Научная статья на тему 'Задачи и пути повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса энергодефицитного региона: концептуальные основы'

Задачи и пути повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса энергодефицитного региона: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и пути повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса энергодефицитного региона: концептуальные основы»

69,23, в легкой промышленности — 16,42, в пищевой — 32,89, в мукомольно-крупя-ной и комбикормовой — 17,39, в медицинской — 77,92, в строительстве — 66,50, в сельском хозяйстве — 101,21, на транспорте — 76,23, в торговле и общественном питании — 82,00 %.

В нематериальной сфере фактический выпуск составил 57,10 % от рационального уровня, в том числе в просвещении, здравоохранении, культуре и искусстве — 84,97 %, в ЖКХ и бытовом обслуживании — 71,81, в управлении, финансах,

кредите и страховании — 77,82, в науке и научном обслуживании — 37,93, в информационно-вычислительном обслуживании — 12,97 %.

Так как желаемый объем регионального выпуска продукции, соответствующий рациональному уровню потребления, на 30,11 % превосходит его фактические размеры, то можно сделать вывод о необходимости расширения производственных возможностей экономики республики и увеличения выпуска товаров народного потребления и услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дюдяев Н. Ф. Совершенствование управления социально-экономическим развитием на основе трудовой теории полезности// Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса Республики Мордовия. Саранск, 2001. С. 59 — 61.

2. Ельмеев В. Я. Потребительностоимостная парадигма в экономической науке. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2001. 35 с. (Препринт науч. докл. в Ин-те проблем регион, экономики РАН).

3. Леонтьев В. В. Экономическое эссе: теория, исследования, факты и политика. М.: Изд-во полит, лит., 1990. 414 с.

4

Поступила 15.02.02.

ЗАДАЧИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ЭНЕРГОДЕФИЦИТНОГО РЕГИОНА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

А. Б. БАРТАНОВ, кандидат технических наук

% ' г

{

^ Республика Мордовия — энергодефицитный регион. Доля собственного топлива в общем балансе потребления энерго-реоурсов не превышает 1 До 70 % электроэнергии закупается с ФОРЭМ. Износ энергетического оборудования достиг 62 %, в том числе по ТЭЦ-2 — 88 %; 927 км, или около 11% (больше, чем в любом другом поволжском регионе), электрических сетей низкого напряжения находится в ветхом состоянии. По сравнению с 1990 г. инвестиции региона в основной капитал

снизились на 60 — 70 %. К 2010 г. в России прогнозируется дефицит электро-генерирующих мощностей до 50 % [1].

Предполагаемая реструктуризация РАО «ЕЭС России» еще более осложнит ситуацию на местах, особенно для дефицитных энергосистем. Поэтому обеспечение энергетической безопасности региона будет требовать все больших усилий.

В условиях обостряющейся на федеральном рынке товаров и капитала конкуренции регионов возрастает влияние энергетического фактора и на экономическую безопасность региона. Так, в 1999 г. из республики вывезено продукции (по перечню Госкомстата РМ в расчете на крупные и средние предприятия) на 2 248 млн руб., а ввезено из других регионов —

© А. Б. Бартанов, 2002

15

на 4 431 млн руб. Стоимость энергоресурсов в объеме закупок составила 49,2 %. С учетом закупаемого для нужд энергетики оборудования эта цифра станет еще больше. Дефицит торгового баланса, по существу, означает использование потенциала региона в интересах развития производственно-социальной сферы других самодостаточных регионов. При сохранении такого положения контрастность экономического благосостояния регионов будет усугубляться, что отчетливо демонстрирует пример Китая.

Энергетическая зависимость ограничивает возможность оптимизации структуры потребляемых энергоресурсов. Например, вынужденное сжигание мазута при дефиците газа повышает себестоимость электрической и тепловой энергии. За последние пять лет доля мазута в топливном балансе ОАО «Мордовэнерго» составляла в среднем около 20 %, что выше среднероссийского показателя.

Стоит назвать еще один аспект негативного влияния энергетического фактора на экономику региона. Плановые методы управления экономикой ушли в прошлое, а рыночные механизмы не могут заработать в полную силу из-за хронических неплатежей за энергоресурсы, что расстраивает всю экономическую систему. Задолженность республики за газ на протяжении ряда лет постоянно нарастала, достигнув к началу 2000 г. 873,6 млн руб., дебиторская и кредиторская задолженности ведущих энергопредприятий сопоставимы со стоимостью их годовой товарной продукции. В основе проблемы неплатежей лежит ряд факторов: финансовая неустойчивость предприятий; неспособность бюджетов различного уровня своевременно и в полном объеме оплачивать потребленные энергоресурсы; низкие доходы населения; проявившаяся на фоне ослабления государственного регулирования неадекватность правовой системы, регламентирующей ответственность за нарушение финансовой дисциплины; несовершенство системы учета энергоносителей, допускающей их несанкционированный отбор; наличие различного рода посредников, включая так называемых оптовых перепродавцов. Посредники — дополнительные передаточные звенья в цепи прохождения

финансовых потоков. Ликвидация оптовых перепродавцов, как предлагают некоторые, не решив проблему неплатежей, в свою очередь породит дополнительные трудности. Будет отсечено всякое участие муниципальных властей в поддержании и развитии энергохозяйства на местах. Еще более усилится монополизм ОАО «Мордовэнерго», рычаги влияния на которое у региональной власти минимальны. Подавятся даже потенциальные возможности создания регионального рынка энергоресурсов и ослабятся ограничивающие рост тарифов факторы. Передача громоздкого и изношенного энергохозяйства потребует длительного времени и не может пройти безболезненно. При этом будет утерян накопленный за многие годы опыт работы с населением и большим числом прочих мелких потребителей. ,

Эффективным решением проблемы оптовых перепродавцов является внедрение механизма автоматического расщепления финансовых потоков при платежах за энергоресурсы. При этом перепродавец имеет статус транспортной организации. Его услуги выделяются в тарифе отдельной строкой. Взаимоотношения производителя, перепродавца и потребителя (юридического лица) энергоресурса регулируются трехсторонним договором, и потребитель отдельно оплачивает услуги первого и второго. Население оплачивает услуги за энергоснабжение через расчетные центры, где осуществляется автоматическое расщепление финансового потока между производителем и перепродавцом.

В значительной мере выход из сложившегося положения связывается с принятым в 1992 г. решением о строительстве Мордовской ГРЭС мощностью 2 040 МВт. В зависимости от вида топлива (газ/ уголь) объем капиталовложений составит 1,5/2 млрд дол., продолжительность строительства — 88/120 мес., срок окупаемости — 7,5/11 лет. Предполагается одновременно ликвидировать зависимость по электроэнергии и получить дополнительный эффект от импорта ее избытка. Однако подобный оптимизм трудно разделить в полной мере. При продолжительных сроках строительства и окупаемости вложений весьма проблематично изыскать необходимые инвестиции. Первичные энер-

горесурсы (газ, а вероятнее, уголь) придет- ловного топлива в расчете на единицу ВРП.

ся завозить со стороны, и внешнеторговый баланс региона изменится несущественно. Ограниченный спрос на тепловую энергию предопределяет работу электростанции в неэффективном конденсационном режиме. В настоящее время в России формируются энергоугольные компании {образовано ОАО «ЛуТЭК», создаются «БурТЭК», «УралТЭК», «Кузбасская энергоугольная компания»). На рынок электроэнергии активно выходит РАО «Газпром» (создано предприятие «Газпромэнерго»), конкурируя с РАО «ЕЭС России». Преодолен «чернобыльский» синдром в атомной энергетике. Наметились ограничения по газу, а его замещение углем затруднено из-за сложного положения в угольной отрасли. В сложившихся условиях производимая на привозимом за тысячи километров топливе электроэнергия может оказаться неконкурентной на оптовом рынке. Неизбежны отрицательные экологические последствия, особенно при работе на угле.

Основная возможность повышения энергетической и в значительной мере экономической безопасности энергодефицитного региона состоит в увеличении энергетической эффективности функционирования его производственной и социальной сфер.

Интегральным показателем энергетической эффективности региона служит энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) — величина затрат ус-

Возможны различные сценарии увеличения энергетической эффективности: рост ВРП при постоянстве энергопотребления; сокращение энергопотребления при неизменном ВРП; рост ВРП при снижении энергопотребления; рост ВРП при более медленном росте энергопотребления. Первый сценарий был реализован, например, в Дании, которая за 1980 — 1990-е гг. удвоила выпуск товаров и услуг, не развивая генерирующих мощностей [4].

Динамика энергоемкости республики (рис. 1) обусловлена снижением ВРП на 6,2 % на фоне роста энергопотребления на 5,58 %. На конец 1999 г. она составила 5,9 т у.т./1 ООО дол., что в 2,2 раза больше, чем в Чувашской Республике, и в 4,5 раза превышает среднероссийский показатель [3]. Иллюстрацией высокой энергоемкости служат масштабы потерь энергии в инженерных сетях и на предприятиях (табл. 1 — 4).

1,20 1,15-1,1 ■ 1,05-

1,0-0,95-

0,90

Относительные единицы

1995

1996 1997

1998 1999 Годы

Рис. 1. Энергоемкость ВРП Республики Мордовия

Таблица 1

Суммарные потери электрической энергии в сетях общего пользования

Единица измерения Год

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

млн кВт ■ ч 348,2 340,7 328,3 318,1 332,9 327,7 363,2 375,5 431,6 402,9

% 8,5 8,4 8,8 8,9 10,6 11,3 12,9 13,4 15,8 14,7 Г

Сетевые потери тепловой энергии

Таблица 2

Предприятие Год

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ОАО «Мордовэнерго»: тыс. Гкал 199,65 207,38 202,74 167,60 175,30 158,02 222,38 241,41 304,21 293,75

% 5,26 .5,30 5,35 5,47 5,49 5,70 8,49 9,40 10,90 11,11

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Предприятия коммунальной энергетики: тыс. Гкал 143,9 186,7 135,0 188,6 181,1 177,7 199,9 205,7 195,1 168,3

% 6,00 7,48 5,41 7,12 6,92 7,20 7,51 7,58 7,57 7,80

Таблица 3

Потери электрической энергии по отдельным предприятиям в 1999 г.

Предприятие Потери, % от потребленной электрической энергии

ОАО «Лисма - РСУ-14» 58

ОАО «Саранскинструмент» 50

КПД «Саранский» 48,3

ОАО «Сарансккабель» 37,0

ГП «Саранский механический завод» 40,0

ОАО «Мордовагровод» 22,6

ОАО «Ламзурь» 21,0

ОАО «Станкостроитель» 18,5

ОАО «КПД» 17,3

ОАО «Максо» 11,0

Окончание табл. 4

1 2

Рузаевское отделение Куйбышевской ж. д. 10,1

ОАО «Мордовцемент» 47,0

СМП «Горводоканал» 11,4

Таблица 4

Потери тепловой энергии по отдельным

предприятиям в 1999 г.

Мерой энергетической эффективности предприятия принято считать долю энергоносителей в себестоимости продукции (табл. 5) или удельную энергоемкость прибыли. Общий недостаток этих показателей — несвободность от внешних факторов (стоимость покупных изделий, конъюнктура рынка). Возникает, например, вопрос, почему у ОАО «Орбита», выпускающего продукцию микроэлектроники, первый показатель существенно выше, чем у ОАО «Саранский завод автосамосвалов», производство на котором по своей сути более энергоемко.

Таблица 5

Доля энергоносителей в себестоимости

продукции в 1999 г., %

Предприятие %

ГПО «Саранский механический завод» 23,6

ОАО «Лисма - СЭЛЗ» 11,2

ОАО «Биохимик» 10,0

ОАО «Саранский завод „ Резинотехника " » 8,0

ОАО «Орбита» 26,0

ОАО «Сарэкс» 8,5

ОАО «Медоборудование» 7,7

ОАО «Сарансккабель» 2,5

ОАО «Саранский завод автосамосвалов » 3,2

Дело в том, что в последнем случае энергозатраты относят и на стоимость

Предприятие Потери, % от потребленной тепловой энергии

1 2

ОАО «Лисма - СЭЛЗ» 44,8

ГП «Саранский механический завод» 41,8

ОАО «ЖБ-1» 20,8

ОФ ГУП «Мордовгосплем» 25,0

ЗАО «Саранская пивоваренная компания» 20,8

Средняя школа № 27 20,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖБ-3 ОАО «Мордовпромстрой» 19,4

СМП «Тепловые сети» 13,9

ОАО «Саранскинструмент» 29,7

ОАО «Приборостроительный завод» 15,1

МПО «Искра» ВОС 38,9

ГПЭП «Мордовкоммунэнерго» Б.-Игнатовский участок 12,9

закупаемого автомобиля, которая составляет большую часть себестоимости автосамосвала. В первом же случае доля покупных изделий значительно меньше. Второй показатель не может быть, например, использован при отсутствии прибыли. Поэтому в качестве показателя, более объективно фиксирующего энергоемкость производства, предлагаем использовать стоимость энергозатрат, отнесенную к добавленной стоимости.

Одно из направлений снижения энергоемкости вытекает из факта энергозависимости региона и заключается в сокращении (в рамках реализации специальной программы структурной перестройки реального сектора экономики,) доли энергоемких производств (металлургия и др.) за счет развития производств высокотехнологичной наукоемкой продукции (электроника, электротехника, приборостроение, информационные технологии). К самым энергоемким производствам относится электроэнергетика, и в этом смысле ее доля также должна сокращаться. С точки же зрения энергобезопасности производство электроэнергии должно возрастать. Поэтому, исходя из экономической целесообразности для региона в целом, а не только для энергокомпаний, важно найти оптимальные пропорции собственного производства и закупки электроэнергии. При определении таких пропорций и путей возможного наращивания генерирующих мощностей должны быть приняты во внимание состояние энергетического комплекса региона, проблемы и тенденции развития энергетического комплекса страны, прогноз энергопотребления на 10 — 15 лет. При разработке прогноза необходимо учесть тенденции развития жилищного комплекса, газификации, централизованного водоснабжения, возможную динамику промышленного и сельскохозяйственного производства. Одним из ориентиров может послужить уровень энергопотребления 1990 г. Другой может быть выведен из следующих соображений. Среднедушевое энергопотребление в Мордовии вдвое меньше среднероссийского. Последнее соответствует уровню развитых стран, где обозначилась тенденция его стабилизации. С учетом жесткости климатических условий достигнутое в России энергопотребление

соответствует лишь трети действительных потребностей [2]. Принимая во внимание меньшую, чем в среднем по России, долю энергоемких производств и имеющийся потенциал энергосбережения, приходим к выводу о возможном трехкратном возрастании энергопотребления.

Нужна продуманная региональная энергетическая стратегия, базирующаяся на анализе собственных ресурсных возможностей, состояния и долгосрочного прогноза развития социально-экономической сферы региона, тенденций в энергетическом комплексе страны, угроз энергетической и экономической безопасности региона.

Наращивание электрогенерирующих мощностей целесообразно путем модернизации и повышения загруженности оборудования ОАО «Мордовэнерго», создания дополнительного электрогеиерирующего комплекса в виде мини-ТЭЦ при реконструкции и строительстве отопительных и промышленных котельных, утилизации вторичных энергоресурсов в энергетическом хозяйстве. Такой путь отвечает важнейшему критерию эффективного использования топлива — совместному производству электрической и тепловой энергии и наиболее целесообразной для современного состояния экономики России идеологии «газовой паузы» [1]. При его реализации будут также созданы предпосылки формирования регионального рынка электроэнергии.

Следующее направление снижения энергоемкости состоит в углублении переработки сырья, переходе от производства полуфабрикатов к законченным изделиям, от комплектующих изделий к устройствам на их основе, от отдельных устройств — к комплектному оборудованию. Такую работу целесообразно планировать и осуществлять на основе специальной долгосрочной региональной программы.

Значительный резерв повышения энергетической эффективности состоит в увеличении объемов производства на заданных площадях и оборудовании. Индекс физического объема продукции промышленности по сравнению с 1990 г. сократился на 60 — 70 %, а основные фонды изменились не столь существенно. Данный

фактор послужил одной из причин роста с 1990 по 2000 г. энергоемкости. За эти годы спад промышленности в целом был значительно более глубоким по сравнению с отраслью электроэнергетики, в результате чего доля последней увеличилась с 1,6

до 17,4 %.

В определенной мере энергетическая эффективность может быть повышена за счет оптимизации структуры потребляемых энергоресурсов. Наиболее эффективным видом из закупаемых ресурсов является природный газ. Далее в порядке убывания идут уголь, мазут, сжиженный газ, электроэнергия. Целесообразно замещение сжиженного газа природным в быту, угля природным газом в котельных, а также сокращение применения мазута в качестве резервного топлива и электроэнергии для нужд отопления. Однако в энергозависимом регионе в условиях неплатежей добиться оптимальной структуры энергопотребления весьма трудно. В качестве положительного момента необходимо отметить сокращение потребления угля в связи с реализацией республиканской программы газификации.

Важнейшее направление повышения энергетической эффективности — комплексное энергосбережение. Потенциал энергосбережения в республике, по нашим оценкам, составляет 1,2 млн т у.т./г. Вложения в энергосбережение в 3 — 4 раза более эффективны, чем в увеличение объемов добычи топлива и ввод новых энергетических мощностей. Учитывая мировой и отечественный опыт, а также принимая во внимание особенности региона, сформулируем основные концептуальные положения и направления энергосберегающей деятельности.

Комплексность и системность. Впечатляющий по результатам зарубежный опыт свидетельствует о важности этого положения. В целом по странам Запада с 1973 по 1998 г. энергоемкость ВВП уменьшилась на 24 %, в Японии — на 35 %, в Дании — на 40 %. Последняя удвоила производство без наращивания генерирующих мощностей. Расход энергии на отопление снижен за этот период на 50 — 70%. Массированное законодательное обеспечение, создание специальных управляющих органов, технико-технологические

новации — вот неполный набор скоординированных мер, обеспечивших успех. Революция в энергосбережении проходила под давлением общественного мнения, в условиях многообразия форм поддержки со стороны правительств, при вынесении проблем энергосбережения на уровень нравственных оценок. В России, где этим положением часто пренебрегают, перейти к масштабной энергосберегающей деятельности, по сути дела, не удалось. Созданный промышленный потенциал по производству приборов учета не реализуется из-за отсутствия стимулов к их установке, демонстрационные зоны высокой эффективности остаются без тиражирования, из-за отсутствия соответствующих методик не удается трансформировать экономию энергоресурсов в прибыль участников проекта, нет должного кадрового обеспечения и т. д. Вложив средства в тот или иной проект, энергоснабжающая организация может сократить расходы на производство. Но достигнутый эффект будет потерян при очередном утверждении тарифа. Под лозунгом энергосбережения проводятся мероприятия с отрицательным кумулятивным эффектом.

Некомплексность и бессистемность характерны и для Мордовии. К примеру, в зоне действия ТЭЦ вводятся локальные котельные, что подрывает базу комбини-

рованного производства электрической и тепловой энергии, а снижение при этом теп-ловых нагрузок ведет к росту удельных сетевых потерь. В угоду ведомственным интересам строится собственная котельная, отбирающая часть нагрузки у действующей, в результате чего КПД последней падает. Бессистемность формирования приборной базы учета затрудняет ее сервисное обслуживание.

Для воплощения названного положения нужны экспертиза государственных и управленческих решений с позиций энергоэффективности и применение программ-но-целевого подхода. В 2000 г. на основе ранее разработанной концепции была принята целевая программа «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 — 2005 годы» Для ее успешной реализации необходим комплекс нормативно-правовых, экономических, организационных, информационных и иных решений. Игнорирование

любого из элементов программы приведет к значительному снижению ее социальной и экономической эффективности.

Вопросы экономии энергетических и других ресурсов взаимосвязаны и часто взаимообусловлены. Энергозатраты на подъем и доставку воды составляют в среднем по европейским странам 0,38 кВт ч/м3, в России - 0,7, в Саранске — 1,5 кВт • ч/м3 Сокращение во-допотерь означает экономию энергозатрат, финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Совместное производство тепла и электроэнергии повышает коэффициент использования топлива. Снижение материалоемкости оборудования на 1 % уменьшает его энергоемкость на 1,2 %. Поэтому термину «энергосбережение» следует предпочесть термин «энергоресурсосбережение».

Иерархичность. Республиканская целевая программа энергосбережения должна сопровождаться и поддерживаться аналогичными программами муниципальных образований, городов, министерств и ведомств, предприятий и учреждений. При этом важно обеспечить их координацию. Она должна быть также скоординирована с действующими и предполагаемыми сопутствующими программами (газификации, реформирования ЖКХ и др.).

Бюджетная и социальная эффективность. Энергосберегающие мероприятия, увеличение собственного производства электроэнергии и энергоэффективного оборудования должны привести к сокращению внешних закупок, расширить налогооблагаемую базу, сократить бюджетные расходы, создать дополнительные рабочие места, улучшить экологию.

Этапность. Мировой опыт не всегда корреспондируется с российскими традициями и действительностью переходного периода. У нас до сих пор нет полноценного рынка энергоресурсов. Предприятия, несмотря на рост тарифов, предпочитают не экономить энергию, а переносить издержки на цену продукции. Не слышно голоса общественности в пользу решительного перехода на энергоэффективный путь развития. Зато есть способствующий фактор, отсутствующий в западных странах: достаточность только экономических стимулов для получения существенной эко-

номии без значительных вложений. В условиях неустойчивости, проистекающей из истории и менталитета нашей страны, нелогичности (при взгляде с позиции западного человека) любая программа может быть реализована лишь методом «пошаговой» технологии: шаг — оценка результата — уточнение следующего шага при сохранении главных целевых установок. На первом этапе должны быть реализованы системные мероприятия, преимущественно выполняться малозатратные и быстроокупаемые проекты. Последнее важно и для того, чтобы средства от экономии быстрее реинвестировать в новые проекты.

Максимальная вовлеченность собственного сырьевого и производственного потенциала. Данное положение вытекает из факторов энергозависимости и дефицитности внешнеторгового баланса.

Непрерывность. Энергосбережение — не разовый акт, а развивающийся непрерывный процесс с встроенными механизмами мониторинга и корректировки тактических задач с учетом накопленного опыта и изменения внешних условий.

Переход к практическому энергосбережению требует скоординированной реализации комплекса мероприятий по следующим основным направлениям.

Необходимо создать общереспубликанскую систему управления энергосбережением. В программе «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 — 2005 годы» представлена структура управления энергосбережением. В порядке ее реализации образована Комиссия по энергосбережению при Правительстве Республики Мордовия. Ведется работа по созданию Республиканского центра энергосбережения. Последнему отводится особая роль. Это единственный орган в структуре управления, призванный заниматься энергосбережением не в силу того, что оно ему поручено, а в силу собственной заинтересованности в конечном результате. Основная цель деятельности центра — разработка и реализация политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Республики Мордовия, системная координация мероприятий в области энергосбережения

и повышения энергоэффективности, планируемых и выполняемых субъектами хозяйственной деятельности республики различных форм собственности, с целью обеспечения общереспубликанских приоритетов. В рамках центра будет создана методическая, аппаратурная и кадровая база для энергоаудита, сертификации энергоресурсов , энергетической экспертизы проек-тно-сметной документации. В структуру управления входят министерства и ведомства республики, исполняющие надзорные функции, учреждения федерального подчинения. Постоянно действующие энергетические службы должны быть созданы в районах республики. Низшее звено управления — предприятия и учреждения. Организационная структура должна быть дополнена комплексом экономических и административных механизмов управления: включение показателей энергоэффективности в систему межбюджетных отношений и внутрихозяйственного учета, персональная ответственность первого лица государственного (хозяйствующего) органа за разработку и реализацию энергосберегающей политики, энергоаудит, тарифные и налоговые льготы, энергетическая экспертиза проектной документации, сертификация, активизация деятельности органов надзора.

Планирование, осуществление и мониторинг энергосберегающей деятельности невозможны без соответствующего информационного обеспечения. Нужно совершенствовать имеющуюся систему статистической отчетности и наблюдения за ввозом, производством, хранением и эффективностью использования энергетических ресурсов, создать электронные базы данных по различным направлениям (бюджетные потребители, теплоисточники, инженерные сети, вторичные энергетические ресурсы и др.).

Залогом успеха развитых стран в области энергосбережения явилось массированное нормативно-правовое обеспечение. Явная недостаточность такового на федеральном уровне вынуждает регионы к активной деятельности в этом направлении. Необходим логически увязанный комплект (на первом этапе — минимально достаточный) документов из десятков единиц. На основе опыта его применения

должен быть подготовлен закон об энергоресурсосбережении. Среди прочих в этой сфере должна быть решена следующая основная задача — гармонизация и расширение поля совпадения интересов при одновременном нивелировании противоречий участников процесса энергосбережения (энергоснабжающие предприятия, потребители энергоресурсов, органы управления). Предполагается, например, что законодательное обеспечение повышения управляемости энергокомплекса расширит поле согласия интересов участников энергосбережения. Требуют регулирования вопросы финансирования, административного и экономического стимулирования, вовлечения местных и вторичных ресурсов, энергоаудита и энергетической экспертизы, совершенствования контроля и отчетности, управления энергосбережением, энергосберегающей ориентации тарифной политики и оптимизации финансовых потоков при платежах за энергоресурсы и множество других аспектов.

Должны быть определены источники и создан механизм консолидации направляемых на цели энергосбережения финансовых средств. На стадии запуска энергосберегающей программы особенно велика роль бюджетного финансирования. Средства бюджетов различных уровней направляются в первую очередь на финансирование мероприятий в бюджетной сфере и системообразующих мероприятий целевых региональной и муниципальных программ энергосбережения. Применительно к бюджетной сфере принципиально важно запустить так называемый револьверный механизм финансирования, предполагающий реинвестирование части, получаемой за счет выполненных энергосберегающих проектов экономии в новые проекты. При этом, начиная с некоторого момента, все финансирование будет осуществляться только за счет экономии без затрат бюджета. Долевое бюджетное финансирование, бюджетные гарантии необходимы для привлечения внебюджетных средств. Основным вариантом непосредственного получения бюджетных средств должно стать включение энергосберегающих проектов в целевые программы. При этом консолидируются средства бюджета, высвобождающиеся при повышении уровня и ставок

оплаты услуг теплоснабжения населением, часть экономии средств, связанных с сокращением потребления тепловой энергии в жилищном фонде относительно плановых величин на текущий год. К подлежащим консолидации средствам из внебюджетных источников следует отнести: отчие ления от тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию, воду; собственные средства предприятий; экологический фонд; начисляемые органами энергонадзора штрафы; плату за подключение к сетям. Предприятиям, реализующим энергосберегающие проекты, надо предоставлять налоговые и тарифные льготы. Следует разработать типовые решения по использованию кредитных средств. При реализации инвестиционных проектов в ряде случаев целесо-^ образно использование проектного финансирования с созданием акционерного капитала. Важно совместное участие в таких проектах органов управления (гарантия стабильности и надежности проекта), поставщика топливных ресурсов (топливное обеспечение вводимого энергообъекта), поставщика оборудования (качество оборудований и его монтажа). Для энергосбережения в жилом секторе необходимы специальные механизмы привлечения средств населения. Источником финансирования являются федеральные и международные проекты и программы.

Алгоритм энергосбережения в отдельно взятом бюджетном учреждении включает следующий порядок действий: экспресс-обследование — энергоаудит — технический проект — его экспертиза — выделение средств — контроль над реализацией проекта — снижение энергопотребления. Применительно к бюджетной сфере в4целом, насчитывающей более четырех тысяч предприятий, нужен свой алгоритм. Прежде всего, на основе энергетических - паспортов единого образца необходимо создать электронную базу данных бюджетных потребителей энергоресурсов. Без .-применения современных информационных технологий невозможны планирование, реализация и мониторинг энергосберегающей деятельности в масштабах всего региона. Оперативный контроль за потреблением энергоресурсов позволяет существенно повысить эффективность мероприятий по энергосбережению на конкретных объек-

тах. Будут выявлены наиболее энергорасточительные объекты, сберегающие мероприятия на которых необходимо проводить в первую очередь, где они дадут максимальный эффект. Это важно и в смысле эффективности револьверного механизма финансирования, формирующего, в частности, экономическую мотивацию работников к энергосбережению. Данные энергопаспортов, например, показали, что по г. Ростову действующая величина тепловой энергии на отопление 1 м2 занижена от 20 до 40 %, а по счетам, выставляемым теплоснабжающими организациями, она составляет величину, применяемую в г. Норильске, т. е. почти в 2 раза выше [2]. Энергетический паспорт — необходимое условие для разработки обоснованных лимитов потребления. Обоснованные нормы позволят выявить потенциал энергосбережения и организовать плановую работу по реализации энергоэффективных мероприятий. Только за счет упорядочения в процессе лимитирования заявляемых объемов получается значительная экономия. Лимитная политика призвана также создавать мотивацию учреждений к энергосбережению . К основным техническим направлениям энергосбережения относятся: переход на приборный учет энергопотребления с обеспечением возможности его регулирования, сокращение теплопотерь через оконные и дверные проемы с помощью , например, теплоотражающих пленок и тепловых завес, применение энергоэффективных источников света и систем освещения, реконструкция систем вентиляции и кондиционирования с утилизацией вторичных энергоресурсов, балансировка систем отопления. В бюджетах всех уровней должно быть предусмотрено выделение отдельной строкой финансирования затрат на энергоресурсы.

В жилом секторе предполагаются: поэтапный переход к приборному учету потребления населением электрической и тепловой энергии, газа, воды и организации взаиморасчетов за потребленные ресурсы по показаниям приборов; поэтапное определение необходимого тепла для нормативного (в соответствии со СниП, СанПиН) отопления зданий с помощью инструментально определяемой теплоградусной характеристики каждого здания; разработка и

внедрение в практику правил и методик приемки, оперативной проверки и наладки отопительных систем зданий; разработка и реализация мероприятий по исключению сезонных «недотопов» и «перетопов», в том числе за счет применения средств регулирования и автоматики; теплозащита зданий, в особенности наиболее энергорасточительных из сборного железобетона; внедрение дифференцированных тарифов; разработка и реализация экономического механизма стимулирования покупки населением энергоэффективных источников света; формирование коллективных собственников жилья (кондоминиумов); кардинальное повышение квалйфикации персонала, обслуживающего инженерные системы зданий. Успешному решению названных проблем будет способствовать передача отопительных (и других) систем зданий непосредственно на баланс энерго-снабжающего предприятия с организацией прямых расчетов последнего с населением. При этом обеспечиваются единство технологического процесса производства, транспортирования и потребления энергоресурсов, повышение технического уровня обслуживания, безответственность посредника заменяется ответственностью поставщика за результат, в определенной мере решается проблема неплатежей. Энергоснаб-жающая организация, имея конечной целью обеспечение комфортности в жилом здании и ограниченные возможности наращивания генерирующих мощностей и пропускной способности сетей, будет вынуждена заниматься поиском ^реализацией энергоэффективных решений.

К базовым энергосберегающим мероприятиям в сфере производства и распределения энергоресурсов относятся: расширение комбинированного производства электрической и тепловой энергии; оптимальная загрузка энергетических мощностей ; экономически обоснованное сочетание централизованного и локального теплоснабжения; управление спросом и режимами электропотребления с целью выравнивания графика нагрузки; внедрение частот-но-регулируемого электропривода; применение эффективных горелочных устройств и автоматизация процесса горения; автоматизация и диспетчеризация теплопунктов; применение предварительно изолиро-

ванных труб и бесканальной технологии прокладки тепловых сетей, а также средств и методов их диагностики, позволяющих во многих случаях отказаться от сплошной перекладки теплотрасс в пользу локальной; совершенствование систем водо-подготовки; внедрение автоматизированных систем контроля и управления энергопотреблением; модернизация действующего оборудования с выводом из эксплуатации малоэффективного оборудования. Важнейшие и наиболее крупные проекты: ввод в эксплуатацию 4-й очереди ТЭЦ-2; строительство сети-связки ТЭЦ-2 — центральная котельная с выводом последней в резерв; создание названного выше дополнительного электрогенерирующего комплекса. Необходимо разработать и реализовать экономический механизм совместной деятельности ОАО «Мордовэнерго» и СМП «Тепловые сети», предполагающий повышение отпуска тепла от ТЭЦ-2 при соответствующем сокращении его производства коммунальными котельными. В комплексе с экономическим методом распределения затрат при совместной выработке тепловой и электрической энергии, когда первая реализуется по обусловленной конъюнктурой рынка (более низкой, чем теперь) цене, а цена второй определяется оставшимися издержками, это увеличит тепловую загрузку ТЭЦ-2, долю производимой на тепловом потреблении электроэнергии, снизит затраты (в том числе бюджетные) на теплоснабжение. Аналогичные цели преследует экономическое обоснование оптимальных по кумулятивному эффекту пропорций централизованного и локального теплоснабжения. Актуальными являются разработка и совершенствование методик определения выгоды производителей от энергосберегающих мероприятий у потребителей энергоресурсов. Из-за их отсутствия сдерживается, например, запуск такого энергоэффективного мероприятия, как управление спросом и режимами электропотребления .

Основу энергосберегающей политики на промышленных предприятиях составляют следующие типовые направления деятельности: комплексный энергоаудит с выходом на разработку энергетического паспорта и программы энергосбережения предприятия; разработка и внедрение энер-

госберегающей системы организации производства («аритмичный график работы цехов»), обеспечивающей номинальную загрузку и эффективность работы установок и агрегатов; создание нормативной базы по энергопотреблению на уровне промышленных объектов (цех, энергокомплекс и т. д.) и отдельных технологических установок (агрегатов) с разработкой норм удельного энергопотребления на промежуточную и конечную продукцию; приборный коммерческий учет энергоресурсов и дифференцированные тарифы, служащие технической основой для организации совместной и взаимовыгодной деятельности промышленных и энергоснабжающих предприятий по управлению спросом и режимами электропотребления. Должна быть введена обязательная статистическая отчетность предприятий за потребление и рациональное использование энергоресурсов. С учетом высокой степени износа основных фондов (48,3 % в 1995 г. и 56 % в 2000 г.) трудно переоценить необходимость внедрения энергоэффективных технологий и оборудования. Важнейшее направление экономии — использование вторичных энергетических ресурсов.

Неудовлетворительное техническое состояние и низкий уровень обслуживания энергетического оборудования и инженерных сетей сельхозпредприятий делают важным восстановление энергетических служб на уровне районов. Как ни в какой другой сфере остро стоит проблема учета (часто элементарного) энергоресурсов. Необходимы переход на приборный коммерческий учет, разделение учета в жилищном, социальном и производственном секторах, а в последнем — на каждом производственном объекте. Должна быть создана система статистической отчетности и мониторинга потребления и эффективности использования энергоресурсов в разрезе районов, предприятий, отраслей, отдельных видов продукции. Нормой должны стать периодические комплексные обследования с целью выявления наиболее энергозатратных хозяйств и адресная работа с ними. Критерии энергетической эффективности нужно интегрировать в систему межбюджетных отношений и внутрихозяйственного хозрасчета. Значительная экономия может быть достигнута за

счет оптимизации по критерию энергоемкости структуры земельных угодий и посевных площадей. К технико-технологическим мерам относятся: разработка энергетических паспортов технологических объектов, определение типового ряда и внедрение оборудования для автономного энергоснабжения сезонных и удаленных потребителей, обеспечение требуемого уровня напряжения и устранение несимметрии в электрических сетях, оптимизация сочетания парков тракторов и навесных сельхозмашин, периодическая регулировка дизельно-топливной аппаратуры, внедрение централизованного контроля за режимами работы котельных установок.

В строительстве важны следующие системные мероприятия: обязательность энергетической экспертизы проектно-смет-ной документации; введение уже на стадии проекта энергетического паспорта здания, сопровождающего его на всех этапах строительства и последующей эксплуатации; лицензирование предпринимательской деятельности в строительной сфере в зависимости от проведения субъектом лицензирования мероприятий по энергосбережению; совершенствование системы аттестации строительных материалов, максимальное использование местных материалов; переход на новые СНиПы, а при необходимости (по опыту других регионов) — разработка региональных СНиПов, приемка объектов в строгом соответствии с требованиями последних; нормирование удельных расходов тепловой энергии на отопление 1 м2 здания, а не теплозащиты отдельных ограждающих конструкций; введение в практику тепловых испытаний зданий типовых серий; обязательность оснащения строящихся и реконструируемых зданий приборами учета и регулирования энергопотребления; создание банка данных рекомендованных к применению в республике энергоэффективных материалов, конструкций, технических решений.

Важно в максимальной степени задействовать собственный потенциал республики для производства энергоэффективного оборудования, изделий и материалов. Следует продолжить работы по освоению производства трансформаторного оборудо-

вания для распределительных электросетей: серии масляных трансформаторов напряжением 10/0,4 кВ мощностью до 1 ООО кВА и таких же трансформаторов на основе малогорючих жидких диэлектриков для внутренней установки, а на их основе — комплектных трансформаторных подстанций. Нужны технологии производства железобетонных виброопор на основе местных материалов и теплоизоляционных полуцилиндров из диатомита и пенодиато-мита. Для оптимизации режимов и снижения потерь в электросетях предстоит освоить производство компенсаторов реактивной мощности на основе статических преобразователей и фильтрокомпенси-рующих устройств на ^ВТ-транзисторах. В стадии завершения находятся разработка и освоение трех серий шкафов управления погружными электронасосами. Необходимо техническое совершенствование выпускаемого частотного привода и расширение номенклатуры изделий. Предстоит наладить выпуск устройств плавного пуска асинхронных двигателей, бесконтактной коммутирующей аппаратуры для распределительных и осветительных сетей. Предполагается освоение производства блочных контейнерных котельных, водогрейных котлов и высокоэффективных газовых горе-

лок со средствами автоматики. В области энергосберегающего светотехнического оборудования намечается освоение производства электронных пускорегулирующих аппаратов взамен электромагнитных, ламп ДРЛ 250 (8)-ПН (повышенной надежности) и ДРЛ 1000 (8) для наружного освещения, ламп общего назначения со световой отдачей 20 — 22 лм/Вт, компактных люминесцентных ламп с встроенными пуско-регулирующими аппаратами, уличных светильников с лампами ДНаТ-250 взамен существующих с лампами ДРЛ-400, ан-тивандального светильника с компактными люминесцентными лампами для мест общего пользования. Ряд производств предстоит освоить на предприятиях строй-индустрии, в частности плит «Динатем», облегченного (теплого) кирпича, трехслойных стеновых панелей, мелких блоков из ячеистого бетона. Для преодоления бессистемности формирования приборной базы учета энергоресурсов надо проанализировать технический уровень выпускаемых в стране приборов учета воды, тепла, газа и электроэнергии, определить базовую серию и целесообразность долевого участия в их производстве ОАО «Саранский приборостроительный завод» и предприятий вне республики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батенин В. М. Проблемы российской энергетики / В. М. Батенин, В. М. Масленников // Энергия. 1999. N° 10. С. 7 - 13.

2. Клименко А. Приоритет реальной энергетике // Поиск. 1992. № 32. С. 3.

3. Ковалев В. Г. Энергосбережение в Чувашской Республике // Энергосбережение, сертификация и лицензирование —99: Материалы V Всерос. семинара. Чебоксары, 2000. С. 17 — 23.

4. Огородников Д. Д. Ресурсосбережение как фактор культуры // Энергия. 1999. №6. С. 14 -18.

Поступила 17.12.01.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕГИОНЕ

А. Ф. ПОЛЯКОВ, доктор экономических наук, Д. А. МАССЕРОВ, преподаватель

Для успешного проведения энергосберегающей политики в стране и ее регионах необходимо разработать организационно-

экономический механизм и создать норма-тивно-правовую, производственную и кадровую базыл

© А. Ф. Поляков, Д. А. Массеров, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.