Мальцева Л.В. ©
Доктор педагогических наук, доцент,
Кубанский государственный университет
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматриваются, что необходимо знать учителю изобразительного искусства. Какую роль играеют взаимоотношения между учителем и ребятами на уроке при усвоении знаний, умений, навыков в освоении основ изобразительной грамоты.
Ключевые слова: преподавание, изобразительное искусство, знания, умения, навыки, воспитание, метод, способность.
Keywords: teaching, art, knowledge, abilities, skills, training, technique, ability.
Большое значение в практике преподавания изобразительного искусства имеет речь учителя. Она должна отличаться грамматической правильностью, логической стройностью, ясностью и доступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, конкретностью, умеренным тоном. Совершенно недопустимо, когда преподаватель изобразительного искусства, анализируя, например, содержание картины известных художников, ведет объяснение монотонно, сообщает факты без эмоционального подъема, без ярких эпитетов и сравнений. Необходимо условие успеха работы преподавателя - его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Немалую роль играет творческий подход педагога к процессу преподавания основ изобразительной грамоты обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока. Это поможет глубокое усвоение знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока. Искать новые пути активизации деятельности на всех этапах учебной работы, использовать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей и постоянно совершенствовать свое мастерство.
Учителю изобразительного искусства в начальной школе необходимо создать фундамент художественного мастерства, знание, умений и навыков различных технических приемов работы - это будет карандаш, кисть, приемов изображения предметов в перспективе воздушной и линейной, передаче светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого.
Объясняя новый материал доступными методами, учитель закладывает фундамент художественно-образного восприятия искусства и собственного художественного вкуса, художественной деятельности ребенка. Задача каждого урока изобразительного искусства познание красоты жизни, приобщение ребенка к красоте родной природы. Ребята знакомятся с возможностями художественных материалов, которыми работают художники: гуашь, мелки, пластилин, бумага, тушь, пастель. Это первые основы владения материалами, они должны совершенствоваться и расширяться в течение всего обучения изобразительному искусству.
Взаимоотношения ребят с миром искусства опосредованы личными взаимоотношениями педагога с учениками. В воспитательном процессе участвуют два субъекта, и, хотя один из этих субъектов мал и неопытен, не образован, а другой обучен, опытен и мудр, оба субъекта обладают своим внутренним миром, неповторим и уникален. Каждый из субъектов - уникальность. Их взаимоотношения - сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоотношений, безусловно, определяется педагогом, а не учениками,
© Мальцева Л.В., 2015 г.
так как педагог психологически подготовлен придавать общению наиболее благоприятный для воспитания характера своих учеников. Необходимость тонкого «прикосновения» к личности и прячет в себе педагогического искусства.
Немалую роль играет авторитет, личный пример учителя - важнейший фактор в учебном процессе, в воспитании ребят. Любимый учитель пользуется среди ребят поистине неограниченным авторитетом. Ребята легко и самозабвенно подчиняются учителю, подражают его поступкам, его манере держаться, ловить каждое слово, что говорит учитель, готовы выполнять любое указание или требование.
Чувственные восприятия - качественно новая ступень взаимодействия с окружающим миром, возникшая при встрече с прекрасным. Прекрасное человечно человек выражает свою духовную мощь, способность и готовность идти к новым свершениям, следовательно, к новым высотам достижения прекрасного в искусстве. В этом нам поможет восприятие. Для развития восприятия необходимо заниматься рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе рисования и лепки ребенок будет учатся передавать контуры, формы, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Частое применение умения видеть и слышать, сравнивать, обобщать воспринятое совершенствует наблюдения, формирует у ребенка наблюдательность. В общеобразовательной школе оно становиться более сложным и целенаправленным.
При изучении основ изобразительной грамоты на уроках позволит каждому ребенку более точно увидеть оттенки цветов, гармонию, колористическое единство и передать все это в своих рисунках, развивается наблюдательность. Однако все это сформируется только в том случае, если предварительные наблюдения будут отличаться высокой эффективностью. Чтобы это было эффективным особое значение имеет активность наблюдения. Активность наблюдения может проявляться в двух факторах: 1) в мыслительной деятельности (особенно широкое участие при наблюдении принимает сравнение, анализ и синтез); 2) в двигательной деятельности наблюдения.
Многопланово развиваются творческие возможности ребенка при изучении изобразительной грамоты. Способность каждого ребенка предполагает наличие двух элементов:
1) способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создано человечеством;
2) способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаги в неизвестное.
На начальном этапе развития способностей к изобразительной деятельности у ребят может служить первым побудительным фактором занятием изобразительным искусством. Когда ребенок не может рассказать словами, он начинает рассказывать с помощью карандаша, красками на бумаге. Наглядное отражение на плоскости листа бумаги. Он от всего этого получает огромное удовольствие, возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что он видел вокруг себя. Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, проявлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми.
В процессе обучения основ изобразительной грамоты решаются целый комплекс задач: 1) необходимо стимулировать учебно-познавательную активность; 2) развитие памяти, творческих способностей и дарований; 3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками в изобразительном искусстве; 4) от одного занятия к другому совершенствовать знания, умения и навыки; 5) выработка научного мировоззрения, повышения уровня общей культуры.
Ученик активен в процессе обучения. Он не только объект внимания и деятельности учителя, но он и субъект познавательной деятельности. Если учителю не удалось сформировать положительные мотивы и отношение к учебной деятельности, то активность ученика будет проявляться в лени, либо в нежелании что-либо делать на уроках и дома. Вот почему проблема сотрудничества учителя и ученика в учебном процессе является
актуальной. Личностно ориентированное обучение в современной школе основано на этой закономерности учебного процесса и создает потенциальные условия для развития интереса ребенка в процессе обучения изобразительной грамоты и формирования познавательных потребностей при создании творческих работ.
Важной закономерностью в обучении является зависимость содержания образования, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителя и ученика при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в получении знаний.
Каждый учитель по изобразительному искусству должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания, на уроке зависит, прежде всего, от качества подготовки его собственных знаний, умений, навыков их необходимо постоянно совершенствовать.
Литература
1. Мальцева Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края). Краснодар: Экоинвест, 2009.
2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002.