Технологии проектирования научной региональной интеграционной политики как условие инновационного развития Юга России
А.А. Озеров Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Статья посвящена повышению эффективности региональной интеграционной политики Южного федерального университета на Юге России. Предложена концепция создания и развития учебно-научно-инновационного комплекса -департамента региональной интеграции на базе высшей школы университета Ключевые слова: Юг России, Южный Федеральный округ, Южный федеральный университет, технологии, департамент.
Долгосрочные интересы России состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евразийское экономическое пространство. Особая роль Южного (ЮФО) и СевероКавказского федеральных округов (СКФО) в этом процессе связана с их географическим положением, наличием значительного природно-ресурсного, производственного, научно-технологического, образовательного и кадрового потенциалов.
На Юге России сконцентрировано 15,8% населения страны (в том числе, 10 млн. человек экономически активного населения), 9,3% основных фондов, что составляет более 3 трлн. руб. Ресурсный потенциал Юга России составляют нефть, газ, уголь, вольфрам, молибден, цинк, а также лес, минеральные воды, сельскохозяйственные угодья, ресурсы гидроэнергетики и рекреационные ресурсы мирового значения. Потенциальными факторами развития экономики, укрепления геополитического статуса округов является его географическое положение естественного транспортного коридора между Севером и Югом, Западом и Востоком, накопленный потенциал многоотраслевого промышленного комплекса, представленного сельскохозяйственным, транспортным, атомным, энергетическим машиностроением, приборостроением, химической, пищевой и легкой
промышленностью, архитектурно-строительным комплексом, системой высшего профессионального образования [1].
Развитие Юга России по иновационно - ориентированному сценарию должно сопровождаться интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого секторов. Финансовые средства должны инвестироваться в модернизацию традиционных индустриальных, развитие новых постиндустриальных секторов экономики, реализацию национальных проектов, среди которых наиболее важные - развитие образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
На территории Юга России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе, в промышленности (топливно-энергетического, машиностроения,
металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зернового, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческого и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе, белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационного и информационно-коммуникационного). Реализация этих проектов требует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовку топ -менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики. Ядром этого модернизационного процесса призван стать Южный федеральный университет (ЮФУ) [2].
Южный федеральный университет способен существенно сблизить предложение образовательных, научных и инновационных услуг с реальной
потребностью в них ЮФО и СКФО, что создаст устойчивый потенциал инновационного развития и роста экономики регионов.
Южному федеральному университету для реализации «Программы развития» необходимо развертывание деятельности по ряду направлений и форм. Среди первоочередных мероприятий отметим следующие:
- формирование основ создания единого образовательного пространства ЮФО и СКФО, включая непрерывное профессиональное образование и повышение квалификации в соответствии с требованиями современного рынка труда;
- разработку программ развития инновационной экономки на Юге России, в т.ч., путем создания сети университетских технопарков, научного парка ЮФО и студенческих бизнес - инкубаторов;
- развитие послевузовского образования за счет расширения целевой подготовки в интересах субъектов ЮФО [3].
Это позволит, на первом этапе, приступить к созданию инфраструктуры регионального взаимодействия ЮФУ в осуществлении деятельности, призванной инициировать и координировать научные и образовательные мероприятия, связанные с интеграционными процессами во всех научных, образовательных и инновационных учреждениях Юга России в рамках стратегии развития ЮФУ.
Для повышения эффективности региональной интеграционной политики Южного федерального университета эффективных технологий её осуществления, механизмов взаимодействия университета с региональными партнерами, интенсификации научных исследований и образования в федеральных округах, необходимо создание и развитие учебно-научно-инновационного комплекса - департамента региональной интеграции на базе высшей школы ЮФУ [4].
Цель политики интеграции ранее автономных структур в департамент региональной интеграции состоит в достижении оптимального соотношения затрат и качества в сферах образования и науки за счет внедрения новых виртуальных структур и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств для проведения научных исследований и объединения научного сообщества [5].
Это позволит построить систему организации и поддержки мероприятий, связанных с интеграционными процессами во всех научных, образовательных и инновационных учреждениях ЮФО и СКФО в рамках стратегии развития ЮФУ, особенно сложной применительно к полиэтническому региону [6].
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих
задач:
Разработка на основе фундаментальных и прикладных исследований образовательных ресурсов нового поколения и внедрение этих ресурсов в учебный процесс [7].
1. Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетному для ЮФУ научно-инновационному направлению «Гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социо-экономических сообществ в полиэтническом регионе России».
2. Формирование инфраструктуры департамента региональной интеграции как виртуальной системы регионального взаимодействия ЮФУ и повышение качества управления интеграционными процессами во всех научных, образовательных и инновационных учреждениях округов в рамках стратегии развития ЮФУ [8].
3. Создание информационной среды (на базе портала департамента, сайтов ЮФУ, региональных научных журналов и издательств; электронных баз данных по различным аспектам регионального взаимодействия), обеспечивающей многоуровневое дистанционное взаимодействие участников интеграционных процессов в ЮФУ и округах [9].
4. Актуальность создания департамента региональной интеграции определяется стремлением к достижению Глобальной стратегической цели Программы развития ЮФУ, а именно, создания национального университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие Юга России, повышение ее национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий [10].
Департамент обеспечит университету формирование в регионе единого образовательного, информационного и социокультурного пространства, межнациональной, межконфессиональной толерантности, формирование социально востребованных качеств личности, ее профессиональное, нравственное, эстетическое и духовное развитие во имя процветания России.
Это позволит закрепить позиции департамента региональной интеграции как базового подразделения ЮФУ и определить его место и роль в новой структуре ЮФУ и превращение департамента в ключевое звено университетской и региональной научно-инновационной системы.
Литература
1. Атлас социально-экономического развития Юга России /под ред. А.Г. Дружинина. М.: Вузовская книга, 2011. 144 с.
2. Луковцева А.К. Формирование инновационного потенциала социально-экономического развития Южного федерального округа: дис. докт. экон. наук: 08.00.05/ Анна Константиновна Луковцева. Москва. 2012. 499 с.
З.Озеров А. А. Технологии проектирования социокультурного развития Юга России // Инженерный вестник Дона, 2014, №1, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2322.
4. Bjorn T. Asheim, Arne Isaksen Regional Innovation Systems: The Integration of Local 'Sticky' and Global 'Ubiquitous' Knowledge // The Journal of Technology Transfer January 2002, Volume 27, Issue 1, pp. 77-86.
5. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Veselovsky M. Ya., Sekerin V. D., Aleksakhina V. G. The problem of forecasting and modelling of the innovative development of social-economic systems and structures // Life Science Journal 2014; 11(8) pp. 549-552. URL:lifesciencesite.com.
6. Розин М.Д. Модельный подход к анализу и прогнозированию процессов социальных взаимодействий на Юге России // Инженерный вестник Дона, 2010, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2010/184.
7. Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России Выпуск № 3 / 2010 с. 3-7.
8. Буянова М.Э. Оценка риска социально-экономического развития регионов Юга России (факторный подход) // Вестник Волгоградского гос. унта. Сер.3,Экон. Экол. 2012. №1(20) с.84-93.
9. Розин М.Д., Олишевский Д.П., Олишевская А.В. Системное моделирование сферы обслуживания: научный, образовательный, инновационный и культурный аспекты // Инженерный вестник Дона, 2013, №4, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1984.
10. Горелова Г.В., Розин М.Д., Рябцев В.Н., Сущий С.Я. Когнитивные исследования проблем Юга России // Известия Южного федерального университета. Технические науки Выпуск № 3 / том 116 / 2011 с.78-93.
References
1. Atlas social'no-jekonomicheskogo razvitija Juga Rossii pod red. A.G. Druzhinina. [Atlas of socio-economic development of South Russiа] M.: Vuzovskaja kniga, 2011. 144 р.
2. Lukovceva A.K. Formirovanie innovacionnogo potenciala social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnogo federal'nogo okruga[Formation of innovative potential of socio-economic development of the Southern Federal District]: dis. dokt. jekon. nauk: 08.00.05. Anna Konstantinovna Lukovceva. Moskva. 2012. 499 р.
3. Ozerov A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2322.
4. Bjorn T. Asheim, Arne Isaksen Regional Innovation Systems: The Integration of Local 'Sticky' and Global 'Ubiquitous' Knowledge. The Journal of Technology Transfer January 2002, Volume 27, Issue 1, pp. 77-86.
5. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Veselovsky M. Ya., Sekerin V. D., Aleksakhina V. G. The problem of forecasting and modelling of the innovative development of social-economic systems and structures. Life Science Journal 2014; 11(8) pp. 549-552. URL:lifesciencesite.com.
6. Rozin M.D. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2010/184.
7. Anisimov P. F. Vysshee obrazovanie v Rossii Vypusk № 3. 2010 рр. 3-7.
8. Bujanova M.Je. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser.3, Jekon. Jekol. 2012. №1 (20) рр.84-93.
9. Rozin M.D., Olishevskij D.P., Olishevskaja A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1984.
10. Gorelova G.V., Rozin M.D., Rjabcev V.N., Sushhij S.Ja. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki Vypusk № 3. tom 116. 2011 рр.78-93.