Научная статья на тему 'Задача типологизации в системе регионального развития туризма'

Задача типологизации в системе регионального развития туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
212
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / TYPOLOGY / TOURISM ZONING / AND TOURISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пшеничных Ю. А.

В статье дается понятие типологии территорий, являющейся основой принятия крупных, средних и мелких управленческих решений, приводятся проблемы, связанные с классификацией регионов, а также рассматриваются преимущества, которые позволяет получить данная процедура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tipologizatsii challenge in the regional development of tourism

The article gives the notion typology territories, is the foundation of the adoption of large, medium and small-scale management decisions, given the problems associated with the classification of regions, and also discusses the advantages, which will give this procedure.

Текст научной работы на тему «Задача типологизации в системе регионального развития туризма»

УДК 338.48 (075.8)

Ю.А. Пшеничных

ЗАДАЧА ТИПОЛОГИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В последние годы резко усилился интерес исследователей и политиков к типологиям российских регионов, что связано с огромной, к тому же все нарастающей дифференциацией их социально-экономического состояния. Внимание проявляют политики как федерального, так и регионального уровней власти при проведении региональной политики. Этот интерес к типологии легко обнаружить и в соответствующей литературе. Так, за последнее десятилетие резко возросло разнообразие создаваемых типологий, что связано с увеличением сфер их практического применения, и, прежде всего, в области принятия решений инвесторами, предпринимателями и т. д.

Типология территорий является важной научной и практической процедурой, являющейся на сегодня инструментом не только крупных, но и средних и даже мелких управленческих решений: на основании туристского районирования и знания тенденций туристского рынка можно эффективно планировать и осуществлять инвестиции на уровне отдельных туристских компаний и банков [1].

Типология туристских территорий имеет множество положительных сторон. Кроме того, что данный процесс помогает закреплять за различными территориями определенную «марку», он также помогает упростить и упорядочить знания о различных территориях и осуществить прогноз их развития, а также позволяет получить целостное представление о состоянии, факторах и перспективах развития туризма на всех частях территории, сравнить их между собой и использовать эти сведения в планировании и управлении индустрией туризма [3].

Термин «типология» (греч. tipos - отпечаток, форма) имеет множество значений. В своей статье А.П. Огурцов и Э.Г. Юдин приводят два подхода к пониманию данного термина [4]. В соответствии с первым подходом, типология - это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. Во-вторых, типология - это результат процедуры классификации - типологического описания и сопоставления - некоторая система типов.

В своей статье В. Д. Ермак на основе существующего определения делает вывод о сфере применения типологии, которая, по его словам, имеет свои, чётко очерченные границы и возможности - группировать похожие в определённом смысле описания феноменов (явлений, предметов, объектов) и связи между ними, по возможности, в виде совокупности параметров, а если удастся - в виде моделей, и представить всё это науке для аналитических исследований, выяснения характеристик и закономерностей, формирования результатов решения изначально поставленных задач и синтеза рекомендаций по достижению заданных целей [5].

Проблемы типологии возникают во многих научных направлениях, в которых исследователи работают с разнородными по своему составу множествами объектов и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств (например, в химии, биологии, психологии, языкознании, географии, экономике, социологии и др.). Будучи одной из наиболее универсальных процедур научного мышления, типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надёжных способов их идентификации.

Типология может принимать некоторые логические формы. Это, во-первых, типовая классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам (название, число) или присущих им. Во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчленённую классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания. В-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики. Границы между всеми этими формами в значительной мере условны, и применение той или иной из них в определённых областях знания в большой мере зависит от исторических традиций [6].

По способу построения различают эмпирическую и теоретическую типологии. В основе эмпирической типологии лежит количественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путём, систематизация и интерпретация полученного материала. Теоретическая типология предполагает построение идеальной модели объекта, обобщённое выражение признаков, фиксацию принципов таксономического описания множества изучаемых объектов.

Общую постановку задачи типологии можно описать следующим образом: пусть имеется N объектов, каждый из которых можно представить в виде точки в п-мерном пространстве по результирующим показателям хь..., хп, характеризующих поведение объектов с точки зрения исследуемой проблемы, а по факторным показателям уь..., ут, характеризующих состояние объекта с точки зрения его основных характеристик - в т-мерном. При этом, как правило, и в том, и в другом пространстве полученные точки не образуют однородного множества, а имеют некоторые области сгущения.

Множество объектов, представимых точками, принадлежащими одной области сгущения, являются более однородным по сравнению со всей совокупностью исследуемых объектов. Следовательно, все множество изучаемых объектов N разбивается на классы двумя способами - по множеству результирующих показателей и по множеству факторных показателей.

Задача типологии (с формальной точки зрения) заключается в установлении взаимосвязей между двумя полученными классификациями исследуемого множества объектов. Другими словами, нужно установить диапазоны совместного изменения факторных показателей, определяющих то или иное поведение (диапазоны совместного изменения результирующих показателей) исследуемых объектов.

Экономическая задача типологизации регионов РФ определяется необходимостью разделения различных субъектов РФ на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений либо исследовании экономических процессов на региональном уровне.

Необходимость проведения типологии регионов вызвана тем, что до последнего времени исследования региональных проблем производились на всей совокупности регионов РФ в целом, как правило, без учета специфики отдельных регионов или их групп. Это было вызвано, в основном, тем, что ряды статистической информации за период посткоммунистического развития России были явно недостаточны для проведения эконометрического анализа отдельных регионов. В то же время различные регионы России существенно различаются между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам и политическим предпочтениям населения, что, безусловно, должно учитываться при проведении региональных исследований. В связи с этим, первым этапом любого исследования, проводимого в региональном разрезе, должна быть классификация регионов по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой с целью выявления однородных в том или ином смысле групп регионов.

Построение типологий регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и иных существенных условий.

В последние годы в России активно ведутся научные исследования по переосмыслению феномена туризма в современном обществе, рассмотрению его как совокупной деятельности многих секторов экономики, обоснованию системного, комплексного подхода к его планированию и управлению. Но бурное развитие туризма значительно опережает разработку соответствующего научного инструментария его экономического анализа и управления. Ввиду исключительного разнообразия территорий универсальная, оптимальная модель управления индустрией туризма в экономической системе, позволяющей получить ответы на все желаемые вопросы, может существовать только в теории. Поэтому в задаче оптимизации процессов управления индустрией туризма актуальной и практически значимой является проблема построения типологии территорий, как фактора информационно-методического обеспечения процесса управления.

Развитие туризма имеет ярко выраженную территориальную дифференциацию. Основной составляющей изучения территориального развития туризма является туристское районирование. Поэтому зачастую задачи типологизации, в частности туристских районов, сводятся к районированию туристских территорий.

Впервые применительно к туризму районирование было осуществлено еще в 1960-х годах. Тогда оно в основном решало частичные проблемы, характеризующие развитие конкретных областей туризма. Например, постоянно в разных масштабах делалось курортологическое районирование; существовало районирование по видам спортивного туризма. Большая часть подобных вариантов районирования базировалась на распределении по территории природных рекреационных ресурсов и выявлении зон с наиболее благоприятными условиями развития рассматриваемых видов туризма.

В 1970-е годы, годы развития комплексной географии и системного подхода, важное значение приобрел социально-экономический аспект в развитии туризма. В эти годы впервые было разработано комплексное рекреационное районирование СССР применительно ко всем видам туризма в целом, которое отражало состояние туризма на тот период и перспективы его развития. Это районирование было осуществлено группой ученых Института географии АН СССР под руководством известного географа, основоположника рекреационной географии и рек-реалогии профессора В.С. Преображенского, и было опубликовано в 1980 г. [7].

В рекреационном районировании Преображенского район определялся как территория, однородная по характеру рекреационного использования, отличающаяся комплексом признаков. Были приняты следующие районообразующие признаки:

• функциональная структура, показывающая, на какой вид туризма ориентирована данная территория;

• степень рекреационной освоенности (развитости) района;

• степень открытости района;

• перспективность района.

Из перечисленных признаков только первый является относительно стабильным, а остальные меняются со временем. Функциональная структура района обусловлена рекреационными ресурсами, определяющими доминирующее направление туризма (лечебно-оздоровительное, спортивное, экологическое, куль-

турно-познавательное). Степень развитости района характеризуется абсолютной рекреационной освоенностью территории, равной отношению суммарного числа мест в предприятиях отдыха к площади района. По значениям абсолютной освоенности районы делятся на развитые, средне- и слаборазвитые. Этот признак может со временем меняться. Степень открытости территории отражает процентное соотношение приезжих туристов и местных отдыхающих в учреждениях отдыха. По этому признаку районы делятся на открытые (число приезжих более 51 %) и закрытые (число приезжих менее 49 %).

Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития культуры. Туристское районирование основано на комплексном изучении и оценке природногеографических условий и ресурсов территории, её хозяйственных и других особенностей. Разработка научных принципов районирования и дальнейшее их развитие позволяет выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще не освоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка, правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам. Туристское районирование - достаточно сложная задача, которая заключается в двух аспектах [8]:

1) рассматриваются очень разные, несхожие друг с другом территории;

2) районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или он развит слабо, но для него есть определенные предпосылки.

В связи с возрастающей востребованностью процедура типологизации требует усовершенствования, что связано с известными трудностями [9]:

• трудности, связанные с проблемой адекватности применяемых методов существу и уровню строгости поставленных задач;

• проблема оптимального выбора системы исходных показателей;

• различная степень значимости, важности используемых показателей для характеристики комплексов (некоторые из них столь важны, что их исключение не позволяет моделировать явления, другие же лишь дополняют, уточняют основную систему);

• большинству классификационных задач свойственны показатели различной природы: имеющие количественное выражение, оценивающие значения какого-либо признака без его количественного выражения, а также носящие чисто качественный характер (например, пришедшие из какой-нибудь другой классификации). Это накладывает определенные ограничения на возможности использования всего многообразия методов многомерной классификации;

• несопоставимость показателей, используемых для описания какого-либо признака на различных территориях, что связано как с несовершенством имеющихся данных (например, из-за различий в подходах к оценке показателя в разных странах), так и с отсутствием объективных методов их определения (пример последней ситуации - понятие экономико-географического положения).

В результате сравнительного анализа существующих подходов к построению типологии социально-экономических объектов можно сделать выводы, что, во-первых, удовлетворяющей современным требованиям типологии регионов с точки зрения развития индустрии туризма в открытых опубликованных источниках не обнаружено; во-вторых, при разработке типологии передовыми и достаточно эффективными являются методы кластерного анализа; в-третьих, успех задачи типо-

логизации во многом определяется адекватностью и корректностью процедуры оценки социально-экономического состояния исследуемых объектов [10]. В задаче по созданию типологии оценка состояния должна даваться сразу для многих объектов, и поэтому важно обеспечить сопоставимость полученных оценок. Практически сопоставимость можно достичь только на ограниченном наборе показателей: либо в рамках какого-нибудь одного социального или экономического аспекта социально-экономического состояния, либо, в лучшем случае, по комплексу аспектов.

Таким образом, типология регионов с точки зрения развития индустрии туризма в практическом преломлении необходима в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная туристская политика государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.

2. Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М, 2001.

3. Александрова А.Ю. Теоретические основы географии туризма. http://www.sgu.ru/faculties/histirical/sc/publication/tourism/sbor3.php

4. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Типология. - Интернет-ресурс URL: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/110/675.html

5. Ермак В.Д. Классификация? Типология. Идентификация! // Соционические чтения.

1999. - № 10 (31). URL: http://www.socioniko.net/ru/authors/ermak_vd.html.

6. Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. - М., 1962.

7. ПреображенскийВ.С. География рекреационных систем СССР. - М.: Наука, 1980.

8. Романов А.А., Саакян Р.Г. География туризма. - М.: Советский спорт, 2002.

9. Тикунов В.С. Классификации в географии. - Москва - Смоленск, 1997.

10. Пшеничных Ю.А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма. - Ростов-на-Дону, 2008.

УДК 338.48

М. В. Якименко

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ

В качестве объекта управления туризмом на региональном уровне оптимальной, по мнению автора, является категория «туристско-рекреационный комплекс» (ТРК). Данная категория не является принципиально новой, так как она в значительной степени связана с достаточно хорошо изученной категорией «территориально-производственный комплекс» (ТПК). Базой для доказательства возможности рассмотрения ТРК в качестве своеобразного ТПК являются мнения различных специалистов, в том числе Н.Н. Колосовского, А.Г. Гранберга, Е.А. Джан-джугазовой, на основании которых отметим некоторые отличительные признаки ТПК, применимые к туристско-рекреационному комплексу:

• экономическая взаимосвязанность и обусловленность смежных предприятий, входящих в состав комплекса;

• единство и компактность территории и общая инфраструктура;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.