Научная статья на тему 'Задача распределения в кредитно-модульной системе'

Задача распределения в кредитно-модульной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДУЛЬ / ЗАЧЕТНАЯ ЕДИНИЦА / МИНИМАКСНЫЙ КРИТЕРИЙ / СREDIT-MODULAR SYSTEM / THE MODULE / TEST UNIT / MINIMAX CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобак Валерий Григорьевич, Жолобов Вячеслав Дмитриевич, Чижов Александр Юрьевич

Рассмотрена постановка задачи распределения модулей в кредитно-модульной системе образования, показана возможность применения стандартной минимаксной однородной задачи. Рассматривается новую модель организации учебного процесса, которая основана на использовании модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Задача распределения в кредитно-модульной системе может быть сведена к стандартной минимаксной однородной задаче системы массового обслуживания, имеющей несколько параллельных каналов обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобак Валерий Григорьевич, Жолобов Вячеслав Дмитриевич, Чижов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DISTRIBUTION IN CREDIT-MODULAR SYSTEM1Don State Technical Universities

In the given work statement of a problem of distribution of modules in a credit-modular education system is considered, the opportunity of application of a standard minimax homogeneous problem is shown. It is observed new model of the organisation of educational process which is grounded on usage of modular production engineering of tutoring and test educational unities (test credits). The Allocation problem in credit-modular system can be shown to the standard minimax homogeneous problem of system of queuing having some of parallel channels of service.

Текст научной работы на тему «Задача распределения в кредитно-модульной системе»

Щербин Сергей Леонидович

Кабардино-Балкарский государственный университет.

E-mail: [email protected].

360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

Тел.: 88662405197.

Коков Заур Анатольевич

E-mail: [email protected].

Щербина Светлана Михайловна Коков Анзор Таладинович

ООО Санаторий «Эльбрус».

E-mail: [email protected].

360002, КБР, г. Нальчик, ул. М. Вовчок, 25.

.: 88662720795.

Siniutin Sergey Alekseevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

81, Petrovskaya Street, Taganrog, 347900, Russia.

Phone: +78634311143.

Shcherbin Sergei Leonidovich State University of Kabardino-Balkariya.

E-mail: [email protected].

173, Chernyshevskogo Street, Nalchik, 360004, KBR, Russia.

Phone: +78662405197.

Kokov Zaur Analevich

E-mail: [email protected].

Shcherbina Svetlana Mihailovna Kokov Anzor Taladinovich

OOO “Sanatoryi “Elbrus”.

E-mail: [email protected].

25, Vovchok Street, Nalchik, 360002, KBR, Russia.

Phone: +78662720795.

УДК 002.5(075.8)

ВТ. Кобак, В.Д. Жолобов, А.Ю. Чижов ЗАДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В КРЕДИТНО-МОДЮ1БНОЙ СИСТЕМЕ

Рассмотрена постановка задачи распределения модулей в кредитно-мо^льной системе образования, показана возможность применения стандартной минимаксной однородной задачи. Рассматривается новую модель организации учебного прогресса, которая основана на использовании модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Задача распределения в кредитно-мо^льной системе может быть сведена к стандартной минимаксной однородной задаче системы массового обслу-, .

Кредитно-мо^льная система; модуль; зачетная единица; минимаксный критерий.

V.G. Kobak, V.D. Zholobov, A.U. Chizhov

PROBLEM OF DISTRIBUTION IN CREDIT-MODULAR SYSTEM

In the given work statement of a problem of distribution of modules in a credit-modular education system is considered, the opportunity of application of a standard minimax homogeneous problem is shown. It is observed new model of the organisation of educational process which is grounded on usage of modular production engineering of tutoring and test educational unities (test credits). The Allocation problem in credit-modular system can be shown to the standard minimax homogeneous problem of system of queuing having some of parallel channels of service.

Credit-modular system; the module; test unit; minimax criterion.

Традиционную систему образования можно представить как систему, где обучающийся по заранее определенной «^аектории» (общий учебный план, одинаковый для всех) движется от предмета к предмету. Под термином кредитно-мо^льная система организации учебного процесса рассматривается новую модель организации учебного процесса, которая основана на использовании модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов) [1].

Кредитно-модульная система, по сути, представляет собой «супермаркет», в котором можно набирать различные модули, помимо обязательных предметов, т.е. формировать индивидуальный учебный план. Таким образом, у обучающегося « », -альные потребности и учитывающий индивидуальные способности.

Задача по прогнозированию и внедрению кредитно-модульной системы в учебный процесс подготовки технических специалистов не может производиться за счет простого механического манипулирования и замены одних названий на

.

Ряд специалистов считает, что при внедрении системы зачетных единиц в вузе классическая управленческая структура с выделением факультетов, кафедр и . . « » . управленческая организация «проектного типа» - в вузе работают не факультеты с набором специальностей, а образовательно-профессиональные программы (на), . об этом преждевременно. Классическая структура, возможно, должна быть сохранена. Она придает всем процессам управляемость и устойчивость.

Вместе с тем необходимо признать, что симбиоз двух типов организации учебного процесса не жизнеспособен. Необходимо выбрать и использовать один тип организации учебного процесса, в качестве которого начинает рассматривать- .

Необходимым условием реализации современного типа вузовского управления, независимо от типа организации, является наличие адекватной информационной поддержки (формирование информсреды), внедрение информационных .

Кредитно-модульная система имеет принципиально новый набор схем, критериев, требований, терминов. К ключевым понятиям относятся понятия «модуль» « ».

Модуль представляется как задокументированная завершенная часть образовательно-профессиональной программы, которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Просматриваются различные подходы к проектированию модульных программ. Модули могут выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. Можно осваивать не от, - , -

.

Возникает задача распределения модулей между кафедрами.

Существуют различные подходы к определению трудоемкости учебных

[2].

сфере до сих пор остается Информационное письмо Минобрнауки России от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/13. Сопоставление методик, разработанных рос, , -: 36 - 1 .

стандартам: 1 кредит ECTS (European Credit Transfer System - Европейская система перевода и накопления кредитов) в Европе равняется примерно 25-30 часам ( ).

неделю составляет 54 академических часа, т.е., 1,5 зачетные единицы. Один семе-

1 (3 1

).

Прочие же параметры пересчета трудоемкости в кредитные единицы в разных вузах подвергаются самым различным - от логико-описательных до математически исчисленных - вариациям. Часто последовательно пересчитываются все ( ) 36 1, -

тем округляется полученный результат, добиваясь его соответствия европейской

60 .

Часть вузов пытается в той или иной форме ввести систему коэффициентов, уравновешивающих численное соотношение кредитов, начисляемых за более и менее важные для профессиональной подготовки выпускника дисциплины. Коэффициенты при этом определяются достаточно произвольно и распределяются по

, .

ECTS :

1. , -

( ),

от важности курса, его места в структуре обучения, глубины, «престижности» и т.п.

2. , . . -са. Кредиты выражают лишь то, какую часть годовой (или необходимой для получения академической степени) нагрузки обучающегося составляет отдельная позиция образовательной программы.

Таким образом, кредиты - величина условная; они обозначают лишь соотношение различных частей образовательной программы (учебного плана) между собой и их отношение к программе в целом. Пока кредитам отводится «абсолют» : -

, « », -ется для разных дисциплин.

Начинать работу по распределению кредитов необходимо с составления новых по структуре образовательных программ и учебных планов. При этом можно идти от общей годовой нагрузки к модулям. Желательно, чтобы каждый модуль получал целое число кредитов (количество кредитов за дисциплину не может быть ), , 5. ,

каждой дисциплины в зачетных единицах в соответствии с долей учебных часов этой дисциплины в годовом бюджете времени. Сложность в том, что ФГОС ВПО третьего поколения имеют дисциплины, содержание и объем которых никак не .

содержания подготовки выпускников. Отдельные модули должны быть частично заменяемыми. Какие бы модули не выбрал обучающийся, он должен набрать аналогичное количество кредитов.

Необходимо обеспечить правильное оптимально-рациональное планирование учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы. Необходимо построить алгоритм распределения зачетных единиц между дисциплинами учебного плана. Кредитно-модульная система требует разработки и алгоритмов учета нагрузки обучающихся и преподавателей. Наличие нескольких траекторий обучения повлечет за собой изменение системы планирования и оплаты учебной нагрузки .

При распределении единиц дисциплин между ведущими кафедрами воз, -федры. Возникает задача «справедливого» распределения. Если в качестве критерия распределения взять минимаксный критерий, который минимизирует максимальную загрузку кафедры, то данная задача сводится к стандартной минимаксной , .

Имеется система обслуживания, состоящая из n параллельных каналов об. , m, -

торые могут обслуживаться независимо друг от друга и в любом порядке. Возможности системы определяются матрицей | | ti j | | (i=1,..., m, j = 1,..., n), где tij - длительность i-го требования j-м приборам, оценённая аналитически или экспериментально. Каналы обслуживания в общем случае не идентичны, но каждое требование может быть обслужено любым каналом (в противном случае полагаем соответст-ti j = ).

. , ,

не прерывается для передачи на другой канал. Необходимо распределить требования

, . выше задача получила название минимаксной задачи теории расписаний.

При отсутствии ограничений на возможные варианты расписания и без учёта момента поступления требований задача сводится к разбиению множества требований M={1,...,m} на n непересекающихся подмножеств Nj (j = 1,..., n).

, -

ний по быстродействию, определятся в следующем виде:

^^ax t. —— min

1 < j < n j ^

где Tj = X tij - общее время загрузки j-го канала, при условиях

i Е Nj

tij > 0, i = 1,..., m, j = 1,..., n,

Nk nNi = 0 k, l Ф 1,..., n, k Ф l.

n

U Nj = M .

j=i

В данной работе рассматриваются идентичные каналы обслуживания. Для такого случая разработано множество эвристических алгоритмов, наиболее распространенный метод критического пути [3], для которого аналитически выведена оценка максимального отклонения от точного решения [3]. Разработан алгоритм получения точного решения [4], основанный на идее метода ветвей и границ, однако при определенных исходных данных время получения решения приближается к экспоненциальному.

Все это делает распределительные процессы в кредитно-модульной системе достаточно сложными и требующими применения специальных математических .

Задача распределения в кредитно-модульной системе может быть сведена к стандартной минимаксной однородной задаче системы массового обслуживания, имеющей несколько параллельных каналов обслуживания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. //

. - 2004. - 5. - . 14-18.

2. . . -

// -: 23 -

реля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. - М.: Изд-во РУДН, 2003.

3. Кофман А. Методы и модели исследования операций / А. Кофман. - М.: Мир, 1977. - 432 с.

4. . . . - .: , 1977. - 352 .

. . ., . . .

Кобак Валерий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Донской государственный технический университет.

E-mail: [email protected].

344000, . - - , . , 1.

Тел.: 88632738511.

Жолобов Вячеслав Дмитриевич

( ).

E-mail: [email protected].

346418, г. Новочеркасск, ул. Атаманская, 36.

Тел.: +78635220931.

Чижов Александр Юрьевич

E-mail: [email protected].

Kobak Valeriy Grigorevich

Don State Technical Universities.

E-mail: [email protected].

36, Atomanskaya Street, Novocherkassk, 346418, Russia.

Phone: +78632738511.

Zholobov Vjacheslav Dmitriyvich

Novocherkassk the Higher Military Command Communication School (Military Institute). E-mail: [email protected].

36, Atamanskay Street, Novocherkassk, 346418, Russia.

Тел.: +78635220931.

Chizhov Aleksandr Uriyvich

E-mail: [email protected].

УДК 62-52

. . , . . , . .

БЛОК ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ФОНОВОЙ АКТИВНОСТИ НЕЙРОННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТУЕМОГО

ЖИВОТНОГО*

Изучение вопросов деятельности нейронных систем осуществляется в экспериментах на животных посредством использования специализированных программно. -ния тактильными стимулирующими воздействиями, обеспечивающий высокую функцио-

* Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования № 2.1.1/11794 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.