Научная статья на тему 'Подготовка студентов для прохождения педагогической практики в школе'

Подготовка студентов для прохождения педагогической практики в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВОСПИТАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ / МЕТОД / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / СТУДЕНТ / STUDENT / ABILITIES / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л.В.

С статье рассматриваются, что необходимо знать студентам в период прохождения педагогической практики в школе по изобразительному искусству. Какую роль играет взаимоотношения между учителем и ребятами на уроке при обучении основ изобразительной грамоты, усвоении знаний, умений, навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов для прохождения педагогической практики в школе»

©

Мальцева Л.В.

Доктор педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

С статье рассматриваются, что необходимо знать студентам в период прохождения педагогической практики в школе по изобразительному искусству. Какую роль играет взаимоотношения между учителем и ребятами на уроке при обучении основ изобразительной грамоты, усвоении знаний, умений, навыков.

Ключевые слова: обучение, воспитание, преподавание, изобразительное искусство, знания, умения, навыки, метод, способность, педагогическая практика, студент.

Keywords: training, teaching, art, knowledge, abilities, skills, technique, ability, teaching practice, student.

Сегодняшний день диктует вузам подготовить студентов для работы в школе. Прежде всего, это нужен образованный всесторонне грамотный учитель, который знает основы изобразительного искусства. Для этого в вузах предусмотрена педагогическая практика в общеобразовательной и художественной школе. Прежде чем студенты пойдут на практику им необходимо изучить методику преподавания изобразительного искусства.

Процесс обучения изобразительному искусству - достаточно сложное явление, и его нельзя представлять, как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые ее связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.

Приемы преподавания основ изобразительной грамоты вырабатываются в соответствии с материалом преподавания. Все это студенты осваивают в начале им читают лекции, а затем закрепляют знания на практических занятиях, где отрабатываются уроки, написание планов конспектов уроков, прежде чем они выйдут на педагогическую практику. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной и художественной школе необходимо, так как искусство формирует художественную культуру, развивает творческое воображение и мышление, эстетическое отношение к действительности, формирует художественные знания, умения и навыки, активизирует целенаправленное формирование интересов, воспитывает нравственное и эстетическое отношение к действительности. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство способствует гармоническому и духовному развитию личности, развитию графических умений и навыков.

Если студенты на педагогической практике правильно и умело организуют, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изобразительного искусства это будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Каждый студент после окончания вуза должен помнить, что преподавание основ изобразительной грамоты в общеобразовательной и художественной школе - прежде всего общеобразовательные цели, которые ставит перед собой современная школа. Основная

© Мальцева Л.В., 2016 г.

задача студентов при прохождении педагогической практики - расширить кругозор, воспитать разносторонне образованного человека. Уроки изобразительного искусства развивают умственные и эстетические способности, помогают ученикам познать окружающий мир, учат внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивают зрительную память, пространственное мышление и способности к образному представлению.

Для этого необходимо знать, что обучая основам изобразительной грамоты в школе на уроках необходимо создать фундамент художественного мастерства, сформировать умения различных технических приемов работы карандашом, кистью, изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого.

Формой урока, методом преподавания знаний, организацией учащихся создать вокруг атмосферу радости, удовольствия, соучастия в процессе восприятия материала и активной творческой отдачи при выполнении практической работы. Объясняя доступными методами, тем самым закладывается фундамент художественно-образного восприятия искусства и собственного художественного вкуса, художественной деятельности учащихся.

Проходя педагогическую практику студенты в первую очередь знакомят учащихся с возможностями художественных материалов, которыми работают художники (гуашь, мелки, пластилин, бумага, тушь, пастель). Если этого знают учащихся, то с ними повторяют пройденный материал. Это первые основы владения материалами, они должны совершенствоваться в течение всего обучения. Большую роль в обучении основам изобразительной грамоты играет наглядность - одна из черт изобразительного искусства, где студент на практике учит ребят рисованию с натуры. Такое обучение является наглядным. Оно содействует восприятию предмета, развитию наблюдательности, логическому мышлению.

При работе с учащимися всегда нужно помнить принципы обучения основам изобразительной грамоты являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят прежде всего рекомендательный характер, а не обязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.

Для правильного обучения основам изобразительной грамоте надо дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при рисовании и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к рисованию (выполнение упражнений на рисование отдельных форм), и к художественному труду (сначала знакомство с видами швов, а потом изготовление игрушки), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Студенты проводя уроки по изобразительному искусству на педагогической практике показывают образцы для подражания, вначале он должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов тут же исправляются, студент свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Использовать свои знания, учащиеся могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.

В ходе обучения основ изобразительной грамоте студент на уроке ведет учащихся постепенно от малых знаний к большим, развиваем его умения от наипростейших навыков к более сложным приемам работы. Руководствуя при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, посильности обучения.

Итак, студент при прохождении педагогической практике использует следующие дидактические принципы: а) научности; б) наглядности; в) сознательности и активности; г) систематичности и последовательности; д) прочности усвоения знаний, связи теории с практикой; е) доступности; ж) посильности обучения.

Для успешной организации уроков изобразительного искусства при прохождении педагогической практики студенту необходимо создание специальной системы педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества учащихся. В эту систему входят следующие обязательные условия: 1) развитие интереса к изучению изобразительного искусства; 2) воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности; 3) использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения; 4) применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими; 5) введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования.

Содержательные и интересные уроки по изобразительному искусству играют решающую роль в эстетическом воспитании учащихся. Под руководством учителя ребята приобретают знания, умения, навыки, начиная с простейших до более сложных. Результат будет зависеть от достоинств и возможностей самого учителя: если он не лишен творческих данных.

Литература

1. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар: КубГУ, 2013.

2. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар: КубГУ, 2015.

3. Мальцева Л.В., Галич А.Е. Методика проведения педагогической практики. Краснодар: КубГУ, 2011.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.