Научная статья на тему 'ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛОВАРНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ПЕСНЯ» В ИДИОСТИЛЕ А. БЛОКА)'

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛОВАРНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ПЕСНЯ» В ИДИОСТИЛЕ А. БЛОКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ПЕСНЯ» / СОЧЕТАЕМОСТЬ / «МУЗЫКАЛЬНАЯ» ЛЕКСИКА / СЕМАНТИКА / THE NOUN “SONG” / COMPATIBILITY / “MUSICAL” VOCABULARY / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шульдишова Алина Анатольевна

Одной из значимых лексических примет идиостиля А. Блока является разнообразное употребление имени существительного песня. Кроме использования слова песня в значениях, отмеченных словарями, поэт создал ряд индивидуально-авторских вариантов значений, оформленных с помощью приемов сочетания имен некоторых объектов авторского художественного мира с различными словоформами лексемы песня. В сообщении приведены примеры поэтического воплощения лирических образов героя и героини. Прослежено их семантическое наполнение, а также взаимоотношения музыкальной образности с контекстами отдельных поэтических произведений. Предложены способы семантической интерпретации используемых «песенных» лексических единиц, как фактора идиостиля поэта. Показано, что лексема песня и ее производные манифестируют симбиоз поэтического и музыкального, осмысляемого словесно. Дана коннотационная квалификация “музыкального” образа песня, выявлены стилистические особенности индивидуально-авторских оказзиональных сочетаний, порождающих оригинальные смыслы в содержании стихотворных произведений А.А. Блока. Изучение характера генерирования семантики минимальных контекстов с именем существительным песня позволило приблизиться к пониманию закономерностей словоупотреблений, составивших категорию «омузыкаленной» лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSIDE OF DICTIONARY MEANINGS (THE NOUN “SONG” IN THE IDIOSTYLE OF A. BLOK)

One of the significant lexical signs of A. Blok’s idiostyle is the varied use of the noun song. In addition to using the word song in the meanings indicated by dictionaries, the poet created a number of individual author’s variants of meanings, designed using the techniques of combining the names of some objects of the author’s artistic world with various word forms of the lexeme song. The message contains examples of poetic embodiment for the lyrical images of the hero and heroine. Their semantic content is traced, as well as the relationship of musical imagery with the contexts of individual poetic works. Methods of semantic interpretation of the used “song” lexical units as a factor of the poet’s idiostyle are proposed. It is shown that the lexeme song and its derivatives manifest a symbiosis of poetic and musical, interpreted verbally. It is given the connotational qualification of the “musical” image of the song, the stylistic features of the individual author’s occasional combinations that generate original meanings in the content of A.A. Blok’s poems are revealed. The study of the nature of generating the semantics of minimal contexts with the noun song allowed us to get closer to understanding the patterns of word usage that made up the category of “musical” vocabulary.

Текст научной работы на тему «ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛОВАРНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ПЕСНЯ» В ИДИОСТИЛЕ А. БЛОКА)»

За пределами словарных значений (существительное «песня» в идиостиле А. Блока)

Шульдишова Алина Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Медицинский институт, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» E-mail: shuld_a@mail.ru

Одной из значимых лексических примет идиостиля А. Блока является разнообразное употребление имени существительного песня. Кроме использования слова песня в значениях, отмеченных словарями, поэт создал ряд индивидуально-авторских вариантов значений, оформленных с помощью приемов сочетания имен некоторых объектов авторского художественного мира с различными словоформами лексемы песня. В сообщении приведены примеры поэтического воплощения лирических образов героя и героини. Прослежено их семантическое наполнение, а также взаимоотношения музыкальной образности с контекстами отдельных поэтических произведений. Предложены способы семантической интерпретации используемых «песенных» лексических единиц, как фактора идиостиля поэта. Показано, что лексема песня и ее производные манифестируют симбиоз поэтического и музыкального, осмысляемого словесно. Дана коннотационная квалификация "музыкального" образа песня, выявлены стилистические особенности индивидуально-авторских оказзиональных сочетаний, порождающих оригинальные смыслы в содержании стихотворных произведений А.А. Блока.

Изучение характера генерирования семантики минимальных контекстов с именем существительным песня позволило приблизиться к пониманию закономерностей словоупотреблений, составивших категорию «омузыкаленной» лексики.

Ключевые слова: существительное «песня», сочетаемость, «музыкальная» лексика, семантика.

Песня - мой спутник и друг А. Блок

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточно изученными, по нашему мнению, остаются языковые средства реализации музыкальности в стихотворных произведениях русских поэтов. Анализ литературы показал, что проблемы и конкретные вопросы исследования лексико-се-мантических средств описания музыки остаются открытыми, нуждаются во всестороннем и глубоком осмыслении. В имеющихся на сей счёт исследованиях, как правило литературоведческих, в той или иной мере рассмотрены или только затронуты вопросы ритмико-мелодических и фонетико-ин-тонационных свойств поэтических текстов, соответствия музыкального решения и поэтического текста (Т.И. Болеславская «О музыке блоковского стиха», С.Б. Бураго «Александр Блок: очерк жизни и творчества», В.А. Васина-Гроссман «О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке», Л.Л. Гервер «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов», В. Каратыгин «Блок и музыка», А.Б. Криницын «Тема рыцарства в лирике А. Блока в ее связи с творчеством Р. Вагнера», Д.М. Магомедова «О генезисе и значении символа "мирового оркестра" в творчестве А. Блока», А. Медведев «Блок, прочитанный Шостаковичем», Т.А. Хопрова «Музыка в жизни и творчестве А. Блока» и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]).

Целью предпринятого исследования являлось изучение содержательной стороны "музыкальных" слов в ограниченных лексико-семантических контекстах. Поставленная цель предполагала решение задач: 1) выявить черты индивидуально-авторской семантической окрашенности лексемы песня в идиостиле А.А. Блока; 2) показать наиболее характерные для "музыкального" языка лирических произведений поэта авторские приемы употребления указанной словоформы и ее производных.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Поэтика микроконтекстов с лексемой «песня / песнь»

Особой приметой идиолекта А. Блока являются употребления различных словоформ имени существительного песня (171 случай употребления этого слова и его производных в поэтических текстах). Кроме того, слово песня многократно употреблено в критических заметках, статьях, эпистолярных текстах, записных книжках и дневниковых запи-

сях. В составе "музыкального" языка поэта песня использована в сочетании с существительными, глаголами, прилагательными, именами собственными, местоимениями, причастиями, местоименными прилагательными и другими частями речи в прямом и переносном значении.

По мнению Н.Н. Ничик, «Исходное прямое значение лексемы <...> получает семантическое развитие (оттенок), несет на себе "отблеск" образных доминант ближайшего и дальнейшего лексического окружения и становится частью их изобразительно-выразительного единства» [10, с. 36].

Существительное песня в поэтической составляющей творчества А.А. Блока, реализуя узуальные значения, часто дополняется самыми разными семантическими оттенками, которые так же, как и другие средства выразительности, участвуют в создании поэтических образов стихотворений. В "лирической трилогии" Блока репрезентирован богатый "арсенал" окрашенных дополнительными смыслами поэтизмов, созданных на основе лексемы песня.

Ниже представлены результаты анализа семантики и поэтики существительного песня и его производных в "малых" контекстах стихотворений "трилогии" А. Блока. Основанием для принятия решений об индивидуально-авторском использовании лексемы песня во всех случаях было сопоставление её значений в конкретных контекстах поэта с зафиксированной большим академическим «Словарём современного русского литературного языка» семантикой слова. В нём слово песня зафиксировано в четырёх значениях: «1. небольшое словесно-музыкальное произведение для исполнения одним лицом или хором; один из основных видов устного народного творчества. *Петь, исполнять и т.п. песню, песни. Свадебная, обрядовая и т.п. песня. *Такое произведение в звучании, в момент исполнения; песенные звуки (В сравн.: звон, как тихая песня без слов). *О пении птиц, о звуках птичьих голосов. *О всяких протяжных (обычно мелодичных) звуках, напоминающих звуки песни. *небольшое напевное инструментальное произведение. *Чья либо песня спета. 2. небольшое стихотворное лирическое произведение, служащее текстом для пения или написанное в стиле текста для пения. *Название поэтического произведения песенного характера. *Только мн.ч. Поэтическое творчество, поэзия. 3. То же, что песнь (во 2-м значении). 4. То, о чем часто говорится, повторяется, что давно известно. *Та же, эта же песня; петь, тянуть, завести, заводить (одну и) ту же песню. *Старая, прежняя и т.п. песня; тянуть, заводить и т.п. старую, прежнюю песню. *Новая, другая и т.п. песня. Об изменении в делах, порядках, положении. *Долгая, (длинная) песня. О том, что не скоро может исполниться; о скучном, продолжительном деле, занятии» [11, т. 9, с. 1080-1083].

Даже минимальный контекст с участием существительного песня "увеличивает содержательный потенциал прямых значений, раздвигает их рамки

до обобщенно-символических" [10, с. 32-33], порождает индивидуальные авторские семантические оттенки прямого значения.

Лексема песня впервые была использована А. Блока в стихотворении «Она молода и прекрасна была ...» и сразу же с дополнительным созна-чением в контексте / Когда же мне пела она про любовь, / То песня в душе отзывалась /. Лексема песня, представляя чувственную сторону отношений лирических героев позволила А. Блоку дополнить семантику слова созначением 'отзыв на призыв ответным чувством к лирической героине'. Искренние чувства возлюбленной глубоко восприняты лирическим героем. Песня априори выражает душу человека.

В стихотворении «Как мучительно думать о счастьи былом ...»: (/ А когда твои песни польются вдали / Беспокойной, обманчивой клятвой, / Вспомню я, как кричали тогда журавли / Над осенней темнеющей жатвой /) песня в контексте обстоятельства образа действия "польются <...> обманчивой клятвой", отчётливо окрашенного пейоративной аксиологией, одновременно, благодаря глаголу польются, подчеркивающему 'непрерывность звучания', и реализует значение, отмеченное словарем ('то, о чем часто говорится, повторяется, что давно известно'), и коннотирует оценочное отношение к содержанию. К этому примеру примыкают и другие семантические вариации отмеченного значения: 1) / А песни звук - докучливый и страстный - / Таит в себе невидимую ложь /; 2) / Да и песням знакомым не верю /.

Довольно часто поэт использовал существительное песня в сочетании с глаголом петь, причём как в прямом, так и в переносном значении. Выявлены следующие вариации в семантике этого сочетания лексем:

а) В значении 'небольшое словесно-музыкальное произведение для исполнения одним лицом или хором; один из основных видов устного народного творчества': 1). / А там, далеко, из-за чащи лесной / Какую-то песню поют/; 2) / Бродят и песни поют; 3) / Милый мой, не скрою, / Что твоя, твоя ... / Не дает покою / Думушка моя / Друг мой, князь мой милый / Пал в чужом краю. / Над его могилой / Песни я пою /; 4) / Усыплён я земными тревогами, / Всё иное - певучий обман. / Но в тумане надежды затеряны, / И поют мои песни вдали /.

б) В следующих контекстах форма множественного числа лексемы песня наряду с основной семантикой, репрезентирует значение 'поэтическое творчество, поэзия': 1) / Тропу печальную, ночную/ Я до погоста протоптал, / И там, на кладбище ночуя, / Подолгу песни распевал /; 2) / И песни петь! И слушать в мире ветер! /. Критически настроенный читатель может, конечно, воспринять первый пример с иронией, но всё дело в том, что романтическое мироощущение (а именно оно здесь воспроизведено) адекватно передаёт оба смысла: тоскуя по ушедшей в иной мир возлюбленной, лирический герой абсолютно естественно мог и петь, и сочинять у могилы.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

сэ см о см

в) Значение 'небольшое напевное инструментальное произведение' в идиостиле Блока также претерпевает изменения. В нём отчётливо актуализируется коннотирующее значение, чему способствует использование множественного числа слова песня в сочетании с прилагательным дикие "скрипки ... поют ... дикие песни", с одной стороны, разрушающим нейтральное определение 'напевные' из словарной дефиниции, а с другой, пробуждающим ассоциации с неистовыми скрипичными пассажами, характерными для испанских романсеро и музыкой из оперы Бизе «Кармен» (/ Один я стою и внимаю / Тому, что мне скрипки поют. / Поют они дикие песни / О том, что свободным я стал! / О том, что на лучшую долю / Я низкую страсть променял! /). В сходных контекстах скрипки не только поют, но стонут, они безумны и т.д.: 1) /Скрипки стон неутомимый/Напевает мне: «Живи ...» /; 2) / Мы были вместе, помню я ... /Ночь волновалась, скрипка пела ... /; 3) / Вновь сдружусь с кабацкой скрипкой, / Монотонной и певучей!; 4) / Один я стою и внимаю / Тому, что мне скрипки поют /; 5) / И тенор пел на сцене гимны / безумным скрипкам и весне ... / и др. В дополнение приведем примеры символических метафор, в которых не только музыкальные инструменты, но их детали струна, смычок наделены способностью воспроизводить голосовые возможности исполнителей песенных произведений. В контекстах, символически связанных со струнами сердца, души, семантика наполняется "разно-ладовыми" красками - то в мажорной, то в минорной тональности: 1) /Ты злишься, мой смычок визгливый, / Врываясь в мировой оркестр / Отдельной песней торопливой? /; 2) / И сейчас же в ответ что-то грянули струны, / Иступленно запели смычки /; 3) /Мать, что поют глухие струны? /; 4) / Где-то пели смычки о любви. /; 5) / Смычок запел. И облак душный / и др.

Одной из важнейших характеристик индивидуального стиля Блока является использование антитетичных высказываний. Поэт использовал глагол петь для символизации самых разных семантических оттенков 'жизни'. 'Антимузыкальность, мертвенность, утрата' у Блока выражается сочетанием глагола петь c отрицательной частицей не. Отсутствие песен подкрепляется глаголами смолкнуть, оборваться. При этом глагол совершенного вида обозначает завершение действия в недавнем прошлом осуществлявшегося. Следующие лирические "микросюжеты" получают эту дополнительную семантическую окраску, становятся символом безжизненности, отчаяния: 1) / Теперь пастуший кнут не свистнет, / И песни не споет свирель; 2) / Когда настанет мой час, / И смолкнут любимые песни /; / А песня смолкла за стеной!.. /; 3) / Да, я измученный, усталый соловей, / Пресеклись звуки, песня оборвалась /;

г) Песня в сочетании с прилагательным длинный реализует значение 'О том, что не скоро может исполниться; о скучном, продолжительном деле, занятии': 1) /Мы ребенку кудри чешем, /Песни

длинные поем, /; 2) / А те, кому трудней немножко, / Те песни длинные поют ... /;

д) Последнее из зафиксированных словарем значений ('то, о чем часто говорится, повторяется, что давно известно') в поэтическом языке Блока, по нашему мнению, также модифицируется, становится образом сохранения памяти об умершем любимом человеке - / Ты вспомнишь, когда уйду на покой, / Исчезну за синей чертой,- / Одну только песню, что пел я с Тобой, / Что Ты повторяла за мной /. Песня - хранилище, напоминание о событиях и способ воспроизведения прежних впечатлений.

Распределение случаев использования слова "песня" по группам (на основании отнесения к тому или иному основному значению) позволяет увидеть весь семантический спектр лексемы в лирике А. Блока. В первой группе значений ('издавать голосом музыкальные звуки; передавать голосом музыкальные произведения') выявлены 9 случаев: 1) / Стройного юноши пение / В сумерки слышно в лугах. / В сумерки белый поднимется, / Рощу, луга окружит, / Милая с милым обнимется, / Песня в лугах замолчит; 2) / Когда же песню начинает, / Ее напев смущает пир, / И голос грустный отлетает / В далекий, совершенный мир /; 3) / Вздыхать у милой на пороге / И слушать песню за стеной ... / Но в этой песне одинокой, / Что звонко плачет за стеной ... / О, кто ужасному поверит/ И кто услышит стон живой, / Когда душа внимает, верит,- /; 4) / В песнях матери оставленной / Золотая радость есть: / Только б он пришел прославленный, / Только б радость перенесть! /; 5) / В прялке - вечная кудель, / Прялка песенку заводит /; 6) / Когда осилила тревога, / И он в тоске обезумел, / Он разучился славить бога / И песни грешные запел /; 7) / Когда звенит тоской острожной / Глухая песня ямщика!.. /; 8) / Лишь щемящей песни солдатской / Издали несется волна /; 9) / Старинной песни гайдамаков / Напев согласный зазвучал /.

Многократно поэт использовал лексему песня в значении 'небольшое стихотворное лирическое произведение, служащее текстом для пения или написанное в стиле текста для пения': 1) / Встречу песней наудачу / Новой осени зарю /; 2) / Только здесь и дышать, у подножья могил, / Где когда-то я нежные песни сложил / О свиданьи, быть может, с Тобой ... /; 3) / Ревную к Божеству, Кому песни слагаю, / Но песни слагаю - я не знаю, Кому /; 4) / Вот моя песня - тебе, Коломбина. / Это - угрюмых созвездий печать: / Только в наряде шута-Арлекина / Песни такие умею слагать /; 5) / В моей душе больной и молчаливой / Сложилась песня чудная одна, / Она не блещет музыкой красивой, / Она туманна, сумрачна, бледна /; 6) / В моей душе больной и молчаливой / Сложилась песня чудная одна, / Она не блещет музыкой красивой, / Она туманна, сумрачна, бледна/; 7) / О, не просите скорбных песен! / И песни скорби - только бремя,-/Его не выдержит весна! /; 8) / Моей гармонией нарушу, / Быть может, строй души твоей, / Но в песни я влагаю душу, / И ты поэта пожалей! /; 9) / Отчего

мои песни больны?.. /; 10) /Кругом глубокий мрак. Я плачу, / Зову мои родные сны, / Слагаю песни наудачу, / Но песни бледны и больны. / О, в эти тяжкие мгновенья / Я вижу, что мне жизнь сулит, / Что крыл грядущее биенье - / Печаль, не песни породит /; 11) / Вот мои песни - и дни /; 12) / Ты злишься, мой смычок визгливый, / Врываясь в мировой оркестр / Отдельной песней торопливой? /. Исходное словарное значение в блоковских контекстах претерпевает изменения, получает индивидуально-авторские оттенки:

а) в цитируемом контексте / Не ты ли песни окрылишь, / Что так безумны, так случайны?.. / песни в сопровождении глагола окрылишь и кратких прилагательных безумны и случайны символизирует 'пробуждение творческого вдохновения, воодушевление', связана с ожиданием желаемого, долгожданной;

б) любое стихотворение может быть названо песней (öde - песня). В цитируемом фрагменте представлены два разных понимания поэтического произведения. В контексте с существительным стих (в значении 'стихотворение, как жанр без напева') Вы - мой Кумир. Стихом и песней / Хочу Вам только передать, / Что для меня Вы всех прелестней, / И в Вас вся сердца благодать / существительное песня приобретает значение 'стихотворение, которое исполняется, как ода';

в) в семантическое поле песня вовлекается тема творческого вдохновения лирического героя:

1) / И гордо песни льются вновь, / Полны неведомых созвучий, / И новый бог его - Любовь - / Ему дарует стих могучий. / Но тайна вечно почиет / На звуках песни и сонета / И сила новая живет / В твореньях юного поэта /; 2) / А там подскажет вдохновенье / Созвучья песен и стихов!.. /; 3) / Вчера я слышал песни с моря / И плески волн о южный брег, / Душа, в смятеньи песням вторя, / К полудню направляла бег /;

г) смена эмоционального состояния лирического героя передана и через модуляцию значения 'восхваление в стихах, поэтизация объекта восхищения': 1) / Что душу отняла мою, / Отравой извела, / Что о тебе, тебе пою, /И песням нет числа!.. /;

2) / Слышишь песню мою? Я крушу и пою / Про весеннюю Сольвейг мою! /; 3) / Но я руке не позволяю / Писать про виденные сны, / И только книжку посылаю / Царице песен и весны ... / В моей душе, как келья, душной / Все эти песни родились /. В последнем примере (в первом употреблении - царица песен) существительное песня употреблено с иным содержательным нюансом - творческое вдохновение связано с любовью. Метафорическое значение связано с образом властительницы вдохновения. Поэт неоднократно подчёркивал: любовь <...> дарует стих могучий. А к циклу «Отроческие стихи» поместил в качестве эпиграфа греческое изречение: Пад пощтпд Y'YveTai ои о 'Трод йфета! av (Всякий, кого коснется Любовь, становится поэтом).

д) в примере: / Когда я буду тосковать / И без гармонии терзаться, / Не будут звуки прилетать / И песнь надежды раздаваться ... /- слово песнь

в паре с несогласованным определением, выраженным существительным надежда, олицетворяет акт творчества, но в сочетании с отрицательной частицей не, как уже было сказано, контекст модулирует в семантическую тональность 'апатия, пассивность, спад'. Поэт не просто метафоризо-вал творческое вдохновение, но обожествлял его. Слово песнь отождествляется со священной книгой. В контексте / С вечерним озером я разговор веду / Высоким ладом песни ... / <...> / Влюбленные ему я песни шлю / сочетание высоким ладом песни контекстуально отражает 'торжественный, возвышенный стиль', усиливает значение поэтического творчества. Сочетание влюбленные песни следует понимать как песни любви;

е) в контексте стихотворения «Художник» (/ Крылья подрезаны, песни заучены. / Любите вы под окном постоять? / Песни вам нравятся. Я же, измученный, / Нового жду - и скучаю опять /) -ощутим дополнительный семантический нюанс -'ожидание творческого вдохновения'. А само стихотворение, по мнению Ю.М. Лотмана представляет собой "описание момента высшего напряжения поэтического вдохновения" [12, с. 29].

ж) песня, включаясь в связь с прилагательным заморский, подчеркивает не только 'стремление к творческому совершенству' в стихах, но и ясно ощущаему поэтом самобытность собственного творчества, отличающую его от других авторов: / В тайник души проникла плесень, / Но надо плакать, петь, идти, / Чтоб в рай моих заморских песен / Открылись торные пути /;

з) в поэтическом языке Блока существительное песня употребляется в значении 'фактор, предвещающий тревогу, разочарование': / За ладьей -огневые струи - / Беспокойные песни мои . /;

и) в контексте сравнения стихотворное лирическое произведение становится эквивалентом музыкального - песни: / Он пел о буре, о ненастьи / И помнил битвы вдалеке. / Его слова казались песней /.

к) слово песня использовалось Блоком и для передачи метафорических значений: / Седеющих веков меня покинет взор, / И в мир вернусь один -для песни одинокой /.

Отдельного упоминания заслуживают примеры индивидуально-авторской метафоризации значений (не выделенные Академическим словарем).

Песня обладает широким семантическим диапазоном, средством, обозначающим те или иные «разнотональные» интимные отношения лирических героев.

Метафорические использования лексемы песня наиболее часто отмечаются в контекстах, которые можно обозначить как "творящие" образ возлюбленной, Прекрасной Дамы: 1) Ты песнью без конца растаяла в снегах / И раннюю весну созвучно повторила /; 2) / Есть много песен в светлых тайниках / Ее души невинной и приветной /.

Образ лирической героини «многоипостасен». Одна из них - песня. В некоторых контекстах, связанных с лирической героиней, семантика лексе-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

мы песня окрашивается надеждой на будущую встречу: 1) / Я жду неизведанной встречи / С далекой и милой, чьи песни унес / Полуночный ветер - далече!..; 2) / Песни твоей лебединой / Звуки почудились мне /; 3) / Отзвуки, песня далекая, / Но различить - не могу /; 4) / Нет, из господнего дома / Полный бессмертия дух / Вышел родной и знакомой / Песней тревожить мой слух/. Воспоминание, мысленное воспроизведение образа Ее характерно для других стихов: 1) / А душа моя -той же любовью полна, / И минуты с другими отравлены мне, / Та же дума - и песня одна / Мне звучала сегодня во сне ... /; 2) / Очарованья старых песен / Объемлют душу в этот миг /; 3) / Нисходит сумрак ночи бледной, / Но сон - тревожен. Мой покой / Какой-то образ, лик победный / Тревожит песнью молодой ... /; 4) / Порой, как прежде, различаю/Песнь соловья в твоей глуши ... / И много чар, и много песен, / И древних ликов красоты ... /; 5) / О, лучших дней живые были! / Под вашу песнь из глубины. / На землю сумерки сходили / И вечности вставали сны!.. /. Еще одно значение этой лексемы порождается смысловой аурой 'предчувствия встречи, приближения возлюбленной': 1) / Там бьются лазурные крылья, / Трепещет знакомая песня /; 2) / И я услышал голос шумный / И, подойдя к окну, внимал / И голос воли безраз-думной / В весенней песне угадал /; 3) / Ветер принес издалёка / Песни весенней намек, / Где-то светло и глубоко / Неба открылся клочок. / Ветер принес издалёка /Звучные песни твои/. Энгармонически сходная поэтика 'воображение ожидаемого свидания, предвкушение встречи' подчеркнута образом ночных песен: / Ты одна меж задумчивых сосен - / И поешь о вечерней любви. / Эти ласки и песни ночные -/ Только ночь - загорятся опять /.

Минорные тональности наблюдаемы в семантике контекстов, связанных с

а) 'мотивом несбывшейся надежды': /Всё мне, певучее, тяжко и трудно, / Песни твои, и снега, и костры . /; 2) В безмолвной, сладостной, таинственной тиши / Песнь соловьиная несется .. /;

б) 'темой гибели идеала, ушедшей любви': 1) / Увы! Душа презреть не в силах / И чует в песнях старины / Страстей минувших, вечно милых / Былые призраки и сны; 2) / Не пой ты мне и сладостно, и нежно: / Утратил я давно с юдолью связь. // Моря души - просторны и безбрежны, / Погибнет песнь, в безбрежность удаляясь /;

в) образ песни является 'горестным откликом на воспоминание' / Последний пурпур догорал, / Последний ветр вздохнул глубоко, / Разверзлись тучи, месяц встал, / Звучала песня издалека. // Все упованья юных лет / Восстали ярче и чудесней, / Но скорбью полнилась в ответ / Душа, истерзанная песней /.

Обращает на себя внимание семантика язы-° ковых средств, воплощения лирического героя. " Достойное место в ряду с другими принадлежит ^ в них и обсуждаемой лексеме песня В языке поэта ^ встречаются метафорические значения, связан-Ц ные с образом лирического «я»: 1) /Я и мир - сне-

га, ручьи, / Солнце, песни, звезды, птицы, / Смутных мыслей вереницы - / Все подвластны, все -Твои! /; 2) / Моя душа вся тает в песнях дальных, / И я могу тогда прочесть в ночных звездах / Мою судьбу и повесть дней печальных . /.

В контексте (/ Ни ветерка, ни крика птицы, / Над рощей - красный диск луны, / И замирает песня жницы / Среди вечерней тишины /) словарное значение 'небольшое словесно-музыкальное произведение для исполнения одним лицом или хором' расширяется. Замирающая песня вызывает представление об окончании дня: / Отзвучала гармония дня - / Замирают последние песни . /.

В языке А. Блока вообще множество образных сравнений, мотивированных лексемой песня, например: / Его слова казались песней /, / Мой поезд летит, как цыганская песня /, / Точно песня, весь мир облетев / и др.

Отдельного упоминания заслуживают названия стихотворений В заголовках слово песня вступает в связь со всем текстом, воссоздаёт музыкальную атмосферу, апеллируя к читателю указанием на конкретный жанр музыкального произведения, предопределяет структуру и свойства стихотворения. Музыкальная семантическая составляющая, песенный характер стихотворения заложен уже в самих названиях поэтических произведений. К примеру, в «Песне Офелии» наблюдаем лексические анафоры: / А я забыла вчерашнее -/забыла вчерашнее. /;/Я не искала плакучей ивы -/плакучей ивы /; / О чем берега шептали - / берега шептали / и т.д. [13, т. 1, с. 243]; «Песня матросов» [13, т. 2, с. 52], «Ее песни» [13, т. 2, с. 220], одноименное стихотворение «Песня Офелии» [13, т. 1, с. 17] "поются", просятся в музыку. В стихотворении «Песенка» сопутствует конкретизации семантики и эпиграф из романса «Смеялась ты ... Смеюся я (/ Буду петь, вверяясь грустной лире, / Буду сердцем о Любви страдать ... / [13, т. 1, с. 392]). В «Песне Фаины» [13, т. 2, с. 284] в блоковской строке / Я вся в огне / - узнаётся оперный эпизод - заключительная сцена оперы Р. Вагнера «Валькирии» из третьего акта («Прощание Вотана и заклинание огня»), когда Вотан говорит валькирии Брунгильде: "Мы расстаёмся <...> Пусть брачный огонь для тебя загорится, какой для других не горел <...>" [14, с. 358; 360]. Так, и название стихотворения, и оперные реминисценции (образ спящей валькирии) вызывают звуко-музыкальные ассоциации, позволяющие "почувствовать, услышать" музыку.

В поэтическом языке А. Блока наряду с точным соответствием существительного песня словарным значениям, зафиксированным в словарях, встречаются и индивидуально-авторские окказиональные употребления. Они оформляются с помощью разнообразных приёмов употребления, различных речевых средств и специфической сочетаемости имён объектов с лексемой песня.

Контексты, связанные с лексемой «песнопение»

В "музыкальном" языке Блока встречается лексема песнопение. В поэтических текстах писате-

ля зафиксировано два случая употребления этого слова. В обоих примерах словарное значение ('поэтическое произведение торжественного стиля' [11, т. 9, с. 1079]) в блоковских контекстах приобретает коннотативные обертоны:

1) песнопение материализуется, наделяется человеческими качествами в конструкции с прилагательным смертный (/ Могу ли я хранить мечты / И верить в здешние виденья, / Когда единственная ты / Не веришь смертным песнопеньям? /).

2) второй контекст: / Милая дева! Когда мы про тайны мирские / Будем слагать песнопенья, то полные звуков и вздохов / Речи - в любовь перейдут ... Прилетит и Амур легкокрылый - / Свяжет уста и зажжет на устах поцелуи / в содержательном плане отличается от вышеприведенного. Здесь семантика существительного песнопение дополнена 'чувством надежды на будущую встречу, мечтанием о любви-страсти'.

ВЫВОДЫ

Наше внимание было сосредоточено на анализе лексемы песня которая, бесспорно, является значимой в текстах А. Блока. Образы лирических героев определяются через аккумулирование динамики музыкального "звучания", имманентного семантической организации стихотворения. В контексте трилогии это слово-образ у поэта, обретая "фоно-символический" смысл, является своего рода "дублерами" лирических героев, а в некоторых случаях равно главному образу, передает основную мысль контекстов рассмотренных произведений. В поэтическом творчестве Блок использовал и другие одно-коренные "музыкальные" слова, например, лексемы певец, певучий, напевно, пение, петь, распевать, запевать, певать и многие другие, служащие "музыкальными" символами поэта. Предметом дальнейшего изучения будет рассмотрение вариантных особенностей перечисленных лексем в коннотатив-ной партитуре «романа в стихах» А. Блока.

В результате анализа установлено, что Блок придавал большое значение "песенной" лексике. Ее анализ позволяет нам уверенно констатировать, что в языке поэта лексема песня и ее производные, многие из которых связаны с воплощением лирических героев "романа" в различных "музыкальных" обликах, выходят за рамки общелитературного словоупотребления.

Литература

1. Болеславская Т. И. О музыке блоковского стиха / Т.И. Болеславская // Музыка и жизнь. -Л. - М.: Советский композитор, 1973. - вып. 2.- С. 163-189.

2. Бураго С.Б. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Александр Блок: очерк жизни и творчества / С.Б. Бураго. - К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2007.- 368 с.

3. Васина-Гроссман В. А. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке / В.А. Ва-

сина-Гроссман // Поэзия и музыка: сборник статей и исследований. - М.: Музыка, 1973. -С. 97-136.

4. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия ХХ века) / Л. Л Гервер. - М.: Индрик, 2001.- 248 с.

5. Каратыгин В. Блок и музыка / В.Г. Каратыгин // Жизнь искусства.- 1992.- № 854. - С. 12-17.

6. Криницын, А.Б. Тема рыцарства в лирике А. Блока в ее связи с творчеством Р. Вагнера / А.Б. Криницын // Рихард Вагнер в России. -Tübingen, 2001. - С. 201-216. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/39788.php.

7. Магомедова Д. М. «О генезисе и значении символа "мирового оркестра" в творчестве А. Блока» / Д.М. Магомедова // Вестник Московского университета.- 1974.- № 5. - С. 10-19.

8. Медведев А. Блок, прочитанный Шостаковичем / А.В. Медведев // Музыкальная жизнь.-1968.- № 12. - С. 7-8.

9. Хопрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А. Блока / Т.А. Хопрова. - Л.: Музыка, 1974.152 с.

10. Ничик Н.Н. Поэтическое слово. Поэтический текст. - Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2008. -С. 32-33.

11. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. - Т. 9.- / Отв. ред. Н.З. Коте-лова, Г.А. Качевская / М., Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

12. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Семиосфе-ра. - С.- Петербург, 2000. - С. 12-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. / А.А. Блок; под общ. ред. В.Н. Орлова. - М. - Л.: Гослитиздат, 1960-1963.

14. Вагнер Р. Валькирия. Музыкальная драма в трёх действиях: переложение для пения с фортепиано К. Клиндворта / Р. Вагнер. - Клавир. - М.: Музыка, 1971.- 378 с.

OUTSIDE OF DICTIONARY MEANINGS (THE NOUN "SONG" IN THE IDIOSTYLE OF A. BLOK)

Shuldishova A.A.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

One of the significant lexical signs of A. Blok's idiostyle is the varied use of the noun song. In addition to using the word song in the meanings indicated by dictionaries, the poet created a number of individual author's variants of meanings, designed using the techniques of combining the names of some objects of the author's artistic world with various word forms of the lexeme song. В The message contains examples of poetic embodiment for the lyrical images of the hero and heroine. Their semantic content is traced, as well as the relationship of musical imagery with the contexts of individual poetic works. Methods of semantic interpretation of the used "song" lexical units as a factor of the poet's idiostyle are proposed. It is shown that the lexeme song and its derivatives manifest a symbiosis of poetic and musical, interpreted verbally. It is given the connotational qualification of the "musical" image of the song, the stylistic features of the individual author's occasional combinations that generate original meanings in the content of A.A. Blok's poems are revealed.

The study of the nature of generating the semantics of minimal contexts with the noun song allowed us to get closer to understanding

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

the patterns of word usage that made up the category of "musical"

vocabulary.

Keywords: the noun "song", compatibility, "musical" vocabulary,

semantics.

References

1. Boleslavskaya T.I. About the music of Blok's verse / TI Bole-slavskaya // Music and life. - L. - M.: Soviet composer, 1973. -vol. 2. - P. 163-189.

2. Burago S.B. Collected works. In 3 volumes. V. 1. Alexander Blok: an essay on life and work / S.B. Burago. - K.: Publishing House of Dmitry Burago, 2007.- 368 p.

3. Vasina-Grossman V.A. About the poetry of Blok, Yesenin and Mayakovsky in Soviet music / V.A. Vasina-Grossman // Poetry and music: a collection of articles and research. - M.: Music, 1973. - S. 97-136.

4. Gerver L.L. Music and musical mythology in the works of Russian poets (First decades of the twentieth century) / L.L. Gerver. - M.: Indrik, 2001.- 248 p.

5. Karatygin V. Blok and music / V.G. Karatygin // Life of art.-1992. - No. 854. - P. 12-17.

6. Krinitsyn, A.B. The theme of chivalry in the lyrics of A. Blok in its connection with the work of R. Wagner / AB Krinitsyn // Richard

Wagner in Russia. - Tubingen, 2001. - S. 201-216. - Access mode: http://www.portal-slovo.ru/philology/39788.php.

7. Magomedova D.M. "On the genesis and meaning of the symbol of the" world orchestra "in the work of A. Blok" / D.M. Magomedova // Bulletin of Moscow University.- 1974. - No. 5. - P. 1019.

8. Medvedev A. The block read by Shostakovich / A.V. Medve-dev // Musical life.- 1968. - No. 12. - P. 7-8.

9. Khoprova T.A. Music in the life and work of A. Blok / T.A. Khop-rova. - L.: Music, 1974.- 152 p.

10. Nichik N.N. Poetic word. Poetic text. - Simferopol: JSC Simferopol City Printing House (SGT), 2008. - P. 32-33.

11. Dictionary of the modern Russian literary language. In 17 volumes - T. 9.- / Otv. ed. N.Z. Kotelova, G.A. Kachevskaya / M., L.: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1959.

12. Lotman Yu.M. Culture and explosion / Semiosphere. - St. Petersburg, 2000. - S. 12-149.

13. Blok A.A. Collected works: in 8 volumes / A.A. Blok; under total. ed. V.N. Orlova. - M. - L.: Goslitizdat, 1960-1963.

14. Wagner R. Valkyrie. Musical drama in three acts: arrangement for singing and piano by K. Klindworth / R. Wagner. - Clavier. -M.: Music, 1971.- 378 p.

o d

u

CS CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.