Научная статья на тему 'За тех, «Кто в поле». Герои незримого фронта на экране и в жизни'

За тех, «Кто в поле». Герои незримого фронта на экране и в жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2512
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ / "ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА" / "ЩИТ И МЕЧ" / "МЕРТВЫЙ СЕЗОН" / "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ" / SPY-DETECTIVE FILM / 'SECRET AGENT' / 'SHIELD AND SWORD' / 'DEAD SEA-SON' / 'SEVENTEEN MOMENTS OF SPRING'

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муравьев Алексей Леонидович

Статья посвящена истории создания советских фильмов о разведчиках. Ав-тор подробно описывает работу сценаристов, режиссеров и актеров, начиная от первых фильмов послевоенных лет и заканчивая знаменитыми советскими кинокартинами 1970-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For those ‘who in the field.’ Heroes of the silent front on screen and in life

Article is devoted to the history of Soviet spy films. The author describes in detail the work of the writers, directors and actors from the first films of the postwar years and ending with the famous Soviet films of the 1970s.

Текст научной работы на тему «За тех, «Кто в поле». Герои незримого фронта на экране и в жизни»

А. Л. Муравьев

ЗА ТЕХ, «КТО В ПОЛЕ». ГЕРОИ НЕЗРИМОГО ФРОНТА НА ЭКРАНЕ И В ЖИЗНИ

Мы «в поле» выпьем за тех, кто дома, А дома выпьем за тех, кто «в поле»

Так поется в одной песне о разведке. Работать «в поле» на оперативном сленге разведчика означает работать за рубежом. «Бойцам незримого фронта» посвящено немало интересных приключенческих картин. В одних - отчаянные перестрелки, погони и схватки, в других - рассказ о сложном труде разведчика, незаметном и опасном. И сегодня разведка во многом остается закрытой темой для исследователей. Материалы с грифом «совершенно секретно» доступны далеко не всем. И, тем не менее, кинематографисты не раз пытались рассказать о «тайной войне», о героях, боровшихся за линией фронта.

Однажды в руководстве КГБ СССР раздавали призы за лучшие фильмы, посвященные советской разведке. Только что по экранам прошли «Семнадцать мгновений весны», в зале сидел «сам Штирлиц», и все догадывались, кому достанется главный приз. Однако чекисты рассудили иначе. Свои предпочтения они отдали незабываемому фильму послевоенных лет «Подвиг разведчика».

Первоначально сценарий назывался «Подвиг останется неизвестным». За его постановку «без особой веры в успех»1 взялся кинорежиссер Б. Барнет и выехал на съемки в Киев. Однако вскоре его мнение изменилось. Считается, что прототипом главного героя стал легендарный советский разведчик И. Н. Кузнецов. В то время о нем еще мало, что знали. Правда, знаменитая книга Д. М. Медведева была уже написана, но из печати еще не вышла. Впрочем, о ее героев мог знать один из авторов сценария М. Б. Маклярский, долгое время работавший в органах. Вот каким остался он в памяти одного из его коллег: «Каким потрясающе находчивым был Исидор Маклярский (так в тексте — А.М.). Это он придумал легенды для

агентов, разрабатывал сценарии радиоигр»2. Начальником М. Б. Маклярского был генерал П. В. Федотов, возглавлявший тогда Второе управление - контрразведку. Все работавшие с ним говорили о нем, как о человеке честном и справедливом. Неслучайно главного героя в фильме зовут «майор Федотов».

Режиссер Б. Барнет хотел в этой роли снять своего любимого актера Н. Крючкова, к тому же и внешне чем-то похожего на Н. И. Кузнецова. Однако худсовет студии его не поддержал. Пробовались и другие актеры. В конечном итоге в главной роли выступил популярный ленинградский артист П. Кадочников. Его герой майор Федотов под именем Генрихи Эккерта забрасывается в глубокий тыл врага. Он должен добыть секретную переписку одного немецкого генерала с гитлеровской ставкой. После длительной и упорной борьбы нашему разведчику удается достать важные документы и даже захватить самого генерала фон Кюна. В роли последнего снялся сам Б. Барнет. В этом сюжете многое совпадает с деятельностью в тылу Зиберта-Кузнецова. Но есть и немало нового, непредусмотренного, когда «вымышленные события сценария вырастали на почве действительности»3. По воспоминаниям П. Кадочникова большую помощь ему в работе оказали «продолжительные беседы с глазу на глаз с настоящим разведчиком - консультантом кинофильма»4. И имя его автор не называет.

Сегодня может выглядеть курьезным тот факт, что первоначально «Подвиг разведчика» был запрещен к прокату как фильм, раскрывающий методы работы советской разведки. И только после вмешательства К. Е. Ворошилова он был выпущен на экран. Его разрешение больше напоминает легенду. «Можете показывать где угодно, это не имеет ничего общего с нашей работой»5. Картина вышла на экраны 19 сентября 1947 г. и уже к концу месяца в Москве ее посмотрели свыше 1 млн зрителей. Фильм стал лидером проката 1947 года. Создатели «Подвига разведчика» были удостоены Сталинской премии.

Прошло 20 лет и зрители вновь встретились на экране с легендарным разведчиком Н. И. Кузнецовым. Кинофильм «Сильные духом» (1967 г.) был поставлен молодым режиссером В. Георгиевым на Свердловской киностудии. Главную роль сыграл латышский актер Г. Цилинский. Он даже и не предполагал, какая ответственность ляжет на его плечи. «Я стал работать, хотя, честно говоря, долго не верил в успех»6, - признавался артист. Как известно, с именем Н. И. Кузнецова связаны крупнейшие операции советской разведки в годы войны. Он раскрыл местонахождение ставки А. Гитлера под Винницей, первым проинформировал Центр о подготовке немцами

покушения на «Большую тройку» в Тегеране. Под именем обер-лейтенанта П. Зиберта лично уничтожил более десяти высокопоставленных немецких офицеров.

Работа над фильмом продолжалось около двух лет. Г. Цилинский изучал архивы партизанского соединения, где действовал Н. И. Кузнецов, встречался с людьми, хорошо знавшими его - Д. Медведевым, А. Лукиным, В. Довгер. Создатели картины сразу же отказались от образа разведчика-супермена, показав его повседневный, полный опасности труд. Это и принесло удачу. Кинофильм «Сильные духом» пользовался большой популярностью у зрителя, его и сегодня часто показывают по телевидению. По опросу журнала «Советский экран» Г. Цилинский был признан лучшим актером 1967 года.

В том же 1967 г. на экраны вышел фильм режиссера В. Азарова «Путь в «Сатурн», за которым последовали продолжения - «Конец «Сатурна» (1967 г.) и «Бой после победы» (1972 г.). Популярная кинотрилогия была поставлена по приключенческому роману писателя В. Ардаматского «Сатурн» почти не виден». В нем рассказывалось об отважном разведчике Крылове-Крамере, который проник в одну из центральных немецких разведшкол «Сатурн», где и выполнил ряд важных заданий нашего командования. В последнем фильме действие разворачивается уже после войны. Крылов действует в шпионской организации Р. Гелена, где вступает в поединок с создателями новых диверсионных школ. В главной роли выступил популярный актер ленинградского БДТ М. Волков, в то время часто снимавшийся в кино.

Сотрудники Управления строительства дорог на Ставрополье были бы немало удивлены, узнав, что их скромный начальник А. И. козлов стал прототипом разведчика Крылова-Крамера. В 1941 г. А. И. Козлов сражался в партизанском отряде, был в окружении, попал в плен к фашистам, где дал согласие на сотрудничество с ними. Он учился в разведшколе «Сатурн», после чего с заданием заброшен под Москву. Здесь А. И. Козлов явился в контрразведку и после проверки уже с другим заданием вернулся в «Сатурн». За свою активную «работу» в диверсионном центре он получил звание капитана и даже был награжден Железным крестом. В конце войны А. И. Козлов попадает в плен к союзникам, а вернувшись на Родину - в сталинские лагеря. Только в 1963 г. было восстановлено его честное имя и о разведчике стали писать. Позднее он работал консультантом на «Мосфильме». После выхода фильма на экран А. И. Козлов получил раздраженное письмо от В. Ардаматского, который потребовал прекратить

его выступление, где он рассказывал правду о своей борьбе. В частности, он не был знаком с главой военной разведки адмиралом Ф. В. Канарисом, о чем говорилось в романе. Так литературный миф вступал в спор с реальностью7.

Не менее интересно складывалась судьба героев и в другом популярном военном фильме тех лет «Как вас теперь называть?» (1965 г.). Режиссер В. Чеботарев обратился к одной неизвестной операции, связанной с борьбой партизан в районе Полоцка. Первоначально фильм назывался «Полоцкий парадокс». Одним из авторов сценария был командир отряда особого назначения, боровшийся в тех краях, Герой Советского Союза М. С. Прудников. По сюжету фильма во время взрыва нефтебазы в Полоцке, воспользовавшись паникой, кто-то сумел ознакомиться с секретными документами из портфеля одного генерала. Это насторожило эсэсовского генерала Готт-бурга, который вскоре обнаружил, что под маской незаметного повара-бельгийца скрывается опытный советский разведчик. Начинается долгий поединок с умным и коварным врагом, роль которого сыграл популярный актер театра и кино В. Стржельчик. А в роли нашего разведчика Валерия снялся молодой ленинградский актер А. Азо.

Режиссер В. Чеботарев вспоминал об одном забавном эпизоде. Натурные съемки проходили в Вильнюсе. По сюжету немцы, расстрелявшие наших людей, хотели «списать» все это на советскую бомбежку, а поэтому похоронить их с почестями. Для этого была вырыта большая могила, в которой лежали гробы, а в них были «жмурики», то есть куклы. Режиссеру это не понравилось, и он попросил, чтобы в этой сцене снялся кто-нибудь из массовки. «Ну кто же за трояк в гроб ляжет?» - резонно спросила его ассистентка. И все же он настоял на своем. На следующий день В. Чеботарев увидел огромное количество людей возле могилы, все гробы были заполнены. Оказалось, что в этих местах «было такое поверье: кто в гробу полежит, тот долго проживет. Они тут просто бились, чтобы лечь в гроб и, причем, бесплатно».

Финал фильма переносит героев уже в наши дни. На Красной площади проходит парад в честь 20-летия Победы. На одной из трибун стоит разведчик Валерий. На актере А. Азо форма полковника, блестит звезда Героя. Неожиданно он замечает среди туристов бывшего генерала СД Бруно Готт-бурга. И тогда он подходит к нему и задает вопрос, ставший названием фильма: «Как вас теперь называть?». Но на этом загадочные встречи не закончились. Оказывается, все это время за «разведчиком» наблюдал еще один человек, не предусмотренный сценарием. Это был летчик-космонавт В. Комаров. И теперь уже он подошел к нашему герою и спросил: «Что-то

я никогда Вас раньше здесь не видел. Вы из нелегалов вышли?». Лучшей награды для актера было просто не сыскать.

Председатель КГБ В. Семичастный поблагодарил всех создателей картины за интересную и достоверную работу и предложил закончить ее фразой: «Содержание фильма основано на подлинных событиях и докумен-тах»8. Известный кинокритик Г. Капралов назвал в «Правде» новую ленту «лучшим фильмом о подвигах наших чекистов». Картина включена в книгу-альбом «Сто фильмов о войне», вышедшую в 2005 г.

В середине 1960-х годов руководство КГБ СССР обратилось к деятелям литературы и искусства с призывом - «Больше хороших произведений про чекистов!». Появилось немало картин, рассказывающих о бойцах незримого фронта - «Вдали от Родины», «Государственный преступник», «По тонкому льду», «Один из нас», «Разведчики», «Ошибка резидента», «Майор «Вихрь», «Человек в штатском», «Один шанс из тысячи», «Приказано взять живым» и др. Не все они выдержали испытание временем. В некоторых чувствовалась легковесность в раскрытии темы, в других - откровенное увлечение детективной интригой. По поводу фильма «По тонкому льду» председатель КГБ Ю. В. Андропов, усмехнувшись, как-то сказал: «Торчат чекистские уши». Картина была поставлена по повести Г. Брянцева, долгое время работавшего в органах. В украинском фильме «Дерзость» герой-разведчик в исполнении Н. Олялина легко и быстро обнаруживает и проникает в ставку А. Гитлера «Вервольф» под Винницей. Он бродит по полутемным коридорам бункера и едва не сталкивается с самим А. Гитлером (!). В картине «Развязка» молодые чекисты расследуют одно запутанное дело, подозревая при этом всех и вся. В конце фильма они выходят на резидента иностранной разведки и мгновенно его арестовывают, так что зрители не успевают его рассмотреть. И таких примеров немало.

Большой интерес представляют те художественные фильмы, где действуют не вымышленные, а реальные герои. События фильма «Два года над пропастью» происходят в оккупированном немцами Киеве. Здесь вместе с подпольщиками борется с врагом разведчик Герой Советского Союза Иван Кудря. Картина «Повесть о чекисте» переносит нас в занятую немцами Одессу. Здесь в конце 1943 г. появляется немец инженер Крафт (арт. Л. Но-рейка), который устраивается на судоремонтный завод, где вскоре становится главным инженером. И мало кто знает, что под маской добропорядочного спеца скрывается советский разведчик. По заданию Центра вместе с немцами он покидает Одессу, чтобы продолжить работу в тылу врага. Герой узбекского фильма «В 26-го не стрелять!» разведчик Саид Исламбек

проникает в Туркестанский национальный комитет в Берлине. Здесь «26-ой» становится инструктором одной из секретных диверсионных школ. Одновременно ему стали известны планы Комитета по установлению нового «порядка» в Средней Азии. В основу двух последних работ легли документальные повести. Знаменитый разведчик Герой Советского Союза полковник Л. Маневич стал героем фильма «Земля, до востребования». Арестованный итальянской контрразведкой в 1943 г., он находился в гитлеровских концлагерях. Л. Маневич скончался от туберкулеза через пять дней после своего освобождения из лагеря. Главного героя в фильме сыграл О. Стриженов.

Известный израильский историк Арон Шнеер, автор книги «Из НКВД в СС и обратно», в свое время брал интервью у одного советского разведчика-нелегала. Тот представился ему как А. М. Хускивадзе (Б. М. Гоглидзе). И хотя многое в его рассказе показалось автору малоправдоподобным, с одним его утверждением, пожалуй, можно согласиться. Давая оценку современной детективной литературе, тот сказал: «Если что-то и похоже на правду, так это «Щит и меч»9.

Писатель В. Кожевников в своем романе дал жизнь еще одному литературному герою - разведчика Александру Белову. У него была сложная легенда. Еще в 1940 г. под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса он выехал в Германию. Продвигаясь по службе, достиг прочного положения в Абвере и был переведен в Берлин в службу СС. Работая инструктором немецкой разведшколы, Белов-Вайс сумел предотвратить много диверсионных актов против нашей страны. На его счету спасение тысяч заключенных из концлагерей. Он смог достать много ценных сведений от высокопоставленных лиц рейха. Историк Б. Соколов считает, что прообразом Белова стал советский разведчик Северов, внедрившийся в немецкую разведшколу. Ему удалось перевербовать там немецкого разведчика Бойцова. они были главными персонажами радиоигры «Загадка», проведенной чекистами в 1943 -1945 гг. Возможно, Бойцов послужил прототипом еще одного героя романа немца Генриха Шварцкопфа.

Постановку фильма «Щит и меч» (1968 г.) осуществил известный кинорежиссер В. Басов. В прошлом фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды, о войне он знал не понаслышке. «Я делал этот фильм не о немцах, не о разведчиках, не об их приключениях - я делал фильм о Родине»10, -говорил режиссер. И не случайно знаменитая песня «С чего начинается Родина» стала музыкальной темой всей картины.

В работе над фильмом В. Басову очень помогли рассказы одного из прототипов романа разведчика А. П. Святогорова. Во время войны он работал в Польше и Чехословакии в немецких школах по подготовке диверсионных групп. Он сразу же поддержал выбор режиссера пригласить на главную роль С. Любшина. В. Басову хотелось видеть не актера-супермена, а тонкого, лиричного героя, не напоминавшего экранных красавцев.

«К Любшину тогда привыкли, как к парню из толпы, и меня это устраивало - у разведчика в анкете должно быть непременно записано: «Особых примет нет»11. Так появился в фильме образ героя-интеллектуала, разведчика-психолога, стол понравившийся зрителям.

Не менее удачным складывался и выбор актеров на роли «немцев». Как-то во время экспедиции В. Басову очень понравился «юноша с типично арийской внешностью», сидевший за столиков в кафе во Львове. Выяснилось, что это никому не известный актер Саратовского ТЮЗа Олег Янковский. Так вспыхнула звезда одного из интереснейших артистов современного кино. Запомнились и литовские мастера экрана Ю. Будрайтис и А. Ма-сюлис в ролях немецких офицеров. Особенно «повезло» в те годы А. асюлису, сыгравшему в 9 фильмах офицеров СС. А всего на счету прославленного артиста 90 ролей. За ним надолго закрепился ярлык «актера с отрицательным обаянием». Как-то в Калининграде во время съемок он стоял на улице в форме немецкого полковника. Из-за ограждения ему помахала рукой одна женщина. Артист подошел к ней, разговорились. Выяснилось, что в годы войны она была в немецком концлагере. «Уж там то у меня

было время насмотреться эсэсовцев. Вы - вылитый эсэсовец!» - сказала она

12

с восхищением12.

После выхода фильма на экран «Правда» писала: «Огромным успехом пользуется роль, которую исполнил литовский актер Масюлис (Вили Шварцкопф - А. М.). Играет убежденного нациста, брызжущего энергией. А энергия всегда вызывает уважение»13. Уже в наши дни артист признавался, что мечтает сыграть старика, ветерана СС, доживающего свои дни где-нибудь в Южной Америке, и поразмышлять о судьбе его и подобных ему.

Картина «Щит и меч» пользовалась в нашей стране большим успехом. Только первую часть фильма посмотрели 68 миллионов 300 тысяч зрителей. По опросам журнала «Советский экран» С. Любшин был признан лучшим актером года.

В канун юбилея О. Янковского «Российская газета» на своих страницах провела встречу-диалог двух популярных артистов. «А ты знаешь,

сколько людей наш фильм посмотрело? - спросил С. Любшин. - Статистика подсчитала: оказалось, 560 миллионов - все население страны по два раза». «Да... Потом Тихонов это пережил с Броневым. Но мы были первыми».

Знаменитый актер нашего кино О. Янковский снялся более чем в 100 фильмах. Поздравляя его, С. Любшин сказал: «Олег, в 60 лет только все начинается.»14 Увы, судьба отпустила ему только пять лет. О. Янковский скончался 20 мая 2009 г.

Одной из интереснейшх работ о жизни разведчика-нелегала стала кинокартина «Мертвый сезон», поставленная на «Ленфильме» в 1968 г. У этого фильма оказалась непростая судьба. В 1966 г. драматурги А. Шле-пянов и В. Вайншток (псевдоним В. Владимиров) написали сценарий с интригующим названием «путь к рыжему пирогу». Это был шпионский боевик и никого особенно тогда не заинтересовал. Однако вскоре его идеей увлекся молодой кинорежиссер Савва Кулиш. Он решил переделать сценарий, превратив его из героического в более человеческий.

По сюжету фильма разведчик Ладейников отправляется в одну из европейских стран на поиски бывшего врача-нациста, проводившего опыты по использованию химического оружия на пленных. Вместе с ним работает актер детского театра Савушкин - единственный, кто знает в лицо доктора Хасса. Такова была завязка этого приключенческого фильма.

Сразу же начались сложности с подбором актеров. На главную роль претендовали такие знаменитые мастера, как В. Тихонов, В. Давыдов и даже О. видов. Студия хотела видеть героя лихим, статным, красивым, каким когда-то был П. Кадочников. «Ты вот что, сделай новый «Подвиг разведчика», - часто говорили режиссеру разного рода руководители и, вздыхая, добавляли - Ну, конечно, так не получится, но хотя бы на половину»15. А режиссер представлял своего героя другим, далеким от суперменства. На главную роль он пригласил малоизвестного тогда литовского актера Д. Баниониса. Это был невысокий, плотного телосложения человек, с мешковатой фигурой и синяками под глазами. К тому же он плохо говорил по-русски (в фильме его дублировал А. Демьяненко). Естественно, что худсовет сразу же проголосовал против. «Он у вас какой-то негероический!» Особенно резко выступал знаменитый кинорежиссер Г. Козинцев, который был тогда художественным руководителем студии. Не поддержал С. Кулиша и его учитель М. Ромм. «Хочешь снимать - снимай. Я бы его снимать не стал», -сказал он, посмотрев первые пробы. Однако молодой режиссер не послушался маститых мэтров и, как показало время, оказался прав. Справедливости ради надо сказать, что и тот и другой взяли свои слова обратно,

а М. Ромм даже добавил, что так и надо поступать в искусстве, отстаивая свое мнение.

А вот с поисками актера на роль Савушкина случилась другая история. С. Кулишу чрезвычайно повезло. В калининградском театре он нашел артиста по фамилии Хижняков. Подобно герою фильма он также был в плену, откуда бежал. Но когда он стал рассказывать об этом, то весь как-то сжался, говорил медленно, с трудом. Видно, что воспоминания мучили его. А вскоре к С. Кулишу пришла его жена и попросила не снимать его в фильме. «Он не переживет это во второй раз, он сойдет с ума»16. А еще через 15 минут пришел и сам Хижняков и отказался от роли. В конечном итоге Савушкина сыграл Ролан Быков.

Съемки фильма начались со знаменитой финальной сцены на мосту -обмена Ладейникова на английского шпиона (в этой крохотной роли снялся Л. Норейка). Снимали под Москвой на 62-м километре Ленинградского шоссе. Во время съемок Д. Банионису показали на одного человека, добавив, что он, якобы, играет его. Это был знаменитый разведчик Конон Моло-дый. «О, Господи, вы совсем не похожи на разведчика», - изумился актер. Тот лишь посмеялся в ответ и заметил, «что каким бы он был разведчиком, если был бы похож». И еще добавил: «Вот вы такой же, как я»17.

Конон Трофимович Молодый - знаменитый разведчик, один из прототипов героя фильма. И сегодня о его жизни известно немного. В одной из современных книг о разведке читаем: «Гриф «Совершенно секретно» еще долго будет хранить тайну многих документов из его личного дела»18. С именем К. Молодого связана реальная операция по проникновению в британскую секретную лабораторию в Портленде. В фильме есть отдельные намеки на эту историю, хотя многое изменено. К. Молодый был схвачен в результате предательства провокатора и приговорен судом к 25 годам лишения свободы. В 1964 г. он был обменен на британского шпиона Г. Вина. Обмен состоялся на мосту Глинике через реку Шпрее в Берлине. Поэтому появление разведчика на «киномосту» было, конечно, неслучайным. Позднее он еще не раз встречался в неформальной обстановке с создателями «Мертвого сезона». К. Молодый подарил С. Кулишу мемуары разведчика, изданные в Англии в 1965 г. Многие сюжеты их этой книги потом перекочевали в фильм. Знаменитый разведчик успел застать триумф фильма и был рад его успеху. К. Молодый скончался 9 октября 1970 г. в возрасте 48 лет. Вместе с женой гулял в подмосковном лесу и упал, сраженный инфарктом. Похоронен чекист на Донском кладбище.

Главным консультантом «Мертвого сезона» был легендарный разведчик Вильям Генрихович Фишер, более известный как полковник Рудольф Абель. Биографии К. Молодого и Р. Абеля в фильме переплелись и разделить их теперь очень трудно. В свое время Р. Абель был и консультантом при создании фильма «Щит и меч» и, возможно, стал прообразом героя А. Белова (И. Вайса). Все, кто видели картину «Мертвый сезон», помнят ее необычное начало. перед зрителями выступил сам Рудольф Абель. Это было сделано по рекомендации КГБ. «Меня попросили сказать несколько слов перед этой картиной». Далее он остановился на том, что в ряде капиталистических стран проводятся опыты по использованию средств массового уничтожения людей и как важно сделать все, чтобы избежать катастрофы. «Ради этой идеи работал мой коллега Рихард Зорге и мои товарищи, о кото-

19

рых рассказывает эта картина»19.

Для съемки этого эпизода Р. Абель был сильно загримирован. Исчезла его знакомая лысина, на ее месте появился модный парик и т.д. Подлинное имя разведчика названо не было. Р. Абель присутствовал на премьере фильма, но взять интервью у него, конечно, было невозможно. Правда, некоторые подробности о его тайной жизни все стали известны. В годы войны он «служил» в крупном немецком штабе. Р. Абель как-то сказал В. Вайн-штоку, что он мог даже «вытащить бумажник из кармана Гитлера, которого видел в среднем раз в месяц»20. Как видим, здесь и до Штирлица уже недалеко.

Большие сложности возникли и с выходом фильма на экран. С. Кулиш вспоминал, как напряженно проходил показ фильма партактиву города. В зале стояла гробовая тишина. Какой-то «маленький человек в нелепом зеленом костюме» то входил, то выходил, задал какие-то вопросы, после чего заявил, что в фильме многое непонятно. «А вы бы не выходили!» - неожиданно вскочил и закричал С. Кулиш, несмотря на незаметные знаки директора студии И.Н. Киселева. «Мы два года делали картину, привезли ее к вам, а вы, вместо того, чтобы ее внимательно посмотреть, позволяли себе вставать, выходить и входить. Мой оппонент окостенел»21. С. Кулиш не знал, что это был первый секретарь Ленинградского обкома КПСС В. С. Толсти-ков. А вскоре он и подвел итог: «Картина неплохая, но над ней надо еще поработать». В конечном счете, из фильма были вырезаны эпизоды, которыми режиссер очень дорожил. Но и это было еще не все. В Москве в Госкино посчитали, что актеры играют плохо. «Тогда Савва Кулиш пригласил на просмотр консультантов-разведчиков. Пришли большие чины КГБ. В зал они вошли, когда свет уже погас». После просмотра, редактор Госкино

вновь заговорил о плохой актерской игре, кто-то из гостей его резко оборвал: «Актеры играют хорошо». «Позвольте узнать, а кто вы такой?» — не унимался редактор. И в ответ услышал: «Я тот, кто знает, о чем говорит»22. После чего разведчики покинули зал.

Окончательно судьбу картины решил председатель КГБ Ю.В. Андропов. Он посмотрел полный вариант фильма и сказал, что его надо быстрее выпускать на экран. Кто-то из референтов заметил, что в прокат выйдет урезанная копия. Ю.В. Андропов попросил срочно связаться с Госкино, но было уже поздно - картина ушла в тираж. И спустя 20 лет режиссер С. Кулиш с горечью вспоминал об изуродованном цензурой фильме. Его первоначальный вариант не сохранился даже в Госфильмофонде. «Поверьте на слово - первый вариант "Мертвого сезона" был лучше».

Кинофильм «Мертвый сезон» вышел на экраны страны в 1968 г. и имел оглушительный успех. С. Кулиш писал, что «только в Москве за три недели демонстрации картину посмотрело свыше 3 миллионов человек, а по всему Союзу за 9 месяцев его увидели 100 миллионов»23. Оставим эти цифры на совести автора. По официальным данным «Мертвый сезон» собрал в прокате 1960 г. около 35 млн зрителей и занял 12 место. Фильм был отмечен престижными призами на кинофестивалях в Софии и Минске.

28 апреля 2014 г. литовскому актеру Донатасу Банионису исполнилось 90 лет. Благородный прибалт с печальными глазами философа, как величает его сегодня пресса, актер создал на сцене и на экране образ сильного, достойного человека. Незадолго перед войной Д. Банионис вступил в труппу Паневежского театра. Сегодня он является его художественным руководителем.

В одном из предъюбилейных интервью актера спросили, верно ли, что президент России В.В. Путин решил стать разведчиком, посмотрев «Мертвый сезон»? «Не могу не подтвердить, не опровергнуть, однажды мы тепло общались в Кремле, но я его про эту историю не спрашивал, и он ничего не говорил». Размышляя о сегодняшнем дне, Д. Банионис сказал: «Я - литовец, даже в советское время был им, Литва мне дороже. Я не скучаю по СССР, но и не ругаю. Не на что жаловаться, все было хорошо»24.

Одним из самых интересных фильмов о советских разведчиках по-прежнему остается «Семнадцать мгновений весны». Прошло 40 лет с момента выхода на экран знаменитого сериала. 13 августа 1973 г. начался первый показ фильма по Центральному телевидению. Его аудитория достигла 80 млн человек. Вся Москва буквально замирала по вечерам, прильнув

к экранам своих телевизоров. На улицах, в трамваях, в очередях люди обсуждали, как вырвется из лап гестапо радистка Кэт, или кто стоял за дверью в доме Штирлица в конце 7 серии! В квартире Е. Градовой, игравшей Кэт, не смолкали звонки. «Я не могу так больше, - умоляла ее одна женщина. -Скажите, чем кончится. Он не погибнет?» Я успокаивала, как могла»25. А Броневой-Мюллер даже вынужден был забаррикадироваться в собственной квартире, так как после каждой серии к нему рвалась толпа людей за автографами. Дочь Ю. Визбора Татьяна в момент показа была в пионерском лагере «Светлячок». Пионеры быстро «вычислили» «дочку» Бормана, и она стала очень популярна. Одни поздравляли ее, а другие угрожали. Таня писала отцу: «6-й отряд обещал побить меня, если ты там чего-нибудь не то сделаешь. Так что ты уж там не очень свирепствуй». Ю. Визбор вспоминал, что после исполнения роли Бормана на него «посыпалось столько предложений играть каких-то убийц, предателей и других страшных людей»26, что он наотрез отказался от такой работы.

Огромная популярность выпала на долю Тихонова-Штирлица. Разведчик, рыцарь, один в стане врагов, человек с печальными глазами, герой романтический - после выхода фильма актер получил несколько мешков писем от своих поклонниц. Но не это было главным. Герой В. Тихонова прежде всего действовал в реальной среде, поступки его исторически и социально мотивированы. В увлекательный приключенческий сюжет ленты прочно вошел еще один важный персонаж - История. «Верность исторической правде, - читаем мы в одной из книг, - явилась одним из условий жизнестойкости фильма при его повторных показах по телевидению»27. И в этом, конечно, большая заслуга создателей сериала. «Люди поверили в экранных героев, - вспоминала кинорежиссер Т. Лиознова. - Зрителей подкупила и иллюзия документальной картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники. Иной раз от увиденного становилось дурно - я выбегала из зала, чтобы не упасть в об-морок...»28

После выхода фильма на экран у многих зрителей возникал вопрос: а был ли Штирлиц в действительности, как сложилась его дальнейшая судьба? Автор романа Ю. Семенов отвечал на этот вопрос так: «Конечно же, Штирлиц - вымысел. Не было одного Штирлица. Однако было немало таких разведчиков, как он»29. Архивы высшей разведки также дают отрицательный ответ. «Ни одного профессионального советского разведчика в окружении Мюллера и Шелленберга, ни в центральном аппарате гитле-

ровских спецслужб не было»30. с этим согласен и известный историк Третьего рейха К.А. Залесский. «Штирлиц - образ собирательный, является плодом блестящей авторской фантазии Юлиана Семенова»31, создавшего завораживающий образ бойца незримого фронта. Вместе с тем существуют и версии, полностью противоположные. Летом 2013 г. в одной из московских радиопередач из цикла «Тайная война» выступал бывший крупный работник контрразведки, генерал. На прямой вопрос ведущего: «А был ли в действительности Штирлиц?», он, не задумываясь, ответил: «Да, Штирлиц был». И больше никаких подробностей. Немало говорится и о различных прототипах Штирлица. Называют имена Р. Зорге, Н. Кузнецова, Л. Маневича, Д. Медведева и других. Остановимся лишь на тех, кто, на наш взгляд, больше всех приблизился к событиям, рассказанным в романе и фильме.

Одним из прототипов Штирлица чаще всего называют немца В. Ле-мана, служившего в гестапо и одновременно долгое время работавшего на нашу разведку. Его оперативный псевдоним был «Брайтенбах». В Леман считался одним из наиболее ценных агентов. Он регулярно передавал нашим органам данные о положении Германии, структуре гестапо, военной разведке и др. Вместе с тем на роль героя-антифашиста В. Леман, мягко говоря, не тянет». Он работал в основном из меркантильных соображений, ради денег, которые, играя на тотализаторе, регулярно спускал на бегах. В. Леман был случайно выдан проговорившемся во время болезни радистом, арестован гестапо и в декабре 1942 г. расстрелян. Уже в силу этих причин он никак не мог действовать весной 1945 г. в Берлине.

В 1972 г. с санкции председателя КГБ Ю. В. Андропова Ю. Семенову разрешили ознакомиться с 15 томами дела «Брайтенбах». Считается, что он буквально загорелся этой идеей и написал книгу на одном дыхании. Что же касается В. Лемана, то в современной Германии к нему относятся настороженно. Немцы из бывшей ГДР считают его героем, в то время как другие -предателем. В силу этих причин издательства не публикуют о нем ничего32.

Другая, не менее интересная версия, принадлежит известным мастерам детективного жанра писателям братьям Вайнерам, а точнее, одному из них - Георгию. Он рассказал о судьбе одного из первых коммунистов-подпольщиков, друга В.И. Ленина Михаила Грузенберга (псевдоним Бородин). Его деятельность была связана с Америкой, в ФБР он значится как один из создателей компартии США. Здесь же и родились двое его сыновей - Норманн и Фрэд. В 1917 г. М. Бородин вернулся на родину, а в 1947 г. был арестован как шпион и погиб в подвалах Лубянки. А Норманн Бородин, прекрасно знавший европейские языки, стал закордонным разведчиком.

«Именно он явился одним из прототипов Штирлица: мы с братом познакомили Норманна с Юлианом Семеновым, и это знакомство подвигло Юлиана на написание романа «Семнадцать мгновений весны»33. В годы войны Н. Бородин был резидентом советской разведки в Берлине под прикрытием швейцарской миссии красного Креста. После возвращения в СССР он чуть было не повторил судьбу отца, отсидев в лагерях с 1948 по 1956 гг. После освобождения работал журналистом.

Свою лепту в рассказ о прототипах Штирлица внес и сам исполнитель его роли, актер В. Тихонов. Еще задолго до работы над фильмом он дружил «с человеком его профессии» и невольно присматривался к нему, словно предполагая, что когда-нибудь сыграет такую роль. К сожалению, он умер за несколько лет до начала съемок. Один из фактов его биографии был положен в основу фильма «Мертвый сезон» и именно о нем говорил тогда Р. Абель. «Мы познакомились в доме общих друзей, - вспоминал В. Тихонов. - Он знал, кто я, - видел меня в нескольких фильмах, а кто он, я узнал много позже. Мы вместе ездили на рыбалку, ходили в лес за грибами, вообще, как говорится, дружили семьями. Этот человек был настолько не похож на разведчиков из плохих детективов! Он был как бы их совершенным отрицанием. Поначалу это просто ставило меня в тупик»34. В рассказе о своем друге, имя которого он, естественно, не называет, актер отмечал его огромную эрудицию, интеллигентность, талантливость во всем. За что бы он не брался. а внешне этот скромный человек скорее напоминал простого учителя.

В работе над фильмом принимала участие большая группа различных консультантов - от историков до военных. В свое время к ним было высказано немало претензий. Фильм «грешит» разного рода неточностями, а иногда и просто ошибками. Один из критиков писал: «Подвиги и герои либо вымышлены, либо искажены почти до неузнаваемости. В действительности все было совсем не так. Все было гораздо сложнее и. «круче»35. по мнению К. Залесского, благодаря «дремучести консультантов» произошла подмена одного мифа другим. «Того мира - мира Третьего рейха, - который был показан в фильме, никогда не существовало. Талантливо созданный авторами фильма миф лишь заменил собой другой, существовавший до этого»36. Возможно, это всего лишь преувеличение. В книге Ю. Семенова ошибок было все же меньше: автор обычно позиционировал себя специалистом в зарубежной тематике. Всевозможные казусы и «ляпы» появились в фильме, и сегодня они гуляют по разным сайтам в Интернете.

Главным научным консультантом сериала был доктор исторических наук В. Д. Ежов. Консультантами также значатся кандидат исторических наук полковник Г. В. Колх, полковник В.Р. Стогов и др. В одном из интервью профессор В.Д. Ежов сказал следующее: «Фильм имеет большое историческое звучание, поскольку очень точно повествует о последних днях гитлеровского рейха. Главари германского фашизма показаны со всей достоверностью - сильными и коварными врагами. Тем значительнее подвиг советского разведчика, сумевшего расстроить их планы. Штирлиц не чувствует себя в окружении врагов бойцом-одиночкой. За ним родина»37. Эти слова хорошо перекликаются с мыслью, высказанной Р. Абелем: «Главное для нелегала - идея и преданность своему народу. Без этого разведчика не существует»38. В фильме показан сильный, опытный, уверенный в себе противник. Идет почти беспрерывная «война умов» и мы видим, с каким трудом достаются герою «мгновения» победы.

Рассказывая о работе над фильмом, В. Д. Ежов остановился на судьбе некоторых исторических персонажей ленты, в частности, В. Шелленберга. Начальник политической разведки был задержан союзными войсками и предстал перед военным трибуналом в Нюрнберге. Он был приговорен к 6 годам тюремного заключения, но в 1950 г. помилован по состоянию здоровья. Освобожденный В. Шелленберг уехал в Швейцарию, а потом жил в Италии. Он тяжело болел и 31 марта 1952 г. скончался в клинике Форнака при подготовке к операции печени.

В фильме В. Шелленберга блестяще сыграл О. Табаков. После показа фильма в ФРГ как-то под Рождество артист получил необычную открытку из Германии. «Дорогой герр Табаков! Мы Вас благодарим за то, что Вы с такой любовью исполнили роль нашего незабвенного дяди Вальтера. Семья Шелленбергов»39. Эту необычную историю, похожую на байку, рассказал Ю. Визбор, сам сыгравший в фильме роль Бормана. Вначале О. Табаков очень гордился этой открыткой и всюду ее показывал, но потом куда-то ее спрятал.

Не менее любопытную открытку получил и незабываемый Броневой-Мюллер. Ученики 3-го класса одной из школ Прибалтики написали ему, что они всем классом смотрели фильм, и он им очень понравился. «Дорогой дедушка Мюллер! Когда мы вырастем, мы все хотим быть такими, как Вы!». Однажды Председатель КГБ Ю.В. Андропов, подписывая указ о награждении, случайно забыл фамилию актера. Тогда он просто написал: «Мюллеру». И все дошло.

В 2013 г. исполнилось 40 лет легендарному сериалу. «Это фильм, за который можно умереть». Так когда-то сказала о своем детище Т. Лиознова. 14 часов экранного времени, свыше 200 актеров - да, за это стоило побороться! В связи с юбилеем появились новые воспоминания и рассказы о фильме. Одним из них поделилась художник по костюмам М. Быховская (ее не стало почти два года назад), работавшая тогда в съемочной группе. Она вспоминала о тех шикарных костюмах, в которых красовались наши актеры.

Форма для Штирлица, Мюллера, Шелленберга и других создавалась в военном ателье Москвы на Фрунзенской набережной, которое обшивало тогда весь генералитет армии. Здесь работали мастера экстра-класса. Особую ткань готовили на фабрике в Свердловске. Ее скопировали с мундиров образца военных лет. А этому предшествовала кропотливая работа в библиотеках, архивах, музейных фондах и даже в закрытых хранилищах. В то время у нас еще «сохранились склады, набитые гитлеровской амуницией, вывезенной из Германии». В этой форме играли статисты. А с мундирами для высших чинов все было иначе. М. Быховская вспоминала, что «на картине был спецконсультант по ведомству Андропова. Его звали Браун, настоящая фамилия засекречена, в титрах его нет (автор ошибается. Имя Х. А. Брауна значится в титрах фильма. — А.М.). По слухам это был советский разведчик, внедренный к немцам. Ни один мундир офицера не мог выйти без его утверждения»40. Только Брауну были знакомы особые тонкости этикета верхушки Третьего рейха - какой мундир надо на встречу с В. Шелленбергом, какой для поездки за границу, а какой на прием к Г. Гиммлеру. и вот здесь ветеран «тайной войны» допустил одну ошибку (возможно, умышленно). Черная эсэсовская форма на Штирлице производила просто гипнотическое воздействие. Потом она перекочевала во многие фильмы «про войну». Это был красивый мундир с одним серебряным погоном. Но это была парадная форма, которую носили лишь в особых случаях. А в фильме в ней разгуливают в ней постоянно. В реальной жизни офицеры СС носили светло-серые мундиры с двумя погонами и черными петлицами. В такой форме Штирлиц появляется лишь один раз, когда он приходит на доклад в приемную Г. Гиммлера.

Маленькая неточность, незаметная в фильме, в реальной жизни могла погубить разведчика. Вспомним, когда Штирлиц вывозит Кэт с детьми в Швейцарию. На пограничном пункте его машину останавливают. Штандартенфюрер спокойно предъявляет документы, выписанные на имя супругов фон Кирштайн. В кадре мелькнуло обручальное кольцо на пальце

правой руки. А ведь именно оно должно было насторожить пограничника. Так носили кольца в СССР, в России, но не в Германии, где его место всегда на левой руке. Впрочем, в этом Штирлиц не одинок. На правой руке кольцо и у Айсмана, и у Бормана, и даже у самого рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера! Как много наших разведчиков было в Германии! Хорошо памятен всем финал фильма. Штирлиц возвращается в Берлин. На секунду притормозив, присел на весенней лужайке. Звучит пронзительная музыка М. Та-ривердиева, словно предвосхищающая разлуку. А в это время за спиной героя весело проносятся по шоссе новенькие «Жигули» и самосвал «ЗИЛ-131» с прицепом. Да, победа действительно была близка.

Конечно, это всего лишь маленькие казусы, подмеченные дотошными зрителями. Они ни в коем случае не снижают общего восхищения фильмом. «Это очень серьезная и очень хорошая картина», - сказал о «Мгновениях» Н. Михалков. «Фильм останется в истории нашего кино навсегда», — считает актер В. Ливанов. Эти и другие воспоминания о книге и фильме приводит дочь писателя Ольга Семенова в своей книге об отце. Она пишет о том, как Ю. Семенов долгое время занимался в немецком киноархиве в Бабельс-берге, смотрел киножурналы войны, уникальные документы гитлеровского руководства41.

Кинофильм «Семнадцать мгновений весны» был своеобразным заказом КГБ и создавался под пристальным наблюдением его сотрудников. Главным консультантом фильма, как значится в титрах, был генерал-полковник С. К. Мишин. Под этим псевдонимом скрывался заместитель Председателя КГБ генерал-полковник С. К. Цвигун. Судьба этого человека по-своему необычна. В годы войны он участвовал в партизанском движении. Позднее он рассказал об этом в документальном романе «Мы вернемся» (под псевдонимом С. Днепров). По его мотивам режиссером И. Гостевым была поставлена известная трилогия, пользовавшаяся популярностью -«Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага». В роли командира партизанского отряда чекиста Млынского вновь выступил В. Тихонов. Литературная деятельность С.К. Цвигуна почему-то не нравилась его шефу Ю.В. Андропову, который как-то в присутствии коллег бросил в его сторону обидную реплику: «Семен, ты знаешь поговорку: «Если можешь не писать, не пиши»?»42.

В начале 1980-х годов ситуация в высших эшелонах политической власти стала меняться. Это отрицательно сказалось на положении С. К. Цвигуна. В январе 1980 г. он покончил жизнь самоубийством, застрелившись у себя на даче из пистолета своего телохранителя. Ему было тогда

65 лет. Но есть и другая версия его смерти - убийство. Когда шеф КГБ приехал на дачу С.К. Цвигуна, где тот якобы застрелился, он произнес всего лишь одну фразу: «Цвигуна я никогда не прощу»43. Кого имел в виду Ю. В. Андропов - не известно.

Председатель КГБ был и первым зрителем фильма. Картину возили ему на дачу по 2-3 серии. Ю.В. Андропову фильм понравился, он сделал лишь два замечания: убрать из титров фамилии консультантов с Лубянки и добавить эпизод о рабочем движении в Германии. Так появилась хроника с Э. Тельманом, которую монтировали в уже в готовую серию. Однако после просмотра в ЦК КПСС у фильма возникли большие трудности, и картину чуть было не отправили «на полку». Она не понравилась главному идеологу страны Н. А. Суслову, который заявил: «Не показан подвиг советского народа в войне». За фильм заступился Ю. В. Андропов. «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». Судьба картины была решена.

Как известно, Л. И. Брежнев любил смотреть фильмы про войну и разведчиков. И новый сериал ему очень понравился. Он тут же позвонил Ю. В. Андропову с просьбой немедленно разыскать настоящего Штирлица и наградить его звездой Героя. Ю. В. Андропов долго объяснял генсеку, что Штирлиц - лицо вымышленное, а поэтому искать его совсем не надо. «Жаль», - заметил Л. И. Брежнев и, кажется, не особенно этому поверил. Известно, что он несколько раз звонил Градовой-Кэт с желанием поблагодарить ее за прекрасную работу. Та подумала, что ее разыгрывают, и даже послала звонившего к черту. «Это правда Брежнев говорит»44. И то, что это именно так, актриса узнала только на следующий день на студии.

Несколько лет назад одна из российских газет провела необычное исследование. Читателям было предложено избрать президента страны из своих любимых киногероев. С огромным отрывом от всех победил легендарный Штирлиц. В 2011 г. в канун дня Победы «Комсомольская правда» провела среди читателей опрос: кого из киногероев войны можно назвать лучшим в нашем кино? И вновь победил Исаев-Штирлиц. Помимо «Мгновений» в первую пятерку фильмов о войне вошли «Баллада о солдате», «В бой идут одни «старики», «А зори здесь тихие», «Судьба человека».

В 2009 г. знаменитый телесериал был раскрашен. Выиграл ли он от этого? Если раньше черно-белое изображение лишний раз подчеркивало строгий документализм эпохи, то теперь его достоверность испарилась. По этому поводу хорошо сказал В. Тихонов: «Вы понимаете, у войны нет других красок. Только черная и белая. »45

Два цвета остались в памяти народа от тех грозовых лет. Цвет скорби и отчаяния, горя и надежды, радости и победы. Осталось старое черно-белое кино с незабываемыми героями экрана. И среди них - бойцы незримого фронта, отважные разведчики, вместе со всем народом приближавшие «мгновения» великой победы.

1 КушнировМ. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. М., 1977. С. 174.

2 Красновский В., Арифджанов Р. Тайные часовые истории. Минск, 2013. С. 187.

3 КолодяжнаяВ. Советский приключенческий фильм. М., 1965. С. 138.

4 Кадочников П. Оставайтесь молодыми. М., 1988. С. 37.

5 Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2013. С. 159.

6 Кокоревич Б. Гунер Цилинский. М., 1978. С. 40.

7 См.: Загадки истории. 2013. № 38. С. 7.

8 Чеботарев В. А. От «Человека-амфибии» до «Батальоны просят огня». Ростов-н/Д, 2010. С. 99-100.

9 Соколов Б. Полоний на завтрак. Шпионские тайны ХХ века. Ростов-н/Д, 2009. С. 41.

10 Вести. 2009. 6 ноября.

11 Кагарлицкая А. Владимир Басов. М., 1986. С. 30.

12 «МК» в Питере. 2003. 30 апр., 7 мая.

13 Там же.

14 Российская газета. 2004. 20 фев.; Олег Янковский глазами друзей. [Сборник] / Сост. Б. Поюровский, Е. Амирханова. М., 2013. С. 169-170.

15 Кулиш С. «Мертвый сезон». Кинокалендарь Союзинформкино. Вып. 2. М., 1988. С. 44.

16 Цит. по: Раззаков Ф. Наше любимое кино. Тайное становится явным. М., 2004. С. 496. 17ДолгополовН. Абель - Фишер. ЖЗЛ. М., 2011. С. 381.

18 Витковский А. Д. Поединок спецслужб. Перезагрузка отменяется. М., 2013. С. 318.

19 Приключения на экране. Сборник киносценариев. Вып. 1. М., 1975. С. 143-144.

20 Долгополов Н. Абель-Фишер. С. 320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Раззаков Ф. Наше любимое кино. Тайное становится явным. М., 2004. С. 502. 22Мусский И. А. Сто великих отечественных кинофильмов. М., 2005. С. 325.

23 Кулиш С. «Мертвый сезон». С. 43.

24 Афиша. 2014. №1. С. 89.

25 Московский комсомолец. 1973. 30 авг.

26 Сухарев Д. Юрий Визбор. М., 1987. С. 25.

27 Пайкова Л. Стратегия успеха. О творчестве кинорежиссера Татьяны Лиозновой. М., 1988. С. 84-85.

28 Невское время. 2011. 1 окт.

29 СеменовЮ. Семнадцать мгновений весны. Л., 1982. С. 3.

30 См.: ШваревН. А. Разведчики-нелегалы СССР и России. М., 2011. С. 308.

31 Залесский К. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. М., 2006. С. 25, 33.

32 См.:ЖмакинМ. С. Смерш УБ Абвер. Секретные операции и легендарные разведчики. М., 2011. С. 262.

33 Залесский К. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. С. 41.

34 Литературная газета. 1978. 8 февр.

35 Дектярев К. Штирлиц без грима. Семнадцать мгновений вранья. М., 2006.

36 Залесский К. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. С. 18.

37 Труд. 1982. 24 янв.

38 Долгополов Н. Абель-Фишер. С. 277.

39 ВизборЮ. Монологи со сцены. М., 2000. С. 85.

40 «МК» в Питере. 2013. 14-21 авг.

41 Семенова О. Юлиан Семенов. ЖЗЛ. М., 2011. С. 177, 254-255.

42 Раззаков Ф. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. Кн. 2. М., 2008. С. 146.

43 Там же. С. 236.

44Майсурян А. Другой Брежнев. М., 2004. С. 387. 45 «МК» в Питере. 2013. 14-21 авг.

Информация о статье:

Автор: Муравьев Алексей Леонидович, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; Название: За тех, «кто в поле». Герои незримого фронта на экране и в жизни Аннотация: Статья посвящена истории создания советских фильмов о разведчиках. Автор подробно описывает работу сценаристов, режиссеров и актеров, начиная от первых фильмов послевоенных лет и заканчивая знаменитыми советскими кинокартинами 1970-х гг.

Ключевые слова: детективный фильм, «Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Мертвый сезон», «Семнадцать мгновений весны»

Литература, использованная в статье:

1. Визбор Ю. Монологи со сцены. М., 2000.

2. Витковский А. Д. Поединок спецслужб. Перезагрузка отменяется. М., 2013.

3. Дектярев К. Штирлиц без грима. Семнадцать мгновений вранья. М., 2006.

4. Долгополов Н. Абель - Фишер. М., 2011.

5. Жмакин М. С. Смерш VS Абвер. Секретные операции и легендарные разведчики. М., 2011.

6. Залесский К. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. М., 2006.

7. Кагарлицкая А. Владимир Басов. М., 1986.

8. Кадочников П. Оставайтесь молодыми. М., 1988.

9. Кокоревич Б. Гунер Цилинский. М., 1978.

10. КолодяжнаяВ. Советский приключенческий фильм. М., 1965.

11. Красновский В., Арифджанов Р. Тайные часовые истории. Минск, 2013.

12. Кулиш С. «Мертвый сезон» // Кинокалендарь Союзинформкино. Вып. 2. М., 1988.

13. КушнировМ. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. М., 1977.

14. Майсурян А. Другой Брежнев. М., 2004.

15. МусскийИ. А. Сто великих отечественных кинофильмов. М., 2005.

16. Пайкова Л. Стратегия успеха. О творчестве кинорежиссера Татьяны Лиозновой. М., 1988.

17. Поюровский Б., АмирхановаЕ. Олег Янковский глазами друзей.. М., 2013.

18. Приключения на экране. Сборник киносценариев. Вып. 1. М., 1975.

19. Раззаков Ф. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. Кн. 2. М., 2008.

20. Раззаков Ф. Наше любимое кино. Тайное становится явным. М., 2004.

21. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2013.

22. Семенов Ю. Семнадцать мгновений весны. Л., 1982.

23. Семенова О. Юлиан Семенов. М., 2011.

24. Соколов Б. Полоний на завтрак. Шпионские тайны ХХ века. Ростов-н/Д, 2009.

25. Сухарев Д. Юрий Визбор. М., 1987.

26. Чеботарев В.А. От «Человека-амфибии» до «Батальоны просят огня». Ростов-н/Д, 2010.

27. Шварев Н.А. Разведчики-нелегалы СССР и России. М., 2011.

Information about the article:

Author: Muraviov A. L. — Ph.D in History, Associate Professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia; Title: For those 'who in the field.' Heroes of the silent front on screen and in life. Summary: Article is devoted to the history of Soviet spy films. The author describes in detail the work of the writers, directors and actors from the first films of the postwar years and ending with the famous Soviet films of the 1970s.

Keywords: Keywords: spy-detective film, 'Secret Agent', 'Shield and Sword', 'Dead Season', 'Seventeen Moments of Spring'

References:

1. Vizbor Yu. Monologi so stsenyi [Monologuesfrom the scene]. Moscow, 2000.

2. Vitkovskiy A. D. Poedinok spetssluzhb. Perezagruzka otmenyaetsya [Security services duel. Restart canceled]. Moskow, 2013.

3. Dektyarev K. Shtirlits bez grima. Semnadtsat mgnoveniy vranya [Stirlitz without makeup. Seventeen moments of lie]. Moskow, 2006.

4. Dolgopolov N. Abel - Fisher [Abel - Fisher]. Moscow, 2011.

5. Zhmakin M.S. Smersh VSAbver. Sekretnyie operatsii i legendarnyie razvedchiki [Smersh VS Abwehr. Undercover operations and legendary spyes]. Moscow, 2011.

6. Zalesskiy K. Semnadtsat mgnoveniy vesnyi. Krivoe zerkalo Tretego reyha [Seventeen moments of spring. Distorting mirror of the Third Reich]. Moscow, 2006.

7. Kagarlitskaya A. Vladimir Basov. Moscow, 1986.

8. Kadochnikov P. Ostavaytes molodyimi [Stayyoung]. Moscow, 1988.

9. Kokorevich B. Guner Tsilinskiy. Moscow, 1978.

10. Kolodyazhnaya V. Sovetskiy priklyuchencheskiy film [Soviet adventu re movie]. Moscow, 1965.

11. Krasnovskiy V., Arifdzhanov R. Taynyie chasovyie istorii [History's secret watcher's]. Minsk, 2013.

12. Kulish S. «Mertvyiy sezon» ['Dead Season'], in Kinokalendar Soyuzinformkino. Vyip. 2. Moscow, 1988.

13. Kushnirov M. Zhizn i filmyi Borisa Barneta [The life and movies of Boris Barnet]. Moscow, 1977.

14. Maysuryan A. Drugoy Brezhnev [Another Brezhnev]. Moscow, 2004.

15. Musskiy I. A. Sto velikih otechestvennyih kinofilmov [One hundred great's domestic movies]. Moscow, 2005.

16. Paykova L. Strategiya uspeha. O tvorchestve kinorezhissera Tatyanyi Lioznovoy [Strategy of success. On the creative director Tatyana Lioznova]. Moscow, 1988.

17. Poyurovskiy B., Amirhanova E. Oleg Yankovskiy glazami druzey [Oleg Yankovsky through friends eyes]. Moscow, 2013.

18. Priklyucheniya na ekrane. Sbornik kinostsenariev. Vyip. 1 [Adventures on the screen. Collection of screenplays. Issue. 1]. Moscow, 1975.

19. Razzakov F. Gibelsovetskogo kino. Taynyi zakulisnoy voynyi. 1973-1991. Kn. 2. [The death of the Soviet cinema. Secrets behind the scenes of the war. 1973-1991. Bk. 2]. Moscow, 2008.

20. Razzakov F. Nashe lyubimoe kino. Taynoe stanovitsya yavnyim [Ourfavorite movie. Secret becomes clear]. Moscow, 2004.

21. Razlogov K. Mirovoe kino. Istoriya iskusstva ekrana [World Cinema. Screen Art history]. Moscow, 2013.

22. Semenov Yu. Semnadtsat mgnoveniy vesnyi [Seventeen Moments of Spring]. Leningrad, 1982.

23. Semenova O. Yulian Semenov. Moscow, 2011.

24. Sokolov B. Poloniy na zavtrak. Shpionskie taynyi XX veka [Polonius for breakfast. Spy secrets of the twentieth century]. Rostov-n/D, 2009.

25. Suharev D. Yuriy Vizbor. Moskow, 1987.

26. Chebotarev V A. Ot «Cheloveka-amfibii» do «Batalonyi prosyat ognya» [From 'The Amphibian Man' to 'The battalions are ask ask for fire']. Rostov-n/D, 2010.

27. Shvarev N.A. Razvedchiki-nelegalyi SSSR i Rossii [USSR and Russia illegal spyes]. Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.