Научная статья на тему 'Современные тенденции в образовании: кредитно-модульное обучение и возможности его реализации в иноязычной профессионально ориентированной подготовке бакалавров'

Современные тенденции в образовании: кредитно-модульное обучение и возможности его реализации в иноязычной профессионально ориентированной подготовке бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТ / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULE / MODULE SYSTEM / CREDIT / CREDIT-MODULE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Л. А.

В данной статье автор рассматривает вопрос кредитно-модульной организации иноязычной профессионально ориентированной подготовки бакалавров на материале Тольяттинской академии управления. Кредитно-модульная система позволяет выполнить цели и задачи Болонской декларации. Под «модулем» автор понимает самостоятельную, независимую и законченную единицу учебного процесса, направленную на освоение определенных компетенций (знаний, навыка, техники, способа работы). Кредит (зачетная единица) рассматривается как единица оценки трудозатрат по каждому модулю в рамках модульной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY EDUCATION TRENDS: OPPORTUNITIES TO REALIZE TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT ON THE BASIS OF CREDIT-MODULAR SYSTEM

In the article the author concentrates on the problem of teaching English for professional development on the ground of credit-module system. The research was based on Togliatti Academy of Management data. Credit-module system allows meeting the goals set by the Bologna Declaration. The author of the article considers a module to be a free, independent, and completed unit of educational process focused on training certain competences (knowledge, skills, techniques, methods). Credit is defined as a unit to estimate students' learning activity in the context of module technology.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в образовании: кредитно-модульное обучение и возможности его реализации в иноязычной профессионально ориентированной подготовке бакалавров»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

©2010 ЛААнисимова

Тольяттинская академия управления

Статья поступила в редакцию 28.09.2009

В данной статье автор рассматривает вопрос кредитно-модульной организации иноязычной профессионально ориентированной подготовки бакалавров на материале Тольяттинской академии управления. Кредитно-модульная система позволяет вытолнить цели и задачи Болонской декларации. Под «модулем» автор понимает самостоятельную, независимую и законченную единицу учебного процесса, направленную на освоение определенных компетенций (знаний, навыжа, техники, способа работы). Кредит (зачетная единица) рассматривается как единица оценки трудозатрат по каждому модулю в рамках модульной технологии.

Ключевые слова: модуль, модульная система, кредит, кредитно-модульное обучение.

Сегодня целью обучения иностранному языку в не-языжовом вузе становится «выфащивание» личностного потенциала человека, воспитание его способности к самоопределению и самореализации, к успешной деятельности в предстоящих предметных, профессиональных и социальных ситуациях, к способности быгть автономным, самостоятельно проектировать свою образовательную траекторию и нести персональную ответственность за результаты и качество своего образования.

Опыт нашей работы показытает, что кредитно-модульный подход совместно с «сознательно-коммуникативным подходом, который сочетает в себе системное освоение материала в отрыве от естественной языковой среды и использование разных видов условных ситуаций, имитирующих общение или коммуникацию в разных сферах - бытовой, деловой, профессиональной» помогает решать многие проблемы1.

Автор статьи рассматривает вопрос модульной организации учебного процесса по нескольким причинам: 1) С 2003 г. Россия стала полноправныш участником Болонского процесса и приступила к реализации совместных договорённостей, в числе которык переход на образовательную систему, когда в основу положен модульный принцип, а оценивание учебных достижений студентов осуществляется в кредитах. Кредитно-модульная система заявлена в Болонской Декларации как один из принципов для выполнения странами-участницами Болонского процесса. 2) Модульный подход позволяет осуществить демократизацию образовательного процесса, предопределяет большую свободу в преподавании и учении, дает правовую основу действиям преподавателей в выборе программ, путей, средств,

Анисимова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков. E-mail: [email protected], [email protected]

1Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной англоязычной коммуникации / Дискуссионный клуб.

Современные тенденции и опыт профессионалов. - М.: 2002. -С.117.

приемов и методов обучения. 3) Модульный подход обеспечивает возможность индивидуализировать процесс обучения. Учебные планы и программы строятся с учетом индивидуальных потребностей и способностей обучаемых. 4) Сегодня остро стоит вопрос исполнительской дисциплины обучаемых. Российская высшая школа, где студенты максимально активны лишь во время экзаменационных сессий, скорее способствует формированию привычки к авральному труду, чем трансформирует её в нечто более соответствующее требованиям постиндустриального общества.

Принцип модульности или модульный подход способствует более эффективному управлению всеми учебныши процессами. Если говорить об организации управления учебным процессом, с позиции преподавателя-методиста, то можно выделить в качестве приоритетных следующие процессы: планирование, методическое обеспечение, реализация, оценивание и контроль, отчетность. Мы рассматриваем модульную организацию учебного процесса как фактор, повышающий учебную автономию - способность студента самостоятельно принимать решения «Где? Чему? Как?» обучаться, проектировать свою образовательную траекторию, а также как фактор, воспитывающий высокую исполнительскую дисциплину.

На основании исследования зарубежной и отечественной педагогической и методической литературы, описывающей модульный подход, можно сказать, что термин «модуль» еще не стал общеупотребительным в русскоязычной педагогической среде, а толкование термина на английском языке не дает полного понимания для практики построения педагогических систем и

не приводит к разграничению данного понятия с близ-

2

кими по значению терминами: раздел, курс, тема» . Тем не менее, применительно к педагогике можно рассматривать модуль как самостоятельную учебную единицу, законченный блок учебного материала, со-

2Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. Монография. - М.: 2004. - С. 336.

о

ставную часть образовательной программы. По мнению П.А.Юцявичене, «модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечи-

~ 3

вающее достижение поставленных целей» .

Внедрение модульной системы в вузах России происходит слишком медленно и с большим трудом. Каждый вуз формирует свое понятие термина «модуль», исходя из целей и задач своих образовательных программ, и своё название: модульная технология, кредит-но-модульная технология, блочно-модульная технология, модульно-рейтин-говая технология и т.д. Следует заметить, что, создавая собственные модули и кредитно-модуль-ные образовательные системы, организаторы и разработчики, с целью обеспечения прозрачности образовательной программы и создания академической мобильности студентов вуза, более всего заняты разработкой содержания программ, а не формой их организации.

В Тольяттинской академии управления (далее ТАУ) кафедра иностранных языков перешла к построению англоязычных курсов по принципу модульной организации или по «технологии модульного обучения» с 1999 - 2000 учебного года. А с 2001 - 2002 учебного года в Академии началось создание кредитно-модульной системы, которая позволяет выполнить цели и задачи Бо-лонской декларации и приблизить учебное заведение к выполнению стратегической задачи - соответствию международным стандартам в образовании, вхождению в европейское образовательное пространство, сотрудничеству с зарубежными вузами с целью реализации принципа открытости результатов обучения и мобильности студентов.

Соответственно, кредитно-модульная система рассматривается нами как модель построения образовательной программы для бакалавров, способствующая формированию ключевых компетенций. Под «модулем» мы понимаем самостоятельную, независимую и законченную единицу учебного процесса, направленную на освоение определенных компетенций (навыка, техники, способа работы, знаний). «Кредит (зачетная единица) рассматривается как единица оценки трудозатрат по каждому модулю в рамках модульной технологии. Трудозатраты на освоение каждого модуля оцениваются по отношению к суммарным трудозатратам на освоение всей программы обучения»4.

В данной статье автор представит структуру курса «Английский язык», спроектированного и реализуемого с учетом принципа кредитно-модульной организации. Важно выделить несколько особенностей обучения английскому языку в ТАУ. 1) Студенты изучают английский язык три года, т.е. в течение 9 триместров. 2) Весь этот период мы обозначаем как большой, общий -обязательный для всех - модуль «Английский язык»,

3Чистохвалов В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу // Высшее образование в России. -2004. - № 4. - С.53 - 58.

4Истомина Е.Ю. Опыт эксплуатации кредитной системы в организации учебного процесса // Атриум. - 2004. - №3. -С.104 - 109.

суть которого - подготовка к межкультурной и межпрофессиональной коммуникации на английском языке. Это тренинг формирования способности и готовности обсуждать проблемы, коммуницировать в межкультурной, межпрофессиональной среде на английском языке. Модуль имеет сложившуюся, отработанную и отнор-мированную структуру. Существует связка с другими модулями: «Практическая подготовка», «Управление», где формируется способность организовать команду, способность анализировать способы, инструменты и средства работы, передавать их другим в виде устных и письменных текстов на английском языке. Принципиально модуль состоит из трёх этапов:

1 этап «Пропедевтика» - это довузовская подготовка, состоящая из трёх фильтров - входного тестирования, собеседования и теста «размещения». 2 этап — «Общая подготовка» длится 8 триместров и делится на три периода. Этап представляет систему действий -учебных тренингов, выполнение которых целенаправленно формирует требуемую готовность, способность, компетенцию. Три периода 2 этапа: общая и деловая подготовка - 1 курс, 3 триместра; общая профессионально ориентированная подготовка - второй курс, 3 триместра; общая подготовка для специальных целей 3 курс, 2 триместра; где доминирует автономное освоение материала и проверка освоенного инструментария. 3 этап - «Подготовка к тестированию» длится один триместр и состоит из тестовых тренингов по общему английскому FCE, САЕ; деловому английскому BEC p, BEC v, BEC h; английскому для межпрофессиональной коммуникации TOEIC (Test of English for International Communication), TOEFL. Это тренинги и проверка на практике освоенных техник, инструментов и стратегий различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.

Третья особенность, которую необходимо обозначить - обычно курс английского языка в неязыковых вузах делится на направления: общий английский; обще-деловой английский; деловой английский; английский для профессионального развития; английский для специальных целей; английский для общенаучных целей. Это общеизвестные и ныне широко применяемые направления в методике преподавания английского языка. В своей практике мы интерпретируем их как содержательные блоки. В принципе это разные траектории изучения английского языка, т.к. все студенты имеют разный стартовый уровень, а значит по-разному, с разной скоростью двигаются в образовательном пространстве. Содержательные блоки, в свою очередь, состоят из тематических и целевых модулей учебного процесса (мупов) (таб. 1).

Таб. 1. Структура общего модуля «Английский язык»

Общий модуль «Английский язык» - 9 триместров

Содержательные блоки

EGP | GBE | BE EPD | ESP | EAP

Тематические мупы Целевые мупы

Модуль учебного процесса (муп) - является частью учебного плана с зафиксированными параметрами: количеством преподавателей, занятий, кредитов и учебных аудиторий. Под мупом мы понимаем автономный законченный мини-курс с ограниченной временной продолжительностью и определенной формой отчетности по его завершении. Отчетность происходит на финальном занятии - контрольном мероприятии. Модули учебного процесса построены с учетом таких компонентов, как тематичность и целенаправленность.

Тематический муп предполагает концентрацию внимания на освоении конкретной темы или сферы деятельности, или определённой последовательности тем о сфере деятельности. Целевой муп интегрирован в тематический модуль и предполагает в качестве основной задачи реализацию конкретной цели, постановку определённой техники, способности или компетенции в рамках одного вида речевой деятельности или смежных, например, рецептивного вида РД (техники скоростного чтения) или продуктивного (техники деловой коммуникации). Например, техника презентации информации на функциональном уровне. Подобный 12-часовой целевой муп входит как составная часть в несколько тематических мупов одного триместра и является тренингом для формирования компетенции презентировать информацию. Результат проверяется на контрольном мероприятии. Освоение компетенций происходит за счет применения различных образовательных технологий, направленных на практическую подготовку с помощью систематических тренингов с ориентацией на образовательный результат.

При проектировании модульной системы необходимо выполнение следующих этапов: 1) Постановка целей и задач обучения. 2) Определение результатов, т.е. набора компетенций, которые будут сформированы по итогам модуля. Что студент будет знать, понимать, уметь и способен выполнять. 3) Определение содержания модуля - какой объем материала студент должен освоить, чтобы приобрести требуемые компетенции, определение релевантных тем, жанровых разновидностей текстов, ситуаций общения и коммуникации (ситуации, которые являются мини моделями реальной коммуникации). 4) Выбор образовательных технологий

- в каких формах будет транслироваться содержание, какие методы обучения будут использоваться, за счет чего студент сможет освоить компетенции. 5) Определение количества аудиторных и самостоятельных часов

- продолжительность обучения. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студента. 6) Формулирование входных требований для модуля, т.е. какие компетенции у студента уже должны быть сформированы, чтобы он успешно справился с содержанием. 7) Определение системы управления - формы контроля, мони-

торинга и рейтинга. 8) Определение критериев и параметров оценивания. 9) Содержание контрольного мероприятия

Остановимся более подробно только на целях. При проектировании модулей нами были выделены следующие цели обучения: 1) Обучающая цель: подготовить к дальнейшему обучению и деятельности в межкультурном, межпрофессиональном сообществе. 2) Коммуникативная цель: научить устанавливать и поддерживать профессиональные и личные взаимоотношения путём обмена опытом, информацией, идеями, мнениями, планами. 3) Когнитивная цель: научить группировать информацию по заданным параметрам. 4) Аффективная цель: развить чувство уверенности в использовании английского языка.

Назначение модуля, содержание, применяемые технологии, формы контроля, критерии оценивания устных и письменных работ, механизм выставления оценок, «цена» всего модуля или каждого отдельного мупа в кредитах, т.е. все, что касается организации учебного процесса внутри модуля, должно быть описано, представлено в информационной системе и доступно для студентов в любое время.

Каждый модуль направлен на получение необходимого результата/компетенции, которые можно приобрести за счет систематической работы, прохождения постоянных тренингов. Только планомерная и регулярная работа в течение модуля, выполнение всех текущих и промежуточных работ, а затем участие в контрольном мероприятии позволяет получить положительную оценку и определенное количество кредитов.

Технология модульной организации курса позволяет решить проблему нехватки учебного времени и исполнительской дисциплины студентов в течение всего триместра. Модули помогают нам решить проблему - заставить студентов учиться системно. Ведь в конце каждого мупа надо сдать контрольное мероприятие. Более того, согласно программе, в каждом модуле запланированы письменные работы: глоссарии, деловые письма: отчет, письмо-запрос, служебная записка, резюме, заявление и т.д., творческие работы-эссе, письменные работы типа «опе-minute quick write», «a"eative writing». На контрольном мероприятии студент обязан представить свой Portfolio со всеми письменными работами и выполненной работой над ошибками в соответствии с программой и требованиями к письменным работам. Все письменные работы оцениваются, а результаты фиксируются и учитываются при составлении рейтинга.

Мупы по длительности значительно короче триместра, т.е. времени на «раскачку», надежды на «три дня до экзамена» и возможность вызубрить все для того, чтобы сдать экзамен, а потом благополучно забыть, нет. Тем более, что на контрольном мероприятии необходи-

мо продемонстрировать техники и компетенции. За каждое занятие студент обязательно получает оценку (от 0 до 5), которая отображается в экране успеваемости (^а-desheet), а также в ИСУП (информационной системе управления учебным процессом). Каждый студент имеет свободный доступ к информации об оценках, но не имеет права вносить изменения - система просто не позволит ему этого сделать.

Оценка за модуль выставляется в соответствии с требованиями, сроками, параметрами и критериями оценивания письменных и устных ответов. Появляется понятие «культура исполнительства». Студент обязан получить за каждый модуль положительную оценку и только тогда он получит ещё и необходимое количество кредитов, ведь каждый модуль имеет свою цену в кредитах.

При проектировании и реализации модульной системы во главу угла мы ставили задачи развития комму-

никативных навыков и умений, формирование компетенций. Все модули ориентированы как на формирование и развитие языковой компетенции (фонетика, грамматика, лексика) и речевой (устная и письменная речь), так и на постановку техник деловой коммуникации: умение вести деловую корреспонденцию, умение сделать коммерческую или профессиональную презентацию, умение провести собрание, успешно провести переговоры с деловыми партнерами, а также на освоение содержательного информативного материала.

Устройство модуля, сложившееся и отработанное в течение нескольких лет, позволяет говорить о существовании технологии модульного обучения и технологии формирования определённых компетенций, позволяющих осуществлять межкультурную и межпрофессиональную коммуникацию. В технологию входят: сдача нормативов, действия - учебная деятельность, испытание готовности и рефлексия.

PRESENT-DAY EDUCATION TRENDS: OPPORTUNITIES TO REALIZE TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT ON THE BASIS OF CREDIT-MODULAR SYSTEM

©2010 LAAnisimova°

Togliatti Academy of Management

In the article the author concentrates on the problem of teaching English for professional development on the ground of credit-module system. The research was based on Togliatti Academy of Management data. Credit-module system allows meeting the goals set by the Bologna Declaration. The author of the article considers "a module" to be a free, independent, and completed unit of educational process focused on training certain competences (knowledge, skills, techniques, methods). Credit is defined as a unit to estimate students' learning activity in the context of module technology.

Key words: module, module system, credit, credit-module teaching.

Anisimova Lyubov Alexandrovna, Candidate of Pedagogy, head of Foreign Languages Department. E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.