Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку студентов бакалавриата на основе кредитно-модульной системы'

Обучение иностранному языку студентов бакалавриата на основе кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / CREDIT AND MODULE SYSTEM / FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматко Наталия Юрьевна

Статья посвящена вопросу функционирования кредитно-модульной системы в обучении иностранному языку. В статье представлен краткий обзор основных понятий и дана характеристика методике обучения ИЯ на основе кредитно-модульной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF BACHELOR'S DEGREE ON THE BASE OF CREDIT AND MODULE SYSTEM

The article addresses to the issue of functioning of credit and module system of foreign languages teaching. The article gives a brief overview of main notions and presents distinctive characteristics of methods of teaching based on credit and module system.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку студентов бакалавриата на основе кредитно-модульной системы»

УДК 378

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© Наталия Юрьевна ШМАТКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры лингвистики и лингводидактики, e-mail: katsuna@yandex.ru

Статья посвящена вопросу функционирования кредитно-модульной системы в обучении иностранному языку. В статье представлен краткий обзор основных понятий и дана характеристика методике обучения ИЯ на основе кредитно-модульной системы.

Ключевые слова: кредитно-модульная система; иностранные языки.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования.

Введение в образовательный процесс Государственных образовательных стандартов (ГОС) третьего поколения есть не только новая ступень в развитии системы образования, но и средство управления качеством образования. Построение образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями российского общества.

Кредитно-модульная система обучения -это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения обучающимися учебного материала в дискретном режиме по заранее разработанной модульной программе, которая состоит из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системы оценивания знаний обучающихся [1, 2].

Кредитно-модульная система имеет свои преимущества и рассматривается как средство повышения мобильности обучающихся при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. Кредитно-модульная система дает возможность обучающимся выбирать для изучения и усвоения необходимое количество учебных дисциплин, брать обяза-

тельства по их усвоению в течении определенного времени [3].

Кредитно-модульная система преду-

сматривает:

- модульную структуру образовательной программы;

- использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости;

- использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний;

- участие обучающихся в формировании индивидуального учебного плана;

- увеличение доли самообучения в образовательном процессе;

- увеличение гибкости образовательных программ.

При кредитно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), т. е. учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей. Модуль - это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса.

Е.Н. Соловова дает следующее определение понятие модуля - «это курс или его автономная часть, имеющие необходимое программное и учебно-методическое обеспечение, достаточное для построения различных образовательных траекторий в его рамках, легко соединяющийся с другими модульными курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию / форме / объему за счет исходной гибкости внутренней структуры» [4, с. 65].

Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы), консультаций, практик и контроля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования).

Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения заключаются в следующих положениях:

- содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;

- взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече;

- сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе [4-6].

Как указывает Е.Н. Соловова [4] принципами модульного обучения, адаптированными к языковым курсам, являются: принцип модульности структурного содержания; принцип гибкости, динамичности, нелинейности; принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности; принцип автономности и равной ответственности. Реализация данных принципов на практике позволяет сделать процесс обучения иностранным языкам более эффективным.

Для полного понимания кредитно-модульного обучения необходимо рассмотреть понятие кредита и его роль в обучении иностранному языку.

Под системой кредитов (в российской литературе принято называть кредиты зачетными единицами) понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса [1].

Кредиты соответствуют результатам обучения и трудоемкости учебной нагрузки в течение академического года по очной (дневной) форме обучения. Обычно трудоемкость учебной нагрузки составляет 18002000 часов в учебном году, и один кредит соответствует 30 часам общей трудоемкости.

Кредиты распределены по всем квалификациям или программам обучения, так же как по их образовательным компонентам (модуль, блок дисциплин и т. д.). Число кредитов, приписываемых каждому компоненту, соответствует его «весу» в терминах трудоемкости учебной нагрузки обучающихся для достижения результатов обучения.

Кредиты предоставляются индивидуальным обучающимся (по очной или очнозаочной формам обучения) после завершения формальной программы обучения (или отдельному модулю) и получения ими положительной оценки ожидаемых результатов обучения.

Обучение иностранному языку на основе кредитно-модульной системы имеет свою специфику.

Обучение языку носит практикоориентированный характер, дисциплина «Иностранный язык» является многоаспектной, т. е. включает в себя не только обучение лексике, но и остальным аспектам языка, как и видам речевой деятельности. Также необходимо помнить о том, что все учащиеся имеют разный уровень владения языком. Как следствие одна из особенностей обучения иностранному языку при кредитно-модульной системе - это наличие разноуровневых упражнений. В дальнейшем учащиеся могут самостоятельно регулировать уровень и скорость усвоения материала.

Хотя в модуле предусмотрены различные виды и формы учебной деятельности, при обучении иностранному языку акцент смещается на практические занятия. Наличие обязательного домашнего задания также является одной из особенностей. Домашнее задание проверяется преподавателем выборочно или в группе на занятии.

При обучении иностранному языку модули целесообразнее разделить на вводный, базовый и дополнительный. При этом вводный модуль содержит обязательное тестирование на определение уровня «остаточных» знаний. Базовый модуль определяет знания,

умения и навыки, которые необходимо сформировать или закрепить. За каждую тему обучающийся получает определенное количество баллов. Баллы накапливаются за выполнение домашнего задания, за диктанты по лексике текущего урока и темы, за пересказ текста, составление диалогов и беседу по изучаемой теме и написание контрольной работы.

Дополнительный модуль включает в себя выполнение и защиту проектных работ, написание эссе, выполнение дополнительных упражнений.

Говоря о кредитно-модульной системе обучения иностранному языку, нельзя не упомянуть о балльно-рейтинговой системе оценивания.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100-балльную шкалу, т. е. 100 баллов - это максимальное количество баллов, которые обучающиеся могут получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий и т. д.) с учетом весовых коэффициентов. Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов [2, 7, 8].

Балльно-рейтинговая система предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня обученности, является одним из элементов управления качеством образования [9].

Балльно-рейтинговая система оценки позволяет обучающимся: понимать систему

формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок; осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала контрольно-проверочного периода; в течение всего периода

обучения вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

В свою очередь, преподаватель посредством балльно-рейтинговой системы может: планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу учащихся за систематическую работу; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля; объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы; обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой [8].

Условия получения баллов следующие: минимальное или максимальное количество баллов зависит от активности обучающегося на занятиях, своевременного и качественного выполнения заданий; активная учебная работа поощряется дополнительным баллом; дополнительные виды учебной деятельности не являются обязательными и выполняются по желанию учащегося; для учащихся, отсутствующих на занятиях по уважительной причине, устанавливается устное собеседование с преподавателем по темам пропущенных занятий или обязательное внеаудиторное выполнение заданий по пропущенным темам. При этом следует учитывать тот факт, что в учебных планах количество аудиторных часов, отведенных на освоение предмета, снижено и как следствие увеличено количество часов самостоятельной работы. Таким образом, у обучающегося возрастает объем домашнего задания по данной дисциплине, которое будет включать большее количество письменных заданий, а аудиторные занятия позволяют в большей степени сконцентрироваться на практической части занятия.

Анализируя результаты реализации балльно-рейтинговой системы, можно отметить определенную результативность: повышается ритмичность работы, присутствует заинтересованность обучающихся в получении более высоких рейтинговых оценок, а также увеличивается количество обучающихся допущенных к аттестации.

Однако при этом с целью дальнейшего повышения эффективности данной системы необходимо разработать более четкий диагностический инструментарий, т. е. более четкие критерии и уровни учебных достижений студентов [7-9].

При обучении иностранному языку на основе кредитно-модульной системы особую актуальность приобретают инновационные способы обучения, такие как постоянное использование компьютерных технологий. Это обусловлено необходимостью наличия разноуровневых по сложности упражнений и заданий при кредитно-модульной системе обучения иностранному языку. Использование компьютерных технологий позволяет значительно упростить процесс определения уровня обученности и подбор необходимых заданий и упражнений соответствующих уровню знаний.

Также еще одной особенностью обучения иностранному языку на основе кредитномодульной системы является увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу.

Поэтому преподавателю необходимо разработать банк разноуровневых упражнений и заданий для обучающихся и провести ряд консультаций по методике организации самостоятельной работы для обучающихся.

Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что кредитно-модульная система обучения полностью удовлетворяет требованиям общества по качеству обучения, использование кредитно-модульной системы позволяет значительно повысить академические успехи обучающихся, эффективное использование кредитно-модульной системы в обучении иностранному языку позволяет сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку [2].

1. Порядок организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы. иКЬ:

http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/ht ml/KREDITNO-MODULNAYASISTEMA. Загл. с экрана.

2. Ткаченко В. Состояние развития традиционного высшего образования в Украине. URL: http://tva.jino.ru. Загл. с экрана.

3. Чистохвалов В.Н. Как функционирует система кредитных единиц в классическом университете. URL: www.rudn.ru. Загл. с экрана.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М., 2010.

5. Соловьева Н.А. Использование модульного подхода для формирования познавательной самостоятельности студентов. URL: http:// kineu.kz/nauka/2007_3/solovieva_na_35_38.pdf. Загл. с экрана.

6. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1990.

7. Проект положения о балльно-рейтинговой технологии оценки знаний студентов специальности 130403.б5 «Открытые горные работы» (за основу использованы материалы ст. преп. И.Л. Спелехиной) / Архангельский государственный технический университет. URL: http://www.agtu.ru. Загл. с экрана.

8. Рязанский государственный медицинский

университет им. академика И. П. Павлова. Что такое балльно-рейтинговая система. URL: http: //www.rzgmu.ruIstudents/balno-rating-

system. Загл. с экрана.

9. Давыдова Л.Н. Использование зачетных единиц в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: материалы к Всероссийскому совещанию 23 апр. 2003 г., г. Москва / под ред. В.Н. Чистохвалова. М., 2003.

10. Гуськова Т.В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008.

Поступила в редакцию 17.09.2011 г.

UDC 378

FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF BACHELOR’S DEGREE ON THE BASE OF CREDIT AND MODULE SYSTEM

Natalia Yuriyevna SHMATKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: katsuna@yandex.ru

The article addresses to the issue of functioning of credit and module system of foreign languages teaching. The article gives a brief overview of main notions and presents distinctive characteristics of methods of teaching based on credit and module system.

Key words: credit and module system; foreign languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.