ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УДК 327
DOI 10.24412/1815-0683-2023-2-5-11 В. В. ГОРЧАКОВ*
«Южнокорейский плащ»?
Освещается проблема сохранения ядерного нераспространения и недопущения милитаризации Корейского полуострова. Подчеркивается, что со сменой руководства в Республике Корея ожидаются изменения внешней политики страны, в частности, в вопросах сотрудничества с США в области атомной энергетики, а также активизация взаимодействий в рамках региональных структур: Индо-Тихоокеанской экономической структуры, Quad, Five Eyes.
Ключевые слова: ядерное нераспространение, Республика Корея, ядерное оружие, США, международные отношения, Индо-Тихоокеанский регион.
ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор. [email protected].
GORCHAKOV V. V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor.
V. V. GORCHAKOV
"South Korean Cloak"?
The article highlights the problem of preservation of nuclear non-proliferation and prevention of militarization of the Korean Peninsula. Author accents that the change of the leadership of the Republic of Korea led to change of foreign policy of the country, particularly in matters of cooperation with the USA in the field of nuclear energy and their relationship within regional structures: Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity, Quad, Five Eyes.
Keywords: nuclear non-proliferation, Republic of Korea, nuclear weapons, USA, international relations, Indian-Pacific region.
Сегодня Россия стремится к поддержанию стабильности в регионе у восточных границ. Важными факторами здесь являются сохранение режима ядерного нераспространения и недопущение милитаризации Корейского полуострова в целом. К сожалению, российско-южнокорейское сотрудничество потеряло динамизм еще в 20202021 гг. Причинами послужили, с одной стороны - пандемия, с другой - окончание
президентского срока демократа Мун Чжэ Ина. В результате объемы торговли упали, соглашение об инвестициях и свободной торговле услугами так и не было подписано, из-за ограничительных мер туризм трагически сократился, а взаимодействие в области высоких технологий под вопросом [1; 2].
В мае 2022 г. президентом Республики Корея стал консерватор Юн Сок Ёль [3; 5].
Южнокорейские эксперты отмечают желание Вашингтона дополнительно подорвать российско-южнокорейские отношения и плотнее привязать Республику Корея к западному лагерю. Сценарий дальнейшего развития двусторонних связей с Республикой Корея будет во многом зависеть от новой конфигурации международных отношений в мире и регионе. Президент Юн Сок Ёль нацеливает командование своих вооруженных сил на «незамедлительный и решительный отпор» в случае провокаций со стороны КНДР. Повод для беспокойства сегодня дает позиция руководства КНДР по вопросам использования ядерного оружия (ЯО). В этих обстоятельствах приобретает особую актуальность идея возвращения на Корейский полуостров американского тактического ядерного оружия (ТЯО) либо создание Южной Кореей собственного ядерного арсенала. Эта тема в настоящее время становится неотъемлемым элементом общественного дискурса в Республике Корея по вопросам национальной безопасности. В пользу обретения ядерного статуса все более часто высказываются влиятельные политики, деятели правящей партии, представители военных кругов. Как заявил лидер парламентской фракции Консервативной партии «Сэнури» Вон Ю Чхоль, «мы не можем каждый раз просить зонтик, когда идет дождь. Нам нужен плащ, который мы сможем носить сами» [4; 8; 9].
В работе [6] «Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире» авторы систематизировали причины, которые могут подтолкнуть государства к созданию ЯО. Часть из них имеют прямое отношение к Южной Корее.
Исследования в Южной Корее в ядерной области начались в конце 1950-х гг. В ноябре 1962 г. в Сеуле с помощью США был пущен первый исследовательский ядерный реактор мощностью 100 кВТ; в 1975 г. были сданы в эксплуатацию еще два исследовательских реактора. В 1978 г. в окрестностях Пусана было завершено строительство первой атомной электростанции (АЭС) на основе американского легководного реактора мощностью 587 МВт [6; 10; 11].
Военная программа Южной Кореи началась в 1970 г. как реакция на «Доктрину Никсона» 1969 г. Она ориентировала азиатских союзников США на решение проблем военной безопасности собственными силами. В 1971 г. южнокорейское правительство сформировало Комитет
по исследованию вооружений. В 1973 г. Комитетом был разработан долгосрочный план создания ЯО. Стоимость его реализации в течение 6-10 лет оценивалась в 1,5-2 млрд долл. США. На первоначальном этапе в качестве приоритета рассматривалось создание плутониевого ядерного заряда.
В 1970-1975 гг. велись переговоры с Францией о строительстве завода по радиохимической переработке облученного ядерного топлива и выделению плутония. Однако под давлением США Франция отказалась от южнокорейского предложения в апреле 1975 г. В 1975 г. Республика Корея под давлением США и Канады ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Секретная ядерная программа, однако, была продолжена и после ратификации ДНЯО. В то время военно-политическое руководство Республики Корея исходило из необходимости сохранить научно-технический задел для возможной военной ядерной программы.
В 1977 г. была инициирована разработка собственного реактора и проведен ряд экспериментов по извлечению плутония из переработанного топлива.
Несмотря на подписание ДНЯО, Южная Корея тайно приступила к самостоятельной разработке технологий радиохимической переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и обогащения урана. В период с 1979 по 1981 г. в Корейском институте ядерных исследований (КИЯИ) проводились эксперименты по обогащению урана 235 до уровня 3 % с использованием химического обменного процесса.
В период с 1983 по 1987 г. было налажено мелкосерийное производство боеприпасов из обедненного урана.
В 1990-2000 гг. были проведены эксперименты по обогащению урана с помощью технологии лазерного расщепления изотопов. Информация о работах Южной Кореи в области обогащения урана и выделения плутония в нарушение обязательств по соглашению с МАГАТЭ стала достоянием международной общественности только в 2004 г., когда южнокорейские представители передали в МАГАТЭ полную информацию о ядерной программе за прошедшие годы.
Данные об итогах экспериментов не позволяют прийти к выводу о том, что Республика Корея имеет серьезный задел в области создания взрывного ядерного устройства. В то же время южнокорейским ученым, по всей видимости, удалось прибрести опыт выделения плутония и обогащения урана, а также расширить знания в области металлургии урана, что может представлять интерес для военной ядерной программы [10].
Южная Корея, давая соглашение на ратификацию ДНЯО, оговорила для себя «американский ядерный зонтик». С января 1958 г. на территории Южной Кореи под контролем США размещалось ядерное оружие. В 1967 г.
на базах США в Южной Корее насчитывалось около 950 ядерных боезарядов. Всего за 33 года на территории страны находилось 11 типов ЯО США. Около 100 последних ядерных боезарядов были выведены из Южной Кореи в декабре 1991 г., накануне подписания двумя Кореями «Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной» (20 января 1992 г.) [8].
Сегодня в Республике Корея развитая атомно-энергетическая отрасль. Первоначально становление атомной энергетики страны было обеспечено за счет широкого партнерства с США с последующим выходом на создание собственных технологий. В настоящее время на территории Республики Корея в эксплуатации находятся 24 энергоблока, еще 4 блока в процессе строительства. Вновь избранный президент Юн Сок Ёль заявил о дальнейшем развитии атомной энергетики в Республике Корея [9].
В южнокорейском обществе есть очевидный запрос на политику с позиции силы. В этих условиях партия, которая выдвинет лозунг создания ЯО, вероятно, сможет заработать дополнительные политические очки. В работе [12] были приведены результаты изучения общественного мнения по этому вопросу. Накануне выборов президента Республики Корея в марте 2022 г.: 71 % высказались за развитие собственного ЯО в Южной Корее, 56 % поддержали развертывание американского ЯО в Южной Корее. Когда же задавался вопрос о выборе варианта, то подавляющее большинство отвечающих предпочитали независимый арсенал - 67 %, американское восстановление - 9 %. При этом интересно заметить, что против американского восстановления ЯО в Республике Корея выступали 40 %, тогда как против создания собственного ядерного арсенала - 26 %. Однако попытка начать военную ядерную программу в открытую столкнет руководство Республики Корея с явным противодействием всех ядерных держав и особенно КНР, которая не заинтересована в усилении проамериканского блока государств в непосредственной близости от своих границ. Позиция действующей администрации на это счет до конца не определилась. Юн Сок Ёль поначалу допускал возможность возвращения в страну американского ТЯО, но впоследствии отказался от этих идей. Сеулу приходится считаться с официальной точкой зрения Вашингтона, не желающего размещения этих вооружений в Южной Корее.
Что же касается перспективы создания Сеулом собственного военного ядерного потенциала, то она на данном этапе представляется нереальной. Вместо этого Сеул согласовывает с США несколько военных и стратегических решений по вопросам безопасности.
Во-первых, это обеспечение присутствия в стране на регулярной основе стратегических ресурсов США из состава триады: стратегических бомбардировщиков, атомных подводных лодок и авианосцев.
Во-вторых, южнокорейцы намерены добиваться обсуждения с союзником вопроса о порядке применения американских гарантий безопасности, включая задействование «ядерного зонтика» при возникновении чрезвычайных обстоятельств на Корейском полуострове и угроз безопасности Южной Корее. Попытка создания ЯО поставит под угрозу и международный престиж страны, и, вероятно, приведет к краху военного союза с США, в чем южнокорейские элиты на данный момент не заинтересованы.
В марте 2022 г. вслед за американскими санкциями Южная Корея объявила о контроле над экспортом в РФ 57 нестратегических товаров и технологий. Накануне 5-дневного государственного визита в США президента Республики Корея Юн Сок Ёля в мае 2023 г. были введены дополнительные экспортные ограничения в отношении России и Белоруссии. С учетом внесенных дополнений, список позиций экспорта в Россию, в отношении которых будут действовать более жесткие правила, расширился до 798.
Визит южнокорейского президента был приурочен к 70-летию стратегического альянса двух стран времен Корейской войны 1950-1953 гг. Саммит Республики Корея и США, по комментариям прессы, «укрепил взаимную безопасность и взаимное процветание и заложил прочную основу для дальнейшего развития альянса как глобального всеобъемлющего стратегического альянса в XXI веке» [13]. Альянс направлен на усиление расширенного сдерживания, восстановление доверия к обязательствам США защищать Южную Корею, которая сохраняет безъядерность в соответствии с Соглашением о денуклеаризации 1992 г. Создается новая организация - Консультативная группа по ядерным вопросам (NCG). Она призвана обеспечивать уважение суверенитета обеих стран в случае, если США применят свое ЯО в ответ на нападение Северной Кореи с применением оружия массового уничтожения.
Приоритетом нового международного курса объявлено выстраивание всеобъемлющего глобального альянса с США. Президент Республики Корея Юн Сок Ёль ставит во главу угла задачу конструирования альянса, основанного на взаимном доверии и общих ценностных подходах. По его словам, Южная Корея должна делать больше, чем просто заявлять о поддержке политики США или стоять на их стороне. «Мы должны вместе с США трудиться над решением глобальных проблем; причем Южная Корея должна играть роль лидера в тех вопросах, которые требуют нашего участия». На практике это означает активизацию взаимодействия с союзником не только на двусторонней основе, но также в рамках региональных структур, прежде всего запущенной недавно Индо-Тихоокеанской экономической структуры, а также Quad, Five Eyes. Выдвигаемые в Сеуле идеи «глобального ведущего государства» подразумевают, в частности,
что Южная Корея при опоре на свой возросший экономический и военный потенциал станет инициатором формирования универсальных норм и правил в регионе, опирающихся на «общие ценности». Устремления Сеула связаны с намерениями стать одним из лидеров в установлении нового регионального экономического порядка [7].
Отметим другой важный момент: взаимоотношения Южной Кореи с Quad, а также другими американоцентричными структурами могут вызвать обострение болезненных для Японии вопросов, связанных с историческими и территориальными спорами между двумя странами. Слабыми местами остаются отсутствие внятной стратегии на российском и китайском направлениях, а также плана выхода из тупиковой ситуации в межкорейских отношениях. Складывается впечатление, что Сеул не совсем представляет, что следует делать для урегулирования ядерной проблемы на Корейском полуострове. Отставляя эти вопросы открытыми, Южная Корея рискует столкнуться с трудностями в гонке за глобализацией и региональным экономическим лидерством.
Список литературы
1. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: Достижения проблемы перспективы / под ред. А. В. Торкунова, Д. В. Стрельцова, Е. В. Колдуновой. М.: Аспект-пресс, 2022. 256 с.
2. Грудев В. Е. Российско-южнокорейское сотрудничество в области высоких технологий на современном этапе: проблемы и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 100-112.
3. Давыдов О. В. Внешнеполитическая стратегия администрации Юн Сок Ёля и американо-южнокорейский альянс // Мировая экономика и международные отношения. 2023. № 1, т. 67. С. 68-79.
4. Дешко В. К. Южнокорейские вызовы режиму нераспространения ядерного оружия // Молодой ученый. 2010. № 3 (14). С. 218-220.
5. Дьячков И. В. Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 44-55.
6. Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире / под ред. В. А. Орлова, С. Д. Семенова. М.: ПИР-Пресс, 2023. С. 54-72.
7. Песцов С. К. Индо-Тихоокеанский регион: эволюция взглядов и подхода Южной Кореи // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1 (102). С. 122-136.
8. США и Южная Корея обсудили размещение тактического ядерного оружия // Российская газета. 2017. 31 августа. URL: https://rg.ru/2017/08/31/ssha-i-iuzh naia-koreia-obsudili-razmeshchenie-takticheskogo-iademogo-oruzhiia.html (дата обращения: 26.04.2023).
9. Южная Корея передумала отказываться от мирного атома // Российская газета. 2022. 19 марта. URL: https://rg.ru/2022/03/19/iuzhnaia-koreia-peredumala-ot kazyvatsia-ot-mirnogo-atoma.html (дата обращения: 26.04.2023).
10. Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН, ПИР-Центр, 2009. С. 63-65.
11. Ядерное оружие после холодной войны / под ред. А. Арбатова, В. Двор-кина; Московский центр Карнеги. М.: РОССПЭН, 2006. С. 437-445.
12. Dalton T. FriedhoffK., Kim L. Thinking Nuclear: South Korean Attitudes on Nuclear Weapons. URL: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/thin king-nuclear-south-korean-attitudes-nuclear-weapons (дата обращения: 23.02.2023).
13. Maxwell D. Sometimes Less is More: The Most Important 26 Words of ROK-US Summit. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2023/05/137_3504 94.html (дата обращения: 16.05.2023).
© Горчаков В. В., 2023 © Gorchakov V. V., 2023
Для цитирования:
Горчаков В. В. «Южнокорейский плащ»? // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 5-11.