УДК 371; 37.06; 37.07
ЗАДАЧИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Крылова Н.Б., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: [email protected]
Аннотация. Обоснована необходимость развития самоуправления и самоорганизации школы для противодействия бюрократизации. Дана характеристика условий демократизации управления школой. Предложены конкретные подходы к развитию школьной демократии. Среди них - предоставление большей свободы и выбора самой школе в вопросах модернизации, индивидуализации обучения, оценки результатов. Ключевые слова: самоуправление в школе; самоорганизация школы; демократизация управления образованием; гражданские институты.
PROBLEMS OF DEMOCRATIZATION OF EDUCATION MANAGEMENT
Krilova N.B. Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia Email: [email protected]
Abstract. The necessity of the development of self-government and self-organisation to counter school bureaucracy. The characteristic conditions of democratization of the school management. Proposed specific approaches to the development of the school of democracy. They include giving more freedom and choice in matters of school modernization, individualization of learning, evaluating results.
Keywords: Self-Government in the school; self-organization of the school; the democratization of education management; civic institutions.
Гражданские структуры против бюрократии. Говорят, что наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, что существенно возросла социальная активность общественных организаций. Можно и согласиться, если не забывать, что это укрепление - результат растущего неприятия образовательным сообществом -учительским и родительским - многолетней бюрократической, антидемократической образовательной политики. Сегодня, однако, нужны не просто слова, но и действия по реальной демократизации системы и либерализации образовательной политики. Планы демократической децентрализация должно коснуться и сферы образования. Мы не можем выстраивать новые нормы общественного устройства, оставив сферу образования в кафкианском подчинении бюрократии.
Как известно, первый закон Паркинсона гласит: работа чиновника постоянно множит новую работу для подчиненных, увеличивая контроль.
Второй закон: расходы системы на себя растут по экспоненте, увеличивая для всех объем бумажной работы.
Третий закон: система, усложняясь, становится неповоротливой.
В итоге она наращивает административное давление и воспроизводит себя, умножает предписания. Методы, принципы, структуры управления, как они сложились в последние годы в образовании, устарели. Они стали тормозом в развитии образования, поскольку система стала авторитарной. Школа перестала быть субъектом управления, она стала бесправным объектом манипулирования со стороны бюрократической вертикали. Бюрократические требования фактически вошли в противоречие с гуманистической миссией образования. Например, подсчитано, что за год школы и учителя должны сдать в общей сложности до 500 отчетов в разные структуры управления. Это только ухудшает качество жизнедеятельности школы, сокращая время непосредственной педагогической деятельности.
Бороться с этой тенденцией можно, держа под контролем репродуктивные функции государственных структур и расширяя продуктивные функции гражданского общества. Деятелям образования надоели издевательские бюрократические требования в отношении педагогов и администрации школ. Это подтвердил опрос директоров школ, организованный Институтом управления образованием РАО в 2010-2011гг. Вот некоторые результаты:
- 86% респондентов воспринимают органы управления как контролеров, но не партнёров,
- 65% возлагают ответственность за рост отчётности на региональные органы управления образованием,
- 70% фиксируют, что в роли консультантов органы управления выступают редко,
- 75% считают, что школы могут хорошо работать и без надзора органов власти.
Опрос показал - необходима не просто смена функций системы управления.
Школа должна стать суверенной в деле собственного самоуправления и самоорганизации, а система управления должна действовать под контролем общественности. Необходим широкий контроль гражданского общества. Это и позволит начать демократизацию сферы образования. Важно при этом обеспечить право школьных сообществ избирать директоров школ, они должны поддерживаться детско-взрослыми сообществом, Школьными, Попечительскими советами. Другая задача - пересмотреть систему оценки качества образования сверху, сделать ее более понятной, не запутанно-громоздкой, а совместимой с уровнем самооценки самой школы - т.е. демократической Недопустимо, чтобы инспектирование носило формально-карательный характер. Школа вправе сама
определять свою образовательную политику. Надо, наконец, научить систему управления договариваться со школьными сообществами, признав их право на реальное самоуправление.
Условия развития демократических органов соуправления в школе:
* Способность к самоорганизации - важное культурное качество каждого сообщества, в школе нужна не громоздкая композиция управления, копирующая государственное устройство, а демократический образ жизни.
* Всё обсуждается и решается совместно, без открытой дискуссии решение не принимается. Для администрации - это, конечно, хлопотно, зато процедура принятия решения - замечательный воспитательный акт.
* Ответственность берётся добровольно: это правило позволяет определить, станет ли задуманное дело формальным или интересным для всех. В отношении к каждому делу ребёнок или учитель должны самоопределиться. У них всегда должен быть выбор - основополагающее право человека.
* Если лидер есть - хорошо, но если его нет - ещё лучше. Парадокс состоит в том, что школа не должна специально растить лидеров (возможных будущих начальников). Она призвана культивировать активистов, людей радостно выполняющих ту работу, которая значима для них! Но часто дети выбирают себе президента в школе, на этом вся демократия и заканчивается.
* Со=управление демократичнее самоуправления. При со=управлении дети и взрослые находятся в естественной позиции партнёров, равноправных коллег. Если же самоуправление разделено на разные уровни и ветви (ученическое, родительское, учительское), то детям и взрослым сотрудничать труднее. Их взаимодействие вынуждено преодолевать функциональные рубежи. Перегруженность органами делает самоуправление плохо функционирующим (но на схемах выглядит порой красиво).
* Сменяемость и ротация - для всех. Прямая демократия хороша тем, что в самоорганизации и со=управлении участвуют все и постоянно. Это даёт возможность каждому ребёнку поучиться, попробовать, поучаствовать буквально во всех формах и на всех уровнях жизнедеятельности школьного сообщества. Массовость участия детей и педагогов в жизни сообщества зависит не от количества органов самоуправления, а от открытости всех дел и собраний, а также от постоянной сменяемости активистов, что и позволяет практически научить всех детей нормам самоорганизации.
* Секретов нет и отчёты - для всех. Открытое и широкое информационное пространство, где всё объявлено и заявлено, даёт возможность каждому включиться в дея-
тельность на любом её этапе. Это не требует специально разделения т.н. исполнительских и контрольных функций и создания соответствующих органов управления в школьном сообществе.
* Меньшинство не подавляется большинством, а все споры и разногласия разрешаются путём соглашения и договора. Школьное сообщество живёт в условиях толерантности, доверия, эмпатии, взаимопомощи. Это позволяет укреплять дружескую атмосферу взаимной поддержки и заботы. Уважение позиции другого приучает детей к разрешению конфликтных ситуаций ещё до стадии их перехода в неуправляемые баталии.
* Ситуация выбора - универсальная образовательная ситуация. Обсуждение выбора и рефлексия помогает ребёнку осознать свои возможности. В тех школах, которые целенаправленно создают ситуации выбора для детей и взрослых, складываются разнообразные условия для развития.
Сегодня управление объективно стало многоаспектным и его задачи не могут решаться только государственными структурами. Однако этот процесс рассматривается с прежних политических, экономических и финансовых позиций, определяемых государством. Правовой статус образовательного учреждения остался прежним. Поэтому актуальна задача передачи бОльшего числа функций контроля самим школам, общественности в соответствии с принципами самоуправления, что влечет изменение системы оценивания школ. Так образование выстраивается как СЕТЬ.
Именно сеть школ сможет широко использовать открытая общественная, детско-взрослая экспертиза, опыт которой создан практикой открытых, демократических школ. Бюрократическая система не принимает в расчет как основной уклад школьной жизнедеятельности, психологический климат, отношение учеников к школе, к учителям, директору, а также работу школы с окружающим сообществом, что влияет на реальное качество образования. (Но, может быть, это и к лучшему, поскольку бюрократия только и способна, что «заформализовать» школьную жизнь).
Для разбюроктизации образования сегодня образовательному сообществу надо определиться в понимании и выборе позиции:
• Школа - это объект стандартного государственного заказа, в логике которого ребенок становится однозначно предметом доминирования государственного руководства и контроля, а учитель - госслужащий, т.е. чиновник в системе (ИЛИ)
• Школа - это самоопределяющийся субъект образовательных услуг (субъект удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов ребенка и семьи), а учитель - творческий деятель.
Обеспечить субъектность школы и ребенка можно на основе не амбиций и контрольных функций системы, а самоопределения и обеспечения прав и потребностей ребенка, родителей и их школы.
Понимающая педагогика за века своего существования сформулировала четыре принципа обеспечения развития и саморазвития ребёнка:
• Культуросообразности образования - самоопределение ребенка и развитие школы соответствуют социально-культурной среде, культурным ценностям, традициям и образу жизни социума; образование, его морфология и нормы саморазвиваются как относительно автономные культурные феномены.
• Природосообразности - образование как универсальная социальная забота о каждом новом поколении должно соответствовать природным возможностям и потребностям ребенка.
• Продуктивности образовательной деятельности - обеспечивается на основе творческой инициативы и разнообразного социокультурного опыта ребенка и учителя.
• Демократизации образования - организация образования выполняет гражданскую миссию школы, когда задает условия становления демократического поведению детей и взрослых в школьном сообществе.
Если школе удастся создать адекватные условия развития и самоопределения ребенка, то и возникает высокая культура образования, культура школы, культура управления. Для этого надо соединить процессы:
• максимального сокращения разросшегося бюрократического аппарата и ломки надзорных функции инспекторов,
• реального соединения общественного и государственного взаимодействия в образовании,
• последовательного поощрения инициатив снизу (на основе общего закона: что не запрещено, то разрешено) и развития самоуправления,
• освободить учителя, который пока еще больше ориентирован на решение инспектора, чем на позитивный педагогический опыт.
Надо на деле раскрепостить сферу образования, исходя из правила: учитель лучше, чем чиновник, знает, как учить и воспитывать детей, а директор лучше знает как вместе с учителями и родителями организовать образовательные процессы. Тогда каждая школа сможет самостоятельно выбирать собственное методическое обеспечение и контролировать качество своей работы на основе открытой детско-взрослой экспертизы.
Право школ принимать решения, способствуюшие модернизации на демократической основе. Одна из особенностей наших модернизаций - ее формализм. Она у нас всегда управляется бюрократией, хотя в мире известны другие примеры модернизации снизу: как выражение гражданской активности. Ближайший пример - создание международного сетевого пространства информационных школ, колледжей и центров (i-Schools Project, i-Zone). i-Schools Project возник в 2005г. на основе инициативы группы школ, которые захотели продвигать идею трех «i» - информатизации, индивидуализации, «инноватизации» сферы образования.
i-Schools Zone начинает действовать с 2010г. как консорциум, объединяющий сегодня 33 общественных института, десять университетов, несколько крупных научных центров и сотни школ в разных странах - США, Великобритании, Канаде, Китае, Германии, Дании, Сингапуре и Финляндии. В Нью-Йорке таких школ почти сотня, что доказывает еще раз, что он открыт инновациям, если вспомнить сеть действующих там с 70-х годов продуктивных школ (проект «Город-как-школа Нью-Йорк»).
Информационные и продуктивные школы имеют много общего. Учёба в них первична, а обучение - вторично: и это стало для учителя и ученика новым способом достижения образовательных целей на основе:
• выбора подростком своей практической деятельности в реальной ситуации исследования;
• самоорганизации индивидуальной и групповой образовательной деятельности;
• переосмысления собственного опыта деятельности.
Этот подход принципиально меняет организацию школы. Продуктивная деятельность становится реальным полем образования и его итогом. Учеба, интегрированная в практическую деятельность учащихся, становится мотивированной и адекватной их интересам.
«Бесклассовый» принцип действует в организации и продуктивных, и информационных школ. Здесь акценты делаются не на технической информатизации образования, а на его индивидуализации. Общая цель всех i-школ - создать и обеспечить высококачественную индивидуальную образовательную среду. Для этого существует методические нормы:
• Оценивание не ответов учеников, а результатов конкретной учебной деятельности как суммы индивидуальных достижений.
• Выполнение индивидуального учебного плана.
• Разнообразная по методам и способам учебная деятельность: комбинированная индивидуальная учебная деятельность, работа в малых группах, индивидуальное обучение один-на-один, взаимодействие с другими учащимися (совместные проекты).
• Новый педагогический персонал и новая роль учащегося.
Эти правила реализуются образовательными сообществами в разных i-пространствах. Уже опубликовано много аналитических текстов и пособий, проведены конференции, а ближайшая, посвященная особенностям деятельности учителей и учащихся, будет проведена в феврале 2012г. в Торонто (Канада). И для всего этого образовательному сообществу не надо особой утвержденной Программы развития до хх-года. Достаточно заинтересованности и возможности сделать дело (i-Cause). Заинтересовался учитель или директор школы - и присоединился к информационному сообществу таких же заинтересованных пользователей, не спрашивая разрешения чиновника.
Демократизация образования требует решения ряда проблем:
- Отказаться от практики как организации гигантских школ-фабрик (более 700 учащихся), так и закрытия малых школ, и то, и другое имеет свои негативные социокультурные последствия. Только в оптимальных по размерам школах можно создать здоровый психологический климат и условия индивидуальные условия развития детей. Школьное сообщество должно быть обозримым, все должны знать друг друга. Его легче собрать и организовать. И все знают друг друга в лицо. Это способствует установлению традиций сотрудничества и взаимопонимания.
- Принять на муниципальном уровне программы обязательного обеспечения школ в целях обеспечения социокультурных условий для творчества детей и взрослых, что позволит повысить качество культурной жизни в социуме, остановить в нем негативные и депрессивные процессы. Надо обеспечить миссию школы быть культурным центром. Создавать условия для взаимодействия детей и взрослых и становления в школе культурного уклада жизни детско-взрослого сообщества. Обеспечивая права детей, надо соблюдать их право выбора и самоопределения в обучении и дополнительном образовании.
- Устранить бюрократическую отчетность школ и освободить учителей от объемных отчетов, обеспечить все условия для их непосредственной педагогической деятельности. Единый срок отчетности в два этапа - перед началом учебного года в августе общая годовая (по итогам учебного года и готовности к следующему) отчетность и одновременное проведение общественной детско-взрослой экспертизы. Второй период отчетности в январе после зимних каникул, публичная отчетность перед общественностью о деятельности за календарный год. Информация о жизнедеятельности школ, за
исключением успеваемости учеников, выкладывается на сайте, чем должны пользоваться управленческие структуры (и ни страницы отчетов больше).
- Необходим демократический стиль управления школой, основанный на взаимодействии и диалоге, надо согласовывать управленческие решения с коллективами образовательных учреждений и их советами.
- Способствовать развитию открытых профессиональных сообществ, обеспечить их активное участие в принятии решений, в общественной экспертизе и выработке рекомендаций. Такое участие будет мотивировано, когда педагоги убедятся, что они определяют жизнедеятельность своих школ, а не зависят полностью от вышестоящих структур.
- Оценивать деятельность школ и ее администрации следует по наиболее значимым показателям, которые принимаются школьным сообществом. При решении вопроса о качестве образования в школе школьное сообщество имеет право решающего голоса. В числе основных показателей помимо результатов ЕГЭ и ГИА-9 должны быть показатели внутришкольного мониторинга качества образования. Надо учитывать отношение детей и родителей к школе и результаты общественной экспертизы.
- Следует изменить характер инспекции школы. Она должна носить не формально-карательный и бюрократический, а развивающий, методический, продуктивный характер. Обязательно привлекать педагогов и родителей в качестве равноправных экспертов.
- Надо обеспечить каждому ребенку развитие его индивидуальных способностей и интересов. Образование должно нацеливаться на обеспечение пространства успеха для каждого, а не контроля знания. Индивидуальные учебные программы, проекты и портфолио каждого учащегося, а также экспертное оценивание всеми детьми в классе индивидуального успеха каждого, должны стать реальной альтернативой традиционным отметкам.
- Последовательно способствовать уменьшению числа детей в классах (по рекомендациям психологов их должно быть не более 14-15 человека), что в первую очередь обеспечит качество взаимодействия детей и педагогов - основу создания воспитательной системы в каждой школе. Таково одно из самых дорогостоящих требований качества образования - но если школа собирается готовить своих выпускников к последующей модернизации - это требование основополагающее,
- Последовательно обеспечивать переход от дидактики классно-урочного обучения к индивидуализированному, открытому образованию и самообразованию. Создать
единую информационную учебно-развивающую сеть для общеобразовательных учреждений.
- Создать условия для гибкой системы продуктивного образования - от проектной деятельности до трудовых, производственных, социальных практик учащихся, что позволит каждому подростку значительно расширить свой позитивный социально-культурный опыт.
- Следует ориентироваться не на увеличение учебного времени, а на расширение разнообразной образовательно-культурной (учебной и внеучебной), что отвечает потребности индивидуализации образования. Каждый ребенок должен иметь возможность при желании провести свободное время в стенах школы, что требует развития системы дополнительного образования. Надо создавать комфортные условия для разносторонней творческой деятельности детей и взрослых в школе.
- Каждому учителю нужен индивидуальный план профессионального развития. Деятельность учителя должна оцениваться не только по показателям личных достижений учеников (учеба, портфолио, участие в конкурсах), но и по отношению учеников и родителей к учителю, по творческому потенциалу педагога. Каждый педагог имеет право на регулярный творческий отпуск для повышения квалификации по индивидуальному плану.
Только так можно изменить культуру, качество образования. Культурная динамика не линейна, поэтому в культуре не стоит искать поступательного движения, прогресса (типа: перетасуем плохо играющих музыкантов, и они станут играть лучше). Культура—качество не создается административными методами. Тем более, здесь нет технологий. Культура, взращивается почвой, средой жизнедеятельности, изменяясь иначе, чем технико-экономическая сфера. Обеспечивая новую культуру, новую гуманную среду образования, мы выйдем в пространство его подлинной модернизации. В ней станут значимы не формальные, а личностные смыслов деятельности.
В России можно создать условия для развития такого осмысленного для каждого человека - современного, динамичного, демократического, открытого образования.