УДК 94(47+57): 77
КИНОСЕТЬ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1950 - 1960 ГОДЫ
© 2009 Л.А. Панкратова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
Поступила в редакцию 17.10.2007
В статье на примере Среднего Поволжья - Ульяновской, Пензенской, Куйбышевской областей -рассмотрен процесс изменения киносети. Показывается, как в данный период отрасль сталкивается с проблемами и в состоянии материально-технической базы, и в кадровом составе. Ключевые слова: кино, киносеть, Среднее Поволжье, кинообслуживание, культурное строительство, технический прогресс, кадры киносети, Куйбышевская киностудия.
Кино - вид искусства, который появился гораздо позже театра или балета. Однако он полюбился зрителям ничуть не меньше своих предшественников. Распространение кино на протяжении двадцатого века шло во всемирном масштабе. И в нашей стране тоже произошло повсеместное расширение кино, в повседневной жизни оно стало играть значимую роль.
Первые опыты изучения истории культурного строительства в Среднем Поволжье относятся к 1920-м годам. Поскольку они создавались современниками событий, то носят описательный характер1. В 1930-е годы исследовательская работа по проблемам культурного строительства в Среднем Поволжье сворачивается. В это время не появилось сколько-нибудь значительных работ по данной проблематике. В послевоенные годы велась работа по осмыслению развития культуры в отдельных регионах страны. В 1947 г. выходит работа К.Я. Наякшина2, в которой автор проследил ход развития культуры за годы Советской власти. В 1955 году выходит в печать работа П.И. Кабанова "Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы", где наряду с общесоюзным материалом находят выражение некоторые факты по истории Среднего Поволжья3. В целом, работы, появившиеся в конце 1940-х - начале 1950-х годов, по-прежнему носят описательный характер и важны собранной фактической базой. После XX съезда КПСС наступившая в общественно-политической жизни страны короткая оттепель позволила улучшить качество работ по истории культурного строительства в Среднем Поволжье. Одной из первых попыток критически осмыслить исторический путь, пройденный советской культурой (на материалах Пензенской области), является изданная в 1957 году коллективная ра-
Панкратова Людмила Александровна, аспирант кафедры отечественной истории и археологии. E-mail: [email protected]
бота "Пензенская область за 40 лет советской власти". После оттепели 1950-х начала 1960-х годов страна постепенно начинает "вползать" в эпоху застоя. Время накладывает на работы историков свою печать. Появившиеся в это время обобщающие труды по истории отдельных регионов Среднего Поволжья описывают историю культурного строительства как неизменное продвижение от хорошего к лучшему4. 1960-е и 1970-е годы характеризуются стремительным развитием историографии советской культуры. История советской культуры становится предметом самостоятельного изучения5. Растет в этот период и число работ по отдельным отраслям и аспектам развития культуры, культурного строительства на материалах Среднего Поволжья. Активно разрабатываются проблемы истории народного образования, серьезное внимание уделяется рассмотрению проблем культурно-просветительной работы6. В 1980-е - 1990-е годы в обществе повсеместно распространилась демократизация, что оказало влияние и на изучение культурного строительства. Появляются работы, в которых доказывается то, что несмотря на поддержку со стороны государства, учреждения культуры региона испытывали острую нехватку в финансировании7. В 1990-е годы произошел процесс возрастания теоретического осмысления явлений культуры и оценки культурного строительства региона8.
Несмотря на интерес исследователей к культурному строительству Среднего Поволжья вопрос о кинофикации Среднего Поволжья подробно не изучен. Изменения, касающиеся клубных учреждений, системы образования, литературы и театра, были прослежены в разные годы. Детальная оценка состояния и развития киносети региона до сих пор не вошли в круг интересов исследователей.
С момента образования советского государства киносеть страны постоянно находилась под контролем, так как кино должно было играть
роль посредника между властью и населением в деле воспитания достойных строителей коммунизма. Внимание руководства уделялось тому, чтобы кинофильмы из "легкого" жанра, воспитывающего "низменные" чувства человека, стали высоко идейными, чтобы в фильмах раскрывалась повседневная жизнь во всем ее росте, в стремлении трудящихся масс к новым победам, преображении и духовном обогащении. При этом государство проводило в отношении кино особую линию: с одной стороны, стремилось постоянно увеличивать киносеть, обеспечивать выполнение эксплуатационно-финансовых планов и посещаемость киносеансов населением, а с другой - не обеспечивало всех финансовых потребностей отрасли, что вело к задержкам развития сети кино. Фактически киносеть должна была сама обеспечивать свое благосостояние. Уже в 1940 году в соответствии с постановлением СНК СССР работа отделов кинофикации исполкомов районных Советов депутатов трудящихся строится на началах полного хозяйственного расчета. Ульяновское областное управление кинофикации в 1950 году в своем послании к нижестоящим структурам подчеркивало, что никакими возможностями для оказания финансовой помощи начальникам районных отделов кинофикации не располагает, и "нужно покончить с самого начала с иждивенческим настроением 9.
Несомненным фактом в 1950 - 1960-е годы является рост количества киноустановок. Если в Пензенской области в 1950 г. было 384 киноустановки, то в 1955 г. - 479, в 1960 г. - 745. В Ульяновской области в 1944 г. было 46 киноустановок, в 1950 г. - 288 , в 1955 г. - 347, в 1960 году - 531. В Куйбышевской области - 127, 385 и 851 киноустановка соответственно.10 Таким образом, к концу 1950-х годов в регионе удалось добиться восстановления отрасли после упадка, случившегося в период Великой Отечественной войны. Однако это не обеспечило удовлетворения постоянно растущих потребностей населения. По состоянию на начало 1961 года в РСФСР на 910 жителей (в среднем) приходилась 1 киноустановка, а, к примеру, в Пензенской области количество жителей составляло до 1226 человек на 1 киноустановку11. Произошедшее в 1950-е годы увеличение киносети отставало от оптимальных потребностей населения.
Технический прогресс не миновал и киносеть. К началу 1950-х годов, помимо количественного увеличения числа киноустановок, произошли и их "качественные" изменения - киноустановки из немых (в первой половине XX века) к середине века становятся звуковыми. Так, в Куйбышевской области в 1940 году были 44 "немые" передвижки, в 1948 году - 5, а в 1949 году - их нет вообще12.
Положительными моментами, конечно же, нельзя охарактеризовать состояние киносети Среднего Поволжья, которое в 1950-е годы было довольно тяжелым. Финансовых средств на развитие киносети в начале 1950-ых годов не хватало. Состояние материально-технической базы оставляло желать лучшего. В регионе остро стоял вопрос о нехватке помещений, приспособленных для показа. Часто в помещениях, где проводились сеансы, не было отопления, вентиляции, оборудованных киноаппаратных, а в сельской местности показ приходилось проводить в зданиях с соломенной крышей. В Ульяновской области в 1950 году 500 населенных пунктов области совершенно не имели специальных приспособленных помещений. В Пензенской области даже в 1964 году более 300 населенных пунктов не имели приспособленных помещений13. Были сложности со строительством кинотеатров. За период с 1943 по 1950 год Министерство кинематографии РСФСР выделило Ульяновской области на строительство и реконструкцию кинотеатров только 220 тыс. руб., в то время как строительство в 1953 году только одного кинотеатра "Родина" в городе Ульяновске потребовало 1 млн. 71 тыс. руб.14
Создавался замкнутый круг: недостаточное выделение государством финансовых средств тормозило развитие киносети, что не позволяло самому государству получать доходы от проведения киносеансов в свой бюджет. Киносеть Куйбышевской области в 1949 - 1950 годы не обеспечила поступления в бюджет и недодала 2 млн. 203 тыс. руб. налога с кино. В Ульяновской области в 1950 году тоже не поступило в бюджет 2 млн. 812 тыс. руб. Пензенская область не стала исключением из этого списка: в 1951 году в бюджет не было перечислено 5 млн. 210 тыс. руб.15 Основными причинами невыполнения плана по кинообслуживанию населения и по поступлению в бюджет доходов от кино в 1950 - 1960-е годы государство видело в неудовлетворительном руководстве со стороны областных управлений кинофикации и районных отделов киносети. Местные чиновники несерьезно относились к кино: они не только не были заинтересованы в кинообслуживании своих подчиненных, но и наоборот, препятствовали продвижению кинопередвижек, срывали графики показов кино, использовали технические средства не по назначению - на селе во время уборочной автомашины отделов управлений кинофикации использовались для перевозки зер-на16. Таким образом, расширение сети учреждений кино происходило без должного содействия на местах, а иногда даже вопреки нему. "Областные управления кинофикации Среднего Поволжья не добились еще выполнения планов по показам
кино всеми районами; не обеспечили необходимого улучшения работы кинопередвижек, играющих важную роль в кинообслуживании населе-ния"17. Также мало внимания уделядлсь качеству кинопоказа, редко показывались населению учебные, научно-популярные и хроникально-документальные сельскохозяйственные фильмы18. Уровень кинообслуживания не достиг в период 1950 -1960-х должного уровня, не отвечал запросам рабочих, колхозников, интеллигенции19.
В середине и второй половине 1950-х годов происходит всплеск интереса к кино, вызванный сокращением рабочего дня на ряде предприятий, и, как следствие, появлением дополнительного свободного времени. Также в этот период происходит сокращение цен на билеты. Два этих фактора позволили киносети выбраться из состояния безденежья. В 1955 году Куйбышевская область получила доходов от кино сверхпланово в размере 1 млн. 993 тыс. руб. Валовой сбор Ульяновского областного управления кинофикации в 1955 г. составил 19 млн. 311 тыс. руб.20 Кадровый вопрос в киносети Среднего Поволжья был не решен: низкий уровень заработной платы и постоянная нехватка жилых помещений для специалистов киносети приводили к тому, что работающие не дорожили своими местами, вследствие чего происходила текучесть кадров. Так, в Пензенской области в 1960-х годах ежегодно менялась 1/3 часть киномехаников21. В той же Пензе отсутствие условий для закрепления кадров привело к тому, что во второй половине 1960-х из города были вынуждены уехать двое специалистов с высшим образованием22. В результате из-за отсутствия киноинженеров не вводились новинки техники и науки, были невысоки технические показатели работы киноаппаратных. В Ульяновской области в 1955 году по причине отсутствия киномехаников киноустановки простаивали 690 трудодней23. Трудовая дисциплина работников киносети не была удовлетворительной: имели место разболтанность, факты присвоения государственных средств, допуска на сеансы безбилетных зрителей. К сожалению, на протяжении 1950 - 1960-ых годов данные факты продолжали иметь место. Работники киносети допускали факты порчи фильмокопий, срывали графики показа кинофильмов, часто прибегали к повторному (вместо рекламированного нового) показу кинофильмов. Случаи потерь отдельных частей фильмов и метража были регулярными и в 1950-е, и в 1960-е годы. Меры, предпринимаемые руководством, а именно - повышение морально-нравственных качеств работающих через воспитательные беседы, не привели к искоренению вышеназванных явлений24. Поэтому проблема нехватки квалифицирован-
ных кадров киносети региона на протяжении всего рассматриваемого периода продолжала быть насущной.
Важной особенностью Среднего Поволжья было наличие Куйбышевской студии кинохроники, обслуживавшей все Поволжье. Студия выпускала фильмы и киножурнал "Поволжье", которые затем использовались как средство идеологической пропаганды: в них показывались успехи и достижения советского народа. В 1955 году студия сняла кинофильм по заказу строителей Куйбышевской ГЭС - "Перекрытие русла Волги". В том же 1955 году Куйбышевская студия направила заявку на II Всероссийский конкурс на лучший киножурнал и сюжет, показала более качественные материалы и получила вторую премию за журнал и 45 премий за сюжеты25. Один из журналов режиссера Саватеева принес Куйбышевской киностудии премию на Всесоюзном конкурсе. По итогам всесоюзного соревнования между киностудиями за 3 квартал 1964 г. Куйбышевской студии кинохроники была присуждена третья премия26.
Таким образом, в киносети Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы произошло увеличение количества киноустановок и, как следствие, расширение зон охвата. Просмотр фильмов становится все более доступным не только для городов, но и для отдаленных населенных пунктов. Технический прогресс позволил звуковым кинопередвижкам получить повсеместное распространение в регионе. В первой половине 1950-х годов по причине недостатка средств, выделяемых государством, материально-техническая база киносети находится в разрушенном состоянии. В этот период киносеть не приносит прибыли государству. Ситуация осложняется еще и кадровыми проблемами, когда невысокая оплата труда и низкий престиж приводят к постоянной смене специалистов. Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы происходит всплеск интереса к кино, что позволяет киносети Среднего Поволжья выйти из состояния безденежья: киносеть региона начинает приносить доход государству. Но проблемы недостаточной материально-технической базы и нехватки кадров и в 1950-е, и в 1960-е годы не получают разрешения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Луначарский А.В. По Среднему Поволжью. - Л., 1929.
2 Наякшин К. Я. Культурное строительство в Куйбышевской области за 30 лет. - Куйбышев,1947.
3 Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы. - М., 1955.
4 Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области. - Куйбышев,1962.
5 ЗакЛ.М. История культурного строительства в СССР в Советской историографии // Вопросы истории. - 1964.
- № 2. - С. 15.
6 См. напр.: Гомжин В.Ф. Культурно-просветительская работа на селе Среднего Поволжья в годы первой пятилетки (1928 - 1932): Автореф. ... канд. ист. наук. -Куйбышев, 1975; Кавлис А.А. Культурно-просветительская деятельность самарских профсоюзов в восстановительный период (1921 - 1925 гг.) // Из ист. Ср. Пов. и Приур.- Куйбышев, 1973. Т. 115. С. 88- 99.
7 Чернышева Л.А. Книгоиздательское дело в Среднем Поволжье и его роль в осуществлении задач социально-политического строительства (1941-1961 гг.) Автореф. ... канд. ист. наук. Куйбышев, 1978.
8 См. напр.: КуйтейниковИ.А. Культурное строительство в Среднем Поволжье в первые послевоенные годы (1946
- 1950): Автореферат канд. ист. наук. - Куйбышев, 1990.
- 20 с.; Морозов Н.А. Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 1950-ые- начале 1960-ых ): Автореферат канд. ист. наук. - Самара, 1993. - 25 с.
9 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 91, л. 31.
10 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д. 346, л.48.; ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д.62, л.17.; ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057,оп.1, д.110, л.1; д.245, л.1.
11 ГУСО "ЦГАПО", ф. р- 2353,оп.1, д.346, л. 38.
12 ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057,оп.1, д.110, л.1.
13 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д.346, л. 37-39.,ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 62, л. 29.
14ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 26, л.22, д. 62, л. 61.
15 ГУСО "ЦГАСО". ф. р - 4057, оп.1, д.136, л.30.ГУУО, "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д . 62 л. 15.ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д.107, л.1-2.
16 См., напр.: ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057, оп.1, д.122, л.5.
17 ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057, оп.1, д.136, л.30.
18 Там же.
19 ГУСО "ЦГАСО", ф. р- 4057, оп.1, д.136, л. 30.
20 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 62, л.61.
21 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д. 346, л. 26.
22 Там же.
23 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп. 1, д. 62, л. 61.
24 См. напр.:ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3049, оп.2, д.50, л.31.
25 ГАРФ, ф. А501, оп.1, д.2191, л. 10.
26 ГАРФ, ф. А546, оп.1, д. 118, л. 27.
CINEMA NETWORK IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1950s - 1960s
© 2009 L.A. Pankratova
Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara
The author examines the process of the cinema network changes in the Middle Volga area - Ulyanovsk, Penza and Kuibyshev regions. At that time the branch faced financial, technical and personnel challenges. Key words: cinema, cinema network, Middle Volga region, cinema service, cultural development, technological progress, cinema network personnel, Kuibyshev film studio.
Lyudmila Pankratova, Graduate Student, Russian History and Archeology Department. E-mail: [email protected]