Научная статья на тему 'Задача одна – решения разные: программирование циклических алгоритмов'

Задача одна – решения разные: программирование циклических алгоритмов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача одна – решения разные: программирование циклических алгоритмов»

Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 97

Для получения статуса «участник» необходимо пройти регистрацию. Регистрация представляет собой SQL-запрос. Для регистрации на сайте необходимо ввести все необходимые поля Ыт1-формы и отправить запрос, который сохраняется в переменную базу и отправляется письмо с уведомлением одному из администраторов. После чего администратор может либо отклонить регистрацию, либо разрешить регистрацию, присвоив определенный уровень доступа: участника или администратора. Во-втором случае, данные из переменной базы будут скопированы в основную базу и пользователь получит письмо с отчетом об успешной регистрации. Схематически регистрация представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Регистрация участников сайта

3. Администратор

В дополнение ко всему сказанному, данный человек может изменять и удалять новости, фотографии и файлы, а так же редактировать основную информацию сайта.

Данный пользователь должен пройти аутентификацию (распознавание пользователя по его логину и паролю), только после этого он может администрировать сайт.

Администрирование сайта происходит в удобной ИЦтЪформе, что позволяет управлять содержимым сайта даже пользователям, не знающих языка разметки.

Кроме всего вышеперечисленного на сайте размещен опросник участников. Это специально созданное приложение, которое так же является информационной системой на базе «клиент-сервер», преимуществом которого является графическое представление результатов опроса.

На данном этапе сайт находится в стадии доработки и нам необходимо еще сделать следующее:

• Создать форум, на котором будет набор разделов для обсуждения. Пользователи смогут создать свои темы в этих разделах и задавать интересующие их вопросы.

• Создать блоги, в которых участники смогут публично рассказать о себе, окружающих их людях и всем том, что происходит в их жизни. А сторонние читатели, смогут вступить в публичную полемику с авторами.

После этого сайт будет выставлен в глобальной сети и будет считаться неофициальным сайтом студентов физико-математического факультета (педагогической специальности) МарГУ. Думаем, что данный сайт будет очень востребован.

Задача одна - решения разные:

программирование циклических алгоритмов

Е.В. Никольский (evgeniy_nikolski@mail.ru)

Нижегородский государственный технический университет, г. Нижний Новгород

В настоящее время уровень оснащенности вычислительной техникой многих регионов, областей, вузов, колледжей и школ значительно улучшился по сравнению с прошлым десятилетием.

Почти все школьники и студенты имеют дома компьютеры. «Экзотические» времена, когда на всю школу был один единственный компьютер или компьютерный класс на весь город, закончились.

98

ИТО Марий Эл - 2009

А значит, теперь ученик может смело продолжать изучение теоретического материала или решать задачи на собственном компьютере, в домашней обстановке.

Правда для этого необходимо внести некоторые коррективы в методику обучения информатики, где прежде всего учитывались бы творчество, поиск, оригинальность, самостоятельное исследование того или иного вопроса, той или иной проблемы.

Изучая основы любого классического языка программирования высокого уровня, мы воспользовались известным из математики приемом, который (переформулируем) заключается в составлении компьютерной программы несколькими способами.

Особенно живой интерес у школьников и студентов всегда вызывает тема «Программирование циклических алгоритмов», позволяющая не только собственными глазами на экране ПК увидеть результаты «своего изобретения», но и глубоко понять сам цикл, его структуры, осознать сущность цикла как явления.

Обратимся к математическому примеру.

Задача. Найти сумму числового ряда (или числовой последовательности).

Очевидно, что общее решение будем строить по традиционной схеме.

Это - постановка задачи, математическое исследование, алгоритм, блок-схема, программа, тестирование, банк задач (библиотека).

После составления алгоритма и проверки его работоспособности с помощью блок-схемы вводим определение понятия цикла, расшифровываем и объясняем возможные его виды:

• цикл «для» - условие, тело внутри программы, конец цикла;

• цикл «пока» - сначала условие, затем тело цикла, конец цикла;

• цикл «до» - сначала тело цикла, затем условие, конец цикла;

• аналогия цикла «пока» - сначала условие «если», затем тело цикла и оператор «goto»;

• аналогия цикла «до» - сначала тело цикла, затем условие «если» и оператор «goto».

Особое внимание уделяем пониманию «счетчика» и расположению его в программе, а также выводу на экран нужной информации (в том числе и информации с промежуточными переменными).

Далее, один или два алгоритма переводим в программу, тестируем ее и модифицируем остальными циклами.

Если времени на уроке не хватает, то исследования предлагается проложить дома.

В частности, домашняя работа - обычно индивидуальная: каждому обучаемому в виде одной задачи, которую он должен не только решить правильно, используя изученные циклы, но и усовершенствовать, усложнить задачу, проявив смекалку.

Когда подводим итог, то школьники и студенты сами делают выводы о скорости работы программ, о формах их записи, об универсальности цикла, его плюсах и минусах.

Такие уроки детям нравятся. С большим интересом они «включаются» в работу, забывая порой об усталости и окончании занятия.

Кроме того, такая методика изучения циклов помогла нам в дальнейшем с высокой эффективностью познакомиться с более сложными темами, как «Рекурсивные алгоритмы» и «Движение в графике».

Инновационные подходы к обучению на интерактивных моделях

О.А. Полякова (inteltech@inteltech.org), О.И. Мухин (moi@stratum.ac.ru)

Пермский государственный технический университет, г. Пермь

Обучение основывается на использовании интерактивных моделей объектов изучаемой дисциплины с целью решения обучаемыми на них задач, в процессе которого обеспечивается гарантированное формирование умений, отработка навыков и получение знаний.

Модель - это формально исчисляемое представление свойств изучаемого объекта, представленное во всей полноте его возможных проявлений. Модели обладают поведением, взаимодействуют между собой и обучаемым через интерфейс.

Известные компьютерные технологии (редакторы и средства мультимедиа) обеспечивают не более 15% потребности учебного процесса и далеко не всегда эффективны для решения поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.