Научная статья на тему 'СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2149
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СОТРУДНИЧЕСТВО АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / КОНФЛИКТЫ / ЕС / США / РФ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кириченко Владимир Павлович

В обзоре рассматриваются история и текущая деятельность Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Особое внимание уделяется тому, как эта организация реагирует на конфликты на Ближнем Востоке. В работе также освещается ее гуманитарная деятельность. Отдельно показан характер отношений Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива с США, ЕС и РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COOPERATION COUNCIL FOR THE ARAB STATES OF THE GULF: PAST AND PRESENT (REVIEW)

The review examines the history and current activities of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf. Particular attention is paid to how this organization responds to conflicts in the Middle East. The work also highlights her humanitarian activities. Separately, shows the nature of the relations between the Cooperation Council of the Arab States of the Persian Gulf with the USA, the EU and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Обзор)

Кириченко Владимир Павлович

младший научный сотрудник Института востоковедения РАН

(Москва, Россия)1

e-mail: black-whit @yandex.ru

Аннотация. В обзоре рассматриваются история и текущая деятельность Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Особое внимание уделяется тому, как эта организация реагирует на конфликты на Ближнем Востоке. В работе также освещается ее гуманитарная деятельность. Отдельно показан характер отношений Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива с США, ЕС и РФ.

Ключевые слова. Ближний Восток; сотрудничество арабских государств; конфликты; ЕС; США; РФ.

Для цитирования. Кириченко В.П. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. история и современность (Обзор) // Социальные новации и социальные науки . [электронный журнал]. - 2022. - № 2. - С. 67-82.

URL. https.//sns-journal.ru/ru/archive/ DOI. 10.31249/snsn/2022.02.06

Рукопись поступила 02.03.2022

1 © Кириченко В.П., 2022

Введение

25 мая 2021 г. исполнилось 40 лет со дня создания Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)1. Организация была основана 25 мая 1981 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). В ее состав вошли Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

Отношения между коренными народами, населяющими эти страны, определяются близким родством, так как речь идет о племенах, которые никогда не покидали Аравийский полуостров. Правящие элиты заключали браки с представителями родственных племен. Здесь, как нигде в арабском мире, почитается происхождение. Государственное устройство формировалось на базе основных законов ислама. В связи с этим страны ССАГПЗ имеют общие культурные корни. Кроме того, экономика большинства стран базируется на добыче полезных ископаемых, в частности нефти.

Одной из причин создания ССАГПЗ послужили опасения по поводу растущего влияния Ирана в регионе. В 1979 г. в Иране произошла Исламская революция2, и руководство стран Персидского залива опасалось роста ее влияния. Создание организации происходило на фоне ирано-иракской войны, которая началась в 1980 г.3 Конфликт происходил вблизи от территории Кувейта, что не могло не обеспокоить власти этой страны. Данная ситуация послужила причиной того, что именно Кувейт выступил с инициативой создания ССАГПЗ. К тому же государства Персидского залива тревожила возможность победы Ирана [Государство Кувейт ... , 1990, с. 84].

Во главе организации стоит Высший совет, членами которого являются главы входящих в организацию государств. Пост Председателя Высшего совета передается от государства к государству в алфавитном порядке. Сессии Совета проходят ежегодно. Внеочередные сессии могут быть созваны по просьбе любого государства-члена, поддержанного другим государством-членом. Консультативная комиссия Высшего Совета состоит из тридцати членов, по пять человек от каждой страны-участницы, избранных сроком на три года.

1 В арабских странах Персидский залив называют «Арабским». Поэтому в арабском названии организации -Маджлис ат-таавун ли дувваль аль-Халидж аль-арабийя, залив так же назван «Арабским».

2 Исламская революция - цепь событий в Иране, результатом которых стали эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни. Подробнее см.: [Исламская революция в Иране // Википедия. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламская_ революция_в_Иране (дата обращения 01.02.2021)].

3 Ирано-иракская война (22.09. 1980 г. - 20.08. 1988 г.) явилась последним крупным конфликтом в рамках холодной войны и одним из наиболее длительных вооруженных конфликтов XX в. Подробнее см.: [Ирано -иракская война // Википедия. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирано-иракская_война (дата обращения 01.02.2021)].

В структуре ССАГПЗ предусмотрена Комиссия по урегулированию споров, которая формируется Высшим советом ситуативно, в основном по вопросам толкования пунктов устава организации.

Важным органом ССАГПЗ является Совет министров. Он состоит из министров иностранных дел всех государств-членов или министров, их замещающих. Обычно Совет возглавляет представитель государства, председательствовавшего на последней сессии Высшего Совета. В функции Совета министров входит, помимо прочего, вынесение рекомендаций по развитию сотрудничества между государствами-членами и обеспечение координации для реализации совместных текущих проектов. Этот орган представляет свои решения на утверждение Высшего Совета, подготовка заседаний которого также входит в его функции.

В ССАГПЗ существует Генеральный секретариат, штаб-квартира которого находится в Эр-Рияде [Совет сотрудничества ... , 2016]. В его компетенции входит проведение специальных исследований, касающихся сотрудничества, координации, планирования и реализации совместных действий; составление периодических отчетов о работе, проделанной ССАГПЗ; контроль за выполнением принятых решений; исследования по заданию Высшего Совета или Совета министров; организация работы различных органов и разработка резолюций ССАГПЗ [Organizational Structure ... , 2021]. Кроме того, именно на Секретариат возлагается подготовка ежегодного саммита ССАГПЗ.

Согласно Уставу организации основными целями ССАГПЗ являются:

« - Достижение координации, интеграции и взаимосвязи между государствами-участниками во всех областях на пути к их объединению.

- Углубление и укрепление взаимных связей, контактов и сотрудничества, существующих между их народами в различных областях.

- Выработка единого регламента в различных сферах, в том числе:

финансово-экономические вопросы; торговля, таможенные вопросы, коммуникации; образование и культура; социальная сфера и здравоохранение; информация и туризм; законодательные и административные вопросы.

- Ускорение темпов научно-технического прогресса в промышленности, горном деле, сельском хозяйстве, в области водных и животных ресурсов, создание научно-исследовательских центров, совместных проектов, поощрение сотрудничества на уровне частного сектора на благо их народов» [Устав].

За время своего существования ССАГПЗ добился значительного прогресса в экономической интеграции. В 2001 г. было подписано новое Экономическое соглашение, которое пришло на смену соглашению 1981 г. В новом документе говорилось, что страны должны поэтапно сформиро-

вать общий рынок. Это предусматривает свободное перемещение товаров и услуг в границах ССАГПЗ [Костюнина, Ломакин, 2004, с. 93].

В 2003 г. подписаны соглашения о таможенном союзе. В соответствии с этими документами страны-члены отменили внутрирегиональные тарифы, унифицировали внешние тарифы и ослабили торговые ограничения [Economic Integration ... , 2010]. В 2008 г. было подписано дополнительное соглашение об общем рынке [Economic Integration ... , 2010].

Устав ССАГПЗ не предусматривает военного сотрудничества, но в 1984 г. ССАГПЗ создали собственные силы быстрого реагирования «Щит полуострова», численностью в 10 тыс. человек [Gulf Cooperation ... , 2021]. В их создании участвовали все шесть членов организации, хотя саудовские войска составляли большинство. Местом постоянного базирования этих сил стал г. Хафар-эль-Батин1 на северо-востоке Саудовской Аравии [Peterson, 2003, p. 61].

Деятельность ССАГПЗ по урегулированию конфликтов в регионе

Ирако-иранская война (1980-1988). Стремление Саддама Хусейна сделать свою страну лидирующей, а также его опасения по поводу распространения шиизма в регионе привели к тому, что в 1980 г. Ирак напал на Иран.

Это послужило началом ирано-иракской войны (1980-1988). ССАГПЗ во время этого конфликта поддерживал Ирак, предоставляя Багдаду разведывательную информацию, поставляя вооружение и оказывая финансовую поддержку [Кузьмин, Соколов, 2017, с. 246]. Так, Саудовская Аравия выделила Ираку 6 млрд долл. финансовой помощи к апрелю 1981 г., а потом еще 4 млрд долл. в течение того же года. Первый кредит Кувейта в размере 2 млрд долл. был предоставлен осенью 1980 г., затем в апреле 1981 г. последовало еще 2 млрд долл. ОАЭ предположительно внесли от 1 до 3 млрд долл., а Катар - около 1 млрд долл. Кувейт играл важную роль в переброске грузов в Ирак. К 1981 г. семь причалов в кувейтском порту Шуайба были специально выделены для направляющихся в Ирак грузов. В предвоенный период использовалось только четыре причала [Nonneman, 2004, p. 175]. Однако, как отмечала российский исследователь Е.С. Мелкумян, «.Оман и входящий в ОАЭ Дубай сохранили торговые отношения с Ираном. Оман, имевший с ним тесные исторические связи, выступил против его экономической и политической изоляции, на которой в период войны настаивали ближайшие союзники Багдада - Египет и Саудовская Аравия» [Мелкумян, 2019, с. 119].

Вторжение Ирака в Кувейт. Х Саммит ССАГПЗ (Катар, 22-24 декабря 1990 г.) был омрачен вторжением Ирака в Кувейт [Timeline of the ... , 2010]. ССАГПЗ потребовал, чтобы Ирак вывел войска из Кувейта. Силы быстрого реагирования «Щит полуострова» стали впоследствии частью

1 Хафар эль-Батин - город в Саудовской Аравии (Восточная провинция). Подробнее см.: [Хафар эль-Батин // Википедия. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хафар-эль-Батин (дата обращения 01.02.2021)].

международной коалиции под предводительством США, которая разгромила иракские войска в ходе операции «Буря в пустыне» [Peterson, 2003, p. 61].

В декабре 1991 г. в освобожденном Кувейте прошел XI Саммит ССАГПЗ. Его итогами стало подписание оборонительных пактов между государствами-участниками. Также страны провели совместные военные учения и увеличили численность сил «Щит полуострова» до 15 тыс. человек [Timeline of the ... , 2010].

В 2003 г. американские войска вторглись в Ирак, что привело к свержению режима С. Хусейна. Страны ССАГПЗ это обеспокоило, и организация осудила американское вторжение. Основная проблема для стран Персидского залива заключалась в том, что вторжение США в Ирак нарушило баланс сил в регионе. Потеря Ираком суверенитета усиливала позиции Ирана. Также государства Персидского залива опасались роста популярности радикального ислама на фоне иракского кризиса [Джаззан, 2017, с. 47]. К тому же после падения режима С. Хусейна американская администрация сделала ставку на усиление влияния шиитов и курдов в иракской политике. Это также тревожит руководство ССАГПЗ, хотя войска США были выведены из Ирака в 2011 г. [Iraq war in ... , 2011].

Реакция ССАГПЗ на события «арабской весны». События «арабской весны» 2011 г. не очень сильно затронули государства Персидского залива. Тем не менее, в Саудовской Аравии и Бахрейне произошли довольно заметные антиправительственные выступления. Причем большинство протестующих в этих странах было шиитами. Причиной недовольства данной части населения стала дискриминационная политика властей по отношению к ним. В Саудовской Аравии шииты составляют около 10% населения и населяют богатую нефтью Восточную провинцию. В Бахрейне шииты составляют большинство населения. Следует отметить, что в странах ССАГПЗ у власти находятся суннитские династии. Исключение составляет Оман, правящая верхушка которого придерживается умеренного ибадизма1. Антиправительственные выступления в странах ССАГПЗ не привели к смене режимов, однако власти были напуганы.

Протесты в Бахрейне заставили власти этой страны обратиться за помощью к ССАГПЗ. 14 марта 2011 г. по просьбе короля Бахрейна Хамада бин Исы Аль-Халифы в страну вошли подразделения «Щита полуострова». Эти войска приняли участие в подавлении протестов, оказывая помощь бахрейнским силам безопасности. Контингент, принявший участие в операции, составил 10% от общей численности объединенных военных сил, которая составляет 40 тыс. человек [A talk with ... , 2011]. В конечном итоге протесты были подавлены.

1 Ибадиты - исламское течение, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени Абдуллаха ибн Ибада. Подробнее см.. [Ибадиты // Википедия. - 2022. - URL. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ибадиты (дата обращения 05.02.2022)].

Отношение ССАГПЗ к событиям в Сирии. В январе 2011 г. в Сирии начались антиправительственные акции. При подавлении протестов имелись жертвы. Вскоре в стране вспыхнула гражданская война. В сирийском конфликте ССАГПЗ высказался за уход Б. Асада от власти, поддержав оппозицию.

Позиция ССАГПЗ во многом определялась стремлением стран Персидского залива изолировать Иран, так как к этому времени Сирия стала его важным союзником. Кроме того, было заметно влияние Тегерана на шиитские общины арабских стран.

По итогам очередного саммита ССАГПЗ в декабре 2013 г. было сделано заявление, в котором говорилось, что режим Асада «был запятнан кровью сирийского народа». После двух дней переговоров в Кувейте ССАГПЗ призвал к выводу всех иностранных сил из Сирии и обвинил правительство Асада в совершении «геноцида». [Syrian regime slams ... , 2013]. В декабре 2016 г. в столице Бахрейна прошел 37-й Саммит ССАГПЗ, по итогам которого в частности было объявлено, что лидеры стран-участниц договорились «усилить региональное давление на режим президента Сирии Б. Асада и его союзников за счет усиления финансовых и экономических ограничений» [GCC Leaders Agree ... , 2016]. Однако позиции разных стран внутри ССАГПЗ все же различаются.

Саудовская Аравия, претендующая на региональное лидерство в регионе с самого начала конфликта, поставила своей целью свержение президента Сирии Б. Асада. Поэтому она способствовала формированию вооруженной оппозиции [Saab, 2015], предоставив финансирование и вооружение в том числе группировке «Джейш аль-Ислам»1 (запрещена в РФ).

ОАЭ, со своей стороны, последовав примеру Эр-Рияда разорвали дипломатические отношения с Сирией в 2011 г. Однако в 2013 г. министр иностранных дел ОАЭ заявил, что его государство будет поддерживать сирийский народ и его законные стремления восстановить безопасность и стабильность в стране. Это произошло во время встречи главы МИД ОАЭ с главой Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил2 (запрещена в РФ) Ахмадом аль-Джарбой [UAE reaffirms ... , 2013]. Постепенно отношение к сирийскому режиму стало меняться. В 2015 г. государственный министр ОАЭ поддержал военное вмешательство России в урегулирование сирийского кризиса. А в 2018 г. ОАЭ вновь открыли свое посольство в Дамаске [Aldardary, 2020].

Следует отметить, что после того как в 2015 г. по просьбе сирийских властей Россия начала антитеррористическую операцию, государствам ССАГПЗ стало ясно, что Дамаску удастся сохра-

1 Джейш аль-Ислам (араб. «Армия ислама») - коалиция сирийских антиправительственных вооруженных группировок суннитского исламистского направления, сформировавшаяся осенью 2013 г. Подробнее см.: [Джейш аль-Ислам // Википедия. - 2022. - URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Джейш_аль-Ислам (дата обращения 06.02.2022).

2 Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, Сирийская национальная коалиция -объединение сирийских оппозиционных групп, созданное 11 ноября 2012 г. в Дохе (Катар) с целью свержения президента Сирии Башара Асада. Подробнее см.: [Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил Википедия. - 2022. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальная_коалиция_сирийских_революционных_и_ оппозиционных_сил (дата обращения 15.02.2022)].

нить свою власть. Это побудило многие государства Персидского залива скорректировать свою политику, уделив приоритетное внимание своим опасениям по поводу растущего иранского и турецкого влияния в Сирии.

Вслед за ОАЭ свое посольство в Дамаске открыл в 2018 г. Бахрейн, заявив, что он также поддерживает суверенитет Сирии и как следствие возобновит сотрудничество с этой страной. В июне 2020 г. заместитель министра иностранных дел Бахрейна по международным делам доктор Шейх Абдулла бин Ахмед Аль Халифа подчеркнул важность защиты территории и суверенитета Сирии, оговорив, что урегулирование конфликта возможно только невоенными средствами [Bahrain attends ... , 2020].

Менее конструктивную позицию занял Катар, который в 2011 г. также отозвал своего посла из Сирии. Такая позиция Катара объясняется отказом Дамаска предоставить свою территорию для строительства газопровода из Катара к Средиземному морю. Доха предоставила сирийским оппозиционным группам значительное финансирование, которое к 2013 г. оценивалось в сумму от 1 до 3 млрд долл. [Aldardary, 2020]. В том же году министр иностранных дел Катара подтвердил поддержку Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил и Сирийской свободной армии1 (запрещена в РФ). В 2016 г. руководство Катара вновь заявило о решении продолжать оказывать финансовую поддержку оппозиционным группам [Maclean, Finn, 2016].

Кувейт с начала сирийского конфликта поддерживал сирийскую оппозицию. По некоторым данным, большая часть финансирования сирийских оппозиционных групп за 2013 г. поступала от частных лиц из стран Персидского залива, особенно от граждан Кувейта [Warrick, 2013]. В 2017 г. Кувейт подтвердил свою позицию в отношении сирийского конфликта, однако заявил, что его разрешение достижимо только путем политического урегулирования [Aldardary, 2020].

Оман был единственным членом ССАГПЗ, который сохранил нейтралитет в сирийском конфликте. Хотя в 2012 г. он признал сирийскую оппозицию, но сохранил дипломатические отношения с сирийским правительством. Оманские власти четко заявляли о своем гуманитарном и дипломатическом подходе к сирийской войне и не финансировали повстанческие группы. Об особых отношениях между Оманом и Сирией говорит и то, что в разгар боевых действий в 2015 г. министр иностранных дел Омана Юсуф бин Алави встретился с Б. Асадом в Дамаске. Стороны обсудили сирийско-оманские отношения, подтвердив, что руководство двух стран привержено продолжению сотрудничества и координации для укрепления братских отношений между их народами, служения безопасности и стабильности в регионе и защиты интересов своих народов.

1 Свободная сирийская армия - одна из крупнейших вооруженных повстанческих группировок в Сирии, воюющих против правительства, возглавляемого президентом Б. Асадом. Подробнее см. [Свободная сирийская армия // Википедия. - 2021. - URL. https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная_сирийская_армия (дата обращения 17.02.2022)].

Также на встрече обсуждались борьба с терроризмом и урегулирование кризиса в Сирии [President al-Assad to . , 2015].

Позиция ССАГПЗ по отношению к гражданской войне в Йемене. В 2011 г. обострилась обстановка в Йемене. С 1997 г. в этом государстве не прекращался конфликт между режимом Аб-даллы Салеха1 и оппозиционно настроенными повстанцами-хуситами2. Страны ССАГПЗ стремились найти выход из ситуации, опасаясь что йеменский конфликт дестабилизирует ситуацию в регионе. Большие надежды возлагались на Инициативу ССАГПЗ по урегулированию кризиса в Йемене. Документ предусматривал отставку президента А.А. Салеха и переход власти к вице-президенту страны. Далее Инициатива предусматривала проведение парламентских и президентских выборов [Мелкумян, 2019, c. 125]. Салех согласился уйти в отставку, и в ноябре 2011 г. покинул свой пост. На состоявшихся в 2012 г. выборах победил Абд Аррабо Мансур аль-Хади (бывший вице-президент Йемена) [Основные этапы ... , 2017]. Несмотря на избрание нового президента, ситуация в стране оставалась напряженной. Периодически происходили столкновения правительственных сил и хуситов.

В августе 2014 г. ситуация вновь обострилась. В Йемене произошли демонстрации сторонников хуситов, недовольных повышением цен на бензин. К сентябрю 2014 г. хуситам удалось захватить несколько районов столицы Йемена Саны и правительственных учреждений, а в 2015 г. -и власть в стране. Президент Абд Аррабо Мансур аль-Хади бежал в Аден3. В марте 2015 г. он обратился за военной помощью к ССАГПЗ. За этим последовало военное вмешательство коалиции арабских монархий в ситуацию в Йемене. Военное присутствие государств - членов ССАГПЗ в Йемене сохраняется до сих пор. 1 8 января 2022 г. в ответ на атаку хуситов коалиция арабских государств, возглавляемая Саудовской Аравией, осуществила воздушные налеты на Сану. В феврале 2022 г. правительственные войска Йемена при поддержке с воздуха коалиции во главе с Саудовской Аравией добились ограниченных военных успехов вблизи стратегической военной базы в центральной провинции Мариб [Al-Batati, 2022].

Во внутрийеменском конфликте Саудовская Аравия, претендуя на некоторые территории Йемена, преследует собственные интересы. Кроме того, так же как и в гражданской войне в Сирии, она противостоит Ирану, поддерживающему йеменских шиитов.

1Али Абдалла Салех (1947-2017) - Президент Северного Йемена (1978-1990), а после объединения Йеменской Арабской Республики (Северного Йемена) и Народной Демократической Республики Йемен (Южного Йемена) -председатель Президентского Совета единого Йемена (1990-1994) и, позднее, президент (1994-2012). Убит в 2017 г. Подробнее см. [Салех, Али Абдалла // Википедия. - 2022. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Салех,_Али_Абдалла (дата обращения 15.02.2022)].

2 Хуситы - военизированная группировка шиитов-зейдитов (джарудиты), действующая на территории Йемена. В 2004 г. хуситы подняли вооруженное восстание против правительства Йемена, постепенно захватив контроль над некоторыми южными территориями страны. Хуситы приняли участие в йеменской революции 2011 г., в результате которой ушел в отставку президент Али Абдалла Салех. Подробнее см.: [Хуситы // Википедия. - 2022. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хуситы (дата обращения 15.02.2022)].

3 Город на берегу Аденского залива, бывшая столица Народной Республики Южного Йемена (30 ноября 1967 г. - 30 ноября 1970 г.).

Руководство стран Персидского Залива, в особенности Саудовской Аравии, обвиняет Иран в оказании военной и финансовой помощи хуситам, тогда как официальные лица Ирана заявляют, что йеменским повстанцам оказывается лишь консультативная и духовная поддержка [Малик, 2022].

Отношение ССАГПЗ к ядерной сделке с Ираном. В 2015 г. страны Персидского залива скептически отнеслись к ядерной сделке, которую подписали Иран, США Франция, Германия, Россия, ЕС и Китай. Документ предусматривал снятие с Ирана экономических санкций в обмен на отказ этой страны от разработки ядерного оружия [На пути к СВПД, 2021]. Саудовская Аравия назвала сделку с Ираном «несовершенной» [Harris, 2021]. В 2018 г. США по инициативе Д. Трампа вышли из сделки, и санкции были возобновлены.

В 2021 г. началась подготовка к новым переговорам о решении проблемы ядерной программы Ирана. Тогда же, после встречи в Саудовской Аравии с посланником США в Иране Робертом Малли, ССАГПЗ присоединился к Египту, Иордании, Франции, Германии и Великобритании, призвав вернуться к ядерной сделке. 12 стран опубликовали совместное заявление, в котором отмечается, что «возвращение к взаимному соблюдению [ядерной сделки] принесет пользу всему Ближнему Востоку, позволит расширить региональное партнерство и экономический обмен, что будет иметь долгосрочные последствия для роста и благосостояния всех людей там, в том числе в Иране» [Harris, 2021].

Отношение ССАГПЗ к терроризму. 35-й Саммит ССАГПЗ (2014 г.) прошел на фоне активизации действий со стороны Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, с 2015 г. Исламское государство или ИГ, запрещенное в РФ), которое захватило большую часть Ирака и Сирии. Группировка не признавала легитимным правление монархических семей Персидского залива. Террористическая группировка угрожала военными нападениями в регионе, а также привлекла в свои ряды сотни молодых людей из стран Персидского залива [Attassi, 2014].

Страны ССАГПЗ присоединились к международной коалиции для борьбы с ИГИЛ с момента ее создания в сентябре 2014 г. В том же году ВВС Бахрейна, Эмиратов, Кувейта, Катара и Саудовской Аравии участвовали в операции «Непоколебимая решимость» против ИГ, используя воздушную, наземную и морскую военную технику [Harb, 2016]. Помимо ИГИЛ монархии Персидского залива опасались влияния группировок «Братья-мусульмане»1 и «Аль-Каида»2 (запрещены в РФ).

1 «Братья-мусульмане» - международная религиозно-политическая ассоциация, основана в 1928 г. учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). С 1933 г. штаб-квартира организации была переведена в Каир. Действует во многих арабских странах. Запрещена в РФ. Подробнее см.. [Братья-мусульмане // Википедия. - 2022. - URL. https://ru.wikipedia.org/wiki/Братья-мусульмане (дата обращения 15.02.2022)].

2 «Аль-Каида» (араб. «основа», «база», «фундамент», «принцип») - одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций. Запрещена в РФ. Подробнее см.. [Аль-Каида // Википедия. - 2022. -URL. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Каида (дата обращения 15.02.2022)].

При этом в 2017 г. руководство Катара было обвинено в поддержке терроризма (в том числе «Братьев-мусульман», «Аль-Каиды» и ИГ), а также в подрыве безопасности в регионе. Министерства иностранных дел Бахрейна, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта выступили с заявлениями о разрыве дипломатических отношений с Катаром [Арабские страны ... , 2017]. Затем Саудовская Аравия закрыла свои сухопутные границы с Катаром и вместе с тремя другими странами ввела сухопутное, морское и воздушное эмбарго в его отношении [Chughtai, 2020]. Условием прекращения блокады Саудовская Аравия назвала закрытие базирующейся в Дохе сети вещания «Аль-Джазира» и ограничение отношений с Ираном [Qatar crisis ... , 2021]. Отношения между Катаром и арабскими монархиями были восстановлены лишь в 2021 г. Это произошло на 41-м Саммите ССАГПЗ в саудовском городе аль-Уля. В ходе этой встречи лидеры стран Персидского залива подписали соглашение о «солидарности и стабильности», направленное на прекращение дипломатических разногласий с Катаром [Gulf states sign ... , 2021].

Анализ причин сложившейся ситуации приводит к выводу о том, что немалую роль в катар-ском кризисе сыграло соперничество Саудовской Аравии и Катара в нефтегазовой сфере.

Следует отметить, что Саудовская Аравия является наиболее крупным и экономически мощным государством ССАГПЗ. Эта страна стремится играть ведущую роль в этой организации. В 2013 г. король Саудовской Аравии Абдалла предложил создать политический союз, включавший шесть членов ССАГПЗ для выработки единой внешней политики и борьбы с внешними угрозами. Истинная же цель состояла в том, чтобы позиции государств Персидского залива согласовывались с позициями Саудовской Аравии, доминирующей в Совете. Предложение короля Абдаллы не было воплощено в жизнь, так как было отвергнуто Оманом. Однако такая инициатива Саудовской Аравии свидетельствует о готовности королевства осуществлять строгий контроль за внешней политикой своих соседей, особенно на фоне опасений относительно Ирана [Sakr, 2005].

Гуманитарная деятельность ССАГПЗ

ССАГПЗ оказывает гуманитарную помощь странам, оказавшимся в кризисной ситуации. В частности, ССАГПЗ сотрудничает с Международным комитетом Красного Креста1 посредством реализации различных программ, проектов и инициатив в этой важной сфере [The Secretary General ... , 2019]. Начиная с 2006 г. такая помощь была оказана Йемену на общую сумму 28 млрд долл. [Salama, 2021]. Международный комитет Красного Креста и Красного полумесяца оказывает

1 Международный комитет Красного Креста (МККК) - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всем мире, исходя из принципов нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация основана в 1863 г. Подробнее см. : [Международный комитет Красного Креста // Википедия. - 2022. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международ-ный_комитет_Красного_Креста (дата обращения 15.02.2022)].

логистическую поддержку через свой центр в Дубае. Это крупнейший и самый загруженный логистический центр гуманитарной помощи [IFRC Gulf ... , 2019].

В целях противодействия пандемии COVID-19 государства Персидского залива предприняли необходимые шаги по запрету массовых мероприятий, ограничению поездок, введению карантина и процедур тестирования. Правительства ССАГПЗ также разработали меры поддержки частного сектора экономики на сумму 97 млрд долл. В середине апреля 2020 г. члены ССАГПЗ договорились о создании сети для обеспечения продовольственной безопасности (защиты поставок продовольствия в арабские страны). В феврале 2021 г. страны ССАГПЗ решили начать обсуждение вопроса о введении единого паспорта здоровья стран Персидского залива [Covid-19 ... , 2021].

Государства Персидского залива оказали существенную гуманитарную помощь другим странам во время коронакризиса. Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ начали поставки медикаментов в Китай еще в феврале 2020 г. В последующие месяцы Китай отплатил за оказанную поддержку, направив гуманитарную помощь в арабские государства [Rossi, Kabbani, 2020].

Несмотря на неоднозначные отношения ССАГПЗ с Ираном, некоторые члены этой организации оказали ему гуманитарную помощь во время вспышки коронавируса. Так, министр иностранных дел Кувейта заявил, что его страна готова сотрудничать с Ираном в борьбе с распространением вируса. Стороны договорились об отправке гуманитарной помощи в Иран [Иран и Кувейт ..., 2020]. В марте 2020 г. ОАЭ направили в Иран два самолета помощи с более чем 32 т предметов медицинского назначения для борьбы с COVID-19 [UAE sends supplies ... , 2020].

Отношения ССАГПЗ с США

Представляется важным отдельно рассмотреть развитие стратегического, в том числе военного партнерства США со странами ССАГПЗ.

В 2012 г. ССАГПЗ и США учредили Форум стратегического сотрудничества (СФС). В 2015 г. в Кэмп-Дэвиде (США) прошел первый саммит ССАГПЗ-США. По итогам встречи стороны заявили, что США и страны Персидского залива будут развивать стратегическое партнерство для налаживания более тесных отношений во всех областях, включая сотрудничество в области обороны и безопасности, а также для разработки коллективных подходов к региональным проблемам в целях продвижения их общих интересов для стабильности и процветании. Во время второго саммита ССАГПЗ-США в мае 2017 г. в Эр-Рияде обе стороны договорились о дальнейшем расширении масштабов сотрудничества [Aluwaisheg, 2020].

Обеспокоенные угрозами сначала со стороны Ирака, а затем Ирана, страны Персидского залива наращивают военное сотрудничество с США, что вполне отвечает интересам последних.

В Бахрейне базируется Пятый флот ВМС США, зоной ответственности которого являются западная часть Индийского океана и Персидский залив. На авиабазе Шейх Иса (остров Бахрейн)

77

размещена американская авиация, а также разведслужбы; на военной базе Джуффайр (недалеко от столицы Бахрейна Манамы) располагается командный центр Пятого флота ВМС США и командный центр Сил специального назначения США. В Кувейте присутствуют более 13 тыс. американских военнослужащих и передовой пункт управления сухопутных сил Объединенного центрального командования (ОЦК) Вооруженных сил (ВС) США. Здесь же находятся две авиабазы и военно-морская база США, а также крупнейший региональный пункт логистики ВС США. Несколько сотен военнослужащих США базируются в Омане. Порты Омана также находятся в распоряжении ВМС США. Порт Джебель-Али в ОАЭ является крупнейшим портом захода ВМС США за пределами Америки. В ОАЭ присутствует 5 тыс. военнослужащих США, многие из которых располагаются на авиабазе Аль-Дафра в Абу-Даби. У ВМС США также имеется небольшая база в Оманском заливе [A look at foreign ... , 2019].

Передовой штаб ОЦК ВС США находится на обширной авиабазе Аль-Удейд в Катаре, где численность американских военнослужащих достигает 13 тыс. человек. Катар планирует дальнейшее расширение базы, на которой США уже разместили бомбардировщики B-52, способные нести ядерное оружие [A look at foreign ... , 2019]. Собственная военная база в этой стране есть также у Турции, к неудовольствию Саудовской Аравии, которая видит в Анкаре регионального конкурента за влияние.

США вывели войска из Саудовской Аравии после терактов 11 сентября и вторжения в Ирак в 2003 г. Однако летом 2019 г. официальные лица США заявили, что истребители, ракеты ПВО и, вероятно, более 500 американских подразделений вернутся на авиабазу Принц Султан в Эр-Рияде из-за напряженности в отношениях с Ираном [A look at foreign ... , 2019].

Трудно переоценить сотрудничество между США и государствами Персидского залива в области энергетики, поскольку обе стороны являются крупными производителями нефти и газа. Важность Персидского залива как крупнейшего хранилища традиционных энергоносителей выходит за рамки обеспечения США дешевой нефтью. Ситуация в этом регионе и в перспективе будет влиять на стабильность нефтяных рынков и американскую экономику, а следовательно и на мировую экономику в целом.

ССАГПЗ - ЕС

Соглашение о сотрудничестве между ССАГПЗ и ЕС было подписано в 1988 г. Однако создать зону свободной торговли между Евросоюзом и арабскими странами Персидского залива не удалось. В 2008 г. ССАГПЗ фактически вышел из переговоров, и с тех пор они официально остаются замороженными. Тем не менее, в 2016 г. экспорт из ЕС в страны Персидского залива составил 100 млрд евро, а импорт в ЕС - 38 млрд евро [Rinke, 2017].

С 2018 г. существует совместный проект «Диалог ЕС-ССАГПЗ по экономической диверсификации». Его целью является поддержка процесса экономической диверсификации странами ССАГПЗ и отказ от секторов, основанных на использовании углеводородных ресурсов. Проект направлен на укрепление позиции ЕС в качестве предпочтительного партнера для стран ССАГПЗ в области стратегий экономической диверсификации, макроэкономической стабильности, торговли и инвестиций, исследований и инноваций [EU-GCC ... ].

Гораздо менее успешны политические связи между ССАГПЗ и ЕС. Попытка координировать действия в политической сфере, названная Совместной программой действий (СПД), не привела к конкретным инициативам и была прекращена в 2013 г.

С началом «арабской весны» политические отношения стали более напряженными, так как ССАГПЗ и ЕС по-разному подходили к оценке протестов и их последствий. Так, государства -члены ССАГПЗ стремились предотвратить распространение протестов «арабской весны», отдавая приоритет стабильности и безопасности. Для ЕС же ключевыми понятиями были реформы и большая открытость политических систем. Одним из прямых результатов напряженности стала отмена совместной министерской встречи ЕС и ССАГПЗ в 2014 г., которая проводилась ежегодно с 1988 г., после жалоб ССАГПЗ на несправедливую критику ЕС событий в Бахрейне в Совете по правам человека (ООН) в Женеве [Koch, 2021].

Тем не менее, в 2020 г. стартовал Расширенный политический диалог ЕС-ССАГПЗ, направленный на укрепление отношений и между ЕС и странами Персидского залива на основе взаимных интересов [Factsheet ... , 2022]. В январе 2022 г. глава европейской дипломатии Ж. Боррель встретился в Брюсселе с генеральным секретарем ССАГПЗ Найефом Фалахом Аль-Хаджрафом. Европейская внешнеполитическая служба сообщила, что ЕС и ССАГПЗ заинтересованы в решении глобальных проблем, таких как отказ от углеводородов, изменение климата и борьба с терроризмом [ЕС намерен ... , 2022]. 21 февраля 2022 г. высокопоставленные официальные лица ЕС и ССАГПЗ провели в Брюсселе переговоры, посвященные углублению отношений между блоками в ряде областей, включая изменение окружающей среды, энергетику и безопасность [GCC and EU ... , 2022].

Отношения ССАГПЗ с РФ

Российская Федерация поддерживает дружеские отношения со странами ССАГПЗ, несмотря на различные позиции Москвы и стран Персидского залива по отношению к режиму Б. Асада.

Россия ведет с ССАГПЗ активный политический диалог по актуальным региональным и международным вопросам. С ноября 2011 г. действует формат стратегического диалога между министрами иностранных дел стран - членов ССАГПЗ и министром иностранных дел России [Совет сотрудничества ... , 2016].

14-15 декабря 2014 г. в Бахрейне прошел первый торгово-промышленный диалог Россия-ССАГПЗ. Мероприятие было организовано Минпромторгом России при поддержке Федерации торгово-промышленных палат ССАГПЗ. В заседаниях конференции приняли участие министры торговли и промышленности всех стран ССАГПЗ и России, а также ряд представителей частного сектора экономики. Встреча была посвящена деловому сотрудничеству России и стран Персидского залива в сфере инвестиций [Aboulgabal, 2014].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера энергетики является особой площадкой для сотрудничества России и ССАГПЗ. В ходе очередного стратегического диалога Россия - ССАГПЗ, прошедшего 26 мая 2016 г. в Москве, стороны договорились о продвижении конкретных проектов, в том числе в сфере нефти и атомной энергетики [Россия и ССАГПЗ ... , 2016].

30 сентября 2020 г. ОАЭ председательствовали на совместной министерской встрече государств ССАГПЗ и Российской Федерации в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Выступая на встрече, которая проходила по видеосвязи, государственный министр иностранных дел ОАЭ доктор Анвар бин Мохаммед Гаргаш подчеркнул важность отношений в сферах экономики, инвестиций, туризма и культуры. В ходе встречи были рассмотрены вопросы, представляющие взаимный интерес ССАГПЗ и России. В том числе обсуждалась борьба с COVID-19 [UAE chairs ... , 2020].

Заключение

ССАГПЗ удалось преодолеть кризис 2017 г., связанный с Катаром, который угрожал ее целостности. В настоящее время деятельность организации охватывает целый ряд сфер: от экономической интеграции до гуманитарных вопросов. ССАГПЗ реагирует на все значимые процессы на Ближнем Востоке, а также откликается на глобальные вызовы, одним из которых стала пандемия COVID-19. Однако в организации по-прежнему доминирует Саудовская Аравия, политический и экономический вес которой является значимым фактором для выработки общего мнения и принятия совместных решений.

Список литературы

1. Арабские страны обвинили Катар в поддержке «Аль-Каиды» и ИГ // Lenta. - 2017. - 05.06. - URL: https://lenta.ru/news/ 2017/06/05/qatar2/ (дата обращения 15.02.2022).

2. Государство Кувейт : справочник. - Москва : Наука, 1990. - 371 с.

3. Джаззан Ф.З. Иракская война 2003 года и позиция САР // Genesis : исторические исследования. - 2017. - № 11. - C. 45-51.

4. ЕС намерен активизировать сотрудничество со странами Персидского залива // Interfax. - 2022. - 17.01. - URL: https://www. interfax.ru/world/815948 (дата обращения 18.02.2022).

5. Иран и Кувейт призвали к совместным усилиям по борьбе с коронавирусом // Regnum. - 2020. - 07.03. - URL: https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/2877931.html (дата обращения 15.02.2022).

6. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Российский внешнеэкономический вестник. - 2004. - № 6. - С. 87-102.

7. Кузьмин В.А. Соколов Н.В. Противостояние Саудовской Аравии и Ирана в зоне Персидского залива в конце XX - начале XXI веков // Научный диалог. - 2017. - № 8. - С. 241-260.

8. Малик О. Безопасность в Персидском заливе: курс на региональную независимость? // РСМД. - 2022. - 04.02. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/middle-east/bezopasnost-v-persidskom-zalive-kurs-na-regionalnuyu-nezavisi most/ (дата обращения 15.02.2022).

9. Мелкумян Е.С. Совет сотрудничества арабских стран залива: история, ключевые достижения и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. - 2019. - № 1. - С. 108-137.

10. На пути к СВПД // ФАН. - 2021. - 30.11. - URL: https://riafan.ru/1563597-uchastniki-peregovorov-v-vene-obsudyat-vopros-snyatiya-sankcii-ssha-s-irana (дата обращения 15.02.2022).

11. Основные этапы конфликта в Йемене / ТАСС. - 2017. - 04.12. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2598135 (дата обращения 16.02.2022).

12. Россия и ССАГПЗ разработают план в сфере атомной энергетики и нефти // РИА Новости. - 2016. - 26.05. - URL: https://ria.ru/20160526/1439601945.html (дата обращения 15.02.2022)

13. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива // РИА Новости. - 2016-13.09. - URL: https://ria.ru/20160913/ 1476701467.html (дата обращения 01.02.2021).

14. Устав ССАГПЗ // Исламская мысль (Исламское право). - URL: https://www.worldislamlaw.ru/?p=186 (дата обращения 15.02.2022).

15. A look at foreign military bases across the Persian Gulf // AP News. - 2019. - 04.09. - URL: https://apnews.com/article/ e676e805b77347108068afc160313e2d (дата обращения 15.02.2022).

16. A talk with Peninsula Shield force commander Mutlaq Bin Salem al-Azima // Asharq Al - Awsat. - 2011. - 28.03. - URL: https://eng-archive.aawsat.com/theaawsat/interviews/a-talk-with-peninsula-shield-force-commander-mutlaq-bin-salem-al-azima (дата обращения 05.02.2022).

17. Aboulgabal H. GCC-Russia trade talks held in Manama // MEED. - 2014. - 22.12 - URL: https://www.meed.com/gcc-russia-trade-talks-held-in-manama/ (дата обращения 15.02.2022).

18. Al-Batati S Yemeni government troops make new gains in Marib province // Arab News. - 2022. - 03.02. - URL: https://www. arabnews.com/node/2017701/middle-east (дата обращения 15.02.2022).

19. Aldardary S. Strategic Interests Drive Gulf Policy Toward Syria // The Arab Gulf Institute in Washington. - 2020. - 29.12.- URL: https://agsiw.org/strategic-interests-drive-gulf-policy-toward-syria/ (дата обращения 15.02.2022).

20. Aluwaisheg А. GCC-US strategic partnership to endure under Biden // Arab News PK. - 2020. - 18.11. - URL: https://www. arabnews.pk/node/1765116 (дата обращения 15.02.2022).

21. Attassi B. ISIL and Iran to dominate Gulf Arab summit // Gulf Cooperation Council 35 th Summit Meeting 9 December 2014, Doha -Qatar. - 2014. - 09.12. - URL: https://gcc-summit.org/en/news/news-details-05.html (дата обращения 15.02.2022).

22. Bahrain attends virtual meeting on Syria // Arab Press Releases. - 2020. - 30.06. - URL: https://arabpressreleases.ae/bahrain-attends-virtual-meeting-on-syria/ (дата обращения 12.02.2022).

23. Chughtai A. Understanding the blockade against Qatar // Al-Jazeera. - 2020. - 05.06. - URL: https://www.aljazeera. com/news/ 2020/6/5/understanding-the-blockade-against-qatar (дата обращения 15.02.2022).

24. Covid-19: Unified GCC health passport in the works // Khaleej Times. - 2021. - 26.02. - URL: https://www.khaleejtimes. com/region/mena/covid-19-unified-gcc-health-passport-in-the-works (дата обращения 15.02.2022).

25. Economic Integration in the GCC / World Bank. - 2010. - URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/27898 (дата обращения 01.02.2021).

26. EU-GCC Dialogue on Economic Diversification // CEPS. - URL: https://www.ceps.eu/ceps-projects/eu-gcc-dialogue-on-economic-diversification/ (дата обращения 13.02.2022).

27. Factsheet: EU-GCC Political Dialogue Project // EEAS. - 2022. - 03.02. - URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/110491/factsheet-eu-gcc-political-dialogue-project_en (дата обращения 15.02.2022).

28. GCC and EU seek stronger ties at high-level talks // The National. - 2022. - 21.02. - URL: https://www.thenationalnews.com/ world/2022/02/21/gcc-and-eu-seek-stronger-ties-at-high-level-talks/ (дата обращения 25.02.2022).

29. GCC Leaders Agree to Strengthen Economic Pressure on Assad and His Allies // Sputnik. - 2016. - 07.12. - URL: https://sputniknews. com/20161207/gcc-syria-pressure-1048278999.html (дата обращения 17.02.2022).

30. Gulf Cooperation Council (GCC) and the EU // EEAS. - 2021. - 08.02. - URL: https://www.eeas.europa.eu/node/410263_bs (дата обращения 15.02.2022).

31. Gulf Cooperation Council [GCC] // GlobalSecurity. - 2021. - URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/gulf/gcc.htm (дата обращения 01.02.2021).

32. Gulf states sign 'solidarity and stability' deal at GCC summit // Al-Jazeera. - 2021. - 05.01. - URL: https://www.aljazeera. com/news/2021/1/5/gulf-states-sign-solidarity-and-stability-deal-at-gcc-summit (дата обращения 15.02.2022).

33. Harb I.U.S.-GCC Relations and the Fight Against ISIS // The National Council on U.S.-Arab Relations. - 2016. - 11.08. - URL: https://ncusar.org/aa/2016/08/us-gcc-relations-and-fight-against-isis/ (дата обращения 14.02.2022).

34. Harris B. GCC endorses return to Iran nuclear deal // The National. - 2021. - 18.11. - URL: https://www.thenationalnews.com/world/us-news/2021/11/18/gcc-endorses-return-to-iran-nuclear-deal/ (дата обращения 15.02.2022).

35. IFRC Gulf Cooperation Council Country Program Overview 2019 // ReliefWEb. - 2019. - 28.02. - URL: https://reliefweb.int/report/ saudi-arabia/ifrc-gulf-cooperation-council-country-program-overview-2019 (дата обращения 15.02.2022).

36. Iraq war in figures // BBC. - 2011. - 14.12. - URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-11107739 (дата обращения 06.01.2022).

37. Koch Ch. After Al-Ula: Implications for GCC-EU relations // International Magazine. - 2021. - 16.03. - URL: https://manaramagazine. org/2021/03/16/after-al-ula-implications-for-gcc-eu-relations/ (дата обращения 15.02.2022).

38. Maclean W., Finn T. Qatar will help Syrian rebels even if Trump ends U.S. role // Reuters. - 2016 - 27.11. - URL: https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-qatar-idUSKBN13L0X7 (дата обращения 17.02.2022).

39. Nonneman G. The Gulf States and the Iran-Iraq War: Pattern Shifts and Continuities // Iran, Iraq, and the Legacies of War. - 2004. -P. 167-192.

40. Organizational Structure of the Gulf Cooperation Council // Secretariat General of the Gulf Cooperation Council. - 2021. - URL: https://www.gcc-sg.org/en-us/AboutGCC/Pages/OrganizationalStructure.aspx (дата обращения 01.02.2021).

41. Peterson J.E. Historical dictionary of Saudi Arabia. - Second Edition. - Oxford : The Scarecrow Press, 2003. - 259 p.

42. President al-Assad to Omani Foreign Minister: Eliminating terrorism will contribute to success of political track in Syria // SANA. -2015. - 26.10. - URL: https://sanasyria.org/en/?p=59176 (дата обращения 17.02.2022).

43. Qatar crisis: Saudi Arabia and allies restore diplomatic ties with emirate / BBC. - 2021. - 05.01. - URL: https://www.bbc.com/ news/world-middle-east-55538792 (дата обращения 15.02.2022).

44. Rinke A. Merkel sees EU, Gulf states making progress on free trade deal // Reuters. - 2017. - 01.05. - URL: https://www.reuters. om/article/eu-trade-gulf-merkel-idINKBN17X1R0 (дата обращения 05.05.2022).

45. Rossi T. Kabbani N. How Gulf states can lead the global COVID-19 response // Brookings. - 2020. - 30.04. - URL: https://www.brookings.edu/opinions/how-gulf-states-can-lead-the-global-covid-19-response/ (дата обращения 15.02.2022).

46. Saab Bilal Y. Saudi Arabia's Plan in Syria. Foreign Affairs. - 2015. - 17.12. - URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/syria/2015-12-17/saudi-arabias-plan-syria (дата обращения 15.02.2022).

47. Sakr N. Médias et réformes politiques dans le Conseil de coopération du Golfe // Questions de communication. - 2005. - N 8. - Р. 6792. - URL: https://www.cairn.info/revue-questions-de-communication-2005-2-page-67.htm (дата обращения 15.02.2022).

48. Salama S. GCC provides $28 b in humanitarian aid to Yemen since 2006 // World Gulf. - 2021. - 02.03. - URL: https://gulfnews. com/world/gulf/gcc-provides-28b-in-humanitarian-aid-to-yemen-since-2006-1.77543440 (дата обращения 05.05.2022).

49. Syrian regime slams Gulf interference in conflict // Alarabia. - 2013. - 11.12. - URL: https://english.alarabiya.net/News/middle-east/2013/12/11/Syria-regime-slams-Gulf-interference-in-conflict- (дата обращения 15.02.2022).

50. The Secretary General of the Gulf Cooperation Council signs a Memorandum of Understanding with the Arab Red Crescent and Red Cross Organization // The Secretary General of the Gulf Cooperation Council. - 2019. - 26.08. - URL: https://www.gcc-sg.org/en-us/MediaCenter/NewsCooperation/News/Pages/news2019-8-26-2.aspx (дата обращения 15.02.2022).

51. Timeline of the GCC Summit // Gulf News. - 2010. - 05.12. - URL: https://gulfnews.com/world/gulf/timeline-of-the-gcc-summit-1.723199 (дата обращения 05.02.2022).

52. UAE chairs GCC-Russia meeting to foster cooperation, coordinate common positions // UAE MOFAIC. - 2020. - 30.09. - URL: https://www.mofaic.gov.ae/en/mediahub/news/2020/9/30/30-09-2020-uae-gcc-russia (дата обращения 15.02.2022).

53. UAE reaffirms support for Syria // Gulf News. - 2013. - 25.09. - URL: https://gulfnews.com/uae/government/uae-reaffirms-support-for-syria-1.1235296 (дата обращения 15.02.2022).

54. UAE sends supplies to aid Iran in coronavirus fight//Arab News. - 2020. - 17.03. - URL: https://www.arabnews.com/node/1642546/ middle-east (дата обращения 05.05.2022).

55. Warrick J Private donations give edge to Islamists in Syria, officials say // The Washington Post. - 2013. - 21.09. - URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/private-donations-give-edge-to-islamists-in-syria-officials-say/2013/09/21/a6c 783d2-2207-11e3-a358-1144dee636dd_story.html (дата обращения 17.02.2022).

THE COOPERATION COUNCIL FOR THE ARAB STATES OF THE GULF:

PAST AND PRESENT (Review)

Vladimir Kirichenko

junior researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

Abstract. The review examines the history and current activities of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf. Particular attention is paid to how this organization responds to conflicts in the Middle East. The work also highlights her humanitarian activities. Separately, shows the nature of the relations between the Cooperation Council of the Arab States of the Persian Gulf with the USA, the EU and the Russian Federation.

Keywords: cooperation of the Arab States; conflicts; Near East; EU; USA; RF.

For citation. Kirichenko V.P. The Cooperation Council for the Arab States of the Gulf: Past and Present (Review) // Social Novelties and Social Sciences : [electronic journal]. - 2022. - № 2. - P. 67-82.

URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2022.02.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.