РАЗДЕЛ II ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.0+316.7+17
Л. Г. Борисова
забота: социально-философский смысл
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Плохо, если о тебе некому заботиться. Еще хуже, если не о ком заботиться тебе.
Станислав Ежи ЛЕЦ (1909 -1964), польский писатель
«Педагогика общей заботы».
Надо осмыслить ключевое понятие
Объективная необходимость обсуждения смысла и содержания понятия «забота» возникла давно - еще в начале 50-х годов двадцатого столетия, когда ленинградский педагог и философ И. П. Иванов активно разрабатывал педагогику общей заботы и ее непременную составляющую - методику КТД (коллективной творческой деятельности).
Идут годы, возникают и исчезают педагогические, философские, социологические концепции, а педагогика общей заботы неустанно набирает силу, крепнет, обретает новых сторонников, ее география расширяется. О ней говорят как о «гигантском новообразовании» в российской педагогике XX века (А. И. Адамский), как об «уникальном по массовости и условиям проведения педагогическом эксперименте» (С. Л. Соловейчик), как о самой современной системе воспитания - «лучшего пока не придумано», ей посвящают дипломные работы и диссертации. Все больше и больше практических педагогов используют богатейший методический арсенал КТД, а теоретическое осмысление этого интеллектуального богатства продвигается, к сожалению, медленно.
Мы мастерски освоили и развили методику КТД, оценили ее практическую эффективность, однако, увы, не успели или не сумели дать социальнофилософскую интерпретацию стержневого понятия педагогики академика И. П. Иванова - понятия «забота».
Понятие «забота» неисчерпаемо, как понятия «добро», «любовь», «совесть», «долг», «честь», «свобода», «ответственность», другие социальнофилософские категории. Без теоретического анализа понятия «забота» трудно понимать и развивать такие области знания и практики, как «социальная политика», «социальная работа», «экология культуры», «профессиональная этика», «социология личности», не говоря уже о педагогике и психологии. Не сомневаюсь, возведение слова «забота» в ранг термина, понятия, а мо-
жет быть, и категории обогатит и теоретические основы философии и социологии образования.
«Забота» - не только слово, но термин и понятие
В сознании многих из нас «забота» предстает как простое, с детства знакомое, доброе, ласковое слово, - слово, насыщенное теплым отношением, добротой, высоким нравственным содержанием. Слово «забота» не выступает здесь в роли научного или философского понятия, оно принадлежит обыденному сознанию и до сих пор, не будучи осмысленным теоретиками, остается по преимуществу явлением повседневной жизни.
Было бы чрезвычайно полезно систематизировать авторские (И. П. Иванова) смыслы и контекстуальные значения термина «забота». Шаг в этом направлении сделан: инициатива профессора Е. В. Титовой в создании словаря «Педагогика общей заботы: понятийный аппарат» (СПб, 1998) - несомненно, начало этой важной работы.
Социально-философское и социологическое осмысление термина «забота» должно помочь ему обрести статус научного понятия, достаточно абстрактного, а значит, имеющего богатую семантику. Это чрезвычайно важно для теории. Еще важнее все это для практики, для понимания не только нравственного содержания и методических оснований педагогики общей заботы, но и осознания педагогики И. П. Иванова как духовного механизма организации творческой жизни людей (детей и взрослых), их социального бытия как общественных отношений людей открытого, гражданского общества.
В основе педагогики общей заботы И. Г1. Иванова - реальная добровольная социальная самоорганизация детей и взрослых, их добрые дела «на пользу и радость людям». Да, концептуальные положения (теория) присутствуют, но вместе с разработанной автором методикой коллективной творческой деятельности. Теория и практика составляют органическое единство. Ибо без организации действительной жизни и деятельности (пусть во многом игровой) никакой педагогики, тем более «общей заботы», быть не может.
* Любая педагогика направлена на подготовку подрастающего поколения к жизни, но ни одна так тесно не связана с самой жизнью, участием в ее преобразовании и улучшении, как педагогика общей заботы.
* Любая педагогика предусматривает взаимодействие детей и взрослых, в какой-то мере - их сотрудничество, но ни одна так основательно не построена на содружестве поколений, как педагогика общей заботы. (Сотрудничество и содружество — не одно и то же, однако эту псевдосинонимию нередко можно встретить не только в лексиконе журналистов, но и в солидных научных сочинениях).
* Любая педагогическая система делает объектом своей заботы учащихся и воспитанников. Такую педагогику называют гуманистической. Но ни одна педагогическая система не обратилась к ребенку как субъекту заботы. Это сделано в педагогике И. П. Иванова, где теоретический и методический фундамент - это действительное включение воспитанников в отношения заботы об окружающей жизни и людях - не только о младших, но и старших, о сверстниках и о себе как товарище других людей.
О непонимании такого понятного слова «забота»
Наши многочисленные семинары и дискуссии с педагогами радуют тем, как хорошо учителя и руководители школ понимают и принимают методику КТД. Но, к сожалению, многие не понимают смысл ключевого понятия педагогической системы И. П. Иванова — заботы. А если употребить полный авторский термин - «общая забота», то непонимание возрастет.
Это непонимание содержится не только в реальной педагогической практике, что вполне извинительно, но и в самом солидном педагогическом фолианте нашей страны - в «Российской педагогической энциклопедии», изданной в Москве в 1993-1999 гг. под редакцией крупнейших ученых-педа-гогов с передовым «постперестроенным» мышлением и инновационными ориентациями.
В первом томе «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) есть слово «забота». И это делает честь составителям словника книги - они не прошли мимо столь важного для педагогики термина. О содержании словарной статьи «забота» будет специальный разговор, вернее сказать, полемика. Чуть позже.
В этом же томе есть словарная статья «Иванов Игорь Петрович». Для подобного издания это непременно, поскольку персональные статьи по академическому «чину» предусмотрены для всех без исключения. Однако в этой словарной статье не говорится о главном - о том, что академик И. П. Иванов - автор педагогики общей заботы. Здесь слово «забота» употребляется в своем практическом смысле, в качестве элемента обыденного сознания: «Основное средство сплочения коллектива по Иванову - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, наполненная заботой о людях и улучшении жизни и способствующая гражданскому воспитанию личности» [3, с. 334].
Более того, в первом томе «Российской педагогической энциклопедии» есть большая и весьма содержательная статья члена-корреспондента Российской академии образования О. С. Газмана, горячего сторонника, думаю, и поклонника, несомненно, ученика и продолжателя педагогики общей заботы, Статья, посвященная ивановской педагогике, помещена под названием «Коммунарская методика». Название говорит само за себя: автор обращает внимание все на то же - на методику.
Статья выполнена весьма обстоятельно, в энциклопедическом стиле, в ней присутствуют даты, имена, выделены четыре основные (с точки зрения автора статьи) черты методики И. П. Иванова. Надо отдать должное
О. С. Газману в том, что, говоря о сути методики, он начинает с главного: «Центральное звено методики - понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и её мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети. Такая забота есть, по сути, гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка» [3 с. 457-458].
Понятие «забота»: полемика с «Российской педагогической энциклопедией»
Для начала я вынуждена полностью привести маленькую энциклопедическую статью «Забота». Делаю это по трем причинам. Во-первых, цитирование определения заботы, хотя оно введено без всякой связи с И. П. Ивановым, позволит сделать небольшой контент-анализ текста и поможет приблизиться к пониманию сути величайшего российского педагогического феномена XX столетия - педагогики общей заботы.
Во-вторых, чтобы выразить сожаление по поводу некритического использования этой и других словарных и энциклопедических статей. Некоторые не совсем удачные трактовки педагогики общей заботы кочуют по дипломным и аттестационным работам педагогов, перепечатываются составителями различных пособий и словарей, попадают на «круглые столы», конференции и семинары, не способствуя пониманию смысла весьма важных для педагогов вещей.
В-третьих, проделанная нами аналитическая работа поможет проследить динамику наращивания содержания и смысла понятия «забота». Для теории и истории педагогики чрезвычайно важно, когда есть возможность сравнивать определения понятий «до и после», например, как педагогика общей заботы И. П. Иванова обогатила смысл и содержание скромного, можно сказать, незаметного, «домашнего» слова «забота».
«Забота, - пишет автор энциклопедической статьи Р. Г. Апресян на с. 316 тома 1, - деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. Забота проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Пример наиболее полной и бескорыстной заботы — материнство. В отношениях между людьми забота всегда выражается как солидарность. Однако в психологическом и этическом плане люди, вступающие в отношения заботы, не могут быть равноправными, так как забота как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и иждивенчество, с другой. Поэтому осуществление заботы требует от людей поведения, гарантирующего сохранение нравственного достоинства лица, которому оказывается забота, и того, кто ее проявляет».
Здесь многое верно и приемлемо: и «деятельное отношение к человеку», и «содействие благу и счастью», и то, что примером наиболее полной и бескорыстной заботы является материнство. Правда, вслед за материнством было бы не лишним добавить: доброта, отзывчивость и внимательность педагога (все-таки энциклопедия-то педагогическая). Но про педагога в книге нет, хотя к моменту издания «Российской педагогической энциклопедии» (замечу с некоторой обидой, а может быть, и с досадой), то есть к началу 90-х годов, педагогика общей заботы академика И. П. Иванова переступила через свое сорокалетие. И уже тогда был создан и опубликован ивановский «ассортимент забот», в том числе «забота воспитательная» и «забота воспитательская».
Однако для понимания педагогики общей заботы недостаточно видеть в ней лишь доброе отношение к детям со стороны взрослых. Это, безусловно, присутствует, но это тривиально. Такая ущербная трактовка, к сожалению, весьма распространенная в обыденном сознании, приводит, к тому,
что в словосочетании «педагогика общей заботы» слова «забота» и, тем более, «общая» оказываются лишними. Зачем к «педагогике» присоединять общую заботу? Разве и без того неясно, что педагогика - это всегда забота старших о младших. Но не только это, и прежде всего не это имел в виду академик И. П. Иванов.
Многие просто не замечают самого главного в этой педагогике - смысла заботы как нравственного ориентира деятельности детей, а общей заботы -как особенного характера их совместной со взрослыми деятельности, направленной на улучшение жизни, как содружества и сотрудничества старших и младших во имя общего блага.
На фоне такого понимания энциклопедическая статья могла бы отразить в своем примере бескорыстной заботы не только «материнство», но и «детство». Дети тоже способны на бескорыстное внимание и заботу Это обогатило бы семейную педагогику концепцией: не иждивенческое положение детей и односторонняя опека со стороны взрослых, но и доброе отношение детей к взрослым, их общая забота о родном доме, соседях, о школе как «выражение солидарности между людьми» - старшими и младшими в семье.
Автор энциклопедической статьи пишет, что «люди, вступающие в отношения заботы, не могут быть равноправными, так как забота как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и иждивенчество, с другой».
От такого понимания заботы (независимо от какой бы то ни было педагогики) становится жутковато: словно речь идет о подаяниях нищим. Как будто бы те, о ком заботятся, это униженные и оскорбленные, будто они боятся доброго отношения, потому что оно может подчеркнуть их нищету, разоблачить ущербность, выставить напоказ слабость, а то и уродство.
Однако представление автора энциклопедической статьи о заботе внутренне непротиворечиво - если есть иждивенцы и покровители, то отношения не могут быть равноправными. Здесь благодеяние становится подаянием. Покровитель - субъект, иждивенец - объект. Это непреодолимая альтернатива: благодетель возвышается, иждивенец унижается. Здесь нет равноправия, тем более взаимности, здесь односторонняя опека, а не общая забота.
Конечно, автор прав в том отношении, что любое благое дело не может быть навязано (нельзя заставить быть счастливыми). Подарок или помощь не должны унижать людей, будь они даже иждивенцами или инвалидами. Деликатность, скромность - непременное условие искренней доброты. То, даже очень хорошее, что сделано ради превосходства над другими, не может называться заботой. Самовозвышение, эгоизм, удовлетворение собственных амбиций - это извлечение выгоды, корысть, меркантилизм.
Как хорошо понимал это выдающейся педагог Аркадий Гайдар (именно в этой роли я хочу представить здесь писателя). У него вся тимуровская команда действовала «по секрету». Вслед за А. П. Гайдаром и макаренков-ским В. Н. Терским И. П. Иванов со своими друзьями-учениками создал серию КТД (это праздничные сюрпризы, секретные трудовые десанты, подарки далеким (незнакомым) друзьям), в которых авторов добрых дел порой не только не видно и не слышно, они нарочно прячутся, таятся. Эту
«секретность» и «сюрпризность» И, П. Иванов возвел в ранг методического приема, способа организации жизни на пользу и радость людям. «...И добро не напоказ - вот что дорого для нас», - говорится в одном из законов жизни КЮФ.
И еще одно полемическое замечание. В энциклопедической статье утверждается, что забота - «деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности». Если с состраданием как мотивом доброго отношения можно согласиться, это чувство - сочувствие, оно, несомненно, побуждает к благодеянию, помощи и поддержке, то с заботой по обязанности согласиться нельзя. Это противоречие в понятии. Если понимать заботу, не как работу, а как доброе отношение, чувство, то забота - это всегда то, что идет от души, а не по приказу\ команде, обязанности или даже из чувства долга или ответственности.
Правда, если рассматривать заботу с позиций социологии, то «содействие благу и счастью по обязанности» не только имеет право на существование, оно должно развиваться как непременная функция государства, местных властей, многих общественных организаций, партий, профессиональных групп. Только отдадим себе отчет в том, что «забота» употребляется здесь в другом смысле: забота становится синонимом работы.
Во всем мире, в том числе и у нас в России, стала развиваться социально значимая отрасль «заботы по обязанности» - ее называют «социальная работа». Подчеркнем здесь, что понятия «забота» и «работа», хотя во многом и пересекаются, но весьма отличаются друг от друга. Они связаны диалектически. Социальная, педагогическая, медицинская, милицейская, спасательная и многие другие виды профессиональной работы - это то, что может иметь «сердечную», «душевную» составляющую. Однако может и не иметь. Главное - такая работа должна быть объективно необходимой для людей заботой.
Забота —это социальное творчество
Педагогику общей заботы можно было бы назвать педагогикой социального творчества: дети и взрослые вместе создают то, на что способны, обустраивают мир по своему разумению, становятся рачительными хозяевами окружающей и собственной жизни.
Однако не будем спешить переименовывать. И без нас уже многие обходили ключевое слово «забота» то ли из-за непонимания его смысла, то ли стесняясь собственной доброты. Правда, разнообразие названий происходит не только из-за этого. Богатое по содержанию, и методам, яркое по форме социальное явление, демократичное и гуманистичное по характеру отношений, пронизанное романтикой, устремленностью к лучшей жизни и духом свободы, такое явление трудно назвать одним словом. О педагогике И. П. Иванова говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективным творческим воспитанием», «орлятской педагогикой», «методикой КТД», «новым воспитанием», «воспитанием по Иванову». Со временем название определится. Великую дидактик}' Яна Амоса Коменского сегодня называют «классно-урочной системой». Думаю, она заслуживает лучшего названия. Но от социальных кодов и символов никуда не денешься. Главное — не потерять смысл, не выхолостить богатое содержание.
Попробуем продвинуться в понимании смысла заботы, который не исчерпывается содержанием широко используемых в педагогике понятий «деятельность», «труд», «творчество». «Забота», хотя и пересекается с этими понятиями, гораздо шире, глубже, богаче по своей социокультурной природе, имеет четко выраженную нравственную определенность.
В социологии, психологии, педагогике фундаментальное теоретическое положение гласит: необходимыми и достаточными актами становления и развития личности являются труд, познание, общение (См. работы ленинградского психолога Б. Г. Ананьева). То же формулируется в несколько иных понятиях: деятельность, общение и развитие самосознания, эти непременные социальные условия формирования образа собственного «Я» составляют основу концепции московского психолога А. Н. Леонтьева.
Зачем при таком концептуальном и понятийном богатстве вводить новое слово, как это сделал Игорь Петрович Иванов? Концепция Б. Г. Ананьева была ему хорошо знакома, он работал в институте, который возглавлял Борис Герасимович. Разве недостаточно включить человека в труд, познание, общение, активную деятельность, чтобы развивалась личность, чтобы педагогический процесс стал эффективным? Попробуем порассуждать.
Труд... Действительно, разделение и кооперация труда-основа развития общества, а труд во всех типах культуры рассматривается как основополагающий фактор не только существования, но и сущности личности, возникновения сознания, речи, морали, делающих человека способным к взаимодействию и сотрудничеству, отличному от происходящего в мире природы.
Однако история показывает, что труд не только возвышал, но и унижал человека, не только приносил свободу, а становился каторгой, он был радостью и вдохновением, но и оборачивался горем и проклятьем человечества. Тема значения труда (как, впрочем, познания, общения, других видов деятельности и отношений) важна не только в социально-историческом масштабе, но и на групповом и индивидуально-личностном уровнях.
На это обратил внимание выдающейся советский социальный педагог
А. С. Макаренко. Он вывел «формулу»: важным условием развития личности является не «труд-работа», а «труд-забота». Педагогика И. П. Иванова берет свое начало от А. С. Макаренко. Создавая комплексную систему самореализации личности - «педагогику общей заботы», И. П. Иванов тщательно изучал и высоко ценил идеи других своих предшественников: Дж. Дьюи, Баден Пауэлла, И. Н. Жукова, С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Ро-синского, И. В. Ионина, А. П, Гайдара, Януша Корчака. Ничто не возникает на пустом месте. Истокам, социокультурным корням педагогики общей заботы академик И. П. Иванов придавал исключительное значение. Писал об этом много.
Деятельность... Это понятие еще шире и многозначнее, чем понятие «труд». Однако оно более популярно в сегодняшней педагогике, так как используется в противовес пассивному восприятию детьми содержания учебных дисциплин. Деятельность предполагает активность человека. Это очень важно для развития личности. А для более интенсивного и эффективного развития способностей учащихся педагоги разрабатывают методики (технологии) включения детей не в любую, а в творческую деятельность.
Однако даже в этом случае понятия «забота» и «творчество» остаются сами по себе, не связываются в органическое единство. Действительно, если
творчеством считать самостоятельное решение пусть даже и непростых задач, а также фантазию, выдумку, сочинительство в рамках познавательного процесса, то забота с творчеством связываются с большой натяжкой. Педагогический принцип деятельности отвергает «педагогику слушанья», выучивания и повторения готового знания. Педагогика, которую И. П. Иванов называл педагогикой «передачи и усвоения», есть трансляционный, сугубо дидактический, «урокодательский» процесс.
Если же следовать логике Игоря Петровича и рассматривать заботу как деятельность, не ограниченную рамками процесса передачи и усвоения знаний, умений, навыков, то приходится признать, что преобразование окружающей и своей жизни, то есть «сотворение» мира по собственному усмотрению - всегда процесс творческий.
Известный социолог А. Г. Харчев в книге «Социология воспитания» писал: «Личность - не простое отражение общественных отношений, но активный фактор их развития, а ее воспитание должно способствовать не только восприятию и усвоению знаний и трудовых навыков, общественных установлений, ценностей, ролей, но и обретению, накоплению, привнесению творческого вклада в жизнедеятельность общества».
Философам и социологам понятно, что воспитание личности - это не только включение в процесс познания, но и в активное творческое преобразование жизни, в ходе которого развивается человек как субъект общественных отношений. К сожалению, это понятно далеко не всем педагогам: не зря на протяжении десятилетий с трудом пробиваются в образовательный процесс идеи и методы соединения школы с жизнью, обучения - с трудом, развития общественной активности, нравственного и бережного отношения к природе, людям, общественной собственности и т.п.
Педагогика общей заботы включает в поле своего внимания окружающую жизнь не только для познания и поддержания в ней установленного порядка, передачи имеющихся норм и заведенных правил. Ее суть в социальном творчестве людей (детей и взрослых) - в создании новых (собственных) образцов культуры, норм общения и деятельности, методов и средств управления и самоуправления, способов доброго взаимодействия, сотрудничества и содружества людей.
Много лет меня, человека атеистической культуры, мучил вопрос: что значит «Бог сотворил человека по образу и подобию своему»? Если Бога никто не видел, значит, говорить о подобии по внешнему облику не имеет смысла. Надо попытаться найти сходство в чем-то глубоко внутреннем. Тогда остается одно: Бог уподобил себе человека по своей творческой сущности — Он создатель мира, и потому человеку надобно обрести образ творца: создать свой дом, семью, работу, позаботиться об окружающей жизни, о себе и при этом сотворить мир особенный - не зарывать свой талант в землю, а сделать то, на что способен именно ты - развить и реализовать свое уникальное дарование, быть, как все и одновременно, как никто другой.
Русский философ Н. А. Бердяев полагает, что диалог человека с Богом основан на взаимном творческом деянии: «Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога» [1, с. 206].
Не могу удержаться от желания привести замечательные строки из стихотворения русского поэта Николая Заболоцкого, с предельной точностью
и лаконичностью выразившего диалектику взаимосотворения миров — человека (личности) и окружающей жизни:
Два мира есть у человека -Один, который нас творил,
Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Забота - это свободный выбор
Свободный выбор сродни инициативе - тому, что совершается по внутреннему побуждению. Инициатива - разновидность социального творчества. Это не просто добровольная деятельность на благо общества и личности, инициатива (от лат. тШилг - начало) - внесение нового в жизнь людей. Это творческое отношение к сложившемуся, привычному, к тому, что другие не замечали или не хотели делать, а мы взялись и что-то предприняли. Проявляя творческую активность, мы берем на себя ответственность. Ведь нас никто не заставлял. Мы сами так решили. Это собственный выбор.
Наше многолетнее взаимодействие с педагогами показывает, что далеко не все связывает заботу как творческую деятельность с демократическим механизмом организации этой деятельности, то есть с методикой коллективной организаторской деятельности. Нередко, отдавая предпочтение игровому характеру, яркости форм КТД, взрослые подменяют детскую инициативу собственными или приобретенными по случаю сценариями, а ребят из хозяев и преобразователей жизни возвращают в роль объекта учебно-воспитательного процесса, в положение исполнителей, пусть доброй, но не своей воли.
Авторитарные педагоги лишают детей (и себя) свободы выбора, права на инициативное самоопределение и самовыражение. Тем более они лишают их возможности действовать вместе, сообща, группой, коллективом. Используя авторитарное (недемократическое, унитарное) правление, раздавая роли и задания, такие педагоги не объединяют, а разъединяют и детей, и взрослых. А это противоречит совместному существованию людей в реальной жизни, сути народной соборности, творческой деятельности по обустройству своего бытия.
И. П. Иванов разработал так называемый «алгоритм содружества» старших и младших, который представляет собой организационный (демократический) механизм, позволяющий свободно выбирать дела, проявлять инициативу: сочинять праздники, придумывать сюрпризы, игры, трудовые десанты и делать многое другое - то, что хотим и можем - доброе, веселое, полезное.
Термин «алгоритм» был выбран специально - как способ решения задач, точно предписывающий последовательность действий, позволяющих получить результат при наличных условиях. Этот алгоритм представляет собой 6 стадий КТД, о которых мы говорили: 1) предварительная работа (стартовая беседа, коллективная разведка дел и друзей); 2) коллективное придумывание, планирование дела; 3) подготовка; 4) проведение КТД; 5) коллективное подведение итогов (рефлексия); 6) ближайшее последействие (выполнение собственных решений, новые поиски, замыслы). Эта алгоритмич-ная, последовательно повторяющаяся серия организационных процедур обеспечивает возможность свободного включения членов коллектива в сис-
тему самоуправления, она помогает каждому желающему проявить себя, свою инициативу, дает право на слово и дело.
Право выбирать и действовать по своему усмотрению, инициативно, самостоятельно - непременное условие существования и развития личности. Свобода - одно из важнейших социальных благ и колоссальный социальнопсихологический ресурс.
Забота - это любовь
Слово «забота» в русском языке удивительно богато - в нем одновременно содержится любовь и дело. Забота - это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком.
Пытаясь раскрыть социальный смысл понятия «забота» через триаду связанных между собой понятий - «творчество» - «свобода» - «любовь», составляющих концептуальную основу педагоги общей заботы Игоря Петровича Иванова, мы с необходимостью осознаем, что субъектом заботы могут быть только свободные люди, ибо сделать что-то хорошее можно и по приказу, а заставить любить невозможно. И потому нам предстоят захватывающие дух размышления о любви, о любви как творческой силе, преобразующей и одухотворяющей мир, о том, что забота об улучшении жизни - основа развития свободной личности, творческого сотрудничества и содружества свободных людей.
Русский поэт Максимилиан Александрович Волошин писал: «Все положительные и творческие силы человека - в любви. Любовью он вносит в мир новое... Его задача оставить после себя вселенную любви». О построении мира как «вселенной любви» мечтали не только поэты, романтики, фантасты. Теме любви посвящают свои работы ученые и философы с древних времен и до наших дней.
Большой ученый XX века, русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) внес огромный вклад в исследование творческой силы любви. Он рассмотрел ее как главный фактор общественного прогресса. Преобразующей силе альтруистической любви он посвятил монографии и статьи, создал при Гарвардском университете Исследовательский центр по созидающему (творческому) альтруизму, включил в книгу «Главные тенденции нашего времени» специальную главу «Мистическая энергия любви». Суть концепции П. А. Сорокина состоит в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку (наряду с истиной и красотой). Любовь, истина и красота являются величайшими ценностями, или энергиями, неразделимыми, не отличными друг от друга. В этой троице любовь понимается как унифицирующая, интегрирующая и гармонизирующая космическая сила, которая противодействует дезинтегрирующим силам хаоса, объединяет то, что разделяется враждой, строит то, что разрушается раздором; создает и поддерживает великий порядок во всем универсуме» [4, с. 250].
Питирим Сорокин исследует основные социальные функции альтруистической любви. Исследовать функции значит выявлять созидательный потенциал социального явления, понимать его место и роль в системе отношений между людьми, между личностью, обществом и государством, осознавать, какой вклад оно вносит в развитие общества. Он выявляет 13 функций любви. Сохраним последовательность и лаконичность авторского перечисления, только заменим буквенную нумерацию на числовую.
«Последние исследования роли бескорыстной творческой любви, - пишет Питирим Сорокин, - показали, что она была и продолжает оставаться реальной силой, которая может:
1) остановить межличностную и межгрупповую агрессию;
2) преобразовать враждебные отношения в дружеские;
любовь пробуждает любовь, а ненависть порождает ненависть;
4) влиять на международную политику и умиротворять конфликты;
5) любовь - это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья;
6) альтруисты живут дольше, чем эгоисты;
7) у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными;
8) любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов;
9) любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции;
10) она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества;
11) она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей;
12) минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармонического социального порядка и озидательного прогресса;
13) наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров [4, с. 226-227].
Тема альтруистической любви пронизывает почти все позднее творчество ученого. В послевоенные годы выходят в свет книги П. А. Сорокина: «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959).
То, к чему пришел в пору своей научной и человеческой зрелости наш великий соотечественник в Америке, с этого — с создания педагогики общей заботы, педагогики альтруизма и социального созидания - начинает свою творческую деятельность выпускник философского факультета Ленинградского государственного университета Игорь Иванов. И это происходит одновременно, в одну и ту же кризисную эпоху, но - в разных обществах, на разных языках, в разных полушариях Земли, в разных, однако имеющих много общего науках — в социологии и педагогике.
Как жаль, что И. П. Иванов не был знаком с идеями П. А. Сорокина. Его имя в СССР было заблокировано и произносилось только в связи со статьей
В. И. Ленина «Ценные признания» Питирима Сорокина» [2]. Ю. В. Яковец, доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, академик РАЕН, в своей статье «Великие прозрения Питирима Сорокина» пишет о том, что учение знаменитого социолога либо было не известно, либо получало весьма скептическую оцен-
ку [7]. Ю. В .Яковец - горячий сторонник П. А. Сорокина, он считает, что пропаганда идей созидательной силы альтруистической любви жизненно необходима для преодоления опасных тенденций деградации общества, для противостояния «школе вражды и ненависти», которой стали, в частности, многие средства массовой информации (включая телевидение), играющие важнейшую роль в формировании морально-политического сознания поколений. Поскольку историю делают люди, находящиеся в тех или иных взаимоотношениях между собой, мобилизующей силой, цементирующей общество, является энергия любви, которая служит созидательной энергией исторического прогресса.
Величайшая задача человечества, считал П. А. Сорокин, состоит в увеличении производства, накоплении, использовании энергии любви [4, с. 298]. «Если мы хотим повысить производство любви человечества, то все главные культурные системы (включая, несомненно, систему образования -вставка моя. Л.Б.) должны быть, очевидно, перестроены, чтобы излучать только позитивный свет любви и приостанавливать производство негативных излучений ненависти» [4, с. 307-309].
«Применение экономических терминов производство, накопление и распределение к энергии любви, - отмечает профессор Ю. В. Яковец, - кажется парадоксальным. Однако в действительности оно имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов, определением содержания образовательного процесса - от детских садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и общества» [7].
Теперь, на фоне этих блистательных мыслей и образов, в свете идей П. А. Сорокина методика КТД представляется мне этим самым производством, которое творит, накапливает и распределяет энергию любви. И. П. Иванов создал методику КТД как фабрику добра и обеспечил ее технологией творческой заботы, сотрудничества и содружества людей. Не знаю, одобрил бы сам Игорь Петрович использование экономических терминов. Мне кажется, что да. Стоит только заглянуть в «Энциклопедию коллективных творческих дел», и мы увидим: «трудовой сюрприз», «мастерская Деда Мороза», «фабрика игрушек», «кукольный театр», «эстафета любимых занятий», «город веселых мастеров», «ЧТП — чередование традиционных поручений»... Каждое КТД (трудовое, художественное, интеллектуальное), по Иванову, имеет «адрес» - оно направлено на заботу о далеких и близких людях, а также о себе как товарище других людей. Думаю, именно в добровольно предпринятых делах, а не в морализировании, наставлениях, беседах и на «классных часах» происходит созидание энергии любви и содружества. Может быть, именно поэтому многие педагоги так быстро и с интересом осваивают методику КТД, как бы оставляя в тени моральную сторону дела - идею заботы. Может быть, они правы - сначала сделать доброе дело, а потом (или по ходу дела) осознать его добрый смысл, соединить дело и любовь, чтобы получилась забота.
Любовь - это забота
Впервые о том, что любовь - это забота, я услышала в 1952 году от самого Игоря Петровича. Тогда он работал в Ленинградском обкоме комсомола
и по долгу службы бывал в школах. Время от времени он брал меня с собой. Однажды мы оказались на диспуте старшеклассников «Что такое любовь и дружба?» Дискуссии на другие темы практически не устраивались. Времена были суровые, еще жил и творил «великий вождь и учитель товарищ Сталин», а эта тема была в ходу как идеологически нейтральная. Ребята выступали с пафосом, произносили почти заученные речи, построенные на примерах жизни и деятельности великих людей. В конце дискуссии полагалось заключительное слово. Естественно, его дали «товарищу из обкома».
Тогда меня поразили две вещи. Во-первых, характер выступления Игоря Петровича, его манера говорить искренне, тепло, задушевно. Этот тон резко контрастировал с назидательным стилем и воспитательным формализмом тех лет. Во-вторых, то, что эта самая «забота» выражает суть дружеского отношения, что без заботы никакие сильные и горячие чувства не могут называться ни дружбой, ни любовью.
Так я, второкурсница вечернего отделения герценовского педагогического института, взлетела в облака философии гуманизма, понятия не имея ни об Эрихе Фромме, ни о Викторе Франкле, ни о Данииле Андрееве, ни даже о Федоре Достоевском, которого в школьные программы тогда не допускали. Зато я поняла, что Игорь Петрович Иванов — замечательный человек и выдающийся педагог. С тех пор идея заботы и построенная на ней педагогика никогда не покидали меня. Забота стала для меня критерием оценки отношений между людьми, ключом к пониманию многих социально-психологических явлений, в том числе любви и Дружбы,
«Истинная любовь есть проявление продуктивности и невозможна без заботы...- Так утверждает выдающийся социолог и психолог Эрих Фромм. -Она не «аффект» в смысле пребывания в состоянии возбуждения, вызванного другим, но активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека...» [6, с. 101].
У Эриха Фромма есть книга «Искусство любви». Свою теорию любви
Э. Фромм начинает с теории человека, человеческого существования: хотя и у животных можно обнаружить любовь или, скорее, нечто на нее похожее, однако привязанности животных относятся главным образом к области инстинктов. Человек ушел из животного царства, из мира инстинктивной адаптации. Однако, переходя границу природы, он никогда ее не покидает; человек - часть природы. Человек наделен разумом: он есть «жизнь, осознающая себя». По идее Э. Фромма, человек осознает свою беспомощность перед силами природы и общества - «все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума» [5, с. 178].
Переживание отчужденности порождает тревогу. Самая глубокая потребность человека - это потребность преодолеть свою отчужденность. Освободиться из плена одиночества помогает любовь. Любовь, по Э. Фромму, -разрешение проблемы человеческого существования.
«Любовь - это деятельность, созидательная активность,-пишет Э. Фромм,
- это «пребывание» в некотором состоянии, а не «впадение» в него. Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать так: любить - значит, прежде всего, давать, а не получать» [5, с. 179].
Широко распространено понимание слова «давать» как отдавать что-то безвозвратно, чего-то лишаться, чем-то жертвовать. Э. Фромм считает такое понимание ложным, не подходящим для концепции любви. «Человек с «рыночной» психологией охотно отдает, но в обмен непременно хочет что-то получить; отдать, ничего не получив. - значит для него быть обманутым. Люди с «неплодотворной» установкой, отдавая, чувствуют себя обедневшими». Для людей с установкой на плодотворную деятельность «давать» означает совсем другое: «Отдавать много радостнее, чем получать, - отдавая, я ощущаю, что живу» [5, с. 180].
«Самое важное, - полагает Э. Фромм, - отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же отдает один человек другому? Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самым дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью - всеми проявлениями своей жизни. Итак, делясь своей жизнью, человек обогащает другого, увеличивая его жизненную силу и тем самым также и свою» [5, с. 183].
К этой способности обогащать другого Э. Фромм добавляет еще четыре непременных составляющих любви: любить — значит заботиться, нести ответственность, уважать и знать. Представим кратко эти идеи Э. Фромма.
1. Любовь есть деятельная забота, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. Где нет такой деятельной озабоченности, там нет и любви.
2. Ответственность. Она часто отождествляется с обязанностью, с чем-то навязанным извне. Но ответственность, полагает автор, в настоящем смысле этого слова - полностью добровольный акт; это мой ответ на нужды другого.
3. Третья составляющая любви - уважение. Уважать человека, по
Э. Фромму, - значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивался по своему собственному пути, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю, я ощущаю себя как одно с любимым человеком, но с ним таким, каков он есть, а не с таким, какой он нужен мне для каких-то моих целей.
4. Но уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы они не направлялись знанием. А знание было бы бессодержательно, если бы оно не было обусловлено озабоченностью и заинтересованностью. Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека, т. е. человека, который плодотворно развивает свои возможности, который отказался от нарцистических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденная внутренней силой. А такую силу может дать лишь настоящая созидательная деятельность [5, с. 185-196].
Идея заботы — основа философии гуманизма
Осмыслить идею обшей заботы об улучшении жизни и «встроить» педагогику И. П. Иванова в историко-культурный контекст мы попытались в нашей книжке «Социология личности», написанной в соавторстве с Солодовой Г. С. Концепция И. П. Иванова так органично входит в этот контекст,
потому что автор построил свою педагогическую систему на прочном фундаменте философии гуманизма.
В 90-е годы XX века в России появилось немало работ, посвященных гуманизации образования, в которых представлена главная идея - гуманизация образования должна сопровождаться повышением внимания и уважения к личности ребенка. Этот процесс позволю себе назвать «гуманизмом для человека».
Однако гораздо реже авторы подчеркивают теоретическую важность и социальную значимость второго значения гуманизации и гуманизма, который можно было бы назвать «гуманизмом самого человека». Исследование этой категории имеет большое значение для развития системы образования и других социальных институтов, чья миссия - воспитание человека-гума-ниста.
Гуманизация образования требует не только этически осознанного отношения к личности как самостоятельной ценности, но и включения становящейся личности в реальный процесс социального творчества, а значит, включения не только в процесс познания, но и в процесс преобразования окружающего мира вещей, отношений и себя.
Осмысление идеи заботы относится к древним временам: Луцию Аннею Сенеке (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) принадлежит высказывание: «Оиго Зюпнтз! Ьопит регГюП» (Забота совершенствует добро в человеке). Гуманные качества людей греки называли дружелюбием (Демокрит), человеколюбием (Аристотель), а римляне - человечностью (Цицерон). Первоначально гуманизм существовал в форме филантропии, то есть любви к людям. К сожалению, в современной обыденной жизни слово «филантроп» постепенно стало употребляться язвительно, с оттенком насмешливости и даже презрительности. Что поделаешь - в моде «жестокий век, жестокие сердца», а забота, доброта, милосердие — нет.
Глубокий смысл заботы содержится в религиозной литературе Востока и Запада. «Возлюби ближнего» - одна из великих христианских заповедей. Переполнены идеями гуманизма труды европейских педагогов-классиков. Можно процитировать великого дидакта Яна Амоса Коменского: «Никто не родится только для себя, необходимость жить с другими людьми соединяет всех тройной связью, которой каждый индивидуум обязывается: 1) никого не уязвлять; 2) давать каждохму то, что ему принадлежит; 3) приносить пользу, какую кто может». А утописты, энциклопедисты, просветители? Один Жан-Жак Руссо чего стоит!
Великий русский мыслитель Федор Достоевский обратил внимание на такую закономерность: «Чем более человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию». Какой прекрасный поворот мысли демонстрирует философ Н. А. Бердяев: «Если я забочусь о хлебе для себя - это материальная забота, если о хлебе для других - это забота моральная».
Как особо важное явление в общественной мысли XX века следует отметить проявление внимания к понятию «забота» со стороны европейских и американских философов. Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936), автор знаменитой книги «Закат Европы», пишет: «Заботливость есть исконное чувство будущего, и всякая заботливость вытекает из мате-
ринства... она проявляется в образованиях и идеях семьи и государства и в принципе наследственности, лежащем в основе семьи и государства... В династии (дворянстве) воплощается забота, будущее, воля к длительности».
Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976) представил общественное бытие как заботу, сущностью которой является устремление себя вперед - выход за пределы своего существования: «Забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть». По М. Хайдеггеру, понятие «общая забота» выражает естественный способ взаимодействия с другими, является основой совместного существования. Предмет общей заботы составляет смысл совместного бытия.
Кстати, в «Философском энциклопедическом словаре», изданном в Москве в 1997 г., также как в «Российской педагогической энциклопедии» (1993) содержится словарная статья «Забота». Однако в отличие от педагогов, философы связывают термин с авторскими сочинениями, называют имена исследователей этого феномена. Понятие «забота», в частности, раскрывается через трактовку Мартина Хайдеггера. И. П. Иванов никогда не читал произведений этого немецкого философа. Сочинения Хайдеггера стали издаваться на русском языке лишь в конце 90-х гг. Как бы обрадовался русский академик такому созвучию. Как мы благодарны философам, которые «работают» с понятием «забота», придавая ему не просто статус термина и понятия, но, я бы сказала, возводят его в ранг философской категории.
Общая забота - главное условие педагогического успеха
В 1995 г. журнал «Фай Дельта Кэппен» опубликовал «сенсационные» материалы (об этом мы читали в газете «Первое сентября»): американские ученые, исследуя новое для них значение понятия «забота», пришли к выводу, что они нашли альтернативу индивидуализму и эффективный способ развития личности через социальное действие, через взаимообмен заботой, основанной на этических ожиданиях. В этой связи они говорят о революции в образовании. Член-корреспондент Российской Академии образования С. Л. Соловейчик справедливо замечает, что это открытие совершено не американцами, а нашим выдающимся педагогом И. П. Ивановым в начале 50-х гг.: «И вот открытие русского ученого Иванова приходит к нам из Америки. Теперь будем нудно спорить о приоритетах».
Академик И. П. Иванов в своей работе «Пять условий педагогического успеха» (мы поместили ее в «Энциклопедию коллективных творческих дел») пишет: «Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно. Но почему воспитательное воздействие нередко оказывается бессильным, тормозящим становление личности ребенка? Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит от незнания условий успешного решения педагогических задач».
Среди главных из этих условий первым И. П. Иванов называет общую заботу. «Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее».
Говоря кратко, воспитывать - значит действовать вместе с воспитанниками как товарищами по общей творческой заботе. Ведь только в такой заботе рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни -людям, труду, природе, культуре ~ как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам. «В жизни же нередко - и в семье, и в школе, и в лагере - мы делаем наших воспитанников лишь исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, «монтажей». При этом, - пишет И. П. Иванов,
- одни воспитатели («начальники») добиваются пассивного послушного исполнения; другие («опекуны», «няни») - исполнения активного, но тоже обязательного; третьи («советчики», «подсказчики», «приятели») довольствуются выполнением воспитанниками только того, что они сами захотят, выберут.
Но чаще всего воспитатель, воздействуя на воспитанников, добивается пассивного потребления духовных ценностей, заучивания готовых знаний и умений. Именно поэтому, в силу исполнительского характера деятельности, оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к духовным и материальным ценностям как источнику удовольствия и пользы только для себя или прежде всего для себя, или в конечном счете для себя.
В результате рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что «предписано сверху». Так появляются лень, неорганизованность, недисциплинированность по отношению к тому, что «не хочется», к обязанностям, которые «не нравятся». Развиваются равнодушие, высокомерие, грубое отношение к людям, которые «не нужны», кажутся «хуже», «второсортнее», возникает зависть и угодничество перед преуспевающими. Укрепляется жадное, стяжательское отношение к вещам, явлениям природы и культуры, которые «мне лично» интересны и нужны; возникают стремление к «престижу», равнодушие или пренебрежение к тем предметам окружающей жизни, которые «лично мне» не интересны и не нужны для потребления». И. П. Иванов писал это в тот период, который затем был назван периодом застоя нашего общества. Но, увы, и «бездумная исполнительность», и привычка действовать активно, но лишь в том, что «предписано сверху», не просто воспроизводится системой общественных отношений, свою активную «помощь» в этом оказывает система образования со своей педагогикой «передачи и усвоения».
Пусть педагогика нашей общей заботы об улучшении жизни продолжается
Если и дальше пытаться вникать в социально-философский смысл заботы, откроется много нового. Чтобы придать понятию «забота» научный статус, необходимо рассмотреть функции заботы как социального явления и научного термина, установить связи с другими видами социальных и личностных проявлений, вписать в терминологическую мозаику социологии, педагогики, психологии, оценить эвристическую значимость этого понятия. Интеллектуальной работы предстоит еще много. Проявим творческую заботу о столь важном для педагогики понятии «забота». Эта работа принесет пользу и общую радость.
Наша попытка сделать анализ двух принципиально отличающихся друг от друга педагогических систем носит теоретический характер. На практике все всегда сложнее, там ничего не бывает «в чистом виде», педагогические методы и приемы двух педагогик довольно часто переплетаются.
Подчеркнем еще раз: мы не противопоставляем эти две педагогики, не оцениваем - одна, мол, хорошая, другая плохая. Мы против единственности трансляционного (дидактического) подхода в образовании, против программирования деятельности и мышления учащихся по преимуществу извне и только во имя познания, а не «сотворения» мира, даже если это направлено на решение такой благородной задачи, как развитие личности. Мы против преобладания потребительского поведения во всех сферах человеческой жизни и образа жизни людей, ничего не созидающих и управляемых извне.
И еще несколько слов о названии. Если учесть истоки педагогики И. П. Иванова, то ее можно назвать «социальная педагогика». Однако в последнее время (в 90-е годы XX века) термин «социальная педагогика» стал распространяться с такой скоростью, что по пути успел прихватить лишь то, что на западе называют «социальная работа» - работа с малыми и старыми, больными и обездоленными, правонарушителями и наркоманами. Те, кто называли эту работу социальной педагогикой, перепутали, бегло взглянув на США, педагогику с социальной работой. Но постепенно разбираясь, мы уже отличаем социального педагога от социального работника, какими бы похожими они не были.
Со временем, когда пройдет эйфория от встречи с этим новым, очень нужным и долгожданным термином, педагогика И. П. Иванова, может быть, станет называться социальной педагогикой. А пока термин занят. Но это не беда. Дело в сути, а у сути много оттенков, потому и подходящих названий несколько. Какое из них закрепится - посмотрим. С нашей точки зрения, самое подходящее - авторское «педагогика общей заботы», неплохо - «социальная педагогика» или «педагогика социального творчества». История все расставит по местам и назовет нужными именами.
Литература.
1. Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. - М.: «Книга», 1991. - С. 206.
2. Ленин,В. И. «Ценные признания»Питирима Сорокина/В. И. Ленин// Полное собр. соч. Т. 37.
3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
4. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. - М.: «Наука», 1997.-С. 250.
5. Фромм, Эрих. Душа человека / Э. Фромм. — М., ООО «Издательство АСТ— ЛТД», 1999.-С. 178.
6. Фромм, Эрих. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М.: «Республика», 1994. —
С. 101. "
7. Яковец, Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина / Ю. В. Яковец // Социологические исследования, 1999. ~№6.