Научная статья на тему 'ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АРТ-ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ'

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АРТ-ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропос / идентичность / граница / трансценденция / акция / перформанс / биоарт / science art / anthropos / identity / bound / transcendence / action / performance / bio art / science art

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Татьяна Иосифовна Борко

Художественная практика акционизма сегодня демонстрирует явное стремление разрушить традиционные представления о человеке как вершине эволюции. Художники предлагают новые способы идентификации, основанные не на противопоставлении Homo Sapiens другим биологическим видам, а на отождествлении с ними. Они намеренно отказывают человеку в доминировании, перемещают его с центрального положения на периферию в классификации живых существ. Используя современные технологии, художники Science Art движутся по пути модификации тела, разрушая очерченные природой границы, расширяя физиологические возможности. Подобные трансформации с неизбежностью ставят вопрос о пределах человеческого, об утрате видовой спецификации и субъективных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEYOND HUMAN: THE PROBLEM OF IDENTITY IN CONTEMPORARY ART PRACTICES

Contemporary art practice demonstrates the desire to break the traditional view of human. The human no longer appears to be the pinnacle of evolution. Artists offer new ways of identification. The process is not based on the opposition of “Homo Sapiens” to other species, but on the identification with them. Artists refute the dominant position of human. They move it to the periphery in the classification of living things. Using modern technology, artists modify the human body, expand physiological capabilities, they destroy the constraints imposed by nature. So the question arises of the limits of human corporeality, about the loss of subjectivity, about the loss of anthropological specifications.

Текст научной работы на тему «ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АРТ-ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ»

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия Институт социально-гуманитарных наук Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Доктор философских наук, доцент

State University of Tyumen, Tyumen, Russia Department of Russian and Foreign Literature Doctor of Sciences in Philosophy, Professor borkot@mail. ru

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АРТ-ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ

Художественная практика акционизма сегодня демонстрирует явное стремление разрушить традиционные представления о человеке как вершине эволюции. Художники предлагают новые способы идентификации, основанные не на противопоставлении Homo Sapiens другим биологическим видам, а на отождествлении с ними. Они намеренно отказывают человеку в доминировании, перемещают его с центрального положения на периферию в классификации живых существ. Используя современные технологии, художники Science Art движутся по пути модификации тела, разрушая очерченные природой границы, расширяя физиологические возможности. Подобные трансформации с неизбежностью ставят вопрос о пределах человеческого, об утрате видовой спецификации и субъективных качеств.

Ключевые слова: антропос, идентичность, граница, трансценденция, акция, перформанс, био-арт, science art.

BEYOND HUMAN: THE PROBLEM OF IDENTITY IN CONTEMPORARY ART PRACTICES

Contemporary art practice demonstrates the desire to break the traditional view of human. The human no longer appears to be the pinnacle of evolution. Artists offer new ways of identification. The process is not based on the opposition of "Homo Sapiens" to other species, but on the identification with them. Artists refute the dominant position of human. They move it to the periphery in the classification of living things. Using modern technology, artists modify the human body, expand physiological capabilities, they destroy the constraints imposed by nature. So the question arises of the limits of human corporeality, about the loss of subjectivity, about the loss of anthropological specifications.

Key words: anthropos, identity, bound, transcendence, action, performance, bio art, science art.

110

Искусство, как и философия, во все времена задавалось вопросом, что такое «человек», какова его природа? Разумеется, каждая эпоха предлагала ответ в соответствии с основными аксиологическими принципами, мировоззренческими установками своего времени, то видя в антропосе лишь биологическое существо, то указывая на его

высшее предназначение, духовную сущность. Так или иначе вопрос этот всегда сопряжен с проблемой идентификации. Отметим, что процесс идентификации прежде всего связан с установлением и пониманием границ соб-

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

ственной телесности1, формулированием признаков и качеств, свойственных субъекту как представителю определенной группы. Выявление общих свойств является основанием для утверждения принадлежности к данному «клану» и противопоставления другому «клану», группе, семье. Новая волна интереса к антропологическим исследованиям вызвана, собственно, кризисом идентичности (культурной, конфессиональной, национальной, индивидуальной), спровоцированным глобализацией, стремительными технологическими преобразованиями. Художественные практики сегодня открывают новый взгляд на проблему идентичности. Похоже, современное искусство демонстрирует сомнение по поводу гуманизма как такового, начиная с биологической природы, завершая интеллектуальными свойствами и эмоциональными качествами. За отдельными разрозненными перформансами, акциями или даже просто выходками видится определенная тенденция, а именно - попытка выйти за пределы человеческого, устранить границы, пересмотреть физиологические возможности человеческой натуры.

Показательна деятельность бразильского художника Эдуардо Каца, которому приписывают авторство термина «био-арт», и его же считают основателем этого направления в современном искусстве. В 1997 в Сан-Паулу, в культурном центре Casa das Rosas, на глазах у зрителей Э. Кац вживил себе под кожу на щиколотке капсулу с чипом, содержащим уни-

1 К. Ясперс считает, что человек в столкновении с действительностью вынужденно познает ограниченность своих возможностей, предел своих сил и учится чувствовать свое тело. Ясперс К. Общая психопатология. М.: КоЛибри, «Азбука- Аттикус», 2020. 1056 с.

кальный идентификационный номер для регистрации в базе данных домашних животных. Так, впервые в этой классификации среди всех прочих видов появился питомец вида Homo Sapiens с именем Эдуардо Кац. Он же зарегистрирован в качестве владельца животного. Можно расценивать действие художника как забавную шутку или кощунственную выходку, (причем непонятно, кощунственную по отношению к человеку или животному?), но в акции возникает множество смыслов, неоднозначных, ускользающих, недоговоренных, которые художник намеренно не артикулирует, избегая какого бы то ни было оценивания. Стоит ли за этим утверждение прав домашних животных и вообще всего биологически разнообразного множества существ? Или это провозглашение равенства и отказ от доминирующего положения человека в мире природы? Поиски животного начала, а вместе с тем неосознанных инстинктивных оснований антропологических характеристик? Попытка почувствовать себя кем-то иным, существом иного биологического порядка или бессознательное желание испытать опасное состояние безумия, раздвоения личности? Возможно, в перфор-мансе ставится задача - осуществить контроль над своей тенью (художник как животное и он же хозяин самого себя)? Или акция помогает осознать тотальный контроль над собой со стороны иного? Это лишь те семантические образы, что лежат на поверхности. Нет надобности определять всю область значений, потому что обращение художника адресовано каждому из нас, как и человечеству в целом. Какой бы конкретный мотив мы ни выбрали в качестве основного, ему обязательно сопутствует следующий сюжет - позиционирование себя в

111

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

качестве иного, разрушение границ между человеческим и нечеловеческим.

Следующий длительный перформанс художника (2003-2008 г.) представляет собой выращивание растения петунии, в ДНК которого была вживлена ДНК самого Эдуардо Ка-ца. Цветок получил имя Эдуния (Эдуар-до+петуния), а красные прожилки на лепестках должны были ассоциироваться с кровеносными сосудами человеческого организма. Когда автор говорит о создании р1апЦша1 - новых видов организмов, сочетающих биологический материал растений и животных, он возводит, тем самым, свою деятельность в разряд научного эксперимента, новый вид селекции, или больше - творение новых, не существующих в природе видов, (что, конечно же, является провокацией). Но, когда он дает имя цветку, содержащему его собственный биологический материал, он вынуждает нас видеть в этом акте нечто иное. Считать ли новый организм детищем творца, или воспринимать как попытку отождествления с растением, - тема все та же: выход за пределы человеческой природы и сопричастность иному, а может, даже всему живому. Эдуардо Кац словно приглашает человека отказаться, наконец, от мании величия, признать свое положение в классификации живых существ не как вершину эволюционной цепи, но как одно из звеньев. Более верным, пожалуй, будет даже образ не цепи, а бесконечного полотна, метафора сети, в которой не только нет доминирующих узлов, точек отсчета, но нет и точной планомерной последовательности. Приобщиться к всеобщему потоку (или океану) жизни, к первозданному состоянию единства со всем живым можно отождествившись с животным, или породнившись с растением.

Нечто подобное по смыслу было сделано в 70-х годах в СССР супругами Риммой и Валерием Герловиными, поместившими себя в пространство, напоминающее клетку в зоопарке. Акция «Зоо - Homo Sapiens» была проведена 17.02.1977 г. в мастерской художников в Измайлово, фотодокументация перформанса экспонировалась в том же году на Венецианской Биеннале2. Информационная табличка для зрителей указывала название содержащихся в клетке «зверей». На ней значилось все то же «Homo Sapiens». Разумеется, действия художников были проявлением небывалой свободы и, в первую очередь, являлись актом протеста. Демонстративное гипертрофирование ситуации в стране, декларация положения человека, низведенного до уровня дрессированного, плененного животного, чьи желания, нужды, любые другие проявления гуманности просто игнорируются, даже инстинкты подавлены. «Клетка может быть ментальной, эмоциональной и физической», - утверждали сами художники. В их вялости, наготе, (что по тем временам было абсолютно невероятным шагом), проявлялись незащищенность, уязвимость, а также разоблачение в качестве принадлежащих человеческому роду персонажей. Обнаженность символизировала снятие любых, связанных с социумом значений, любых знакомых коннотаций, индивидуальных проявлений. Животное в клетке, о котором науке мало что известно, реакция особей непредска-

112

2 Кизевальтер Г. Эти странные семидесятые, или Потеря невинности. Эссе, интервью, воспоминания. М.: Новое литературное обозрение, 2010 г. URL: https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/prochaj a-dokumentalnaij a-literatura/142659-georgii-kizevalter-eti-strannye-semidesyatye-ili.html (дата обращения: 03.01.2020).

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

зуема, поведенческие характеристики могут быть весьма неожиданными. Позволяя себя рассматривать, измерять, оценивать, Герлови-ны выносят человечность за пределы собственной субъективности, но тем самым они и зрителей заставляют сомневаться в своей идентичности.

Такой же эффект вызывает работа Валерия Герловина «Класс млекопитающих» (1976 г.). Это инсталляция из кукольных человечков, изображающих персонажей разного возраста, пола, наколотых на панель наподобие коллекции бабочек. Под каждой фигуркой помещена идентификационная надпись с обозначением: «Самец, 76 лет»; или: «Самка, 63 года». Видимо, объекты следует воспринимать не как имитации или муляжи, а буквально как собранную ученым коллекцию экземпляров, представителей класса «Homo Sapiens». Человек редуцируется к элементарной единице эволюции, к биологической матрице, не имеющей личностных черт, не обремененной культурой или иными социализирующими признаками, теряет статус субъекта. «Первозданная натуральность, - как выразился сам автор, - является исходной точкой для всего процесса формации сознания»3.

Архаические ритуалы, да и современные аналогичные обряды инициационного характера, действительно, предполагают подобное растворение, утрату имеющихся признаков, свойств и границ субъекта с целью последующей трансформации в существо иного порядка, что находит формальное выражение в манипуляциях над телом. Для того, чтобы по-

3 URL: www.gerlovin.com/writing_joint_work1.htm (дата обращения: 20.12.2019).

лучить право именоваться, а значит считаться, человеком, индивид должен расстаться с собой прежним, обретая тождество с животным-тотемом, получая его свойства и способности, а также внешнее сходство с ним. После чего он, собственно, и мыслится человеческим существом данной кровно-родственной группы, символизированной образом тотема. Как будто, становиться человеком возможно, только отрицая в себе человеческое. Данная схема посвятительных обрядов, всегда имеющих значение идентификации, работает и сегодня. Разобранная, утратившая целостность личность с потерянным блуждающим сознанием должна собрать себя в новую личность с центрированным сознанием. В описанных пер-формансах художников осуществляется имитация экстаза, выхода за границы человеческого, при сохранении рационального сознания; попытка интеллектуально осмыслить и зафиксировать новое знание иного, другого как свое личное переживание, но без следующей попытки обрести себя. Именно это обескураживает публику больше всего.

В этой манифестации отстраненности, утраты человеческой сущности, выхода из антропологического статуса обнаруживается обусловленная познавательными процессами потребность взглянуть на себя со стороны. По мнению Ж.П. Сартра, самопознание, самоосознание возможны лишь при условии, что субъект становится объектом-для-себя. Акт самоопределения предполагает отстранение от самого себя. Но удаляясь от собственного Эго, можно утратить тождество с самим собой. В этом смысле понятной становится основная концепция философа: как бытие-в-себе, так и человеческое бытие проявляет себя только посредством собственного отрицания, собствен-

113

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

ного «ничтожения», уклонением от себя самого и бегством в Ничто4. В поисках идентичности человек вынужден постоянно совершать акт трансцендирования, выхода за пределы самого себя. Более того, Сартр убежден, что нет никакой собственно человеческой природы: сущность антропоса не определяется ни внешними условиями (будь то социальные или теологические обоснования), ни внутренними факторами (такими, как бессознательное З. Фрейда или «трансцендентное ядро человека» К. Ясперса). Настаивая на недетерминированности и неопределимости природы человека, философ принуждает его постоянно осуществлять выбор в том бесконечном поле возможностей, которое «есть цель, в направлении которой действователь превосходит объективную ситуацию»5. Человек словно бы не имеет своего центра, точки опоры, он являет собой лишь точку отсчета для дальнейшего становления, самоопределения. Как в «энтомологической» коллекции В. Герловина, изначальное существо без определенных признаков, лишь некая неоформленная материя, которая, возможно, во что-то превратится.

Вообще, выход за пределы себя в Ничто означал бы прыжок в бездну. Между тем, Х. Плеснер считает данный процесс свойственным человеку качеством, называя его «экс-центричностью». Предполагается, что не имея собственного центра внутри себя, человек ищет его вне себя6. В архаических ритуа-

4 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА - Книжный клуб: Республика, 2002. С. 557.

5 Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. М.: Академический проект, 2008. С. 115.

6 Плеснер Х. Ступени органического в человеке:

Введение в философскую антропологию. М.: Рос-

лах, подобная операция совершается, чтобы обрести точку опоры, устойчивость, идентифицировать себя с другим, определиться через другого. Центр перемещается, выносится во внешний объект, обозначает вектор трансцен-дирования к иному. В акциях Герловиных вместо идентификационного механизма противопоставления другому и демонстрации общности со своей группой создается парадоксальная ситуация. Принадлежа к Homo, художники как будто отрицают эту идентичность, демонстрируя свой статус животного (домашнего или заключенного в клетку дикого зверя), при этом указывая в обозначении видовую антропологическую принадлежность. Тем самым, они, скорее стирают границы между миром животных и человеком, чем обрисовывают их. Более того, авторы намеренно остаются за пределами человеческого. Отождествляя себя с иным, имитируя образ жизни иного, они манифестируют идею, что человеческое существование не является предпочтительным, не является высшим или лучшим, не является даже менее агрессивным.

Тема агрессии нередко возникает в искусстве перформанса, что указывает на восприятие этого качества как неотъемлемого, присущего человеческой натуре феномена. Провокационные акции Олега Кулика принято считать протестными. Его «деструктивный ци-низм»7, потенциальную или демонстрируемую агрессию рассматривали как вызов государственному насилию, ограничениям, несвободе. Какие бы политические, социальные, идеоло-

сийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 368 с.

7 Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. С. 177.

114

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

гические значения ни подразумевались, за этими действиями проявляется все та же тенденция преодоления человеческого существа. Первый перформанс под названием «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» состоялся в галерее М. Гельмана на Якиманке 23 ноября 1994 г. В образе собаки Олег Кулик бросался на приходящую публику, сдерживаемый поводком, который держал Александр Бренер, придумавший вторую часть названия акции про табу. Скорей всего, тогда, в именно той ситуации обрушенной советской страны и становления режима нового государства, ничего не изменившего в плане свобод, действия Кулика-Бренера являли собой выпад против ущемления прав. Табу на свободу, на свободу быть кем ты хочешь, быть собой, в конце концов. Невольным образом акция переросла свои политические границы, и попадает в поле значений, о котором мы говорим. Ненамеренно авторы продемонстрировали запрет на архаическую обрядовую редукцию к состоянию животного, что расценивается в современной культуре как низкое падение, утрата человеческого облика. Культура/идеология заставляют нас всегда быть только человеком, запрещая при этом рефлексировать на тему о природе антропоса, (есть установленные ограничения и рамки, за пределы которых ты не смеешь выходить). Но, тем самым, социальные институции лишают нас способности к идентификации, буквально уподобляя животному, у которого есть исключительно биологические механизмы узнавания особей собственного вида, но вряд ли существует понимание собственной идентичности.

Олег Кулик не ограничился одним выступлением. За московской последовали акции

в Цюрихе (1995 г., Кунстхалле), в Роттердаме (1996 г. на европейской биеннале Manifesta). Его «зоофренический проект» включал дополнительные и вариативные действия, такие как акция «Звери против зверств» (16 июля 1995 г.) или «Опыты зооцентризма» в московском зоопарке (23 июля, 1995 г.); создание тогда же (1995 г.) Партии животных, с намерением баллотироваться в президенты, с предвыборными агитационными выступлениями в собачьем наморднике на Тверской, в Политехническом музее. Вся деятельность художника целенаправленно опровергает антропоцентризм: «Я верю, человек должен отказаться от представления о себе как о центре Вселенной в пользу равенства всех биологических видов»8. Очевидный семантический вектор перформан-сов - выход за пределы человеческого состояния в некое зооморфное существование. При этом, похоже, художник не имел цели отождествления с животным, сохраняя аналитическое мышление. В Роттердаме возник проект сотрудничества с университетскими учеными-биологами, исследующими физиологические состояния и возможности организма человека, живущего в условиях животного. Кулик вспоминал потом, что 24 часа в сутки должен был находиться в образе собаки. То есть, он все же сохранял антропное ядро своего сознания. Приобретая ловкость, прыткость за счет постоянных тренировок на собачьих тренажерах, художник, по его словам, утрачивал способность рефлексировать. Таким образом, выход за границы человеческого понимается Куликом как редуцирование к состоянию животно-

115

8 Собакиада Олега Кулика. URL: https://lenta.ru/articles/2014/11/24/Kulik (дата обращения: 23.12.2019).

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

го, как потеря, расставание с неким важным человеческим качеством, а именно - мыслительной способностью.

Лабораторные исследования Кулика-собаки возводят акцию в разряд искусства био-арта. Подобный же эксперимент, включающий медицинские освидетельствования, осуществлен в 2011 г. француженкой Марион Лаваль-Жанте. Правда, ее перформанс «Пусть лошадь живет во мне» отражает иную тенденцию: здесь осуществляется не выход за пределы человеческого, напротив, человеческая природа вбирает в себя иное бытие. Художница в течение нескольких месяцев вводила в свою кровь иммуноглобулин крови лошади и с помощью медиков наблюдала и фиксировала изменения своего состояния, физиологических показателей деятельности всех органов, химического состава крови. Она утверждала, что почувствовала преобразования и на физическом, и на психическом уровне: тело стало сверхмощным, сверхчувствительным, но при этом она ощущала себя сверхнервной и не уверенной в себе. Хотя вектор деятельности иной, задача все та же - стирание границ между человеческим и нечеловеческим. Обозначенную проблему теоретик био-арта Д. Булатов вообще рассматривает как основную тему данного направления в искусстве. Именно симметрия, взаимоотношения, совокупная жизнедеятельность человека и остальной части биосферы -это и есть природа9.

Отметим, однако, что поиски симметрии предполагают установление границ, маркирующей линии, в акции же М. Лаваль, как и

9 Новый Ренессанс. URL:

https://yandex.ru/video/preview/?text=дмитрий+булат ов+art (дата обращения: 18.09.2019).

в акциях Э. Каца, чувствуется архаическое желание получить опыт другого, отождествиться с другим, слиться и стать с ним единым целым. И опыт этот не ограничивается только эмоциональным сопричастием, открытием новых способов восприятия, он предполагает расширение, увеличение телесных физических параметров, вплоть до модификации организма. Так, О. Кулик во время проведения перфор-манса в Роттердаме закрепил на голове видеокамеру, проецировавшую изображение на мониторы в экспозиционных залах, что позволяло зрителям увидеть мир как бы глазами собаки. В поле зрения беспорядочно попадали ноги, полы одежды, колеса подъезжающих автомобилей. Даже если это не отражает «способ видения» собаки, в любом случае, это имитация иного взгляда, не свойственного человеку (случайного, мечущегося, не фиксированного на важном, иначе ориентированного в пространстве). Тренировки, позволяющие усилить физические способности, приблизив их к способностям животных, также являлись механизмом трансформации телесности.

Понятно, что человек все равно не может преодолеть ограничения, наложенные на него природой. Художники био-арта нашли способ решения проблемы. Марион Лаваль-Жанте пробует получить возможность передвигаться подобно лошади. Инженеры сконструировали специально для акции механические протезы, напоминающие конечности лошади, с помощью ассистентов художница закрепляла их на своем теле, что позволяло, по ее мнению, ощутить, какие группы мышц работают, как необходимо двигаться и что можно при этом чувствовать. За всем этим видится желание преобразовать физиологию человека, приобрести новые способности за пределами

116

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

биологической природы. И если невозможно это сделать путем тренировок и упражнений, путем развития имеющихся физических данных, у современного человека появляется возможность изменять телесные характеристики благодаря технологиям.

Новые био-технологии и генная инженерия почти осуществили фантазии вдохновителя футуристов Ф. Т. Маринетти, мечтавшего о создании нового механического человека в комплекте со всеми запчастями, включая мозг; желавшего освободить человека от мысли о смерти10. Воодушевленные последними достижениями науки, художники, как это было в эпоху модернизма, вновь активно размышляют о трансформации и преобразовании человеческой природы, в частности об усилении и совершенствовании физиологических качеств. Открыть или развить новые сенсорные способности стремились представители русского авангарда М. Матюшин, К. Малевич. Обрести сверхспособности (небывалые скорость, силу и мощь) желали итальянские футуристы. Первые предполагали достичь нового опыта органов чувств, исходя из собственной биологической природы. Вторые изначально приветствовали машинерию, механику, оптимистично полагая, что новый человек-кентавр (человек на мотоцикле) будет органично существовать в симбиозе с техникой.

У художников направления Science Art в сотрудничестве с учеными открываются небывалые перспективы. Перформанс «Экзоске-лет» австралийца Стеларка (Стелиос Аркадиу)

10 Маринетти Ф. Т. Технический манифест футуристической литературы // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы. М.: Прогресс, 1986. С.163-167.

представлял демонстрацию сложного устройства, спроектированного инженерами по замыслу художника (Гамбург, 1998 г.). Машина, позволяла двигаться в разных направлениях, в том числе и по вертикальной оси, что значительно превышает двигательные возможности человеческого тела. Стеларк исполнил сложный танец под музыку перед публикой. В дальнейшем перформанс усложнился: механическое устройство было подключено к Сети, а зрители удаленно могли управлять движениями художника, имея доступ к программному обеспечению «Экзоскелета». Таким образом, обретенная свобода движения, открытие новых возможностей оборачиваются полной зависимостью и тотальным контролем над физическими свойствами антропоса. До этого Стеларк сконструировал для себя третью механиче- 117 скую руку, которой можно было управлять с помощью мышц ноги и брюшного пресса, закрепив на торсе. Механизм работал, но при этом очевидна его избыточность и нецелесообразность (дополнительные усилия, задействованные органы, чьи функции не соответствуют данному виду деятельности). С точки зрения результативности акция «Третье ухо» 2010 г. так же бессмысленна. Выращенный на предплечье художника учеными11 орган слуха абсолютно не функционален. Стеларк имитировал его действенность: в искусственное ухо был вживлен микрофон, позволяющий с помощью системы блютуз слышать то, что слы-

11 Проект Стеларка осуществлен Лабораторией в области науки и искусства Школы анатомии и биологии человека Университета Западной Австралии

(г. Перт). Лаборатория объединяет ученых в области биоинженерии, биохимии, художников, дизайнеров, создавших в 2000 г. исследовательскую группу 8утЬюйсА.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

шит художник, (точнее, что передает устройство), где бы он ни находился. Эти шумы вместе с фотографиями, документирующими процесс, являлись экспонатами выставки Ars Elt-ctronica в Австралии и позднее, на других выставках, пока микрофон не пришлось удалить по причине инфекции.

Как правило, художники Science Art избегают высказываний о своем творчестве, оставляя право зрителю, скорее, даже заставляя его самого задумываться над происходящим. Перформанс - это и есть высказывание. Артикулированных оценок нет, но художник задает вопросы, вынуждая нас искать ответ, показывая двойственность ситуации, открывая бездны, разворачивающиеся перед человечеством. С одной стороны, деятельность Стелар-ка - восхищенная демонстрация возможностей биомедицины и инженерии, дающих человеку могущество, превращающих в сверхсущество. Человек имитирует созидательную деятельность Творца, без стеснения ставит себя в положение Бога, отказываясь от человеческого, «слишком человеческого». С другой стороны, человек становится игрушкой, подопытным кроликом, уравнивается с той самой мышью из эксперимента Ваканти12, на спине которой ученые вырастили третье ухо на хрящевом каркасе, вживленном в хребет животного. И в таких обстоятельствах он теряет возможность самоидентификации, оставаясь существом, управляемым кем-то, подчиненным неизвестно кому, зависящим от какой-то силы. В любом случае идентификация нарушена, субъект

12 Эксперимент осуществлен хирургом Дж. Ваканти, специалистом по живым тканям Р. Лангаром, биоинженером Л. Гриффит с коллективом ученых на базе Массачусетского технологического института в 1990-х гг.

находится за пределами самого себя, не обозначив систему координат.

Упоминаемый эксперимент с мышью стал вдохновляющим, послужил провокацией для многих представителей био-арта, в том числе, для израильского художника Гая Бен-Ари, ныне работающего с группой SymbioticA. Невероятно остроумный, вместе с тем почти кощунственный проект под названием «Потенция» - это больше, чем трансформация телесности, это опыт «перевоссоздания» человеческого материала. Научным основанием пер-форманса стала био-технология перепрограммирования клеток, позволяющая из любой клеточной ткани организма получить стволовые клетки. Из собственного материала (крайней плоти) Бен-Ари получил сначала стволовые клетки, из которых вырастил затем нейронную ткань, создав, таким образом, некий аналог искусственного «мозга», «живущий» в колбе с питательным раствором. В следующем проекте 2014 г. «Се11£» стволовые клетки были получены путем преобразования клеток мышечной ткани художника и перепрограммированы в нейронную сеть. Предполагалось в дальнейшем создать для них «технона-учное тело»13. Этот проект похож на лабораторный эксперимент ученых. Но «Потенция» по семантической нагруженности превосходит любые замыслы, научные и художественные. Конечно, перформанс отсылает и к иудаист-ским обрядам обрезания, без сомнения, связанным с инициационными возрастными и идентификационными преобразованиями личности. Акцией художник устанавливает свою

118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Как из науки сделать перформанс? URL: https://past-centre.ru/kak-iz-nauki-sdelat-performans-opy-t-avstralij skogo-prepodavatelya-gaya-ben-ari/ (дата обращения: 26.12.2019).

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

идентичность, утверждает принадлежность к культуре, роду, семье, территории, в конце концов, и в то же время растворяет и нивелирует все определенные признаки, перепрограммируя свой биоматериал. Теряется спецификация человеческих органов (если можно получить нейроны из любых других клеток!). Теряется спецификация человека как вида. Ведь отличительным свойством, описывающим те границы, те характеристики и параметры, что отличают нас от других живых существ, считалась способность мыслить, разумная деятельность. Эксперимент показывает, что «мыслящее вещество» можно получить из какой угодно части тела, грубо говоря, любой орган потенциально может быть трансформирован в «мозг». Таким образом, Гай Бен-Ари обесценивает квалификацию человека как существа разумного.

Вновь возникает двойственное чувство, ставящее нас в ситуацию необходимости экзистенциального выбора. Полученный результат утверждается как неоспоримое достижение, как многообещающий прорыв в технологии, дающий превосходство над самой природой. Но, перепрограммируя клеточную ткань, трансформируя ее в состояние изначальной «первоматерии», лишенной определенности, потенциально способной превратиться в любой орган, технология открывает пути к сарт-ровскому «ничтожению». Художественный аспект перформанса позволяет увидеть за производственными процессами и воодушевленными теориями момент «ничтожения» живого, его свойств, характеристик, нисхождение к пучинам хаоса, к недифференцированному состоянию материи до создания, до различения, до понимания.

Гай Бен-Ари стирает все границы, устраняет разграничения и ограничения. Его интересует уже не проблема соотношения человеческого и нечеловеческого, а проблема соотношения живого и неживого. Проект «Subsensus» (от substantia, consensus и sensus), задуманный с учеными Томского государственного университета, в частности с теоретиком био-арта Дмитрием Галкиным, продолжает тему утраты специфичности антропоса14. Исследовательская группа намерена создать нечто вроде коллективного разума, взяв клетки тканей у различных биологических существ (обезьяна, лошадь, человек) и перепрограммировать их сначала в стволовые, а затем в нейронную сеть по уже имеющемуся сценарию. Если нейронные клетки, выращенные из биоматериала разных видов, будут взаимодей- 119 ствовать между собой - речь может идти о живой ткани как таковой, не подразумевающей видовой спецификации. Человеческое растворяется во всеобщем. Остается просто живая материя, живая нейронная сеть, всеобщая для всех существ на планете, без центра и периферии, без границ, без определенной иерархии. Сеть - на сегодня лучшая метафора для любого рода структур. Человеческое вплетено в нее как один из возможных узлов, точек переплетения.

Арт-практики современности отражают свойственные культуре тенденции маргинализации. Б. Гройс считает, что со времен модернизма «художник демонстрировал себя как чужой, другой по отношению к культуре, в ко-

14 Как создать мозг из клеток многих живых существ для робота в Сибири? URL:

https:/globalsib.com/18934/ 26.12.2019).

(дата обращения:

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

торой он был рожден и воспитан»15. Теоретик искусства предполагает, что разрыв с собственным культурным контекстом, с культурной идентичностью возникает как ответ на контроль со стороны общества. Но мы говорим не о маргинальной фигуре художника, манифестирующего свою «чуждость», мы говорим о художниках, ставящих в маргинальное положение все человечество. Авторы перфоман-сов сознательно лишают его центрального положения в пространстве социума и космоса в целом. Вслед за этим логично считать, что и культура не превосходит природу, не мыслится как более значимая, но отодвигается на периферию мира и бытия. Художники-акционисты указывают на позицию антропоса как маргинала среди всего живого. Его разум не является более преимуществом, его интуиция не идет ни в какое сравнение с интуицией животных. Человек с архаических времен ощущал биологическую недостаточность и ущербность в сравнении с животными (что со всей очевидностью проявлялось в тотемных культах и верованиях). В качестве компенсации за эту травмирующую ситуацию человек пытается принять на себя функции бога -творца, в подчинении которого находится вся природа (что находит отражение в практиках science art). Современное искусство указывает на новый виток в процессе идентификации, возникновение новой иллюзии, новой попытки обрести точку опоры, но с тем же результатом - утратой собственно человеческого. Опыт расставания с новой иллюзией может быть еще более болезненным, потому что, теряя тождество с зооморфными формами жизни, мы, как

15 Гройс Б. Стать Другим // Художественный журнал. 2019. № 108. С. 105.

считается, расстаемся со своей низменной природой, чем-то недостойным звания человека. Теряя облик бога, мы вынуждены будем расстаться с представлением о себе как властителе, способном усмирять природные стихии, изменять человеческую природу и даже создавать новые формы жизни. Чтобы устранить маниакальные фантазии о человеческом величии, искусство изобретает свои способы: выталкивает человечество на путь маргинализации - растворение во всеобщем потоке жизни без выявления доминант. Художественные акции позволяют почувствовать причастность ко всему живому, заново оценивая его масштабы в планетарном значении, осознать его хрупкость. Это не столько экологическая проблема, сколько антропологическая: в конечном счете человек вынужден будет сделать следу- 120 ющий шаг - растворившись, заново переоформить самого себя, определить и обозначить свою идентичность.

Список литературы

1. ВюМе&а1е: Современное общество и геномная культура / Составление и общая редакция Д. Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. 500 с.

2. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней /пер. с англ. А. Асланян, М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. 320 с.

3. Гройс Б. Стать Другим // Художественный журнал. - 2019. - № 108. - С. 105-111.

4. Плеснер Х. Ступени органического в человеке: Введение в философскую антропологию / пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанова, М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 368 с.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / пер. с фр. В.И. Колядко.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Татьяна Иосифовна БОРКО/ Tatiana BORKO

| За пределами человеческого: проблема идентичности в арт-практиках современности / Beyond Human: The Problem of Identity in Contemporary Art Practices |

М.: ТЕРРА - Книжный клуб: Республика, 2002. 640 с.

6. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи / пер. с фр., прим. В.П. Гайдамака. М.: Академический проект, 2008. 222 с.

7. Сартр Ж.-П. Воображаемое: Феноменологическая психология воображения / пер. Я. А. Сли-нина. СПб.: Наука, 2001. 319 с.

8. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.: Академический проект, 2007. 479 с.

9. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. Л. О. Акопяна. М.: КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2020. 1056 с.

References

1. BioMediale: contemporary society and genomic culture. Edited and curated by Dmitry Bulatov. The National Centre for Contemporary art (Kaliningrad branch, Russia), The National Publishing House "Yantarny Skaz": Kaliningrad. Publ., 2004. 500 p. (In Russian)

2. Goldberg Roselee. Performance Art. From Futurism to the Present. Thames & Hadson. World of

Art, Publ., 2011. 256 p. (In Russian).

3. Groys B. Stat' Drugim (Become Another). Khudozhestvennyy zhurnal (Moscow Art Magazine). Publ., 2019, no. 108, pp. 105-111. (In Russian).

4. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Springer-Verlag Berlin, Heidelberg, GmbH, 1953. 743 p. (In German).

5.

6.

7.

9.

Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch: Einleitung in die philosophische anthropologie / Gesammelte Schriften (t. 4). Publ. Hg. von G. Dux, O. Marquard, E. Stöker. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981. 455 p. (In German).

Sartre Jean-Paul. L'etre et le neant: Essay d'ontologie phenomenologique. Paris; Gallimard, 1943. 834 p. (In French).

Sartre Jean-Paul. L'Imaginaire: Psychologie phenomenologique de l'imagination. Paris: Gallimard, 1986. 384 p. (In French).

121

Sartre Jean-Paul. Question de methode. Editions -

Gallimard, 1957. 132 p. (In French).

Shemanov A. Yu. Samoidentifikatsiya cheloveka i kultura (Human self-identification and culture). M.: Akademicheskiy proyekt. Publ. 2007. 479 p. (In Russian).

| 1 (38) 2020 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.