УДК 378.1
bа
М.А. Боровская
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЮГА РОССИИ
В предлагаемой статье прослеживается становление интегрального образа высшей школы на Юге России. Автором показана необходимость опережающего решения возникающих задач, заключающегося в верном понимании функции, роли и способе взаимодействия современных университетов, в учете региональной специфики образовательного процесса и ориентации на образ будущего общества, предвосхищенном в образе современного университета. Статья ориентирует не только на теоретический поиск и констатацию объективных проблем высшей школы, но и на их системное решение. Ключевые слова: Южный федеральный университет, Юг России, образовательное пространство, образовательная политика, финансовая политика.
М.А. Боровская
доктор экономических наук, профессор, ректор ЮФУ, председатель Совета ректоров вузов Юга России. E-mail: [email protected]
© Боровская М.А., 2012
M.A. Borovskaya
SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY AND THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SOUTHERN RUSSIA
In the article traces the emergence of the integral image of higher education in the South of Russia. The author shows the need for advanced solutions emerging challenge of a proper understanding of the functions, roles, and how the interaction of modern universities, a regional perspective to the educational process and the orientation of the image of the future of society, the anticipation in the form of a modern university. The article focuses not only on the theoretical search and a statement of the objective problems of higher education, but also on their system solution.
Key words: Southern Federal University, South of Russia, educational space, educational policy, financial policy.
M.A. Borovskaya
Doctor of Economic Sciences, Professor, Rector of SFEDU, Chairman of the Council of Rectors of the South of Russia. E-mail: [email protected]
© Borovskaya M.A., 2012
Стремительный бег времени заставляет нас, внимательно вглядываясь в будущее, извлекать уроки из своего недавнего прошлого. Кажется, не столь давно академическая общественность, достаточно бурно обсуждая проблематику, связанную с перспективами развития университетского образования, выдвигала различные варианты институциональной трансформации всей системы высшего профессионального образования. При этом высказывались весьма противоречивые точки зрения.
Одни утверждали, что университет в современных условиях все чаще выступает «...не двигателем и образцом развития общества: начатки общества, разрозненные и робкие, формируются тут помимо и в обход университета, за что обществу, собственно, и предлагается платить» [1]. Можно утверждать, что данная позиция является своеобразным отзвуком достаточно популярного в мировом образовательном пространстве мнения, предрекающего нелегкую судьбу классическому университетскому образованию. «Идея университета прошла большой исторический путь: от идеи разума (у Канта) через идею культуры (у немецких идеалистов) и до нынешней идеи совершенства или качества. Но сегодня университет оказался «в руинах», поскольку ни одна из исторических идей не может служить фундаментом его существования» [2].
В противовес подобному мнению позиция другой части профессионального сообщества заключалась в том, что «если говорить о создании новых учебных заведений, нужен полноценный университет с не имеющей прецедента в России материальной и интеллектуальной базой либо не нужно ничего» [3]. Третьи предлагали осознать исторически выверенный факт того, что «центральным звеном любой национальной системы высшего образования мира на протяжении длительного исторического периода остается многопрофильный крупномасштабный исследовательский региональный университет (областной или республиканский университет, штата, земли и т.п.). Эти университеты, кроме решения общих задач высшего образования населения, обеспечивают крайне дорогостоящее, основанное на научных исследованиях воспроизводство научных и педагогических кадров, без которого невозможно существование всей образовательной системы в целом» [4].
Именно этот социальный оптимизм получил воплощение в осуществлении широкомасштабного социально-образовательного проекта по созданию образовательной организации нового типа. Речь идет о создании системы федеральных университетов, одним из первых в которой и стал Южный федеральный университет.
Да, сегодня федеральные университеты стали не просто институ-циализированной составной частью становящегося принципиально нового рельефа российского образования. Они обозначают реперные точки развития всей системы образования, особенно высшего профессионального
образования, выступая в качестве своеобразных центров инновационного способа преобразования образования.
На совещании по модернизации региональных систем общего образования Президент РФ В.В. Путин конкретизировал ориентиры развития системы образования, подчеркнув при этом не только цель, но и условия ее достижения: «Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов - ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы. При этом очевидно, что система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей» [5]. И, безусловно, слова президента относятся не только к общему образованию, но и ко всей образовательной системе России.
В то же время опыт первых шагов в направлении становления системы гармоничного образования, в котором совмещены качество, высокая компетенция и социальный статус педагогов как в общем, так и в высшем образовании, демонстрирует противоречивый характер высшего образования.
Социальная реальность показывает необходимость понимания того, что университет - это сложное интеллектуальное образование, которое не создается распоряжениями и указами, а выращивается как социальный организм, подчиняющийся закономерностям социокультурного развития. С этой точки зрения возраст федеральных университетов, даже созданных путем слияния образовательных организаций с достаточно богатой биографией, не дает оснований в полной мере предъявлять к ним требования, адекватные иерархам университетского мира. На данном этапе речь может идти об эффективности тех или иных стратегий, определяющих как общее направление и динамику развития, так и возможные векторы эксклюзивного характера, обеспечивающие траекторию первоначального движения, которая подвергается постоянной корректировке по мере продвижения вперед.
Это вовсе не означает отсутствие четко обозначенных оснований и соответствующих ориентиров достижения главной цели, поставленной перед федеральными университетами. Однако такой подход позволяет более глубоко учитывать специфическую форму образовательной организации распределенного типа, в качестве которой выступает ЮФУ, что будет способствовать динамизации поиска реальных социальных механизмов, обеспечивающих значительное усиление многообразного потенциала и оптимизацию его полноценного включения в развитие региона и решение стратегических задач, стоящих перед нашим государством.
Как показывает прошедшее время становления федерального университета, при всем том, что связано с освоением новых его функций и созданием соответствующей структуры, обеспечивающей, с одной сторо-
ны, высокую степень и эффективность управляемости, а с другой - развитие пространства академической свободы, системным принципом созидания целостности университетского культурно-интеллектуального пространства продолжает выступать классический квадривиум его элементов - вузовские научные исследования в неразрывном единстве фундаментальной и прикладной составляющих; непосредственная образовательная деятельность, опирающаяся на современные научно-педагогические технологии; воспитание как процесс, обеспечивающий воспроизводство интеллигентности; организационная автономия.
Другими словами, целостность университетского пространства может удерживаться на взаимопересечении научного, образовательного, воспитательного и организационного пространств. Такая основа вполне позволяет выстраивать пространственную систему культурно-образовательных отношений, которые размывают сохраняющиеся границы отдельно взятых образовательных учреждений становлением принципиально новой системно организованной структуры университетского пространства, солидаризированного по принципу специфики предметной деятельности, а не около профессиональных интересов отдельных групп.
В то же время следует учитывать, что «идея университета, как она существует в истории теоретической мысли, всегда содержит в себе смыслы, не сводимые к единообразию профессиональной деятельности единиц совокупности. Университет рассматривается как общность людей, духовно связанных, осознающих свою избранность и особое предназначение в обществе. Неслучайно идея университета осмысливается как миссия университета» [6]. В таком случае именно миссия университета и должна стать организующей идеей формирования целостного университетского пространства и соответствующей культуры как собирающей, сплачивающей силы, основанной на осознании каждым членом корпорации своего личного достоинства, одухотворенного сознательным участием в созидательно-преобразовательной деятельности.
Напомним, что уже на Ученом совете, посвященном пятилетию ЮФУ, отмечалось как самое большое - в рамках ЮФУ - достижение за прошедшее время то, что уже создан сегмент реальной деятельности, которую можно назвать деятельностью в формате Южного федерального университета. В этом сегменте люди уже реально совместно трудились, дискутировали, искали новые пути решения, схемы, механизмы. Был реальный процесс модернизации образования и научного процесса, в его рамках происходили взаимодействие и интеграция четырех вузов в один. Формировалась единая инфраструктура, единый менеджмент. Вырисовывались контуры стратегии развития университета, формы его работы.
Было засвидетельствовано, что инновационный кластер внутри четырех вузов, который можно назвать Южным федеральным университе-
том, уже появился. И это можно назвать серьезным достижением, поскольку «в отсутствие в мире университета существенной связи, которая предполагает общее движение к цели, возникает квазисвязь с бесцельностью или целью внешней - расширенным самовоспроизводством, которая разрушает логику воспроизводства университетской деятельности» [7].
Сегодня можно говорить о принципиально новом этапе развития университета, который более полно учитывает выдвигаемые некоторыми исследователями принципы, определяющие стратегию его развития и предполагающие дальнейшее изменение организационных механизмов. Среди них -отказ от жестких образовательных стандартов в пользу непрерывных образовательных инноваций; дальнейшее преобразование учебного заведения в исследовательский университет; смещение приоритетов от поддержания функциональности к вложениям в человеческий капитал; переход от региональной замкнутости к включению в международные сетевые профессиональные сообщества; превращение «башни из слоновой кости» в центр притяжения разнородных внеуниверситетских сил [8].
Сегодня российское образование вступило в новый этап модернизации, включающий в себя процесс трансформации образовательного процесса, обусловленный объективными социальными требованиями, предъявляемыми к будущему специалисту - выпускнику вуза. Для высшей школы трансформация образа выпускника влечет за собой необходимость пересмотра стратегической цели, а также содержания, форм, методов и технологий высшего профессионального образования. Поскольку институт образования не только связан с происходящими в обществе процессами, но и в значительной степени предопределяет их, постольку необходимо продуманное и выверенное отношение к изменению самой парадигмы высшего образования, которая в итоге опредмечивается посредством сформированной личности выпускника в реальные социальные отношения.
Именно с этой точки зрения и с учетом достигнутой степени зрелости на данном этапе развития ЮФУ были выбраны следующие приоритетные задачи: создание единого научно-образовательного пространства, формирование комплексных программ развития науки и вовлечение в исследования студентов, повышение статуса ЮФУ и укрепление магистерского направления подготовки, создание собственных образовательных стандартов, развитие научно-педагогических кадров и развитие системы студенческого самоуправления.
В то же время новый этап развития ЮФУ характеризуется еще и тем, что предыдущие годы были годами исканий эффективных путей к выполнению своей исторической миссии, которая формулируется в программе развития как сохранение и развитие научно-образовательной и культурной среды Юга России, обеспечивающей формирование граж-
данского сознания, призванного наилучшим образом служить России и всему миру. По всей вероятности, здесь необходимо уточнить понимание исторической миссии ЮФУ, поскольку она имеет как минимум два основных вектора.
Во-первых, задачи формирования федерального университета на проблемном Юге России, представляется, следует решать как геополитический проект в контексте новой государственной политики возрождающейся России. Южный федеральный университет, развивая академические, научные, культурные, образовательные, технические связи с университетами стран Востока, Азии и Средиземноморья, смог бы способствовать созданию академического моста, восполняющего эту недостающую связь для России.
Во-вторых, очевидна интегрирующая роль университета федерального значения в образовательно-научной, культурной, инновационной деятельности довольно разветвленной сети различных университетов, институтов, академий в Южном федеральном округе, составляющих 1/5 государственных вузов России. Все они в настоящее время не выступают как совокупность взаимосвязанных образовательно-научно-культурных учреждений. Ни в одном из тринадцати субъектов Южного федерального округа университеты не смогли стать прогнозными центрами социально-экономического развития своих территорий.
И поэтому свою историческую роль университет видит, с одной стороны, в сохранении, накоплении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества, с другой - в содействии росту экономического и социально-культурного потенциала региона с учетом этнополитических и этноконфессиональных особенностей через генерацию знаний и создание инновационных продуктов мирового уровня.
Ключевую роль в поставленной проблеме качественного изменения парадигмы высшего образования играет региональная образовательная политика. Принципиальной характеристикой формирующейся парадигмы высшего образования должна стать деятельная целостность культурных, политических, социальных, интеллектуальных и экономических ресурсов образовательного пространства региона. Именно требование целостности усилий в реализации образа высшей школы, соответствующего вызовам современности, является стратегическим принципом методологии построения новой парадигмы образования. И в первую очередь это требование должно стать основой для трансформационных процессов Юга России. Четко и ярко системная задача высшего образования как требование стремления высшей школы к единству культуры, образования и науки была поставлена в самом начале трансформационных процессов в стране Ю.А. Ждановым: «.несомненно одно - без развития научной мысли и культуры невозможно дальнейшее развитие России. Это - задача не толь-
ко государства, но и - а, может быть, в первую очередь! - общества. И только объединение всех тех, кто в этом искренне заинтересован, поможет в реализации такой бесспорной цели» [9].
Модернизация высшего профессионального образования в регионе и интеграция вузов Юга России в единое современное образовательное пространство прежде всего потребуют реализации социально-политических и административных ресурсов: федерального статуса и миссии Южного федерального университета. Именно в качестве научного и образовательного центра, в котором также сосредоточены и административные ресурсы, ЮФУ предполагает возглавить процессы консолидации высшей школы на основе общей концепции и программы развития образовательного пространства Юга России.
Это первый шаг к началу интеграционных процессов, которые действительно отвечают вызовам современности и соответствуют ожиданиям российского общества. В этой связи решение президиума Совета ректоров ЮФО, принятое 25 октября 2012 г., согласно которому руководителем совета избран ректор ЮФУ, стало действительно важным событием, которое несомненно повлечет за собой позитивные изменения в стратегии развития Южного федерального университета и образовательного пространства Юга России в целом.
Ректоры и председатели советов ректоров регионов единогласны в постановке главной задачи - осуществление трансформации высшей школы в регионах должно проходить по пути системной интеграции культуры, науки и образования. При этом необходимо осторожное, поступательное и избирательное отношение к инновациям в образовательной деятельности с одновременным сохранением отечественных образовательных традиций. Это требование складывается из понимания категории «качество образования» как гармоничного синтеза инноваций и традиций, работающего на повышение как образовательного уровня выпускников, так и престижа образовательного учреждения. Поскольку традиции в образовании включают в себя культурную составляющую, постольку новые подходы нужно внедрять постепенно, без радикальной ломки действующих и действенных институтов.
Началом интеграционного процесса в высшем профессиональном образовании для каждого руководителя является переоценка собственной деятельности, продуктивный обмен новыми подходами, формирование целостного, объемного видения миссии и деятельности вузов. Результатом рефлексии должны стать конкретные продуктивные предложения, которые будут способствовать интеграции научных исследований и направлений подготовки.
Поэтому на сегодняшний момент актуальным является выявление интеграционного потенциала вузов региона, а также путей его использо-
вания для развития всей системы высшего образования, стратегической задачей которого является оптимизация социально-экономического и культурного развития Юга России.
Важно также оценить степень интеграции образовательного пространства Юга России в целостное образовательное пространство страны, поскольку данная проблема является принципиальным фактором проектирования не только образовательной, но и социально-культурной политики России. При этом задача гармонизации целей и средств высшей школы не должна решаться через формальную стандартизацию специальностей, а должна учитывать культурную специфику регионов. В связи с поставленной проблемой общей задачей Совета ректоров Юга России становятся формирование идеологии и разработка управленческих механизмов реализации процесса взаимной интеграции региональных программ развития высшей школы в действительное образовательное пространство России.
Несмотря на требование гармонизации и интеграции образовательного процесса высшей школы, существуют и некоторые институциональные требования к высшей школе, исходящие от сформированной государственной политики в сфере образования. Несмотря на жесткость критериев оценки высших учебных заведений при проведении мониторинга высших учебных заведений, все же главную роль играет обозначенный нами культурный, социальный и интеллектуальный потенциал вуза. Наибольшую эффективность показывают именно те вузы, которые не утратили своего кадрового, научного, воспитательного потенциала и за этот счет дают реальное качественное образование.
Перед вузами, признанными эффективно работающими, ставятся еще более масштабные задачи, которые обусловлены все той же проблемой сохранения и формирования интеллектуального и воспитательного потенциала. Необходимо принятие мер, способствующих повышению престижа профессии преподавателя высшей школы. К таковым относится планируемое значительное повышение заработной платы преподавателей. К 2018 г., как ожидается, она должна в два раза превысить уровень средней заработной платы в регионе. При этом такая задача в большей степени ориентирована на собственный потенциал вузов и экономические возможности, которые они реализуют в ходе своей деятельности. Безусловно, эту задачу будет трудно выполнить. Именно поэтому вузовскому сообществу региона важно не только выработать консолидированную политику и программу развития, но и донести ее до Союза ректоров РФ, Министерства образования и правительства страны.
Стратегической целью развития высшей школы является и обеспечение возможности учета перемен и развития самого образовательного пространства, которое в российских условиях находится в состоянии не-
прерывной трансформации. Специфика российской ситуации - в том, что трансформация образовательных пространств осуществляется в разных регионах с неодинаковой скоростью и в разных направлениях. Выявление этих изменений, определение их характера и направленности, степени влияния на образовательные потребности граждан позволят системе высшего профессионального образования быстро и адекватно реагировать на происходящие перемены, отвечать на вызовы времени в соответствии с меняющимся региональным образовательным пространством.
Одной из важнейших задач, решение которой способно выступить и средством достижения стратегической цели учета перемен и развития самого образовательного пространства, является задача повышения квалификации сотрудников. Именно постоянное внимание к научному уровню преподавателей поможет обеспечить их соответствие требованиям времени. Поэтому повышение квалификации сотрудников высшей школы должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Постоянный обмен информацией и знаниями внутри вуза позволит сформировать новый образ преподавателя, что в свою очередь приведет к формированию иных критериев качества образования, отражающих процесс преподавания как в статике, так и в динамике.
Работа над повышением качества неразрывно связана с необходимостью создания стандартов нового поколения. И в этом направлении нам нужно действовать также интенсивно. Уже к 2015 г. предстоит сформировать не менее 800 стандартов. Таким образом, по этому вопросу Совету ректоров также необходимо выработать политику, создать специальный комитет, который бы занимался этой проблемой.
Немаловажным фактором становятся и экономические условия существования вуза. Обозначенную масштабную деятельность предстоит осуществлять в условиях перехода на новые принципы финансирования, которые определены Министерством образования и финансовой политикой страны. Переход к реализации государственных программ, с одной стороны, накладывает ограничения на самостоятельность вуза, с другой -указывает четкие ориентиры его развития. Так, уже разработана и утверждается программа развития науки и технологий, в соответствии с которой эффективное развитие образовательного учреждения ставится в зависимость от устойчивости спроса на его услуги. В этом отношении для образовательных учреждений высшего профессионального образования положительное значение имеет предлагаемый Минобрнауки переход от финансирования учреждений к финансированию программ подготовки, который позволяет динамично следовать за изменяющимся региональным спросом на образование.
Стоит обратить особое внимание на то, что программа развития Министерства образования в части, касающейся науки, формируется с
ориентиром именно на те научные профили, которые вузы обозначили как приоритетные направления своего развития. В указанных условиях особую важность обретает консолидация вузов при выполнении комплексных проектов, что может привести к созданию единой и долговременной научной структуры.
При этом стоит учитывать и существующие риски. Если высшему профессиональному образованию на Юге не удастся обеспечить проектную интеграцию, то часть научных школ и профилей подготовки может быть лишена финансирования на федеральном уровне. Поэтому вузовскому сообществу предстоит осуществлять меры поддержки экспертных объединений, научных школ, вести пропаганду существующих научных направлений. При этом популяризация и экспертная оценка должна исходить извне, что обеспечит вузу высокие баллы по ряду показателей рейтингов, мониторингов.
Таким образом, только интеграция позволит высшему профессиональному образованию реализовать задачи, которые стоят перед ним. Кроме того, формирование единого научно-образовательного пространства будет способствовать консолидации нации, созданию единой молодежной политики, что как никогда актуально для Юга России.
Приоритетные направления развития вузов, которые прежде всего продиктованы потребностями экономического развития наших территорий, так или иначе сформированы. Но задача образовательных учреждений - осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров - всегда будет корректироваться социальным запросом и научной парадигмой. Поэтому, помимо того, что вузам сегодня предстоит сосредоточиться на качестве образовательных услуг, важно также развивать новые технологии и программы развития дополнительного образования.
К настоящему моменту на Юге России сосредоточено 7 вузов, которые реализуют программу стратегического развития. Главная задача -объединить потенциал этих программ в области медицины, энергетики, нанотехнологий и очень важных для Юга России гуманитарных исследований - конфликтологии и межнациональных отношений.
При этом не стоит забывать, что образование и наука всегда идут впереди экономики и формируют новую экономику и новое общество. Опираясь на сложившуюся в регионе инновационную инфраструктуру, вузовскому сообществу предстоит сформировать соответствующую образовательную среду в регионе, которая могла бы формировать интеллектуальную элиту. Общая задача высшего профессионального образования региона заключается сегодня в том, чтобы последовательно, используя лучший отечественный и мировой опыт, сформировать на Юге России научно-образовательную среду, отвечающую требованиям сегодняшнего дня, стратегическим приоритетам развития Российской Федерации. На
решении этих вопросов и должен сконцентрироваться Совет ректоров ЮФО, опираясь на компетентное мнение научно-образовательного сообщества страны, учитывая все конструктивные и реализуемые в современных реалиях идеи.
Примечания
1. Дубинин Ю.В. Российские университеты (Уроки прошлого и задачи на завтра) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 21.
2. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010.
3. Пастухов В.Б. Концепция «идеального университета» как разновидность русской национальной утопии // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 26.
4. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003. С. 212.
5. Совещание по модернизации региональных систем образования. URL: http://news.kremlin.ru/news/16764 (дата обращения: 07.12.2012).
6. Огородникова И.А., Геринг А.Г. Идея университета - проект воплощения идеальной образовательной формы // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003. С. 108.
7. Козлова О.Н. Университет в сетях информации // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
8. Радаев В. Пять принципов построения нового университета // Pro et Contra. 2010. № 3. С. 8.
9. Жданов Ю.А. Во имя гуманизма и единения России // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 17.