Научная статья на тему 'Задачи и вызовы для Саудовской Аравии в отношениях с ключевыми странами ССАГПЗ'

Задачи и вызовы для Саудовской Аравии в отношениях с ключевыми странами ССАГПЗ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саудовская Аравия / Аравийский полуостров / ССАГПЗ / региональное лидерство / ОАЭ / Saudi Arabia / Arabian Peninsula / GCC / regional leadership / UAE

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Баранова Ю. В., Леонова А. А.

На сегодняшний день Ближний Восток является одним из самых крупных очагов нестабильности, вокруг и внутри которого находятся действующие неразрешенные региональные конфликты, имеющие влияние на процессы, происходящие на международной арене. В то же время большинство стран Аравийского полуострова (кроме Йемена) отличаются относительной стабильностью как в политической, так и экономической сфере, что дает возможность ССАГПЗ во главе с Саудовской Аравией взять на себя ответственность «гарантов» обеспечения региональной безопасности. Тем не менее, на пути к региональному лидерству КСА сталкивается с рядом вызовов и рисков, связанных как с конкурентами внутри региона), так и со своими союзниками, разногласия с которыми необходимо разрешать, а также ловко лавировать между национальными интересами членов ССАГПЗ и собственными. В данной статье авторы проанализируют степень влияния Эр-Рияда на ССАГПЗ и ее участников, какие отношения между странами сформированы на данный момент и какова дальнейшая перспектива сотрудничества КСА со странами-членами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goals and challenges for Saudi Arabia in relations with key GCC countries

Today, the Middle East is one of the largest hotbeds of instability, around and within which there are unresolved regional conflicts that have an impact on the processes taking place in the international arena. At the same time, most of the countries of the Arabian Peninsula (apart from Yemen) are characterized by relative stability both in the political and economic spheres, which makes it possible for the GCC, led by Saudi Arabia, to assume the responsibility of “guarantors” of ensuring regional security. Nevertheless, on the way to regional leadership, the KSA faces a number of challenges and risks associated both with competitors within the region and with its allies, disagreements with which need to be resolved and deftly maneuver between the national interests of the GCC members and their own. In this article, the author will analyze the degree of influence of Riyadh on the GCC and its members, what relations between the countries have been formed at the moment and what is the future prospect of cooperation between the KSA and the member countries.

Текст научной работы на тему «Задачи и вызовы для Саудовской Аравии в отношениях с ключевыми странами ССАГПЗ»

Баранова Ю.В.

Студентка 4-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки 41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет.

Леонова А.А.

Студентка 4-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки 41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет.

Задачи и вызовы для Саудовской Аравии в отношениях с ключевыми странами ССАГПЗ

Введение.

Аравийский полуостров, согласно концепции С. Хантингтона, изложенной в трактате «Столкновение цивилизаций», можно по праву считать «центром исламского мира» [8]. Это подтверждается выгодным геополитическим положением, а именно выходом в Персидский залив, Аравийское и Красное море (через которые проходит морской путь, обеспечивающий транзит ресурсов и иных грузов), расположением на территории полуострова одних из самых богатых и развитых государств в макрорегионе благодаря экспорту энергоресурсов, выгодному транспор-тно-логистическому положению (находится на пересечении Африки, Европы и Азии).

Однако, несмотря на все достоинства геополитического положения, регион сталкивается со множеством проблем и конфликтов. На Аравийском полуострове ключевой осью регионального напряжения является извечное выраженное противостояние между представителями суннитского и шиитского религиозных блоков в лице Саудовской Аравии и Ирана. Именно опасения по поводу расширения влияния шиитского Ирана в регионе стали одной из причин создания ССАГПЗ в 1981 году [2].

Прежде чем начать говорить о Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ведущая региональная организация стран Аравийского полуострова), стоит выделить страны, входящие в ССАГПЗ: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн и Оман. Эти государства имеют достаточно выгодное геополитическое положение, так как

все они имеют выход в Персидский залив и обладают стратегической ресурсной базой - в основном энергоресурсами в виде нефти и газа.

ССАГПЗ считается успешной формой экономической региональной интеграции. Так, с 1983 г. функционирует зона свободной торговли на территории стран-членов ССАГПЗ. В 2001 г. было подписано новое Экономическое соглашение, где говорится, что страны-члены организации должны постепенно выстраивать и формировать общий рынок, а затем экономический и валютный союз [4]. Это предусматривает свободное перемещение товаров и услуг через страны ССАГПЗ.

Более того, в 2003 г. было подписано соглашение о таможенном союзе, который позволил странам-членам отменить свои таможенные тарифы и согласовать унифицированные внешние (тарифы), что привело к ослаблению торговых ограничений между государствами. Не менее важным стало подписание в 2008 г. дополнительного соглашения об общем рынке [2]. В 2015 г. уже было завершено параллельное формирование таможенного союза и общего рынка на основе введения принципа взаимного признания стандартов.

Стоит заключить, что интеграционный проект формирования таможенного союза и общего рынка в рамках стран Персидского залива оказался в одном ряду среди успешных проектов, учитывая тот факт, что другие интеграционные проекты в остальных субрегионах Ближнего Востока имели не столь положительные результаты.

Вызовы для ССАГПЗ. Однако главной проблемой стран ССАГПЗ остается значительная зависимость экономик от экспорта энергоресурсов. Доходы от продажи нефти являются основным источником инвестиций в такие сферы, как реализация государственных проектов и программ, улучшение благосостояния жителей стран, развитие инфраструктуры, логистики и тд. На сегодняшний день перед Саудовской Аравией наравне со странами Аравийского полуострова стоит задача снижения зависимости ВВП от экспорта нефти, развития блоков промышленности в различных сферах, создания основ инновационной экономики, превращение стран в одни из самых привлекательных для инвестирования, ведения бизнеса и поддержания своей роли надежных поставщиков энергоресурсов на мировые рынки [14].

Возвращаясь к рассмотрению проблем стран-членов ССАГПЗ, стоит отметить, что все еще не разрешен ряд проблем и конфликтов: конфликт в Йемене, проблема Ирака, противостояние Эр-Рияда и Дохи, сирийский вопрос, проблема пиратства в территориальных водах Сомали и за его

пределами, перешедший в активную стадию конфликт между Палестиной и Израилем, соседство с такими нестабильными государствами, как Судан, Египет и Афганистан [9]. И хотя устав ССАГПЗ не предусматривает военного сотрудничества, в 1984 г. были организованы силы быстрого реагирования «Щит полуострова» численностью 10 тыс. чел. Примечательно, что саудовские войска составляют в них большинство [11].

Многие эксперты полагают, что конфликт в Йемене находится в зоне национальных интересов Саудовской Аравии, поскольку фактически ведется борьба за региональное доминирование между КСА и Ираном, где Тегеран поддерживает йеменских хуситов (шиитов) в гражданской войне [7]. Такие тенденции наблюдаются не только в отношении Ирана, но и ко всем странам-членам ССАГПЗ: КСА стремится не допустить возможности проведения автономной внешней политики стран Аравийского полуострова. Именно по этой причине Эр-Рияд устроил дипломатическую блокаду Катару в 2017 г., который начал реализацию вектора независимого развития [12]. Известный российский востоковед Г.Г. Косач считает, что такая риторика Эр-Рияда наметилась после получения власти над рядом отвечающих за внешнюю политику и безопасность государственных структур наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом, который является сторонником более агрессивного и категоричного внешнеполитического курса [3]. Таким образом, Катар также обвинялся в поддержке Ирана и Турции, претендующих на региональное лидерство, и конфронтации в медиапространстве между катарской информационной платформой «Аль-Джазира» и саудовской «Аль-Арабия» [15].

Более того, государства зачастую занимали противоположные стороны в региональных конфликтах. Однако в 2021 г. было принято решение о снятии блокады Саудовской Аравией, Бахрейном, Египтом и ОАЭ, которые некогда к ней присоединились, так как изначальные цели не были достигнуты и незамедлительно после начала блокады к Катару обратились Турция и Иран с экономическими предложениями, что было крайне невыгодно аравийским державам. Тем не менее, не стоит полагать, что все разногласия между КСА и Катаром позади: в последнее время происходит укрепление ирано-катарского сотрудничества [1] в политическом и экономическом взаимодействии между странами. Например, в январе 2023 г. обе стороны заявили о двустороннем намерении расширить экономическое сотрудничество в финансовой и банковской сфере [6], что может стать одной из причин возможного похолодания в саудовско-ка-тарских отношениях.

Также стоит отметить, что КСА проводит стратегически выверенный курс в отношениях с Объединенными Арабскими Эмиратами: саудовцы активно склоняют ОАЭ проводить просаудовский внешнеполитический курс по ряду вопросов, где Эр-Рияд нуждается в поддержке союзника. Однако несмотря на то, что фактически Абу-Даби является одним из главных стратегических союзников Эр-Рияда в регионе, между странами имеются разночтения в отношении экономических и политических аспектов внутрирегиональной и международной повестки.

Официальные же лица ОАЭ на высшем уровне заявляют о том, что Эмираты и Саудовская Аравия «сражаются в одном окопе с дестабилизирующими силами на Ближнем Востоке» [17] и альянс КСА-ОАЭ является «столпом безопасности и стабильности в регионе» [18], однако в последние годы Абу-Даби начал делать первые шаги по ведению независимого внешнеполитического курса.

Некоторые эксперты считают, что ОАЭ также стремятся занять место регионального лидера, как и КСА. Об этом свидетельствует расхождение взглядов по поводу Йемена: в 2019 г. ОАЭ отказались от активного участия в конфликте, говоря о том, что борьба с хуситами является бесперспективной. В данном конфликте цели Эр-Рияда и Абу-Даби были различными: КСА видело своей главной целью борьбу с хуситами, в то время как ОАЭ стремились обезопасить южную часть Йемена, где располагаются важные международные пути и нефтяные коммуникации [10]. Однако с 2022 г., после того как хуситы обстреляли инфраструктуру Национальной нефтяной компании Абу-Даби и строительной площадки в районе международного аэропорта, ОАЭ возвращается в конфликт в целях отстаивания своих национальных интересов и вопросов национальной безопасности [5].

Тем не менее, представители ОАЭ с опасениями реагируют на возможность заключения мира между КСА и Йеменом, так как опасаются, что интересы Абу-Даби не будут учтены и рассмотрены должным образом. Также не стоит забывать, что несмотря на то, что страны являются союзниками, они поддерживают различные центры политической силы в Йемене: КСА - слабое политически, но международно признанное правительство Йемена, а ОАЭ - Южный переходный совет, который выступает с сепаратистскими настроениями отделения юга страны от остальной части государства.

Однако после заключения сторонами временного перемирия было убито четыре саудовских солдата в конце октября 2023 г., что подорвало

шаткий плацдарм для возможности маневра в переговорах о прекращении боевых действий.

Следует также упомянуть и об иранском направлении. Официально обе страны заявляют о том, что Иран является одной из главных угроз для Ближнего Востока и Аравийского полуострова, в частности. Саудовская Аравия и вовсе считает страну своим соперником в регионе. Более того, у ОАЭ все еще остались территориальные притязания к Ирану по поводу островов Большой и Малый Тунб и Абу-Муса, с точки зрения эмиратовцев, «оккупированных» Тегераном в 1971 году [16]. Однако не стоит забывать, что Иран - исторически важный экономический партнер ОАЭ, поэтому, несмотря на саудовские инициативы по выстраиванию политики против Тегерана и оказания давления на Абу-Даби поддерживать такой курс Эр-Рияда, Эмираты по-прежнему стараются действовать более осторожно и мягко в своих официальных высказываниях и искать точки соприкосновения в экономическом сотрудничестве.

В 2017 г. на ОАЭ приходилось до 80% всего внешнеторгового оборота ССАГПЗ с Ираном, превышая 17 млрд долл. США товарооборота [13], то есть возобновление конструктивного диалога с Тегераном является перспективным направлением внешней политики ОАЭ.

Тем не менее, стоит отметить, что, несмотря на существующие разногласия, союзнические отношения между КСА и ОАЭ прочны в стратегическом, политическом и экономическом аспектах. Мала вероятность того, что разногласия приведут к серьезным обострениям в отношениях, ибо главная черта аравийских держав - это уметь в нужный момент «закрыть глаза» на невыгодный внешнеполитический вектор своего союзника в отношении определённого аспекта.

Таким образом, стоит заключить, что Эр-Рияд играет одну из ведущих ролей в ССАГПЗ, создавая себе платформу для продвижения своих национальных интересов через призму программ развития всех нефтегазовых держав Аравийского полуострова (газ базируется в Катаре) и сотрудничества в таких объединениях, как ОПЕК и ОПЕК+, совместно регулируя добычу ресурсов и установление цен на них. Это касается и координирования действий на международной арене, выработки единого курса в отношении ряда проблемных вопросов, реализации объединения в единую энергосистему энергосети всех 6 стран-участниц организации.

Саудовская Аравия ставит перед собой цель становления лидером не только на Аравийском полуострове, но и на всем Ближнем Востоке. Однако для достижения данной цели Эр-Рияду следует разрешить конфликт

в Йемене, поспособствовать урегулированию краеугольных вопросов в отношениях со странами ССАГПЗ и выбрать выгодную позицию в отношении обострившегося арабо-израильского конфликта, который поддержат остальные государства исламского мира и Ближнего Востока. С точки зрения авторов, КСА располагает всеми возможностями для получения звания «регионального лидера» в регионе. Даже несмотря на такое сильное государство, как Иран. Помимо политической и военной мощи, Эр-Рияд располагает одной из самых сильных экономических мощностей в регионе, которые способствуют внушительному финансированию ряда внутригосударственных, региональных и международных программ в различных сферах. Это позволяет КСА расширять свое влияние и увеличивать зависимость некоторых государств и организаций от инвестиций Королевства, то есть дает возможность саудовцам продвигать свои национальные и стратегические интересы.

Список литературы:

1. Варадян А.С. Взаимоотношения Ирана и Катара на современном этапе / Ин-т Ближнего Востока. 14.08.2019 // URL: http:// www.iimes.ru/?p=59020 (Дата обращения: 10.01.2024)

2. Кириченко В.П. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива: история и современность (Обзор) // Социальные новации и социальные науки: [электронный журнал]. 2022. № 2. С. 68.

3. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: внутренние изменения, внешняя политика. Глобальный прогноз РСМД 2019-2024 // РСМД. 2018 // URL: https://russiancouncil.ru/2019-westasiat2 (Дата обращения: 10.01.2024).

4. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Evolution of Economic Integration within the Cooperation Council for the Arab Statesof the Gulf //Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 6. С. 87-102.

5. ОАЭ возвращаются на орбиту йеменской войны // Независимое военное обозрение. 2022. // URL: https://www.ng.ru/ world/2022-01-24/1_8353_war.html (Дата обращения: 10.01.2024)

6. США не помеха: Катар и Иран намерены расширить финансовые и банковские отношения // EurAsia Daily. // URL: https:// eadaily.com/ru/news/2023/01/07/ssha-ne-pomeha-katar-i-iran-namereny-rasshirit-finansovye-i-bankovskie-otnosheniya (Дата обращения: 10.01.2024)

7. Фролов А.В. Йемен: маргинальная война? // Обозреватель-Observer. 2017. № 12. С. 31-43.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. - М.: Издательство АСТ. 2016. С. 640.

9. Шарипов У.З. Персидский залив: Обострение политической и военной ситуации и международных отношений в конце XX — начале XXI вв. / У. З. Шарипов. — Москва: Издатель Воробьев А. В., 2010. 323 с.

10. Day, Stephen W. The Future Structure of the Yemeni State // Middle East Institute. 2019. 18 p.

11. Gulf Cooperation Council (GCC) and the EU // EEAS. - 2021. - 08.02. // URL: https://www.eeas.europa.eu/node/410263_bs (Дата обращения: 10.01.2024)

12. Gulf plunged into diplomatic crisis as countries cut ties with Qatar // The Guardian. 2017. // URL: https://www.theguardian.com/ world/2017/jun/05/saudi-arabia-and-bahrain-break-diplomatic-ties-with-qatar-over-terrorism (Дата обращения: 10.01.2024)

13. Ibish, H. The UAE's Evolving National Security Strategy // The Arab Gulf States Institute in Washington. 2017. 62 p.

14. Public Finance Saudi Arabia: 2016 budget targets spending cuts, subsidy reforms and non-oil sector investment. Al-Nakib O. Economic Update // National Bank of Kuwait. 2016.

15. Qatar row: Saudi and Egypt among countries to cut Doha links // BBC. 05.06.2017 // URL: https://www.bbc.com/news/world-middleeast-40155829 (Дата обращения: 10.01.2024)

16. UAE reiterates call for return of three islands occupied by Iran // Gulf News, 2010. // URL: https://gulfnews.com/uae/government/ uae-reiterates-call-for-return-of-three-islands-occupied-by-iran-1.689372 (Дата обращения: 10.01.2024)

17. Гаргаш: Альянс Саудовской Аравии и Эмиратов является краеугольным камнем стабильности в регионе. 2019. // URL: JjJ1^ : U^U^ j-w UJf'j1^^ Uj^u U^^w ^^ '^^Jj'j Ufu^J» - 'J^jf U^1^ (youm7.com) (Дата обращения: 10.01.2024)

18. Sky News Arabia. Мохаммед бен Заид: ОАЭ и Саудовская Аравия находятся в одном окопе. 2019. // URL: f^f- ^u j'^-: UJf'j1^

^^ ¿u-й j'c- I u^jj (skynewsarabia.com) (Дата обращения: 10.01.2024)

Bibliography

1. Varadyan A.S. Relations between Iran and Qatar at the present stage / Institute of the Middle East. 08/14/2019 // URL: http://www. iimes.ru/?p=59020 (01.10.2024)

2. Kirichenko V.P. Cooperation Council for the Arab States of the Persian Gulf: history and modernity (Review) // Social innovations and social sciences: [electronic journal]. 2022. № 2. P. 68.

3. Kosach G.G. Saudi Arabia: internal changes, foreign policy. RIAC Global Forecast 2019-2024 // RIAC. 2018 // URL: https://russian-council.ru/2019-westasia#2 (01.10.2024).

4. Kostyunina G.M., Lomakin N.N. Evolution of Economic Integration within the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf //Russian Foreign Economic Bulletin. 2014. № 6. P. 87-102.

5. The UAE is returning to the orbit of the Yemen war // Independent Military Review. 2022. // URL: https://www.ng.ru/

world/2022-01-24/1_8353_war.html (01.10.2024)

6. The USA is not an obstacle: Qatar and Iran intend to expand financial and banking relations // EurAsia Daily. // URL: https://eadaily. com/ru/news/2023/01/07/ssha-ne-pomeha-katar-i-iran-namereny-rasshirit-finansovye-i-bankovskie-otnosheniya (10.01.2024)

7. Frolov A.V. Yemen: a marginal war? // Observer. 2017. № 12. P. 31-43.

8. Huntington S. Clash of Civilizations / trans. from English T. Velimeeva. - M.: AST Publishing House. 2016. P. 640.

9. Sharipov U.Z. Persian Gulf: Aggravation of the political and military situation and international relations at the end of the 20th -beginning of the 21st centuries. / U. Z. Sharipov. - Moscow: Publisher Vorobiev A.V., 2010. 323 p.

10. Day, Stephen W. The Future Structure of the Yemeni State // Middle East Institute. 2019. 18 p.

11. Gulf Cooperation Council (GCC) and the EU // EEAS. - 2021. - 08.02. // URL: https://www.eeas.europa.eu/node/410263_bs (10.01.2024)

12. Gulf plunged into diplomatic crisis as countries cut ties with Qatar // The Guardian. 2017. // URL: https://www.theguardian.com/ world/2017/jun/05/saudi-arabia-and-bahrain-break-diplomatic-ties-with-qatar-over-terrorism (10.01.2024)

13. Ibish, H. The UAE's Evolving National Security Strategy // The Arab Gulf States Institute in Washington. 2017. 62 p.

14. Public Finance Saudi Arabia: 2016 budget targets spending cuts, subsidy reforms and non-oil sector investment. Al-Nakib O. Economic Update // National Bank of Kuwait. 2016.

15. Qatar row: Saudi and Egypt among countries to cut Doha links // BBC. 05.06.2017 // URL: https://www.bbc.com/news/world-mid-dleeast-40155829 (10.01.2024)

16. UAE reiterates call for return of three islands occupied by Iran // Gulf News, 2010. // URL: https://gulfnews.com/uae/government/ uae-reiterates-call-for-return-of-three-islands-occupied-by-iran-1.689372 (10.01.2024)

17. Gargash: The Saudi-Emirati alliance is the cornerstone of stability in the region. 2019. // URL: JjJ1^ : IJ^IJ^ IJlfIjI^^ IJj^j IJl^I^^ ^^ I^^JjIj J O^o» - IJ^jf (youm7.com) (01.10.2024)

18. Sky News Arabia. Mohammed bin Zayed: The UAE and Saudi Arabia are in the same trench. 2019. // URL: f^f- ^O jI^-: IJlfIjI^

^^ ¿u-o jI^- | ^^I^ u^jj (skynewsarabia.com) (01.10.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.