губернии. Т.2: 1921-2000гг./сост. В.М.Гришина, К.А.Катренко, К.Ф.Нефедова и др.; науч. рук. Л.В.Храмков. - Самара: Упр. по делам архивов Адм. Самар. обл., 2000. - 386с.

13.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.Л. 187-189,194-197.

14.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

15.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.197.

16.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

17.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.192.

18.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

19.Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и материалы. - Самара. Издательство “Самарский Дом печати”. 1995. - 448 с.

20.Волжская коммуна. 1941. 9 сентября.

21.Волжская коммуна. 1941. 2 июля.

22.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

23.Павлов А. “Победа за нами”// Волжская коммуна. 1941. 30 августа.

24.Михайлов Н. “Победа за нами!”// Волжская коммуна. 1941. 11 сентября.

25.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

26.СОГАСПИ. Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.186; ОП.2. Д.121. Л.Л.72, 110.

27.СОГАСПИ. Ф.714. ОП.1. Д.881. Л.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.