Научная статья на тему '«За себя и за того парня…»: ментальные проекции Великой Отечественной войны в крылатых словах и выражениях'

«За себя и за того парня…»: ментальные проекции Великой Отечественной войны в крылатых словах и выражениях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1300
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ / ПЕСЕННЫЙ ТЕКСТ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД / WINGED WORDS AND EXPRESSIONS / SONG TEXT / THE GREAT PATRIOTIC WAR / MENTAL IMAGE / ASSOCIATIVE NUMBER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Елена Иосифовна, Потапчук Мария Александровна

Статья посвящена особенностям репрезентации представлений о Великой Отечественной войне в крылатых словах и выражениях, восходящих к песенным текстам военных лет и послевоенной эпохи. Крылатые единицы объединяются в три группы на основе отражения в них базовых для русской ментальности идей, актуализированных в годы войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"For Myself

Article is devoted to the peculiarities of representation of the great patriotic war in winged words and expressions, ascending to the song texts ofthe war years and post-war era. Cruise units are combined into three groups based on the reflection ofthe base for the Russian mentality ideas actualized in the war years.

Текст научной работы на тему ««За себя и за того парня…»: ментальные проекции Великой Отечественной войны в крылатых словах и выражениях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 29-32.

Е. И. Голованова, М. А. Потапчук

«ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ...»:

МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КРЫЛАТЫХ СЛОВАХ И ВЫРАЖЕНИЯХ

Статья посвящена особенностям репрезентации представлений о Великой Отечественной войне в крылатых словах и выражениях, восходящих к песенным текстам военных лет и послевоенной эпохи. Крылатые единицы объединяются в три группы на основе отражения в них базовых для русской ментальности идей, актуализированных в годы войны.

Ключевые слова: крылатые слова и выражения, песенный текст, Великая Отечественная

война, ментальный образ, ассоциативный ряд.

В русском языке сохраняются сотни крылатых слов и выражений, связанных с войной как значимым событием в истории общества. Многие из них вошли в золотой фонд национального языка и культуры. Например, известные слова, принадлежащие князю Святославу: Иду на вы; Не посрамим земли Русской!; Мертвые сраму не имут; крылатое выражение, приписываемое Александру Невскому после выхода в 1941 году кинофильма с одноименным названием: Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет; изречения великого русского полководца А. В. Суворова: Сам погибай, а товарища выручай; Пуля - дура, штык - молодец; строки М. Ю. Лермонтова о Бородинском сражении 1812 года: Скажи-ка, дядя, ведь недаром...

Отметим, что война никогда не входила в число ключевых понятий русской культуры, хотя на протяжении всей истории Русского государства его населению приходилось защищать свои границы. Исследования ученых показали, что война занимает лишь 73 место среди составляющих ядра русского языкового сознания [4. С. 218]. При этом с войной в ассоциативно-вербальной сети связана преимущественно отрицательная оценочность: война в русском сознании - это огонь, разруха, кровь, смерть. Тем величественнее человек, которому удается сохранить свои лучшие качества в условиях войны.

Как отмечает С. Г. Шулежкова, значения крылатых единиц языка отягощены «генетической памятью об авторах, их создавших, произведениях, из которых они вычленились, или исторических событиях, послуживших почвой для их возникновения» [5. С. 31].

У всех крылатых единиц есть общее свойство - образно выражать отвлеченные мыс-

ли, вызывая определенные чувства и эмоции: «В них, как в осколках памяти многих поколений <...> любит, томится, страдает, осуждает, предостерегает, смеется русская душа» [5. С. 35]. Крылатые слова - словно «нервные узлы», при прикосновении к которым в нас пробуждаются определенные образы (метафора А. Н. Веселовского).

Особую группу в фонде крылатых слов и выражений русского языка составляют единицы, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Они надежнее памятников тому времени, отлитых в бронзе или высеченных из камня, сохраняют в себе общенациональные чувства и переживания: Блокада Ленинграда; Дорога жизни; Танкоград; Всё для фронта, всё для победы!; За родину! За Сталина!; Коммунисты, вперед!; Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва! И хотя в общей массе крылатых единиц доля выражений, тематически связанных с Великой Отечественной войной, не очень велика (по нашим подсчетам, около 100), их значимость в русской культуре трудно переоценить.

Наибольшей афористической активностью из всех источников крылатых выражений, связанных с периодом Великой Отечественной войны, обладает песенное творчество. Песня предстает как самый чуткий жанр искусства, мгновенно реагирующий на изменения в общественной жизни и настроениях людей. Именно она отражает и преломляет крупнейшие события эпохи, соединяя в своем содержании и тонкую лирику, и героику, и гражданственность.

Сила песни заключена в ее образности, которая на вербальном уровне выражается при помощи конкретных слов. Не случайно в песнях о Великой Отечественной войне весьма часто актуализируются предметные атрибуты

войны: письмо, полевая почта, похоронка и другие. Как отмечал А. А. Потебня, образ дает «возможность замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими умственными величинами» [3. С. 520]. Каждое песенное крылатое выражение представляет собой результат «сгущения мысли», в нем понятно выражается то, что является в действительности сложным и трудно формулируемым. При этом крылатая единица тесно связана с окружающим ее контекстом и мелодией.

Проведенный нами анализ песенных текстов о Великой Отечественной войне позволяет утверждать, что крылатые выражения военных лет и послевоенной эпохи транслируют важнейшие для русской культуры смысловые константы: идею сопричастности каждого человека к судьбе страны, стремление к добру и красоте, любовь к людям, тягу к справедливости (см. об этом [2]).

Рассмотрим подробнее выражения, отражающие память о Великой Отечественной войне, в соответствии с названными константами народного сознания, для чего воспользуемся «Большим словарем крылатых слов и выражений» [1].

Значительная группа крылатых единиц, восходящих к песенным источникам, объединяется представлением о соборности, сопричастности людей к целому.

Так, например, строка из песни-гимна «Священная война.» А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача (1941) Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой - воспроизводит символический образ страны, объединившейся в праведном гневе. Крылатое выражение сохраняет ассоциативную связь с контекстом песни: Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой темною, / С проклятою ордой. Пусть ярость благородная / Вскипает как волна. / Идет война народная, / Священная война.

Название и рефрен песни В. Е. Баснера на стихи М. Л. Матусовского из кинофильма «Тишина» (1964) «На безымянной высоте» соотносится с обобщенным образом русского солдата, отдавшего жизнь во имя Родины. Главная мысль этой песни (о том, что память о погибших будет жить всегда, и сами жертвы не напрасны) передается целым рядом крылатых единиц: Дымилась роща под горою / И вместе с ней горел закат... / Нас оставалось только трое /Из восемнадцати ребят. /Как много их, друзей хороших, / Лежать осталось в темно-

те / У незнакомого поселка, /На безымянной высоте. <... > Мне часто снятся те ребята — / Друзья моих военных дней, / Землянка наша в три наката, / Сосна, сгоревшая над ней. / Как будто вновь я вместе с ними / Стою на огненной черте - / У незнакомого поселка, / На безымянной высоте. Помимо выражения константы соборности, песня пробуждает реальные ощущения тех лет, благодаря конкретным и точным образам: землянки как символа фронтового быта, боевого братства («друзья моих военных дней»), огня и дыма пожарищ.

Нам нужна одна победа - название и рефрен песни Б. Ш. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» (1970): Здесь птицы не поют, / Деревья не растут. / И только мы плечом к плечу / Врастаем в землю тут. / Горит и кружится планета, / Над нашей Родиною дым. / И значит, нам нужна одна победа. /Одна на всех. Мы за ценой не постоим! В песне и ставших крылатыми строках выражена готовность людей идти на любые жертвы ради достижения высокой цели сохранения страны.

За себя и за того парня - строка из песни М. Г. Фрадкина на стихи Р. И. Рождественского «За того парня» (1972): Я сегодня до зари встану, / По широкому пройду полю. / Что-то с памятью моей стало - / Все, что было не со мной, помню. Крылатое выражение, сохраняющееся в русском языке, передает главную идею песни - идею единства, связи прошлого с настоящим, ушедших, умерших людей с ныне живущими. Объединяющим началом выступает любовь к Родине, к родной земле.

Другой пласт крылатых единиц из песенных текстов о событиях 1941-1945 годов служит для передачи стремления людей к добру, красоте, любви - наперекор жестокости и разрушительной силе войны.

Синенький скромный платочек - строка и название лирической песни из репертуара К. И. Шульженко, написанной на известную еще до войны мелодию лейтенантом М. А. Максимовым в 1941 году: Помню, как в памятный вечер / Падал платочек твой с плеч, / Как провожала и обещала / Синий платочек сберечь. /И пусть со мной /Нет сегодня любимой, родной, / Знаю, с любовью ты к изголовью /Прячешь платок голубой. Эта песня стала одной из самых популярных в годы Великой Отечественной войны, а синенький платочек воспринимался как символ верной любви, которая согревает и вдохновляет бойцов: Сколько заветных платочков / Носим в

шинелях с собой! /Нежные речи, девичьи плечи / Помним в страде боевой. / За них, родных, / Желанных, любимых таких, / Строчит пулеметчик за синий платочек, / Что был на плечах дорогих!

В целом надо отметить, что противоположные концепты «война» и «любовь» оказываются сопряженными в ряде песенных текстов («Я на подвиг тебя провожала», «Моя любимая», «Где ты, мой сад?» и др.). Понимание любви как ценности определило всесильность этого чувства. Любовь становится олицетворением надежд и устремлений человека на войне, именно она может уберечь его в минуту опасности или возродить к жизни, тем самым преодолев войну-смерть, сравните строки из известной песни «Темная ночь»: Верю в тебя, в дорогую подругу мою, / Эта вера от пули меня темной ночью хранила... /Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, / Знаю, встретишь с любовью меня, / что б со мной ни случилось...

Дорогая моя столица, / Золотая моя Москва - рефрен песни И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского «Моя Москва» (1942): Я по свету немало хаживал: / Жил в землянках, окопах, в тайге, / Похоронен был дважды заживо, / Знал разлуку, любил в тоске. / Но Москвой я привык гордиться, / И везде повторял я слова: / «Дорогая моя столица, / Золотая моя Москва!» <...> И врагу никогда не добиться, / Чтоб склонилась моя голова / Дорогая моя столица! / Дорогая моя Москва! В этих строках выражена не только гордость за свою родину, горячая любовь к ней, но и уверенность в победе над врагом.

Прощай, любимый город, уходим завтра в море - строка из песни В. П. Соловьева-Седого на стихи А. Д. Чуркина (1942), одной из самых любимых в годы войны. Эта песня объединяла бойцов чувством тоски по дому, по любимым и родным.

Особую группу крылатых единиц, восходящих к песням о Великой Отечественной войне. составляют выражения, объединенные темой справедливости - по отношению к героям войны, к русскому народу в целом.

Грудью защитившие страну - заключительная строка первой строфы песни В. П. Со-ловьева-Седого на стихи А. И. Фатьянова «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (1946): Мы тебе колхозом дом построим, / Чтобы было видно по всему: / Здесь живет семья российского героя, / Грудью защитившего страну. В этих словах выражена гордость за русского

солдата, его стойкость, несломленность в тяжелых испытаниях, а также вера в то, что его подвиг будет достойно оценен людьми и страной.

Хотят ли русские, хотят ли русские войны? - заглавие и рефрен песни Э. С. Колманов-ского на слова Е. А. Евтушенко (1961): Хотят ли русские войны? / Спросите вы у тишины, / Над ширью пашен и полей, / И у берез, и тополей / Спросите вы у тех солдат, / Что под березами лежат, / И вам ответят их сыны, / Хотят ли русские, / Хотят ли русские, / Хотят ли русские войны. Строки выражают правду о русском народе - в ответ на обвинения в милитаризме и агрессивности со стороны западных стран.

Это праздник с сединою на висках - этот и другие фрагменты припева песни Д. Ф. Тухма-нова на стихи В. Г. Харитонова «День Победы», созданной к 30-летию Победы над фашистской Германией (1975), сразу были подхвачены носителями русского языка и по сей день воспроизводятся в качестве прецедентных: День Победы, / Как он был от нас далек, / Как в костре потухшем таял уголек. / Были версты, обгорелые, в пыли, - / Этот день мы приближали, как могли. <... > Этот день Победы порохом пропах. / Это праздник с сединою на висках. / Это радость со слезами на глазах <...> В песне простыми словами выражена радость победы и гордость за мужество и стойкость страны, пережившей лихую годину. Вместе с тем война воспринимается как незаживающая рана, боль от потерь в ней невосполнима.

Нам дороги эти позабыть нельзя - концовка лирической песни А. Г. Новикова на стихи Л. И. Ошанина «Дороги» (1945): Эх, дороги... / Пыль да туман, /Холода, тревоги, /Да степной бурьян. / Снег ли, ветер / Вспомним, друзья. /... Нам дороги эти /Позабыть нельзя. Мотив дороги - это мотив судьбы в русском понимании. Память избирательна, она сохраняет лишь те моменты, которые определяют нечто важное в жизни человека. На дорогах войны «высвечивались» как лучшие, так и худшие стороны людей, это время испытаний, которое не должно забыться.

Но помнит мир спасенный - строка из песни А. Я. Эшпая на стихи Е. М. Винокурова «Москвичи» (1953): В полях за Вислой сонной /Лежат в земле сырой / Сережка с Малой Бронной / И Витька с Моховой. / Но помнит мир спасенный, /Мир вечный, мир живой / Сережку с Малой Бронной / и Витьку с Моховой.

Главная мысль песни - в том, что жертвы, понесенные народом в Великой Отечественной войне, не напрасны. Подвиг каждого был необходим: как в Библии - то «малое, но великое.»

Во всех приведенных примерах мы наблюдаем лексическую лаконичность крылатого выражения при его смысловой емкости. У каждой единицы из произведения искусства присутствует второй, ассоциативный план. Ряды ассоциаций выводят слушателя на представления о конкретных реалиях войны (окопы, дым, огонь, пехота, танк, полевая почта), о солдатском быте (землянка, печь, шинель, гармошка) и тем самым сохраняют память о том далеком. страшном и тяжелом для страны испытании.

Великая Отечественная в нашем сознании рождает мысли о памяти, памяти личной и родовой, памяти общенациональной. Песни Великой Отечественной войны вошли в сокровищницу национального искусства ХХ века, потому что эти произведения освещены искренностью и человечностью. Воспроизводимость крылатых выражений из песенных

текстов о Великой Отечественной войне обеспечивает им долгую жизнь в национальной культуре.

Список литературы

1. Берков, В. П. Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка : в 2 т. / В. П. Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежко-ва; под ред. С. Г. Шулежковой. Магнитогорск,

2008. Т. 1-2.

2. Голованов, И. А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (ХХ-ХХ1 вв.). Челябинск : Энциклопедия,

2009. 251 с.

3. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. М. : Искусство, 1976. 614 с.

4. Уфимцева, Н. В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира : сб. ст. / Рос. акад. наук; Ин-т языкознания. М., 2000. С. 207-219.

5. Шулежкова, С. Г. Крылатые выражения русского языка, их источники и развитие. М. : Азбуковник, 2001. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.